Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Добрыниховская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ
Добрыниховская СОШ
_________________ Е.А.Кораблёва
1.09.2014
М.П.
Рабочая программа по математике
(базовый уровень)
5 класс
Составитель: Киселёва Вера Николаевна учитель математики
высшей категории
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по математике составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Данная
рабочая программа для учащихся 5 класса и реализует требования следующих
документов:
- авторской программы
по курсу математики 5–6 классы созданной на основе единой концепции
преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б.
Полонским, М.С. Якиром — авторами учебников, включённых в систему «Алгоритм
успеха» без изменений;
- ФГОС основного общего образования по математике;
- Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир,
методическое пособие по математике- 5 класс, М.: Вентана-Граф,2014г.
Программа
соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений
/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко. — М.:
ВентанаГраф,2014г
Курс математики 5 класса является фундаментом для
математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при
его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс
построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных
и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и
индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5
класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы
и количественные отношения реального мира. В современном мире математическая
подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех
сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных
предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и
геометрии в старших классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является
развитие мышления, прежде всего формирования абстрактного мышления.
В процессе изучения математики также формируются и
такие качества мышления. Как сила и гибкость. Конструктивность и критичность.
В процессе изучения математики ученики 5 класса
учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и
грамотного выполнения математических записей, при этом использование
математического языка позволяет развивать у пятиклашек грамотную устную и
письменную речь.
Распределение
часов по разделам математики:
№
|
Содержание учебного материала
|
Количество часов
|
1.
|
Арифметика
|
103
|
2.
|
Числовые и буквенные выражения.Уравнения
|
7
|
3.
|
Геометрические
фигуры. Измерение геометрических фигур
|
42
|
4.
|
Комбинаторные задачи
|
3
|
5.
|
Повторение
|
20
|
|
Итого
|
175
|
Место курса математики в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение
математики в 5 классе основной школы отводит 5
учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 170 часов.
Сроки
реализации программы: Программа рассчитана на один год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Математика»
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Математика»
можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что
продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в
соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностными результатами
изучения предмета «Математика» являются следующие качества:
•
независимость мышления;
•
воля и настойчивость в достижении цели;
•
представление о математической науке
как сфере человеческой деятельности;
•
креативность мышления, инициатива,
находчивость, активность при решении математической задачи;
•
умение контролировать процесс и
результат учебной математической деятельности;
Метапредметными
результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
•
самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать
тему проекта;
•
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в
случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
•
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
•
работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том
числе и корректировать план);
•
в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
УУД:
•
анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и
явления;
•
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
•
строить логически обоснованное рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
•
создавать математические модели;
•
составлять тезисы, различные виды
планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в
другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
•
вычитывать все уровни текстовой информации.
•
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
•
понимая позицию другого человека, различать
в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы.
Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
•
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей.
Коммуникативные
УУД:
•
самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с
другом и т.д.);
•
отстаивая свою точку зрения, приводить
аргументы, подтверждая их фактами;
•
в дискуссии уметь выдвинуть
контраргументы;
•
учиться критично относиться к
своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если
оно таково) и корректировать его;
•
понимая позицию другого, различать
в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
•
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться
с людьми иных
Результат обучения математике в 5
классе
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности
десятичной системы счисления;
• использовать понятия,
связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в
эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной
ситуации;
• использовать понятия
и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач
из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты; Учащийся
получит возможность:
• познакомиться с
позиционными системами счисления с основаниями, отличны ми от 10;
• углубить и развить
представления о натуральных числах • научиться использовать приёмы,
рационализирующие
вычисления, приобрести навык контролировать
вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Числовые и буквенные
выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с
числовыми выражениями;
• выполнять
преобразования буквенных выражений
(раскрытие скобок,)
• решать линейные
уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления
о буквенных выражениях и их преобразованиях; • овладеть специальными приёмами
решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и
практических задач.
Геометрические фигуры.
Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на
чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные
геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы,
определять их градусную меру;
• распознавать и
изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.
• определять по
линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём
прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять
объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных
параллелепипедов;
• углубить и развить
представления о пространственных геометрических фигурах; • научиться применять
понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные
задачи.
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать
простейшие способы представления и анализа статистических данных; • решать
комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести
первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса
общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в
виде таблицы,;
• научиться некоторым
специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Планируемые результаты по разделам
математики:
раздел
|
Планируемые
результаты
|
|
личностные
|
метапредметные
|
|
предметные
|
Наглядная геометрия
|
Ученик получит
возможность : ответственно относится к учебе, контролировать процесс и
результат учебной и математической деятельности. Критично мыслить, быть
инициативным, находчивым, активным при решении геометрических задач.
|
Ученик
научится: действовать по алгоритму, видеть геометрическую
задачу
в окружающей жизни, представлять информацию в различных моделях.
|
|
Ученик научится: изображать фигуры на плоскости; •
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира; •
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
• распознавать и
изображать равные и симметричные
|
|
Ученик
получит возможность:
Извлекать необходимую информацию,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
анализировать ее, точно и грамотно выражать свои мысли с
применением математической терминологии и символики, проводить классификации,
логические обоснования.
|
|
фигуры;
• проводить не сложные
практические вычисления.
Ученик
получит возможность: углубить и развить представления о геометрических
фигурах.
|
|
Арифметика
|
Ученик получит возможность: Ответственно
относится к учебе, Грамотно излагать свои мысли Критично
мыслить, быть инициативным, находчивым, активным при решении математических
задач.
|
Ученик научится: Действовать по алгоритму, Видеть
математическую задачу в окружающей жизни. Представлять информацию в различных
моделях Ученик получит возможность:
Устанавливать
причинноследственные связи. Строить логические рассуждения, Умозаключения и
делать выводы Развить компетентность в области использования
информационнокомуникативных технологий.
|
|
Ученик научится: •понимать особенности
десятичной системы счисления; Формулировать и применять при вычислениях
свойства действия над рациональными ( неотриц.) числами Решать текстовые
задачи с рациональными числами; Выражать свои мысли с использованием
математического языка.
Ученик получит
возможность: Углубить и развить представления о натуральных числах;
Использовать приемы
рационализирующие
вычисления и решение задач с рациональными( неотр.) числами.
|
Числовые
и буквенные выражения.
Уравнения.
|
Ученик
получит возможность: Ответственно относится к учебе. Грамотно излагать свои
мысли Контролировать процесс и результат учебной деятельности Освоить
национальные ценности, традиции и культуру родного края используя
краеведческий материал.
|
Ученик научится: Действовать по алгоритму; видеть
математическую задачу в различных формах. Ученик получит возможность:
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать эффективные
способы решения.
|
Ученик научится: Читать и
записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения. Составлять
уравнения по условию.
Решать простейшие
уравнения. Ученик получит возможность: Развить представления о буквенных
выражениях Овладеть специальными приемами решения уравнений, как текстовых,
так и практических задач.
|
Комбинаторные
задачи
|
Ученик получит
возможность: ответственно относится к учебе, контролировать процесс и
результат учебной и математической деятельности. Критично мыслить, быть
инициативным, находчивым, активным при решении комбинаторных задач.
|
Ученик
научится: Представлять информацию в различных моделях. Ученик получит
возможность: Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
эффективные способы решения
|
Ученик научится: Решать
комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов.
Ученик получит
возможность: Приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при
проведении опроса общественного мнения;
Осуществлять их
анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы. •научится некоторым
приемам решения комбинаторных задач.
|
Содержание курса математики 5 класса
Содержание математического образования в 5 классе
представлено в виде следующих содержательных разделов:
«Арифметика», «Числовые и буквенные выражения.
Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин», «
Комбинаторные задачи».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для
дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует
развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения
пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков,
необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением
натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения.
Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом
отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение
материала способствует формированию математического аппарата решения задач с
помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения
геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на
плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической
«речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела « Комбинаторные задачи» —
обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное
и практическое значение. Этот материал необходим
прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей. Изучение
основ комбинаторики позволит учащемуся
осуществлять рассмотрение случаев, перебор
вариантов,в том числе в простейших прикладных задачах.
I.
Арифметика (103 часа)
1. Натуральные
числа
•
Ряд натуральных чисел. Десятичная
запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
•
Сравнение натуральных чисел. Сложение и
вычитание Натуральных чисел. Свойства сложения.
•
Умножение и деление натуральных чисел.
Свойства умножения. Деление с остатком.
Степень
числа с натуральным показателем.
. Решение
текстовых задач арифметическими способами.
2. Дроби
• Обыкновенные
дроби. Основное свойство дроби
3. Правильные
и неправильные дроби. Смешанные числа.
• Сравнение
обыкновенных дробей и смешанных чисел.
4. Арифметические
действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
• Десятичные
дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с
десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной
дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
• Проценты.
Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
• Решение
текстовых задач арифметическими способами.
5. Величины.
Зависимости между величинами
• Единицы
длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
6. Примеры
зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул.
Вычисления по формулам.
II. Числовые и буквенные выражения. Уравнения (7 часов)
• Числовые
выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых
выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок . Формулы.
• Уравнения.
Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с
помощью уравнений.
III. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные
задачи (3 часа)
• Представление
данных в виде таблиц,
• Среднее
арифметическое. Среднее значение величины.
• Случайное
событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события.
Решение комбинаторных задач.
IV. Геометрические фигуры. (42 часа)
1. Измерения
геометрических величин
• Отрезок.
Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной.
2.
Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр
многоугольника. Плоскость. Прямая.
Луч. Координатный луч. Шкалы.
• Угол.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и по- строение углов с помощью
транспортира.
• Прямоугольник.
Квадрат. Треугольник. Виды треугольников. Число. • Равенство фигур. Понятие и
свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
• Наглядные
представления о пространственных фигурах:
прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида,
. Примеры развёрток многогранников. Понятие и
свойства объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
V Повторение (20 часов)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.