Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г.Пошехонье Ярославской области



Рассмотрено: Утверждаю:

на заседании МО директор МОУ СОШ №2

протокол № _____ _____________ И.Ю.Селезнева

от «___» __________ 2014 г приказ № _____ от «___» ___________ 2014 г руководитель МО:________












Рабочая программа

учебного предмета

«Музыка»

для 6 класса







Учитель
Бедник С.В.














2014 — 2015 уч.год




Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы МОУ СОШ №2 с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства «Просвещение», 2010 г.

Изучение музыкального образования ООО направлено на приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности; воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством; освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.

Нормативно-методическое обеспечение:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Под ред А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. - М.: Просвещение, 2010.

  • Фундаментальное ядро образования общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.

1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2010.

  • Локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие деятельность в рамках федерального государственного образовательного стандарта.


В 6 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.

Место учебного предмета «Музыка» в междисциплинарных программах.

Отличительная особенность программы-охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических),изобразительного искусства и архитектуры, театрального искусства, хореографии, а также других видов искусств-кино, мультипликации и фотографии. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами и других искусств-литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),кино.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса реализует следующие положения Программы воспитания и социализации школьников МОУ СОШ №2:

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры через формирование представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; через знакомство с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;

  • формирование основ эстетической культуры через опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; через участие в проведении музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование ИКТ-компетентности через создание музыкальных и звуковых сообщений с использованием звуковых и музыкальных редакторов; клавишных и кинестетических синтезаторов; программ звукозаписи и микрофонов; обработки цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, с использованием возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни через использование на уроках здоровьесберегающих музыкальных технологий, к которым относят релаксацию, ритмотерапию, кинезитерапию, вокалотерапию, тонирование.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса направлена на формирование проектно-исследовательской деятельности через разработку информационных и творческих проектов: видеоконцерт классической музыки, виртуальный музей музыкальных инструментов, музыкальный фестиваль нашего класса, музыкальный журнал класса, постановка музыкального спектакля, музыка для школьной дискотеки, мой музыкальный портрет моя музыкальная коллекция и т. д.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка» для 6 класса

Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

Основные содержательные линии: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение в 6 классе.

Основные виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.

Р -преподавание регионального содержания образования на уроках музыки.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса составлена в соответствии с количеством часов, указанным в базисном учебном плане ОУ ООО. Предмет изучается в 6 классе в объеме 1 часа в неделю (35 час).

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты обучения, формируемые на учебном предмете «Музыка».

У обучающегося будут сформированы:

  • знание государственной символики (герб, флаг, гимн),

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • уважение к культурным и историческим памятникам;

  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

  • готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции

Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия;

  • планировать пути достижения целей;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам реализации проектной деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам,

Предметные результаты:

Планируемые результаты по разделу «Музыка как вид искусства»

Выпускник научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Планируемые результаты по разделу «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

Выпусник научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности,приёмы,приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы)музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,музыкально-ритмическом движении ,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещения концертов, театров и др.;

  • Воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театров и др.

Раздел «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Выпускник научится:

  • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения(театры оперы и балета ,концертные залы, музеи);

  • определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа 19 - 20вв. отечественное и зарубежное музыкальное искусство 20 в.)

  • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информациии в музыкально-образовательном пространстве Интернета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах,воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • структурировать и систематизировать полученную информацию на основе эстетического восприятия.


Содержание учебного предмета «Музыка»

раскрывается следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» и представлено темами: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки».


Тематический план




Тема

Количество часов

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

Образы романсов и песен русских композиторов

5

Образы песен зарубежных композиторов

2

Образы русской народной и духовной музыки

4

Образы духовной музыки Западной Европы

4

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

Джаз — искусство 20 века

1

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

5

Образы симфонической музыки

2

Симфоническое развитие музыкальных образов

2

Программная увертюра

4

Мир музыкального театра

3

Образы киномузыки

2

Итого

35





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание в соответствии с ФГОС (ООП)

Характеристика основных видов учебной деятельности (с авторской)

Планируемые результаты по разделу (ООП)

Раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Музыка вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.






Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIXXX вв.: западноевропейская и русская музыка, западноевропейская и русская музыка XVIIXVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.(основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ.













Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Современная популярная музыка: авторская песня. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов Xxв.,её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм).


Личностные УУД:

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты)

Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Обнаруживать общность истоков и выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывание народные песни.

Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Познавательные УУД:

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Характеризовать музыкальные произведения.

Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические образы.

Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений, анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений музыки и литературы.

Регулятивные УУД:

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов) напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Коммуникативные УУД:

Характеризовать музыкальные произведения

Понимать художественно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические образы.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
































Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•  определять средства музыкальной выразительности;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки

Выпускник получит возможность научиться:

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


Музыка как вид искусства.

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.) Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен).Приёмы развития. Повтор, Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог, Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая .Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.




Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, хоровое многоголосие )Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность).Контраст - сопоставление.Хор -солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием).Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор .Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.









Музыка в современном мире: традиции и инновации. Музыкальная культура своего региона. Жизненная основа художественных образов камерной и симфонической музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык .Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип музыки. Повтор (вариативность .вариантность).Рефрен, эпизоды .Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма,увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты)

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Анализировать приёмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывание народные песни.

Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных вы дающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манеру исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.).

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с джазовой музыке, называть её отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за её пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов,музыкально-театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов).

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах,музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие проекты (вне сетки часов).

Музыка как вид искусства.

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)





Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

•  определять средства музыкальной выразительности;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкаль-ного произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.














Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки

Выпускник получит возможность научиться:

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.




Поурочное планирование в 6 классе


Тема

Элементы содержания

Музыкальный материал

Используемые

ПО, ЦОР

Домашнее задание

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов)


Образы романсов и песен русских композиторов (5 часов)

1.

Удивительный мир музыкальных образов

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.


Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

1. А.Гурилёв. «Колокольчик».

2. П.Булахов, сл. В.Чуевского «Гори, гори, моя звезда».

3.А.Обухов, сл. А.Будищева «Калитка».

4.Б.Шереметьев, ст. А.С.Пушкина «Я вас любил».

5.Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

Презентация «Старинный русский романс»

Карточки «Словарь эмоций»

Компьютер,

музыкальный центр,

фортепиано,

медиапроектор,

экран.

Творческая тетрадь с.4-7

2.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.


Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

М.Глинка, ст. А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье».


М.И.Глинка

Вальс-фантазия»

.А.Варламов, сл. Н Цыганова «Красный сарафан».

.М.Глинка – М. Балакирев. «Жаворонок»

.Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».

Романс "Я помню чудное мгновенье" в исполнении

С.Я.Лемешева

Компьютер,

музыкальный центр,

фортепиано,

медиапроектор,

экран.

Презентация "Я помню чудное мгновенье"

Творческая тетрадь, стр.8-9


3.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».


Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

1.С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

2.С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

3.С.В.Рахманинов «Островок».

4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Видеозапись "С.В.Рахманинов" (архивные записи)

Видео ролик "Сирень

Рисунок к одному из романсов С.Рахманинова.

4.

Музыкальный образ и мастерство

исполнителя.


Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.


1.М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф.Шаляпина.

2.М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

3.Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».

4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Творческая тетрадь стр.

10-13


5.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.


Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).


1.РНП «Матушка, что во поле пыльно».

2. М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно».

3.М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

4.М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».

5.М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».

6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Опера "Иван Сусанин" в постановке Большого театра (фрагменты)

Опера "Руслан и Людмила" в постановке Мариинского театра (фрагменты)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран


Творческая тетрадь, стр.14-17


Образы песен зарубежных композиторов (2 часа)

6.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.


Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения - бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.


1.М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак .

2. Ф.Шуберт «Форель».

3. Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

4. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

5. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей

6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Презентация "Знаменитые вокалисты"


Письменное сообщение об одном из вокалистов.


7.

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».


Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.


1.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

2.Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

3.В. Шаинский «Багульник».

Видео:

Мультипликационный фильм "Erlking" (реж. Бен Зелкович)

Модуль ФЦИОР "Творчество Франца Шуберта"

Видео:

Мультипликационный фильм "Erlking" (реж. Бен Зелкович)


Карточки с заданиями для выполнения на уроке.


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Творческая тетрадь, стр.38-39

Учебник, стр.47, задание 1


Образы русской народной и духовной музыки (4 часа)

8.

Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси.


Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.


1. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

2. «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

Мини-сообщения на темы по выбору: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Былинные образы в русском фольклоре», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен».

Видео:

Фильм "Андрей Рублев", реж. А.Тарковский (фрагмент)




Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Учебник, стр.49, задание №3 (устно)


9.

Образы русской народной и духовной музыки.

Духовный концерт.


Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..






1.Знаменный распев «Шестопсалмие».

2.Киевский распев «Свете тихий».

3.П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя» в исп.И.Архиповой.

4. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

5.Б.Окуджава «Молитва»


Видео: "Слыхали ль вы?" (сюжет о М.С.Березовском)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Учебник, стр. 57, задание 3 (письменно)


Творческая тетрадь, стр.26-27


10.

«Фрески Софии Киевской»


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.


1. Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»: «№3. Орнамент»; «№6. Борьба ряженых»; «№7. Музыкант».

2. Б.Окуджава «Молитва»

Видео:

Фильм "Искусство Киевской Руси. Фрески святой Софии Киевской"


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Творческая тетрадь, стр.22-25


11.

«Перезвоны» Молитва


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.


1. В.Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

2. Фрагменты из симфонии-действа В. Гаврилин Перезвоны: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

4. Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

5. Б.Окуджава «Молитва»

Презентация "Творчество В.Гаврилина"

Видео:

Симфония-действо "Перезвоны" в исполнении хора под управлением В.Минина (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Творческая тетрадь, стр.20-21, 28-29


Образы духовной музыки Западной Европы (4 часа)

12.

Образы духовной музыки Западной Европы.

Небесное и земное в музыке Баха.


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

1.И.С.Бах «Токката» ре минор.

2.И.С.Бах «Токката» ре минор в исполнении рок-группы.


Телефильм "И.С.Бах" производство ГДР (фрагмент)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Письменное сообщение "Органы Санкт-Петербурга"Учебник, стр.71, задание 2 (письменно)

-

13.

Образы духовной музыки Западной Европы.

Полифония. Фуга. Хорал.


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

4.И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

5.И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

6.А.Городницкий «Атланты»

Презентация "Образы скорби и печали в искусстве"

Видео:

"Stabat Mater" Дж.Перголези (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

"Образы скорби и печали в искусстве"

- письменное сообщение

14.

Образы скорби и печали.


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.


Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Stabat Mater»:



Презентация "Образы скорби и печали в искусстве"

Видео:

"Stabat Mater" Дж.Перголези (фрагменты)


Письменное сообщение «Образы скорби и печали в искусстве»

15.

Фортуна правит миром.

«Кармина Бурана».


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф).

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка.

Контраст музыкальных образов. Жанр сатирической песни.


Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»:

1.О,Фортуна!»

2 Оплакиваю раны,нанесённые судьбой»

Д.Тухманов «Из вагантов.”

«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

Видео:

"Кармина Бурана" (фрагменты фильма и концертного исполнения, дирижер С.Озава)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Авторская песня: прошлое и настоящее (1 час)

16.

Авторская песня: прошлое и настоящее.


Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства : бардовская песня .

Контраст музыкальных образов.

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни.

М. Светлов «Глобус»; А.Городницкий «Снег»; А.Городницкий «Атланты»; А.Якушева «Вечер бродит»; А. Розенбаум «Мы живы».

4.Б.Окуджава «Песенка об открытой двери» или «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал».

Презентация "Барды"


Текст песни Л.Тухманова "Из вагантов"


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Творческая тетрадь, стр.30-31.


Джаз - искусство XX века (1 час)

17.

Джаз. Спиричуэл, блюз Певческие голоса; хоры; оркестры.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки


1. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы».

2. Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

3. Блюз «Сегодня я пою блюз». 4. Дж.Гершвин. «Любимый мой».

5.И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.

6.И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.

7.М.Минков «Старый рояль».

8. У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Творческая тетрадь, стр. 32-33


«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки (5 часов)

18.

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной и симфонической музыки.


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной и симфонической музыки.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Программная и непрограммная музыка.

«Океан-море синее»-вступление к опере «Садко»Н.А.Римский-Корсаков

Картинки с выставки» М.Мусоргский

«Пер Гюнт» Э.Григ




Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Творческая тетрадь с.34-35

19.

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной Этюд. Прелюдия. музыки.


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Этюд, прелюдия, вальс, мазурка, полонез.

Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Разнообразие жанров камерной музыки.


1.Ф.Шопен. «Этюд № 12».

2. Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

3.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Видео:

"Фридерик Шопен"

Фильм "Шопен. Желание любви" (фрагменты)


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран


Творческая тетрадь, стр. 36-37

Подобрать произведения изобразительного искусства и литературы, созвучные прослушанной музыке.

20.

Образы камерной музыки.

Инструментальная баллада. Ноктюрн.


Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Баллада, Ноктюрн.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..


1.Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

2.Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

2.П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор

А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2».

"Творчество Фридерика Шопена"

Видео:

Баллада 1 (исполняет Кристиан Циммерман)



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Творческая тетрадь, стр. 40-41


21.

Образы камерной музыки.

Инструментальный концерт.


Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления.

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж


1. А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

2.А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

3.А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

4.А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

5.И.С. Бах «Итальянский концерт».

6.О.Митяев «Как здорово».

"Творчество Антонио Вивальди"

Видео:

Фильм "По следам Вивальди" (фрагмент)




Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Рисунок "Времена года" А.Вивальди"


22.

«Космический пейзаж». Картинная галерея.


Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.


1.Ч.Айвз «Космический пейзаж».

2.Э. Артемьев «Мозаика».

3. О.Митяев «Как здорово».

Видео:

Ч.Айвз "Космический пейзаж", дирижер Л.Бернстайн

Слайд-шоу "Эдуард Артемьев. 12взглядов на мир звуков"

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано,

синтезатор, медиапроектор, экран.

Творческая тетрадь, стр. 42-43

А.С.Пушкин "Метель" (читать)


Образы симфонической музыки (2 часа)

23.

Образы симфонической музыки.

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.


Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (Г.В.Свиридов) Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

1.Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: «Тройка»; «Вальс»;

Презентация "Музыкальные иллюстрации"

Видео:

Кинофильм "Метель" (фрагменты)

А.С.Пушкин. Повесть "Метель"

Рисунки А.С.Пушкина и Н.Рушевой (в электронном виде)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор,

Творческая тетрадь, стр. 44-45


24.

Образы симфонической музыки.

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.


«Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

2.Н.Зубов. «Не уходи».

3. О.Митяев «Как здорово».

экран.Видео:

"Образы киномузыки. "Метель" (телепроект "Ледниковый период", показательные выступления фигуристов)

А.С.Пушкин. Повесть "Метель"


Симфоническое развитие музыкальных образов (2 часа)

25.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален».


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.Особенности жанра симфонии.Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта.Сходство и различие как основные принципы музыкального развития,постоения музыкальной формы.Различные виды контраста.Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний.

В. А. Моцарт «Симфония №40»



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Творческое задание: (образ композитора) - коллаж "Моцарт"



26.

Связь времен.


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанра оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

В.А.Моцарт «Авэ верум»

П.И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».


Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Учебник, стр. 137, задание 2, 3 (письменно)

Программная увертюра (4 часа)

27.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (сонатно-симфонический цикл). Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

1.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

2. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

Презентация "Увертюра "Эгмонт"




Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Творческая тетрадь, стр. 52-53


28.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


В.Шекспир "Ромео и Джульетта" (читать)


29.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».


Презентация "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте"



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Сочинение на тему "Портрет героя"


30.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития - контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».


Видео:

Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", дирижер В.Гергиев.


Творческая тетрадь, стр. 56-57


Мир музыкального театра (3 часа)

31

Мир музыкального театра.

Балет.



Взаимопрониконовение «лёгкой» музыки ,особенности их взаимоотношения в различных пластах музыкального искусства: балет ,опера, мюзикл, рок-опера.

1.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: «Вступление»; «Улица просыпается»; «Патер Лоренцо»; «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

3. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

4.Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: «Песня Орфея»; «Дуэт Орфея и Эвридики»; песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны «Все несчастливцы, как один…»; сцена Орфея и Харона; речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику…»; хор «Не спеши к любимой в путь обратный…».

Видео:

Фильм - балет "Ромео и Джульетта" (фрагменты)





Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Учебник стр.153, задание 4 (письменно)


32.

Мир музыкального театра.

Мюзикл.


Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах музыкального искусства: балет, опера, мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты мюзикла Л.Бернстайна "Вестсайдская история": ( на выбор учителя)

«Песня Тони»

«Песня и танец девушек» (Америка)

«Дуэт Тони и Марии»

«Сцена драки».


Видео:

Фильм "Вестсайдская история" (фрагменты)



Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.


Учебник стр.154-155

вопрос №5

письменно

33.

Мир музыкального театра.

Рок-опера.


Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах музыкального искусства: балет, опера, мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Рок-опера А.Журбина

«Орфей и Эвридика»

«Песня Орфея»

«Дуэт Орфея и Эвридики»

Ария Орфея «Потерял я Эвридику»

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Тексты музыкальных номеров рок-оперы.

Учебник стр.156 вопрос №2

Образы киномузыки (2 часа)

34.-35.

Образы киномузыки. Обобщающий урок

Защита исследовательских проектов

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах музыкального искусства: балет, опера, мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.


Н.Рота Тема любви из кинофильма «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг Музыка из кинофильма

Ромео и Джульетта»

«Песня Джульетты»;

Хор;

Дуэт Ромео И Джульетты; сцена на балконе.

Г.В.Свиридов.»Метель»: «Вальс»,»Романс»,»Тройка»,»Военный марш»

Видео:

Кинофильм «Ромео И Джульетта»

Режиссёр Ф.Дзефирелли (фрагмент)

Кинофильм «Ромео и Джульетта»

режиссёр

Б.Лурмэн (фрагменты)

Компьютер,

музыкальный центр, фортепиано, медиапроектор, экран.

Тексты музыкальных номеров рок-оперы.




Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» в 6 классе

Для итоговой оценки достижения планируемых результатов по учебному предмету «Музыка» на ступени основного общего образования используется система заданий из пособия «Планируемые результаты. Система заданий».


Дата проведения урока

план факт

Тема урока

Задания контроля

Мир образов и инструментальной музыки

1.

Р

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.

Романсы ярославских композиторов по выбору учителя.

20 БП

Называть основные жанры русского народного музыкального творчества, исполнять их.

23 БП

Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества.

2.

Р

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Образы романсов и песни русских композиторов-романтиков.

Романсы ярославских композиторов по выбору учителя.

4 БП Распознавать интонационно-образные и жанровые основы музыки, понимать их взаимосвязь с музыкальной формой

10 БП

Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

3.


«Уноси моё сердце в звенящую даль...»

1 Б Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека

4.

Р

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин исполнения музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный образ и мастерство исполнения.

Л.В.Собинов (золотой тенор России).Многогранность таланта и творческий стиль Л.В.Собинова.


25 П С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о выдающемся представителе и крупнейшем центре мировой музыкальной культуры.

5.


Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

5 БП Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания

6.


Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.


7.


Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь»

10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

8.


Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Мини-сообщения на тему по выбору: «Народные музыкальные инструменты в музее»,»Музыка и время»


9.

Р

Разнообразие вокальной,вокально-инструментальной музыки.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Духовный концерт.

Образцы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная музыка ярославского композитора священника Василия Зиновьева. Епархиальный фестиваль духовной музыки им.В.Зиновьева.


10.


«Фрески Софии Киевской»

.

11.


«Перезвоны» Молитва.

11 БП Выявлять круг музыкальных образов и наблюдать за их развитием.

12.


Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.


13.


Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

14.


Образы скорби и печали.


15.


Фортуна правит миром.»Кармина Бурана»

25 БП Знать выдающихся представителей музыки и крупнейшие центры мировой музыкальной культуры.

16.

Р

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Ярославский клуб исполнителей бардовской песни.

.23 БП Рассказать о музыкальной культуре своего края, исполнять образцы народного творчества.

17.

Р

Джаз- искусство ХХ века.

Джазовый клуб г. Ярославля. Рецензия или эссе на посещение концерта и т.д.

24БП С помощью Интернета найти и подготовить сообщение или презентацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в нашей стране с музыкальным фрагментом

Мир образов камерной и симфонической музыки

18.


Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной и симфонической музыки.


19.


Образы камерной музыки. Этюд. Прелюдия.


20.


Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ноктюрн.


21.


Образы камерной музыки. Инструментальный концерт.


22.


«Космический пейзаж».Картинная галерея.


23-24.


Образы симфонической музыки.»Метель».Музыкальные иллюстрации к повести к повести А.С.Пушкина.

10 БП Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов

25.


Симфоническое развитие музыкальных образов.»В печали весел, а в веселье печален».


26.


Связь времён.


27.-28.


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

13 БП Определять драматургию взаимодействия музыкального развития музыки.

29.-30.


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»


31.


Мир музыкального театра. Балет.

19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций.

32.


Мир Музыкального театра. Мюзикл.

19 БП Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов,музыкально-театральных композиций.

33.


Мир музыкального театра. Рок-опера.


34.-35.


Образы киномузыки.

Обобщающий урок.

33 БП Пользоваться ресурсами интернета для создания творческих знаний, связанных с организацией досуга.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

УМК

  • «Музыка.6 класс авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,на основе программы «Музыка.5-7 классы» авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2011)

  • Методическое пособие «Музыка 5-6 классы для учителя М.Просвещение, 2005 г.

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» :6 класс»,М.Просвещение,2004 г.

  • фонохрестоматия для 6 класс 2 СD (mp3), М.Просвещение,2012г.

  • Творческая тетрадь «Музыка 6 класс»,М.Просвещение,2011г.

Список научно-методической литературы.

  • «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  • «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  • «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  • Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  • «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  • «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM) Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/




Рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом примерной программы ООО по музыке, на основе авторского УМК СергеевойГ.П., Критской Е.Д. «Музыка.5-7 классы» издательства «Просвещение», 2010 г.

Цель обучения искусству в школе — воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

В 6 классе рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. 

 

Автор Бедник Светлана Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 15433
Номер материала 34458
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓