Главная / Другое / Рабочая программа по музыке "Формирование неречевого слухового гнозиса у детей с ОНР в процессе музыкально-творческой деятельности"

Рабочая программа по музыке "Формирование неречевого слухового гнозиса у детей с ОНР в процессе музыкально-творческой деятельности"

Формирование неречевого слухового гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе музыкально-творческой деятельности


Незрелость фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста является массовой проблемой, приводящей к речевой недостаточности. При ОНР всегда наблюдается выраженное запаздывание и качественное своеобразие фонематических процессов. Специфическими логопедическими средствами добиться стойкого коррекционного эффекта без помощи музыкального руководителя удается не всегда. Это связано со спецификой формирования в онтогенезе слуховых процессов. Фонематические процессы как более зрелое языковое обобщение звучащего речевого потока – явление в речи ребенка достаточно позднее. Они могут полноценно сформироваться лишь при условии своевременной квалифицированной стимуляции акустико-перцептивных процессов, к которым относятся неречевой и речевой слуховой гнозис. Как известно, формирование речевого слухового гнозиса (узнавание, различение и распознавание речевого потока на слух) – прерогатива логопеда, однако эти процессы опираются, в свою очередь, на узнавание, различение и распознавание на слух неречевых сигналов – природных и бытовых шумов, музыки и звучание музыкальных инструментов, а также речевой просодики – ритмико-мелодико-интонационной составляющей звучащей речи.

Целенаправленная разработка музыкальным руководителем программы стимуляции неречевого слухового гнозиса у детей с ОНР является актуальной, остро востребованной современным образовательным процессом в ДОУ и осуществляется по следующим направлениям: диагностика и развитие способности узнавать, различать и распознавать

- природные шумы;

- бытовые шумы;

- ритмы;

- музыкальные произведения и музыкальные инструменты;

- просодический компонент речи.

Остановимся более подробно на каждом из этих направлений.

1.Природные шумы. В наше время взрослые стараются развивать умственные способности дошкольников, учат их работать на компьютере, общаться на иностранных языках. А учат ли слушать и слышать? Ответ на этот вопрос, скорее всего не может быть положительным. Между тем развитие умения слушать тесно связано с духовным развитием детей. Вслушиваясь в звуки окружающего мира - природы, человеческого голоса, своего дома, в музыкальные звуки - ребенок развивается духовно, ведь слух по мнению Б.Пастернака, является «глазами души». «Всегда перед глазами души какая-то модель, к которой надо приблизится, вслушиваясь, совершенствуясь, отбирая» (Б.Пастернак. Эссе «Шопен»).

На занятиях по музыкальному воспитанию уделяю большое внимание проблеме формирования у детей умения слушать. Однако на практике дошкольники иногда вроде бы «слушают музыку, но фактически её не слышат» (Л.В.Школяр). И поэтому у детей необходимо формировать умение слушать звуки окружающего мира, частью которых являются и звуки музыкальные.

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Музыка всюду живет-

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей.

Падает гром с небосвода-

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет-

Только прислушаться надо. (В.Семернин. Музыка всюду живет)

На занятиях по музыкальному воспитанию использую следующие задания на развитие умения воспринимать и различать на слух природные и бытовые шумы.

Игра «Замри и слушай». Дети свободно двигаются по залу под музыку. После того как музыка умолкает, они останавливаются и в течении 30-40 секунд стоят неподвижно. Детям следует внимательно прислушаться к звукам, которые звучали в зале и за его пределами. Затем, после слов «Говорим о звуках» дети рассказывают о том, что услышали, но только жестами и в полной тишине.

Если звук, о котором говорил один ребенок, был услышан другими детьми, то они показывали пальчиками на свои уши. Если звук не был услышан, то дети закрывали ладошками уши. Эта же игра через несколько занятий усложнялась. Дети должны были остановиться, не двигаться и прислушаться к звукам при закрытых глазах. В это время педагог, а затем и кто-нибудь из детей листает книгу, делает несколько шагов и т.п. дети пытаются определить действия, но при ответах опять используют только движения: повторяют действия жестом, движением корпуса, головы.

На занятиях детям предлагалось прослушивание различных звуковых фрагментов, как правило, таких фрагментов было несколько. Сначала это были звуки дома - тиканье часов, звонок телефона, капание воды из водопроводного крана, стук посуды. Затем предлагались записи звуков обитателей леса, элементарных детских музыкальных инструментов (со звучанием которых детей предварительно знакомили), звуки поющих голосов (мужской: низкий и высокий- бас и тенор, детский, женский). После прослушивания таких записей дети, по возможности, сначала копировали звучание фрагментов голосом, а потом называли источник звука.

Игра «Звуковой калейдоскоп». Одним из любимых занятий детей стало создание звуковых калейдоскопов. Такого рода задание мы стали выполнять после того, как один из детей принес с собой детский калейдоскоп, и по образцу этой игрушки мы решили создать узор звуков. Первый звуковой калейдоскоп мы создавали вместе. Детям было предложено пошуршать бумагой, хлопнуть в ладоши, простучать кулачком по столу, а также можно было предложить свои варианты. Таким образом, все находящиеся на занятии дошкольники смогли принять своё участие в создании калейдоскопа. Главное условия создания - запрет на появление постороннего шума и максимальное внимание детей к последовательно появляющимся звукам. Таким образом, обучая детей слушать звуки окружающего мира и различать их на слух, мы развиваем у них и умение воспринимать музыку.

2. Бытовые шумы

Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни - мелодичные, другие - похожие на шум.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расческа. Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Звуковые возможности одного предмета своеобразны, сочетание с другими вызывает желание детей играть на них ещё и ещё.

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, толстые металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают все большее развитие.

3.Ритмы.

Музыка, как и всё вокруг нас, существует во времени и подчиняется её властным законам. Ритм, как невидимое сердце, дает музыке жизнь и поддерживает её. Ритм осознается и осваивается только в движении. Действие всегда является единственно надежной гарантией усвоения любого знания. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю» (древняя китайская мудрость). Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции эффективно осуществляется при использовании «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман). Звучащие жесты - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. В работе по развитию неречевого гнозиса у дошкольников использую звучащие жесты в различных видах музыкальной деятельности: движение, танец, слушание танцевальной или маршевой музыки, подвижных играх. (например, «Поймай грибок»).

Упражнения на релаксацию на занятиях по логоритмике «Мелкий дождик моросит». Для детей такая игра - естественная потребность, а для педагога - средство воспитания интонационного и тембрового слуха. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров - их использование вносит движение в освоение детьми ритма.

4. Просодический компонент речи.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.




Основные компоненты просодической стороны речи.

http://festival.1september.ru/articles/616855/img1.gif


Воздействовие на формирование просодических компонентов речи осуществляется при помощи комплекса упражнений логопедической ритмики. Который, направлен на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, посредством движения, слова и музыки, а также на преодоление выделенных особенностей просодики у детей дошкольного возраста с ОНР.

Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы используем приемы, предложенные Бабиной Г.В., Бабушкиной Р.Л., Власовой Т.М., Емельяновой Л.Ф., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В., Изучив предложенные методики по формированию просодической стороны речи, мы адаптировали приемы и методы коррекционной работы, разработанные разными авторами, для детей дошкольного возраста.

На занятиях логоритмики используем следующие упражнения:

- «Инопланетянин» на развитие голоса и речевого нижефрагмального дыхания, воспитание мягкой низкой голосоподачи, развитие артикуляционной и мимической моторики, мелкой и общей;

-«Что у кого внутри?» для развития дыхания;

-«Ветер», «Отправляемся в полет», «Альпинист-булыжник» развитие голоса, дыхания, мелкой моторики и др.

5.Музыка и музыкальные инструменты.

Работа по развитию неречевого гнозиса у детей с ОНР на занятиях по музыкальному воспитанию предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям этого возраста.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами успеха работы с ними.

Разные обычные в быту предметы составили основу нашего необычного оркестра «Игрушки-погремушки».


ИНСТРУМЕНТЫ для игры в оркестре были изготовлены детьми с помощью родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Всеми были проявлены творчество, выдумка, мастерство и изобретательность

А первое выступление музыкантов оркестра было назначено на празднике посвященному «Дню Матери».

Вниманию родителей также был предложен семейный экологический проект выходного дня, «Без музыки не проживу и дня», в котором даются практические советы по изготовлению музыкальных шумовых инструментов, а также организации совместного досуга с детьми по теме звуки окружающего нас мира какие они?

Углубленную работу по элементарному музицированию с дошкольниками осуществляю в ходе работы кружка «До-ми-соль-ка». Репертуар для работы по элементарному музицированию включает: классическую музыку, музыку для детей, произведения русского народного фольклора и фольклора разных стран мира, детские стихи и др. Весь репертуар разделила по тематике времена года:

«Дождинкины осенины», «Морозкины забавы», «Весновкины прибаутки», «Зеленый урок»

Особенно полюбились детям «Сказочки-шумелки» авт.С. и Е.Железновых. Развивающие игры

С помощью занимательных сказок – шумелок дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами извлечения звуков, развивается слуховая память.

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

В перспективе мы планируем использовать звучание инструментов нашего оркестра в озвучке мультфильма над созданием которого работаем в данный момент.

Вывод. Таким образом, системная работа по вышеперечисленным направлениям кроме слухового восприятия стимулирует слуховую память и внимание, что позволяет осуществить комплексное развитие слуховых функций у детей, а, начатое в более раннем дошкольном возрасте, такое развитие во многом обеспечит профилактику последующей фонематической недостаточности у детей.



  1. Список используемой литературы
    Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.  заведений / Под ред. Л.С. Волковой – М.: Гуманитар, ВЛАДОС, 2013.

  4. Медведева, Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева. – М.: Академия, 2012.

  5. Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста. / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2011.

  6. Сыпченко Е.И. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Детство-Пресс, 2012.

  7. Тимофеева, Л.Н, Бережнова, О.И Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. – Детство-Пресс, 2013.

  8. Филичева,Т. Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

  9. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – Детство-Пресс, 2012.

  10. Чуракова, Р.Л. Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. – Академик Книга, 2012.







В программе представлена технология стимуляции неречевого слухового гнозиса у детей с ОНР средствами музыкально-творческой деятельности по следующим направлениям: природные шумы; бытовые шумы; ритмы; музыкальные произведения и музыкальные инструменты; просодический компонент речи.

Дрожжина Евгения Сергеевна - музыкальный руководитель, высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР-детского сада №7 «Ромашка» г. Новоалтайска, Алтайского края.

7


Рабочая программа по музыке "Формирование неречевого слухового гнозиса у детей с ОНР в процессе музыкально-творческой деятельности"
  • Другое
Описание:

В программе предоставлена технология стимуляции неречевого слухового гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами музыкально- творческой деятельности по следующим направлениям: бытовые шумы, природные шумы, просодика,ритмы, музыкальные произведения и музыкальные инструменты. Системная работа по вышеперечисленным направлениям кроме слухового восприятия стимулирует слуховую память и внимание, что позволяет осуществить комплексное развитие слуховых функций у детей, а начатое в более раннем дошкольном возрасте, такое развитие во многом обеспечит профилактику последующей фонематической недостаточности у детей.

Автор Дрожжина Евгения Сергеевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 862
Номер материала 4841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓