Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке, для 7 класса, вторая ступень, уровень основного общего образования

Рабочая программа по музыке, для 7 класса, вторая ступень, уровень основного общего образования

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

г.Камень-на- Оби, Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфёнова»

г.Камень-на-Оби Алтайского края




«Принято»


Руководитель МО


___________/ Белаш О. Н./


Протокол № _____ от

«____»____________2014г.


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


_________/ Бойцова Е.А. /




«Утверждаю»


Директор МБОУ

«Гимназия №5»


________/ Евтушенко А.Б./


Приказ № ____ от «___»_______________2014 г.








Рабочая программа

по музыке, для 7 класса, вторая ступень,

уровень основного общего образования



На 2014-2015 учебный год





Рабочая программа составлена на основе программы


Программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей программы «Музыка 5-8 классы» по учебникам В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Волгоград, 2012.






Составитель: Грефенштейн Оксана Владимировна

учителя музыки






г.Камень- на - Оби

2014




Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса.

Рабочая программа по предмету « Музыка» для 7 класса составлена на основе:


- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

- авторской учебной программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.).;

- примерных программ «Музыка» «Искусство» (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.)

- базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года;

- образовательной программы школы,

- учебного плана школы на текущий учебный год;

- положения о рабочей программе ОУ.


Количество часов, отводимых на изучение музыки:

согласно учебно-тематического плана 35 часов, 1 час в неделю.


Цель предмета «Музыка» в 7 классе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.


Сроки реализации рабочей учебной программы. Программа по музыке рассчитана на 1 год обучения (2014-2015 учебный год).


Формы, методы и средства обучения, технологии обучения:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности и др.

Организация всех видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.


Программой предусмотрены следующие виды деятельности учащихся:

- экскурсия;

- конкурс;

- викторина;

- самостоятельная работа;

- исследовательская работа;

- видео-путешествие.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе составлены в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся:

«Отлично» - знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, выразительное исполнение.

«Хорошо» - знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, но с наводящими вопросами от учителя и пение не достаточно выразительное.

«Удовлетворительно» слабое знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, но с наводящими вопросами от учителя, пение не достаточно выразительное: допускаются неточности в исполнении текста песни.

«Неудовлетворительно» - незнание учебного материала учеником.


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;

в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном

в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).


В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать

Что такое сюита и сонатная форма, соната.

Определение терминов: сюита, соната.

Особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве).

Из чего складывается музыкальное содержание

Особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства.

Что музыка может рассказать о человеке.

Значение тональности и колорита в музыке.


Уметь

Определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений

Определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально-хоровые навыки

Приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве.

Определять характерные черты музыкального образа

Анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ

Определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике.


Обоснование выбора УМК.

В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).

Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника для 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой — только ли разновидности музыкальной композиции — период, двух- и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных 90 жанрах — опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.


УМК используемый для реализации данного предмета (курса):

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

- Искусство. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.

- Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.

-Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

Содержание тем учебного курса


Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

О единстве содержания и формы в художественном произведении.(1час)

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ (15 часов)

Музыку трудно объяснить словами. (1час)

В чем состоит сущность музыкального содержания. (3 часа)

Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)

Музыка, которую можно объяснить словами. (1час)

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. (1час)

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада». (1час)

Когда музыка не нуждается в словах. (1час)

Музыкальный образ (3часа)

Лирические образы в музыке. (1час)

Драматические образы в музыке. (1час)

Эпические образы в музыке. (1час)

О чем «рассказывает» музыкальный жанр(4 часа)

«Память жанра». (1час)

Такие разные песни, танцы, марши. (3час)

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ(19 часов)

«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения. (1час)

Что такое музыкальная форма (2 часа)

«Художественная форма — это ставшее зримым содержание». (2 часа)

Виды музыкальных форм (7часов)

Почему музыкальные формы бывают большими и малыми. (1час)

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. (1час)

О роли повторов в музыкальной форме. (1час)

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма. (1час)

«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма. (1час)

Многомерность образа: форма рондо. (2 часа)

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации. (1час)

Музыкальная драматургия (7 часов)

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. (1час)

Музыкальный порыв. (1час)

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии. (1час)

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь

Игорь». (2 часа)

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. (2 часа)

Формула красоты. (1час)

Календарно-тематическое планирование по предмету_ музыка_ в _7_ классе


№ Урока

Наименование разделов и тем урока.

.

Кол-во

Часов

Основное содержание

Дата проведения

Информационные ресурсы, учебно-лабораторное оборудование

План

Факт

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ?»– (35 часов)

1

О единстве содержания и формы в художественном произведении

1

Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Воплощение глубиной сущности явлений в произведениях искусства — важнейший критерий подлинного творчества. Что составляет «Магическую единственность» замысла и его воплощения.


02.09


Художественный материал:

П о э з и я

Ф. Тютчев. Не то, что мните вы, природа...

Ж и во п и с ь

И. Репин, И. Айвазовский. Пушкин у моря.

М у з ы к а

А. Вивальди.Лето. III часть. Из цикла

«Четыре концерта для скрипки с оркестром

«Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю. Шевчук. Что такое осень (пение)

Содержание в музыке (8 часов)

2

Музыку трудно объяснить словами

1

Почему музыку трудно объяснить словами.

Способность музыки выражать без слов чувства человека, его внутренний мир.

09.09


Музыкальный материал:

Ш. Азнавур. Вечная любовь (слушание);

Я. Дубравин, стихим. Пляцковского.

Когда играет музыкант (пение)

3-4

В чем состоит сущность, музыкального содержания

2

Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена).


16.09-23.09


Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

Л. Бетховен, русский текст

Э. Александровой. Дружба (пение)

5

В чем состоит сущность музыкального содержания (продолжение)

1

Обобщение важнейшее свойство музыкального содержания (на примере I части «Лунной сонаты Л. Бетховена).


30.09


Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

Л. Бетховен, русский текст

Э. Александровой. Дружба (пение)

Каким бывает музыкальное содержание(4ч)

6

Музыка, которую можно объяснить словами


1

Воплощение содержания в произведениях программной музыки. Программность обобщающего характера (на примере концерта «Зима» из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» А. Вивальди).

07.10


Музыкальный материал:

А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла

«Четыре концерта для скрипки с оркестром

«Времена года» (слушание);

Е. Подгайи,. Осенний вокализ (пение)

7

Ноябрьский образ в пьесе

П. Чайковского

1

Свойство программности — расширять и углублять музыкальное содержание.

Соотнесение образов поэтического и музыкального произведений (на примере стихотворения н. Некрасова «Тройка» и пьесы П. Чайковского «На тройке» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского).


14.10



Художественный материал:

П о э з и я

Н. Некрасов.Тройка (фрагмент).

М уз ы к а

П. Чайковский.Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

А. Ермолов, стихи А. Бочковской. Осенний блюз (пение)

8

Восточная тема у Н. Римского-Корсакова:

«Шехеразада»

1

Тема востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-корсакова).

21.10


Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть (слушание);

М. Магомаев, стихи. А. Горохова. Шехеразада (пение)

9

Когда музыка не нуждается в словах

1

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литературной программы. Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением музыкального образа этюда ре-диез минор А. Скрябина (интерпретация В. Горовица).

28.10


Музыкальный материал:

А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12

(слушание);

А. Варламов, стихи М. Лермонтова.

Горные вершины (пение)

Музыкальный образ (3часа)

10

Лирические образы в музыке


1

Воплощение содержания в художественных произведениях малой и крупнойформы (на примере картин «юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф цезаря» А. Мантенья). Связь между образами художественных произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.

Особенности лирического художественного образа. Мотивы печали и прощания в прелюдии соль-диез минор, соч. 32 № 12 С. Рахманинова

11.11


Художественный материал:

Ж и в оп и с ь

Э. Мурильо. Юный нищий;

А. Мантенья. Триумф цезаря;

И. Левитан. Золотая осень.

По э з и я

Н. Рубцов. Журавли. Фрагмент.

М у з ы к а

С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор,

Соч. 32 № 12 (слушание).

Песенный репертуар:

И. Милютин, стихи Е. Долматовского.

Лирическая песенка. Из кинофильма

«Сердца четырех» (пение)

11

Драматические образы в музыке

1

Характерные особенности драматических образов в музыке. Контрастобразов, тем, средств художественной выразительности

В музыке драматического характера (на примере вокальной баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта).

18.11


Музыкальный материал:

Ф. Шуберт, стихи и. В. Гёте. Лесной царь

(слушание);

Г. Струве, стихи Л. Кондратенко. Матерям

Погибших героев (пение)


12

Эпические образы в музыке

1

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания в художественном произведении. Особенности экспонирования эпических образов в музыкальном искусстве (на примере вступления к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова).

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ»

25.11


Музыкальный материал:

Н. Римский-корсаков. Окиан-море синее.

Вступление к опере «Садко» (слушание);

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Вечное детство

(пение)

О чем «Рассказывает» музыкальный жанр (4ч)

13

«Память жанра»


1

Способность музыкальных жанров вызывать определенные образные представления (ассоциативность жанра). Использование композиторами ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания (на примере полонеза ля-бемоль мажор Ф. Шопена)

02.12


Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, соч. 53

№ 6. Фрагмент (слушание);

Ты река ль, моя реченька. Русская народная песня, обработка Л. Лядовой (пение)

14

Такие разные, песни, танцы, марши

1

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных музыкальных жанров. Воплощение народной песенностив произведениях композиторов-классиков (на примере финала симфонии № 4 П. Чайковского)

09.12


Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть.

Фрагмент (слушание);

В. Берковский, С. Никитин, стихи

М. Величанского. Под музыку Вивальди

(пение)

15

Такие разные, песни, танцы, марши

1

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и оперы «Аида» Дж. Верди

16.12


Музыкальный материал:

П. Чайковский. Марш. Из балета «щелкунчик» (слушание); Дж. Верди.марш. Из оперы «Аида» (слушание)

16

Такие разные, песни, танцы, марши

1

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.

Состояние мечтательной грусти в вальсе Симинор Ф. Шопена

23.12


Музыкальный материал:

П. Чайковский. Вальс . Из оперы «Евгений

Онегин» (слушание);

Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2

(слушание)

Форма в музыке

17

«Сюжеты» и «Герои» музыкального произведения

1

Особенности воплощения художественного

Замысла в различных видах искусства. Метафорический смысл понятий сюжет и герой по отношению к музыкальному произведению.

Средства выразительности как главные носители содержания и формы в музыке

13.01


Музыкальный материал:

Р. Вагнер.антракт к III действию. Из оперы

«Лоэнгрин» (слушание);

Е. Крылатов, стихи Н. Добронравова. Я верю только мачтам и мечтам (пение)

Что такое музыкальная форма (2ч)

18

Художественная форма — это ставшее зримым содержание


1

Понимание музыкальной формы в узком и широком смысле.

Единство содержания и формы — непременный закон искусства (на примере стихотворения «Сонет к форме» В. Брюсова). Связь тональности музыкального произведения с его художественным замыслом, характером (на примере «Лакримоза» из реквиема В. А. Моцарта и серенады Ф. Шуберта).

20.01


Художественный материал:

П о э з и я

В. Брюсов. Сонет к форме.

Живопись, архитектура,

Декоративно-прикладное

Искусство

Собор Нотр-Дам в Париже;

Микеланджело. Внутренний вид купола

Собора Св. Петра;

Братья Лимбург. Крещение. Из роскошного

Часослова герцога Беррийского;

Микеланджело. Мадонна Дони;

О. У. Пьюджин. Готический диван;

Вид лестницы библиотеки Лауренциана.

М у з ы к а

В. А. Моцарт. Реквием. Лакримоза

(слушание);

Ф. Шуберт. Серенада (слушание).

Песенный репертуар:

А.3ацепин, стихи Л. Дербенева. Есть только

Миг. Из кинофильма «Земля Санникова»

(пение)

19

Художественная форма — это ставшее зримым содержание

1

Особенности претворения ладотональности в увертюре к опере «Свадьба Фигаро»

1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

В. А. Моцарта («Торжествующая жажда жизни).

Выражение мотива тоски и одиночества в пьесе «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь» Ф. Шуберта

27.01


Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба

Фигаро» (слушание);

Ф. Шуберт. Шарманщик. Из вокального

Цикла «Зимний путь» (слушание);

А. Рыбников, стихи Р. Тагора. Последняя

Поэма (слушание)

Виды музыкальных форм (7ч)

20

Почему музыкальные формы бывают большими малыми

1

Причины (источники) обращения композиторов к большим и малым формам (на примере I части симфонии № 5 Л. Бетховена и пьесы «Игра воды» М. Равеля).

Общее и индивидуальное в музыкальной форме отдельно взятого произведения

03.02


Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть

(слушание);

М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

Л. Дубравин, стихи М. Пляцковского

Снежинка (пение)

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)


1

Музыкальная форма период, особенности ее строения. Изысканность и лаконизм музыкального образа, воплощенного в форме музыкального периода (На примере прелюдии ля мажор Ф. Шопена)

10.02


Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7

(слушание);

С. Баневич. Пусть будет радость в каждом

Доме. Финал оперы «История Кая и Герды»

(пение)

22

О роли повторов в музыкальной форме

1

Композиционные повторы в искусстве как выражение цельности, симметрии устойчивой завершенности.

Репризность как важная основа звуковой организации музыки (на примере венгерского танца № 5 и. Брамса)

17.02


Художественный материал

А р х и т е к т у р а

Собор Нотр-Дам в Париже.

А. Фет. Свеж и душист твой роскошный венок...

1. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

2. Исследовать специфику музыкального формообразования (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Наблюдать за сопоставлением музыкальных образов (музыкальных тем).

4. Рассуждать об общности и различии формообразующих средств

М у з ы к а

И. Брамс. Венгерский танец № 5 (слушание)

23

Два напева в романсе М. Глинки

«Венецианская Ночь»: двухчастная форма

1

Куплетно-песенные жанры в рамках двухчастной формы.

Запев и припев — главные структурные единицы вокальной двухчастности (на примере романса «Венецианская ночь» М. Глинки).

Особенности производного контраста (воплощение двух граней одного художественного образа). Состояние душевного покоя, радости и очарования в звуках романса

24.02


Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи и. Козлова. Венецианская ночь (слушание, пение)

24

Ночная серенада Пушкина — Глинки: Трехчастная форма

1

Реализация музыкального образа в трехчастной форме (на примере романса М. Глинки «Я здесь, Инезилья...»).

Производный контраст между разделами формы. Выразительная роль деталей

03.03


Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. Я здесь,

Инезилья. (слушание);

А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение)

25

Многомерность образа: Форма рондо

1

Художественные особенности формы рондо (на примере стихотворения в. Брюсова «Рондо»). Роль рефрена и эпизодов в форме музыкального рондо. Сопоставление двух содержательных планов в романсе «Спящая княжна» А. Бородина

10.03


Художественный материал:

Поэзия

В. Брюсов. Рондо.

Музыка

А. Бородин. Спящая княжна (Слушание,

Участие в исполнении);


26

Многомерность образа: Форма рондо

1

Многоплановость художественного образа в рондо «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев

17.03


Художественный материал:

М у з ы к а

С. Прокофьев. Джульетта-девочка.

Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание)

27

Образ великой отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича:

Вариации

1

Реализация принципа повторности и развития в форме вариаций. Динамика образа в «эпизоде нашествия» из «ленинградской» симфонии Д. Шостаковича обобщение по теме «Форма в музыке» (обновление содержания в рамках известных форм, значимая роль повторности в процессе музыкального формообразования).

31.03


Художественный материал:

П о э з и я а. Ахматова. Первый дальнобойный в Ленинграде.

М у з ы к а

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». Часть. Фрагмент «Эпизод нашествия» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Синявский, стихи В. Владимирова.

Благодарим, солдаты, Вас! (пение)

28

О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии

1

В чем состоит принципиальное отличие между музыкальной формой и музыкальной драматургией.

Осуществление драматургии в форме музыкального произведения (процесс — результат). Особенности взаимодействия статики и динамики в пьесе «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

07.04


Художественный материал:

Ж и в о п и с ь

Школа п. Дела франческа. Вид идеального

Города;

А. Альдорфер. Битва Александра.

П о э з и я

Т. Готье. Средневековье.

М у з ы к а

М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепи-анного цикла «Картинки с выставки»

(слушание).

Песенный репертуар:

А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского.

Просьба (пение)

Музыкальная драматургия(7ч)

29

Музыкальный порыв

1

Порывы, мечты и фантазии в «Фантастических пьесах» Р. Шумана (на примере пьесы «Порыв»). «Рельеф» и «Фон» в драматургии пьесы «Порыв», их взаимодействие. Сравнение пьес «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана с точки зрения различного воплощения музыкальной драматургии (статика и динамика).

14.04


Музыкальный материал:

Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла

«Фантастические пьесы» (слушание);

(пение)

30

Развитие образов и персонажей в оперной драматургии

1

Особенности оперной драматургии (развитие образов и персонажей).

Трансформация музыкального образа в опере м. Глинки «Жизнь за царя» (на примере сравнения образа поляков в сцене польского бала (II действие) и в сцене в лесу (IV действие).


21.04


Музыкальный материал:

М. Глинка. Мазурка. Из оперы «жизнь

За царя». Фрагмент (слушание);

М. Глинка. Хор поляков из «сцены в лесу».

Из оперы «Жизнь за царя». Фрагмент

(слушание);

Г. Комраков, стихи В. Рябцева. Вечный

Огонь (пение)

31-32

Диалог искусств: «Слово о полку игореве» и опера «Князь Игорь»

2

Воплощение эпического содержания в опере А. Бородина «Князь Игорь».

Противопоставление двух образных сфер как основа композиционного строения оперы. Роль хоровых сцен в оперном спектакле.

Многогранные характеристики музыкальных образов (Ария князя Игоря, Ария хана Кончака). Родство музыкальных тем в арии князя Игоря и в плаче Ярославны (проявление арочной драматургии). Обобщение по теме «Оперная драматургия».

28.04

05.05



Музыкальный материал:

А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: хор «Слава» из интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия;

Ария князя Игоря из II действия;

Ария хана Кончака из II действия;

Плач Ярославны из IV действия (слушание);

С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина (пение);

Б. Алексеенко, стихи Г. Новоселова.

Подарок родины (пение);

М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского.

Песня о далекой родине. Из телефильма

«Семнадцать мгновений весны» (пение)

33-

34

Развитие музыкальных,тем в симфонической драматургии

2

Главные особенности симфонической драматургии (последовательность, сочетание, развитие музыкальных тем).

Строение симфонического цикла. Музыкальная тема как главный носитель идеи, мысли, содержания произведения. Знакомство с формой сонатного аллегро. Реализация сонатной формы в финале симфонии №41 В. А.Моцарта.

Взаимодействие гомофонно-гармонической и полифонической форм письма. Роль коды как смыслового итога произведения «Юпитер», воплощающего идею «Грандиозного синтеза».

12.05

19.05



Музыкальный материал:

В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер».

IV часть (слушание);

В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой.

Светлый день (пение)

35

Формула красоты

1

Итоговое обобщение темы «Содержание и форма» в музыке.

Обсуждение главных выводов, отражающих неразрывную взаимосвязь содержания и формы

26.05






Лист внесения изменений в календарно- тематический план

по музыке для 7 класса, вторая ступень,


На 2014_-2015_ учебный год

Составитель:Грефенштейн Оксана Владимировна__



Дата внесения изменения

Обоснование внесения изменения

Документы, подтверждающие внесение изменения

Подпись лица, внесшего изменения





























Оценочный лист

рабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины)

по музыке для 7 класса, вторая ступень,

На 2014_-2015_ учебный год

Составитель: Грефенштейн Оксана Владимировна__


Предмет


Класс


Составитель программы


Эксперт


Дата заполнения



Рабочая программа по музыке, для 7 класса, вторая ступень, уровень основного общего образования
  • Музыка
Описание:

В помощь учителю музыки Грифенштейн О.В. в этом году мной были составлены программы с 1 по 7 класс.

Пояснительная записка

Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 класса.

Рабочая программа  по предмету « Музыка» для 7  класса      составлена на основе:

            - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

            -     авторской учебной программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90,  [6] с.).;

-  примерных про­грамм «Музыка» «Искусство»  (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), основного общего образо­вания и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -  90, [6] с.)

            - базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ  № 1312 от 09.03.2004 года;

            - образовательной программы школы,

            - учебного плана школы на текущий учебный год;

            - положения о рабочей программе ОУ.

 Количество часов, отводимых на изучение музыки:

 

согласно учебно-тематического плана 35 часов, 1 час в неделю.

Автор Зайцева Елена Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 493
Номер материала 46327
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы