Рассмотрено на заседании
школьного
(указывается тип методического объединения –
школьного, районного, городского) методического объединения
учителей
Протокол № 1
« 27 » августа
2013г.
|
Составлена
на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму
содержания
|
Принято на заседании
Педагогического Совета
Учреждения
« 30 » августа 2013г.
|
|
Утверждено: приказ №
от « 30 » августа
2013г.
Директор МБОУ «СОШ № 9»
______________Т.И.Кузнецова
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
в 1 в классе.
Составитель: Мерзлякова И. А.
Ф.И.О. , должность
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы
Рецензент: Никольских О. Д.
Ф.И.О., должность
Руководитель ШМО нач. классов
МБОУ
«СОШ № 9»____________
место работы
2013 – 2014 учебный год
I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких, «Математика»
(Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая
школа./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.: Баласс, Изд. дом РАО,
2012.)
За
основу взята учебная программа «Математика», С.А.
Козловой. Эта программа направлена на личностное ориентирование
школьников и соответствует современным целям образования.
Данная
рабочая программа является модифицированной.
Содержание программы носит
развивающий характер. При проведении уроков используются деятельностный и
дифференцированные подходы (беседы, работа в группах, в парах, организационно -
деятельностные игры). Обучение в школе по технологии
деятельностного метода носит более естественный характер для ребенка, так как
предполагает опору на его собственные активные действия. Данная технология
позволяет учителю на уроках математики, а также по другим учебным предметам,
системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы
мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и
рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Все
эти способности составляют очень важное умение – «умение учиться».
Математическое содержание позволяет развивать
организационные умения:
ü планировать этапы предстоящей работы;
ü определять последовательность учебных действий;
ü осуществлять контроль и оценку их правильности;
ü поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике обучающиеся
учатся участвовать в совместной деятельности при решении математических задач,
проявлять инициативу и самостоятельность.
Цель – формирование функционально грамотной
личности через развитие общеучебных умений
●Организационные
●Коммуникативные
●Интеллектуальные
●Оценочные
Принцип обучения деятельности
●Научить школьников способам и приемам учебной деятельности
●Ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие
действия
Проблемно-диалогическая технология
Уроки нового знания – готовые сценарии с проблемным
диалогом
Принцип психологической комфортности
●Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
●Создание в учебном процессе стимулирующей творческую
активность школьника атмосферы
Принцип
целостной картины мира
●Единое и целостное представление школьника о предметном и
социальном мире
●Схема мироустройства, в которой конкретные, предметные
знания занимают свое определенное место
●В учебнике математики зашифрованы основные понятия из
учебников окружающего мира.
●Формируется алгоритмическое мышление – актуализируются
знания из информатики
●Через математику актуализируются знания из истории
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации
●Научиться
решать жизненную задачу – значит научиться раскладывать ее на набор уже
известных предметных задач.
Основная
цель обучения математике состоит в
формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей
системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе
учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и
непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений
концепции математического образования, начальный курс математики призван решать
следующие задачи:
·
обеспечить прочное и
сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для
продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие,
сформировать качества мышления, характерные для математической
деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и
методах математики, о математике как форме описания и методе познания
окружающего мира;
- сформировать представление о математике
как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к
математике;
- выявить и развить математические
и творческие способности.
Согласно
Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации для обязательного изучения математики в 1 классе отводится
132 часа, из расчета 4 часа в неделю. По рабочей
программе предусмотрено 132 часа. Разницы часов между учебным планом и рабочей
программы нет.
Данная
программа рассчитана на учащихся 1-в класса. В данном классе 25человек. Уровень
подготовки к школе разный. В основном это дети, посещавшие детские сады,
знающие буквы и счёт. У многих слабо развито логическое мышление.
Требования
к уровню подготовки выпускников сформулированы в планируемых результатах,
которые являются структурным элементом данной рабочей программы.
В
1 классе безотметочное обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма
отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не
допускает сравнения с другими. Функцией контроля и оценки является определение
педагогом уровня сформированности личностных результатов, предметных и
метапредметных универсальных учебных действий. Видами контроля результатов
обучения в первом классе являются: текущий, тематический, итоговый.
Контрольные работы
– 2
Самостоятельная
работа – 4
Математический
диктант - 12
В
течение учебного года возможны коррективы учебной рабочей программы, связанные
с объективными причинами.
II. Общая характеристика учебного
предмета.
Данный курс создан на основе личностно
ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных
принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной
целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к
активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе,
владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти
знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом
идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения,
которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с
точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной
школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины»,
«Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как
«Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует
отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной
проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4
классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами
предмета: уметь
·
использовать
математические представления для описания окружающего мира (предметов,
процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
·
производить вычисления для
принятия решений в различных жизненных ситуациях;
·
читать и записывать
сведения об окружающем мире на языке математики;
·
формировать основы
рационального мышления, математической речи и аргументации;
·
работать в соответствии с
заданными алгоритмами;
·
узнавать в объектах
окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
·
вести поиск информации
(фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в
удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания
предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения
и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства
объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников
формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации,
сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные
суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и
преобразование информации (используя при решении самых разных математических
задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы,
строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи,
рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с
математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее
появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики,
комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной
пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту
группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель
своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному
плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана
самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется
знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся
высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий,
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства
верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения
учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети
учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.
Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и
практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения
математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая
технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология
оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с
высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация
естественным образом строится на дидактической игре.
Предлагаемый учебно-методический курс также
обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается,
что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок
в специально оборудованном классе, где может происходить работа с цифровыми
образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников
по данному курсу (http://school-collection.edu.ru/).
Эти же ресурсы (http://school-collection.edu.ru/)
могут быть использованы и на обычном уроке в обычном классе, при наличии
специально оборудованного учительского места.
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Математика.
Класс
|
Количество
часов в неделю
|
Количество учебных недель
|
Всего часов
за год
|
Экскурсии
|
Практические занятия
|
1
|
4
|
33
|
132
|
|
|
2
|
4
|
34
|
136
|
|
|
3
|
4
|
34
|
136
|
|
|
4
|
4
|
34
|
136
|
|
|
В соответствии с федеральным базисным учебным планом
курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём
учебного времени составляет 540 часов.
IV.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета « Математика»
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в
целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как
расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое
содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием
параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и
совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих
заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета
«Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
1.
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
2.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к
познанию мира и самосовершенствованию.
3.
Ценность труда и
творчества как естественного
условия человеческой деятельности и жизни.
4.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
5.
Ценность
гражданственности – осознание
человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
6.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
V. Планируемые результаты освоения
программы
по
математике к концу 1 класса
Все результаты (цели) освоения учебно-методического
курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их
взаимосвязь можно увидеть на схеме.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
·
Определять и высказывать
под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).
·
В предложенных педагогом
ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке
парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе
являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя.
·
Проговаривать
последовательность действий на уроке.
·
Учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
·
Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
·
Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
·
Учиться совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на
уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
·
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
·
Делать предварительный
отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре).
·
Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
·
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
·
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
·
Преобразовывать информацию
из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
·
Донести свою позицию до
других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
·
Слушать и понимать речь
других.
·
Читать и пересказывать
текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
·
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в школе и следовать им.
·
Учиться выполнять
различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах
и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения
уроков).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются
формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:
·
знание названий и
последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
·
знание названий и
обозначений операций сложения и вычитания;
·
использовать знание
таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в
пределах 10 (на уровне навыка);
·
сравнивать группы
предметов с помощью составления пар;
·
читать, записывать и сравнивать
числа в пределах 20;
·
находить значения
выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
·
решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить
на …»;
задачи на разностное сравнение;
·
распознавать
геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую
замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник,
квадрат.
2–й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
·
в процессе вычислений
осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
·
использовать в речи
названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать
знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке
результатов действий;
·
использовать в процессе
вычислений знание переместительного свойства сложения;
·
использовать в процессе
измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр,
литр, килограмм);
·
выделять как основание
классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение,
материал;
·
выделять часть предметов
из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять
группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое
отличие);
·
производить классификацию
предметов, математических объектов по одному основанию;
·
использовать при
вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два
действия (сложение и/или вычитание);
·
сравнивать, складывать и
вычитать именованные числа;
·
решать уравнения вида а ±
х = b; х − а = b;
·
решать задачи в два
действия на сложение и вычитание;
·
узнавать и называть
плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник,
шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников
прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов –
прямой угол;
·
определять длину данного
отрезка;
·
читать информацию,
записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
·
заполнять таблицу,
содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
·
решать арифметические
ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
VI.
Содержание учебного предмета
Общие понятия.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение,
материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение
предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными
свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно,
столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10.
Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские
цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между
числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение
числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счёте.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и
название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в
записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде
суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти.
Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы
предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на
основании представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и
вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от
изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи
вычитания.
Понятия «увеличить на …», «уменьшить на …», «больше на …», «меньше на
…».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через
разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав
чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы
мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …»,
«уменьшить на …»;
задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии.
Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже»,
«между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая
незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые.
Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без
использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения.
Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в
выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида
а + 5 и а + 6; а − 5 и а − 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида а ± х = b; х − а = b.
Элементы стохастики.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о
взаимно однозначном соответствии.
Задачи на расположение и выбор (перестановку) предметов.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Логические задачи на поиск
закономерности и классификацию.
Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и
составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
VII.
Учебно-тематический план
№
|
Тема раздела
|
Количество часов (всего)
|
Вид
занятий (количество часов)
|
Лабораторные,
практические работы
|
Экскурсии
|
Контроль
|
1.
|
Признаки предметов.
|
6
|
-
|
|
-
|
2.
|
Отношения.
|
4
|
-
|
|
-
|
3.
|
Числа от 1 до 10.
|
48
|
1
|
|
-
|
4.
|
Задача.
|
14
|
1
|
|
-
|
5.
|
Уравнение.
|
4
|
-
|
|
-
|
6.
|
Величины.
|
13
|
1
|
|
-
|
7.
|
Числа от 10 до 20.
|
19
|
1
|
|
-
|
8.
|
Повторение
изученного в 1 классе.
|
12
|
-
|
|
2
|
9.
|
Резервные часы.
|
12
|
-
|
|
-
|
|
ИТОГО:
|
132
|
4
|
|
2
|
Список литературы:
Для учеников и его родителей
(законных представителей)
|
Для учителя
|
1. Демидова Т.Е.,
Козлова С.А., Тонких А.П. "Математика" Учебник в 3-х ч.
,1 кл. – М.: Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа
2100»)
2. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,
А.Г. Рубин «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику
"Математика",1 кл. – М.: Баласс, 2013.
3. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,
А.П. Тонких «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика", 1 кл. – М.: Баласс, 2013.
4.
С.А.
Козлова, В.Н. Гераськин, и.В. Кузнецова «Дидактический материал», 1 кл. – М.: Баласс, 2013.
|
1. Демидова Т.Е.,
Козлова С.А., Тонких А.П. "Математика" Учебник в 3-х ч.,1
кл. – М.: Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)
2. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,
А.Г. Рубин «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику
"Математика",1 кл. – М.: Баласс, 2013.
3. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова,
А.П. Тонких «Рабочая тетрадь» к учебнику "Математика", 1 кл. – М.: Баласс, 2013.
4.
С.А.
Козлова, В.Н. Гераськин, и.В. Кузнецова «Дидактический материал», 1 кл. – М.: Баласс, 2013.
|
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование
следующих умений:
-
Определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством
достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика»
в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
|
-
Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством
формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
|
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы
в результате совместной работы всего класса.
-
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
|
Средством
формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные
на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
|
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Читать и пересказывать текст.
|
Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог).
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения
курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень
(необходимый)
Обучающиеся должны уметь
использовать при выполнении заданий:
-
знание названий и
последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
-
знание названий и обозначений
операций сложения и вычитания;
-
использовать знание таблицы
сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10
(на уровне навыка);
-
сравнивать группы предметов с
помощью составления пар;
-
читать, записывать и сравнивать
числа в пределах 20;
-
находить значения выражений,
содержащих одно действие (сложение или вычитание);
-
решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и
вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия
«увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
в) задачи на разностное сравнение;
– распознавать
геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую
замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник,
квадрат.
2–й уровень
(программный)
Учащиеся должны
уметь:
-
в процессе вычислений
осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
-
использовать в речи названия
компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости
между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
-
использовать в процессе
вычислений знание переместительного свойства сложения;
-
использовать в процессе
измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр,
литр, килограмм);
-
выделять как основание
классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение,
материал;
-
выделять часть предметов из
большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять
группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое
отличие);
-
производить классификацию
предметов, математических объектов по одному основанию;
-
использовать при вычислениях
алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия
(сложение и/или вычитание);
-
сравнивать, складывать и
вычитать именованные числа;
-
решать уравнения вида а ± х
= b; х – а = b;
-
решать задачи в два действия на
сложение и вычитание;
-
узнавать и называть плоские
геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник,
шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников
прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов –
прямой угол;
-
определять длину данного
отрезка;
-
читать информацию, записанную в
таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
-
заполнять таблицу, содержащую
не более трёх строк и трёх столбцов;
-
решать арифметические ребусы и
числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны научиться:
ü называть последовательность чисел от 1 до 20;
разрядный состав чисел от 11 до 20;
ü называть и обозначать операции сложения и
вычитания;
ü таблицу сложения однозначных чисел и
соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка).
ü сравнивать группы предметов с помощью составления
пар;
ü читать, записывать и сравнивать числа в пределах
20;
ü находить значения выражений, содержащих одно
действие (сложение или вычитание);
ü решать простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия
«увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение;
ü распознавать геометрические фигуры: точку,
прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок,
ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
Обучающие получат возможность научиться:
ü выделять признаки предметов: цвет, форма,
размер, назначение, материал;
ü выделять часть предметов из большей группы на
основе общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую
группу (целое) на основе общего признака (родовое отличие);
ü производить классификацию предметов,
математических объектов по одному основанию;
ü находить значения выражений, содержащих два
действия (сложение и/или вычитание) без скобок;
ü сравнивать, складывать и вычитать именованные
числа;
ü решать уравнения вида а ± х = b;
х – а = b;
ü решать задачи в два действия на сложение и
вычитание;
ü узнавать и называть плоские геометрические
фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник,
многоугольник;
выделять из множества
четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из
множества углов – прямой угол;
ü определять длину данного отрезка;
ü читать информацию, записанную в таблицу,
содержащую не более трех строк и трех столбцов;
ü заполнять таблицу, содержащую не более трех строк
и трех столбцов;
ü решать арифметические ребусы и числовые
головоломки, содержащие не более двух действий.
ü таблицу сложения и вычитания в пределах 20;
ü название компонент и результата действий сложения
и вычитания, зависимость между ними;
ü переместительное свойство сложения;
ü единицы измерения длины, объема и массы
(сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Контроль УУД
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические
работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие
каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева
Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и
личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс,
2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Данная диагностика разработана для обучающихся 1-х классов, включает в себя две
итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.
Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и
познавательные УУД) и личностных результатов.
Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить
все три группы результатов ( предметные, метапредметные и личностные). Работа
строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также
сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого,
более лёгкого, варианта.
Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что
даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность
разных конкретных УУД.
Основные
виды учебной деятельности обучающихся
Сравнивать
числа.
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Группировать
числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывать
явления и события с использованием чисел.
Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
(сложения, вычитания).
Сравнивать
разные способы вычислений, выбирая удобный.
Прогнозировать
результат вычислений.
Пошагово
контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма
арифметического действия.
Переходить от
одних единиц измерения к другим.
Группировать
величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Разрешать
житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины
(планировка, разметка).
Моделировать
изученные зависимости.
Планировать
решение задачи.
Объяснять
(пояснять) ход решения задачи.
Использовать
вспомогательные модели для решения задачи.
Обнаруживать и устранять
ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за
изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать
способ решения задачи.
Моделировать
разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Описывать
свойства геометрических фигур.
Соотносить
реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.
Применять
буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.
Находить и выбирать
алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.
Находить
закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки.
Отличать
заведомо ложные высказывания.
Находить выигрышную стратегию в
некоторых играх.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.