Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке 5-8 классы

Рабочая программа по музыке 5-8 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красногороденская основная общеобразовательная школа»

МР Ферзиковский район Калужской области.


«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей-предметников

МОУ «Красногороденская ООШ»

__________/Мукосеева О.А./

ФИО

Протокол №___

от «___» ____________2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Красногороденская ООШ»


_________/Бацева О.А/

ФИО


«___» ___________2014 г

«Утверждаю»

Директор МОУ «Красногороденская ООШ»


__________/Мамонов Д.И./

ФИО



Приказ №______

от «___» ____________2014 г







Рабочая программа по музыке

5-8 классы

для общеобразовательных учреждений


Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская





Учитель: Лузгачёва С.И.

















2014 год.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

            Рабочая программа по музыке для 5-8 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта  общего образования по искусству, Примерной программы по музыки и содержания программы  «Музыка. 5-8 классы» авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 35 часов, в том числе один обобщающий урок в конце года.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений, учебники «Музыка. 5 класс» (М.: Просвещение, 2013), «Музыка 6 класс» (М.: Просвещение, 2013), рабочие тетради, хрестоматии музыкального материала, фонохрестоматии, методическое пособие «Музыка.5-6 классы» (М.:Просвещение,2012), учебник «Музыка. 7 класс» (М.: Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, фонохрестоматию, методическое пособие «Уроки музыки. 7 класс» (М.:Просвещение,2012), учебник «Искусство. 8-9 класс» (М.: Просвещение, 2013), фонохрестоматию, методическое пособие (М.:Просвещение,2012),


Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения и уважения к своим истокам.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный и письменный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса



Цель массового музыкального образования и воспитания-

развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

- умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

-умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

- каков уровень исполнительской культуры.

 

5 класс

Тема года «Музыка и другие виды искусства.»(5 кл.)

Программа состоит из двух разделов


Раздел 1. «Музыка и литература» (16 часов)

Задачи:

  • Повторение изученного в начальной школе.

  • Дать представление о существовании неразрывных связей музыки с другими сферами искусства: литературой и изобразительным творчеством.

  • Воспитание слушателя.

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Родство музыки и литературы. Сюжеты, темы, образы.

1

2

Вокальная музыка

3

3

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

4

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

3

5

Вторая жизнь песни

2

6

Всю жизнь мою несу Родину в душе

1

7

Путешествие в музыкальный театр опера, балет, мюзикл.

3

8

Музыка в кино, театре, телевидении

1



2. «Музыка и изобразительное искусство» (19 часов)

Задачи:

  • Дать представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством.

  • Привитие интереса к миру творчества.

  • Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства. Воспитание зрителя и слушателя



п\п

Тема

Кол-во часов

9

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством.

1

10

Темы, сюжеты, образы в разных видах искусства.

3

11

Звать через прошлое к настоящему

2

12

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

2

13

Характеры и портреты в музыке и изобразительном искусстве.

1

14

Волшебная палочка дирижера.

1

15

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

16

Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи.

2

17

Импрессионизм в музыке и живописи.

2

18

О подвигах, о доблести, о славе.

1

19

Творческая мастерская композитора, художника, писателя.

2


Урок обобщения

1



Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса заключаются

         -понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);


-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения;

-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности(пении, пластическом интонировании, игре на инструментах);

-передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

-развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

6 класс

Тема года «Мир образов» (35 часов)

Цель– формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.

I раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)

В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:

  • Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;

  • Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения;

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

2

Многообразие вокального жанра

2

3

Портрет в музыке и живописи

3

4

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1

5

Многообразие жанров вокальной музыки

2

6

Народное искусство Древней Руси

1

7

Образы русской духовной музыки

3

8

Полифония и гармония

1

9

Образы скорби и печали

1

10

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

11

Джаз – искусство 20 века

1





II раздел:

«Мир образов камерной и симфонической музыки».(18ч)

В процессе освоения данного раздела решаются следующие задачи:

  • Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки;

  • Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства

  • Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения;

  • Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.

п/п

Тема

Кол-во часов

12

Вечные темы искусства и жизни.

1

13

Образы камерной музыки

2

14

Инструментальная музыка

2

15

Образы симфонической музыки.

4

16

Программная музыка и ее жанры

2

17

Мир музыкального театра

3

18

Образы киномузыки

2

19

Мир образов камерной и симфонической музыки. Исследовательский проект

1


Урок обобщения

1


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Обучение музыкальному искусству в 6 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю (музыка классическая, народная, религиозная, современная);

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Обучение музыкальному искусству в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.


7 класс.


Тема года: «Классика и современность» (35 часов).

Цель курса Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.

I раздел: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18ч)

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Стиль, как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия—Запад.

1

2

В музыкальном театре. Опера: увертюра, ария, речитатив. Ансамбль, хор, сцена..

8

3

В музыкальном театре. Балет: сольные и массовые танцы, музыкально-хореографические сцены

4

4

Героическая тема в русской музыке

1

5

Сюжеты и образы духовной музыки

2

6

Рок-опера

1

7

Музыка в драматическом спектакле

1



Задачи:

  • Активизация и развитие творческой познавательной активности и мыслительной деятельности.

  • Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания.

  • Формирование навыков восприятия и анализа произведений разных видов искусства (живописи, литературы, скульптуры и др.), принципов их взаимодействия

II раздел: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17ч)

Задачи

  • Выработка необходимых знаний, умений и навыков в постижении специфического языка разных видов искусства. 

  • Активизация способности художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.



п/п

Тема

Кол-во часов

11

Музыкальная драматургия

2

12

Камерная музыка

3

13

Соната. Сонатная форма.

2

14

Симфоническая музыка

5

15

Инструментальный концерт

2

16

Музыка народов мира

1

17

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

1


Урок обобщения

1



Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса


Обучение музыкального искусству в 7классе. основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

  • знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

  • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнительслушатель);

  • понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рое-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве музыкальной речи;

  • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

  • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия иузыки с другими видами искусства;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

8 класс


Тема года: Виды музыкального искусства (34 ч)


I раздел: Жанровое разнообразие музыки (16ч)


п\п

Тема

Кол-во часов

1

Основные виды музыкального искусства

2

2

Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости

2

3

Песня, как самый демократический жанр музыкального искусства.

2

4

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох

2

5

Кристаллизация интонаций песни

3

6

Танец и его значение в жизни человека

3

7

Интонации и ритмы марша, потупи, движения как символы определенных жизненных ситуаций

2







II раздел: Музыкальный стиль—камертон эпохи.(18ч)

п\п

Тема

Кол-во часов

8

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего

4

19

Исполнительский стиль

3

10

Творчество отдельных композиторов

3

11

Направления современной популярной музыки

7

12

Обобщающий урок

1


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


            Обучение музыкальному .искусству в 8 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:


  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и муз. драматургии;


  • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, итонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свой отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.


Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.




























Тематическое планирование

5 класс

п.п


Тема урока

Кол-во час


Содержание


дата


Требования

к уровню подготовки



Музыка и литература

Первая четверть – 9 часов









1


Что роднит музыку с литературой?



1










Слушание, анализ:

П. Чайковский Симфония №4

Э. Григ сюита «Пер Гюнт»

М. Глинка «Жаворонок»


Понимать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них.

Уметь выявлять ассоциативные связи музыки и литературы



2


Вокальная музыка

«Россия, Россия, нет слова красивей…»




1






Вокально-хоровая работа

Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого

Песня «Родина» Н. Хрисаниди





Уметь:

высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;

-проявлять навыки вокально-хоровой работы.


3

Вокальная музыка

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»


1

Русские народные песни

Песня «Красно солнышко»

П. Аедоницкого



Уметь:

высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;

-участвовать в коллективной исполнительской деятельности.



4











Вокальная музыка

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»



1








Слушание, анализ:

-романс «Горные вершины» А Варламова

- романс «Горные вершины» А Рубинштейна

-Песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого










Уметь:

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;


5

Фольклор в музыке

русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»


1


Слушание, анализ: сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова

-Пение: песня «Красно солнышко» П. Аедоницкого





Знать понятие программная музыка

Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад


6

Фольклор в музыке

русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

1

Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников



Знать понятие программная музыка

Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

«Песнь моя летит с мольбою…»

1




Инструментальная и вокальная музыка. Особенности жанра. Вокализ, баркарола, романс

Песня «Родная земля»

Я. Дубравина


Знать понятия вокальная и инструментальная музыка

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки


8










Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества.









1

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальном искусством.

Песня «Родная земля»

Я. Дубравина




Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества

Уметь определять связи между композиторской и народной музыкой


9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…» Хоровая симфония В.Гаврилова «Перезвоны».

1

Колокольные звоны в музыке. Звучащие картины.


Знать значение колокольного звона.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи



2 четверть – 7 часов




10

«Всю жизнь мою

несу родину в душе…»

«Скажи откуда ты приходишь красота?»


1







Слушание, анализ: Кантата «Снег идет» Г. Свиридова на стихи

Б. Пастернака

Песня «Родная земля»

Я. Дубравина




Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности; выделять средства музыкальной выразительности


11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт».


1


Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов

Расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф. Шопена

Песня «Запевка» Г. Свиридов.

И. Северянин


Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов


12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»

1






Слушание, анализ: В.-А. Моцарт «Реквием»

Песня «Запевка» Г. Свиридов.

И. Северянин


Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов


13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.



1

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере.





Знать

-историю развития оперного искусства

-понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль.


14







Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.




1








История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. Балеты П. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица». С.Прокофьев «Золушка»

Песня «Песенка о словах» С. Старобинский, С. Вайнин















Знать

-историю развития балетного искусства

-понятия: балет, солист-танцор, кордебалет.

Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности








15

Музыка в театре, кино, на телевидении





1

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

Песня «Песенка о словах» С. Старобинский, С. Вайнин



Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства


16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.




Темы, сюжеты, образы в разных видах искусства.

1

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения. Основные отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы



Знать историю возникновения мюзикла, чем мюзикл отличается от оперы

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их авторов


3 четверть – 10 часов


17

Мир композитора

1

Слушание, анализ: Г.Гендель, В-А Моцарт, Дж.Гершвин

Песня «Птица-музыка» В.Синенко М. Пляцковский

Образы природы в творчестве музыкантов

Музыкальная живопись и живописная музыка.


Уметь передавать свои музыкальные впечатления

-размышлять о знакомом музыкальном произведении

-проявлять навыки вокально-хоровой работы


18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Картина «Книги и часы неизвестного художника

Песня «Птица-музыка» В.Синенко М. Пляцковский



Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства


19

«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

1

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства





Знать в чём выражается общность языка различных видов искусства

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах


20

Звать через прошлое к настоящему. Опера «Александр Невский» С. Прокофьева – «За отчий дом, за русский край»

1

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Песня «Баллада о солдате» В.Соловьёва-Седого



Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

-определять на слух основные части кантаты


21

Звать через прошлое к настоящему. Опера «Александр Невский» С. Прокофьева – «Ледовое побоище»

1

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Песня «Баллада о солдате» В.Соловьёва-Седого



Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее


22

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»

1

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи.

Песня «Музыка» Г. Струве


Уметь выявлять связи и общее в выразительных возможностях музыки и живописи

-анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад


23







Музыкальная живопись и живописная музыка. Ф. Шуберт «Фореллен-квинтет». Дыхание русской песни

1







Слушание, анализ: баркарола «Форель» Ф. Шуберта, прелюдии С. Рахманинова

Песня «Музыка» Г. Струве











Понимать взаимодействие музыки живописи на основе осознания специфики языка каждого их них.


24






Колокольность в

музыке и изобразительном искусстве

1

В основе профессиональной

музыки лежат народные истоки (на примере произведений С.Рахманинова и В. Кикты)

Песня «Музыка» Г. Струве




Знать место и

значение колокольных звонов в жизни человека

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки


25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки дивно звучали…»

1

Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Песня «Музыка» Г. Струве



Знать историю создания скрипки, её мастерах-изготовителях и исполнителях.

Уметь сопоставлять скрипичную музыку с живописью, анализировать, сравнивать произведения


26

Волшебная палочка дирижёра. Дирижёры мира.

1

Симфонический оркестр. Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижёры мира.

Песня «Парус алый» А. Пахмутова


Знать понятия: оркестр, дирижёр

-состав групп инструментов оркестра.

Уметь называть имена известных дирижёров



4 четверть – 9 часов





27

Образы борьбы и победы в искусстве.

«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

1

Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором.

Песня «Парус алый» А. Пахмутова


Уметь делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй)


28

Застывшая музыка «Храм, как корабль огромный несётся в пучине веков…»

1

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.

Архитектура – застывшая музыка

Песня «Парус алый» А. Пахмутова



Знать отличия католической и православной музыкальной культуры

-понятие: а капелла


29

Полифония в музыке и живописи «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»

1

Продолжение знакомства с творчеством И.С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган



Знать понятия полифония, орган, фуга

- основные события из жизни и творчества

И.С. Баха


30




Музыка на мольберте



1



Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы.

Песня «Тишина» Е. Адлер, Е Руженцева


Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и живописи


31

Импрессионизм в музыке и живописи


1

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

Песня «Тишина» Е. Адлер, Е Руженцева


Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз


32

« О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Песня «Тишина» Е. Адлер, Е Руженцева



Знать понятие реквием

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки


33

«В каждой мимолётности вижу я миры». «Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…»

1

Образный мир в произведениях С.Прокофьева и М. Мусоргского. Своеобразие их творчества.

Песня «Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В. Степанова



Знать понятие интерпретация

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства


34

Мир композитора. «С веком наравне»

1

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Песня «Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В. Степанова


Знать, что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности этих трёх искусств



35

Обобщение музыкальных впечатлений

1













Поурочно-тематическое планирование

6 класс


п/п


Тема урока

Кол-во час


Содержание

Требования к уровню подготовки


дата


Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Первая четверть – 9 часов

1











Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.


1










Музыкальный образ - это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.

Знать, что роднит музыку и разговорную речь;

-классификацию музыкальных жанров

Уметь приводить примеры различных музыкальных образов


2






Образы романсов и песен русских композиторов


1





Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»


Знать: понятие романс; способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог)

Уметь определять, в чём проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций


3

Два музыкальных посвящения

1



Знакомство с шедевром вокальной музыки – романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки – «Вальсом – фантазией». Своеобразие почерка композитора М.Глинки

.Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова



Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять приёмы развития, форму музыкальных произведений


4

Портрет в музыке и живописи

1

Романс «Я помню чудное мгновенье» и

«Вальсом – фантазией».М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь объяснять, как форма и приёмов развития музыки могут раскрывать образы сочинений; выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинка


5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

1

Жизни и творчество С.В.Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации. Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки

-сравнивать исполнительские интерпретации


6









Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

Жизнь и творчество Ф.М.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.

Песня «В горнице» И.Морозова, Н.Рубцова

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки

-сравнивать музыкальные интонации с интонациями

картин художников



7




















Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы (в том числе включённой в оперный жанр)

Знать особенности народной музыки и жанры народной песни.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки

-определять приёмы развития музыкальных произведений

-чисто интонировать мелодии русских народных песен и фрагментов хоров из опер


8











Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы. Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными.

Песня «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского

Знать понятие бельканто

Уметь:

-называть имена великих оперных певцов мира:

-сопоставлять, находить сходство в прослушанной музыке


9



«Старинной песни мир». Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь»

1

Знакомство с жизнью и творчеством Ф.Шуберта. Освоение нового вокального жанра – баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа

Песня «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского

Знать:

-основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада

Уметь;

-определять приёмы развития музыкального произведения

-выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;

-сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений





Вторая четверть-7 часов




10

Народное искусство Древней Руси



1

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи – странствующие актёры. Жанры и формы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен.



Знать:

-особенности развития народной музыки, её жанры и формы;

-особенности музыкального языка народных песен;

-роль народной музыки в жизни человека;

-кто такие скоморохи

Уметь называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей народной музыки


11

Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт.

1

Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром – хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского.




Знать:

-основные этапы развития духовной музыки

- понятия: знаменный распев,

партесное пение,

и а капелла, унисон, духовный концерт.

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

-составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений

(мелодий)


12

«Фрески Софии Киевской» В.Кикта

1

Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской»

Песня «Будь со мной»

Е. Крылатова, Ю. Энтина



Знать:

понятия: фреска, орнамент;

-кто такие скоморохи

Уметь:

-узнавать инструменты, исполняющие основные темы

-определять приёмы развития музыки, её форму

-проводить интонационно-образный анализ музыки;


13

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилин. Молитва.

1

Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В.Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством

«Молитва Франсуа Вийона» Булат Окуджава.

Знать понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты.

Уметь

-проводить интонационно-образный анализ

-выявлять средства музыкальной выразительности

-особенности музыкального языка жанра молитвы


14

«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

Мир музыки И.С.Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала

«Молитва Франсуа Вийона» Булат Окуджава.

Знать:

-особенности творчества И.С.Баха, стиля барокко

-понятия: токката, фуга, хорал, полифония (контрапункт).

Уметь:

-проводить интонационно-образный анализ

музыки и выявлять принцип её развития


15

Образы скорби и печали

1

Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образцы скорби и печали в религиозной музыке В.А. Моцарта. Знакомство с кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

«Из вагантов» Д. Тухманов,

Л. Гинзбург

Знать:

-основные факты из жизни и творчества Моцарта и Орфа, связанные с написанием реквиема и кантаты

-понятия: реквием, кантата, полифония;

-кто такие ваганты

Уметь

-проводить интонационно-образный анализ

музыки

-выявлять средства музыкальной выразительности



16

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни

«Милая моя» Ю.Визбор

Знать:

-историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни.

Уметь называть имена исполнителей авторской песни


Третья четверть 10 часов.


17

Джаз – искусство XX века

1

История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие лёгкой и серьёзной музыки (рок-музыка и симфоджаз)

Песня «Старый рояль» М.Минкова, Д.Иванова


Знать:

-историю развития джаза;

-отличительные особенности блюза и спиричуэла;

-понятия: импровизация, обработка.

Уметь называть имена джазовых музыкантов





II раздел Мир образов камерной и симфонической музыки.(19ч)


18





Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф.Шопена.

1





Единая основа всех искусств – жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная и непрограммная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационность). Песня «Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкель, Ю. Левитанский


Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка

-основные принципы развития музыкального произведения






19

Могучее царство Ф.Шопена. Инструментальная баллада.

1

Творческий образ Ф.Шопена. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощённых в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанра романтического искусства

«Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкель, Ю. Левитанский







Знать:

-основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;

-различные жанры фортепианной миниатюры

Уметь проводить интонационно-образный анализ

музыкальных произведений


20

Ночной пейзаж

1

Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка – выражение личных чувств композитора. Картинная галерея.

«Баллада о гитаре и трубе» Я.Френкель, Ю. Левитанский

Знать понятие ноктюрн

Уметь

-проводить интонационно-образный анализ

музыки

-выявлять средства музыкальной выразительности



21

Инструментальный концерт.

1

Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка А.Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»). И.С.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко

Песня «Как здорово..»

О. Митяев




Знать:

-понятие инструментальный концерт

-особенности стиля барокко

Уметь:

-называть полные имена композиторов А. Вивальди и И.С.Баха;

-проводить интонационно-образный анализ

музыки

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные и музыкальные произведения


22






















«Космический пейзаж». Картинная галерея



















1

Знакомство учащихся с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айваза «Космический пейзаж» и Э.Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея.


Песня «Как здорово..»

О. Митяев










Знать понятие синтезатор

Уметь:

-называть полные имена композиторов Ч.Айваза и Э. Артемьева.

-проводить интонационно-образный анализ

музыки

-определять тембры музыкальных инструментов

-рассказывать о современном электромузыкальном инструменте – синтезаторе, его возможностях


23

Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»

1

Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы.

Песня «Как здорово..»

О. Митяев


Уметь

-называть полное имя композитора – Г.В.Свиридов

- проводить интонационно-образный анализ

музыки


24

Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»

1

Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова

Песня «Как здорово..»

О. Митяев





Уметь

-определять форму, приёмы развития музыки, тембры

-применять дирижёрский жест для передачи музыкальных образов


25

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

Основной принцип музыкального развития – сходство и различие. Основной приём симфонического развития музыки – контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мри образов музыки композитора на примере Симфонии№40 Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцертиана») П.Чайковского. Песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатов, Р.Рождественский

Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.

Уметь

- проводить интонационно-образный анализ

музыки

-определять тембры музыкальных инструментов

26

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален»

Связь времён.


1

Слушание и анализ :

«Скорбь и радость»

Л.ван Бетховена (канон).

Песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатов, Р.Рождественский

Знать

-понятие канон

Уметь

-определять тембры музыкальных инструментов

- проводить интонационно-образный анализ

музыки


Четвертая четверть 9 ч


27

Программная увертюра. Л.ван.Бетховен «Эгмонт»




1

Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л.ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт»

Песня «Ольховая серёжка» Е. Крылатов, Р.Рождественский





Знать

-понятия: увертюра, программная музыка

-строение сонатной формы.

Уметь

-определять тембры музыкальных инструментов

- проводить интонационно-образный анализ

музыки


28

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковский


1

Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П.Чайковского «Ромео и Джульетта» Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии.

Песня «Слова любви» Н.Рота из к/ф «Ромео и Джульетта»

Знать:

понятия: увертюра, программная музыка

-строение сонатной формы

Уметь

-определять приёмы развития и средства выразительности музыки

- проводить интонационно-образный анализ

музыки


29

Мир музыкального театра

1

Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С.С.Прокофьева, опере К.Глюка, рок-опере А.Журбина «Орфей и Эвридика»

Песня «Слова любви» Н.Рота

Знать понятия опера, балет, ария, хор, солист.

Уметь

-определять приёмы развития и средства выразительности музыки

- проводить интонационно-образный анализ

музыки



30

Мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна

1

Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: мюзикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история». Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «лёгкой» и серьёзной музыки

Песня «Слова любви» Н.Рота

Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений

Уметь определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю




31

Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка Опера. Рок-опера

1

Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика» , фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина, Песня «Слова любви» Н.Рота

Знать специфику лирических, эпических, драматических музыкальных образов

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме


32

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века

1

Тема любви Н.Рота из к/ф «Ромео и Джульетта»,

-музыка К.Армстронга из к/ф «Ромео и Джульетта»,

вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Уметь

-выделять средства музыкальной выразительности

-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме


33

Музыка в отечественном кино

1

Музыка И.Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»

-песня «Мгновения» М.Таривердиева из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

-«Песенка о весёлом ветре» И.Дунаевского

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка

Уметь

-называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам

- проводить интонационно-образный анализ

музыки


34

Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки» Исследовательский проект.

1

-Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель»

-«Времена года» А.Вивальди

-мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна

-музыка И. Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»


Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.

Уметь творчески интерпретировать содержание муз. произведения


35

Обобщение музыкальных впечатлений

1












Поурочно-тематическое планирование

7 класс


№п.п


Тема урока

Кол-во

час


Содержание

Требования к уровню подготовки



дата


Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18 часов)


Первая четверть – 9 часов


1

Классика и современность


1

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

Песня «Родина моя» Д.Тухманова

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, обработка

Уметь приводить примеры






2

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.


2

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Знать понятия: опера, виды опер, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, дуэт, трио, речитатив, картина)

Уметь:

-приводить примеры оперных жанров

-называть имена известных певцов, дирижёров, режиссёров.

-определять роль оркестра в опере






3

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.


1


Новая эпоха в русском музыкальном жанре. Более глубокое изучение оперы. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской) Музыкальные образы оперных героев.

Песня «Дорога добра» М.Минкова, Ю.Энтина

Знать

-драматургию развития оперы

-то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки





4

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»

1



Знакомство с русской эпической оперой «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой).

Песня «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова

Уметь называть полные имена композиторов М.И.Глинка и А.П.Бородин

Знать их произведения



5

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»

1



Музыкальные образы оперных героев оперы «Князь Игорь», «Плач Ярославны»

Песня «Небо в глазах» С.Смирнова, В.Смирнова

Знать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведения разных жанров

Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства


6

В музыкальном театре. Балет. Динамическое и оркестровое развитие музыки.

1



Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете.


-песня «Ты у меня одна» Ю.Визбор

-песня «За туманом» Ю.Кукин

Знать составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио

Уметь приводить примеры балетов, полные имена артистов и балетмейстеров



7

Балет «Ярославна» Б.Тищенко

1

Знакомство с балетом Б.И.Тищенко «Ярославна»

Песня «Только ты» Г.Васильева

Знать драматургию развития балета

Уметь определять тембры музыкальных инструментов


8

Балет «Ярославна» Б.Тищенко. Молитва

1

Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра

Песня «Только ты» Г.Васильева

Знать драматургию развития балета

Уметь определять тембры музыкальных инструментов


9

Героическая тема в музыке

1

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема, рассуждать на поставленные проблемные вопросы


Вторая четверть 7 часов.


10

В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина

1

Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Гершвина. Дж.Гершвин – создатель американской национальной классики ХХв., первооткрыватель симфоджаза

Песня «Только ты» Г.Васильева

Знать:

-жизнь и творчество Дж.Гершвина

-драматургию развития оперы

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки


11

В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина

1

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера

Песня «Синие сугробы» А.Якушевой

Знать: то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки


12

Опера «Кармен» Ж.Бизе

1


Знакомство с оперой Ж.Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Музыкальные образы оперных героев. Песня «Синие сугробы» А.Якушевой

Знать драматургию развития оперы;

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки



13

Опера «Кармен» Ж.Бизе

1


Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев.

Песня «Ночная дорога» С.Никитина, Ю Визбора

Понимать роль музыки в жизни человека

Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств


14

Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина

1

Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж.Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.

Песня «Ночная дорога» С.Никитина, Ю Визбора

Знать:

-драматургию развития балета

-понятие транскрипция

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности




15

Сюжеты и образы духовной музыки

1


Музыка И.С.Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр


Знать понятие месса

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; выявлять средства музыкальной выразительности




16

Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество» России

1


Знакомство с «Всенощным бдением» С.В.Рахманинова. Музыкальная драматургия произведения

Песня «Тишь» А.Заготы, К.Натансона


Уметь:

-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров




Третья четверть 10 часов



17

Рок-опера

1



Углубление знакомства с рок-оперой Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Песня «Спасибо, музыка» М.Минков, Д.Иванов

Знать драматургию развития рок-оперы

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства музыкальной выразительности






18

Музыка к драматическому спектаклю

1





Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В.Гоголя. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.

«Песенка на память» М.Минкова, П.Синявского



Знать понятия: сюита, полистилистика

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов











Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.(17ч)


19

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Песня «Родина моя» Д.Тухманова


Знать основные принципы развития музыки

Уметь приводить примеры






20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Песня «Родина моя» Д.Тухманова


Знать

-понятия: духовная и светская музыка, вокальная, инструментальная, камерная музыка

Уметь приводить музыкальные примеры


21

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа

Песня «Родина моя» Д.Тухманова


Знать понятие этюд

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;


22

Транскрипция

1

Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции – наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений

Песн «Дорога добра» М.Минкова

Знать понятие транскрипция

Уметь выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений



23

Циклические формы инструментальной музыки

1

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке

Песня «Весеннее танго» В.Миляев

Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика

Уметь

-приводить музыкальные примеры

-определять тембры инструментов


24

Соната. Сонатная форма

1

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: экспозиция, разработка реприза, кода

Песня «Весеннее танго» В.Миляев

Знать понятия: соната, сонатная форма

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;


25

Соната. Принципы музыкального развития

1

Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, С.С.Прокофьева,

В-А.Моцарта

Песня «Весеннее танго» В.Миляев

Уметь определять приёмы музыкального развития, приводить примеры


26

Симфоническая музыка

1

Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией. Строение симфонического произведения. Симфонии Гайдна и Моцарта

Песня «Весеннее танго» В.Миляев


Знать понятие симфония

-особенности строения симфонии

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;




Четвертая четверть 9 ч



27

Симфоническая музыка

1

Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфонии С.С.Прокофьева, Л.Бетховена

Песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы

Знать особенности строения симфонии

Уметь определять тембры музыкальных инструментов





28

Симфоническая музыка

1



Симфония в творчестве великих композиторов Ф.Шуберта, В.Калинникова

Песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы

Уметь определять приёмы музыкального развития и жанры





29

Симфоническая музыка

1

Симфония в творчестве великих композиторов П Чайковского, Д.Шостаковича

Песня «Посвящение друзьям» Б.Окуджавы

Знать характерные черты и образы творчества композиторов

Уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений





30

Симфоническая картина

1

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К.Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины

Песня «Я бы сказал тебе…»

В. Вихарева

Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина

Уметь:

-анализировать составляющие средств выразительности

-определять форму пьесы

- проводить интонационно-образный анализ музыки;




31

Инструментальный концерт

1


Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.Хачатуряна

Песня «Я бы сказал тебе…»

В. Вихарева

Знать :

-понятие инструментальный концерт

-строение инструментального концерта

Уметь определять принципы музыкального развития

- проводить интонационно-образный анализ музыки;


32

Инструментальный концерт

1

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз» Симфоджаз.

Песня «Фантастика – романтика» Ю.Кима

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты

Уметь:

-выявлять жанровую принадлежность

- проводить интонационно-образный анализ музыки;


33

Музыка народов мира

1

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (кантри, фольк-джаз, рок-джаз)

Песня «Фантастика – романтика» Ю.Кима

Знать:

-характерные черты и образы творчества композиторов

-многообразие музыкальных образов и способов их развития

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;


34

Пусть музыка звучит!

1

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. «Аллилуя любви» из рок-оперы «Юнона и Авось» А.Рыбникова

Знать понятия: этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; определять тембры музыкальных инструментов


35

Обобщение музыкальных впечатлений

1

























Поурочно-тематическое планирование

8 класс

I раздел. Жанровое разнообразие музыки (16ч)

п/п


Тема урока

Кол- во час


Содержание

Требования к уровню подготовки


дата


Первая четверть – 9 часов

Искусство в жизни современного человека.(3часа)

1

Искусство вокруг нас.

Жанровое многообразие музыки


1

Жанр как определённый тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. «Три кита» - песня, танец, марш. Жанры инструментальной, вокальной, театральной музыки

Песня «Баллада о красках» Я.Френкель

Знать понятия: жанр, инструментальная, вокальная, театральная музыка

Уметь:

-приводить примеры различных музыкальных жанров;

-проводить интонационно-образный анализ музыки











2

Художественный образ – стиль – язык. Песня – самый демократичный жанр.




1






Значение песни в жизни человека. Мелодия – душа песни. Виды исполнения песен, исполнительский состав песен. Строение песни: вступление, отыгрыш, заключение, куплетная форма

Песня «Баллада о красках» Я.Френкель

Знать понятия: куплетная форма, строение песни;

-виды исполнения песен (с аккомпанементом, а капелла)

-исполнительский состав (солист-запевала, хор, типы хоров, ансамбль)








3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Особенности песенной музыки.


1

Трансформация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной. Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Песня «Счастья, тебе, Земля!» Ю.Саульского

Знать понятия: опера, ария, каватина, вокализ, романс, рок-опера (рок-музыка), поп-музыка

Уметь объяснять термины: простая и сложная, народная и профессиональная музыка








Искусство открывает новые грани мира. (7 часов)

4

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Многообразие жанров народного песенного искусства


1





Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определённой эпохи: кантри, фолк-джаз, джаз-рок, аутентичный фольклор и др. Особенности музыкального языка и инструментария.

Песня «Счастья, тебе, Земля!» Ю.Саульского

Знать:

-многообразие песенных жанров разных народов (в рамках изучения программного материала);

-особенности музыкального языка, инструментария.

Уметь приводить примеры песен разных жанров





5

Зримая музыка. Духовное и светское песенное искусство


1



Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Песня «Школьный романс» Е.Крылатова

Знать:

-особенности духовной и светской песни

-понятия: знаменный распев, партесное пение, тропарь, стихира, литургия, всенощная, хорал, месса



6

Песня вчера, сегодня, завтра

1

Особенности современной песенной культуры и вокального исполнительства

«Романс о гитаре» Б.Кравченко, А.Белинского

Знать жанры современной песенной культуры




7

Танец сквозь века


1

Значение танца в жизни человека. Разнообразие танцев разных времён и народов (ритуальные, обрядовые, придворные, бальные, салонные и др.) «Романс о гитаре» Б.Кравченко, А.Белинского

Знать жанровое многообразие танцевальной музыки



8

Танцевальная музыка прошлого и настоящего


1

Особенности музыкального языка танцевальной музыки прошлого и настоящего. Происхождение народных танцев от трудовых движений и древних игр. Пляски под песенное сопровождение.

Песня «О Грине и Григе» А.Загота

Знать особенности музыкального языка танцевальной музыки.

Уметь определять особенности музыкального языка разных танцев: темп, размер, ритм, мелодию


9

Развитие танцевальной музыки. Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Песня «О Грине и Григе» А.Загота

Уметь приводить примеры различных танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке (сюиты, симфонии, оперы, балеты и др.)


2 четверть – 7 часов

10

Танец, его значение в жизни человека

Портрет композитора в литературе и кино.

1





Значение танцевальной музыки в драматургии современных зрелищных представлений и праздников

Песня «Прощай, двадцатый век!» А.Дольского

Знать значение танцевальной музыки в современном искусстве





Искусство как универсальный способ общения.(7 часов)

11

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

Мир в зеркале искусства.

1








Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определённых жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки.

Песня «Прощай, двадцатый век!» А.Дольского

Знать

-особенности маршевой музыки;

-жанры маршей

Уметь приводить примеры различных жанров маршей









12

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры

Роль искусства в сближении народов.


1






Марш как самостоятельная пьеса и часть произведений крупных жанров (оперы, балета, сонаты, сюиты и др.)

Песня «Город» А.Якушевой

Уметь приводить примеры маршей как самостоятельной пьесы и как части произведений крупных жанров







13

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

1

Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры

Песня «Город» А.Якушевой

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки


14

Развитие жанра марша в истории музыкальной культуры


1

Эволюция жанров маршевой музыки в истории музыкальной культуры

Песня «Город» А.Якушевой

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки


15

Марш, его значение в жизни человека


1

Роль маршевой музыки в организации и проведении современных массовых представлений.

Песня «Белые тихие вьюги» С.Никитин

Знать значение маршевой музыки в современном искусстве


16

Жанровое многообразие музыки

Символы в жизни и искусстве.




1

«Три музыкальных кита» и их эволюция развития в истории музыкальной культуры.

Песня «Белые тихие вьюги» С.Никитин

Знать особенности песенной, танцевальной и маршевой музыки, их жанровое многообразие.

Уметь приводить примеры песен, танцев, маршей как самостоятельных пьес и как части произведений крупных жанров




II раздел. Музыкальный стиль - камертон эпохи (18 ч)


Третья четверть 10 часов

Красота в искусстве и жизни. (10 часов)

17

Музыкальный стиль

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

Понятие музыкальный стиль. «Стиль – это человек». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Стиль как своеобразие, присущее музыке определённого периода, национальной школе, творчеству отдельных композиторов и исполнителей

Песня «Белые тихие вьюги» С.Никитин


Знать понятия: музыкальный стиль, разновидности стилей.

Уметь приводить примеры



Красота в искусстве и жизни. (10 часов)

18

Взаимосвязи музыки с другими видами искусства

Что есть красота.

1


Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино)

Песня «Гляжу в озёра синие…» Л. Афанасьева

Знать общие черты музыки и литературы, изобразительного искусства, театра, кино.

Уметь приводить примеры


19

Барокко

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

1

Характерные признаки музыкального барокко (конец XVI- XVII в.), его связь с архитектурой. Контрапункт, полифония. Великие представители стиля барокко – И.С.Бах и Г.Ф.Гендель

Песня «Гляжу в озёра синие…» Л. Афанасьева

Знать характерные признаки музыкального стиля барокко

-понятия: полифония, прелюдия, фуга, токката, оратория

Уметь называть композиторов – представителей этого стиля






20

Классицизм

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

1

Характерные признаки музыкального классицизма (1750-1830гг.) Сонатная форма. «Венская классическая школа». Великие представитель классицизма: И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен, К.В.Глюк, М.И.Глинка. Состав симфонического оркестра. Взаимосвязи музыки с литературой, театром, архитектурой, изобразительным искусством. Песня «Гляжу в озёра синие…»

Л. Афанасьева

Знать:

-характерные признаки музыкального стиля классицизм;

-понятия: сонатная форма, состав симфонического оркестра.

Уметь называть композиторов – представителей этого стиля


21

Романтизм

Есть ли у красоты свои законы.

1

Характерные признаки музыкального романтизма (XIX в.). Творчество Л.ван Бетховена – связь двух музыкальных эпох (классической и романтической). Музыкальная столица – Париж. Влияние на музыку литературы, живописи, науки, Различных общественных событий. Композиторы-романтики: Г.Берлиоз, Ф.Лист, Ф.Шопен, Ф.Шуберт, Р.Шуман, Э.Григ, И.Штраус, П.И.Чайковский; композиторы «Могучей кучки», С.В.Рахманинов

Песня «Город золотой» Гребенщиков

Знать:

-характерные признаки музыкального стиля романтизм;

-понятие музыкальная драматургия

Уметь:

-называть представителей романтизма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов, их произведения;

-характеризовать художественные особенности, выразительные средства музыкальных произведений романтиков


22

Реализм

Есть ли у красоты свои законы.

1

Характерные признаки музыкального реализма. Сочетание оригинального музыкального материала с простотой и доступностью. «Правда жизни». Великие «реалисты» - Дж.Верди, Р.Вагнер, М.П.Мусоргский. Взаимосвязь музыки с литературой и живописью

Песня «Город золотой» Гребенщиков

Знать характерные признаки музыкального стиля реализм

Уметь называть представителей реализма – композиторов, музыкантов, художников, поэтов, их произведения;

-анализировать музыкальные произведения реалистов.


23

Импрессионизм

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

Характерные признаки музыкального музыкального импрессионизма (конец XIX -начало XX в.). Влияние живописи на музыку. Новый музыкальный язык (гармонии, аккорды, рейгтам). Программная музыка. Выдающиеся представители импрессионизма – К.Дебюсси и М.Равель

Песня «Дорога» С. Баневич

Знать характерные признаки музыкального стиля импрессионизм;

-понятия: регтайм, программная музыка.

Уметь называть композиторов – представителей этого стиля



24

Неоклассицизм и классический авангард

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

1

Характерные признаки неоклассицизма и авангардизма (2-я половина XIX -начало XX в.). Додекафония. Алеаторика. Сонорика. Новая венская школа: А.Шёнберг, А.Берг, А.Веберн, Дж.Кейдж, А.Шнитке, С.Губайдулина, Э.Денисов. Неоклассика в творчестве Ф.Бузони, П.Хиндемита, И.Ф.Стравинского

Песня «Дорога» С. Баневич

Знать характерные признаки музыкального стиля неоклассицизм и авангардизм

-понятия: додекафония, алеаторика, сонорика.

Уметь называть полные имена композиторов этих стилей


25

Джаз

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

Джаз – вид музыкального искусства, возникший на юге США в конце XIX- начале XX в. Характерные признаки джаза. Сплав традиций европейской и афроамериканской музыки. Основные жанры: блюз и спиричуэл. Представители джазовой музыки (композиторы и исполнители): Л.Армстронг, Д. элингтон,Д.Гиллеспи, Э.Фиджеральд, А.Цфасман, Г.Ландсберг, Н.Минх, Л.Утёсов, А.Козлов (джаз-рок). Развитие джаза: симфоджаз и рок-музыка

Песня «Дорога» С. Баневич

Знать характерные признаки и историю развития джазовой музыки;

-понятия: блюз, спиричуэл, акцент, драйв, свинг

-состав джазового оркестра.

Уметь называть представителей (композиторов и исполнителей) джазовой музыки


26

Рок-н-рол

Как соотноситься красота и польза.

1

Рок-н-рол – первое большое направление в рок-музыке (середина 1950-х годов). Характерные признаки, манера исполнения, состав инструментария. Король рок-н-ролла – Э.Пресли. Развитие рок-н-рола – появление биг-бита. Выдающийся представитель – группа «Битлз»

Песня «Всё пройдёт» М. Дунаевский.

Знать характерные признаки и историю развития рок-н-рола;

Уметь называть полные имена представителей этого стиля




Четвертая четверть 8 ч





27

Кантри и фолк-рок, этническая музыка



Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

Кантри – песенная и инструментальная музыка фольклора многих европейских народов США (начало XX в.) Фолк-рок – жанр рок-музыки, выросшей из кантри и блюза(1960 гг.). Характерные признаки кантри и фолк-рока, этнической музыки. Состав инструментария. Представители-музыканты: Боб Дилан, Ж.Бичевская, группы «Иван Купала», «Песняры», Д.Гаспарян, С.Назархан. Этнофестивали.

Песня «Всё пройдёт» М. Дунаевский.

Знать характерные признаки кантри, фолк-рока, этнической музыки

Уметь называть музыкантов - представителей этих направлений



Прекрасное пробуждает доброе. (8 часов)

28

Арт-рок


Преобразующая сила искусства.

1

Арт-рок – «художественный рок», «симфорок» (1960гг.). Характерные признаки арт-рока. Рок-опера. Состав инструментария. Представители-музыканты: у истоков-«Битлз», Э.Л.Уэббер, А.Журбин, А.Рыбников, частично – А.Градский, группы «Иес», «Кинг Кримсон» и др.

Песня «Всё пройдёт» М. Дунаевский.

Знать характерные признаки арт-рока

Уметь называть музыкантов – представителей этого стиля, приводить примеры




29

Хард-рок и хэви-метал


Преобразующая сила искусства.

1

Хард-рок – тяжёлый рок (конец60-х – начало 70-х гг. XX в.). Характерные признаки хард-рока и хеви-метал. Состав инструментария. Манерв исполнения. Зрелищные концерты. Самые замкнутые стили рока. Представители-музыканты: группы «лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Чёрный кофе», «Ария». «Круиз»

Песня «Города» В.Егоров

Знать характерные признаки хард-рока и хеви-метал

Уметь называть представителей (группы) этих стилей




30

Рэп. Эстрада.

Преобразующая сила искусства.

1

Рэп – ритмизованный речитатив или проговаривание текстов песен (1970-е гг., США). Поп-музыка (2-я половина 70-х гг. XX в.) – массовая развлекательная музыка. Характерные признаки поп-музыки. Лучший представитель поп-музыки – шведская группа «АББА»

Песня «Города» В.Егоров

Знать характерные признаки рэпа и поп-музыки

Уметь называть музыкантов – представителей этих направлений


31

Авторская песня.


Преобразующая сила искусства.


1

История возникновения и развития авторской песни. Ваганты и барды. Авторская песня в России. Характерные признаки авторской песни. Самые известные российские барды: Б.Окуджава, А.Галич. В.Высоцкий, Ю.Визбор, С.Никитин, Ю.Ким, А.Розенбаум и др. Грушинский фестиваль.

Песня «Города» В.Егоров

Знать характерные признаки и историю развития авторской песни;

Уметь называть имена авторов – исполнителей


32

Стилизация и полистилистика


Преобразующая сила искусства.

1

Стилизация и полистилистика в музыке XX- XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений. Стилизация и полистилистика в творчестве Р.Щедрина, С.Прокофьева. А.Шнитке и др. Песня «Хватит плакать, распахни глаза пошире..»

В. Матвеева

Знать понятия: стилизация, полистилистика.

Уметь называть имена композиторов, работающих в этих направлениях


33

Музыкальный ринг


Преобразующая сила искусства

1

Музыкальный стиль. Жанровые, интонационно-образные особенности стилей, их языка, манеры исполнения. Стилизация и полистилистика

Песня «Хватит плакать, распахни глаза пошире..»

В. Матвеева

Знать особенности и характерные признаки различных музыкальных стилей

Уметь называть представителей- музыкантов этих направлений


34

Традиции и новаторство в музыке

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».


1

Жанровое разнообразие музыки. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее

Знать понятия, полученные за курс обучения по музыке

Уметь:

-приводить музыкальные примеры

-выявлять особенности музыкального языка

-применять навыки пластического и вокального интонирования


hello_html_m2ef30903.png

Рабочая программа по музыке 5-8 классы
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа по музыке для 5-8 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта  общего образования по искусству, Примерной программы по музыки и содержания программы  «Музыка. 5-8 классы» авторов  Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой.

 В ней отражены цели, задачи, критери уровня музыкального развития учащихся,требования к уровню подготовки обчающихся в каждом классе (5-8), перечислены темы и разделы курса музыки в каждом из заявленных классов и, конечно, тематическое планирование по каждому классу (5-8) с включёнными в планирование требованиями к уровню подготовки обучающихся.

Автор Лузгачёва Светлана Ивановна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2221
Номер материала 10366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓