Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке 5 класс

Рабочая программа по музыке 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»



РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей ИЗО, физической культуры, музыки, технологии руководитель МО ______________Н.В.Поклад протокол № 1 от 29 августа 2014 г.


УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Средняя общеобразовательнаяшкола 17» _____________В.В. Рогозина

Приказ №196/01-16 от 09.09.2014г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

«Искусство (музыка)»

5 класс

на 2014 – 2015 учебный год



Составитель:

учитель музыки,

первая квалификационная категория

Румянцева Ирина Ивановна





г. Череповец

2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В основе программы обучения музыка в 5 классе лежит программа «Музыка. 5-7 классы»

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Эта программа входит в сборник программ общеобразовательных учреждений «Музыка» для 1-4 и 5-7 классов, « Искусство» для 8-9классов и составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами по музыкальному искусству для основного общего образования и с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников. М., Просвещение, 2011г.

Место предмета в базисном учебном плане;

В соответствии с учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год-35.

Программа по музыке включает в себя следующие разделы (темы):

1. «Музыка и литература» -1 полугодие.(17 часов)

2. «Музыка и изобразительное искусство» -2 полугодие.(18 часов)

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цели программы:

Главная цель массового музыкального образования и воспитания –развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве .Основным видом музыкальной деятельности выступает восприятие музыки и расширение кругозора- интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью.

Основными задачами преподавания предмета музыка являются:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

- находить ассоциативные связи между художественными образами и других видов искусства

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- развивать музыкальность слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

- передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально - эстетической жизни класса, школы


Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс)


п/п


Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:

Контрольные работы.

Тема I полугодия: “Музыка и литература”

17


1.

1.

Что роднит музыку с литературой. Музыкальная интонация.

1


2.

2.

Вокальная музыка.

Камерная вокальная музыка. Романс.


3


3.

3.


4.

4.


5.

5.-6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

2


6.


7.

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1


8.

8.

Вторая жизнь песни. Народные истоки русской

песни.

2


9.

9.


10.

10.

Всю жизнь мою несу родину в душе .Музыка 20 столетия.

1


11.

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Романтизм в Западноевропейской музыке.

2



12.

12


13.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1


14.

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1


15.

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1


16.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1


17.

17

Мир композитора.

1

1

Тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”

18


18.

1.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1


19.

2.

Небесное и земное в звуках и красках.

1


20.

3.

Звать через прошлое к настоящему .Богатство музыкальных образов( героические и эпические).

2


21.

4.


22.

5.

Музыкальная живопись и живописная музыка. Исторические эпохи, стилевые направления в русском и западном искусстве.

2


23.

6.


24.

7.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1


25.

8.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1


26.

9.

Волшебная палочка дирижера.

1


27.

10.

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1


28.

11

Застывшая музыка.

1


29.

12

Полифония в музыке и живописи.

1


30.

13

Музыка на мольберте.

1


31.

14

Импрессионизм в музыке и живописи.

1


32.

15

О подвигах, о доблести и славе...

1


33.

16

В каждой мимолетности вижу я миры…

1


34.

17

Мир композитора. С веком наравне.

1

1

35.

18

Заключительный урок – обобщение.

1


Итого:


35

2



Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального

образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод игры.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

Результаты изучения предмета «Музыка»

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам уча­щихся к концу учебного года.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

  • Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

  • Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.





Планируемые результаты в 5 классе

По окончании 5 класса учащиеся должны:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме, самостоятельно исследовать жанры народных песен и виды музыкальных инструментов;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Содержание программы предмета Музыка» 5 кл



Тема I полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)



Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.

Урок 2. Вокальная музыка (1ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека.

Урок 3. Вокальная музыка. ( 1ч)

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игро-вые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др.

Урок 4. Вокальная музыка.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс.

Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.

Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. н.р.к.(1 ч)

Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.

Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западно - европейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.

Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).

Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.

Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.

Урок 17. Мир композитора.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы.



Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)



Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.

Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.

Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.

Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Урок 35. Заключительный урок – обобщение. (1ч)

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.



















































Тематическое планирование



учителя музыки



Румянцевой Ирины Ивановны



Музыка. 5 класс



Планирование рассчитано на 35 часов (1 час в неделю)





Программа



«Музыка. 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.





Авторы

Е.Д, Критская, Г.П.Сергеева.










урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока


Планируемые результаты: Предметные. Метопредметные. Личностные.

Виды контроля

вид

форма

Тема первого полугодия: «Музыка и литература» -17ч

1

1

Что роднит музыку с литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний












Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

  • М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

  • Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

  • П.Чайковский. Симфония №4;

  • Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Понимать и объяснять взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

входной

Устный опрос

2

2

Вокальная музыка.

Жанры русской народной песни.

Комбинированный урок


















Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма

.

Жанры вокальной музыки – песня.

  • Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

  • Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

  • П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

  • «Неделька» Р.н.п.

  • «Ольховка» Р.н.п.

Уметь объяснять основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки ,основные жанры народных песен, ее особенности.

Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

разучивать и исполнять образцы

музыкально-поэтического творчества.

Исполнять и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Находить и выявлять общность

истоков народной и профессиональной музыки.

текущий

Устный опрос

3

3

Вокальная музыка. Особенности романса.

Комбинированный урок

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

  • Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

  • Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

  • «Вокализ» С. Рахманинов

Определять основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка.

Уметь проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


текущий

Устный опрос

4

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

  • Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов.

  • «Колыбельная» А. Лядов.

Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их

сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.


текущий

Устный опрос

5

5

Фольклор в музыке русских композиторов.

Программная музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

  • Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Понимать интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

тематический

Устный опрос

6-7

6-7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Урок закрепления нового материала.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада:

своеобразие и выразительность, лиричность.

  • Вокализ. С. Рахманинов.

  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .


Понимать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

тематический

Устный опрос


8

8

Творчество М. И Глинки, Ф.П. Шуберта, П.И.Чайковского

Баркаролла.

Урок закрепления нового материала.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Развитие жанра ьаркароллы в творчестве русских композиторов.

  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Понимать жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

баркаролла.

Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

тематический

Устный опрос

9

9

Вторая жизнь песни в творчестве П. Чайковского и Э Грига.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

  • Веснянка, украинская народная песня.

  • Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Рассуждать об особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.


тематический

Устный опрос


10

10

Всю жизнь мою несу родину в душе…

Програмная симфония В. Гаврилина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин


Понимать стилевое много-образие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; осознать значимость Вологодского композитора в русской музыке 20 столетия. Понимать термин симфония-действо.

Уметь сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

текущий

Устный опрос


11

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Слово о мастере.

Кантата Г. Свиридова «Снег идёт»

Комбинированный урок.


Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.



  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина


  • «Время, вперёд» Г. Свмридов.

Размышлять о стилевом многообразии музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;


текущий

Устный опрос

12

12



Гармонии задумчивый поэт. Творчество Ф. Шопена. Комбинированный урок.




Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

  • «Этюд №12» Ф.Шопен

  • «Прелюдия№7» Ф.Шопен

  • «Прелюдия№20» Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен

Находить взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.


текущий

Устный опрос

13

13

Ты, Моцарт, Бог и сам того не знаешь.

Урок закрепления нового материала.

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

  • Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

  • Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Рассуждать о взаимодействии музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

текущий

Устный опрос


14

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре.

  • «Садко». Опера-былина (фрагменты).

Н. Римский-Корсаков.

Определять особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

тематический

Устный опрос


15

15

Сцена новгородского тога из оперы «Садко». Продолжение темы.

Комбинированный урок.

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

  • Сцена новгородского торга.«Садко». Опера-былина

Н. Римский-Корсаков.

  • Песни заморских гостей. Из оперы «Садко».

Понимать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Текущий.

Устный опрос


16




16





Второе путешествие в музыкальный театр.

Балет

«Золушка» С. Прокофьева.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.






Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

  • «Золушка» С. Прокофьев (Фрагменты).

  • «Лебединое озеро» П. Чайковского.

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

  • Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

  • Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.





Определять имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.

/Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа

тематический




















Устный опрос




















17

17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

«Вслед за мелодией»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

  • «Память» из мюзикла.

Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.

Рассуждать об особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью; взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.

тематический

итоговый


















Устный опрос










































Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.

18

1

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

  • Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Выявлять возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь находить и мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

текущий

Устный опрос

обучающий














19

2

Небесное и земное в звуках и красках.

Комбинированныйурок.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

  • «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

  • «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

  • «Ave Maria», И.-С. БахШ. Гуно

  • «Ave Maria» Дж. Каччини

  • «Ave Maria» Ф. Шуберт

Соотносить интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь различать, эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.


тематический

Устный опрос




20

3

Звать через прошлое к настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Песня об Александре Невском»

  • хор «Вставайте, люди русские»

Различать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; исполнять темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

тематический

Устный опрос




21

4

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Ледовое побоище»

  • «Мертвое поле»

  • «Въезд Александра во Псков»

тематический

Устный опрос




22

5

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Общее и особенное в русском и западно- европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Распознавать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Исполнять темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.




23

6

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

  • «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова

  • «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

тематический




















Устный опрос




















24

7

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Комбинированный урок

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

  • Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Знать/пон Колокольность – важный Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.




тематический




















Устный опрос




















25

8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

  • Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.

  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

  • «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Определять взаимодействие музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;

тематический




















Устный опрос




















26

9

Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

  • «Музыкант» Б. Окуджава

Определять имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально- хоровой работы.

тематический








Устный опрос




27

10

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Комбинированный урок.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

  • Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Различать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации.

Находить связи между эмоционально-образным восприятием и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

тематический








Устный опрос


















28

11

Застывшая музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

  • Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

  • Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

  • «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

  • «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Анализировать и обобщать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония.

Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический




Устный опрос

обучающий


29

12

Полифония в музыке и живописи.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

  • И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

  • Аве Мария.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.

Находить принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

текущий

Устный опрос

30

13

Музыка на мольберте.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.

  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Выявлять связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.


тематический




Устный опрос

обучающий


31

14

Импрессионизм в музыке и живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

  • «Детский уголок» К.Дебюсси

  • «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

  • «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Анализировать и обобщать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

текущий

устный опрос

32

15

О подвигах, о доблести и славе...

Комбинированный урок.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»

  • «Наши дети»

  • «Реквием» стихи Р. Рождественского.

Находить установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический


устный опрос

33

16

В каждой мимолетности вижу я миры…

Комбинированный урок.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

  • С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)

  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

рисунки В.Гартмана.

Распознавать своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Различать особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

тематический


устный опрос

34

17

Мир композитора. С веком наравне.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Ввладеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

итоговый

Музыкальная викторина

35

18

Заключительный урок – обобщение.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.

Соотносить взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.

итоговый








Список литературы

Основная литература:

  1. Программа «Музыка. 5-7 классы» М.,Просвещение,2011г. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.

  2. Учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка»5 класс. М., Просвещение, 2012г. Е.Д.Критская. Г.П.Сергеева.

  3. Фонохрестоматия.

Дополнительная литература:

  1. Учебник для общеобразовательных учебных заведений «Музыка» 5класс.

В.В.Алиев, Т.И.Науменко. Москва. Дрофа. 2010г.

2. Методическое пособие для учителя: «Методика работы с учебниками

«Музыка 5-6 классы». М.,Просвещение,2008г.

Оборудование

  1. Музыкальный центр

  2. Рояль

  3. СД-диски, кассеты, МП-3 диски








Рабочая программа по музыке 5 класс
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа по предмету « Музыка» для 5 класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. В основе программы обучения музыка в 5 классе лежит программа  «Музыка. 5-7 классы»

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. Эта программа входит в сборник программ  общеобразовательных учреждений  «Музыка» для 1-4 и 5-7 классов, « Искусство» для 8-9классов  и составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами по музыкальному искусству для основного общего образования и с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ и обеспечена УМК, вошедшим в федеральный перечень учебников.  М., Просвещение, 2011г.

Место предмета в базисном учебном плане;

В соответствии с учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год-35.

Программа по музыке включает в себя следующие  разделы (темы):

1. «Музыка и литература» -1 полугодие.(17 часов)

2. «Музыка и изобразительное искусство» -2 полугодие.(18 часов)

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное  распределение учебных часов.

Автор Румянцева Ирина Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 42840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓