Главная / Технология / Рабочая программа по образовательной робототехнике (5 класс)

Рабочая программа по образовательной робототехнике (5 класс)

hello_html_m7841f0af.png


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Общеобразовательный Лицей№7»


ПРИНЯТО

школьным методическим

объединением

протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор лицея


______________ И.Д. Перевалова


приказ № _____ от 31.08.2014 г.


Рабочая программа


По РОБОТОТЕХНИКЕ


Ступень обучения, класс (классы) – __основное общее,_5 класс____


Уровень – ___базовый_____




Срок реализации программы 0,5 года


Количество часов в неделю – 1 часа, всего 17 часов, в том числе лабораторных занятий – _____ , практических – ___ , экскурсий – _____ , контрольных работ _____.



Автор(ы) Новикова А. М.,


Стаж работы, квалификационная категория:

Новикова А.М.. – 7 лет, первая квалификационная категория







Год составления программы – 2014

hello_html_m7841f0af.png


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Общеобразовательный Лицей№7»

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей информатики

Протокол № ___ от «__»

__________________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель зам.директора по УР МОУ Лицей №7

«__»_______________2014г.


«Утверждаю»

Директор МОУ Лицей №7

Перевалова И.Д.


_________________


Рабочая программа учебного курса

_____Робототехника________”

для 5 классов

Составитель: учителя информатики

МОУ лицей №7

Железнодорожного района

Новикова А.М.


2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка


Основным содержанием данного курса являются постепенное усложнение занятий программирования роботов с использованием материалов книги С.А. Филиппова «Робототехника для детей и родителей» , образовательных наборов MINDSTORMS NXT 2.0, компьютеров.

На уроках используются конструктор серии LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 с программным обеспечением ПервоРобот (CD-R диск с визуальной средой программирования NXT-G).

Используя персональный компьютер, либо нетбук или ноутбук с ПО NXT-G, LEGO-элементы из конструктора ученики могут конструировать управляемые модели роботов. Загружая управляющую программу в специальный LEGO-компьютер NXT и присоединяя его к модели робота, робот функционирует автономно. NXT работает независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа; получая информацию от различных датчиков и обрабатывая ее, он управляет работой моторов.

Итоги изученных тем подводятся учениками написанием собственных программ, ориентированных на виртуальные модели, которые должны будут реализоваться на следующей ступени обучения.


Цель:

  • Научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.

Задачи:

  • Знакомство со средой программирования NXT-G;

  • Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;

  • Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;

  • Умение учеников работать в группах.


В основу представляемого вводного курса для 5 классов положены следующие принципы:


    • Целостность и непрерывность;

    • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения;

    • Практико – ориентированность;

    • Принцип дидактической спирали;

    • Принцип развивающего обучения.


Согласно действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).


Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нес­тандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:


Тема

Компетенции


1.


Введение в робототехнику

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая


2.


Программирование

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая


Для реализации данного календарно тематического плана система информационно - методического обеспечения учебного процесса представлена в виде:

  • методического пособия для учителя под редакцией Филиппова;

  • текстового процессора Word;

  • пакета презентационной графики PowerPoint;

  • программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT-G, язык интерфейса русский и английский;

  • сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными или тестовых заданиями.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока

Кол-во часов

Дата

фактическая

Тема урока

Вид урока

Видео или компьютерное обеспечение

Практическая работа

Домашнее задание

Примечание

1

2.09-06.09


Введение в робототехнику Конструкторы компании ЛЕГО

комбинированный

Презентация

Видео




1

8.09-13.09


Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0

комбинированный

Презентация

Образовательный набор NXT-G 2.0

Видео



Карточки для тетрадей с названиями сенсоров

1

15.09-20.09


Конструирование первого робота

комбинированный

Презентация

Образовательный набор NXT-G 2.0


Базовая конструкция по схеме

1

22.09-27.09


Изучение среды управления и программирования

Практическая работа

презентация

Образовательный набор NXT-G 2.0

инструкционные карты

Задание 1



1

29.09-4.10


Программирование робота

Использование звука и экрана

комбинированный

Образовательный набор NXT-G 2.0

Презентация

Видео

Задание2



1

6.10-11.10


Движение вперед и назад Ускорение

Практическая работа

Образовательный набор NXT-G 2.0

презентация

Задание3, 4



1

13.10-18.10


Плавный поворот

Разворот на месте

Практическая работа

Образовательный набор NXT-G 2.0

презентация

инструкционные карты

Задание5, 6



1

20.10-25.10


Езда по квадрату

Парковка

Практическая работа

Образовательный набор NXT-G 2.0

инструкционные карты

Задание7



1

27.10-1.11


Программирование модуля «Мой блок»

Копирование действия

Практическая работа

Образовательный набор NXT-G 2.0

Презентация

инструкционные карты

Задание8



1

3.11-8.11


Обнаружение звука

Управление по звуку

Практическая работа

Образовательный набор NXT-G 2.0

Презентация

инструкционные карты

Задание9



1

10.11-15.11


Определение расстояния

Калибровка датчика

Практическая работа

Образовательный набор NXT-G 2.0


Задание10, 11



1

17.11-22.11


Контроль расстояния

Практическая работа

Презентация

инструкционные карты

Образовательный набор NXT-G 2.0

Видео

Задание12,13



1

24.11-29.11


Обнаружение черты

Практическая работа

Презентация

инструкционные карты

Образовательный набор NXT-G 2.0


Задание14



1

1.12-6.12


Движение по линии

комбинированный

презентация

Образовательный набор NXT-G 2.0


Задание 15



1

8.12-13.12


Движение по линии

комбинированный

инструкционные карты

Образовательный набор NXT-G 2.0

Видео

Задание16



1

15.12-20.12


Проверочная работа

комбинированный

инструкционные карты

Образовательный набор NXT-G 2.0

Видео

Задание17



1

22.12-27.12


Обобщение пройденных тем за полугодие

комбинированный

инструкционные карты

Образовательный набор NXT-G 2.0


Задание18




Список используемой литературы


Список используемой литературы

Для педагогов:

  1. Гаазе-Рапопопорт М.Г. От амебы до робота: модели поведения / М.Г. Гаазе-Рапопопорт, Д.А. Поспелов. – М., 1987.

  2. Кривич М. Машины учатся ходить / М.Кривич. – М., 1988.

  3. Русецкий А.Ю. В мире роботов / А.Ю. Русецкий. – М., 1990.

  4. Бабич А.В., Баранов А.Г., Калабин И.В. и др. Промышленная робототехника: Под редакцией Шифрина Я.А. – М.: Машиностроение, 2002.

  5. Богатырев А.Н. Электрорадиотехника. Учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008.

  6. Гордин А.Б. Занимательная кибернетика. – М.: Радио и связь, 2007.

  7. Громов СВ., Родина Н.А. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  8. Громов СВ., Родина Н.А. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  9. Скотт Питер. Промышленные роботы – переворот в производстве. – М.: Экономика, 2007.

  10. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

  11. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

  12. http://www.lego.com/education/

  13. http://www.wroboto.org/

  14. http://www.roboclub.ru/

  15. http://robosport.ru/

  16. http://lego.rkc-74.ru/

  17. http://legoclab.pbwiki.com/

  18. http://www.int-edu.ru/


Для учащихся:

  1. Фу К., Гансалес Ф., Лик К. Робототехника: Перевод с англ. – М. Мир, 2010.

  2. Шахинпур М. Курс робототехники: Пер. с англ. – М.; Мир, 2002.

  3. Юревич Ю.Е. Основы робототехники. Учебное пособие. Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2005.

  4. Громов СВ., Родина Н.А. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Громов СВ., Родина Н.А. Физика. учебник для учащихся общеобразовательной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  6. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

  7. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

  8. http://robotclubchel.blogspot.com/

  9. http://legomet.blogspot.com/

  10. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/


Рабочая программа по образовательной робототехнике (5 класс)
  • Технология
Описание:

Предлагаемая разработка ориентирована на оcвоение учениками основ программирования робототехнических наборов. Программа расщитана на 1 полугодие объемом 17 часов (1 час в неделю). В программу не вошли темы связанные с конструированием роботов, так как время, затраченное на сборку, вынесено в программу дополнительного образования.                                                                                                                                                                                                                                                                            Дидактическая потдержка программы основана на электромнном учебнике по программированию на NXT-G.

Автор Новикова Александра Михайловна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 3171
Номер материала 3898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓