Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке, для 4 класса, первая ступень, уровень начального общего образования

Рабочая программа по музыке, для 4 класса, первая ступень, уровень начального общего образования

Комитет по образованию и делам молодежи администрации

г.Камень-на- Оби, Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфёнова»

г.Камень-на-Оби Алтайского края



«Принято»


Руководитель МО


___________/ Белаш О. Н./


Протокол № _____ от

«____»____________2014г.


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


_________/ Кашицина Т.Г /




«Утверждаю»


Директор МБОУ

«Гимназия №5»


________/ Евтушенко А.Б./


Приказ № ____ от «___»_______________2014 г.






Рабочая программа

по музыке, для 4 класса, первая ступень, уровень начального общего образования


На 2014-2015 учебный год



Рабочая программа составлена на основе программы


«Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.






Составитель: Грефенштейн Оксана Владимировна

учителя музыки



г.Камень- на - Оби

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по музыке разработана на основе примерной программы основного начального образования по данному предмету, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного Стандарта, авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка».

Программа разработана на основе концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Изучение данного курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

-развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизация).

Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

 Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах в объеме не менее 135 часов ( по 34 часа- во 2-4классах).





ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Это:

  • укрепление культурной, этнической, и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

  • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач в том числе и музыкальных.

  • развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.


Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и в искусстве учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макро-социума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств и решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.



Предметные требования включают освоенный учащимися в ходе изучения предмета музыка опыт специфической для этой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Это:

Основные предметные требования к уровню подготовки учащихся начальной школы:

откорректировать

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

  • побуждение к эмоциональному отклику на музыку разных жанров.

  • развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.

  • формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике.

  • развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен.

  • развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.

  • формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах.

  • освоение элементов музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.


























СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. «Россия — Родина моя» (3 ч).

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Музыкальный материал

      Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
      
«Вокализ». С. Рахманинов.
      
«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня.
      
«Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
      Русские народные песни: 
«Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
      
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
      
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      
«Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. «День, полный событий» (1 ч).

      «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал

      «В деревне». М. Мусоргский.
      
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
      
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
      Русские народные песни: 
«Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
      
«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
      
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
      
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.


Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5ч).

      Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Музыкальный материал

      «Земле Русская», стихира.
      
«Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
      
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
      
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.
      Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
      Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
      
«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
      
Тропарь праздника Пасхи.
      
«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.
      
«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
      
«Не шум шумит», русская народная песня.
      
«Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч).

      Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальный материал

      Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
      
«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
      
«Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
      
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
      
«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
      
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
      
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.
      
«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
      
«Светит месяц», русская народная песня-пляска.
      
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
      
Троицкие песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре» (5ч).

Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Музыкальный материал

      «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.
      
Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
      
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
      
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      
«Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
      
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
      
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
      
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
      
«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
      
«Джаз». ЯДубравин, слова В. Суслова.
      
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6. «В концертном зале» (1ч).

            Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал

      «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
      
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
      
«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
      
«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
      
«Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
      
«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
      
Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
      
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
      
«Арагонская хота». М. Глинка.
      
«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»» (6 ч).

      Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Музыкальный материал

      Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
      
Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
      
Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.
      
Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.
      
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
      Народные песни: 
«Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
      
«Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
      
«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
      
«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
      
«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.
      
 «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

 Обобщающие повторение за курс 1-4 класс (11ч).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ

ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



п/п

Раздел программы, количество часов

Тема урока

Кол

во часов

Планируемые результаты (УУД)

Дата

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Раздел 1. «Россия — Родина моя», 3 ч


Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» 

1

Иметь

представление об основных видах деятельности на уроках музыки



Усвоить понятия хор, хоровод, муза, музыка,

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных фрагментах, передавать настроение музыки в пении, музыкальнопластическом движении.

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, знать понятие композитор, уметь

интонировать мелодию на заданный текст

Различать

понятия:

мелодия,

аккомпанемент,

усвоить

принципы игры на шумовых инструментах, уметь

импровизировать мелодию на заданный текст

Освоить понятия песня, куплетная форма, припев, куплет, хор, солист; Уметь: продемонстрировать певческие умения и навыки выразительно исполнять музыкальные произведения.



Освоить понятие: профессиональная музыка или композиторская (авторская); Определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано

Учить:

-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации

- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;

Понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкальнопрактической деятельности



Формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, знать понятие композитор, уметь

интонировать мелодию на заданный текст



Научиться учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; формирование основы для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями








3.09


2


Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

1

10.09


3


Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! 

1

17.09


4

Раздел 2.

«О России петь — что стремиться в храм», 1ч

Святые земли Русской. Илья Муромец 

1

Иметь

представление об основных видах деятельности на уроках музыки

Определение основного настроения и

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, знать понятие

композитор, уметь интонировать мелодию на заданный текст



Освоить понятия: мелодия, танец, марш, песня, уметь передавать настроение музыки в пении, музыкальнопластическом движении. Определение основного настроения и характера

Формирование первоначальной ориентации в способах решения

исполнительской

задачи;

Работа с текстом учебника и тетрадью

Учить

ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации

учить соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;ориент ироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации

Формированиеначаль ной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений



Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкальнопрактической деятельности

Формирование восприятия музыкального произведения, понимание значения музыкального искусства в жизни человека

24.09


5

Раздел 3.

«День, полный событий», 5 ч

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

Формирование

понятий:

выразительность и изобразительность музыкальной интонации; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, муз пластическом движении, определять и сравнивать характер,

настроение в музыке



Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, знать понятие

композитор, уметь интонировать мелодию на заданный текст



Иметь

представление об основных видах деятельности на уроках музыки

Понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; работать с текстом учебника; находить в музыкальном тексте разные части



Формирование первоначальной ориентации в способах решения

исполнительской задачи; Работа с текстом учебника и тетрадью



Учить

ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации



Учить соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;ориентир оваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации

Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкальнопрактической деятельности



Формирование эмоционально-го восприятия образов родной природы, отраженных в музыке; чувства гордости за русскую на-родную музыкальную культуру



Формированиеначаль ной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений

1.10


6


«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда 

1

08.10


7


Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

1

15.10


8


«Приют, сияньем муз одетый...»

1

22.10


9


Обобщающий урок I четверти 


29.10


10

Раздел 4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», 2ч

Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России

1

Знать:

названия

изученных

жанров музыки

(опера). Уметь:

продемонстрировать знания о

различных

видах музыки;

показать

музыкальные

образы в

пластике,

драматизации,

вокальной

импровизации.



Знать: названия изученных муз. произведений, их авторов, из каких

мультфильмов; уметь чисто интонировать в хоре, петь сольно, показать характер музыкальных образов в рисунке




Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев; умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательность.



Сравнение чувственных данных, определение общих признаков, характеров героев; Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев




Формирование

восприятия

музыкального

произведения,

определение

основного

настроения и

характера;

чувства

прекрасного

через

знакомство с

доступными для

детского

восприятия

музыкальными

произведениями



Эмоциональное

восприятие

образов родной

природы,

отраженных в

музыке;

положительное

отношение к

музыкальным

занятиям,

интерес к

отдельным

видам

музыкально

практической

деятельности.










12.11


11


Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка 

1

19.11


12

Раздел 5. В концертном зале, 6 ч

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо

1

Формирование

понятий:

выразительность и изобразительность музыкальной интонации; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, муз пластическом движении, определять и сравнивать характер,

настроение в музыке

Знать:

названия

изученных

жанров музыки

(опера). Уметь:

продемонстрировать знания о

различных

видах музыки;

показать

музыкальные

образы в

пластике,

драматизации,

вокальной

импровизации.

Понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями; работать с текстом учебника; находить в музыкальном тексте разные части



Извлечение необходимой информации из прослушанных музыкальных фрагментов разных жанров; Знаковосимволическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев.



Научится

ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации; принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя.


Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкальнопрактической деятельности Формирование

чувства

прекрасного

через

знакомство с

доступными для

детского

восприятия

музыкальными

произведениями

; уважение к

чувствам и

настроениям

другого

человека,

представление о

дружбе,

доброжелательном отношении к людям.



Формирование чувства гордости за русскую народную культуру; понимание значения музыкального искусства в жизни человека

Развитие

чувства

прекрасного

через

знакомство с

доступными для

детского

восприятия

музыкальными

произведениями


26.11


13


Старый замок. Счастье в сирени живет... 

1

3.12


14


Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы...

1

10.12


15


Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра 

1

17.12


16


Обобщающий урок II четверти

1

24.12


17

Раздел 6. День, полный событий,5 ч

Зимнее утро. Зимний вечер 

1

Определение основного настроения и

эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике, знать понятие

композитор, уметь интонировать мелодию на заданный текст



Освоить понятия: мелодия, танец, марш, песня, уметь передавать настроение музыки в пении, музыкальнопластическом движении.

Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев; умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательность.



Сравнение чувственных данных, определение общих признаков, характеров героев; Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев


Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкальнопрактической деятельности



Формирование эмоционально-го восприятия образов родной природы, отраженных в музыке; чувства гордости за русскую на-родную музыкальную культуру


14.01


18

Раздел 7. «В музыкальном театре

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим...

1

Знать:

названия

изученных

жанров музыки

(опера). Уметь:

продемонстрировать знания о

различных

видах музыки;

показать

музыкальные

образы в

пластике,

драматизации,

вокальной

импровизации.



Знать: названия изученных муз. произведений, их авторов, из каких

мультфильмов; уметь чисто интонировать в хоре, петь сольно, показать характер музыкальных образов в рисунке

Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев; умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательность.



Сравнение чувственных данных, определение общих признаков, характеров героев; Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев


Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкальнопрактической деятельности



Формирование эмоционально-го восприятия образов родной природы, отраженных в музыке; чувства гордости за русскую на-родную музыкальную культуру



Формированиеначаль ной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений

21.01


19


Сцена в лесу 

1

28.01


20


Исходила младешенька

1

04.02


21


Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы

1

11.02


22


Балет «Петрушка»

1

18.02


23


Театр музыкальной комедии


25.02


24

Повторение «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (3ч.)

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд

1

Знать:

названия

изученных

жанров музыки

(опера). Уметь:

продемонстрировать знания о

различных

видах музыки;

показать

музыкальные

образы в

пластике,

драматизации,

вокальной

импровизации.



Знать: названия изученных муз. произведений, их авторов, из каких

мультфильмов; уметь чисто интонировать в хоре, петь сольно, показать характер музыкальных образов в рисунке




Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев; умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательность.



Сравнение чувственных данных, определение общих признаков, характеров героев; Знаково-символическое моделирование - графическая модель, импровизация с учетом характера героев




Формирование

восприятия

музыкального

произведения,

определение

основного

настроения и

характера;

чувства

прекрасного

через

знакомство с

доступными для

детского

восприятия

музыкальными

произведениями



Эмоциональное

восприятие

образов родной

природы,

отраженных в

музыке;

положительное

отношение к

музыкальным

занятиям,

интерес к

отдельным

видам

музыкально

практической

деятельности.










04.03


25


Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара)

1

11.03


26


Обобщающий урок III четверти

1

18.03


27

Повторение «О России петь — что стремиться в храм»

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше

1

08.04


28


Родной обычай старины. Светлый праздник

1

15.04


29


Кирилл и Мефодий 

1

22.04


30

Повторение «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1ч)

Народные праздники. «Троица»

1

29.04


31

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

В интонации спрятан человек

1

06.05


32


Музыкальный сказочник

1

13.05


33


Рассвет на Москве-реке

1

20.05


34


Обобщающий урок III четверти

1

27.05


-


Заключительный урок-концерт

-









ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 класса: Книга для учителя / Н.Н. Рябенко,- М.: Айрис - Пресс, 2006. -112 с.- (Методика).

  2. Тарасов Л.М. Волшебство оперы. Очерки А. Харшака. Л «Дет.Лит.»,1979.-192 с.

  3. Музыка. Авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. Учебник для общеобразовательных учреждений, 1кл. 2-е изд .,М. «Просвещение»2012г.

  4. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев.  — Л., 1973.

  5.  Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.

  6.  Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.

  7.  Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.

  8.  Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996.

  9.  Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С. И. Гудилина. Вып. I. — М., 2004. 

  10.  Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.

  11.  Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
          
    Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.

  12.  Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М., 2001.

  13.  Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2000.
          Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; под. ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 2002.

  14.  Музыка и живопись для детей. Компакт-диск. — М., 2002.

  15.  Музыка и поэзия / авт.-сост. Е. Н. Домрина. — М., 1999.

  16.  Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.

  17.  Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб.пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. — М., 1999.

  18.  Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера / Б. А. Покровский. — М., 2000.

  19.  Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.

  20.  Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.

  21.  Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.

  22.  Смирнова Т. И. Беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания» / Т. И. Смирнова. — М., 2001.

  23.  Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Т. И. Стулова.  — М., 2002.

  24.  Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб.пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2000.

  25.  Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб.пособие / В. Н. Холопова.  — СПб., 2000.

  26.  Шмагина Т. С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. — 2000. — № 6; 2001. — № 1—6.

Ресурсы:

  • Использование музыкального инструмента - фортепиано; детских шумовых

  • музыкальных инструментов.

  • Оборудование: Проигрыватель, магнитофон, аудио - материалы,

  • фонохрестоматии, хрестоматии, портреты композиторов, иллюстрации.































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

В области личностных результатов:

-Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-ориентация, на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

- развитие эстетического чувств

- выражение чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры.

- наличие учебно-позновательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач

- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, народ и историю

В области метапредметных результатов:

-умение строить речевые высказывания о музыке (муз. произведениях) в устной форме.

-умение проводить простые сравнения между муз. произведениями, а также произведениями муз. ,и ИЗО по заданным в учебнике критериям.

-умение устанавливать простые аналогии образные, тематические) между произведениями музыки и ИЗО.

-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы , города)

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

В области предметных результатов;

-наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому выражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях),

-умение определять характер и настроение музыки с учётом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса:

-владение некоторыми основами нотной грамоты: название нот, темпов ( быстро медленно), динамики ромко-тихо),

-узнавание по изображению некоторых муз. инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа); также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка).

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь но фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест).

- понимание главных отличительных особенностей в музыкально – театральный жанр оперы и балетом;

-владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажор и минор. Лады. Мелодия, нотные размеры, аккомпанемент.
















































Приложения к программе

-основные понятия курса;







Рабочая программа по музыке, для 4 класса, первая ступень, уровень начального общего образования
  • Музыка
Описание:

В помощь учителю музыки Грифенштейн О.В. в этом году мной были составлены программы с 1 по 7 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по музыке разработана на основе примерной программы основного начального образования по данному предмету, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного Стандарта, авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка».

       Программа разработана на основе концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом межпредметных  и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника  умения учиться.

       Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

       Изучение данного курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-формирование основ музыкальной культуры  через эмоциональное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

-развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями  и навыками  в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизация).

 

Сроки реализации программы 2014-2015 учебный год.

Автор Зайцева Елена Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 246
Номер материала 46268
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓