Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по МХК 9 класс.

Рабочая программа по МХК 9 класс.



Пояснительная записка

Статус документа

  Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной программы по МХК, рекомендованной Министерством образования РФ, программ по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой, а также на основании следующих документов: 1. Конституция Российской Федерации.

2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы.

3. ФЦПРО на 2011-2015 годы.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 октября 2012 года №273-ФЗ.

5. Федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 (в редакции от 19.10.2009 года, с изменениями от 31.01.2012г.).

6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 года № 1994).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (О поэтапном переходе на ФГОС)


Структура документа

 Программа по МХК  представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно - тематическое планирование уроков Мировой Художественной культуры; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.


Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

В соответствии со школьным учебным планом на 2014-2015 учебный год в 9 классе изучается предмет «Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.


Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.


Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.


Методические задачи:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;


-приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

- представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

- воспитание художественного вкуса.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 9 класса на год обучения (35 часов), а также программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс 5-9 классы; составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002).

Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.



Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами:

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Преподавание МХК в основной школе представлено образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры.

На основании Базисного учебного плана школы в  9 классе учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках курса Мировая художественная культура, рассчитанного на 1 час в неделю.

Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:


Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:



общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).


Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

Виды и формы контроля.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:


знать/понимать

основные виды и жанры искусства, и их классификацию;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;



уметь

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;


-организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

-самостоятельного художественного творчества.


Информация об используемом учебнике:

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М., «Дрофа», 2011г.


Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников): IX класс

представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

осуществлять самостоятельный поиск и обработку" ин формации в области искусства, используя современные технологии;

выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;


-использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.




Содержание рабочей программы по МХК. 9 класс.

Введение. Материальная и духовная культура. 3 часа. Пещерная живопись, зарождение культуры. Религия египтян, архитектура и скульптура Древнего Востока.

Раздел 1. Художественная культура Античности. 3часа. Древняя Греция и Древний Рим, отличительные признаки античной культуры. Образ Античности в русском искусстве. Сопоставительный анализ античных культур.

Раздел 2. Художественная культура средневековья. 5 часов. Памятники романского стиля. Храм-основа строительства. Готика. Зарождение русской национальной культуры. Мозаика.

Раздел 3. Художественная культура эпохи Возрождения. 3 часа. Эпоха Возрождения. Новое время. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения. Флоренция.

Раздел 4. Искусство 17-19 в.в. 13 часов. Барокко. Классицизм. Идеи просвещения в музыке. Романтизм в музыке. Реализм в русской живописи. Импрессионизм.

Раздел 5. Искусство ХХ века. 8 часов. Архитектура. Театр. Телевидение. Натурализм.

Итоговое повторение. 1 час
















Календарно-тематическое планирование

уроков МХК в 9классах на 2014-2015 учебный год



Дата


урока


Тема урока



Кол-во часов


Основные понятия


Домашнее задание

1

2

3

4

5

6


Введение


3




1

Материальная и духовная культура

1

Культура материальная и духовная.

Конспект


2

Художественная деятельность первобытного человека.

1

Пещерная живопись, зарождение культуры.

Конспект


3

Искусство древнейших цивилизаций: Египет и Междуречье.

1

Религия египтян.

Конспект


Раздел 1.

Художественная культура Античности


3



4

Древняя Греция

1

Архитектура и скульптура Древней Греции. Отличительные признаки античной культуры.

Конспект

Доклады


5

Древний Рим

1

Схожесть и различия Римской и Греческой культур.

Конспект


6

Образ античности в русском искусстве

1

Сопоставительный анализ античных культур, их влияние на мировую культуру.

Конспект


Раздел 2.

Художественная культура средневековья


4



7

Романский стиль

1

Памятники романского стиля. Храм-основа строительства. Аскетизм.

Конспект

Рефераты



8

Искусство Готики

1

Отличительные черты Готики и победа духа над материей.

Конспект


9

Искусство Древней Руси

1

Зарождение русской национальной культуры. Мозаика.

Конспект


10

Особенности средневековой культуры

1

Отличия европейского и азиатского искусства.

Конспект


Раздел 3.

Художественная культура эпохи Возрождения


3



11

Эпоха Возрождения

1

Отличительные черты эпохи. Новое время.

Конспект


12

Флоренция-колыбель Возрождения

1

Архитектура и скульптура Италии. Синьория.

Конспект


13

Великие мастера эпохи Возрождения

1

Жизнь и творчество мастеров, основные картины.

Конспект


Раздел 4.

Искусство 17-19 веков


13



14

Возникновение Классицизма и Барокко

1

Стиль и многообразие искусства.Маньеризм.

Конспект


15

Маньеризм Э. Греко

1

Жизнь и творчество Э. Греко. Основные направления творчества.

Конспект


16

Барокко

1

Искусство Рубенса. Барочный стиль.

Конспект


17

Классицизм

1

Общая характеристика периода. Культ разума.

Конспект


18

Идеи просвещения в музыке

1

Творчество И. Баха,

В. Моцарта

Конспект


19

Романтизм в живописи

1

Романтизм. Творчество Э. Делакруа,

Ж. Давида, Ф. Гойи.

Конспект


20

Романтизм в русской культуре.

1

Истоки романтизма в русской живописи. Творчество А. Иванова.

Конспект


21

Реализм в культуре Запада

1

Реализм. Стремление реалистов передать свое мироощущение.

Конспект


22

Реализм в русской живописи

1

Социальная сатира. Утверждение реализма в русской культуре.

В. Перов.

Конспект


23

Великие русские художники: В. Суриков

1

Жизнь и творчество мастера.

Конспект


24

Великие русские художники: И. Репин

1

Жизнь и творчество мастера.

Конспект


25

Великие русские художники: В. Серов

1

Жизнь и творчество мастера.

Конспект


26

Импрессионизм и постимпрессионизм

1

Импрессионизм и постимпрессионизм, отличительные черты.

Конспект


Раздел 5.

Искусство ХХ века.


8



27

Художественные направления ХХ века

1

Фовизм, экспрессионизм, футуризм.

Конспект


28

Кубизм и периоды творчества П. Пикассо и М. Шагала

1

Кубизм, последователи направления.

Конспект


29

Скульптура ХХ века

1

Произведения скульпторов, шедевры современного искусства


Конспект


30

Архитектура

1

Экспрессионизм. Шедевры архитектуры XIX-XX веков.

Конспект


31

Театр и время.

1

Натурализм, эволюция театра, театральные традиции.

Конспект


32

Кино ХХ века. Шедевры мирового кинематографа

1

Эволюция кино. Творчество Ч. Чаплина.

Конспект


33

Телевидение

1

Аудиовизуальные искусства, новые направления в телевидении.

Конспект

Доклады


34

Итоговый урок раздела «Основные направления искусства ХХ века»

1

Подведение итогов

Повторение


35

Повторительно-обобщающий урок «Основные вехи развития мировой художественной культуры»

1














Рабочая программа по МХК 9 класс.
  • ИЗО, МХК
Описание:

              Программа по МХК  представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно - тематическое планирование уроков Мировой Художественной культуры; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.

 

               Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации.                 Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

               В соответствии со школьным учебным  планом на 2014-2015 учебный год в 9 классе изучается предмет «Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Автор Солошенко Марина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 830
Номер материала 27953
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓