Комитет
по образованию и делам молодежи администрации
г.Камень-на-
Оби, Алтайского края
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия
№ 5 имени Е.Е.Парфёнова»
г.Камень-на-Оби
Алтайского края
«Принято»
Руководитель
МО
___________/
Белаш О. Н./
Протокол
№ _____ от
«____»____________2014г.
|
«Согласовано»
Зам.
директора по УВР
_________/
Бойцова Е.А. /
|
«Утверждаю»
Директор
МБОУ
«Гимназия
№5»
________/
Евтушенко А.Б./
Приказ
№ ____ от «___»_______________2014 г.
|
Рабочая
программа
по
музыке, для 7 класса, вторая ступень,
уровень
основного общего образования
На
2014-2015 учебный год
Рабочая
программа составлена на основе программы
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко,
Т.Н. Кичак, рабочей программы «Музыка 5-8 классы» по учебникам В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Волгоград, 2012.
Составитель:
Грефенштейн Оксана Владимировна
учителя
музыки
г.Камень-
на - Оби
2014
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7
класса.
Рабочая
программа по предмету « Музыка» для 7 класса составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденного приказом № 1089 Минобразования РФ от 05.03.2004 года;
- авторской учебной программы «Музыка» под редакцией
Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.).;
-
примерных программ «Музыка» «Искусство» (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.),
основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской
Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»,
авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2008. - 90, [6] с.)
- базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного
приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
- образовательной программы школы,
- учебного плана школы на текущий учебный год;
- положения о рабочей программе ОУ.
Количество
часов, отводимых на изучение музыки:
согласно
учебно-тематического плана 35 часов, 1 час в неделю.
Цель предмета
«Музыка» в 7 классе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников
через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту
гармонического формирования личности.
Задачи
музыкального образования:
научить школьников воспринимать
музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию
внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную
отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
способствовать развитию интереса к
музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве;
способствовать формированию
слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
сформировать систему знаний,
нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Сроки реализации
рабочей учебной программы. Программа по музыке рассчитана на 1 год обучения
(2014-2015 учебный год).
Формы, методы и
средства обучения, технологии обучения:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод создания «композиций»;
-
метод междисциплинарных взаимодействий;
-
метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами
практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение
проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входит:
хоровое, ансамблевое и сольное пение. Помимо исполнительской деятельности,
творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке
(оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных
произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на
темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и
коллективной исследовательской деятельности и др.
Организация всех видов деятельности предполагает участие
всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника
музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной
фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с
содержанием учебника.
Программой
предусмотрены следующие виды деятельности учащихся:
-
экскурсия;
-
конкурс;
-
викторина;
-
самостоятельная работа;
-
исследовательская работа;
-
видео-путешествие.
Формы, способы и
средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
составлены в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации учащихся:
«Отлично» - знание
характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни,
выразительное исполнение.
«Хорошо» - знание
характеристики музыкального произведения, мелодической линии и текста песни, но
с наводящими вопросами от учителя и пение не достаточно выразительное.
«Удовлетворительно»
слабое знание характеристики музыкального произведения, мелодической линии и
текста песни, но с наводящими вопросами от учителя, пение не достаточно
выразительное: допускаются неточности в исполнении текста песни.
«Неудовлетворительно»
- незнание учебного материала учеником.
Требования к уровню подготовки учащихся по
итогам 7 класса заключаются:
в понимании главных особенностей
содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
в умении аргументировано
рассуждать о роли музыки в жизни человека;
в умении определить характерные
черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу
и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
в умении находить взаимодействия
между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных
произведений;
в умении находить взаимодействия
между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
в осмыслении характера развития
музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
в понимании
художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная
форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
в
преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном
в умении обосновать собственные
предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
в проявлении навыков
вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и
стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным
аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать
Что
такое сюита и сонатная форма, соната.
Определение
терминов: сюита, соната.
Особенности
содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе,
изобразительном искусстве).
Из
чего складывается музыкальное содержание
Особенности
содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства.
Что
музыка может рассказать о человеке.
Значение
тональности и колорита в музыке.
Уметь
Определять
смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять
неповторимость музыкальных произведений
Определять
музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое
отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально-хоровые
навыки
Приводить
примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном
искусстве.
Определять
характерные черты музыкального образа
Анализировать
музыкальное произведение, исполнять вокализ
Определять
характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике.
Обоснование выбора
УМК.
В 7 классе актуализируется проблема, связанная с
взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в
музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и
содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны
между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла
и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно
складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры
влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в
первой части программы и учебника для 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности
определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой — только ли
разновидности музыкальной композиции — период, двух- и трехчастную формы,
рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от
музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре
и крупных музыкальных 90 жанрах — опере, симфонии? Все это составляет тему
второй части.
УМК используемый для
реализации данного предмета (курса):
Рабочая
программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
-
Искусство. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
-
Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. –
10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.
-
Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя:
учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2010г.
-Музыка.
7 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В. Алеев –
М.: Дрофа, 2010.
Содержание тем
учебного курса
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания
и формы в художественном произведении.(1час)
Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ (15 часов)
Музыку трудно
объяснить словами. (1час)
В чем состоит
сущность музыкального содержания. (3 часа)
Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)
Музыка, которую можно
объяснить словами. (1час)
Ноябрьский образ в
пьесе П. Чайковского. (1час)
Восточная тема у Н.
Римского-Корсакова: «Шехеразада». (1час)
Когда музыка не
нуждается в словах. (1час)
Музыкальный образ (3часа)
Лирические образы в
музыке. (1час)
Драматические образы
в музыке. (1час)
Эпические образы в
музыке. (1час)
О чем «рассказывает» музыкальный жанр(4 часа)
«Память жанра». (1час)
Такие разные песни,
танцы, марши. (3час)
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ(19 часов)
«Сюжеты» и «герои»
музыкального произведения. (1час)
Что такое музыкальная форма (2 часа)
«Художественная форма
— это ставшее зримым содержание». (2 часа)
Виды музыкальных форм (7часов)
Почему музыкальные
формы бывают большими и малыми. (1час)
Музыкальный шедевр в
шестнадцати тактах. (1час)
О роли повторов в музыкальной
форме. (1час)
Два напева в романсе
М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма. (1час)
«Ночная серенада»
Пушкина — Глинки: трехчастная форма. (1час)
Многомерность образа:
форма рондо. (2 часа)
Образ Великой
Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации. (1час)
Музыкальная драматургия (7 часов)
О связи музыкальной
формы и музыкальной драматургии. (1час)
Музыкальный порыв.
(1час)
Развитие образов и
персонажей в оперной драматургии. (1час)
Диалог искусств:
«Слово о полку Игореве» и опера «Князь
Игорь». (2 часа)
Развитие музыкальных
тем в симфонической драматургии. (2 часа)
Формула красоты.
(1час)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.