Рабочая программа
по музыке разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) и авторской
программой Т.И.Баклановой.
В программе учтены
основные положения государственной «Концепции художественного образования в РФ»
(2002 г.), одним из разработчиков которой является автор данной программы. В
программе «Музыка» воплощены основные положения «Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009
г.). Особое значение для данной программы имеют положения данной Концепции,
касающиеся национального воспитательного идеала и его реализации в
образовательных учреждениях. На изучение предмета «Музыка» в 1 классе
отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Главная цель
программы —
формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов
общей культуры личности.
Достижение
данной цели предусматривает:
• формирование и
развитие культуры музыкального вос приятия у младших школьников: приобретение
опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений,
формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных
эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки,
шедевров классического искусства и лучших образцов современной музыки,
воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки
прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания,
выразительных средств и др.;
• формирование и
развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта
хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования,
выявление и развитие музыкальных способностей, потребности в различных видах
музыкальноисполнительской деятельности, певческих умений и навыков,
первоначальных навыков элементарного музицирования и импровизации. Наряду с
традиционными дет скими и народными музыкальными инструментами, предусмотрено
применение в учебном процессе синтезаторов и других электронных музыкальных
инструментов;
• формирование и
развитие музыкальнотворческой культуры личности, неразрывно связанной с
образным ассоциативным мышлением и воображением, проявляющейся в
самостоятельности и творческом подходе к различным видам музыкальной
деятельности, в интересе ребёнка к сочинению музыки, к музыкальным (певческим,
музыкальноинструментальным, музыкальнотанцевальным, музыкальнодраматическим и
др.) импровизациям, к разработке музыкальнотворческих проектов;
• формирование и
развитие музыкальноинформационной культуры личности: воспитание
музыкальнопознавательных потребностей и интересов, приобретение основ
музыкальнотеоретических и музыкальноисторических знаний, а также первоначальных
навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных
источников и каналов (книг, музыкальных записей, видеофильмов, музыкальных
музеев, СМИ, мультимедиа, Интернета и т.д.);
• формирование и
развитие музыкальнорелаксационной культуры: освоение детьми доступных им
приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения
разнообразных музыкальнотерапевтических упражнений (например, развитие
певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие
певческих навыков звукоизвлечения и звуко ведения с использованием методов
звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с
использованием методов музыкальной терапии).
Ориентация данной
программы на комплексное формирование и развитие всех основных компонентов музыкальной
культуры личности с учётом её музыкальной направленности, музыкальных,
творческих и духовнонравственных способностей позволяет учителю эффективно
достигать основных целей изучения музыки в начальной школе, предусмотренных в
примерной программе для начальной школы.
К
ним относятся:
• формирование
основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание
эмоциональноценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
мира;
• развитие
интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,
учебнотворческих способностей в различных видах му зыкальной деятельности;
• освоение
музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение
практическими умениями и навыками в учебнотворческой деятельности: пении,
слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах,
музыкальнопластическом движении и импровизации.
В результате
освоения предметного содержания курса учащиеся получат возможность расширить
музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогатить
духовно-эмоциональную сферу личности, совершенствовать умения решать учебные,
музыкально-творческие задачи, получат возможность для дальнейшего развития
музыкальной памяти и воображения, художественного вкуса, образного и
ассоциативного мышления, способности воспринимать музыку как живое, образное
искусство.
Кроме того, в
результате обучения по предмету «Музыка» учащиеся приобретут новые
социально-личностные и музыкальные компетенции.
Учебно-тематический
план.
Название
раздела
|
Количество
часов
|
Волшебное
царство звуков
|
8
|
Сказочная страна
|
15
|
Остров
музыкальных сокровищ
|
9
|
Всего
|
32+1ч.(резервный
|
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ (33ч)
Основы
музыкальных знаний.
Звуки
окружающего мира. Стаккато. Легато. Пиано. Высота звука. Регистр. Длительность
звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Ритм.
Ритмический рисунок. Темп. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и
другие нотные знаки. Музыка и изобразительное искусство. Мажорный лад. Минорный
лад. Музыка и театр. Детские и взрослые певческие голоса. Балет. Классическая
музыка. Россия в песнях. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев. Припев. На родные
музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь и др.
Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Духовой оркестр. Старинные музыкальные
инструменты и устройства. «Механическая» и «живая» музыка.
Музыкально-исполнительская
деятельность.
Пение:
«Где музыка берёт начало?» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина), «Музыка» (муз.
Г. Струве, сл. И. Исаковой), «Неприятность эту мы переживём» (муз. Б.
Савельева, сл. А. Хайта), «Громкая песенка» (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова),
«Тихая песенка» (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова), «Алёнушка» (муз. Ж.
Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой), «Музыкальное эхо» (муз. и сл. М. Андреевой),
«Лесная прогулка» (муз. В. Титаренко, сл. В. Викторова), «Листопад» (муз. Т.
Попатенко, сл. Н. Найдёновой), «Барабанщик» (муз. и сл. Ю. Литова), «Часы»
(муз. П. Ступелла, сл. П. Авчарского), «Песенка о гамме» (муз. Г. Струве, сл.
Н. Соловьёвой), «Ковёр-самолёт» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Кима), «Песенка
весёлых козлят» из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, песни из
мультфильмов (по выбору), «Пёстрый колпачок» (муз. Г. Струве, сл. Н.
Соловьёвой), «Ёлочка» (муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой), «К нам приходит Новый
год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой), «Снежинки» (муз. В. Шаинского, сл. А.
Внукова), «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой), «Наш край» (муз. Д.
Кабалевского, сл. А. Пришельца), «Край, в котором ты живёшь» (муз. Г. Гладкова,
сл. Ю. Энтина), «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.
Хайта), «Дружат дети всей Земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова),
«Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Ты на свете лучше
всех» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского), «Синяя вода» ( В. Шаинского, сл.
Ю. Энтина), «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Песенка Львёнка
и Черепахи» (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова), «О картинах» (муз. Г. Гладкова,
сл. А. Кушнера), песни народов мира. Русские народные песни: «На зелёном лугу»,
«Как под горкой», «Куда летишь, кукушечка?», «Как пошли наши подружки», колядка
«Добрый тебе вечер», «У кота-воркота» (колыбельная), «Сорока-сорока»
(прибаутка), «Ладушки» (потешка), «Дождик», «Жаворонушки» (заклички), «Бояре»
(игровая), «Во поле берёза стояла», «Ах, вы сени», «А мы Масленицу дожидали»,
«Едет Масленица», «Славны были наши деды», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Во
саду ли, в огороде», «Василёк».
Упражнения
на распевание. Элементарное музицирование.
Слушание
музыки. Песни: «Где музыка берёт начало?» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина),
«Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой), «Частушки бабок-ёжек» (муз. М.
Дунаевского, сл. Ю. Энтина), «Песня Лешего» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового),
песни о России и песни народов России в исполнении детских коллективов,
масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов, «Пусть всегда
будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина), русская народная
купальская песня «На святого Ивана». Пьесы: «Песня жаворонка» из цикла «Детский
альбом» П.И. Чайковского, «Печальная история», «Грустный дождик», «Резвушка»,
«Плакса», «В сказочном лесу» Д.Б. Кабалевского, «Весело — грустно» Л. ван
Бетховена, «Осенняя песня», «Декабрь», «Святки», «Февраль. Масленица», «Апрель.
Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чай ковского, «Кукушка» Л. Дакена,
«Пение птиц» Э. Денисова, «Старый замок», «Гном», «Избушка на курьих ножках»,
«Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота в Киеве» из цикла «Картинки
с выставки» М.П. Мусоргского, «Мелодия» П.И. Чайковского, «Нянины сказки»,
«Баба-яга», «В церкви», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Мама»,
«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка»,
«Неаполитанская песенка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Сказочка»
С.С. Прокофьева, «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига,
«Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара,
«Музыкальная табакерка» А.К. Лядова.Оперы: «Третья песня Леля», арии Снегурочки
и Деда Мороза, сцена проводов Масленицы из оперы «Снегурочка», «Садко»
(вступление), «Сказка о царе Салтане» («Полёт шмеля», «Три чуда») Н.А.
Римского-Корсакова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Волшебная флейта» В.А.
Моцарта. Музыкальные сказки, фантазии: «Курочка Ряба» М. Магиденко, «Колобок»
В. Герчик, «Баба-яга» А.С. Даргомыжского. Симфонические картины, сюиты:
«Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора» А.К. Лядова, «Шехерезада» —
«Море и корабль Синдбада» Н.А. Римского-Корсакова, «Море» К. Дебюсси. Балеты:
«Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» (тема феи Сирени) П.И.
Чайковского. Марши: «Прощание славянки» В.И. Агапкина.
Арт-терапевтическая
деятельность.
Слушание
звуков природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжания пчёл, грозы,
гор, леса.
Упражнения:
«Музыкальное знакомство», «Голоса природы», «Аромат цветов», «Цветок»,
«Кузнечики, стрекозы, бабочки», «Ветер», «Дождик», «Звуковые волны»,
«Разноцветные рыбки», «Игра воды» и др.
Музыкально-изобразительная
деятельность.
Рисунки
на темы: «Где музыка берёт начало?», «Музыка осени», «Сказочные герои» или
«Сказочная красавица», «Волшебное озеро» и др. Иллюстрирование песен. Цветовые
компо зиции: «Цветы танцуют», «Весело–грустно».
Музыкально-пластическая
деятельность.
Пластические
импровизации под музыку. Марш под музыку. Пляска под музыку. Карнавальное
шествие сказочных персонажей. Играимпровизация «Ожившие картинки» под музыку.
Основы
музыкальной композиции.
Импровизированное
чтение нараспев. Сочинение песенки, ритмических композиций, мелодии к
нескольким стихотворным строчкам, колыбельной, закличек.
Подготовка
к проектной деятельности.
Просмотр
видеозаписи или посещение цветомузыкального представления. Знакомство со
старинной цветомузыкальной установкой в музее А.Н. Скрябина в Москве.
Подготовка костюмов разных жителей Волшебного царства звуков. Составление
вопросов для викторины «Звуки и цвета окружающего мира». Чтение русской
народной сказки «Курочка Ряба», распределение ролей для инсценировки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Музыка»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся
будет сформировано:
• положительное
отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат
возможность для формирования:
• мотивации и
познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
• осознания своей
принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным
традициям, музыкальной культуре России;
• внимательного
отношения к музыке как живому, образному искусству;
•
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической
музыки.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• основам
музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал,
интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
• узнавать на
слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
• рассказывать о
содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных
впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• связывать
художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира;
• владеть
первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни
в удобном диапазоне;
• владеть
первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в
ансамбле;
• различать клавишные,
ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
• выразительно
двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат
возможность научиться:
• узнавать на слух
и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной
части программы;
• использовать
элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных
инструментах;
• исполнять
доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных
инсценировках сказок и в детских операх;
• выражать свои
музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• воспроизводить
по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• выполнять
упражнения арт-терапии;
• выполнять
творческие музыкально-композиционные задания;
• пользоваться
вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и
воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• выполнять
музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить
коррективы в свою работу;
• адекватно
воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• оценивать
музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных
сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под
руководством учителя).
Учащиеся получат
возможность научиться:
• понимать цель
выполняемых действий;
• адекватно
оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать
результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать
творческую задачу, используя известные средства;
• использовать
приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• включаться в
самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
• участвовать в
подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать»
условные знаки, данные в учебнике;
• находить нужную
информацию в словарях учебника;
• различать ритмы
марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
• сопоставлять
художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат
возможность научиться:
• осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы учебника;
• читать нотные
знаки;
• сравнивать
музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных
композиторов;
• характеризовать
персонажей музыкальных произведений;
• группировать
музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные,
духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о
содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных
впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
• отвечать на
вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг
друга, работая в паре;
• участвовать в
коллективном обсуждении;
• договариваться и
приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат
возможность научиться:
• выражать
эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к
музыке как живому, образному искусству;
• высказывать
собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных
персонажей;
• быть терпимыми к
другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учебно-методический
комплекс.
Т.И. Бакланова.
Музыка. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Т.И. Бакланова. Обучение в 1 классе
по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.