Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная
общеобразовательная школа деревни Курама
МР
Учалинский район РБ
«Рассмотрено»
на заседании
методического объединения
Протокол №___
от «___»________2014г.
____________/С.Ф.Ибрагимова/
|
«Согласовано»
Зам.директора
по УВР
_________/С.Ф.Ибрагимова/
«___»__________2014 г.
|
«Утверждено»
Директор
МБОУ ООШ д.Курама
____________/Г.М.Ибрагимова/
«____»_____________2014г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Лукмановой Дилары Амзатовны,
Высшая
квалификационная категория
по
учебному курсу «Математика»
5-6
класс
Базовый
уровень
2014-
2015 учебный год
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ДЛЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый
уровень)
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа ориентирована на
учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов:
1.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Математика. 5-11 кл. Составители Г.М.
Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 2-е издание, стереотип. –М. Дрофа 2001 -320с
2.
Стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику
«Математика» для пятого и шестого классов образовательных учреждений /Н.Я.
Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург –-М. Мнемозина, 2002-2010
гг.
Преподавание ведется по первому варианту –
5 часов в неделю, всего 170 часов.
На итоговое повторение в 5 классе в конце
года 6 часов, в 6 классе – на повторение – 7 часов в конце учебного года,
остальные часы распределила по всем темам. Считаю, что такое распределение
часов наиболее эффективно для данного класса.
Целью изучения курса математики в 5
классе является:
Систематическое развитие понятия числа,
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над
числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся
к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с
привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса
излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы
формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают
навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с
обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об
использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий,
составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями,
приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических
величин.
Умножение и деление десятичных дробей.
Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Начальные сведения о вычислениях на
калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм.
Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов.
Построение угла заданной величины.
Требования
к математической подготовке.
В
результате изучения курса математики учащиеся должны:
Ø
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел
и способами их записи: цельное, дробное, десятичная дробь, переход от одной
формы записи к другой (например, проценты в виде десятичной дроби; выделение
целой части из неправильной дроби); решать три основные задачи на дроби;
Ø
Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь
отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
находить среднее арифметическое нескольких чисел;
Ø
Выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными
дробями; округлять десятичные дроби;
Ø
Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки,
углы, треугольники, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные
геометрические фигуры; владеть практическими навыками использования
геометрических инструментов для построения и измерения отрезков и углов;
Ø
Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы
измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с
условиями задачи;
Ø
Находить числовые значения буквенных выражений.
Изучение
математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
овладение системой математических
знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,
изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
·
интеллектуальное
развитие, формирование
качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое
мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений,
способность к преодолению трудностей;
·
формирование
представлений
об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники,
средства моделирования явлений и процессов;
·
воспитание культуры личности,
отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание
значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ø
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей;
Ø
Математической речи;
Ø
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Ø
Внимания; памяти;
Ø
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование
представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Ø
Культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса;
Ø
Волевых качеств;
Ø
Коммуникабельности;
Ø
Ответственности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
АРИФМЕТИКА
Натуральные
числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические
действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей.
Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и
целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические
действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде
обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок.
Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный,
распределительный.
Действительные числа.
Этапы развития представления о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения
длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего
мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем
мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее
проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция.
Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Выделение множителя – степени десяти в записи числа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения
математики ученик должен
знать/понимать[1]
·
существо
понятия математического доказательства; примеры доказательств;
·
существо
понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
·
как
используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
·
как
математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
·
как
потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения
понятия числа;
·
вероятностный
характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических
закономерностей и выводов;
·
каким
образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
·
смысл
идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Арифметика
уметь
·
выполнять
устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и
десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические
операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
·
переходить
от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты —
в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с
использованием целых степеней десятки;
·
выполнять
арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и
действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми
показателями и корней; находить значения числовых выражений;
·
округлять
целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с
избытком, выполнять оценку числовых выражений;
·
пользоваться
основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать
более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
·
решать
текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с
пропорциональностью величин, дробями и процентами;
КАЛЕНДАРНО
– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
№
|
Тема
урока
|
Кол-во
часов
|
Дата
проведения урока
|
Основные
вопросы, понятия
|
Планируемые
результаты
|
план
|
факт
|
1-4
|
Вводное
повторение
|
4
|
|
|
сложение,
вычитание, умножение и деление натуральных чисел, порядок выполнения
действий.
|
-уметь
складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа в пределах 1000000;
-уметь
определять порядок действий в примере из 5-6 действий.
|
|
Натуральные
числа и шкалы – 15 часов
|
5-6
|
Обозначение
натуральных чисел
|
2
|
|
|
натуральные
числа, чтение и запись натуральных чисел.
|
-иметь
представление о натуральном числе;
-знать
формулировки свойств натурального ряда
-уметь
записывать и читать многозначные числа;
|
7-8
|
Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник.
|
2
|
|
|
отрезок, длина
отрезка, единицы измерения отрезков, треугольник, элементы треугольника,
многоугольники.
|
-иметь
представление об отрезке, уметь чертить отрезок и называть его;
-уметь измерять
длину отрезка с помощью линейки и выражать её в различных единицах длины
(см,мм);
-уметь чертить
треугольник , обозначать его стороны и вершины;
-уметь отличать
многоугольник от других геометрических фигур.
|
9-10
|
Плоскость,
прямая, луч.
|
2
|
|
|
плоскость,
прямая, отрезок, луч, дополнительные лучи.
|
-иметь
представление о плоскости и прямой;
-уметь
чертить и обозначать прямую;
-уметь
отличать прямую от отрезка;
-иметь
представление о луче;
-уметь
чертить и обозначать лучи;
-знать
понятие дополнительных лучей.
|
11-13
|
Шкалы и координаты
|
3
|
|
|
шкалы,
координаты, координатный луч, единичный отрезок.
|
-иметь
представление о шкалах;
-уметь задавать
координатный луч, отмечать на нем единичный отрезок;
-уметь
определять координаты координатном луче отмечать на координатном луче точки
по заданным координатам.
|
14-16
|
Меньше или
больше
|
3
|
|
|
сравнение
натуральных чисел
|
-уметь
сравнивать натуральные числа, сравнивать координаты точек;
-уметь читать и
записывать неравенства.
|
17
|
Решение комбинаторных
задач
|
1
|
|
|
элементы
комбинаторики
|
-уметь решать
задачи повышенной сложности с элементами комбинаторики.
|
18
|
Диаграммы
|
1
|
|
|
диаграмма
|
-уметь читать
диаграмму
|
19
|
Контрольная
работа №1
|
1
|
|
|
|
-уметь
записывать цифрами числа, заданные словесно;
-уметь строить
отрезок, измерят длину отрезка;
- уметь
определять координаты точек на координатном луче и отмечать точки с заданными
координатами;
-уметь
сравнивать натуральные числа с помощью знаков < или >.
-уметь чертить
отрезок, луч, прямую по заданному взаимному расположению
|
|
Сложение
и вычитание натуральных чисел – 21 час
|
20-23
|
Сложение
натуральных чисел и его свойства
|
4
|
|
|
сложение
натуральных чисел, свойства сложения.
|
-знать
компоненты сложения;
-уметь выполнять
сложение натуральных чисел устно (в пределах 100) и столбиком (в пределах
1000000);
-знать свойства
сложения, уметь применять их для упрощения вычислений;
-уметь находить
периметр многоугольника;
|
24-27
|
Вычитание
|
4
|
|
|
вычитание,
свойства вычитания, решение задач с использованием действия вычитания.
|
-знать
компоненты вычитания;
-уметь выполнять
вычитание устно (в пределах 100) и столбиком (в пределах 1000000);
-иметь
представление о свойствах вычитания и уметь использовать для упрощения
выражений;
-уметь решать
задачи, используя действие вычитание.
|
28
|
Контрольная
работа №2
|
1
|
|
|
|
-сложение и
вычитание чисел в пределах 1000000;
-уметь решать
задачи, используя действия сложения и вычитания;
-уметь вычислять
периметр треугольника.
|
29-31
|
Числовые и
буквенные выражения
|
3
|
|
|
числовые и
буквенные выражения, решение задач.
|
-уметь читать и
записывать числовые выражения, находить значения выражений;
-уметь читать и
записывать буквенные выражения, выполнять числовую подстановку переменной.
|
32-34
|
Буквенная запись
свойств сложения и вычитания
|
3
|
|
|
свойства
сложения и вычитания.
|
-уметь
записывать свойства сложения и вычитания с помощь букв;
-уметь применять
свойства сложения и вычитания для упрощения буквенных выражений.
|
35-38
|
Уравнение
|
4
|
|
|
простейшие
линейные уравнения, задачи на составление уравнений.
|
-уметь отвечать
на вопрос, что называется уравнением, корнем уравнения, что значит решить
уравнение;
-знать правила
нахождения неизвестного в уравнении;
-уметь решать простейшие
линейные уравнения;
-уметь
составлять уравнение к текстовой задаче;
-уметь решать
задачи с помощью уравнений.
|
39
|
Решение
комбинаторных задач.
|
1
|
|
|
десятичная,
позиционная системы счисления
|
-уметь
переводить числа из одной системы счисления в другую.
|
40
|
Контрольная
работа №3
|
1
|
|
|
|
-уметь решать
простейшие линейные уравнения;
-уметь находить
значение буквенного выражения при заданном значении буквы;
-уметь вычислять
значение числового выражения, выбирая удобный порядок действий;
-уметь решать
задачи с помощью уравнений.
|
|
Умножение
и деление натуральных чисел – 24 часа
|
41-43
|
Умножение
натуральных чисел и его свойства
|
3
|
|
|
умножение
натуральных чисел, свойства умножения.
|
-знать
компоненты умножения;
-знать таблицу умножения;
-уметь умножать
натуральные числа в столбик;
-уметь решать
задачи, используя действие умножение;
-уметь
раскладывать числа на множители для упрощения вычислений.
|
44-47
|
Деление
|
4
|
|
|
деление
натуральных чисел, свойства деления, простейшие уравнения.
|
-уметь называть
компоненты деления;
-уметь выполнять
деление натуральных чисел, зная свойства деления;
-уметь находить
неизвестный множитель, делимое или делитель при решении уравнений.
|
48-51
|
Деление с
остатком
|
4
|
|
|
деление с остатком
|
-уметь выполнять
деление с остатком;
-уметь решать
задачи, используя действие деление
|
52
|
Контрольная
работа №4
|
1
|
|
|
|
-уметь выполнять
умножение и деление натуральных чисел, содержащих до 5 знаков в записи числа;
-уметь решать
простейшие уравнения на нахождение неизвестного множителя, делимого,
делителя;
-уметь выполнять
умножение, выбирая удобный порядок действий;
-уметь решать
задачи, используя действия умножения и деления.
|
53-56
|
Упрощение
выражений
|
4
|
|
|
распределительное
свойство умножения, упрощение выражений.
|
-уметь выполнять
упрощение выражений, зная распределительное свойство умножения;
-уметь упрощать
выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных
членов выражения, используя сочетательное свойство;
-уметь решать
линейные уравнения, которые сначала надо упростить;
-уметь решать
задачи на «части».
|
57-59
|
Порядок
выполнения действий.
|
3
|
|
|
сложение,
вычитание, умножение и деление натуральных чисел.
|
-уметь выполнять
арифметические действия с натуральными числами;
-уметь находить
значение числового выражения, зная порядок действий.
|
60-61
|
Степень числа.
Квадрат и куб числа.
|
2
|
|
|
квадрат и куб
числа.
|
-знать таблицу
квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел.
|
62
|
Систематизация и
подсчет имеющихся данных в таблицах.
|
1
|
|
|
порядок
нахождения данных
|
-уметь найти
рациональный способ для подсчета данных в таблицах.
|
63
|
Перебор
возможных вариантов.
|
1
|
|
|
перестановки,
сочетания, размещения.
|
-уметь решать
комбинаторные задачи методом перебора вариантов.
|
64
|
Контрольная
работа №5
|
1
|
|
|
|
-уметь находить
значение числового выражения, применяя распределительное свойство умножения;
-уметь решать
уравнения, которые сначала надо упростить;
-уметь упрощать
буквенные выражения, зная свойства умножения;
-уметь решать
задачи на составление уравнения.
|
|
Площади
и объемы – 15 часов
|
65-67
|
Формулы.
|
3
|
|
|
формулы
|
-уметь читать и
записывать формулы;
-знать формулу
пути;
-уметь
производить вычисления по формуле пути, получать производные от неё формулы
скорости и времени;
уметь решать
задачи на известные зависимости.
|
68-69
|
Площадь. Формула
площади прямоугольника.
|
2
|
|
|
площадь
прямоугольника, единицы измерения площади, свойства равных фигур, квадрат,
площадь квадрата.
|
-знать формулу
площади прямоугольника и квадрата;
-уметь вычислять
площадь прямоугольника и квадрата по формуле;
-уметь решать
задачи, используя свойства равных фигур.
|
70-72
|
Единицы
измерения площадей.
|
3
|
|
|
единицы измерения
площадей.
|
-уметь
осуществлять перевод от одних единиц измерения площадей в другие и
использовать эти знания при решении задач.
|
73-74
|
Прямоугольный
параллелепипед.
|
2
|
|
|
грань, ребро,
вершины, измерения прямоугольного параллелепипеда.
|
-уметь строить
прямоугольный параллелепипед;
-уметь называть
грани, ребра, вершины прямоугольного параллелепипеда;
-уметь вычислять
площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.
|
75-77
|
Объемы. Объем
прямоугольного параллелепипеда.
|
3
|
|
|
прямоугольный
параллелепипед, формула объема прямоугольного параллелепипеда, куб, формула
объема куба, единицы измерения объёмов.
|
-уметь вычислять
объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам;
-знать
соотношения между единицами объёма;
-уметь
переходить от одних единиц измерения объёма к другим в соответствии с
условием задачи.
|
78
|
Диаграмма в
форме прямоугольника
|
1
|
|
|
диаграмма
|
-уметь
изображать зависимость между величинами в виде диаграммы.
|
79
|
Контрольная
работа №6
|
1
|
|
|
|
-уметь вычислять
площадь прямоугольника и квадрата;
-уметь вычислять
объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам;
-уметь вычислять
площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда;
-уметь
использовать формулы при решении задач.
|
|
Обыкновенные
дроби – 22 часа
|
80-81
|
Окружность и
круг.
|
2
|
|
|
окружность,
круг, радиус и диаметр окружности.
|
-уметь строить
окружность, круг, радиус и диаметр окружности;
-знать
определение радиуса и диаметра окружности;
-уметь решать
геометрические задачи.
|
82-84
|
Доли.
Обыкновенные дроби.
|
3
|
|
|
доли,
обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, дробная черта.
|
-иметь
представление о долях, обыкновенных дробях, числителе, знаменателе дроби;
-уметь читать и
записывать обыкновенные дроби;
-уметь решать
задачи на нахождение долей, уметь находить половину, треть и четверть;
-уметь
изображать обыкновенные дроби на координатном луче;
|
85-86
|
Сравнение дробей
|
2
|
|
|
доли,
обыкновенная дробь, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
|
-знать правило
сравнения дробей с одинаковыми знаменателями;
|
87-89
|
Правильные и
неправильные дроби
|
3
|
|
|
правильные и
неправильные дроби
|
-знать
определение правильной и неправильной дроби;
-уметь отличать правильные
и неправильные дроби, сравнивать их с единицей;
-уметь решать
задачи на нахождение части от числа.
|
90
|
Контрольная
работа №7
|
1
|
|
|
|
-уметь отмечать
точки с заданной координатой на координатном луче;
-уметь
сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
-уметь находить
часть от числа и число по его части.
|
91-92
|
Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
|
2
|
|
|
обыкновенные
дроби, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
|
-уметь
складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
-уметь решать
задачи на применение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
|
93-94
|
Деление и дроби
|
2
|
|
|
обыкновенные
дроби
|
-понимать
значение черты в записи обыкновенной дроби;
-уметь записывать
частное в виде дроби и натуральные числа в виде дроби;
-уметь выполнять
деление суммы на число.
|
95-96
|
Смешанные числа
|
2
|
|
|
обыкновенные
дроби, смешанные числа
|
-уметь читать и
записывать смешанные числа;
-уметь выделять
целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде
неправильной дроби;
-уметь
определять положение смешанных чисел на координатном луче.
|
97-99
|
Сложение и
вычитание смешанных чисел.
|
3
|
|
|
смешанные числа,
сложение и вычитание смешанных чисел.
|
-уметь выполнять
сложение смешанных чисел, если в дробной части получается неправильная дробь;
-уметь вычитать
дробь из натурального числа;
-уметь вычитать
смешанные числа, если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части
вычитаемого;
|
100
|
Практическая
работа по сбору, организации и подсчету данных.
|
1
|
|
|
сбор,
организация и подсчет данных.
|
-уметь
подсчитывать данные в таблице.
|
101
|
Контрольная
работа №8
|
1
|
|
|
|
-уметь выполнять
сложение и вычитание смешанных чисел;
-уметь решать уравнения
на нахождение слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого со смешанными числами.
|
|
Десятичные
дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. – 15 часов
|
102-103
|
Десятичная
запись дробных чисел
|
2
|
|
|
десятичная дробь
|
-уметь читать и
записывать десятичные дроби;
-уметь
переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и тд. в
десятичную дробь и наоборот.
|
104-106
|
Сравнение
десятичных дробей
|
3
|
|
|
десятичная
дробь, сравнение десятичных дробей
|
-понимать, что
при приписывании 0 в конце десятичной дроби и при отбрасывании 0 в конце
десятичной дроби, дробь не изменится;
-уметь
сравнивать десятичные дроби.
|
107-111
|
Сложение и
вычитание десятичных дробей
|
5
|
|
|
десятичная
дробь, сложение и вычитание десятичных дробей, движение по течению, движение
против течения.
|
-уметь
складывать и вычитать десятичные дроби, зная алгоритм сложения и вычитания
десятичных дробей;
-уметь
записывать разложение десятичного числа по разрядам;
-уметь
изображать десятичную дробь на координатном луче;
-уметь решать
задачи на движение по течению и против течения.
|
112-114
|
Приближенные
значения чисел.
|
3
|
|
|
десятичная
дробь, округление десятичных дробей.
|
-знать правило
округления чисел до заданного разряда;
-уметь
записывать приближенное значение чисел.
|
115
|
Решение
комбинаторных задач (числовые ряды).
|
1
|
|
|
числовые ряды,
последовательности.
|
-иметь
представление о числовых рядах.
|
116
|
Контрольная
работа №9
|
1
|
|
|
|
-уметь
сравнивать десятичные дроби;
-уметь
складывать и вычитать десятичные дроби;
-уметь округлять
десятичные дроби до заданного разряда;
-уметь решать
задачи на движение.
|
|
Умножение
и деление десятичных дробей. – 21 час
|
117-118
|
Умножение
десятичных дробей на натуральное число.
|
2
|
|
|
десятичные
дроби, умножение десятичных дробей на натуральное число.
|
-знать правило
умножения десятичных дробей на натуральное число;
-уметь умножать
десятичную дробь на натуральное число;
-уметь умножать
десятичную дробь на 10, 100, 1000 и тд..
|
119-121
|
Деление
десятичных дробей на натуральное число.
|
2
|
|
|
десятичные
дроби, деление десятичных дробей на натуральное число.
|
-знать правило
деления десятичных дробей на натуральное число;
-уметь выполнять
деление десятичных дробей на натуральное число;
-уметь решать
задачи применяя деление десятичных дробей на натуральное число.
|
122
|
Контрольная
работа №10
|
1
|
|
|
|
-уметь выполнять
умножение и деление десятичных дробей на натуральное число;
-уметь решать
уравнения, применяя умножение и деление десятичных дробей на натуральное число;
-уметь решать
задачи, применяя умножение и деление десятичных дробей на натуральное число.
|
123-126
|
Умножение
десятичных дробей
|
4
|
|
|
десятичные
дроби, умножение десятичных дробей.
|
-знать алгоритм
умножения десятичных дробей;
-уметь выполнять
умножение десятичных дробей на 0,1, 0,10, 0,001 и тд.
|
127-131
|
Деление
десятичных дробей
|
5
|
|
|
десятичные
дроби, деление на десятичную дробь.
|
-знать алгоритм
деления на десятичную дробь;
-уметь выполнять
деление на десятичную дробь;
-уметь выполнять
деление десятичных дробей на 0,1, 0,10, 0,001 и тд.;
-уметь применять
деление на десятичную дробь в решении задач и уравнений.
|
132-134
|
Среднее
арифметическое
|
3
|
|
|
среднее
арифметическое чисел, средняя скорость движения.
|
-уметь находить
среднее арифметическое нескольких чисел;
-уметь находить
среднюю скорость движения, зная правило нахождения средней скорости.
|
135
|
Решение
комбинаторных задач
|
1
|
|
|
перебор
возможных вариантов.
|
-уметь решать
комбинаторные задачи методом перебора вариантов.
|
136
|
Среднее значение
мода как характеристики совокупности числовых данных
|
1
|
|
|
среднее значение
мода
|
-уметь находить
среднее значение мода.
|
137
|
Контрольная
работа №11
|
1
|
|
|
|
-уметь выполнять
умножение и деление десятичных дробей;
- уметь находить
среднее арифметическое нескольких чисел;
-уметь находить
среднюю скорость движения;
-уметь находить
значение выражения (4 действия), содержащего действия с десятичными дробями.
|
|
Инструменты
для вычислений и измерений – 18 часов
|
138
|
Микрокалькулятор
|
1
|
|
|
микрокалькулятор
|
-уметь выполнять
вычисления с помощью микрокалькулятора.
|
139-143
|
Проценты
|
5
|
|
|
проценты,
основные задачи на проценты.
|
-уметь читать,
записывать и находить проценты чисел и величин;
-уметь
переводить десятичную дробь в проценты и обратно;
-уметь решать
основные задачи на проценты:
1.Нахождение
числа по его проценту.
2.Нахождение
процента от числа.
3.Нахождение
числа процентов, которое составляет одно число от другого.
|
144
|
Контрольная
работа №12
|
1
|
|
|
|
-уметь находить
проценты чисел и величин;
-уметь
переводить десятичную дробь в проценты и обратно;
-уметь решать
основные задачи на проценты.
|
145-148
|
Угол. Прямой и
развёрнутый угол. Чертежный треугольник.
|
4
|
|
|
угол, прямой и
развёрнутый угол.
|
-знать какая
геометрическая фигура называется углом;
-уметь строить
углы, обозначать их, находить равные углы;
-уметь
обозначать и строить прямой и развернутый углы.
|
149-151
|
Измерение углов.
Транспортир.
|
3
|
|
|
измерение углов,
построение угла заданной величины, сравнение углов, классификация углов по
градусной мере.
|
-уметь
использовать транспортир для измерения углов;
-уметь строить
угол заданной величины;
-знать, какой
угол называют прямым, острым, тупым и уметь различать их по виду;
-знать
определение биссектрисы угла.
|
152-153
|
Круговые
диаграммы.
|
2
|
|
|
круговые
диаграммы
|
-иметь
представление о круговых диаграммах;
-уметь читать и
строить круговые диаграммы.
|
154
|
Решение
комбинаторных задач.
|
1
|
|
|
случайные
события, достоверные и невозможные события, равновероятные события.
|
-уметь решать
комбинаторные задачи на оценку вероятности наступления события.
|
155
|
Контрольная
работа №13
|
1
|
|
|
|
-уметь строить
угол заданной величины;
-уметь с помощью
транспортира измерять градусную меру угла;
-уметь решать
задачи на нахождение градусной меры угла.
|
|
Итоговое
повторение курса математики 5 класса – 15 часов
|
156
|
Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
|
1
|
|
|
сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
|
-уметь складывать
и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
|
157-158
|
Сложение и
вычитание смешанных чисел.
|
2
|
|
|
сложение и
вычитание смешанных чисел.
|
-уметь
складывать и вычитать смешанные числа.
|
159
|
Сложение и
вычитание десятичных дробей.
|
1
|
|
|
сложение и вычитание
десятичных дробей.
|
-уметь
складывать и вычитать десятичные дроби.
|
160-161
|
Умножение и
деление десятичных дробей.
|
2
|
|
|
умножение и
деление десятичных дробей
|
-уметь выполнять
умножение и деление десятичных дробей.
|
162
|
Решение
уравнений.
|
1
|
|
|
уравнения.
|
-уметь решать
простейшие уравнения;
-уметь решать
уравнения, требующие предварительного упрощения.
|
163
|
Решение
текстовых задач.
|
1
|
|
|
текстовые задачи
|
-уметь решать
задачи с условиями: «на, в» больше, «на, в» меньше.
|
164
|
Решение задач с помощью
уравнений.
|
1
|
|
|
задачи,
уравнения
|
-уметь решать
простейшие задачи на составление уравнения.
|
165
|
Решение задач на
движение.
|
1
|
|
|
задачи на
движение
|
-уметь решать
задачи на применение формулы пути.
|
166-167
|
Решение задач на
проценты.
|
2
|
|
|
проценты,
основные задачи на проценты.
|
-уметь
переводить десятичную дробь в проценты и наоборот, решать основные задачи на
проценты.
|
168
|
Углы. Измерение
и построение углов.
|
1
|
|
|
углы, измерение
и построение углов.
|
-уметь работать
с транспортиром, измерять и строить углы;
-уметь
определять вид угла.
|
169
|
Обобщающее
повторение.
|
1
|
|
|
числовые
выражения, уравнения, задачи.
|
-уметь находить числовые выражения,
владея навыком выполнения действий с натуральными числами, обыкновенными и
десятичными дробями;
-уметь решать уравнения и все виды
задач, изученных в 5 классе.
|
170
|
Итоговая
административная контрольная работа.
|
1
|
|
|
|
-уметь применять
все полученные знания за курс 5 класса
|
Содержание обучения.
1. Натуральные
числа и шкалы – 15 часов
Обозначение натуральных
чисел
Отрезок, Длина отрезка.
Треугольник.
Плоскость, прямая, луч.
Шкалы и координаты.
Меньше или больше
Контрольная работа №1
Цель – систематизировать и
обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить
навыки построения и измерения отрезков.
Задачи – восстановить у учащихся
навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также
навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча,
единичного отрезка и координаты точки.
Понятия
шкалы и делений, координатного луча
Знать и понимать:
-
Понятия
натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов.
-
Таблицу
классов и разрядов. Обозначение разрядов.
-
Общепринятые
сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства
натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа.
-
Понятия
отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка,
значение отрезков.
-
Единицы
измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в
записи единиц длины (массы).
-
Измерительные
инструменты.
-
Понятия
треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение.
-
Понятия
плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение.
-
Понятия
шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки.
-
Понятия
большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное
неравенство.
Уметь:
-
Читать
и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные.
-
Составлять
числа из различных единиц.
-
Строить,
обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые,
находить координаты точек и строить точки по координатам.
-
Выражать
длину (массу) в различных единицах.
-
Показывать
предметы, дающие представление о плоскости.
-
Определять
цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью
выбранных единичных отрезков.
-
Чертить
координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам.
-
Сравнивать
натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча.
-
Читать
и записывать неравенства, двойные неравенства.
(Владеть способами
познавательной деятельности).
2. Сложение
и вычитание натуральных чисел – 21ч.
Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства
|
Вычитание.
|
Контрольная
работа №2
|
Числовые и
буквенные выражения
|
Буквенная
запись свойств сложения и вычитания
|
Уравнение.
|
Контрольная
работа №3
|
Цель – закрепить и развить
навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Задачи – уделить внимание
закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к.
они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для
формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять
буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости
между компонентами действий (сложение и вычитание).
Знать:
-
Понятия действий сложения и
-
вычитания.
-
Компоненты сложения и вычитания.
-
Свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
-
Понятие периметра многоугольника.
-
Алгоритм
арифметических действий над многозначными числами.
Уметь:
-
Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи
координатного луча.
-
Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания.
-
Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения
вычислений.
-
Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания.
-
Раскладывать число по разрядам и наоборот
3. Умножение и деление
натуральных чисел – 26ч.
Умножение натуральных чисел и его свойства
|
Деление
|
Деление с
остатком
|
Контрольная
работа №4
|
Упрощение
выражений
|
Порядок
выполнения действий
|
Квадрат и куб
числа
|
Контрольная
работа №5
|
Цель – закрепить и
развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
Задачи – целенаправленное
развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится
понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков
решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Знать и понимать:
-
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть
квадраты и кубы чисел).
-
Понятия программы вычислений и команды.
-
Таблицу умножения.
-
Понятия действий умножения и деления.
-
Компоненты умножения и деления.
-
Свойства умножения и деления натуральных чисел.
-
Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть
квадраты и кубы чисел).
-
Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых.
-
Деление с остатком, неполное частное, остаток.
-
Понятия квадрата и куба числа.
-
Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел
Уметь:
-
Заменять действие умножения сложением и наоборот.
-
Находить неизвестные компоненты умножения и деления.
-
Умножать и делить многозначные числа столбиком.
-
Выполнять деление с остатком.
-
Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки,
приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения.
-
Решать уравнения, которые сначала надо упростить.
-
Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения
«больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами
(скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и
др.).
-
Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том
числе задачи на части).
-
Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя
равносильные преобразования.
-
Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее
команд, находить значение выражений, используя программу вычислений.
-
Вычислять квадраты и кубы чисел.
Решать уравнения на
основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление).
4.
Площади и объёмы – 12ч.
Формулы
|
Площадь.
Формула площади прямоугольника, квадрата.
|
Единицы измерения
площадей
|
Прямоугольный
параллелепипед
|
Объемы. Объем
прямоугольного параллелепипеда.
|
Контрольная
работа №6
|
Цель – расширить
представление учащихся об измерении геометрических величин на примере
вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения об
единице измерения.
Задачи – отработать
навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных
единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с
условием задачи.
Знать и понимать:
-
Понятие формулы.
-
Формулу пути (скорости, времени
-
Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда,
куба.
-
Измерения прямоугольного параллелепипеда.
-
Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника.
-
Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
-
Равные фигуры. Свойства
-
равных фигур.
-
Единицы измерения площадей и объемов.
Уметь:
-
Читать и записывать формулы.
-
Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь
прямоугольника,
-
квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда,
куба.
-
Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров,
уложенных в ней.
-
Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров,
уложенных в ней.
-
Решать задачи, используя свойства равных фигур.
-
Переходить от одних единиц площадей (объемов)к другим.
5.
Обыкновенные дроби – 23ч.
Окружность и круг
|
Доли.
Обыкновенные дроби.
|
Сравнение
дробей
|
Правильные и
неправильные дроби
|
Контрольная
работа №7
|
Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
|
Деление и
дроби
|
Смешанные
числа
|
Сложение и
вычитание смешанных чисел
|
Контрольная
работа №8
|
Цель – познакомить
учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
Задачи – изучить сведения
о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать
дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби.
Знать и понимать:
-
Понятия окружности, круга и их элементов.
-
Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
-
Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей.
Уметь:
-
Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей.
-
Понятия правильной и неправильной дроби.
-
Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
-
Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и
называть их элементы.
-
Читать и записывать обыкновенные дроби.
-
Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни
показывают.
-
Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче.
-
Распознавать и решать три основные задачи на дроби.
-
Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.
-
Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с
другом.
-
Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем.
-
Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с
помощью обыкновенных
-
дробей.
-
Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби.
-
Выделять целую часть из неправильной дроби.
-
Представлять смешанное число в виде неправильной дроби.
-
Складывать и вычитать смешанные числа
6.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 13ч.
Десятичная
запись дробных чисел
|
Сравнение
десятичных дробей
|
Сложение и
вычитание десятичных дробей
|
Приближенные
значения чисел
|
Округление
чисел
|
Контрольная
работа №9
|
Цель – выработать
умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять
сложение и вычитание десятичных дробей.
Задачи – четко
представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать,
сравнивать десятичные дроби.
Знать
и понимать:
-
Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части.
-
Правило сравнения десятичных дробей.
-
Правило сравнения десятичных дробей по разрядам.
-
Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей.
-
Правило сложения и вычитания десятичных дробей .
-
Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
-
Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа
с недостатком
-
(с избытком).
-
Понятие округления числа.
-
Правило округления чисел,
-
десятичных дробей до заданных разрядов.
Уметь:
-
Иметь представление о десятичных разрядах.
-
Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби.
-
Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде
десятичных дробей.
-
Изображать десятичные дроби
-
на координатном луче.
-
Складывать и вычитать десятичные дроби.
-
Раскладывать десятичные дроби по разрядам.
-
Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых
выражены десятичными дробями.
-
Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
7.
Умножение и деление десятичных дробей – 24ч.
Умножение десятичных дробей на натуральное число
|
Деление
десятичных дробей на натуральное число
|
Контрольная
работа №10
|
Умножение
десятичных дробей
|
Деление на
десятичную дробь
|
Среднее арифметическое
|
Контрольная
работа №11
|
Цель – выработать
умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с
натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи – основное
внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На
примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия.
Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Знать и понимать:
-
Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки
запятой в результате действия).
-
Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки
запятой в результате действия).
-
Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
-
Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
-
Свойства умножения и деления десятичных дробей.
-
Понятие среднего арифметического нескольких чисел.
-
Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней
производительности.
Уметь:
-
Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на
десятичную дробь.
-
Выполнять задания на все действия с натуральными числами и
десятичными дробями.
-
Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при
упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений.
-
Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби.
-
Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все
действия, данные в которых выражены десятичными дробями.
-
Находить среднее арифметическое нескольких чисел.
-
Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю
производительность и т.д.
8.
Инструменты для вычисления и измерения – 17ч.
Микрокалькулятор
|
Проценты
|
Контрольная
работа №12
|
Угол. Прямой
и развернутый углы. Чертежный треугольник.
|
Измерение
углов. Транспортир
|
Круговые
диаграммы
|
Контрольная
работа №13
|
Итоговое
повторение
|
Итоговая контрольная
работа
|
Анализ
итоговой контрольной работы
|
Цель – сформировать
умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение
углов.
Задачи – понимать смысл
термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от
какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов;
находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать
умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы.
Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
Знать и понимать:
-
Понятие процента. Знак, обозначающий «процент».
-
Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот.
-
Основные виды задач на проценты.
-
Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак,
обозначающий
-
«угол».
-
Свойство углов треугольника.
-
Измерительные инструменты.
-
Понятие биссектрисы угла.
-
Алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
-
Пользоваться калькуляторами при выполнении
отдельных арифметических действий с
натуральными числами и десятичными дробями.
-
Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот.
-
Вычислять проценты с помощью калькулятора.
-
Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить
несколько процентов, от какой либо величины.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.