ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю) в рамках базового курса.
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 7-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2011.
ЦЕЛЬ КУРСА
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.
2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002
3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2011
4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и не тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.
Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.
Продуктивные методы работы на уроке являются основными.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Календарно – тематическое планирование по МХК
11 класс
Кол-во часов Тип урока.
Вид контроля
Дата
План
Факт
Художественная культура Нового времени
(19 часов)
1
Художественная культура барокко.
1
Урок усвоения новых знаний
Устное сообщение.
2
Архитектура барокко.
1
-
Доклады.
3
Изобразительное искусство барокко.
1
-
Доклады.
4
Реалистические тенденции в живописи Голландии.
1
-
Доклады.
5
Музыкальная культура барокко.
1
-
Творческое задание
6
Художественная культура классицизма и рококо.
1
-
Рефераты
7
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
1
-
Рефераты.
8
Изобразительно искусство классицизма и рококо.
1
Повторительно-обобщающий
Зачёт
9
Композиторы Венской классической школы.
1
-
Доклады
10
Шедевры классицизма в архитектуре России
1
-
Тест.
11
Искусство русского портрета
1
-
Сообщение.
12
Неоклассицизм и академизм в живописи
1
-
Рефераты.
13
Художественная культура романтизма:
живопись
1
Сообщение.
14
Романтический идеал и его отражение
в музыке
1
-
Сообщение.
15
Зарождение русской классической
музыкальной школы. М. И. Глинка
1
16
Контрольная работа.
1
Урок контроля
Тестирование.
17
Реализм — направление в искусстве второй
половины XIX века
1
18
Социальная тематика в западноевропейской
живописи реализма
1
-
Сообщение.
19
Русские художники-передвижники
1
-
Реферат.
20
Развитие русской музыки во второй половине
XIX века
1
-
Творческое задание
Художественная культура конца XIX—XX века
13 часов
21
Импрессионизм и постимпрессионизм
в живописи
2
-
Доклады
22
Формирование стиля модерн в европейском
искусстве
1
-
Сообщение
23
Символ и миф в живописи и музыке
1
-
Сообщение
24
Художественные течения модернизма
в живописи
1
-
Творческое задание Рефераты
25
Русское изобразительное искусство
XX века
1
26
Архитектура XX века
1
-
Доклады
27
Театральная культура XX века
1
-
Сообщение.
28
Шедевры мирового кинематографа
1
-
Сообщение.
29
Музыкальная культура России XX века
1
-
Тест.
30
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки
1
-
Сообщение
31
Итоговая контрольная работа
1
Урок контроля.
Тестирование.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Художественная культура конца XIX—XX века 13 часов
Контрольные работы
2
Резерв «Формирование стиля модерн в европейском
искусстве»
1
Итого
34
Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Формы контроля: устное сообщение, реферат, проект, тестирование.
Количество часов – 34 ( 1 раз в неделю). Из них на контрольные – 2 часа.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.
2. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002
3. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007
4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы / авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности . 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.
ЦОР
1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.
6.Культурология: Русская художественная культура в контексте культуры народов мира: Электронное учебное издание. Диск 1.2 [Электронный ресурс]. – ИСО, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.