Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Малиновская
средняя общеобразовательная школа» Томского района
Рассмотрено:
Согласовано: Утверждаю:
ТМГ учителей –
Зам.дир. по УВР Директор школы
начальных классов
«___» _________20__ г.
___________ Дядькина Е.В. _________ Багнюк С.П.
Рабочая программа
По учебному курсу «Музыка»
4 класс
Составлена по ФГОС НОО
УМК «Школа России»
Разработана на основе: примерной
программы
«Музыка»
(авторы:
Сергеева Г.П.,
Критская Е.Д., Шмагина Т.С.)
Составитель:
Борисова Светлана Владимировна
учитель начальных классов
первой
категории
2014-2015
учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Пояснительная
записка
Рабочая программа предмета
«Музыка» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального
общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего
образования по музыке для образовательных учреждений авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагина, (учебно-методический комплект «Школа России»).
Учебно-методический
комплект:
- Музыка. 4 класс: учеб.для общеобразоват.
учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.-3-е изд.- М.:
Просвещение, 2011
- Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс, М.:
Просвещение, 2014
- Хрестоматия
музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: М.: Просвещение, 2011;
- Пособие для
учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.- М.:
Просвещение, 2004;
- Фонохрестоматии
музыкального материала к учебнику «Музыка».4 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2009 г.
·
Программа по предмету Музыка. Сергеевой, Е.Д.
Критская, Т.С. Шмагина. Школа России. Концепция и программы для нач. кл.
В 2 ч. Ч. 2./ [ Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев и др.].-3-е
изд.-М.: Просвещение, 2009.
Цель массового музыкального образования и воспитания
— формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших
школьников:
·
воспитание
интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству,
художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре
разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во
всем многообразии его форм и жанров;
·
воспитание
чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие
образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
·
накопление
тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря,
первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы базируется на
художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими
школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,
музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой
фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной
программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и
образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению
народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это
оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих
духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение
образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов
мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному
краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных
жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм
бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в
программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом
подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные
ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение
закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с
жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире,
специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в
интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.
При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов
ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных
результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную
программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная
ценность музыкальных произведений, их воспитательная
значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами
программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора —
исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на
отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала,
включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших
школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на
реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и
воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает
различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской
деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на
музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок,
музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной
грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое
начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной,
ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных
произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным
спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников,
программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в
создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших
литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки,
размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают
возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации
различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников
универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых
обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока
уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный
характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном
контексте.
В соответствии со стандартами второго
поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к
искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах
музыкально-творческой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки
в 4 классе отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан в 4
классе — 34 ч (34 учебные недели).
Авторы программы
«Музыка для I-IV классов» Г.П. Сергеева, Е.Д.
Критская, Т.С. Шмагина
Учебно-тематический
план предмета Искусство (Музыка) 4 класс.
№
|
Разделы
и темы
|
Кол-во часов
|
В том числе:
|
Контрольные
работы.
|
|
Россия-Родина
моя.
|
3
|
|
1
|
Мелодия. «Ты
запой мне ту песню»
|
1
|
|
2
|
«Что не выразишь
словами, звуком на душу навей»
|
1
|
|
3
|
«Ты откуда, русская, зародилась музыка» Кантата.
|
1
|
|
|
День,
полный событий.
|
5
|
|
4
|
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
|
1
|
|
5
|
Зимнее утро. Зимний вечер.
|
1
|
|
6
|
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
|
1
|
|
|
7
|
Ярмарка в искусстве.Святогорский монастырь
|
1
|
|
|
|
8
|
«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий
урок.
|
1
|
|
|
|
|
В
музыкальном театре.
|
4
|
|
|
|
9
|
Опера «Иван Сусанин»
|
2
|
|
|
|
10
|
Опера «Иван Сусанин»
|
|
|
|
|
11
|
Исходила младёшенька
|
1
|
|
|
|
12
|
Русский Восток. Восточные мотивы.
Балет «Гаянэ»
|
1
|
|
|
|
|
«Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!»
|
3
|
|
|
|
13
|
Композитор-имя ему народ. Музыкальные
инструменты России
|
1
|
|
|
|
14
|
Оркестр русских народных инструментов
|
1
|
|
|
|
15
|
«Музыкант-чародей». Белорусская народная
сказка. Обобщающий урок.
|
1
|
1
|
|
|
|
В
концертном зале.
|
8
|
|
|
|
16
|
Музыкальные инструменты (скрипка,
виолончель).Вариации на тему рококо.
|
1
|
|
|
17
|
Сюита.
«Старый замок»
|
1
|
|
|
18
|
Счастье в сирени живет…
|
1
|
|
|
19
|
Мир Шопена.
|
1
|
|
|
20
|
Танцы, танцы, танцы…
|
1
|
|
|
21
|
Патетическая соната.
|
1
|
|
|
22
|
Годы странствий
|
|
|
|
23
|
Царит гармония оркестра.
|
|
|
|
|
В
музыкальном театре.
|
2
|
|
|
24
|
Балет «Петрушка»
|
1
|
|
|
25
|
Оперетта
|
1
|
|
|
«О
России петь – что стремиться в храм».
|
4
|
|
|
26
|
Святые земли Русской. Кирилл и Мефодий.
|
1
|
|
|
27
|
Илья Муромец. Былинные наигрыши и напевы
|
1
|
|
|
28
|
Праздников праздник, торжество из
торжеств.
|
1
|
|
|
|
«Гори,
гори ясно, чтобы не погасло!»
|
1
|
|
|
29
|
Народные праздники. Троица.
|
1
|
|
|
|
«Чтоб
музыкантом быть, так надобно уменье…»
|
5
|
|
|
30
|
Прелюдия.
|
1
|
|
|
31
|
Исповедь души. Революционный этюд.
|
1
|
|
|
32
|
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты. В каждой интонации
спрятан человек.
|
1
|
|
|
33
|
Музыкальный сказочник.
|
1
|
|
|
34
|
Рассвет на Москве реке. Заключительный урок-концерт.
|
1
|
1
|
|
|
итого
|
34
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное
образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой
деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь
образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия
человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия,
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности,
приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями,
что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,
обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи
музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях
акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании,
формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию,
идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном
этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка
открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его
духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать
на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых
для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к
дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и
организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на
целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной
деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному
и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая
умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Планируемые результаты изучения
учебного предмета
Личностные результаты:
·
чувство гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
·
целостный, социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;
·
уважительное отношение к культуре других народов;
·
эстетические потребности, ценности и чувства;
·
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован
личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
·
развиты этические чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Метапредметные
результаты:
·
способность принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
·
умение планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
·
освоены начальные формы познавательной и личностной
рефлексии.
·
овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах.
·
овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
·
умение осуществлять информационную, познавательную
и практическую деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
Предметные результаты
В результате изучения
музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут
сформированы:
·
основы музыкальной культуры через эмоциональное
активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
·
воспитаны нравственные и эстетические чувства:
любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального
искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре
её народов;
·
начнут развиваться образное и ассоциативное
мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос,
учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся
научатся:
·
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и
эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и
художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный
оптимизм;
·
воплощать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении
вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных
инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
·
реализовать собственный творческий потенциал,
применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для
выполнения учебных и художественно- практических задач;
·
понимать роль музыки в жизни человека, применять
полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
·
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о
музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека,
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к
нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
·
ориентироваться в музыкально-поэтическом
творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного
края, сопоставлять различные образцы народной
·
и профессиональной музыки, ценить отечественные
народные музыкальные традиции;
·
воплощать художественно-образное содержание и
интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества
(в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит
возможность научиться:
·
реализовывать творческий потенциал, осуществляя
собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
·
организовывать культурный досуг, самостоятельную
музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в
музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального
искусства
Выпускник
научится:
·
соотносить выразительные и изобразительные
интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов,
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний;
·
наблюдать за процессом и результатом музыкального
развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать
художественный смысл различных форм;
·
построения музыки;
·
общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных
художественных образов.
Выпускник
получит возможность научиться:
·
реализовывать собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре
на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом
движении и импровизации);
·
использовать систему графических знаков для
ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
·
владеть певческим голосом как инструментом
духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник
научится:
·
исполнять музыкальные произведения разных форм и
жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
·
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные
образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
·
оценивать и соотносить содержание и музыкальный
язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник
получит возможность научиться:
·
адекватно оценивать явления музыкальной культуры
и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
музыкально-поэтического творчества народов мира;
·
оказывать помощь в организации и проведении
школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике
результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение,
инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека)
Контроль
уровня обученности.
№ урока
|
Тема урока
|
Вид контроля
|
Форма контроля
|
16
|
Звучащие картины.
Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
|
Итоговый -
письменный
|
тест
|
34
|
Обобщающий урок
|
Итоговый
|
тест
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.