Главная / Музыка / рабочая программа по музыке 1 - 8 класс для учащихся школы VIII вида

рабочая программа по музыке 1 - 8 класс для учащихся школы VIII вида


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.


Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ

В 1 – 8 КЛАССАХ

На 2014-2015уч. год




Разработчик :

Баталова Е.В.


Ульяновск 2014


Музыка и пение ( 1 – 8 класс для учащихся с лёгкой умственной отсталостью). Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /под ред.В.В. Воронковой.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в специальных (коррекционном) классе VIII вида отводится 1 час ,в неделю(34 часа).

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

Задачи образовательные:

формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

формировать музыкально-эстетический словарь;

формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

совершенствовать певческие навыки;

развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия

музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию

эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и

свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную

отзывчивость; активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Принципы обучения:

коррекционная направленность обучения

оптимистическая перспектива образования

индивидуализация и дифференциация процесса обучения

комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Отличительные особенности программы:

интегрированный подход к изучению тем по слушанию музыки;

обновление нотно-музыкального материала для разучивания;

использование ИКТ для создания материальной базы урока (дидактического, наглядного материала, создание музыкальной фонотеки);

включение в изучаемый материал произведений тамбовских авторов и сведений по музыкальному краеведению.

Формы, методы, приёмы обучения

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской ) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты».

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание направляется на чистоту интонации, строя, ансамбля.

Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни — главная причина совершенствования вокально-технических приёмов исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению играет «концертное» исполнение песен. Обращать внимание на режим исполнения песенного репертуара, связанный с трудностями мутационного периода учащихся.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов.

Форма проверки результатов освоения программы по каждому году обучения:

индивидуальный,

фронтальный опрос по разучиваемым песням,

по материалам слушания музыки и музыкальной грамоте;

музыкальные тесты

Форма организаций занятий

Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются уроки:

доминантные

комбинированные

тематические

комплексные

интегрированные

Пояснительная записка. 1 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки.

Список учащихся 1 А класса:

Макарова П.

Картузов П.

Савельева В.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Макарова П.

Картузов П.

Савельева В.


Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.



Содержание программы по музыке и пению в 1классе

Пение:

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе овладения элементарным певческим дыханием.

Певческий диапазон РЕ 1- СИ 1.

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удержания дыхания на более длинных фразах.

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно – песни напевного характера.

Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно- эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии ( веселого, грустного, спокойного ) и текста.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Слушание музыки:

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, песня- веселая, грустная, спокойная.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.

Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Игра на музыкальных инструментах \ бубен, треугольник \.


Календарно - тематическое планирование

1 класс ( общее кол-во часов 34 )


ТЕМА

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту




1.

2.

3.

4.

5.

6.





1.

2.

3.

4.




1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.





1.

2.

3.

4.

5.

6.


1 ЧЕТВЕРТЬ

Мир прекрасный – музыка.


Мир прекрасный – музыка.

Музыка веселая и грустная.

Музыка тихая и громкая.

Музыка медленная и быстрая.

Музыка плавная и отрывистая.

Музыка во всем своем разнообразии.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Три кита в музыке


Три кита в музыке \ ознакомление\

Марш

Танец

Песня

3 ЧЕТВЕРТЬ

О чем говорит музыка?


О чем говорит музыка?

Музыка в мире игрушек.

Времена года в музыке

Лето и музыка.

Осень и музыка.

Музыка зимы.

Музыка весны.

Музыка в мире животных.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальные инструменты


Музыкальные инструменты.

Знакомство с баяном.

Знакомство с гитарой.

Знакомство с трубой.

Различение на слух звучания инструментов.

Заключительный урок- концерт



9


1

1

1

1

1

4



7


1

2

2

2


10


1

1

1

1

1

1

1

3



7


1

2

1

1

1

1






Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.


Должны знать:

  • характер и содержание музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты и их звучание \ труба, баян, гитара \.

Должны уметь:

  • петь с сопровождением и без него с помощью педагога;

  • выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

  • одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно;

  • правильно формировать гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слова;

  • правильно передавать мелодию в диапазоне ре 1 – си 1;

  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;

  • различать марш, песню, танец;

  • передавать ритмический рисунок попевок;

  • определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения \ веселые, грустные, спокойные.\


Мониторинг по предмету музыка и пение в 1 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.






















































































Условные обозначения:

1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

Контрольно-измерительный материал


1.Композитор – это…

- автор слов;

- автор музыки;

- автор картины.

2. Ансамбль из трех исполнителей – это…

-дуэт;

-соло;

-трио.

3. Хор – это коллектив…

- танцоров;

- певцов;

- художников.

4. Динамика в музыке – это…

- скорость в музыке;

- сила звучания музыки;

- высота звуков.

5. Коллектив музыкантов, исполняющих музыку на народных инструментах – это…

- симфонический оркестр;

- оркестр народных инструментов;

- духовой оркестр.

6. К группе струнных инструментов относятся…

- фортепиано;

- баян;

- гитара;

- ложки;

- гусли;

- скрипка.

7. Темп в музыке – это…

- сила звучания;

- скорость в музыке;

- высота звуков.

8. Песня – это музыка…

- под которую танцуют;

- которую поют;

- под которую маршируют.

9. Исполнитель – это …

- тот, кто сочиняет музыку;

- тот, кто исполняет музыку;

- тот, кто слушает музыку.

10. Тембр в музыке – это…

- сила звучания;

- скорость в музыке;

- высота звучания.


(правильные ответы выделены жирным шрифтом)


Оценивание итогов тестирования

«5» - 0 ошибок;

«4» - 1,2 ошибки;

«3» - 3,4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

Пояснительная записка. 2 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки.

Список учащихся 2 А класса:

Ахмеров А..

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Ахмеров А.



Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной память, звуковысотного слуха.





Содержание программы по музыке и пению в 2 классе


Пение:

Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а так же на новом материале.

Исполнение песенного материала в диапазоне ДО1- ДО2. Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравнивая звучание на всем диапазоне.

Развитие умения правильно интонировать песни в группе и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок без учителя и инструмента. Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.

Развитие артикуляционного аппарата, умение правильно гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные в зависимости от смысла.

Слушание музыки:

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения различать звуки по высоте \ высокие- низкие \ и длительности \ долгие- короткие \.

Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии.

Формирование представлений о различных коллективах: ансамбль, оркестр.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.

Игра на музыкальных инструментах \ барабан, металлофон \.


Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту




1.

2.

3.

4.

5.

6.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 ЧЕТВЕРТЬ

Маршевость и танцевальность в музыке


Маршевые мелодии.

Маршевые песни.

Танцевальные мелодии.

Танцевальные песни.

Народные танцы.

Обобщение темы.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Построение и содержание песен


Построение песни.

Содержание песен.

Песни о природе.

Песни о животных

Песни о школе.

Песни о детских забавах.

Разнообразие песен.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальные инструменты


Музыкальные инструменты.

Знакомство с органом.

Знакомство с арфой.

Знакомство с флейтой.

Различение на слух музыкальных инструментов.

Что такое ансамбль.

Что такое оркестр.


4 ЧЕТВЕРТЬ

С чего начинается музыка?

Звуки высокие и низкие

Звуки долгие и короткие.

Плавное и отрывистое звучание.

С чего начинается музыка.

Композитор

Исполнитель

Слушатель

Заключительный урок- концерт.


9


2

1

2

1

2

1



7


1

1

1

1

1

1

1



10


1

2

2

2

1


1

1



8

1

1

1

1

1

1

1

1








Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.


Должны знать:

  • высокие и низкие , долгие и короткие звуки;

  • музыкальные инструменты и их звучание \ орган, арфа, флейта \;

  • характер и содержание музыкальных произведений;

  • музыкальные коллективы \ ансамбль. оркестр \.


Должны уметь:

  • исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

  • различать мелодию и сопровождение в песне;

  • исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

Мониторинг по предмету музыка и пение в 2 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.



























































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

  • Контрольно-измерительный материал

  • 1.Композитор – это…

  • - автор слов;

  • - автор музыки;

  • - автор картины.

  • 2. Ансамбль из трех исполнителей – это…

  • -дуэт;

  • -соло;

  • -трио.

  • 3. Хор – это коллектив…

  • - танцоров;

  • - певцов;

  • - художников.

  • 4. Динамика в музыке – это…

  • - скорость в музыке;

  • - сила звучания музыки;

  • - высота звуков.

  • 5. Коллектив музыкантов, исполняющих музыку на народных инструментах – это…

  • - симфонический оркестр;

  • - оркестр народных инструментов;

  • - духовой оркестр.

  • 6. К группе струнных инструментов относятся…

  • - фортепиано;

  • - баян;

  • - гитара;

  • - ложки;

  • - гусли;

  • - скрипка.

  • 7. Темп в музыке – это…

  • - сила звучания;

  • - скорость в музыке;

  • - высота звуков.

  • 8. Песня – это музыка…

  • - под которую танцуют;

  • - которую поют;

  • - под которую маршируют.

  • 9. Исполнитель – это …

  • - тот, кто сочиняет музыку;

  • - тот, кто исполняет музыку;

  • - тот, кто слушает музыку.

  • 10. Тембр в музыке – это…

  • - сила звучания;

  • - скорость в музыке;

  • высота звучания.

Тест « Музыка вокруг нас»

  1. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

  1. Выберите верное утверждение:

      а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

      3. Выберите верное утверждение:

      а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

  1.  Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

  1. Найдите лишнее:

Народные праздники – это…

а) Новый год

б) Рождество

в) 1 сентября


Пояснительная записка. 3 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки.

Список учащихся 3А класса:

Лихина Д.

Андреева Ю.

Шилов Д.

Трухачёв И.

Гаврилов А.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Лихина Д.

Андреева Ю.



Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.



Содержание программы по музыке и пению в 3 классе

Пение:

Закрепление певческих навыков и умений на материале , пройденном ранее и новом.

Развитие умения быстрой и спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз.

Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками \ при усилении и ослаблении звука \.

Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на одном слоге.

Развитие умения контролировать слухом пение.

Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.

Использование разнообразных музыкальных средств \ темп, динамические оттенки \ для работы над выразительностью исполнения песен.

Работа над чистотой интонирования и устойчивостью унисона.

Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.

Слушание музыки:

Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и инструментальном произведении.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.

Закрепление навыков игры на ударно- шумовых инструментах, металлофоне.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту




1.

2.

3.

4.

5.





1.

2.

3.

4.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





1.

2.

3.

4.

5.



1 ЧЕТВЕРТЬ

Структура музыкальных произведений.

Структура музыкальных произведений.

Одночастные музыкальные произведения.

Двухчастные музыкальные произведения.

Трехчастные музыкальные произведения.

Различение на слух частей произведения.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Музыка моего народа


Музыка моего народа

Русская народная песня

Частушки

Русская песня- душа народа.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Музыка других народов


Музыка других народов

Музыка Украины

Музыка Молдавии

Музыка Беларусии

Музыка народов Кавказа

Зарубежная музыка

Обобщение темы.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальные инструменты


Музыкальные инструменты

Знакомство с балалайкой

Знакомство с саксофоном

Знакомство с виолончелью.

Различение музыкальных инструментов на слух.




9


1

2

2

2

2



7


1

3

2

1



10


1

2

2

2

1

1

1



8


1

2

2

2

1






Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

Должны знать:

  • музыкальную форму \одночастную, двухчастную, трехчастную \;

  • музыкальные инструменты и их звучание \ виолончель, саксофон, балалайка \.

Должны уметь:

  • сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;

  • распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;

  • сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на одном слоге;

  • воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучного артикулирования в сопровождении инструмента.


Мониторинг по предмету музыка и пение в 3 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.























































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

Контрольно-измерительный материал

1. Коллектив музыкантов, исполняющих музыку на народных инструментах – это…

- симфонический оркестр;

- оркестр народных инструментов;

- духовой оркестр.

2.К группе струнных инструментов относятся…

- фортепиано;

- баян;

- гитара;

- ложки;

- гусли;

- скрипка.

3. Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных

  • инструментов?

  • а) скрипка, флейта, труба б) баян, гусли, свирель

4. Какие инструменты народного оркестра относятся к струнной группе?

  • а) домра, балалайка, гусли

  • б) скрипка, альт, виолончель, контрабас

5. Существуют ли оркестры русских народных инструментов в наши дни? а) нет б) да

  • 6. Кто управляет оркестром? а) дирижер б) скрипач

7. Подпиши под рисунками названия инструментов

  • hello_html_m737b8cf4.jpghello_html_m2b898286.jpghello_html_m15a0f7fe.jpg

















8. Песня – это музыка…

  • - под которую танцуют;

  • - которую поют;

  • - под которую маршируют.

9. Исполнитель – это …

  • - тот, кто сочиняет музыку;

  • - тот, кто исполняет музыку;

  • - тот, кто слушает музыку.





Пояснительная записка. 4 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки.

Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух.

Список учащихся 4А класса:

Юманов Д.

Деревянкина В.

Трифонов Н.

Прокопьева М.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Деревянкина В.



Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.

Содержание программы по музыке и пению в 4 классе

Пение:

Закрепление навыков и умений на материале пройденном ранее и новом .

Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.

Работа над кантиленой.

Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии \ звуки высокие. средние, низкие \, восходящее движение мелодии и на одной высоте.

Развитие умения показа рукой направления мелодии \ сверху вниз и наоборот\.

Развитие умения определять сильную долю. на слух.

Развитие умения отчетливо произносить текст в быстром темпе.

Формирование элементарных представлений о выразительном звучании.

Значение динамических оттенков \ форте, пиано \.

Слушание музыки:

Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

Развитие умения различать марши \ военные, спортивные, праздничные, шуточные, траурные \, танцы \ вальс, полька, хоровод \.

Формирование представлений о многофункциональности музыки \ развлекательная, спортивная, для отдыха, для релаксации \.

Формирование представлений о составе и звучании оркестра народжных инструментов.

Народные музыкальные инструменты: домра, мандалина, баян, гусли, ложки, гармонь, свирель и др.\.

Игра на музыкальных народных инструментах.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту




1.

2.

3.






1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





1.

2.

3.

4.

5.

6.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 ЧЕТВЕРТЬ

Сказочные образы в музыке.


Сказочные сюжеты в музыке.

Сказочные образы в музыке.

Динамические оттенки в изображении сказочных образов.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Марши, танцы


Военные марши.

Спортивные марши.

Праздничные марши.

Вальс.

Полька.

Хоровод.

Динамические оттенки.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Музыка в жизни человека


Развлекательная музыка.

Спортивная музыка.

Музыка для отдыха.

Музыка для релаксации.

Оркестр народных инструментов.

Состав оркестра народных инструментов.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Народные музыкальные инструменты.


Народные музыкальные инструменты.

Домра, балалайка.

Гусли, мандалина.

Гармонь, баян.

Ложки , трещетки.

Рожок, свиристель.

Различение инструментов на слух.

Заключительный урок- концерт





9


3

4

2




7


1

1

1

1

1

1

1



10


2

2

1

1

2

2



8


1

1

1

1

1

1

1

1









Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать:

  • роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

  • размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие;

  • народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \.

Должны уметь:

  • самостоятельно начинать пение после вступления;

  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

  • контролировать слухом пение окружающих;

  • применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.


Мониторинг по предмету музыка и пение в 4 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.



























































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

Контрольно-измерительный материал

Тест 1

Выберите верное утверждение:

      а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

      3. Выберите верное утверждение:

      а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

  1.  Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

Тест 2

Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России

б) Флаг России

в) Гимн России

  1. Назовите авторов-создателей Гимна России:

      а) П.Чайковский

б) А.Александров
в) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

Пояснительная записка. 5 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

Формировать музыкально – эстетический словарь;

Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; совершенствовать певческие навыки.

Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух.

Список учащихся 5А класса:

Шакурова Д. Самарин А.

Тимошин К . Земскова Л.

Аббасов Р.

Подьячев О.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Самарин А.

Подьячев О

Самарин А.

Земскова Л.

Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.

Содержание программы по музыке и пению в 5 классе

Пение:

Исполнение песенного материала в диапазоне СИ1- РЕ 2.

Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости.

Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во время распевания.

Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.

Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором; ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.

Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой и индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.

Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.

Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.

Повторение песен, разученных в 4 классе.

Слушание музыки:

Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом.

Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.

Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.

Музыкальная грамота:

Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.

Формирование элементарных понятий о размере: 2\4, 3\4, 4\4.


Календарно -тематическое планирование

5 КЛАСС ( общее количество часов -34 )


Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту




1.


2.

3.

4.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

.




1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 ЧЕТВЕРТЬ

Народные инструменты.


Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.

Народные инструменты.

Авторская и народная песня.

Обобщение темы


2 ЧЕТВЕРТЬ

Особенности русского фольклора.


Особенности русского фольклора.

Частушки.

Прибаутки

Потешки.

Особенности вятского фольклора.

Песни о вятском крае.

Значение фольклора для людей.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Многожанровость русской музыки.


Многожанровость русской музыки.

Связь музыки с жизнью народа и его бытом.

Песни о мире.

Песни о труде.

Песни о Родине.

Народная песня в творчестве композиторов.

Обобщение темы.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Элементарное понятие о нотной грамоте.


Элементарное понятие о нотной грамоте.

Нотный стан. Нота.

Звук. Пауза.

Музыкальный размер 2\4

Музыкальный размер 3\4

Музыкальный размер 4\4

Обобщение темы

Заключительный урок- концерт




9


3

3

2

1




7


1

1

1

1

1

1

1



10


1

3

1

1

2

1

1



8


1

1

1

1

1

1

1

1








Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.


Должны знать:

  • роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

  • размеры музыкальных произведений 2\4, 3\4, 4\4, паузы долгие и короткие;

  • народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, мандалина, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетки, деревянные ложки, бас- балалайка \.

Должны уметь:

  • самостоятельно начинать пение после вступления;

  • осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

  • контролировать слухом пение окружающих;

  • применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.


Мониторинг по предмету музыка и пение в 5 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.







































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

Контрольно-измерительный материал

Тест 1

Выберите верное утверждение:

      а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

      3. Выберите верное утверждение:

      а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

      б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.

      в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает  и понимает музыку.

  1.  Найдите лишнее:

Народные инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) дудка

Симфонические инструменты – это…

а) флейта

б) гусли

в) арфа

Тест 2

Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России

б) Флаг России

в) Гимн России

Назовите авторов-создателей Гимна России:

      а) П.Чайковский

б) А.Александров
в) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

Пояснительная записка. 6 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

-. развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

- изучение особенностей музыкального языка;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Список учащихся 6А класса:

Алиева Ю. Усачёва Е.

Баранова П .

Краснов Е.

Краснова К.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Алиева Ю.

Краснов Е.

Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.


Содержание программы по музыке и пению в 6 классе

Пение:

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся.

Отработка четкого , ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звучания.

Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания, протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем относительно быстрое произнесение согласных, длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршевого характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включая анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения , передавая разнообразный характер содержания \ бодрый, веселый, ласковый, напевный и др. \.

Повторение песен, изученных в 5 классе.

Слушание музыки:

Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные отношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

Музыка и театр. киноискусство и анимация. Музыка как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике событий и явлений.

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений.

Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: Моцарта, Бетховена, Грига.

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра \ гобой, кларнет, фагот\, духовыми медными \ туба, тромбон, валторна \, ударными \ литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты \, струнными инструментами. Повторное прослушивание произведений из программы 5 класса.

Музыкальная грамота:

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композиторами: лад \ мажор, минор \, динамические оттенки \ громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая \, регистр \ высокий, средний, низкий \.

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и др.\

Календарно- тематическое планирование

6 КЛАСС ( общее количество часов 34)


Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту




1.

2.

3.

4.

5.





1.

2.

3.

4.






1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.





1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1 ЧЕТВЕРТЬ

Музыка и изобразительное искусство.


Музыка и изобразительное искусство.

Картины природы в музыке и живописи.

Музыка, изображающая реальность.

Можем ли мы увидеть музыку.

Картины нарисованные музыкой.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Музыка в театре и кино.


Музыка и театр.

Музыка и киноискусство.

Музыка и анимация.

Роль музыки в раскрытии содержания фильма, спектакля, образов героев.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальные профессии


Особенности творчества Моцарта.

Особенности творчества Бетховена

Особенности творчества Грига.

Музыкальные профессии.

Композитор, дирижер, музыкант.

Пианист, скрипач, гитарист, трубач.

Солист, артист, певец.

Средства музыкальной выразительности.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Симфонический оркестр


Симфонический оркестр

Состав симфонического оркестра.

Духовые инструменты.

Духовые медные инструменты.

Ударные инструменты.

Струнные инструменты.

Роль дирижера в оркестре.

Обобщение темы.




9


1

2

2

2

2



7


2

2

2

1




10


2

2

1

1

1

1

1

1



8


1

1

1

1

1

1

1

1






Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать:

  • средства музыкальной выразительности;

  • основные жанры музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты;

  • музыкальные профессии и специальности;

  • особенности творчества изученных композиторов;

  • особенности народного музыкального творчества.

Должны уметь:

  • самостоятельно исполнять несколько песен;

  • отвечать на вопросы о прослушанном произведении;

  • называть произведения, композиторов;

  • называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

  • определять характер, содержание произведения;

  • определять ведущие средства выразительности;

  • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.


Мониторинг по предмету музыка и пение в 6 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.



























































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

Контрольно-измерительный материал

Тест 1

Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России

б) Флаг России

в) Гимн России

Назовите авторов-создателей Гимна России:

      а) П.Чайковский

б) А.Александров
в) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

Тест 2

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

    2.Приведите в соответствие:

       а) Струнные инструменты                   1) рожок

       б) Ударные инструменты                     2) бубен

       в) Духовые                                             3) гусли

    3. Найдите лишнее:

       Жанры народных песен:

     а) Колыбельные

     б) Игровые

     в) Плясовые

     г) Хороводные

     д) Спокойные

     е) Трудовые

     ж) Обрядовые

   4.Найдите лишнее:

     Струнно-смычковые инструменты:

    а) Скрипка

    б) Альт

    в) Арфа

    г) Виолончель

    д) Контрабас

  5. Приведите в соответствие:

  а) С.В.Рахманинов                       1) «Старый замок»

  б) М.П.Мусоргский                      2) «Полонез»

  в) Ф.Шопен                                   3) «Сирень»

 6. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно  





Пояснительная записка. 7 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

-. развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

- изучение особенностей музыкального языка;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Список учащихся 7А класса:

Бондин С.

Карапетян Г.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Бондин С.

Карапетян Г.

Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.

Содержание программы по музыке и пению в 7 класс

Пение:

Использование песенного материала в диапазоне СИ1 – МИ 2,однако крайние звуки используются довольно редко.

Продолжение работы над формированием певческого звука в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика.

Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой инструментальной и вокальной.

Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.

Повторение песен, разученных в 6 классе.

Слушание музыки:

Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов: произведения современных композиторов, лирические песни, мелодии из классических сочинений в произведениях легкой музыки.

Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Програмная музыка- инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве.

Особенности творчества композиторов: Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова.

Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.

Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты.

Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса.

Музыкальная грамота:

Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.

Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка.

Календарно -тематическое планирование

7 КЛАСС ( общее количество часов 34 )


Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту





1.

2.

3.

4.

5.





1.

2.

3.

4.

5.






1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.






1.

2.

3.

4.

5.

6..

1 ЧЕТВЕРТЬ

Взаимосвязь легкой и серьезной музыки.


Легкая музыка.

Серьезная музыка.

Взаимосвязь легкой и серьезной музыки.

Вокальная музыка.

Музыка, имеющая литературный сюжет.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Композиторы


Особенности творчества Глинки.

Особенности творчества Чайковского.

Особенности творчества Римского- Корсакова.

Интонация в музыке.

Мелодия, как выразительное средство.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Жанры музыкальных произведений


Жанры музыкальных произведений.

Опера.

Балет.

Симфония.

Концерт.

Соната.

Романс.

Обобщение темы.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Современные музыкальные инструменты


Современные музыкальные инструменты.

Электронные музыкальные инструменты.

Аккомпанемент, аранжировка.

Бас, аккорд.

Современные музыканты.

Обобщение темы.





9


2

2

1

2

2




7


2

2

1

1

1




10


1

2

2

1

1

1

1

1



8



1

2

1

1

2

1









Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать:

  • средства музыкальной выразительности;

  • основные жанры музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты;

  • музыкальные профессии и специальности;

  • особенности творчества изученных композиторов;

  • особенности народного музыкального творчества.

Должны уметь:

  • самостоятельно исполнять несколько песен;

  • отвечать на вопросы о прослушанном произведении;

  • называть произведения, композиторов;

  • называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

  • определять характер, содержание произведения;

  • определять ведущие средства выразительности;

  • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.


Мониторинг по предмету музыка и пение в 7 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.



























































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.


Контрольно-измерительный материал

Тест 1

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

    2.Приведите в соответствие:

       а) Струнные инструменты                   1) рожок

       б) Ударные инструменты                     2) бубен

       в) Духовые                                             3) гусли

    3. Найдите лишнее:

       Жанры народных песен:

     а) Колыбельные

     б) Игровые

     в) Плясовые

     г) Хороводные

     д) Спокойные

     е) Трудовые

     ж) Обрядовые

   4.Найдите лишнее:

     Струнно-смычковые инструменты:

    а) Скрипка

    б) Альт

    в) Арфа

    г) Виолончель

    д) Контрабас

  5. Приведите в соответствие:

  а) С.В.Рахманинов                       1) «Старый замок»

  б) М.П.Мусоргский                      2) «Полонез»

  в) Ф.Шопен                                   3) «Сирень»

 6. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно  

Тест 2

  1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

  1. Оцените утверждение:

       Музыка в народном стиле – это композиторская музыка,  похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

  1. Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

  1. Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера           а) актеры только танцуют

2) Балет             б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта       в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл         г) актеры только поют





Пояснительная записка. 8 класс.

Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.

Задачи:

-. развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

- изучение особенностей музыкального языка;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Список учащихся 8 А класса:

Васильев И. Сафонов К.

Козлов Р.

Планирование индивидуальной работы с учащимися.


Предмет

Список учащихся

Задачи

Вид упражнений по предмету

Музыка и пение.

Васильев И.

Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувства уверенности в своих силах.

Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха.

Содержание программы по музыке и пению в 8 класс

Пение:

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений. Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре \ дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль \.

Эмоциональное осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений.

Выразительное концертное исполнение разученных произведений.

Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности.

Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей: достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, пение мажорных и минорных трезвучий и пентаккордов, звукорядов на слоги.

Пение попевок с полутоновыми интонациями.

Пение с закрытым ртом.

Совершенствование певческого дыхания.

Упражнения на чистое округлое интонирование.

Вокально- хоровые распевания на песнях.

Пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.

Слушание музыки:

Взаимосвязь искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.

Музыкальная грамота:

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений.

Повторение определения средств музыкальной выразительности- темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных произведений из программы 5-7 классов.


Календарно-тематическое планирование

8 КЛАСС ( общее количество часов -34 )


Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту







1 ЧЕТВЕРТЬ


Взаимосвязь искусства в отражении реального





9






1.


2.

3.

4.

5.





1.

2.

3.





1.

2.

3.

4.

5.

6.





1.

2.

3.

4.


Взаимосвязь искусства в отражении реального.

Героика в музыке.

Лирика в музыке.

Эпос в музыке.

Драма в музыке.


2 ЧЕТВЕРТЬ

Направления современной музыки.


Юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Направления современной музыки.


3 ЧЕТВЕРТЬ

Композиторы


Особенности творчества Прокофьева.

Особенности творчества Шостаковича.

Особенности творчества Хачатуряна.

Особенности творчества Свиридова.

Джазовая музыка.

Бардовская музыка.


4 ЧЕТВЕРТЬ

Язык музыки.


Язык музыки.

Анализ музыкальных произведений.

Музыка в нашей жизни.

Обобщение темы.




1


2

2

2

2



7


2

2

3



10


2

2

2

2

1

1



8


3

3

1

1










Требования к уровню подготовки учащихся:



Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать:

  • средства музыкальной выразительности;

  • основные жанры музыкальных произведений;

  • музыкальные инструменты;

  • музыкальные профессии и специальности;

  • особенности творчества изученных композиторов;

  • особенности народного музыкального творчества.

Должны уметь:

  • самостоятельно исполнять несколько песен;

  • отвечать на вопросы о прослушанном произведении;

  • называть произведения, композиторов;

  • называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

  • определять характер, содержание произведения;

  • определять ведущие средства выразительности;

  • давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.


Мониторинг по предмету музыка и пение в 7 классе.

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.



























































































1 – соблюдение певческой установки;

2 –правильная артикуляция гласных звуков;

3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;

4 – знание названий музыкальных инструментов;

5 – узнавание знакомых мелодий;

6 – соблюдение норм поведения на занятии ;

7 – выполнение простых танцевальных движений;

8 – исполнение песен коллективно;

9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;

10 – точное интонирование мелодии.

Н. г. – Начало года;

К. г. – Конец года.

Уровни оценивания:

Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;

Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.

Контрольно-измерительный материал

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определи тип оркестра

А.духовой

Б.народных инструментов

В.симфонический

2

Инструмент русского народного оркестра

А.валторна

Б.гусли

В.флейта

3

Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра

А.вариации

Б.концерт

В.рондо

4

Определи звучащий инструмент

А.гусли

Б.рожок

В.трещотки

5

Определи жанр русской народной песни

А.историческая

Б.плясовая

В.трудовая

Г.хороводная

6

Определи характер музыки

А.весёлый

Б.грустный

В.призывный

7

Выбери хороводную песню

А. «Во поле берёза стояла»

Б. «Дубинушка»

В. «Тонкая рябина»

8

Балет П.И.Чайковского на сюжет новогодней сказки

А. «Лебединое озеро»

Б. «Спящая красавица»

В. «Щелкунчик»

9

Деревянно-духовой инструмент

А.барабан

Б.гобой

В.рояль

10

Жанр русской народной песни, на которой основаны вариации

А.лирическая

Б.наигрыши

В.солдатская

11

У какого композитора в опере звучит ария «Ты взойдёшь, моя заря»

А. Глинка М.И.

Б. Прокофьев С.С.

В.Чайковский П.И.

12

Что означает слово «форте»?

А.громко

Б.медленно

В.быстро

13

Что обозначает слово «полонез»?

А.быстрый танец

Б.танец с подскоками

В.танец-шествие

14

К какой группе относится звучащий инструмент?

А.духовой

Б.струнной

В.ударной

15

Определите вид музыки

А.композиторская

Б.народная

В.композиторская в народном духе

16

Определите характер музыки

А.печальный

Б.тревожный

В.энергичный









Учебно - методический комплекс к программе:

1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. ЕвтушенкоИ.В. Музыка//Программа для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Владос, 2000.

5. ЕвтушенкоИ.В. Пение и музыка//Программа для 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.:Просвещение, 1999.

6. ЕвтушенкоИ.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 1999.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

8. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

9. Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.ред. И.М.Бгажноковой

10. Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1985.

11. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

12. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

13. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

14. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

15. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И.Науменко / авт.-сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.

16. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева, Т.И. Науменко / авт.сост. В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.

 





рабочая программа по музыке 1 - 8 класс для учащихся школы VIII вида
  • Музыка
Описание:

    Данная рабочая программа составлена на основе общегосударственной  программы  для начальных классов  специальных (коррекционных) школ  VIII вида  под редакцией В.В. Воронковой. - М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2004 год;Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.

      Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса в специальном коррекционном образовательном учреждении VIII вида. Музыка формирует вкусы, воспитывает представления о  прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует  психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимся специальных коррекционных образовательных учреждений. Особенное воздействие музыка оказывает на развитии детей со сложным дефектом, имеющих умеренную и тяжелую умственную отсталость.

Программа по признаку является специализированной, т. к. направлена на выявление и развитие музыкальных певческих способностей детей со сложной структурой дефекта, а также на приобретение ими определённых знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности. Данная программа является актуальной, потому что музыка и пение является составной частью организованной реабилитационной деятельности школы, ко­торая поможет интеграции детей в общество и подготовит окружающих для принятия умственно неполноценных де­тей и оказания им помощи.

         В основу настоящей программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических

особенностей развития обучающихся.                                                              

 Задачи программы:

1.       Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности.

2.       Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности  умственно отсталых детей.

3.       Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.

Реализация программы предполагает индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, учет их психофизических возможностей, уровень развития интересов.

                      

 

 

Автор Баталова Екатерина Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 6444
Номер материала 16718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓