Пояснительная записка
Статус документа
Представленная
программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на
базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе
примерной программы по МХК, рекомендованной Министерством образования РФ, программ
по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, сборника программ и методических
материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой, а также на
основании следующих документов: 1.
Конституция Российской Федерации.
2. План действий по модернизации общего
образования на 2011-2015 годы.
3. ФЦПРО на 2011-2015 годы.
4. Федеральный закон Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» от 29 октября 2012 года №273-ФЗ.
5. Федеральный компонент государственных
общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утверждены приказом Министерства образования
Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 (в редакции от 19.10.2009 года, с
изменениями от 31.01.2012г.).
6. Федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 (в ред. Приказа
Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 года №
1994).
7. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования». (О
поэтапном переходе на ФГОС)
Структура документа
Программа
по МХК представляет собой целостный документ, включающий шесть
разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением
учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки
выпускников, календарно - тематическое планирование уроков Мировой
Художественной культуры; рекомендации по оснащению образовательного процесса,
методические приложения.
Курс
«Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных
предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их
взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни
человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК
систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки,
литературы, истории, изобразительного искусства.
В
соответствии со школьным учебным планом на 2014-2015 учебный год в 9 классе
изучается предмет «Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчета
1 час в неделю.
Цель
программы — развитие
опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как
социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и
общество.
Дидактические
цели:
-формирование интереса
к изучению мировой и русской культуры;
- формирование навыков
сбора и анализа информации.
Методические
задачи:
- актуализация имеющегося
у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация
школьников в современном информационном пространстве, наполненном
разнообразными явлениями массовой культуры;
- углубление
художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих
способностей подростков;
- приобретение
культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической
компетентности;
- формирование умений и
навыков художественного самообразования.
- формирование целостного представления о роли искусства
в культурно-историческом процессе развития человечества;
-приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть
важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни
человечества, расширить кругозор
- представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале
художественной культуры
- воспитание художественного вкуса.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая
программа:
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования
по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая
художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство».
Программа предназначена для 9 класса на год обучения (35 часов), а также
программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс
5-9 классы; составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002).
Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта
Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение
принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым
явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по
предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация
этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим
художественно-эстетическим опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное
пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой
культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной
деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя
ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного
искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль
искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных
средств и специфика каждого из них.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей
программы:
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного
образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения
подростка в современное информационное, социокультурное пространство.
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни
человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование
ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный
согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства,
усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний,
практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Содержание программы дает возможность
реализовать основные цели художественного образования и эстетического
воспитания в основной школе:
развитие эмоционально-эстетического
восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся,
образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
вкуса, художественных потребностей;
воспитание культуры
восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного
языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование
устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и
национальные особенности;
приобретение знаний об
искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения
окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных
функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
овладение умениями и
навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление
возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также
психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении
обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с
федеральным государственными образовательными стандартами:
В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»
говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного
потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и
идеалов в целях духовного развития личности.
Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место
предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что
приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и
непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех
предметов гуманитарно-художественного направления.
Преподавание МХК в основной школе представлено образовательными модулями,
каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики
развития региональной культуры.
На основании Базисного учебного плана школы в 9 классе учебные предметы
«Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках курса Мировая
художественная культура, рассчитанного на 1 час в неделю.
Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование
устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры;
знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по
которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства,
национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств;
ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного
восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения
к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение
мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для
осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения
кругозора.
Механизмы формирования ключевых компетенций
обучающихся:
Курс
МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:
общекультурные
компетенции (через знакомство
с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, отдельных народов);
учебно-познавательные
компетенции (через
самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада,
презентации по теме урока);
информационные
компетенции (через владение
современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс,
компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-
видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор
необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина),
коллективе, владение различными социальными ролями).
Приобретенные
на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе
могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее
социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей
В
условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной
классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур,
связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с
возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится
наиболее актуальной.
Виды и формы контроля.
В
зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная
программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела,
курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По
форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и
комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это
тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов,
дискуссии по теме урока, взаимоопрос.
В
результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик
должен:
знать/понимать
основные виды и жанры
искусства, и их классификацию;
изученные направления и
стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой
художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные
произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые
и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными
источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады,
сообщения);
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и
современного искусства;
-самостоятельного художественного творчества.
Информация об используемом учебнике:
Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9
класс», М., «Дрофа», 2011г.
Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников): IX класс
представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства
для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая,
воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать
значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с
массовой культурой;
понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
осуществлять самостоятельный поиск и обработку" ин формации в
области искусства, используя современные технологии;
выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства
прошлого и настоящего;
-использовать
приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в
учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при
выборе направления своего культурного развития.
Содержание
рабочей программы по МХК. 9 класс.
Введение.
Материальная и духовная культура. 3 часа. Пещерная
живопись, зарождение культуры. Религия египтян, архитектура и скульптура
Древнего Востока.
Раздел 1.
Художественная культура Античности. 3часа.
Древняя Греция и Древний Рим, отличительные признаки античной культуры. Образ
Античности в русском искусстве. Сопоставительный анализ античных культур.
Раздел 2.
Художественная культура средневековья. 5 часов.
Памятники романского стиля. Храм-основа строительства. Готика. Зарождение
русской национальной культуры. Мозаика.
Раздел 3.
Художественная культура эпохи Возрождения. 3 часа.
Эпоха Возрождения. Новое время. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения.
Флоренция.
Раздел 4.
Искусство 17-19 в.в. 13 часов. Барокко.
Классицизм. Идеи просвещения в музыке. Романтизм в музыке. Реализм в русской
живописи. Импрессионизм.
Раздел 5.
Искусство ХХ века. 8 часов. Архитектура.
Театр. Телевидение. Натурализм.
Итоговое повторение. 1
час
Календарно-тематическое
планирование
уроков
МХК в 9классах на 2014-2015 учебный год
Дата
|
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Основные понятия
|
Домашнее задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Введение
|
3
|
|
|
1
|
Материальная и
духовная культура
|
1
|
Культура материальная
и духовная.
|
Конспект
|
|
2
|
Художественная деятельность
первобытного человека.
|
1
|
Пещерная живопись,
зарождение культуры.
|
Конспект
|
|
3
|
Искусство древнейших
цивилизаций: Египет и Междуречье.
|
1
|
Религия египтян.
|
Конспект
|
Раздел 1.
Художественная культура Античности
|
3
|
|
|
4
|
Древняя Греция
|
1
|
Архитектура и
скульптура Древней Греции. Отличительные признаки античной культуры.
|
Конспект
Доклады
|
|
5
|
Древний Рим
|
1
|
Схожесть и различия
Римской и Греческой культур.
|
Конспект
|
|
6
|
Образ античности в
русском искусстве
|
1
|
Сопоставительный
анализ античных культур, их влияние на мировую культуру.
|
Конспект
|
Раздел 2.
Художественная культура средневековья
|
4
|
|
|
7
|
Романский стиль
|
1
|
Памятники романского
стиля. Храм-основа строительства. Аскетизм.
|
Конспект
Рефераты
|
|
8
|
Искусство Готики
|
1
|
Отличительные черты
Готики и победа духа над материей.
|
Конспект
|
|
9
|
Искусство Древней
Руси
|
1
|
Зарождение русской
национальной культуры. Мозаика.
|
Конспект
|
|
10
|
Особенности
средневековой культуры
|
1
|
Отличия европейского
и азиатского искусства.
|
Конспект
|
Раздел 3.
Художественная культура эпохи Возрождения
|
3
|
|
|
11
|
Эпоха Возрождения
|
1
|
Отличительные черты
эпохи. Новое время.
|
Конспект
|
|
12
|
Флоренция-колыбель
Возрождения
|
1
|
Архитектура и
скульптура Италии. Синьория.
|
Конспект
|
|
13
|
Великие мастера эпохи
Возрождения
|
1
|
Жизнь и творчество
мастеров, основные картины.
|
Конспект
|
Раздел 4.
Искусство 17-19 веков
|
13
|
|
|
14
|
Возникновение
Классицизма и Барокко
|
1
|
Стиль и многообразие
искусства.Маньеризм.
|
Конспект
|
|
15
|
Маньеризм Э. Греко
|
1
|
Жизнь и творчество Э.
Греко. Основные направления творчества.
|
Конспект
|
|
16
|
Барокко
|
1
|
Искусство Рубенса.
Барочный стиль.
|
Конспект
|
|
17
|
Классицизм
|
1
|
Общая характеристика
периода. Культ разума.
|
Конспект
|
|
18
|
Идеи просвещения в
музыке
|
1
|
Творчество И. Баха,
В. Моцарта
|
Конспект
|
|
19
|
Романтизм в живописи
|
1
|
Романтизм. Творчество
Э. Делакруа,
Ж. Давида, Ф. Гойи.
|
Конспект
|
|
20
|
Романтизм в русской
культуре.
|
1
|
Истоки романтизма в
русской живописи. Творчество А. Иванова.
|
Конспект
|
|
21
|
Реализм в культуре
Запада
|
1
|
Реализм. Стремление
реалистов передать свое мироощущение.
|
Конспект
|
|
22
|
Реализм в русской
живописи
|
1
|
Социальная сатира.
Утверждение реализма в русской культуре.
В. Перов.
|
Конспект
|
|
23
|
Великие русские
художники: В. Суриков
|
1
|
Жизнь и творчество
мастера.
|
Конспект
|
|
24
|
Великие русские
художники: И. Репин
|
1
|
Жизнь и творчество
мастера.
|
Конспект
|
|
25
|
Великие русские
художники: В. Серов
|
1
|
Жизнь и творчество
мастера.
|
Конспект
|
|
26
|
Импрессионизм и постимпрессионизм
|
1
|
Импрессионизм и
постимпрессионизм, отличительные черты.
|
Конспект
|
Раздел 5.
Искусство ХХ века.
|
8
|
|
|
27
|
Художественные
направления ХХ века
|
1
|
Фовизм,
экспрессионизм, футуризм.
|
Конспект
|
|
28
|
Кубизм и периоды
творчества П. Пикассо и М. Шагала
|
1
|
Кубизм, последователи
направления.
|
Конспект
|
|
29
|
Скульптура ХХ века
|
1
|
Произведения
скульпторов, шедевры современного искусства
|
Конспект
|
|
30
|
Архитектура
|
1
|
Экспрессионизм.
Шедевры архитектуры XIX-XX веков.
|
Конспект
|
|
31
|
Театр и время.
|
1
|
Натурализм, эволюция
театра, театральные традиции.
|
Конспект
|
|
32
|
Кино ХХ века. Шедевры
мирового кинематографа
|
1
|
Эволюция кино.
Творчество Ч. Чаплина.
|
Конспект
|
|
33
|
Телевидение
|
1
|
Аудиовизуальные
искусства, новые направления в телевидении.
|
Конспект
Доклады
|
|
34
|
Итоговый урок раздела
«Основные направления искусства ХХ века»
|
1
|
Подведение итогов
|
Повторение
|
|
35
|
Повторительно-обобщающий
урок «Основные вехи развития мировой художественной культуры»
|
1
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.