Главная / География / Рабочая программа по "Начальному курсу географии" для 6 класса

Рабочая программа по "Начальному курсу географии" для 6 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897

  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).

  4. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.

  6. Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  7. Рабочая программа учебного курса географии 6 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии для 5—9 классов.

Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа», 2012г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



Цели и задачи курса:

  • Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подход для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомлением с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационые системы и Интернет-ресурсы.





Общая характеристика учебного предмета



Начальный курс географии – это второй по счету школьный курс географии.

В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Именно при изучении этого курса продолжается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.



Место учебного предмета в базисном учебном плане



Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Начальный курс», на этапе основного общего образования, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Программа рассчитана на 1 год.





Содержание тем учебного курса географии



Наименование

разделов

(кол-во часов)

Характеристика основных содержательных линий, тем.

Перечень практических работ.




1. Введение (3)


Предмет географии. История развития географических знаний. Земля – планета Солнечной системы.

Пр. р.№ 1 «Наблюдение за погодой».

2. Виды изображений поверхности Земли (17)


Виды изображения местности, условные знаки, план местности. Масштаб: численный, именованный и линейный масштабы.

- Стороны горизонта, ориентирование, азимут. Изображение неровностей земной поверхности на плане, карте. Съемка местности и ее виды. Форма и размеры Земли, глобус. Географическая карта, виды карт. Меридианы, параллели, градусная сетка.

Географическая широта и долгота, их изображение на глобусе и карте. Географические координаты. Шкала высот и глубин. Использование плана местности и географических карт человеком.

Пр.р.№2 «Ориентирование на местности».

Пр.р. №3 «Ориентирование по плану».

Пр.р.№4 «»Определение географических координат».


3. Строение Земли. Земные оболочки(42)


- Внутреннее строение Земли, ядро, мантия, земная кора, ее виды; литосфера, рельеф.

- Горы, виды гор по возрасту и абсолютной высоте, размещение гор на Земле. Равнины и их виды по абсолютной и относительной высоте. Размещение равнин на Земле.

- Горизонтальные и вертикальные движения земной коры, землетрясения. Изменение земной коры под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Характерные черты рельефа дна Мирового океана. Крупнейшие острова и полуострова Земли.

Охрана земных недр и поверхности суши.





- Вода на Земле, мировой круговорот воды, гидросфера и ее составные части. Температура и соленость воды. Ветровые волны и цунами. Течения и их виды по температуре, глубине и образованию.

- Мировой океан и его части: моря, проливы, заливы. Подземные воды, их виды, происхождение и охрана. Река, ее составные части, виды рек, питание и режим реки; пороги и водопады. Крупнейшие реки мира. Озера, виды озер по стоку, солености и происхождению котловины. Крупнейшие озера мира. Ледник, горные и покровные ледники, снеговая линия, морена, айсберги. Каналы, водохранилища, пруды, болота Богатства Мирового океана. Изучение и охрана Океана. Охрана поверхностных вод.



- Атмосфера, ее строение и состав, тропосфера, значение атмосферы и ее изучение. Абсолютная и относительная влажность воздуха, облака и их виды. Виды осадков и их измерение. Погода: ее изменение и предсказание. Климат и его характеристика. Световые и тепловые пояса Земли. Тропики и Полярные круги, воздушные массы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих ветров.

- Температура воздуха и ее измерение, термометр, суточный ход температуры, ее изменение с высотой места. Средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Атмосферное давление и его измерение, барометр, изменение давления. Ветер и виды ветров. Бриз и муссон. Флюгер. Роза ветров.





- Биосфера. Распространение живых организмов на суше и в океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды, строение и состав почвы.





- Природный комплекс, географическая оболочка, взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Воздействие человека на ПК.




Пр.р.№5: «Сравнение ГП гор и равнин по плану».

Пр.р.№6: «Нанесение на к/к названий изученных географических объектов».

Пр.р.№7: « Описание ГП моря по плану».

Пр.р. № 8 « Выявление изменений глубин океанов».

Пр.р. № 9: «Построение графиков суточного и месячного хода температуры воздуха».

Пр.р. № 10: «Построение розы ветров в своей местности».

Пр.р. № 11 «Построение диаграммы облачности в своей местности».

Пр.р. № 12 «Построение диаграммы годового количества осадков в своей местности».

Пр.р.№13: «Описание погоды в своей местности за день (неделю)».

Пр.р.№14: «Описание ПК своей местности».




4. Население Земли(3)


- Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли.

Основные типы населённых пунктов. Человек – часть биосферы.

Пр.р.№ 15 «Определение ГП государства на материке».


5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека(2)

- Стихийные природные явления: землетрясения, вулканы, наводнения, смерчи, ураганы.





Тематическое планирование



Раздел программы

(кол-во часов)

Основное содержание по темам

Характеристики основных видов деятельности ученика

1. Введение (3)


География как наука.

Путешествия и географические открытия.

Земля- планета Солнечной системы.


Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Называть предмет и объекты изучения географии.

Называть основные пути и этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Называть форму и размеры Земли. Составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе».

2. Виды изображений поверхности Земли (17)


Понятие о плане местности.

Масштаб.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности.



Форма и размеры Земли.

Географическая карта.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта (долгота). Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Значение планов местности и географических карт.

Называть содержание понятий: план местности, масштаб, географическая карта, относительная и абсолютная высоты, географические координаты;

Объяснять особенности различных видов изображения местности, сходства и отличия планов местности и географической карты; способы изображения географических объектов и явлений на планах и картах;

показывать основные элементы градусной сети.

Определять по плану и карте объекты местности, направления, расстояния, высоты точек; определять географические координаты.


3. Строение Земли. Земные оболочки(42)


Литосфера

Земля и её строение.

Горные породы и минералы.

Движения земной коры.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.



Рельеф суши. Горы.

Равнины суши.

Рельеф дна Мирового океана.























Гидросфера



Вода на Земле.



Части Мирового океана.

Некоторые свойства океанической воды.

Океанические течения.

Изучение Мирового океана.



Подземные воды. Реки. Озёра. Ледники. Искусственные водоёмы.

Загрязнение гидросферы.



Атмосфера



Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

Атмосферное давление. Ветер.

Водяной пар в атмосфере. Облака.

Атмосферные осадки. Погода. Климат.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Причины, влияющие на климат.











Биосфера



Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли. Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки.

Природный комплекс.

Литосфера

Называть особенности внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению; меры охраны.

Показывать крупнейшие вершины мира; основные формы рельефа суши и дна океана, их различия по высоте, происхождению.

Объяснять виды движения земной коры; проявления землетрясения; характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры.

Особенности рельефа дна Мирового океана.

Определять Г.П. гор и равнин по плану; находить их на физической карте России и полушарий; наносить объекты на контурную карту.

Определять минералы и горные породы по образцам.

Распознавать потухшие и действующие вулканы, приводить примеры; определять географические координаты крупных вершин.

Описывать изменения земной коры человеком.



Гидросфера

Называть состав гидросферы;

составные части Мирового океана: состав вод суши; особенности рек, озер, подземных вод, ледников, хозяйственное значение вод, меры по их бережному использованию и охране.

Определять ГП объектов гидросферы;

описывать использование и изменение гидросферы человеком.

Определять по карте глубину океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа;

определять по форме озерной котловины ее происхождение;

наносить объекты гидросферы на контурную карту; оперировать тематической терминологией.

Атмосфера

Называть содержание понятий: атмосфера, погода, климат, ветер, атмосферные осадки; строение атмосферы;

Объяснять особенности суточного и годового вращения Земли и их следствия; особенности времен года;

Давать характеристики погоды и ее изменение: температура, давление, ветер, основные мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения. Определять положение объектов относительно поясов освещенности.

Строить графики хода температуры, розу ветров, диаграммы осадков и анализировать их; вычислять среднюю температуру воздуха, амплитуды температур; решать задачи, отражающие изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

Биосфера

Называть состав биосферы; приспособления растений и животных к условиям жизни; почва, ее компоненты.

Объяснять особенности различных биокомплексов, их возможные изменения человеком.

Приводить примеры взаимодействия между оболочками Земли: литосферой, гидросферой атмосферой и биосферой.

Описывать почвы, их использование и изменение человеком.

Объяснять взаимосвязь между компонентами природы.








4. Население Земли(3)


Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли.

Основные типы населённых пунктов. Человек – часть биосферы.

Называть численность населения земного шара; основные человеческие расы.

Виды и род занятий населения.

Читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы.

По характерным признакам делить людей на расы.

Описывать изменения природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории.


5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека(2)

Стихийные природные явления.

Объяснять причины вредного влияния природы на человека.

Основные правила поведения в случае стихийных природных явлений.

Использовать карты различного содержания и другие источники для извлечения географической информации.






Календарно – тематическое планирование



урока

Тема раздела и урока (количество часов)

Сроки изучения


Темы контрольных и практических работ

Оборудование

Требования к результату

Виды контроля знаний

1

ВВЕДЕНИЕ.(3)

География как наука(1)



Пр.р.№1 Наблюдение за погодой.

Карта полушарий, атлас и к/к. Календарь погоды

Знать объекты изучения географии; особенности Земли как планеты. Уметь определять высоту солнца над горизонтом, температуру воздуха.

Фронтальный опрос

Практическая работа

2

Путешествия и географические открытия(1)




Диск: Начальный курс географии 6 класс

Карта «Путешествия и геогр.открытия», глобус «Геогр.открытия», карта полушарий, атласы

Знать результаты географических путешествий; доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли.

Индивидуальный опрос, работа с картой

3

Земля – планета Солнечной системы(1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Атлас

Составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе».


Фронтальный опрос

4

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (16)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (7)

Понятие о плане местности (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Атлас




Знать содержание понятия: план местности; особенности различных видов изображения местности, сходства и отличия планов местности и географической карты; способы изображения географических объектов и явлений на планах.


Индивидуальный опрос

5

Масштаб (2)



Атлас, линейка, рулетка

Знать содержание понятия масштаб. Уметь пользоваться масштабом для изображения расстояний на местности.

Фронтальный опрос

6

Стороны горизонта. Ориентирование (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Компас

Определять стороны горизонта на плане и на местности.

Фронтальный опрос, работа с атласом

7

Пр.р. № 2 Ориентирование на местности (1)


Пр.р. № 2 Ориентирование на местности.

Планшет, компас, ластик, карандаш, рабочая тетрадь

Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, плана. Составлять простейший план местности.

Практическая работа

8

Изображение на плане неровностей земной поверхности (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис.в учебнике

Определять относительную и абсолютную высоту отдельных точек. Знать способы изображения земной поверхности.

Фронтальный опрос

9

Пр.р. № 3 Ориентирование по плану (1)


Пр.р. № 3 Ориентирование по плану.

Рабочая тетрадь

Умение ориентироваться по плану местности.

Работа с рабочей тетрадью

10

Составление простейших планов местности (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис. в учебнике

Составление простейшего плана местности с помощью условных знаков.

Индивидуальный

11

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (9)

Форма и размеры Земли. Географическая карта (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Глобус, физ.карта полушарий, России; полит.карта и к/к

Знать форму и размеры Земли.

Уметь определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор.

Фронтальный опрос

12

Градусная сеть на глобусе и картах (1)



Глобус, физ.карта полушарий

Знать содержание понятий параллели, меридианы. Определять расстояния и направления по карте и глобусу с помощью градусной сети.

Выборочный

13

Географическая широта (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Глобус, физ. карта полушарий

Определять географическую широту точек земной поверхности.

Фронтальный опрос, работа с картой

14

Географическая долгота (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Глобус, физ. карта полушарий

Определять географическую долготу точек земной поверхности.

Фронтальный опрос, работа с картой

15

Географические координаты (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Глобус, физ. карта полушарий


Умение определять географические координаты точек земной поверхности. Находить по координатам точки на карте.

Работа с картой

16

Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов местности и географических карт (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Физическая карта полушарий

Способы изображения на картах рельефа. Определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.

Фронтальный опрос

17

Пр.р. № 4 Определение географических координат (1)


Пр.р. № 4 Определение географических координат.

Глобус, физ. карта полушарий, рабочая тетрадь


Определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте; географическое положение своего населённого пункта.

Работа с атласом

18

Повторение изученного (1)



Физическая карта полушарий


Фронтальный, индивидуальный опрос

19

Контрольная работа № 1 по теме: План и карта.(1)


К.р.№1 по теме: План и карта.

Атлас


Письменный контроль знаний

20

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ(42)

ЛИТОСФЕРА (9)

Земля и её строение (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Глобус «Внутреннее строение Земли»

Карта «Строение земной коры»

Знать особенности внутреннего строения Земли, методы её изучения.

Фронтальный опрос

21

Горные породы и минералы (1)



Коллекция «Горные породы и минералы»

Определять минералы и горные породы по образцам.

Фронтальный опрос, индивидуальный

22

Движения земной коры(1)



Макет разломов земной коры

Знать виды движения земной коры; проявления землетрясений.


Фронтальный опрос

23

Вулканы, горячие источники, гейзеры(1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Макет вулкана

Распознавать потухшие и действующие вулканы, приводить примеры.

Фронтальный опрос

24

ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЗЕМНОЙ КОРЫ (6)

Рельеф суши. Горы (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Физическая карта полушарий

Определять Г.П. гор по плану; находить их на физической карте России и полушарий; наносить объекты на контурную карту.

Называть характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры.

Фронтальный опрос, работа с атласом

25

Равнины суши (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Физическая карта полушарий

Определять Г.П. равнин по плану; находить их на физической карте России и полушарий; наносить объекты на контурную карту.


Фронтальный опрос, работа с атласом

26

Пр. р. № 5 Описание Г.П. гор и равнин по плану (1)


Пр. р. № 5 Описание Г.П. гор и равнин по плану.

Физическая карта полушарий, рабочая тетрадь

Определять Г.П. гор и равнин по плану.

Практическая работа с атласом

27

Рельеф дна Мирового океана (1)



Карта океанов

Объяснять особенности рельефа дна Мирового океана.


Выборочный

28

Повторение изученного (1)



Физическая карта полушарий


Индивидуальный, фронтальный опрос

29

Контрольная работа №2 по теме: литосфера(1)


К.р.№2 по теме: Литосфера

Атлас


Письменный контроль знаний

30

ГИДРОСФЕРА (12)

Вода на Земле (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Схема «Круговорот воды в природе»

Называть состав гидросферы.

Объяснять значение Мирового круговорота воды в природе.

Фронтальный опрос

31

МИРОВОЙ ОКЕАН (5)

Части Мирового океана (1)




Диск: Начальный курс географии 6 класс

Физическая карта полушарий, к/к

Называть составные части Мирового океана: состав вод суши. Умение работать с картой океанов. Оперировать тематической терминологией.


Фронтальный опрос,

32

Некоторые свойства океанической воды (1)




Диск: Начальный курс географии 6 класс

Физическая карта полушарий

Называть свойства океанической воды. Объяснять причины их изменений в морях и океанах.

Фронтальный

33

Волны в океане (1)


Пр.р.№ 6 Нанесение на к/к названий изученных географических объектов

Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис. в учебнике, физ.карта полушарий

Называть виды волн и объяснять причины их образования. Наносить объекты гидросферы на к.к.

Индивидуальный опрос, фронтальный, практическая работа с к/к

34

Океанические течения (1)



Пр.р. № 7 Описание Г.П. моря по плану

Диск: Начальный курс географии 6 класс

Карта полушарий, рабочая тетрадь

Называть и показывать основные тёплые и холодные течения на карте. Описывать море по плану.

Индивидуальный опрос, работа с к.к.

35

Пр. р. № 8 Выявление изменений глубин океанов(1)


Пр. р. № 8 Выявление изменений глубин океанов

Карта полушарий и рабочая тетрадь

Определять по карте глубину океанов и морей. Объяснять зависимость между Г.П., температурой воды и солёностью.

Практическая работа с картой атласа

36

ВОДЫ СУШИ (6)

Подземные воды (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

3 воронки, песок, гравий. глина

Объяснять происхождение и хозяйственное значение вод. Называть меры по их бережному использованию и охране.

Выборочный

37

Реки (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Карта полушарий и физ.карта России

Показывать на карте реки и части речной системы. Называть типы режима и питания рек. Находить речные системы крупнейших рек мира и России. Описывать ГП реки по плану.

Фронтальный опрос

38

Озёра (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Карта полушарий и физ.карта России

Определять ГП озёр. Определять по форме озерной котловины ее происхождение; наносить объекты гидросферы на контурную карту.

Фронтальный опрос

39

Ледники. Искусственные водоёмы (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Карта полушарий и физ.карта России

Называть причины образования ледников и их типы. Объяснять значение искусственных водоёмов для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Работа с атласом и планом

40

Загрязнение гидросферы (1)



Учебник

Приводить примеры основных источников загрязнения гидросферы и их последствий.

Называть способы водопотребления и очистки воды.

Выборочный

41

Контрольная работа № 3 по теме: Гидросфера (1)


К.р.№3 по теме: Гидросфера

Карта полушарий и физ.карта России


Письменный контроль знаний

42

АТМОСФЕРА (16)

Атмосфера: строение, значение, изучение (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис. в учебнике

Называть способы и средства изучения атмосферы.

Выборочный

43

Температура воздуха (1)



Уличный термометр

Измерять температуру воздуха. Выявлять факторы, влияющие на её изменение.

Фронтальный опрос

44

Годовой ход температуры воздуха (1)



Календарь погоды

Выявлять причины годового колебания температуры воздуха. Устанавливать взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха.

Индивидуальный

45

Пр.р. № 9 Построение графиков суточного и месячного хода температуры воздуха (1)


Пр.р. № 9 Построение графиков суточного и месячного хода температуры воздуха

Календарь погоды

Строить графики хода температур путём обработки результатов своих наблюдений за погодой.

Определять средние суточные и месячные температуры, амплитуду.

Практическая работа в рабочей тетради

46

Атмосферное давление (1)



Рис. в учебнике

Определять атмосферное давление, решать задачи на его изменение. Объяснять зависимость изменения атмосферного давления от высоты.

Индивидуальный опрос

47

Ветер (1)



Флюгер

Выявлять причины образования ветров. Определять силу, скорость, направление ветра.

Фронтальный опрос

48

Пр.р. № 10 Построение розы ветров в своей местности (1)


Пр.р. № 10 Построение розы ветров в своей местности

Календарь погоды

Уметь строить розу ветров путём обработки результатов своих наблюдений за погодой.

Практическая работа с рабочей тетрадью

49

Водяной пар в атмосфере. Облака (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис. в учебнике

Определять относительную влажность воздуха.

Выявлять причинно-следственные связи между температурой воздуха и количеством водяного пара в нём.

Выборочный

50

Пр.р.№11: Построение диаграммы облачности в своей местности (1)


Пр.р.№11: Построение диаграммы облачности в своей местности

Рис. в учебнике, календарь погоды

Уметь строить диаграмму облачности путём обработки результатов своих наблюдений за погодой.

Практическая работа

51

Распределение солнечного света и тепла на Земле (1)



Карта: «Распределение солнечного света и тепла». Рис. в учебнике

Объяснять причины неравномерности нагрева земной поверхности.

Фронтальный опрос

52

Атмосферные осадки (1)



Физическая карта полушарий

Уметь читать диаграммы количества осадков, строить диаграммы для разных пунктов.

Фронтальный опрос

53

Пр.р. № 12 Построение диаграммы годового количества осадков в своей местности (1)


Пр.р. № 12 Построение диаграммы годового количества осадков в своей местности

Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис. в учебнике

Уметь строить диаграмму годового количества осадков в своей местности.

Работа с рабочей тетрадью

54

Погода. Климат (1)


Пр.р.№13: Описание погоды за день(неделю).

Диск: Начальный курс географии 6 класс

Рис. в учебнике

Читать климатические и синоптические карты для характеристики погоды и климата. Описывать погоду своей местности по плану. Объяснять влияние климата и погоды на природу и жизнь человека. Описывать климат.

Фронтальный опрос

55

Причины, влияющие на климат (1)



Рис. в учебнике

Называть причины, влияющие на климат Земли.

Индивидуальный

56

Повторение изученного (1)



Атлас, рис. в учебнике


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

57

Контрольная работа № 4 по теме: Атмосфера(1)


К.р.№4 по теме: Атмосфера

Атлас


Письменный контроль знаний

58

БИОСФЕРА (5)

Разнообразие и распространение организмов на Земле и в Океане (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Называть состав биосферы. Объяснять причины неравномерности распространения живых организмов на Земле и в Океане.

Выборочный

59

Природные зоны Земли (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс

Карта «Природные зоны мира»

Называть и показывать на карте природные зоны. Объяснять способы приспособления животных и растений к условиям обитания в природной зоне.

Фронтальный опрос

60

Организмы в Мировом океане. (1)




Объяснять причины неравномерного размещения организмов в Мировом океане.

Фронтальный опрос

61

Воздействие организмов на земные оболочки. (1)




Приводить примеры воздействия живых организмов на земные оболочки.

Индивидуальный

62

Природный комплекс (1)


Пр.р. №14: описание ПК своей местности.

Рабочая тетрадь с планом характеристики ПК

Объяснять взаимосвязь между компонентами природы. Описывать почвы, их использование и изменение человеком.

Приводить примеры взаимодействия между оболочками Земли: литосферой, гидросферой атмосферой и биосферой.




Фронтальный опрос, составление таблицы

63

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3)

Человечество-единый биологический вид (1)



Политическая карта мира

Называть основные человеческие расы. По характерным признакам делить людей на расы.


Индивидуальный

64

Численность населения Земли. Основные типы населённых пунктов (1)



Политическая карта мира

Называть численность населения земного шара.

Читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы.

Работа на местности

65

Пр.р.№ 15 «Определение ГП государства на материке»(1)



Пр.р.№ 15 Определение ГП государства на материке.


Политическая карта мира

Умение работать с политической картой мира. Определять ГП государства на материке.

Практическая работа

66

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2)

Стихийные природные явления (1)



Диск: Начальный курс географии 6 класс


Называть причины вредного влияния природы на человека.

Основные правила поведения в случае стихийных природных явлений.

Описывать изменения природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории.




Индивидуальный, фронтальный опрос

67-68

Повторение курса(2)



Физическая карта полушарий

Использовать карты различного содержания и другие источники для извлечения географической информации.


Индивидуальный, фронтальный опрос

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Учебники и УМК:

  1. Герасимова Т.П. и Неклюкова Н.П. Учебник ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2014. 

  2. Атлас ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”ДРОФА”, 2014.

  3. Сиротин И.В. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”ДРОФА”, 2014.

  4. Воробцова Т.Н. Поурочные планы. География. 6 кл. Волгоград. « Учитель – АСТ». 2002.

  5. Жижина Е.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 6 кл. М.: «Вако».2010 .

  6. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 кл. М.: «Вако», 2005.


Библиотечный фонд

1. Научно-методический журнал «География в школе»

2. Журнал «ГЕОлёнок»

3. Журнал «Современный урок»

4. Журнал «Открытый урок»

5. Газета «Школьные конкурсы и игры»


Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru


Литература для учителя и обучающихся:

  1. Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  2. Болотникова Н.В. «География: Уроки – игры в средней школе». – Волгоград: Учитель, 2004.

  3. Галеева Н.Л. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии». – М. 2006.

  4. Дюкова С.Е. «География.Тесты. 6-7 классы», М, «ДРОФА», 2002.

  5. Интернет – ресурсы.

  6. Касаткина Н.А. «География: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах». – Волгоград: Учитель, 2005.

  7. Климанова О.А. «Олимпиады по географии. 6-11 кл». – М.: Дрофа, 2006.

  8. Летягин А. «Тесты по географии. 6-10 классы», М, «АСТ», 1999.

  9. Мирутенко М.В. «География: краткий справочник школьника 6-10 кл». – М.: Дрофа, 1998.

  10. Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000.

  11. Труднева С.Н. «География в кроссвордах». – М.: Дрофа, 2004.

  12. Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах». – С-Пб.:ООО «Виктория плюс», 2008.

  13. Электронная версия мультимедиа учебника «Начальный курс географии, 6 класс.

  14. Яворовская И. «Занимательная география». – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  15. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998

  16. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.

  17. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

  18. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.

  19. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.

  20. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

  21. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

  22. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.

  23. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.

  24. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

  25. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

  26. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

  27. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.

  28. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

  29. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-практическое оборудование


1. Натуральные объекты

1.1 Гербарий растений природных зон

1.2 Коллекция полезных ископаемых

1.3 Коллекция полезных ископаемых

1.4 Коллекция минералов и горных пород

1.5 Коллекция почва и её состав

1.6 Раздаточные образцы к коллекции минералов и горных пород

2. Печатные пособия

-Географические карты (физическая, политическая, комплексные, отдельных территорий).

-Портреты. Выдающиеся путешественники и географы.


-Таблицы «Земля как планета»


  1. Размеры Земли и Солнца

  2. Смена времён года

  3. Внутреннее строение Земли

  4. Эндогенные процессы

  5. Строение вулкана

  6. Экзогенные процессы

  7. Экзогенные процессы

  8. Экзогенные процессы


Раздаточные таблицы

Земля как планета. Земля как система.

Изображение Земли.



Таблица настенная «Атмосфера».

Таблица настенная «Гидросфера».

Таблица настенная «Литосфера».

Таблица настенная «Календарь погоды».


3.Модели, макеты: Глобусы физический и политический

Рельефный глобус Земли

Глобус географические открытия

Макет вулкана

Макет разломов земной коры


4. Приборы: Рулетка

Флюгер

Компас

Термометр


Технические средства обучения


Мультимедиа проектор

Компьютер в сборе

Экран

Интерактивная доска


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Диски:


Мультимедиа учебник по географии для учащихся 6 классов. Физическая география.

География 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий.

Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира».

Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта России».

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Уроки географии 6-9 классы. Мультимедийное приложение к урокам.


Результаты освоения курса географии

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.






Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.



Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.



Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.



Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.



Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.



Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 



Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.



Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.











Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов,

  • «4» - 7-9,

  • «3» - 5-6,

  • «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.













Рабочая программа по "Начальному курсу географии" для 6 класса
  • География
Описание:

 Программа разработана на основе программы основного общего образования по географии для 5-9 классов (классическая линия) авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Издательство "Дрофа".

   Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.     Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
2.     Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
3.     Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
4.     Закон Российской Федерации «Об образовании».
5.     Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год от 31 марта 2014 г. №253
6.     Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
 
7.     Рабочая программа учебного курса географии 6 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии для 5—9 классов.
Автор Дробноход Марина Андреевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 1622
Номер материала 1689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓