Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского
муниципального района Хабаровского края
«Рассмотрено»
На заседании МС
Протокол № ___
от«__»________2014г.
|
«Рассмотрено»
На заседании ПС
Протокол № ___
от«__»________2014г.
|
«Утверждаю»
Руководитель МБОУ СОШ № 1 с.Троицкое
________/Смирнова М.В./
Приказ№___ от «__»____ 2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя математики
Пальчевской Татьяны Александровны
по математике (алгебре)для 10 класса (базовый
уровень)
2014 – 2015 учебный год
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа по математике (алгебре) для обучающихся10 общеобразовательного
класса МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского
муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в
соответствии с требованиями федерального компонента государственного
образовательного стандарта (2004 г.), Примерной программы математике среднего
(полного) общего образования, авторской программы С.М. Никольского и др.
(М.;Просвещение 2010 г.), Положением МБОУ СОШ №1 «О
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебного курсов, предметов,
дисциплин (модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией
Потапов, М.К.,
Шепелева Ю.В.
Выбор авторской программы для
разработки рабочей программы связан с тем, что данная программа подходит к учебнику Алгебра и
начала математического анализа. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений:
базовый и профильный уровни / С.М. Никольский [и др.]. – М.: Просвещение, 2008.
– (МГУ – школе).
Цель рабочей программы – создание условий для планирования
организации и управления образовательным процессом по математике (алгебра).
Согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Троицкое
на 2014-2015 учебный год в 10 классе (базовый уровень) на алгебру отводится 2,5
часа в неделю. В 2014-2015 учебном году в 10 классе (базовый уровень) 35 учебных недель, таким образом, планируется
проведение 88 часов.Предусмотрено 6 тематических контрольных работ: “Действительные
числа. Рациональные уравнения и неравенства”, “Кореньстепени n”.“Степень
положительного числа”, “Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и
неравенства”, “Синус и косинус угла. Тангенс и котангенс угла”, “Формулы
сложения. Тригонометрические функции числового аргумента”. И одна итоговая
контрольная работа. Планируется проведение 11 самостоятельных работ и 4
проверочных работы.
Виды контроля: текущий, периодический (тематический), итоговый,
самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Формами организации
образовательного процессаявляются
традиционные уроки, контрольная работа, проверочная работа, самостоятельная
работа, работа в группах, индивидуальная работа, работа в парах, игровая форма
урока.
Технологии обучения: информационные технологии, метод проектов, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций
обучающихся:
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
При реализации рабочей программы достигаются цели:
–формируются
представления об идеях и методах математики; о математике как универсальном
языке науки;
– обучающиеся овладевают
математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных
дисциплин;
– развиваются логическое
мышление, алгоритмическая культура, математическое мышление и интуиция,
необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в
области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
– воспитание средствами
математики культуры личности через знакомство с историей развития математики;
понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
На основании требований Государственного
образовательного стандарта в содержании учебно-тематического планирования
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи
обучения:
·
приобретение
математических знаний и умений;
·
овладение
обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
·
освоение
компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
В результате изучении математики на базовом уровне
ученик должен
Знать / понимать:
●
значение математической науки
для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время
ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов
и явлений в природе и обществе;
● значение практики и вопросов, возникающих в самой
математике для формирования и развития математической науки;историю развития
понятия числа, универсальный характер закона логики математических рассуждений,
их применимость во всех областях человеческой деятельности;
● вероятностный
характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь:
●
выполнятьарифметические действия, сочетая устные и письменные приемы,
применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной
степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при
необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при
практических расчетах;
● проводить по
известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих
степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
● использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени,
радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к
справочным материалам и простейшим вычислительным устройствам;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь:
● определять значение
функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
●строить графики
изученных функций;
● описывать по
графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
● решать уравнения;
● использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их
графически, интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь:
● решать
рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства,
простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;
● составлять
уравнения и неравенства по условия задачи;
● использовать для
приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
● использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ
ВЕРОЯТНОСТИ
уметь:
● решать простейшие
комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных
формул;
● вычислять в
простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
● использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков,
и информации статистического характера.
В результате освоения содержания программы
учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков
и способов деятельности:
1.
Познавательная
деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою
познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов,
процессов.
2.
Информационно-коммуникативная
деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме
в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать
определения, приводить доказательства.
3.
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной
деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения,
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров
по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Требования к подготовке учащихся по алгебре в 10
классе в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской)
программой по предмету.
Определение места и роли учебного курса,
предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в
соответствии с государственным образовательным стандартом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического
стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе
математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления
естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация,
анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают
механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать
и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления. В ходе решения
задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры
человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с
методами познания действительности, что включает понимание диалектической
взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе
математики, его отличиях от методов естественных наук, об особенностях
применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение
математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и
изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные
представления.
В 10 классе хорошо просматриваются межпредметные связи
с уроками геометрии, физики, химии, биологии, географии, практическое
распространение теоретического материала на другие области наук. При работе широко используются: физика –
«Действительные числа», «Степенная функция», химия – «Действительные числа»,
биология – « Действительные числа», «Показательная функция».
1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1.
Действительные числа(7 часов).
Понятие действительного числа. Множества чисел. Метод
математической индукции. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Основная цель – систематизировать
известные и изучить новые сведения о действительных числах; овладеть методом
математической индукции и научиться применять его при решении задач.
2.
Рациональные уравнения и неравенства(12
часов).
Рациональные выражения. Формулы бинома Ньютона, суммы
и разности степени. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений.
Метод интервалов решения неравенств. Рациональные неравенства. Нестрогие
неравенства. Системы рациональных неравенств.
Основная цель – сформировать
умения решать рациональные уравнения и неравенства.
3. Корень степени n (6 часов).
Понятие функции и
ее график. Функция . Понятие корня степени n. Корни
четной и нечетной степени. Арифметический корень. Свойства корней степени n.
Основная цель –освоить
понятия корня степени n и арифметического корня; выработать умение
преобразовывать выражения, содержащие корни степени n.
4. Степень положительного
числа (8 часов).
Степень с
рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Понятие
предела последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Число е. степень с иррациональным показателем. Показательная функция.
Основная цель –усвоить
понятия рациональной и иррациональной степеней положительного числа и
показательной функции.
5. Логарифмы(5
часов).
Понятие логарифмы.
Свойства логарифмов. Логарифмическая функция.
Основная цель –освоить
понятия логарифма и логарифмической функции, выработать умение преобразовывать
выражения, содержащие логарифмы.
6. Показательные и
логарифмические уравнения и неравенства(7 часов).
Простейшие
показательные уравнения. Простейшие логарифмические уравнения. Уравнения,
сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Простейшие показательные
неравенства. Простейшие логарифмические неравенства. Неравенства, сводящиеся к
простейшим заменой неизвестного.
Основная цель –сформировать
умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
7. Синус и косинус угла (7 часов).
Понятие угла. Радианная мера угла. Определение синуса
и косинуса. Основные формулы для синуса и косинуса. Арксинус. Арккосинус.
Основная цель –освоить
понятия синуса и косинуса произвольного угла, изучить свойства функций угла: sin α и cos α.
8. Тангенс и
котангенс(4 часов).
Тангенс, котангенс
произвольного угла. Основное тригонометрические тождества. Формулы приведения.
Арктангенс. Арккотангенс.
Основная цель –освоить
понятия тангенса и котангенса произвольного угла, изучить свойства функций
угла: tg α и ctg α.
9. Формулы сложения (7 часов).
Косинус разности и косинус суммы двух углов. Формулы
для дополнительных углов. Синус суммы и синус разности двух углов сумма и
разность синусов и косинусов. Формулы двойных и половинных углов. Произведение
синусов и косинусов. Формулы для тангенсов.
Основная цель – освоить
формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, выработать умение
выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с
использованием выведенных формул.
10. Тригонометрические функции числового
аргумента (5 часов).
Функция . Функция . Функция . Функция .
Основная цель –изучить
свойства основных тригонометрических функций и их графиков.
11. Тригонометрические уравнения и неравенства
(6 часов).
Простейшие тригонометрические уравнения. Уравнения,
сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Применение основных
тригонометрических формул для решения уравнений. Однородные уравнения. Введение
вспомогательного угла.
Основная цель – сформировать
умение решать тригонометрические уравнения и неравенства.
12. Вероятность событий (4 часа).
Понятие вероятности. Свойства вероятностей событий.
Основная цель – овладеть
классическим понятием вероятности события, изучить его свойства и научиться
применять их при решении несложных задач.
13. Повторение (10 часов).
Повторение курса алгебры и начал анализа за 10 класс.
Основная цель –обобщить изученный материал по функциональным линиям.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
поалгебре
предмет
Количество часов
Всего 88 часов; в неделю 2,5 часа.
Планирование составлено на основепрограммы общеобразовательного учреждения по
математике, составитель Т.А. Бурмистрова, М.: - Просвещение, 2010.
Программа(название, автор, издательство, год издания)
Учебник С.М. Никольский и
др. Алгебра и начала математического анализа: учеб.для 10 кл. общеобразоват.
учреждений: базовый и профил. уровни. – М.:Просвещение, 2008.
(автор, название, издательство, год издания)
С.Р.
|
Самостоятельная работа
|
К.Р.
|
Контрольная работа
|
Дата
(месяц, четверть)
|
№
учебного занятия
|
Раздел, тема
|
Часы
|
Формы контроля результата
|
1 четверть
сентябрь
|
1-7
|
Действительные числа
|
7
|
|
сентябрь
октябрь
|
8-19
|
Рациональные уравнения и неравенства
|
12
|
С.Р., С.Р., П.Р., К.Р. №1
|
октябрь
2 четверть
ноябрь
|
20-25
|
Корень n-ой степени
|
6
|
С.Р., К.Р. № 2
|
ноябрь
декабрь
|
26-33
|
Степень положительного числа
|
8
|
С.Р., К.Р. № 3
|
декабрь
|
34-38
|
Логарифмы
|
5
|
С.Р.
|
3четверть
январь
февраль
|
39-46
|
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
|
8
|
П.Р., С.Р., К.Р. № 4
|
февраль
|
47-53
|
Синус и косинус
|
7
|
С.Р.
|
февраль
март
|
54-57
|
Тангенс и котангенс угла
|
4
|
С.Р., К.Р. № 5
|
март
4 четверть
апрель
|
58-64
|
Формулы сложения
|
7
|
П.Р., С.Р.
|
апрель
|
65-69
|
Тригонометрические функции числового аргумента
|
5
|
С.Р., К.Р. № 6
|
апрель
|
70-74
|
Тригонометрические уравнения и неравенства
|
5
|
С.Р.
|
апрель
май
|
75-78
|
Элементы теории и вероятностей
|
4
|
|
май
|
79-88
|
Повторение
|
10
|
П.Р., К.Р.
|
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Четверть
Формы контроля
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
Учебный год
|
количество
|
Самостоятельная работа
|
2
|
3
|
4
|
2
|
11
|
Проверочная работа
|
1
|
0
|
2
|
1
|
4
|
Контрольная работа
|
1
|
2
|
2
|
2
|
6
|
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По теме “Действительные числа”.
Знать/ понимать:
– значение математической науки для решения задач,
возникающих в теории и практики;
– идеи расширения числовых множеств как способа
построения математического аппарата для решения практических задач и внутренних
задач математики.
Уметь решать простейшие комбинаторные задачи с
использованием известных функций.
По теме “Рациональные уравнения и
неравенства”.
Знать / понимать значение идей, методов и результатов алгебры и
математического анализа.
Уметь:
– проводить преобразования буквенных выражений;
– выполнять разложения по формуле бинома Ньютона;
–доказывать равенства и сокращать дроби, используя
бином Ньютона;
– рациональные уравнения;
– решать системы уравнений с двумя переменными.
Однородные уравнения;
– находить решать рациональные неравенства;
– решать рациональные неравенства;
– решать неравенства с применением графических
представлений;
– решать нестрогие неравенства;
– выбирать способ решения;
– решать системы рациональных неравенств;
– решать системы неравенств с применением графических
представлений.
По теме “Корень
степени n”/
Знать:
– понятие корня степени n;
– что не существует корня четвертой степени из
отрицательного числа.
Уметь:
– определять значение функции по значению аргумента
при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять
преобразования графиков;
– находить значения корня натуральной степени;
– проводить преобразования числовых и буквенных
выражений, включающих степени и радикалы;
– определять значение функции по значению аргумента
при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять
преобразования графиков.
Тема завершается
контрольной работой № 2 “Корень степени n”.
По теме“Степень
положительного числа”.
Знатьсвойства функции
Уметь:
– находить значения степени с рациональным
показателем;
– проводить преобразования числовых и буквенных
выражений, включающих степени и радикалы;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– находить сумму бесконечно убывающей прогрессии;
– вычислить значения числовых и буквенных выражений;
– находить значения корня, степени с рациональным
показателем. Используя при необходимости вычислительные устройства;
– строить график показательной функции;
– читать графики;
– графически решать показательные функции.
По теме “Логарифмы”.
Знать:
– основные свойства логарифма;
– логарифмическое тождество.
Уметь:
– находить значение логарифма;
– выполнять преобразования, опираясь на свойства;
– находить значение числового выражения;
–строить графики изученных функций;
–выполнять преобразования графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и
свойства функций.
По теме “Показательные
и логарифмические уравнения и неравенства”
Знать:
– методы решения простейших показательных и
логарифмических уравнений;
– способы решения показательных неравенств.
Уметь:
– решать показательные уравнения, логарифмические
уравнения, показательные неравенства, логарифмические неравенства;
– неравенства с применением графических представлением
свойств функции;
– классифицировать неравенства;
– решать неравенства рациональным способом;
– оценивать правильность выполнения действий.
По теме “Синус и косинус угла”
Знать:
– понятия синуса и косинуса произвольного угла;
– основное тригонометрическое тождество;
– формулы приведения;
– понятия арксинус и арккосинус углу.
Уметь:
– отмечать на единичной окружности точки,
соответствующие углам;
– значения “табличных” углов;
– различать способ и результат действия;
– проводить преобразования выражений, включающих
тригонометрических.
По теме “Тангенс и
котангенс”
Знать:
– основные формулы для тангенса и котангенса;
– понятие арктангенс и арккотангенс.
Уметьпроводить преобразования выражений, включающих
тригонометрических функций.
По теме “Формулы сложения”
Знать:
– формулы приведения;
– формулы синуса суммы и синуса разности двух углов;
– формулы суммы и разности синусов и косинусов;
– формулы двойных и половинных углов;
– формулы произведения синусов, косинусов и тангенсов.
Уметь:
– применять формулы косинуса разности и косинуса суммы
двух углов;
– применять формулы приведения;
– применять формулы синуса суммы и синуса разности
двух углов;
– выполнять преобразования, используя соответствующие
формулы;
– доказывать тригонометрические тождества;
– выполнять преобразования и вычисления, используя
соответствующие формулы.
По теме “Тригонометрические функции числового
аргумента”
Знать:
– определение функции ; ее свойства;
– определение функции ; ее свойства;
– определение функции;; их свойства.
Уметь:
– строить график функции ; определять промежутки возрастания и
убывания;
– сравнивать функции ;
– строить график функции ; определять промежутки возрастания и
убывания;
– сравнивать функции ;
– строить график функции; ; определять промежутки возрастания и
убывания.
По теме “Тригонометрические уравнения и
неравенства”
Знать:
– какие уравнения называют простейшими тригонометрическими;
– приемы решения тригонометрических уравнений;
– основное тригонометрическое тождество;
– формулы сложения;
– приемы понижения кратности угла и понижения степени
уравнения;
– какое уравнение называют однородным
тригонометрическим;
– как вводится вспомогательный угол;
– способы решения однородного тригонометрического
уравнения и неравенства.
Уметь:
– решать простейшие тригонометрические уравнения;
– применять метод замены неизвестного;
– применять основные тригонометрические формулы для
решения уравнения;
– решать однородные тригонометрические уравнения.
По теме “Вероятность событий”
Знать,что называют вероятностью события;
Уметь:
– анализировать, определять тип события
(достоверное, невозможное, несовместное);
– вычислять вероятность события (любого, достоверного,
суммы, произведения).
5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект включает в себя:
1. Алгебра и начала математического анализа.
10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни /
С.М. Никольский [и др.]. – М.: Просвещение, 2011. – (МГУ –школе).
2. Потапов, М.К. Алгебра и начала анализа:
дидактические материалы для 10 кл. / М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2011.
3. Потапов, М.К. Алгебра и начала
математического анализа: 10 кл.: базовый и профил. уровни: кн. для учителя /
М.К. Потапов, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2009.
4. Алгебра и начала математического анализа.
Программы общеобразовательных учреждений 10-11 класс, составитель Т.А.
Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010.
5. Шепелева, Ю.В. Алгебра и начала
математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профильный
уровни / Ю.В. Шепелева. – М.: просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Вавилов, В.В. Начала анализа: задачник: 10
– 11 кл.: учебное пособие для общеобразоват. учебных заведений / В.В. Вавилов [и
др.]. – М.: Дрфа, 1996.
2. Математика в школе: науч.-теор. и метод.
журн. - .: Школа-Пресс, 2004 – 2010.
3. Математика: учеб.-метод. газ. – М.:
Издательский дом “Первое сентября”, 2004 – 2010.
4. Самсонов, П.И. Математика: полный курс
логарифмов. Естественно-научный профиль / П.И. Самсонов. – М.: Школьная Пресса,
2005.
5. Комплект таблиц по алгебре и началам
анализа за 10 класс.
Технические
средства обучения:
1.
Компьютер;
2. Проектор;
3. Доска.
Программные
средства:
1.
Операционная система WindowsХР;
2. Редактор
презентаций MicrosoftPowerPoint.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.