Муниципальное
бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской
области»
Утверждаю:
Директор МБУ ДО
«Дом детского творчества»
___________ Образцова А. А.
«29» августа 2014 г.
Рабочая
программа
по
музейной деятельности
На
2014-2015 учебный год
Возраст
участников: 11-17 лет
Педагог дополнительного образования:
Масловская Светлана Александровна
г. Новый Оскол, 2014
г.
Дополнительная
образовательная программа: «Музейное дело»
Направленность: туристско- краеведческая
Вид:
модифицированная
Автор программы: Масловская С.А. – педагог
дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества Новооскольского
района Белгородской области».
Программа рассмотрена на
заседании педагогического совета МОУ ДОД «Районный Дом школьников
Новооскольского района Белгородской области» от «30» августа 2010
г., протокол № 1.
Рабочая программа
рассмотрена на заседании педагогического совета МБУ ДО «Дом детского творчества
Новооскольского района Белгородской области» от «29» августа 2014
г., протокол № 1.
Председатель:
___________ Образцова
А.А.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по музейной деятельности разработана на основе
модифицированной образовательной программы туристско-краеведческой
направленности «Музейное дело», утвержденной на педагогическом совете МОУ ДОД
«Районный Дом школьников Новооскольского района Белгородской области» от «30»
августа 2010 г., протокол № 1.
Цель:
социализация
и воспитание творческой личности воспитанника средствами музея.
Задачи:
Образовательные -
обучение музейному языку, музейной терминологии, формирование научных и
профессиональных интересов.
Развивающие -
развивать интерес к
изучению и сохранению собственной культуры, к истории своей малой родины
Воспитательные -
воспитание музейной культуры, формирование уважительного отношения к памятникам
прошлого, потребности обращаться с музейными ценностями.
В
программе прослеживаются межпредметные связи с другими дисциплинами: история,
обществознание, естествознание, география, и т.д.
Данная
рабочая программа рассчитана на 144 часа, в том числе на теоретическую
подготовку отведено 109 часов, на практические занятия – 35 часов.
Формы занятий: лекции,
беседы, экскурсия, викторины
В
процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
1.
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
2.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток и альбомов, посещение
экспозиций и выставок разнообразных музеев.
3.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
4.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из
различных фондов с целью анализа и создания новых экспозиций школьного музея.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы: зачет,
написание исследовательских работ.
Занятия проводятся по второй половине дня. Режим
занятии: два раза в неделю по два часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По
окончанию обучения по данной рабочей программе обучающиеся должны знать:
-
историю своего народа;
-
историю своего края;
-
как сохранить прошлое для будущих потомков;
-
историю родного района и республики;
-
как правильно пополнять материальный запас музея.
Должны
уметь:
-
правильно оформлять исследовательскую работу;
-
проводить беседы с местным населением;
-
самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;
-
проводить экскурсии по школьному музею;
-
описывать и проводить паспортизацию музейных экспонатов;
-
владеть туристическим навыкам.
Способы проверки ожидаемых результатов: беседа,
викторина, зачёт, написание и защита исследовательских работ.
Календарно-тематический план
№
п/п
|
Дата
|
Тема учебного занятия
|
Всего часов
|
Содержание деятельности
|
Воспитатель
ная работа
|
Теоретическая часть занятия
/форма организации деятельности
|
Практическая часть занятия
/форма организации деятельности
|
1-2
|
04.09
|
Входной
контроль.
Вводное
занятие (анкетирование)
|
2
|
-Вовлечение
в работу музея значительного числа творчески работающих детей
-Организация
проведения анкетирования
|
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, родного края
|
|
|
Музеи и музейное дело.
|
32
|
|
|
|
3-4
|
07.09
|
Что
такое музей.
|
2
|
Знакомство
с термином музей, историей возникновения музеев.
|
|
Формирование внимания, уважения к людям, культуры.
|
5-6
|
11.09
|
Виды музеев.
|
2
|
Изучение
классификации музеев
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
7-8
|
14.09
|
Основные направления деятельности музеев
|
2
|
Определение
направления деятельности музеев (исторический, художественный и т.д.)
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
9-10
|
18.09
|
Материально-техническая
база музеев – из чего она складывается
|
2
|
Продолжить
знакомство с музейной терминологией ( стеллажи, витрины, экспозиции и т.д)
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
11-12
|
21.09
|
Какие
музеи являются наиболее известными в нашей стране, области, районе.
|
2
|
Изучение
материала презентации «Музеи мира»
|
|
Формирование внимания, уважения к людям, культуре
|
13-14
|
25.09
|
Практическое
занятие на тему: Составление карты-схемы маршрута по музеям области
|
2
|
|
Изготовление
карты-схемы с экскурсионным маршрутом
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
15-16
|
28.09
|
Систематическое комплектование фонда музея
|
2
|
Правила
комплектования музея
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
17-18
|
02.10
|
Кто собирал экспонаты для музея в 19 веке.
|
2
|
Лекция –
историческая справка о первых музееведах
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного образования.
|
19-20
|
05.10
|
Кто собирал экспонаты для музея в 20 веке.
|
2
|
Лекция –
историческая справка о музейных работниках 20 века
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
21-22
|
09.10
|
Кто собирает экспонаты для музея на современном
этапе
|
2
|
Современные
требования к музееведам
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
23-24
|
12.10
|
Внештатные сотрудники музея – кто они?
|
2
|
Работа с
музейной терминологией
|
|
Формирование внимания, уважения к людям, культуре
|
25-26
|
16.10
|
Какие предметы имеются в школьном музее
|
2
|
Знакомство
с экспонатами музея «Русская изба»
|
Изучение
экспонатов музея «Русская изба»
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
27-28
|
19.10
|
Какие экспозиции имеются в школьном музее
|
2
|
Изучение
экспозиций музея «Русская изба»
|
Составление
перспективного плана комплектования фондов
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
29-30
|
23.10
|
Какие документы имеются в школьном краеведческом
музее.
|
2
|
Выяснить
что такое: паспорт музея, свидетельство музея, книга основного фонда,
вспомогательного
|
Изучение
документации
музея
«Русская изба»
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
31-32
|
26.10
|
Ознакомительная
экскурсия по школьным музеям.
|
2
|
|
Организация
взаимопосещения музеев учащимися различных школ
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
33-34
|
30.10
|
Экскурсия
в городской краеведческий музей.
|
2
|
|
Организация
посещения краеведческого музея
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории малой родины
|
|
|
Сбор музейных экспонатов.
|
26
|
|
|
|
35-36
|
02.11
|
Как
определить ценность экспоната
|
2
|
Изучение
норм определения ценности экспонатов
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
37-38
|
06.11
|
Как
определить ценность предмета материальной культуры
|
2
|
Правила
установки ценности предмета материальной культуры
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
39-40
|
09.11
|
Как
определить ценность документа
|
2
|
Правила
установки ценности документального предмета
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
41-42
|
13.11
|
Как
определить ценность фотографии и т. д.
|
2
|
Правила
установки ценности фотографии
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
43-44
|
16.11
|
Практическое
занятие на тему: Как определить ценность - предмета материальной культуры,
документа, фотографии
|
2
|
|
Практическая
работа на определение норм ценности музейных коллекций этнографического музея
«Русская изба»
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
45-46
|
20.11
|
Как
вести сбор музейных экспонатов
|
2
|
Организация
реализации поисковых заданий в классных коллективах, группах по интересам,
индивидуальная работа с обучающимися.
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
47-48
|
23.11
|
Общие
требования и правила по ТБ при сборе музейных экспонатов
|
2
|
Организация
походов, экспедиций, переписки
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного образования
|
49-50
|
27.11
|
Этнографические экспедиции
|
2
|
Работа с
музейной терминологией
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
51-52
|
30.11
|
Содержание и эстетическая
ценность коллекций
|
2
|
Изучение
коллекций музея «Русская изба»
|
|
Привитие
эстетической культуры
|
53-54
|
04.12
|
Сбор памятников
традиционной культуры
|
2
|
|
Разработка
поисковых заданий исходя из плана работы музея
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории малой родины
|
55-56
|
07.12
|
Целевой сбор
современного народного искусства
|
2
|
Научная
и техническая подготовка поиска
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
57-58
|
11.12
|
Практическое
занятие по теме: «Сбор музейных экспонатов.
|
2
|
|
Сбор,
фиксация, текущее комплектование материалов, их систематизация
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
59-60
|
14.12
|
Музейный урок на тему: Экспонат старины
|
2
|
-отработка
музейной терминологии
-научная
и техническая подготовка урока
|
Проведение
музейного урока:
Отработка
музейных навыков
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
|
|
Комплектование музейных фондов
|
38
|
|
|
|
61-62
|
18.12
|
Основной
фонд музея
|
2
|
Систематизация
фондов:
–– основной фонд
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
63-64
|
21.12
|
Промежуточ
ная
аттестация. Вспомогательный фонд музея.
|
2
|
Систематизация
фондов: научно–вспомогательный фонд
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
65-66
|
25.12
|
Учет
фондов
|
2
|
Систематизация
фондов:
-интерактивный
фонд
|
|
Привитие
эстетической культуры
|
67-68
|
28.12
|
Учет и
описание музейных предметов
|
2
|
Составление
атрибуционных листов для музейных экспонатов
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
69-70
|
04.01
|
Хранение
фондов
|
2
|
Беседа о
правилах хранения музейных фондов
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
71-72
|
08.01
|
Что
такое хранилище
|
2
|
Систематизация
фондов
–– фонд
временного хранения
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
73-74
|
11.01
|
Практическое
занятие на тему: Учёт и хранение фондов музея
|
2
|
|
Систематизация
фондов:
основной
фонд; научно–вспомогательный фонд; интерактивный фонд; обменный фонд; фонд
временного хранения
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
75-76
|
15.01
|
Учет
документальных материалов
|
2
|
Изучение
фондов:
-документальные
экспонаты
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
77-78
|
18.01
|
Хранение
документальных материалов
|
2
|
Беседа о
хранении документальных экспонатов
|
|
Привитие
эстетической культуры
|
79-80
|
22.01
|
Что
такое вещественные памятники
|
2
|
Изучение
фондов:
-вещественные
памятники
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
81-82
|
25.01
|
Вещественные
памятники и требования к их хранению.
|
2
|
Беседа о
хранении вещественных памятников в музее
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
83-84
|
29.01
|
Требования
к помещению музея в музее
|
2
|
|
Практическая
работа в музее «Русская изба» с документальным и вещественным фондом.
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
85-86
|
01.02
|
Отработка
практических навыков
|
2
|
Изучение
правил по эксплуатации музейного помещения
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
87-88
|
05.02
|
Требования
к температурному режиму музея
|
2
|
Правила
установки температурного режима в музее
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
89-90
|
08.02
|
Требования
к световому режиму музея
|
2
|
Правила
светового режима.
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
91-92
|
12.02
|
Отработка
практических навыков в музее
|
2
|
|
Практическая
работа в музее «Русская изба» со световыми и температурными аспектами
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
93-94
|
15.02
|
Комплектование коллекций
|
2
|
Правила
комплектования; отбор экспонатов
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
95-96
|
19.02
|
Особенности комплектования коллекций
|
2
|
Изучение особенностей, систематизация
полученных знаний
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
97-98
|
22.02
|
Что такое частные коллекции
|
2
|
Работа с
музейной терминологией
|
|
Формирование внимания, уважения к людям, культуре
|
|
|
Экспозиционная работа
|
18
|
|
|
|
99-100
|
26.02
|
Тематический
план будущей экспозиции
|
2
|
Правила
составления тематического плана
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
101-102
|
01.03
|
Порядок
составления тематического плана экспозиции
|
2
|
Рассмотреть
примерные тематические планы музейных экспозиций
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
103-104
|
05.03
|
Монтажный
лист экспозиции
|
2
|
Работа
со схемами
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
105-106
|
12.03
|
Отработка
практических навыков в музее
|
2
|
|
Разработка
монтажных листов
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
107-108
|
15.03
|
Составление
этикетажа
|
2
|
Работа с
музейной терминологией
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
109-110
|
19.03
|
Правила
и требования к составлению этикетажа
|
2
|
Беседа о
правилах составления этикеток
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
111-112
|
22.03
|
Постоянные
экспозиции
|
2
|
Знакомство
с требованиями постоянных экспозиций
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
113-114
|
26.03
|
Сменные
экспозиции
|
2
|
Знакомство
с требованиями сменных экспозиций
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
115-116
|
29.03
|
Отработка
практических навыков в музее
|
2
|
|
Практическое
занятие с участием работников районного краеведческого музея
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории малой родины
|
|
|
Экскурсионное дело
|
16
|
|
|
|
117-118
|
02.04
|
Сущность экскурсии, функции и признаки
экскурсии
|
2
|
Основные
принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее
|
|
Приобщение детей к изучению организации музейного Образования
|
119-120
|
07.04
|
Выбор
темы экскурсии
|
2
|
Построение
темы- детальный анализ
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
121-122
|
09.04
|
Обзорная
экскурсия и тематическая экскурсии
|
2
|
Отличия
экскурсий; правила оформления
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
123-124
|
12.04
|
Техника ведения экскурсии
|
2
|
Просмотр
видеоролика с записью экскурсии
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
125-126
|
16.04
|
Умения и навыки экскурсовода. Речевые и
внеречевые средства общения экскурсовода
|
2
|
Экскурсионные
методы и приемы
|
мастерство
экскурсовода
|
Формирование внимания, уважения к людям, культуре
|
127-128
|
19.04
|
Составление
плана экскурсии
|
2
|
Заполнение
рабочих листов с планом экскурсии
|
|
Привитие
эстетических норм, культуры
|
129-130
|
23.04
|
Подготовка
экспозиций к проведению экскурсии
|
2
|
Разработка
экскурсий
|
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
131-132
|
26.04
|
Отработка
практических навыков в музее школы
|
2
|
|
Разработка
экскурсий.
Организация
проведения экскурсий
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
|
|
Музей и исследовательская работа учащихся
|
12
|
|
|
|
133-134
|
03.05
|
Составление
примерной тематики для учащихся, интересующимися исследовательскими
проблемами.
|
2
|
Изучение
норм проектной деятельности и исследовательской культуры.
|
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
135-136
|
07.05
|
Налаживание
необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения
необходимых для исследования материалов.
|
2
|
Трансляция
опыта (радио, телевидение, печать)
|
|
Формирование внимания, уважения к людям, культуре
|
137-138
|
10.05
|
Проведение
исследований (практическая работа на местности)
|
2
|
|
Индивидуальная,
групповая и коллективная исследовательская деятельность, работа над
проектами:
работа
в библиотеке, в архиве
|
Приобщение детей к изучению организации музейного образования
|
139-140
|
14.05
|
Оформление
исследовательских работ
|
2
|
Просмотр
презентации об оформлении исследовательской работы
|
Работа с
компьютером по заполнению введения
|
Формирование поведения и общения в
коллективе
|
141-142
|
17.05
|
Апробация
исследовательских работ (защита презентаций на научно-практической
конференции)
|
2
|
|
(защита
презентаций на научно-практической конференции)
|
Формирование уважительного отношения к результатам своей и чужой
профессиональной деятельности
|
143-144
|
21.05
|
Итоговое
занятие по теме: «Музей и дети». Итоговая аттестация.
|
2
|
Организация
реализации поисковых заданий при защите исследовательских работ
|
Организация
проведения анкетирования
|
Воспитание
у обучающихся чувства уважения к истории школы, музея
|
Содержание рабочей программы
Тема 1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория: Режим работы. Анкетирование.
Тема 2. Музеи и музейное дело. (23 ч.)
Теоретическая часть (14) Виды музеев, основные направления их деятельности.
Материально-техническая база музеев – из чего она складывается. Какие музеи
являются наиболее известными в нашей стране, области, районе. Какие экспозиции,
предметы и документы имеются в школьном краеведческом музее.
Практическая часть. (9 ч.) Составление карты-схемы маршрута по
музеям области. Предметы, имеющиеся в школьном музее. Экспозиции, имеющиеся в
школьном музее. Документы имеющиеся в школьном краеведческом музее.
Ознакомительная экскурсия по школьным музеям. Экскурсия в городской
краеведческий музей.
Тема 3. Сбор музейных экспонатов. (19 ч.)
Теоретическая часть (12) Как определить ценность экспоната –
предмета материальной культуры, документа, фотографии и т. д. Как вести сбор
музейных экспонатов – общие требования и правила. Организация сбора экспонатов.
Практическая часть. (7 ч.) Определение предметов материальной
культуры, документов, фотографий.
Тема 4. Комплектование музейных фондов.
(32ч.)
Теоретическая часть (26) Основной и вспомогательный фонды музея.
Учет и хранение фондов. Учет и хранение документальных материалов. Вещественные
памятники и требования к их хранению. Требования к помещению музея, к
температурному и световому режиму. Отработка практических навыков в музее.
Практическая часть. (6 ч.) Учет и хранение фондов музея.
Тема 5. Экспозиционная работа. (14 ч.)
Теоретическая часть (10) Тематический план будущей экспозиции –
порядок составления. Монтажный лист экспозиции. Составление этикетажа.
Постоянные и сменные экспозиции.
Практическая часть. (4ч.) Составление этикетажа и тематического
плана экспозиции.
Тема 6. Экскурсионное дело. (13 ч.)
Теоретическая часть (10 ч.) Выбор темы экскурсии, составление ее плана. Подготовка экспозиций к
проведению экскурсии. Постоянное пополнение сведений и материалов для
экскурсии.
Практическая часть. (3 ч.) Составление плана и проведение экскурсий.
Тема 7. Музей и исследовательская работа
учащихся. (6ч.)
Теоретическая часть (6) Составление примерной тематики для
учащихся, интересующимися исследовательскими проблемами. Налаживание
необходимых связей с другими музеями, общественностью с целью получения
необходимых для исследования материалов.
Практическая часть. (6 ч.) Защита исследовательских работ, создание
мультимидийных презентаций.
Средства контроля
В ходе реализации рабочей программы буде проводиться
промежуточный и итоговый контроль в форме заполнения атрибуционных листов и
зачётной работы.
1. Атрибуционный лист:
Атрибуция -
это установление автора, времени и места создания художественного произведения,
памятника истории и культуры или документа. При этом исследователь опирается
на анализ стиля, техники, материала, сюжета, манеры и пр., а также привлекает
дополнительные сведения. Чем шире круг прямых и косвенных данных, тем точнее
атрибуция.
Атрибуцией также
называется и приписывание (доказательное или спорное) произведения какому-либо
художнику или же установление какого-то лица, изображенного на портрете.
Музейная атрибуция -
описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами
параметрам - признакам предмета.
Основные
требования, предъявляемые к атрибуции, - это умение четко, ясно, отмечая
характерные особенности и детали, без личностно-эмоционального отношения
составителя так описать предмет, чтобы его можно было бы представить не видя.
При
атрибуции музейного предмета необходимо обратить внимание и отразить в описании
следующие параметры:
- Название
предмета.
- Инвентарный
номер, шифр.
- Источник
поступления (известен или нет).
- Подлинность
(подлинник или копия).
- Наличие
легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и
т.п.).
- Надписи,
клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с
учетом орфографии и пунктуации подлинника).
- Материалы.
- Техника
исполнения, способ изготовления.
- Размеры
(указываются в сантиметрах; длина, высота, ширина, глубина, диаметр и
т.п.).
- Форма
и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из
нескольких деталей).
- Краткая
характеристика предмета {собственно его описание, в которое могут входить
и пункты 10, 12 -14).
- Стилистические
особенности (особенно важно для произведений искусства).
- Назначение
предмета.
- Время
и место создания. (Иногда точно дата неизвестна, тогда и надо сделать
собственно атрибуцию — установить дату создания по стилистическим
особенностям и косвенным данным).
- Авторская
принадлежность.
- Социальная
принадлежность.
- Этническая
принадлежность.
- Принадлежность
конкретному лицу (важно для мемориального предмета).
- Сохранность.
Рекомендации:
тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные характеристики,
предположения;
описание предмета часто путают с его состоянием, сохранностью;
следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты,
заломы, надрывы, пятна, утрата титульного листа и т.д.;
следует назвать возможный источник поступления - экспедиция, дар,
закупка и т.д.;
наименование материала всегда начинается с существительного в
именительном падеже: рукопись черновая, нож солдатский, кольцо для салфеток,
подставка для столового прибора, перочистка, чернильница и т.д.;
материал и техника изготовления приводятся также в именительном
падеже: бумага, картон, масло, черные чернила, печать, штамповка, дерево, металл,
серебро, травление, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т.д.;
размер дается в сантиметрах для листового материала (рисунок, рукопись,
документ, афиша, фотография и т.д.) обязательно сначала по вертикали, затем по
горизонтали.
Зачётная работа (промежуточная аттестация)
- Укажите
из перечисленного виды музеев:
А) этнографический
Б) боевой
В) графический
2. Под
материально-технической базой музеев понимают:
А) помещение
Б) электронное
оборудование
В) выставочные
экспонаты
3. Какие музеи
являются наиболее известными в нашей стране:
А) Эрмитаж,
Грановитая полата;
Б) Эрмитаж,
Макдоналдс;
В) Кремль, храм
Петра и Павла
4. Какие музеи
являются наиболее известными в нашей области:
А) Поганкины
палаты, холковский подземный монастырь;
Б) холковский
подземный монастырь, храм Петра и Павла ;
В) Кремль, храм
Петра и Павла.
5. Что включает в
себя понятие музей:
А) место
развлечения;
Б) место
приобретения новых знаний;
В) совокупность
первого (А) и второго (Б)
6. Выберите из
перечисленного виды фонда музея:
А) вспомогательный
Б) главный
В) дополнительный
7. Какой
температурный режим предпочтителен в музее:
А) 18 градусов С.
Б) 12 градусов С.
В) 25 градусов С.
8.
Перечислить порядок составления тематического плана будущей
экспозиции:
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
9. Дать определение, что такое монтажный лист
экспозиции ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Дать определение, что такое архив
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест
по выявлению особенностей темперамента
1. За
новое дело я принимаюсь:
а.
С нетерпением, быстро.
б. С творческой энергией.
в. Спокойно обдумав весь процесс работы.
г. С чувством неуверенности в своих возможностях.
2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:
а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.
б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.
в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.
г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.
3. Из-за неудач в работе или учебе я:
а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.
б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.
в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.
г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.
4. Моя речь:
а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.
б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.
в. Медленная, разборчивая, уверенная.
г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли
путаются у меня в голове.
5. Начиная новое дело я:
а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.
б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его
до конца.
в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.
г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.
6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:
а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.
б.Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.
в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.
г. Подробна описана природа, чувства и переживания героев.
Если в ответах преобладает: а - холерик, в - флегматик, б - сангвиник, г -
меланхолик.
Учебно-методические средства обучения
1. Актуальные
вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Борисова.
Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982
3. Голышева
Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003
г.
4.
Казакова С.Ф. «Научное комплектование фондов музеев».,М-2002г.
5.
Каулен М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
6.
«Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
7. Майорова
Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе.
Спб., 2002.
8.
Музейная педагогика, в
сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
9. Музей и образование:
Обзорная информация. М., 1989.
10. Медведева Е.Б., Юхневич
М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб.
Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного
дела.
11. Музей. Образование.
Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
12.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
13.
Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории
школы/Преподавание истории в школе №2, 2003
г.
14.
Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
15.
Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля.
Изд.Высшая школа М-88г.
Интернет
ресурсы. http://www.museumforum.ru/index.php
Музейный форум http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp
Российская
музейная энциклопедия http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html
Список
литературы по методике музейной деятельности.
1.
Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное
методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.
2.
Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое
воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание
подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.
3.
Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение.
Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная
экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и
концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
4.
Искусство музейной экспозиции. Сб., научн. тр.НИИ культуры. №45, М., 1977
5.
Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
6.
Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
7.
Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
8.
Музей в современной культуре. Сб. науч. тр. СПб Академии культуры. – СПб.,
1997.ТельчаровА.Д. Основы музейного дела Издательство: Омега-Л, 2005
г.
9.
Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов.Под ред.
К.Г.Левыкина, В Хербста. М., 1988.
10.
Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
11.
Музейная эстетика и архитектура музеев. М., 1972.
12.
Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества.– СПб, 2004. – С.
380
13.
Основы экскурсионного дела в музеях. М., 1976.
14.
Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М.,
2003.
15.
Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций
музеев. М., 2002.
16.
Современная историографичекая ситуация и проблемы исторических экспозиций
музеев. М., 2002.
Литература,
рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1.
Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога. – М.,1989.
2.
Т.П. Полякова «Как делать музей?»
3.
Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере
досуга. – СПб., 2003.
4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной
педагогике / М-во культуры. РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.
5.
Интернет. http://www.museumforum.ru/index.php
Музейный форум
http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp
Российская музейная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн
энциклопедия Кругосвет
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.