Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыРабочая программа по МХК 9 класс.

Рабочая программа по МХК 9 класс.

Скачать материал

 

 

Пояснительная записка

Статус документа

               Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной программы по МХК,  рекомендованной Министерством образования РФ,  программ по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой, а также на основании следующих документов: 1.  Конституция Российской Федерации.

2.  План  действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы.

3.  ФЦПРО на 2011-2015 годы.

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 октября 2012 года №273-ФЗ.

5. Федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 (в редакции от 19.10.2009 года, с изменениями от 31.01.2012г.).

6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 года № 1994).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (О поэтапном переходе на ФГОС)

 

Структура документа

              Программа по МХК  представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно - тематическое планирование уроков Мировой Художественной культуры; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.

 

               Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации.                 Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

               В соответствии со школьным учебным  планом на 2014-2015 учебный год в 9 классе изучается предмет «Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

 

              Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

 

             Дидактические цели:

-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

- формирование навыков сбора и анализа информации.

 

             Методические задачи:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

 

-приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор

- представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры

- воспитание художественного вкуса.

 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

               Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 9 класса на год обучения (35 часов), а также программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Факультативный курс 5-9 классы; составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002).

                Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического     комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

                 В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

                Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

                 На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

 

Обоснование выбора примерной  программы для разработки рабочей программы:

                  Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

                   Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

                  Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами:

               В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

              Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

               Преподавание МХК в основной школе представлено образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры.

               На основании Базисного учебного плана школы в  9 классе учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках курса Мировая художественная культура, рассчитанного на 1 час в неделю.

                Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

 

 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

 

                Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

 

общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);

информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).

 

                Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

                 В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

   Виды и формы контроля.

                  В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.

                  В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

 

знать/понимать

основные виды и жанры искусства, и их классификацию;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства;

 

 

уметь

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

 

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

-самостоятельного художественного творчества.

 

Информация об используемом учебнике:

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М., «Дрофа», 2011г.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников): IX класс

представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

осуществлять самостоятельный поиск и обработку" ин формации в области искусства, используя современные технологии;

выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

 

-использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

 

 

 

Содержание рабочей  программы по МХК. 9 класс.

Введение. Материальная и духовная культура. 3 часа. Пещерная живопись, зарождение культуры. Религия египтян, архитектура и скульптура Древнего Востока.

Раздел 1. Художественная культура Античности. 3часа. Древняя Греция и Древний Рим, отличительные признаки античной культуры. Образ Античности в русском искусстве. Сопоставительный анализ античных культур.

Раздел 2. Художественная культура средневековья. 5 часов. Памятники романского стиля. Храм-основа строительства. Готика. Зарождение русской национальной культуры. Мозаика.

Раздел 3. Художественная культура эпохи Возрождения. 3 часа. Эпоха Возрождения. Новое время. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения. Флоренция.

Раздел 4. Искусство 17-19 в.в. 13 часов. Барокко. Классицизм. Идеи просвещения в музыке. Романтизм в музыке. Реализм в русской живописи. Импрессионизм.

Раздел 5. Искусство ХХ века. 8 часов. Архитектура. Театр. Телевидение. Натурализм.

Итоговое повторение. 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков МХК в 9классах на 2014-2015 учебный год

 

 

Дата

 

№ урока

 

Тема урока

 

 

Кол-во часов

 

Основные понятия

 

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

 

Введение

 

3

 

 

 

1

Материальная и духовная культура

1

Культура материальная и духовная.

Конспект

 

2

Художественная деятельность первобытного человека.

1

Пещерная живопись, зарождение культуры.

Конспект

 

3

Искусство древнейших цивилизаций: Египет и Междуречье.

1

Религия египтян.

Конспект

 

Раздел 1.

Художественная культура Античности

 

3

 

 

4

Древняя Греция

1

Архитектура и скульптура Древней Греции. Отличительные признаки  античной культуры.

Конспект

Доклады

 

5

Древний Рим

1

Схожесть и различия Римской и Греческой культур.

Конспект

 

6

Образ античности в русском искусстве

1

Сопоставительный анализ античных культур, их влияние на мировую культуру.

Конспект

 

Раздел 2.

Художественная культура средневековья

 

4

 

 

7

Романский стиль

1

Памятники романского стиля. Храм-основа строительства. Аскетизм.

Конспект

Рефераты

 

 

8

Искусство Готики

1

Отличительные черты Готики и победа духа над материей.

Конспект

 

9

Искусство Древней Руси

1

Зарождение русской национальной культуры. Мозаика.

Конспект

 

10

Особенности средневековой культуры

1

Отличия европейского и азиатского искусства.

Конспект

 

Раздел 3.

Художественная культура эпохи Возрождения

 

3

 

 

11

Эпоха Возрождения

1

Отличительные черты эпохи. Новое время.

Конспект

 

12

Флоренция-колыбель Возрождения

1

Архитектура и скульптура Италии. Синьория.

Конспект

 

13

Великие мастера эпохи Возрождения

1

Жизнь и творчество мастеров, основные картины.

Конспект

 

Раздел 4.

 Искусство 17-19 веков

 

13

 

 

14

Возникновение Классицизма и Барокко

1

Стиль и многообразие искусства.Маньеризм.

Конспект

 

15

Маньеризм Э. Греко

1

Жизнь и творчество Э. Греко. Основные направления творчества.

Конспект

 

16

Барокко

1

Искусство Рубенса. Барочный стиль.

Конспект

 

17

Классицизм

1

Общая характеристика периода. Культ разума.

Конспект

 

18

Идеи просвещения в музыке

1

Творчество И. Баха,

В. Моцарта

Конспект

 

19

Романтизм в живописи

1

Романтизм. Творчество Э. Делакруа,

Ж. Давида, Ф. Гойи.

Конспект

 

20

Романтизм в русской культуре.

1

Истоки романтизма в русской живописи. Творчество А. Иванова.

Конспект

 

21

Реализм в культуре Запада

1

Реализм. Стремление реалистов передать свое мироощущение.

Конспект

 

22

Реализм в русской живописи

1

Социальная сатира. Утверждение реализма в русской культуре.

 В. Перов.

Конспект

 

23

Великие русские художники: В. Суриков

1

Жизнь и творчество мастера.

Конспект

 

24

Великие русские художники: И. Репин

1

Жизнь и творчество мастера.

Конспект

 

25

Великие русские художники: В. Серов

1

Жизнь и творчество мастера.

Конспект

 

26

Импрессионизм и постимпрессионизм

1

Импрессионизм и постимпрессионизм, отличительные черты.

Конспект

 

Раздел 5.

Искусство ХХ века.

 

8

 

 

27

Художественные направления ХХ века

1

Фовизм, экспрессионизм, футуризм.

Конспект

 

28

Кубизм и периоды творчества П. Пикассо и М. Шагала

1

Кубизм, последователи направления.

Конспект

 

29

Скульптура ХХ века

1

Произведения скульпторов, шедевры современного искусства

 

Конспект

 

30

Архитектура

1

Экспрессионизм. Шедевры архитектуры XIX-XX веков.

Конспект

 

31

Театр и время.

1

Натурализм, эволюция театра, театральные традиции.

Конспект

 

32

Кино ХХ века. Шедевры мирового кинематографа

1

Эволюция кино. Творчество Ч. Чаплина.

Конспект

 

33

Телевидение

1

Аудиовизуальные искусства, новые направления в телевидении.

Конспект

Доклады

 

34

Итоговый урок раздела «Основные направления искусства ХХ века»

1

Подведение итогов

Повторение

 

35

Повторительно-обобщающий урок «Основные вехи развития мировой художественной культуры»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по МХК 9 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

              Программа по МХК  представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, календарно - тематическое планирование уроков Мировой Художественной культуры; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.

 

               Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации.                 Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

               В соответствии со школьным учебным  планом на 2014-2015 учебный год в 9 классе изучается предмет «Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к урокам изобразительного искусства для 8 класса по программа Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Сценография — особый вид художественного творчества 
  • 03.10.2020
  • 531
  • 3
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация к урокам изобразительного искусства для 5 класса по программе Б.М.Неменского
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Городецкая роспись
  • 03.10.2020
  • 355
  • 2
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
Методическая разработка к урокам ИЗО 5-8 класс. Цветоведение. Изучение круга Освальда.
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Цвет - элемент композиционного творчества
  • 03.10.2020
  • 310
  • 4
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 370
    • DOCX 32.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Солошенко Марина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Солошенко Марина Николаевна
    Солошенко Марина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14555
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 538 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и мировая художественная культура")

Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 377 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек