Пояснительная записка
Рабочая программа
по математике составлена и реализуется компонента на основе следующих
документов:
1.
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта основного общего образования по математике.
2.
Программы общеобразовательных учреждений.
Алгебра. 7-9 классы / авт.-сост. Бурмистрова Т.А. – М. Просвещение, 2009.
3.
Сборника рабочих программ. Геометрия. 7-9
классы / авт.-сост. Бурмистрова Т.А. – М. Просвещение, 2011.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно
федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования
отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс
Примерная
программа по математике для 7Г класса
рассчитана на 170 учебных часов. Алгебра
I четверть — 5 часов в неделю, II III IV четверти — 3 часа в неделю. Геометрия - II III IV четверти — 2 часа в
неделю. Контрольные работы составляются с учетом
обязательных результатов обучения. В течение учебного года проводится 15
контрольных работ
Рабочая
программа по алгебре и геометрии 7 класса направлено на достижение следующих
целей:
·
овладение системой математических знаний и умений,
необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
·
интеллектуальное развитие, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление,
элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность
к преодолению трудностей;
·
формирование представлений об идеях и методах
математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
·
воспитание культуры личности, отношения к
математике как к части общечеловеческой куль туры, понимание значимости
математики для научно-технического прогресса.
Характеристика
учебного предмета
Содержание математического образования в
основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного
математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности
содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки
фундаментального ядра применительно к основной школе.
Содержание математического образования в VII
классе включает следующие разделы: алгебра, функции, геометрия.
Содержание каждого из этих разделов разворачивается в
содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания
математического образования на данной ступени обучения.
Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся
математического аппарата для решения задач из разных разделов математики,
смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение
математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений
реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса
информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование
символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их
способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется
вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками
конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и
исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию
у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли
математики в развитии цивилизации и культуры.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся
пространственное воображение и логическое мышление путем систематического
изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и
применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного
характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической
интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью
геометрических знаний.
В ходе освоения содержания алгебры и
геометрии обучающиеся получают возможность:
·
развить представления о числе и роли вычислений в
человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных,
письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
·
овладеть символическим языком алгебры, выработать
формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению
математических и нематематических задач;
·
изучить свойства и графики элементарных функций,
научиться использовать функционально-графические представления для описания и
анализа реальных зависимостей;
·
развить пространственные представления и
изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии,
познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
·
получить представления о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об
особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
·
развить логическое мышление и речь – умения
логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить
примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и
доказательства; .
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе
преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся
перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то,
чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
планирования и
осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и
конструирования новых алгоритмов;
решения
разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач,
требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской
деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и
формулирования новых задач;
ясного, точного,
грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования
различных языков математики (словесного, символического, графического),
свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
проведения
доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска,
систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных
информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные
информационные технологии.
Результаты
обучения
Результаты
обучения представлены в Требованиях к
уровню подготовки и задают систему итоговых результатов
обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и
достижение которых является обязательным условием положительной аттестации
ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем
компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние
два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Тематическое
планирование
№№
п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Выражения,
тождества,
статистические
характеристики.
|
22 часа
|
2
|
Функции.
|
12 часов
|
3
|
Степень
с натуральным показателем.
|
13 часов
|
4
|
Многочлены.
|
18часов
|
5
|
Формулы
сокращенного умножения.
|
18 часов
|
6
|
Системы
линейных уравнений.
|
16 часов
|
7
|
Повторение.
|
19часов
|
|
ИТОГО
|
118 часов
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО
КУРСА
Алгебра
1.
Выражения,
тождества, уравнения (18 часов). Статистические характеристики (4часа).
Числовые выражения с
переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение. Корень уравнения.
Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом
составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель –
систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических
выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7
класса является связующим звеном между курсам математики 5-6 классов и курсом
алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и
обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений
числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила
действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с
рациональными числами являются опорным для всего курса алгебры. Следует выяснить,
насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать
повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений
должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем
курса алгебры.
В связи с
рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о
неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении
преобразований выражений формально – оперативные умения остаются на том же
уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся
понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное
преобразование выражений», Подчеркивается, что основу тождественных
преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль
теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения
осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится
вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются
на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного
уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое
внимание уделяется решению уравнений вида ax = b при
различных значения a и b. Продолжается работа по формированию у учащихся
умения использовать аппарат уравнений как средства для решения текстовых задач.
Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы
завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими
характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся
должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в
несложных ситуациях.
2. Функции (12 часов).
Функция, область
определения функции. Вычисление значений функций по формуле. График функции.
Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель –
ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой
пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является
начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь
вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции,
график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой.
Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной
теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле
значение функций по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по
графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия
получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида –
прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко
используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики.
Учащиеся должны знать и понимать, как влияет знак коэффициента на расположение
в координатной плоскости графика функции y = kx,
где k ≠ 0, как зависит от значений k и b
взаимное расположение графиков двух функций вида y = kx + b.
Формирование всех
функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение
конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей
между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса
алгебры.
3. Степень с натуральным показателем (13
часов).
Степень с натуральным
показателем и ее свойства. Одночлен. Функции y = x2
, y = x3
и их
графики.
Основная цель – выработать
умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение
степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже
встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением
значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени
с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным
показателем. На примере доказательства свойств am an =
am+n , am :
an = a m-n , где m > n,
(am )n = amn ,
(ab)n = an bn учащиеся впервые знакомятся с
доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства
степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов
и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений,
содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций y = x2
, y = x3
позволяет
продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций.
Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции y = x2
: график
проходит через начало координат, ось Oy является его осью симметрии, график расположен в
верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций y = x2
и y = x3
используется
для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены (18 часов).
Многочлен. Сложение,
вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель –
выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и
разложение многочленов на множители.
Данная тема играет
фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные
преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально –
оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными
дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы
начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени
многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с
многочленами – сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что
сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде
многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как
составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому
нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены
основные алгоритмы.
Серьезное внимание в
этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за
скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования
находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах,
особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся
встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при
решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в
ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения,
а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений
включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы
сокращенного умножения (18 часов).
Формулы (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b
2 , (a ± b)3 = a3 ± 3a2 и + 3ab2 ± b3 , (a ± b)(a2
± ab + b2 ) = a3 ± b3 . Применение формул сокращенного умножения в
преобразованиях выражений.
Основная цель –
выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях
целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме
продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные
преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (a – b)(a + b) = a2 - b
2 , (a ± b)2
= a2 ± 2ab + b
2 .
Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки,
уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными
рассматриваются также формулы (a ± b)3 = a3 ± 3a2
и + 3ab2 ± b3
,
a3 ± b3
= (a ± b)( a2 ± ab + b 2 ). Однако они находят меньшее применение в курсе,
поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их
использование.
6. Системы линейных
уравнений (16 часов).
Система уравнений. Решение
системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая
интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель – ознакомить
учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными,
выработать умения решать системы уравнений и применять их при решении текстовых
задач.
Изучение системы уравнений
распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы
и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с
введеченного взяния понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему
упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя
переменными в целых числах. Основное место в данной теме занимает изучение
алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом
подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно
расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение
систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык
уравнений.
7. Повторение. (19 часов).
Закрепление изученного материала
Геометрия
№№
п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
1
|
Основные свойства
простейших геометрических фигур
|
11 часов
|
2
|
Треугольники
|
15часов
|
3
|
Параллельные прямые
|
10 часов
|
4
|
Соотношение между
сторонами и углами треугольника
|
13 часов
|
5
|
Повторение.
|
13 часа
|
|
ИТОГО
|
52 часа
|
1. Начальные геометрические сведения (11
часов).
Простейшие геометрические фигуры: прямая,
точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение
отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная
мера угла. Смежные и вертикальные углы, из свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель – систематизировать знания
учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие
равенства фигур.
В данной теме вводятся основные
геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе
наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из
курса математики 1 – 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на
начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном
виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства
геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом
данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе
наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться
практическим приложениям геометрических понятий
2 Треугольник.(15 часов)
Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высота треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью
циркуля и линейки.
Основная цель – ввести понятие теоремы;
выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных
признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и
линейки.
3. Параллельные прямые (10 часов).
Признаки параллельности прямых. Аксиома
параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель – ввести одно из важнейших
понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и
аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых,
связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест
лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем
при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач.
4. Соотношения между сторонами и углами
треугольника ( 13 часов).
Сумма углов треугольника. Соотношение между
сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные
треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем
элементам.
Основная цель – рассмотреть новые интересные
и важные свойства треугольников..
При решении задач на построение в 7 классе
следует ограничится только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В
отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы
исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием
задачи.
5 Решение задач на повторение (3часа)
Основные требования к уроню подготовки
обучающихся
Обучающиеся должны
знать/понимать:
·
математический язык;
·
существо понятия
математического доказательства; приводить примеры доказательств;
·
существо понятия алгоритма;
приводить примеры алгоритмов;
·
как использовать математические
формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и
практических задач;
·
как математически определенные
функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого
описания;
·
каким образом геометрия
возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и
утверждений о них, важных для практики
В
результате изучения курса математики 7-го класса учащиеся должны
Алгебра
уметь:
§ составлять
буквенные выражения и формулы по условиям задачи; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать
их формул одну переменную через другую;
§ выполнять
основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители
используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки,
формулы сокращенного умножения; выполнять тождественные преобразования
целых выражений, используя формулы сокращенного умножения;
§ решать
линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;
§ решать
текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,
проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
§ находить
значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или
таблицей; находить область определения функции.
Геометрия
уметь:
§ пользоваться
геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
§ распознавать
на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их
частные виды), различать их взаимное расположение;
§ изображать
геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять
преобразование фигур;
§ вычислять
значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
§ решать
геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между
ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
§ проводить
доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы,
обнаруживая возможности для их использования;
§ решать
простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Элементы
логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности
уметь:
§ находить среднее арифметическое, размах, моду, медиану.
Использовать
приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной
жизни для:
§ выполнения
расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между
реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
§ моделирования
практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием
аппарата математики;
§ решения
практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства);
§ построений
геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).;
владеть компетенциями: познавательной,
коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие
жизненно-практические задачи:
- самостоятельно
приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группах,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
-
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
-пользоваться
предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации.
Используемый учебно-методический комплекс:
- Жохов, В. И. Уроки алгебры в 7 классе [Текст] / В. И. Жохов,
Г. Д. Карташева. - М. : Просвещение, 2010.
- Макарычев, Ю. К Алгебра : учебник для 7 класса
общеобразовательных учреждений [Текст] / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г.
Миндюк, С. Б. Суворова ; под ред. С. А. Теляков-ского. - М. : Просвещение,
2010.
- Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс
[Текст] / Л. И. Звавич, Л. В. Куз нецова, С. Б. Суворова. - М. : Просвещение,
2009.
- Л. С. Атанасян и др. Геометрия. Учебник для
7-9 классов. «Просвещение». 2010
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.