Главная / Музыка / Рабочая программа по музыке 1-4 класс

Рабочая программа по музыке 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 9»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании НМО Зам. директора Директор

Протокол №___ от _____ _______ Ханьжина Т.О. ______ Шаманская О.И.

Руководитель НМО « » ___________ 2014 г. « » _________ 2014 г.

_______ Шипкова С.Е.











Рабочая программа учебного предмета

«Музыка»

1-4 КЛАСС















Составитель: учитель музыки

Рябцева Вера Валерьевна












г. Усолье-Сибирское

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, (М.: - Просвещение) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа «Музыка 1-4 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной,

М.: Просвещение, 2007.

2. «Методическое пособие для учителя М.: Просвещение, 2004г.

3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 1-4 класс», М.:

Просвещение, 2001г.

4. Фонохрестоматия для 1-4 класса.

Учащегося

1. Учебник-тетрадь «Музыка 1-4 класс», М.: Просвещение, 2010г.

2. Рабочая тетрадь для 1-4 класса, М.: Просвещение, 2010г.

Критерии оценивания на уроках музыки

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценивания.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Перечень практических и лабораторных, исследовательских

и проектных работ

Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Пластическое интонирование. Музыкально-ритмические движения. Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические). Инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Размышления о музыке. Художественные импровизации. Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность. Проекты. Синквейн. Цифровой диктант. Музыкальная викторина. Кроссворды. Тесты. Рейтинговая система.

Характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства. Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Место предмета в учебном плане.

В федеральном базисном плане в 1 – 4 классах на предмет « Музыка» отводится 1 час в неделю.

Изменения внесенные в авторскую программу.

Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

1 класс:

Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов.

Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа.

Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа разделена на 2 часа за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа в учебно – тематическом плане.

Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины»

Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов.

2 класс

В разделе «О России петь – что стремиться в храм» увеличено количество часов, вместо 5 – 7 на темы: «Музыкальные инструменты» и « Музыка на Новогоднем празднике» по 1 часу, за счет разделов:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч вместо 4ч) – объединены темы «Проводы зимы. Встреча весны»;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч вместо 6 ч) – объединены темы «Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга».

3 класс

В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):

- на изучение темы «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале». В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания.

В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов:

тема «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа объединена с темой «Океан – море синее»

Выделен 1 час для изучения темы «Балет «Спящая красавица». Две феи», за счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» и темы «Океан – море синее», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова.

4 класс:

Уменьшено количество часов на изучение разделов:

«День, полный событий» - (5ч вместо 6ч)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - (5ч вместо 7ч).

За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- (4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение темы «Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант - чародей» на два урока.

«В концертном зале» - (6ч. вместо 5ч.) добавлен 1 час, т.к. тема «Старый замок. Счастье в сирене живет» разделена для изучения на 2 урока, т.к. имеет объемный материал для

изучения творчества двух разных композиторов и слушания их произведений.

Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и корректировка в названии тем уроков.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) музыкальной деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Метапредметные результаты

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая.

Предметные результаты

  • развивать устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

- исполнять слова и мелодию Гимна России;

- смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";

- знать названия изученных жанров и форм музыки;

- знать народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

- знать названия изученных произведений и их авторов;

- знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • развивать умения и навыки хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • включать в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

  • расширять представление о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • выявлять определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Содержание учебного предмета «Музыка»

Основные разделы программы

1 класс

1. Музыка вокруг нас.

2. Музыка и ты.

2 класс

1. Россия – Родина моя.

2. День, полный событий.

3. О России петь – что стремиться в храм.

4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5. В музыкальном театре.

6. В концертном зале.

7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

3 класс

1. Россия – Родина моя.

2. День, полный событий.

3. О России петь – что стремиться в храм.

4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5. В музыкальном театре.

6. В концертном зале.

7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

4 класс

1. Россия – Родина моя.

2. День, полный событий.

3. О России петь – что стремиться в храм.

4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

5. В музыкальном театре.

6. В концертном зале.

7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.


1 класс.

«Музыка вокруг нас» – 16 часов

И Муза вечная со мной!

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора». Душа музыки - мелодия. Музыка осени. «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

«Музыка и ты » - 17 часов

Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия - Родина моя. Художник, поэт, композитор. Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. «Баба Яга» - русская народная сказка. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Мамин праздник.

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Музыка в цирке. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Дом, который звучит. Опера, балет. Опера-сказка.

«Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей: мультфильмы.

2 класс

I четверть 9 часов

«Россия – Родина моя» 3 часа.

Мелодия. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Гимн России. Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

«День, полный событий» 6 часов.

Музыкальные инструменты (фортепиано).

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.

Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева.

Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Танцы, танцы, танцы…

Эти разные марши. Звучащие картины.

Колыбельные. Мама.

II четверть

«О России петь – что стремиться в храм» 7 часов.

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

Композитор как создатель музыки. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции.

Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

С Рождеством Христовым! Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Музыка на Новогоднем празднике.

III четверть 10 часов

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 часа.

Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Музыка в народном стиле. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.

Народная и профессиональная музыка.

Проводы зимы. Встреча весны. Вороний праздник.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

«В музыкальном театре» (5 часов)

Детский музыкальный театр. Опера.

Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк»).

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

IV четверть 8 часов

«В концертном зале » 3 часа.

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

«Звучит нестареющий Моцарт».

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А. Моцарта. Симфония №40. Увертюра.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 5 часов.

Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!

Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.

Выразительность и изобразительность в музыке. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Могут ли иссякнуть мелодии?

3 класс

«Россия - Родина моя» - 5 часов.

Мелодия – душа музыки.

Интонационно-образная природа музыкального искусства.

Природа и музыка. Выразительность и изобразительность в музыкеРоманс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. Народные музыкальные традиции Отечества. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин».

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника

«День, полный событий» - 4 часа.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4часа.

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.

Древнейшая песнь материнства.

Вербное Воскресение. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Крещение Руси (988 г.).

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3часа.

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества.

Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).

Певцы русской старины. Лель.

Музыкальный и поэтический фольклор России.

Народная и профессиональная музыка.

Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.

Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Мелодии в народном стиле.

«В музыкальном театре» - 6 часов.

Опера «Руслан и Людмила». Певческие голоса.

Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка», «Океан – море синее».

Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст. Балет «Спящая красавица».

В современных ритмах (мюзикл). Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

«В концертном зале» - 7часов.

Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.

Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Выразительные возможности флейты. Музыкальные инструменты (скрипка).

Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

Сюита «Пер Гюнт».

«Героическая». Призыв к мужеству. Симфония. Мир Бетховена. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5часов.

Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.

Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

Мир Прокофьева. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Певцы родной природы. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.

4 класс

«Россия-Родина моя» - 4 часа.

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Как сложили песню. Звучащие картины.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

«Я пойду по полю белому…На великий праздник собралася Русь!»

Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

«День, полный событий» - 5часов.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Зимнее утро, зимний вечер.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

«Что за прелесть эти сказки!!!». Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

«Приют, сияньем муз одетый…».

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3часа.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Оркестр русских народных инструментов.

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.

«В концертном зале» - 6часов.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

Старый замок.

Различные виды музыки: инструментальная.

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Счастье в сирени живет…

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений

Патетическая соната. Годы странствий.

Царит гармония оркестра.

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

«В музыкальном театре» - 2часа.

Театр музыкальной комедии.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Балет «Петрушка»

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4часа.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Кирилл и Мефодий.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1час.

Урок 29. Народные праздники. Троица.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5часов.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

В каждой интонации спрятан человек.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Музыкальный сказочник.

Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).

Информационное обеспечение

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»






































Рабочая программа по музыке 1-4 класс
  • Музыка
Описание:
     Рабочая   учебная программа  составлена на основе авторской программы «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной,  (М.: - Просвещение) и соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального   общего образования.

        Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части    духовной культуры.

         Задачи:

-  формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

-  воспитание  эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-  развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

-  освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

 

-  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

Автор Рябцева Вера Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 731
Номер материала 36404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓