Главная / Математика / Рабочая программа по математике для 5 класса

Рабочая программа по математике для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Дивногорска




«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

учителей физико-математической образовательной

области

__________ Карпинская Т.В.

«________»______2014 г.

Протокол №_________


«РЕКОМЕНДОВАНО»

Председатель МС

__________М.М.Комиссаровой

«________»______2014 г.

Протокол №_________


«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

__________И.В.Кирилина

«________»______2014 г.







Рабочая программа по учебному предмету

«Математика»

5 класса

учителя математики

Новоселовой Т.М.

2014-2015 уч.год



Пояснительная записка


Программа основного курса по математике 5 класса составлена в соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. г., федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Программы. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ [авт.-сост. В. И. Жохов]. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. Программа по учебнику Н. Я. Виленкина рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

Курс математики 5 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.


Цели программы:


  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;

  • воспитание средствами математики культуры личности;

  • понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития.


Основные задачи:

  • сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в начальной школе;

  • приобретение математических знаний и умений;

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;

  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;

  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;

  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;

  • выявить и развить математические и творческие способности;

  • развивать вычислительные навыки;

  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;

  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;

  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;

  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;

  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин;

  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, информационной

  • развивать логическое мышление и речь — умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

В ходе преподавания математики в основной школе следует обращать внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:

• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданий конструирования новых алгоритмов;

• решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения,

постановки и формулирования новых задач;

• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса


Учащиеся должны знать/понимать:

  • сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными .дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;

  • понятия «уравнение» и «решение уравнения»;

  • смысл алгоритма округления десятичных дробей;

  • переместительный, распределительный и сочетательный законы;

  • понятие среднего арифметического;

  • понятие натуральной степени числа;

  • определение прямоугольного параллелепипеда и куба;

  • выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей);

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;

  • выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;

  • находить значения степеней с натуральными показателями;

  • решать линейные уравнения;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • решать текстовые задачи на дроби и проценты;


должны уметь:

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • применять свойства арифметических действий при решении примеров;

  • решать уравнения, упрощать буквенные выражения;

  • решать задачи на дроби и с помощью уравнений;

  • находить процент от числа и число по его проценту;

  • аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

  • осмысливать ошибки и устранять их;

  • участвовать в диалоге;

  • работать в парах и МГ, соблюдая коммуникативные нормы;

  • работать с различными источниками информации.


Основное содержание:

Содержание учебного курса по математике для 5 класса рассчитано на 170 часов

(5 часов в неделю)

Натуральные числа и шкалы (15 часов).


Цель: Систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.


Натуральные числа и их сравнение.

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник.

Измерение и построение отрезков.

Координатный луч.


Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час).


Цель: закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.


Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения и вычитания.

Решение текстовых задач.

Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение.

Решение линейных уравнений.


Умножение и деление натуральных чисел (27 часов).


Цель: закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.


Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения.

Деление с остатком.

Квадрат и куб числа.

Упрощение выражений.

Порядок выполнения действий.

Решение текстовых задач.


Площади и объемы (12 часов).


Цель: расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

Вычисления по формулам.

Прямоугольник. Площадь прямоугольника.

Единицы площадей.

Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.


Обыкновенные дроби (23 часа).


Цель: познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.


Окружность и круг. Обыкновенная дробь.

Основные задачи на дроби.

Сравнение обыкновенных дробей.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.


Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 часов).


Цель: выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.


Десятичная дробь.

Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей.

Округление чисел

Решение текстовых задач.


Умножение и деление десятичных дробей (26 часов).


Цель: выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.


Умножение и деление десятичных дробей.

Среднее арифметическое нескольких чисел.

Решение текстовых задач.


Инструменты для вычислений и измерений (17 часов).


Цель: сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.


Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе.

Проценты.

Основные задачи на проценты.

Примеры таблиц и диаграмм.

Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.

Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.




Повторение. Решение задач (16 часов).

Цель: повторить и систематизировать полученные в течение учебного года знания.

Обязательный минимум

Раздел

Знать

Уметь

Натуральные числа и шкалы

- понятие натуральных чисел, классов, разрядов;

- понятие отрезка, его концов, длины отрезка;

- понятие треугольника, его периметра;

- понятие луча, координатного луча;

- единицы измерения.


- читать многозначные числа, записывать, разбивать на классы;

- сравнить числа, записывать результат с помощью знаков <,>;

- строить, измерять отрезки, сравнивать их, переходить от одних единиц измерения к другим;

- строить прямые, лучи, обозначать их;

- изображать координатный луч, отмечать на нем заданные числа, называть число, соответствующее данному делению на координатном луче;

- аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

- осмысливать ошибки и устранять их;

- участвовать в диалоге.

Сложение и вычитание натуральных чисел

- алгоритм арифметических действий над многозначными числами;

- определение компонентов при сложении и вычитании;

- как найти неизвестный компонент при сложении и вычитании;

- свойства сложения и вычитания;

- определение числового и буквенного выражения;

определение уравнения и корня уравнения.


- читать числовые и буквенные выражения;

- составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;

- упрощать буквенные выражения с помощью свойств сложения и вычитания;

- работать в парах и МГ, соблюдая коммуникативные нормы;

- решать уравнение на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Умножение и деление натуральных чисел

- свойства умножения натуральных чисел;

- понятие квадрата и куба числа;

- определение компонентов при умножении и делении;

- правила выполнения порядка действий.


- решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;

- решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами );

- умножать и делить натуральные числа, читать их;

- выполнять деления с остатком, называть получившийся ответ;

- возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий;

- проверить, какие вычисления выполнены правильно, а какие – нет;

- составлять конспект.

Площади и объемы

- формулы пути, площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;

- основные единицы измерения площадей, объемов.


- вычислять по формулам, записывать формулы и упрощать их;

- переходить от одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;

- находить площадь поверхности и объем параллелепипеда;

- определять адекватные способы решения учебной задачи.

Обыкновенные дроби

- понятие круга и окружности, их элементы;

- определение правильных и неправильных дробей, равных дробей;

- правила сложения и вычитания дробей.


- строить окружность по заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;

- читать дроби, записывать, изображать на координатном луче;

- решать основные задачи на дроби;

- сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;

- записывать частное в виде дроби и наоборот, применять свойство деления суммы на число;

- складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

- выделять целую часть, записывать частное в виде смешанного числа;

- аргументировано рассуждать и обобщать, приводить примеры;

- самостоятельно выбрать рациональный способ решения заданий.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

- определение десятичной дроби и название разрядных единиц десятичной дроби;

- правило сравнения десятичных дробей;

- правило округления чисел с недостатком и избытком;

- правило сложения и вычитания десятичных дробей.


- записывать и читать десятичные дроби;

- отмечать десятичные дроби на координатном луче;

- сравнивать десятичные дроби;

- складывать и вычитать десятичные дроби;

- решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями;

- работать в парах и МГ, соблюдая коммуникативные нормы.

Умножение и деление десятичных дробей

- правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 …;

- правила умножения и деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;

- правила умножения и деления десятичных дробей;

- определение среднего арифметического, средней скорости.

- умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;

- делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;

- обращать обыкновенную дробь в десятичную;

- умножать и делить дробь на 0,1; 0,01; 0,001 …;

- находить среднее арифметическое нескольких чисел.


Инструменты для вычисления и измерения

- определение процента, его запись, чтение;

- как решать задачи на применение процентов;

- определение угла, прямого, развернутого, острого, тупого;

- определение градуса, величину прямого и развернутого углов.


- выполнять вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;

- обращать десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать задачи на проценты;

- называть углы, находить равные, строить углы;

- пользоваться транспортиром, находить и строить углы.

- читать и строить круговые диаграммы.




Тематические контрольные работы


Контрольная работа №1 «Обозначение натуральных чисел»

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Контрольная работа № 3 по теме: «Числовые и буквенные выражения. Уравнения».

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел».

Контрольная работа № 5 по теме: «Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач».

Контрольная работа №6 «Площади и объемы»

Контрольная работа № 7 «Обыкновенные дроби. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей».

Контрольная работа № 8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Контрольная работа № 9 «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Контрольная работа № 10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».

Контрольная работа № 11 «Умножение и деление десятичных дробей».

Контрольная работа № 12 «Основные задачи на проценты».

Контрольная работа № 13 «Построение и измерение углов».



Литература


  1. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/ [авт.-сост. В. И. Жохов]. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 31 с.

  2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.

  3. Контрольные и самостоятельные работы по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 класс» / М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 127 с.

  4. Гусева И.Л.., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс. Общая ред.: Татур А.О. – М.: «Интеллект-центр», 2009 – 144 с.

  5. Математика 5-6 класс. Тесты для промежуточной аттестации. / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, Л.С. Ольховой, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону:Легион, 2008. -144с.

  6. Математика 5-6 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.Е. Тульчинская. – 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. -96 с.

  7. Математика. 5 класс. Тематические тесты. Тренажёр: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. — Ростов-на-Дону: Легион, 2013. – 80 с.

  8. Контрольно-измерительные материалы. Математика. 5 класс / Сост. Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2013. – 96 с.













ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


учебного материала по математике в 5 классе по учебнику

Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда

при 5 уроках в неделю

2014-2015 уч. год


урока

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Пример.

сроки

изучения

Умения

Виды

контроля


СР

КР

Т

ТЗ

§ 1. Натуральные числа и шкалы (15 уроков)

1-3

Обозначение натуральных чисел, п. 1

3



+




4-6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник, п. 2

3






7,8

Плоскость. Прямая. Луч, п. 3

2


+




9-11

Шкалы и координаты, п. 4

3


+




12-14

Меньше или больше, п. 5

3






15

Контрольная работа №1 «Обозначение натуральных чисел»

1



+



§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 урок)





16-20

Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6

5


Уметь:

Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел.

Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи, находить их значения. Классифицировать.

Решать уравнения, выполнять проверку.

Определять понятия, приводить доказательства.

Применять свойства сложения и вычитания при вычислениях.

Составлять конспект.

+




21-24

Вычитание, п. 7

4


+




25

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1



+



26-28

Числовые и буквенные выражения, п. 8

3


+




29-31

Буквенная запись свойств сложения и вычитания, п. 9

3


+




32-35

Уравнение, п. 10

4


+




36

Контрольная работа №3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнения»

1



+



§ 3. Умножение и деление натуральных чисел (27 уроков)





37-41

Умножение натуральных чисел и его свойства, п. 11

5


Уметь:

Выполнять умножение и деление натуральных чисел.

Решать уравнения, выполнять проверку.

Решать задачи:

- требующие понимания смысла «больше (меньше) на… (в…)»;

- на зависимости между величинами;

- на части.

Упрощать выражения, применяя законы арифметических действий.

Делить с остатком, применять теорему о делении с остатком.

Возводить число в квадрат и куб.

Составлять конспект.

+




42-46

Деление, п. 12

5


+










47,48

Деление, п. 12 (продолжение)

2






49-51

Деление с остатком, п. 13

3


+




52

Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»

1



+



53-57

Упрощение выражений, п. 14

5


+




58-60

Порядок выполнения действий, п. 15

3






61,62

Квадрат и куб, п. 16

2


+




63

Контрольная работа №5 «Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач»

1



+



§ 4. Площади и объемы (12 уроков)





64,65

Формулы, п. 17

2


Уметь:

Переводить одни единицы измерения в другие.

Находить площади квадрата, прямоугольника,

объем прямоугольного параллелепипеда.

Построить прямоугольный параллелепипед.





66,67

Площадь. Формула площади прямоугольника, п. 18

2






68-70

Единицы измерения площадей, п. 19

3


+




71

Прямоугольный параллелепипед, п. 20

1






72-74

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда, п. 21

3


+




75

Контрольная работа №6 «Площади и объемы»

1



+



§ 5. Обыкновенные дроби (23 урока)





76-77

Окружность и круг, п. 22

2




Уметь:

Строить окружность заданного радиуса.

Сравнивать дроби.



Уметь:

Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Выделять целую часть из неправильной дроби. Обращать смешанное число в неправильную дробь.

Решать три задачи на дроби.

Складывать и вычитать смешанные числа. Составлять алгоритмы.





78-81

Доли. Обыкновенные дроби, п. 23

4




+








82-84

Сравнение дробей, п. 24

3


+




85,86

Правильные и неправильные дроби, п. 25

2






87

Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей»

1



+



88-90

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п. 26

3


+




91,92

Деление и дроби, п. 27

2






93,94

Смешанные числа, п. 28

2


+




95-97

Сложение и вычитание смешанных чисел, п. 29

3




+


98

Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

1



+



§ 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 уроков)





99,100

Десятичная запись дробных чисел, п. 30

2


Уметь:

Читать, записывать, сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби до заданного разряда. Классифицировать. Составлять алгоритмы.





101-103

Сравнение десятичных дробей, п. 31

3


+




104-108

Сложение и вычитание десятичных дробей, п. 32

5


+




109-110

Приближенные значения чисел. Округление чисел, п. 33

2




+


111

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1



+



§ 7. Умножение и деление десятичных дробей (26 уроков)





112-114

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п. 34

3


Уметь:

Умножать, делить десятичные.

Решать задачи на все действия с десятичными дробями.

Находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Составлять алгоритмы.

+




115-119

Деление десятичных дробей на натуральные числа, п. 35

5


+










120

Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1



+



121-125

Умножение десятичных дробей, п. 36

5


+




126-132

Деление десятичных дробей, п. 37

7


+




133-136

Среднее арифметическое чисел, п. 38

4




+


137

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»

1



+



§ 8. Инструменты для вычислений и измерений (17 уроков)





138,139

Микрокалькулятор, п. 39

2





Уметь:

Выполнять измерение и построение углов.

Решать три вида задач на проценты.

Представлять информацию в удобном виде.

Составлять конспект.





140-144

Проценты, п. 40

5


+




145

Контрольная работа №12 «Основные задачи на проценты»

1



+



146-148

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник, п. 41

3






149-151

Измерение углов. Транспортир, п. 42

3


+




152,153

Круговые диаграммы, п. 43

2






154

Контрольная работа №13 «Построение и измерение углов»

1



+



Повторение. Решение задач (16 уроков)





155

Натуральные числа и шкалы

1







156

Сложение и вычитание натуральных чисел

1







157

Умножение и деление натуральных чисел

1





+


158

Площади

1







159

Объемы

1





+


160

Инструменты для вычислений и измерений

1






+

161

Сложение и вычитание обыкновенных дробей

1



+




162

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

1







163

Умножение и деление десятичных дробей

1





+


164,165

Проценты

2



+




166,167

Уравнения

2



+




168,169

Текстовые задачи

2



+




170

Итоговая контрольная работа за курс математики 5 класса

1




+







Рабочая программа по математике для 5 класса
  • Математика
Описание:

Рабочая программа основного курса по математике для 5 класса составлена в соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 уч. г., федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы «Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В. И. Жохов] – М.: Мнемозина, 2010».

Количество часов в год – 170.

Основные образовательные технологии - технология проблемно-диалогического обучения и ИКТ.

Формы контроля - Устный опрос. Математический диктант. Самостоятельная работа. Тест. Контрольная работа.

Автор Новоселова Татьяна Михайловна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Математика
Подраздел Планирования
Просмотров 262
Номер материала 18672
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓