Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке (5-9 классы)

Рабочая программа по музыке (5-9 классы)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа.

Программа по музыке создана на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

  2. Примерной программы основного общего образования по музыке (программы основных общеобразовательных школы. Музыка 1-8 классы. Москва Просвещение, 2006 год).

  3. Учебного плана МОУ Павловской основной общеобразовательной школы, утверждённого педагогическим советом (протокол №1 от 16.08.2010)

  4. Положения о рабочей программе, утвержденного Приказом директора школы от 28.08.2008 года.

Структура документа.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и требования к уровню подготовки выпускников основной школы, а также отдельно по классам, календарно-тематическое планирование. Программа является базовой, Разработана группой учёных под руководством Д.Б. Кабалевского.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Общая характеристика предмета.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.



Методы образования.

Реализация данной рабочей программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Формы контроля.

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 360 часа для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI, VII и VIII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа «Музыкальное искусство» рассчитана на 140 учебных часов.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках рабочей программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.

В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем. Формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Результаты обучения.

Результаты усвоения содержания музыкального образования в V-VIII классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.

Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

V-VIII классы (140 ч.)

Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность.

Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.

При изучении народного музыкального творчества накопление опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • осмысления народной музыки в ее органической связи с жизнью народа, его традициями и обрядами;

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых образцов народного музыкального творчества в слушательской деятельности;

  • вокального и инструментального исполнения образцов народного музыкального творчества;

  • распевания народных текстов, импровизации и сочинения мелодий в народном духе;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых народно-песенных мелодий и народной инструментальной музыки;

  • участия в народных праздниках.

Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней. Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, творчестве выдающихся композиторов прошлого и современности.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; хоровым концертом).

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Джузеппе Верди).

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и другие направления (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д, Шостакович, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатуряна, Р.К. Щедрин; К. Дебюсси, М. Равель).

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов); спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок-опера; рок-н-ролл; британский бит, фолк-рок; хард-рок; арт-рок; реггей, хеви-металл и др. При изучении своеобразия современной музыки учебный материал может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.

При изучении русской и западноевропейской музыки обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется на основе понимания сущности музыкального исполнительства как искусства интерпретации и проявляется в процессе:

  • личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности;

  • сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;

  • художественного исполнения и творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и хоровом пении при разучивании и исполнении образцов народной музыки, произведений вокальной музыки отечественных и зарубежных композиторов;

  • творческого самовыражения учащихся в сольном, ансамблевом и коллективном инструментальном музицировании на элементарных и электронных инструментах;

  • пропевания тем из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание;

  • индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными;

  • создания вокальных и инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из произведений отечественных и зарубежных композиторов;

  • создания различных исполнительских интерпретаций народных песен и инструментальных наигрышей, песенных образцов творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • импровизации и сочинения музыки на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

  • инсценировки народных песен;

  • создания художественного замысла и воплощения эмоционально-образного содержания произведений музыки сценическими средствами;

  • создания музыкально-литературных композиций;

  • прослеживания связей между «легкой» и «серьезной» музыкой;

  • выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.


Представления о музыкальной жизни России и других стран.

Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.

Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки.

Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.

При знакомстве с музыкальной жизнью России и других стран обогащение опыта музыкально-творческой деятельности учащихся осуществляется в процессе:

  • ознакомления с исполнительским творчеством различных оркестровых коллективов (симфоническими, камерными, духовыми, оркестрами народных инструментов, эстрадно-джазовыми и др.);

  • выявления общего и особенного в академическом и народном направлениях хорового исполнительства в России и других странах мира;

  • высказывания своего отношения к прослушанным дома музыкальным теле-радио передачами и к ним;

  • создания собственной коллекции музыкальных аудио-, видеозаписей;

  • изучения популярной литературы, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира;

  • использования информационно- коммуникационных технологий для сочинения, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений;

  • поиска и отбора музыкальных произведений в сети Интернет для самостоятельного ознакомления с ними;

  • приобретения и применения знаний, умений и навыков в области музыкального самообразования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • богатство музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий

  • определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Учебно-тематическое планирование пятого года обучения


раздел, темы

Название темы

Кол – во часов

1

Музыка и литература

9

2

Литература и музыка

7

3

Музыка и изобразительное искусство

19


Всего часов

35


Тема 1. Музыка и литература (9 час.)

Знакомство с музыкальным песнями без слов. Рассказать ребятам, что композиторы не редко писали сочинения для разных инструментов (не для пения!) и называли их песнями, романсами, песенками, песнями без слов и т.п.

Продолжая изучение темы, школьники размышляют над тем, как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

В процессе усвоения основной темы продолжается развитие у школьников способности на слух определять незнакомое сочинение известного композитора, формирование умения с первого прослушивания определить главное в образном строе произведения.

Музыка на этих уроках должна быть как вокальная, показывающая нерасторжимую связь музыки со словом, так и инструментальная, в которой композиторы использовали мелодии каких-либо песен.

Тема 2. Литература и музыка (7 час.)

Желательно, чтобы учащиеся пришли к таким выводам: музыка без литературы, как и литература без музыки, понесла бы значительные потери – оба эти искусства рождены жизнью и своими в чем-то сходными, а в чем-то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей.

Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уж о вокальной музыке в целом. Музыка, в свою очередь, дают вторую жизнь литературным произведениям, положенным в ее основу, усиливает их выразительность и воздействие на мысли и чувства людей. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает ее более яркой и многогранной.

Тема 3. Музыка и изобразительное искусство (19 час.)

Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины; всматриваясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

При обобщении следует подчеркнуть, что, если очень внимательно вслушиваться в музыку, в воображении могут возникнуть соответствующие музыке зрительные представления. Это могут быть произведения изобразительного искусства. Картины природы, какие-либо жизненные события.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

  • жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С., Чайковского П.И., Рахманинова С.В.);

  • знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.




Учебно-тематическое планирование шестого года обучения


раздел, темы

Название темы

Кол – во часов

1

Преобразующая сила музыки

16

2

В чем сила музыки?

19


Всего часов

35


Тема 1. Преобразующая сила музыки (16 час.)

Способность музыки, даже простой песни, воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, смелостью, мужеством и множеством других самых разнообразных чувств – величайшая сила музыкального искусства.

Пусть ребята вспомнят примеры (из песен, рассказов, опер, балетов, кинофильмов), когда музыка оказывала влияние на человека, на многих людей.

Наряду с усвоение основной темы продолжается планомерное развитие у учащихся чувства стиля композитора.

Новая грань темы: воздействие на человека музыки, написанной не только в наши дни, но и в отдаленные времена, рассказывается перед учащимися на примере музыки немецкого композитора И. С. Баха.

На уроках звучит очень разная музыка. Разная не только по тому, что ее сочиняли композиторы разных стран, а прежде всего по тому, что выражала она очень разные человеческие чувства, потому, что в ней были воплощены очень разные стороны человеческой жизни. Поэтому она очень по-разному способна воздействовать на нас, на людей, а через людей – на жизнь.

Тема 2. В чем сила музыки? (19 час.)

Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты.

На занятиях во втором полугодии большое значение придается воспитанию у школьников ощущения и понимания широты творческого стиля композитора, многогранности его восприятия жизни. Эта задача будет решаться на примерах музыки Баха, Моцарта, Прокофьева, Рахманинова, Чайковского.

Необходимо продолжать рассматривать с учащимися основную тему – в чем сила музыки – на новой грани этой темы – значение музыкальных обработок.

Ребята учатся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы не только в вокальных сочинениях, где надежным помощником становится слово, стихи, поэтический текст, и не только в сочинения «программных», в которых «программное» название раскрывает замысел автора и ведет восприятие по определенному пути. Они учатся понимать и чувствовать также и музыку без слов и без «программных» заголовков, то есть учатся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Знать/понимать:

  • иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен(народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий, знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности

  • совершенствовать умения и навыки самообразования

Уметь:

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая народная, религиозная, современная;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.



Учебно-тематическое планирование седьмого года обучения


раздел, темы

Название темы

Кол – во часов

1

Музыкальный образ

16

2

Музыкальная драматургия

19


Всего часов

35


Тема 1. Музыкальный образ (16 час.)

Круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в первом полугодии, весьма широк. Среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лироэпическому началу, и образы драматические.

Знакомство с образами лироэпического характера происходит на примерах арии Кутузова, песен, связанных с образами военных дорог, образом солдат.

Линия драматических образов открывается балладой Ф. Шуберта «Лесной царь».

В этом полугодии ребята услышат музыку еще незнакомого им выдающегося венгерского композитора – Ференца Листа.

Познакомятся с авторской песней. Исполняя авторскую песню, ребята смогут убедиться в яркости и контрастности ее образов. Узнают ярких представителей авторской песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Важно, чтобы ребята усвоили, что образ может включать в себя несколько мелодий и что сочинение может состоять и из одного, и из нескольких образов.

Очень важно при обобщении темы «Музыкальный образ» вновь обратить внимание на то, что даже самые скромные по содержанию и художественной форме образы содержат хотя бы даже и самое незначительное развитие.

Тема 2. Музыкальная драматургия (19 час.)

После того, как ребята разобрались в разных типах музыкальных образов, можно продолжить знакомство с произведениями, в которых несколько образов контрастируют друг с другом, образами, развивающимися внутри одного произведения, т.е. сосредоточить внимание на том, что называется музыкальной драматургией.

При обобщении тем года следует вспомнить звучавшие на уроках произведения, закрепляя и углубляя понятие сонатная форма.

Интонационное и драматургическое развитие – это и есть преломление в музыке тех законов, по которым развивается сама жизнь.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Знать/понимать:

  • иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен(народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий, знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности

  • совершенствовать умения и навыки самообразования


Уметь:

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая народная, религиозная, современная;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.


Учебно-тематическое планирование восьмого года обучения

раздел, темы

Название темы

Кол – во часов

1

Что значит современность в музыке?

9

2

Музыка «серьезная» и музыка «легкая»

7

3

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки

10

4

Великие наши «современники»

9


Всего часов

35


Тема 1. Что значит современность в музыке? (9 час.)

Содержание первой четверти дает широкие возможности для сопоставления на уроках ярко контрастных произведений: например, монументальной Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха и песни «Все преодолеем» П.Сигера.

На уроках ребятам предлагается послушать одно из последних сочинений И.Штрауса-сына – «Польку-пиццикато», симфония №4 П.И.Чайковского, симфонии №7 и № 8 Д.Шостаковича.

Мелодии известных классических произведений получают свое второе рождение в обработках, интерпретациях (с лат. разъяснение. истолкование), трактовках известных современных музыкантов-исполнителей. Благодаря новым версиям звучания классическая музыка насыщается новыми интонациями, ритмами, приемами развития.

Тема 2. Музыка «серьезная» и музыка «легкая» (7 час.)

В связи с темой этой четверти учащиеся на новом уровне обратятся к песенной и танцевальной музыке, рассмотрят. Как один и тот же жанр может лежать в основе и легкой, и серьезной музыки. Это хорошо видно на примерах таких танцевальных жанров, как полька и вальс (польки Штрауса и Рахманинова, «Вальс-фантазия» Глинки и «Вальс о вальсе» Колмановского).

На уроках этой четверти учащиеся познакомятся с двумя типами (жанрами, областями) музыки – так называемой серьезной и так называемой легкой музыкой. Два основных выводов следует сделать из этих уроков. Во-первых, легкая музыка должна отвечать таким же требованиям высокого художественного вкуса, как и музыка серьезная. Во-вторых, между серьезной и легкой музыкой зачастую нет четкой разграничительной линии.

Тема 3. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки (10 час)

На протяжении всей третьей четверти ребята будут знакомиться с образцами серьезной и легкой музыки преимущественно в одном и том же произведении. Иногда это будут сравнительно небольшие контрасты, иногда – очень острые. Например: противопоставление в опере Дж. Верди «Риголетто»; взаимодополнение лирики и шутки в оперетте И.Дунаевского «Белая акация»; слияние, рождающее новый жанр, в симфоджазе Дж. Гершвина; контрастная драматургия, подчеркивающая динамику душевных переживаний одного действующего лица в операх «Не только любовь» Р. Щедрина и «Кола Брюньон» Д. Кабалевского; сопоставление, передающее многогранность жизненных ситуаций в музыке А. Хачатуряна к драме М. Лермонтова «Маскарад» и т.д.

Тема 4. Великие наши «современники» (9 час.)

Завершающая цикл школьных музыкальных занятий последняя четверть построена на образцах народно-песенного творчества и на музыке выдающихся представителей великого музыкального искусства: западноевропейского классика XIX в. Л. Бетховена, русского классика XIX в. М. Мусорского и русского классика XX в. С. Прокофьева.

В основу организации музыкального материала по теме «Великие наши современники» можно положить творчество и других композиторов, получивших мировое признание. Универсальность тематизма позволяет привлекать музыкальные произведения всех пластов музыкальной культуры (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классики, академическая и популярная музыка), устанавливая связи между ними на основе общих закономерностей. Важно, чтобы ребята почувствовали своеобразие мастера, неповторимость его почерка, проявляющегося в разных жанрах, формах музыкального искусства.

В заключении можно выразить уверенность в том, что интерес и любовь к музыке будут развиваться у ребят и дальше, что они будут стремиться к расширению своего музыкального кругозора, будут слушать хорошую музыку и читать о ней, что не запутаются в проблемах серьезной и легкой музыки.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции в отношении прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования знакомства с музыкальной литературой, слушания музыки в свободное от уроков время;

  • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

Литература и звуковые пособия

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музы­канта / Ю. Б. Алиев. — М, 2000.

Антология русской и зарубежной музыки XXXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.

Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие / В. П. Анисимов. — М., 2004.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — М. — Л., 1973.

Асафьев Б. В. Русская живопись: мысли и думы / Б. В. Асафьев. — М., 2004.

Ванслов В. В. В мире искусства: эстетические и художественно-эстетические эссе / В. В. Ванслов. — М., 2003.

Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.

Великие музыканты XX века. — М., 2003.

Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т. Ф. Владышевская. — М., 2006.

Выготский Л. С. Психология искусства/ Л. С. Выготский. - М., 2001.

Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России / Е. А. Дьякова. — М., 1996.

Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / автор.сост. С. И. Гудилина. Вып. 1. — М., 2004.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.

Кашекова И. Э. От античности до модерна: стили в художественной культуре / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

Кирнарская Д. К. Психология музыкальной деятельности теория и практика: учеб. пособие/Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова. — М., 2003.

Коллинз Ст. Классическая музыка от и до / пер. с англ. Т. Новиковой / Ст. Коллинз. — М., 2000.

Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. — М., 2001

Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пенью / II. В. Медушевский. — Минск, 2000.

Медушевский В. В. Интонационная форма музыки / Н. В. Медушевский. — М., 1993.

Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Паша-141. - М., 2000.

Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Са­марин, Л. И. Уколова. — М., 1999.

Музыка и живопись для детей. CD-ROM. — М., 2002.

Музыка и поэзия / авт.-сост. Е. Н. Домрина. — СПб., 2004.

Надолинская Т. В. На уроках музыки о литературе и искусстве / Т. В. Надолинская. — М., 2005.

Художественная жизнь современного общества: аудитория искусства в России вчера и сегодня / под ред. Ю. У. Фохт-Ба-бушкина. В 2 т. — СПб., 1997. — Т. 2.

Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образова­нии детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С . Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1998.

  • Искусство в школе» — общественно-педагогический и на­учно методический журнал.

  • «Вестник образования», журнал — официальное издание Минобразования и науки РФ.

  • «Вестник учебной и детской литературы», журнал.

  • «Искусство» — учебно-методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительно­го искусства (приложение к газете «Первое сентября»).


ЭОРы.

  1. Музыка. WWW.fochel.ru

  2. Звуки музыкальных инструментов.

  3. Музыкальные инструменты. Рассказ о музыке. Viki.rdf.ru

  4. Оркестр русских народных инструментов.

  5. Русские народные инструменты.

  6. Вечные темы в искусстве. Л. Бетховен Соната №14 «Лунная» 8 класс.

ЦОРы.

    1. Квартет.

    2. Масленица.

    3. Музыка. Ключи.

    4. Фонохрестоматия 1 класс. CD

    5. Фонохрестоматия 7 класс. CD

    6. Фонохрестоматия 8 класс. 2 кассеты.

    7. Фонохрестоматия 3 класс. 2 кассеты.

    8. Фонохрестоматия на пластинках. По всем классам.
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МУЗЫКА. 5 КЛАСС. 35 ЧАСОВ.

Тема урока

Музыкальный материал

Основные понятия

ЗУН

Домашнее задание

1 четверть: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

1.

Искусство в нашей жизни.

Песня о России.

Кино, театр, изобразительное искусство, музыка, литература.

Знать о роли музыки в семье искусств, о её влияния на другие искусства.


Разучивать песню «О России».


2

Что я знаю о песне?

Песня о России.

Песня, вокальная музыка.

Знать о песне как об истине и вершине музыки. Понятия «вокальная музыка».

Придумать сказку.


3

Как сложили песню.


РНП «Мы пойдём погулять».


Песня, вокализ.


Понимать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне.


Повторить «Песню о Родине».


4

Песни без слов.


Вокализ С. Рахманинова.

Либретто, вокализ.


Знать жанры вокализа и инструментальной песни.


Сочинить стихотворение.


5

Другая жизнь песни.


М. Глинка, Жаворонок.


Романс.



Понимать второе рождение песни.


Прочитать стихотворение С. Есенина.


6

Жанр кантаты.


Г Свиридов, «Поёт зима, аукает».


Кантата, оратория, вокально-симфоническая поэма.

Знать о жанре кантаты на примере поэмы Свиридова

Сочинить мелодию к кантате.

7

Опера.


Н. Римский-Корсаков, Садко.


Опера, либретто.


Познакомиться с жанром оперы, историей создания.


Вспомнить сказку Д. Родари «Чиполлино».

8

Балет.


К. Хачатурян, Чиполлино.


Балет.


Познакомиться с жанром «балет».


Повторить все темы.


9

Превращение песен в симфонические мелодии.


Н. Римский-Корсаков, Сеча при Керженце.


Симфония.


Знать о роли литературы в музыкальных произведениях.

Написать сценарий фильма.

2 четверть: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

10

Музыка – главный герой сказки.


Н. Аладов, мелодия.


Скрипка.


Знать о том, как музыка помогает в трудную минуту.

Повторить понятия.


11

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира.

Чела, ГНП. Волшебный смычок.


Чонгури, чела, бандура, цимбалы.


Понимать популярность сюжета о силе музыки.


Учить песню «Волшебный смычок».

12

Музыка – главный герой басни.


А. Бородин, квартет №2.

Квартет, камерная музыка.

Знать понятия: квартет, квинтет, трио и т.д.

Учить понятия.


13

Чудо музыки в повестях Паустовского.


В. Моцарт, симфония «Юпитер».


Симфония.


Знать значение музыки в прозе.


Повторить песню «Волшебный смычок».

14

«Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» (Э Григ).


Э. Григ, концерт.


Динамические оттенки, концерт.


Уметь вырабатывать более вдумчивое отношение к жизни.


Прочитать «Судьба барабанщика» А. Гайдара.

15

Музыка в жизни А Гайдара.


М. Глинка, Жаворонок.


Романс.


Понимать музыкальность произведений Гайдара.



Нарисовать иллюстрацию к песне «Жаворонок».

16

Музыка в кинофильмах.


Р. Роджерс, Звуки музыки.


Гамма, тоника.


Знать роль музыки в кинофильмах.



3 четверть: Можем ли мы увидеть музыку?

17

Можем ли мы увидеть музыку.


Н. Римский- Корсаков, Сказка о царе Салтане.

Орлёнок.

Синкопа.


Понимать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Учить песню «Орлёнок».


18

Музыка передаёт движение.



К. Листов, Песня о тачанке.

Крылатые качели.


Тачанка, труба, туба.


Понимать, как разные виды искусства воплотились в одно и то же содержание.

Учит «Крылатые качели».


19

Богатырские образы в искусстве.


Бородин, богатырская симфония.


Симфония, форма рондо.

Знать как музыка и ИЗО приходят к созданию богатырских образов.

Три парня – учить.


20

Героические образы в искусстве.


Бетховен, Кориолан, Прокофьев, А. Невский.


Программное произведение. Кориолан.



Уметь найти героические образы в музыке и ИЗО.



Учить песню о маленьком трубаче Никитина.

21

Музыкальный портрет.


Мусоргский, Б. Годунов.


Скерцо, музыкальный портрет, протодьякон, дьяк.

Знать о творчестве содружества «Могучая кучка».

Песня о маленьком трубаче – учить.

22

Музыкальный портрет в творчестве Модеста Мусоргского.

Мусоргский, Баба-Яга, Сиротка.


«Картинки с выставки».


Понимать о многогранных связях музыки и живописи.


Струве, Музыка – учить.


23

Музыкальный портрет. С.С. Прокофьев.


Прокофьев, опера «Война и мир».


Опера, мажор, минор.


Знать, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.

Струве, Музыка – продолжать изучение.


24

Музыкальный портрет. Война и мир.


Прокофьев, вальс из оперы «Война и мир».


Вальс.


Уметь воспринимать музыкальные портретные характеристики.

Струве, Музыка – учить.


25

Картины природы в музыке.



Григ, Утро. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке.

Музыкальный пейзаж.


Знать понятие «музыкальный пейзаж».


Баснер, с чего начинается Родина – учить.

26

Можем ли мы увидеть музыку. Обобщение.


Глинка, Руслан и Людмила.


Понятия четверти.

Музыкальная картина.


Обобщить знания о взаимосвязи музыки и ИЗО.


4 четверть. Можем ли мы услышать живопись?

27

Можем ли мы услышать живопись?


Рахманинов, прелюдии соль-диез минор и соль мажор.

Прелюдия.



Уметь сопоставить разные по настроению картины, слушая музыку.


28

Музыкальные краски.


Покрасс, марш Буденного, Равель «Хабанера».


Хабанера, тембр, труба с сурдиной.


Понимать, что музыка может рисовать разные картины жизни, что у неё есть краски.

Френкель, Погоня – учить.


29

Музыкальная живопись и живописная музыка.



Дебюсси, Празднества.


Арфа, лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы, скрипки. Импрессионизм.


Знать о направлении в искусстве импрессионизмом, историей создания струнных инструментов.

Френкель, Погоня – учить.


30

Музыкальная живопись и живописная музыка. Лунный свет.

Дебюсси, Лунный свет.


Импрессионизм. Ноктюрн.


Знать об особенностях импрессионизма в музыке.


Журбин, Планета детства – учить.


31

Настроение картины и музыки.


РНП «Вечерний звон».


Виды церковного звона.



Уметь увидеть связь музыки и живописи через песенность народной песни.

Журбин, Планета детства – учить.


32

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.


Стравинский, Петрушка.


Контраст.


Понимать, что в музыке Стравинского, как и в картине Кустодиева, множество контрастных деталей соединяются в единую картину.

Повторить все изученные песни.


33

Вечная тема искусства.

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи. Обобщение.


Шуберт, Аве Мария.

Музыка, изученная в четверти.

Икона, всенощная.

Опера, балет, концерт, романс, кантата.

Понимать связь иконописи и музыки, воплощение образа матери в искусстве.

Обобщить представление о взаимосвязи искусств.

Красивые мамы – учить.

34-35

Резервное время.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МУЗЫКА 6 КЛАСС. 35 ЧАСОВ.

Тема урока

Музыкальный материал

Основные понятия

ЗУН

Домашнее задание

1 четверть: В чём сила музыки?

1

Вводная тема. В чём сила музыки?


Рахманинов. Прелюдия.


Вспомнить понятия симфония, прелюдия.


Понимать о роли музыки в жизни человека, о её влиянии на мысли, чувства человека.

Разучивать песню «Школьный корабль».


2

Наш вечный спутник.

Матвеев, Матушка. Ж. Брель, Вальс».


Шансон, вальс.



Увидеть влияние песен на настроение людей.


Повторить песню «Школьный корабль».

3

Наш вечный спутник. Вальс.



Вальсы Шопена и Чайковского. Мальчишки и девчонки.

Сентиментальность, вальс.



Уметь сравнивать, обобщать музыку на примере двух произведений.

Мальчишки и девчонки – учить.


4

Наш вечный спутник.


Вальсы Шопена и Чайковского.


Камерный, концертный, бальный танец.


Отрабатывать вокальные навыки.


Мальчишки и девчонки – повторить.

5

Музыка – душа времени.


Вариации РНП.


Кифара, лютня, арфа, флейта.


Познакомиться с музыкой далёкого прошлого.


Спасибо, вам, учителя – разучивание.

6

Мелодии, звучащие много веков назад.


А зори здесь тихие. К. Молчанов.


Флейта Пана, свирель.



Знать музыкальные образцы разных эпох.



Повторить «спасибо, вам, учителя».


7

Какой бывает музыка.



Шестая симфония Чайковского


Аллегро, адажио.



Знать историю создания симфонии.


Спасибо, вам, учителя – повторить.

8

Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.


Инструментальные пьесы Чайковского.


Инструментальная музыка.



Прослушать другие произведения Чайковского.


Прочитать «Повесть о настоящем человеке».

9

Какой бывает музыка. Созидательная сила музыки.


К. Дебюсси. Празднества.


Импрессионизм, ноктюрн.


Увидеть на примерах «волшебное» свойство музыки передать созидательную силу.

Повторить все темы.


2 четверть: В чём сила музыки.

10

Проблемы добра и зла, горя и радости в музыке.


С. Прокофьев. Повесть о настоящем человеке.


Опера, кантата.


Увидеть роль песни в жизни человека на примере отечественных произведений.

Зелёная рощица – учить.


11

Проблемы добра и зла, горя и радости в музыке.


Кантата «А Невский».

Опера, кантата.


Увидеть роль песни в жизни человека на примере отечественных произведений.

Зелёная рощица – учить.


12

Проблемы добра и зла, горя и радости в музыке.


С. Прокофьев. Повесть о настоящем человеке.

Кантата «А Невский».

Опера, кантата.


Увидеть роль песни в жизни человека на примере отечественных произведений.

Зелёная рощица – учить.


13

Устремление музыки – только ввысь, только к свету.


Бетховен. Симфония № 5.


Адажио, анданте, аллегро.

Симфония.


Научиться воспринимать музыку Л. Ван Бетховена.


Повторить понятия.


14

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

П. Сигер. Песня о молоте.

Ренессанс, пентатоника.


Осознать роль музыки в борьбе за мир.

Учить песню «Я – фронт».

15

Единство сторон музыкального произведения.


Битлз, м. Теодоракис. Я - фронт.


Кантри.


Усидеть синтез сторон и средств выразительности в произведении.


16

Подвиг, воплощённый в музыке.

Д. Шостакович, симфония №7.

Симфония, сонатное аллегро.

Увидеть на примерах связь музыки и жизни.

Учить понятия.


3 четверть: Преобразующая сила музыки.

17

Ритм – основа музыки.


Бетховен. Аппассионата.


Сонатное строение.



Увидеть силу музыки, посвящённой памяти погибших в ВОВ.

Песня о солдате – учить.


18

О чём рассказывает музыкальный ритм.


Увертюра «Эгмонт». Бетховен.


Увертюра.


Слушать и анализировать произведение Бетховена.


Песня о солдате – продолжать изучение.

19

Мелодия – душа музыки.


Ф. Шуберт. Серенада.


Серенада.

Знать, каким целям служат звуки мелодии.


Учить «Прекрасное далёко».

20

Мелодия – душа музыки.


Моцарт. Рондо. Реквием.


Форма рондо. Реквием, лакримоза.


Понять воздействие мелодии на человеческие чувства.

Продолжить изучение песни.


21

Мелодия – душа музыки.


Чайковский, Щелкунчик.


Балет.


Слушание фрагментов из балета.


Повторить «Прекрасное далёко».

22

Звук, который выражает слово.


Даргомыжский. Титулярный советник.


Речитатив.

Романс.


Увидеть единство песенного склада и стихов в романсе.

Лебединая верность – выучить.

23

Звуки музыки организуются по законам гармонии.


В. Салманов. Лебёдушка.


Хоровой концерт.


Оценить правдивость и художественность, воплощённую в произведении Салманова.

Учить песню «Лебединая верность».


24

Эмоциональный мир полифонии.

Бах. Органная фуга соль-минор.

Полифония, органная фуга.

Знать творческий путь Баха.


Учить понятия.


25

Эмоциональный мир полифонии.

Весенняя песня Баха.


Фуга, хорал.


Анализировать основные произведения Баха.

Учить «Весеннюю песню».

26

Эмоциональный мир полифонии.


Повторить все произведения.


Повторить все изученные понятия.


Уметь различать музыкальные произведения.


4 четверть: Преобразующая сила музыки.

27

Единство содержания и формы – красота музыки.

Рахманинов, Весенние воды.

Романс.


Понять взаимосвязь содержания и формы.

«Малиновый звон» учить.

28

Фактура – способ изложения музыкального материала.

Романсы Рахманинова.

Викторина по романсам Рахманинова.

Обобщить творчество композитора.

Песню повторить.


29

Музыкальные тембры.


Народные песни.


Тембры, баритон, бас.


Познакомиться со старинными и современными народными песнями.

Повторять песни.


30

«Недаром помнит вся Россия…»

РНП «Бородино».


Военная песня.



Знать героико-историческую тематику родного отечества.

Читать в тетради.


31

Музыкальная динамика.



День Победы. Д. Тухманов.

Дороги. А. Новиков.

Фронтовая массовая, окопная песня.


Увидеть, как правдиво рассказывает песня о подвиге солдат.

Учить «День Победы».


32

Песни, звавшие на подвиг.


А.Александров. Священная война.


Жанры, виды, особенности песни.


Познакомиться с фронтовыми песнями, их жанрами, особенностями.


Священная война – учить.

Подготовиться к викторине.

33

В чём сила музыки.

«Чудесное» в сфере музыки.


Произведения,

изученные в течение года.


Полифония, гомофония, сюита, рондо, баллада, серенада.

Термины, изученные за год.

Обобщить материал, пройденный в учебном году.




34-35

Резервное время.

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МУЗЫКА 7 КЛАСС. 35 ЧАСОВ.

Тема урока

Музыкальный материал

Основные понятия

ЗУН

Домашнее задание

1 четверть: Музыкальный образ

1

Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России.


Песня о России.


Музыкальный образ.


Знать понятие «музыкальный образ»; понять чувства и переживания в русской песне.

Учить песню «Уголок России» Шаинского.


2

Образное богатство в музыке.


Островок, Рахманинов.


Виды развития.



Понимать о музыкальной форме (одночастная форма).

Повторять песню «Уголок России».


3

Образы света, истины, битвы за жизнь против войны.


Дороги, Новикова. До свидания, мальчики, Окуджава.

Двухчастная форма.



Знать построение двухчастной формы.


Учить песню «Дороги». Эссе на тему.

4

Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости.


Война и мир, Прокофьев.


Образ войны и Кутузова, образ мира и Наташи.

Знать о трёхчастной форме на примере эпизодов оперы.

Учить песню «До свидания, мальчики».

5

Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощённый в музыке.


Симфония №7, Шостакович.


Симфония.



Понимать значение ритма для создания образа.


Учит Песню туристов из оперы «А зори здесь тихие, Молчанова.

6

Драматический образ.



Шуберт, Лесной царь.


Баллада, движение музыки.


Уметь формировать осознанное восприятие драматического образа.

Иллюстрировать тему урока.


7

Образ мечты и надежды.


Серенада, Шуберт.


Серенада.


Научиться определять характерные черты музыкального образа.

Найти материал о Шуберте.


8

Образ одиночества и отчаяния.


Прелюдия №4,Скрябин. Прелюдия №20, Шопен.


Прелюдия, музыкальная фраза. Фортиссимо, пианиссимо.

Понимать целостность музыкальной мысли в одночастной форме.


Учить записи в тетради.



9

Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли.

Симфония №5, «Эгмонт» Бетховен.


Симфония. Форма увертюры. Мажор, минор.

Знать основные музыкальные термины.



2 четверть: Музыкальный образ.

10

Целостность образа поэзии и жизни.


Болеро, Равель.


Болеро, динамика.


Понимать связь ритма с другими элементами музыкального языка.

Учит Песню Клерхен.


11

Многокрасочные образы – сцены народной жизни.

Ф. Лист, Рапсодия №2.


Рапсодия.


Знать биографию Листа, понятие «рапсодия».

Повторить Песню туристов.

12

Образ прославления молодых прорывов: «И песней боремся за мир».

Баллада о солдате, Гимн демократической молодёжи.

Баллада, гимн.



Уметь обобщать, сравнивать, анализировать.

повторить выученные песни.

13

Изобразительность в музыке. Романтические образы.


Ф. Шопен, вальсы.


Вальс.


Уметь определять музыкальный образ в различных произведениях.

Учить песню «Звездопад» Пахмутовой.


14

Разнообразие музыкальных образов.


И.С. Бах, органная фуга.


Орган, фуга, полифония, музыкальная классика.

Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма.

Найти материал о Бахе.


15

Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.


Я. Сибелиус, Грустный вальс.


Контрастность.



Знать, что музыкальные образы бывают различны.

Повторить изученные песни.


16

Разнообразие музыкальных образов. Обобщение темы полугодия.

Музыкальная викторина.


Понятия полугодия.


Обобщить тему полугодия.



3 четверть: Музыкальная драматургия.

17

Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и взаимодействие.

«Песни наших отцов» Дубравина.


Музыкальная драматургия, развитие, форма рондо.

Понимать о музыкальной драматургии.


Вспомнить поэму Пушкина «Руслан и Людмила».

18

Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке.

Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».


Увертюра, строение увертюры.


Знать о развитии образов в произведении Глинки.

Повторить «Песни наших отцов».


19

Жизнь музыкальных образов.


Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила».


Экспозиция, разработка, реприза, кода.


Иметь представление о музыкальной драматургии в опере.


Прочитать поэму «Витязь в тигровой шубе» Руставели.

20

Только музыка способна выразить невыразимое.


«Сегодня умер Руставели» Тактакишвили


Опера, либретто, ария, хор, оратория.


Уметь осознавать суть музыкальной драматургии на примере поэмы.

Проработать материал урока.


21

Музыкальные драматические образы: столкновение, противоречие, конфликт.

Бетховен, Эгмонт.


Сарабанда.


Знать основной конфликт и идею увертюры.


22

Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость.


Римский-Корсаков, Сеча при Керженце.



Интонации, характер музыки

Понимать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей.

Подготовить сообщение «Композиторы «Могучей кучки».


23

24


Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении.

Соната Э. Грига.

Соната, камерная музыка.

Знать о сонатной форме.


Учить песню «Звёзды» Высоцкого.

25

Сонатная форма.


Увертюры «Руслан и Людмила», Э. Грига.


Соната, аллегро, кантата, анданте, финал.


Знать и углубить представление о сонатной форме.


Вспомнить трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта».

26

Противостояние музыкальных образов в одном произведении.


Прокофьев, Балет «Ромео и Джульетта».


Программное произведение.


Иметь представление о музыкальной драматургии в музыке Прокофьева.

Понятия в тетради читать.


4 четверть: Музыкальная драматургия.

27

Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Увертюра-фантазия.

Чайковский, Ромео и Джульетта.


Увертюра-фантазия.


Закрепить представление о сонатной форме.

Проработать материал урока.


28

Драматургия контрастных сопоставлений.


Лист, Рапсодия №2,

Эшпай «Венгерские напевы».


Рапсодия, напев.


Понимать сопоставление образов в драматургии произведения.

Учить «День Победы».


29

Интонационное единство балета (оперы).


Прокофьев, балет «Золушка».


Интонационное и драматическое развитие.

Уметь определить драматургию балета.


Повторять «День Победы».


30

Столкновение двух образов – основа драматургии симфонии №7 Д. Шостаковича.

Шостакович, симфония №7.


Симфония, блокада.


Уметь увидеть борьбу двух начал: добра и зла.


Учить песню «Бухенвальдский набат».

31

32

«А значит, нам нужна одна Победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!» (урок, посвящённый Дню Победы).

Песни войны, произведения о войне.


Вторая Мировая война.


Уметь увидеть, как в произведениях искусства изображена сила и мощь русского народа

Учить песню «Бухенвальдский набат».


33

Жизненная форма и содержание и форма музыкальных произведений.

Обобщение тем полугодия.


Моцарт, симфония №40, 1,2,3,4 части.


Симфонический цикл.

Все понятия, изученные в полугодии.

Знать понятие о симфонии как о музыкальной форме.

Уметь анализировать симфонию как жанр.

Проработать материал урока.


34

35

Резервное время.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МУЗЫКА 9 КЛАСС. 35 часов.

Тема урока

Музыкальный материал

Основные понятия

ЗУН

Домашнее задание

1 четверть: Что значит современность в музыке

1

Что значит современность в музыке.


Фрагменты: Александр Невский, Война и мир.


Современность в музыке.


Знать понятия «современность», мода.


Учить песню Митяева «Как здорово».

2

Современна ли музыка Баха.


Бах, токката и фуга ре-минор.


Токката, орган, полифония.


Знать значение терминов.


Повторить песню.


3

Искусство в борьбе за сохранение жизни на земле.


П. Сигер «Всё преодолеем».


Гомофония, лаконизм, виртуозность.


Уметь находить общее в музыкальном языке Баха и Сигера

Учить песню «Во имя любви» Раинчика.

4

Искусство в борьбе за сохранение жизни на земле. Обобщение.


П. Сигер «Всё преодолеем».


Современность, сюита.


Знать и обобщить современность и общность музыкальных задач произведений прошлого и настоящего.

Учить песню «Во имя любви» Раинчика.


5

Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке 18 века.

Бах, страсти по Матфею.


Интонация, движение музыки.


Знать жанровые особенности арии, черты Быховского стиля

Повторить песню «Во имя любви».


6

Тема страдания в музыке

В.-Лобоса.


Лобос, Бразильская бахиана №5.



Ария.


Знать жизненное искусство прошлого на примере произведения Лобоса.

Снегири, Антонова.


7

Тема страдания в музыке конца 19 века.


Л. Уэббер, Иисус Христос – суперзвезда.


Евангелие, рок-опера.


Уметь сравнить произведения Баха, Лобоса, Уэббера

Снегири, повторять.


8

«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем…» Д. Кабалевский.


Бетховен, соната №14, Лунная.


Соната, кульминация.



Понимать на примере Сонаты, что любовь поднимает человека, делает его лучше

Повторить все песни.


9

Может ли быть современной классическая музыка.


Все произведения

Четверти.


Все понятия четверти.


Понять, что мы можем воспринимать композиторов прошлого как своих современников.


2 четверть. Музыка «серьёзная» и «лёгкая».

10

Новые краски музыки 20 века.


А. Шенберг «Уцелевший из Варшавы».

Додекафония, алеаторика, конкретная музыка, электронная музыка, сонористика, компьютерная музыка.

Уметь разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке.


Учить понятия.


11

Музыка «лёгкая» и «серьёзная».


Уинтер, концерт земле.


Серьёзная и лёгкая музыка.


Уметь разобраться в общественных функциях лёгкой и серьёзной музыки.


Учить песню «Надежды маленький оркестрик» Окуджава.

12

«Лёгкое» и «серьёзное» в танцевальной музыке. Полька.


Штраус «Полька-пиццикато»


Пиццикато, полька.



Понять тяготение к лёгкой и серьёзной музыке одного жанра – польки.


Учить песню «Надежды маленький оркестрик» Окуджава.

13

«Лёгкое» и «серьёзное» в танцевальной музыке. Вальс.


Вальс-фантазия Глинки.


Вольт, фурмант, лендлер.


Уметь раскрыть тяготение к лёгкой и серьёзной музыке одного жанра вальса.


Повторить песни: «мальчишки и девчонки», «Школьный корабль».

14

«Лёгкое» и «серьёзное» в песне.


Гастон Монтегюс «Слава 17 полку».


Экспрессивность.


Знать о классических образцах французской песенной эстрады.


15

Ансамбль – значит вместе.



Вчера, Битлз.


ВИА

Иметь представление о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на примере творчества «Битлз».

«Вчера» Битлз учить.


16

Музыка – язык, понятный всем.


Бразилейра Мийо.


Самбо.


Уметь увидеть, как народная тема может обрести новую жизнь и современный дух.

«Гренада» учить.


3 четверть. Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки.

17

18

Бардовская (авторская) песня.


Песни Митяева, Окуджавы, Визбора.


Бард, авторская песня.


Знать о жанре бардовской песни.


Учить песню Митяева «Как здорово».

19

20

Джаз – дитя двух культур.


Джазовые композиции Луи Армстронг.


Джаз, спиричуэл, блюзы, рэгтайм.


Знать об истоках джаза, особенностях джазовой музыки.


Гершвин, «Острый ритм».


21

Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав

Гершвин, 1 концерт.


Симфоджаз.


Уметь увидеть, что симфония, играет объединяющую роль в современной музыке.

Джаз, Дубравина – учить.


22

От оперы к оперетте.



Дунаевский, оперетта «Белая акация»


Оперетта-сериа, оперетта-буфа.


Знать историю возникновения оперетты, знать характерные особенности жанра.

Л. Квинт «Здравствуй, мир!» - учить.


23

Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве.


Бернстайн «Вестсайдская история».


Мюзикл. Разновидности мюзиклов.


Знать определение мюзикла, его характерные особенности.

Домик на окраине Мигули – учить.


24

Мюзикл. Периоды развития.

Кошан «Нотр-дам де Пари».



Периоды развития жанра мюзикла.


Уметь проследить эволюцию развития мюзикла.


Л. Квинт «Здравствуй, мир!» - повторить.

25

От оперы к рок-опере.



Рыбников «Юнона и Авось».


Рок-опера, саксофон, синтезатор.


Понимать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению новых образцов современной музыки.


«Я тебя никогда не забуду» - петь.


26

Лёгкая музыка в драматических спектаклях.


Щедрин опера «не только любовь».


Спиричуэл, сфорцандо.



Знать объяснение жанра музыкально-драматический спектакль.

«Я тебя никогда не забуду» - повторить.


4 четверть. Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки.

27

Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра.


Щедрин Кармен-сюита.


Сюита, хабанера.


Понимать жизненность искусства прошлого, которое обогащает культуру современности.

«Я тебя никогда не забуду» - повторить.


28

Роль «лёгкой» и «серьёзной» музыки в драматическом спектакле.


Хачатурян Вальс, Галоп.


Вальс, галоп.



Уметь определить значение термина «лёгкой» музыки на примере музыки Хачатуряна

Повторить песни, изученные в четверти.


29

Два протока одной могучей реки.


Верди «Риголетто». Песенка Герцога.


Опера.


Понимать взаимосвязь лёгкой и серьёзной музыки на примере «Песенки Герцога».


30

Обобщение темы «Взаимопроникновения «лёгкой» и «серьёзной» музыки».

А. Шнитке фрагмент симфонии №1.


Понятия четверти.


Понимать значение взаимопроникновения лёгкой и серьёзной музыки

Л. Квинт «Здравствуй, мир!» - повторить.

31

Великие наши «современники». Л Бетховен.


Бетховен «Экоссезы», симф. №9.



Экоссезы, каприз, каприччио.


Понимать современность Бетховена через отражение композитором жизни во всём её многообразии.


32

Человек и народ – герои Мусоргского.


Произведения Мусоргского,

Прокофьева.


Цензура, гротеск.

Новаторство.


Понимать современность музыки Мусоргского.

Увидеть, в чём заключалось новаторство музыки Прокофьева.

Песни по желанию ребят.


33

Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. Обобщение.


Произведения года.

Произведения года.

Повторить понятия четверти.

Обобщить знания, полученные в течение года.


34

Резервное время.








Рабочая программа по музыке (5-9 классы)
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание и требования к уровню подготовки выпускников основной школы, а также отдельно по классам, календарно-тематическое планирование. Программа является базовой, Разработана группой учёных под руководством Д.Б. Кабалевского.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации  и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Автор Зиберг Раиса Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1143
Номер материала 51118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓