Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя
общеобразовательная школа »
Новодугинского района Смоленской
области
«РАССМОТРЕНО» Протокол
заседания методического объединения учителей от _________№___
Руководитель МО
________________________
|
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора школы по УВР
________________________
«____»____________201 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО»
Протокол
заседания педагогического совета от____________ №___
Председатель
педагогического совета
______________________
|
Рабочая программа
По
предмету ______математика___
Класс
(уровень)________6_____базовый_____
Количество
часов по программе _170_________
Учитель _____________________Яковская С.А._
2014
Пояснительная
записка
Данная
рабочая программа по математике разработана на основе:
1.
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897;
2.
Примерной программы по
учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011;
3.
Программа по математике
для 5-6 класса к учебнику Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова,
А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, автора-составителя В.И.Жохов М.:
Мнемозина, 2010;
4.
Требованиям
примерной образовательной программы образовательного учреждения.
Данная рабочая программа ориентирована на использование
учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда (М.: Мнемозина,
2013год).
Цели обучения
Изучение
математики направлено на достижение следующих целей:
·
В
направлении личностного развития:
ü развитие
логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному
эксперименту;
ü формирование
у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
ü воспитание
качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать
самостоятельные решения;
ü формирование
качеств мышления, необходимых для адаптации в современном интеллектуальном
обществе;
ü развитие
интереса к математическому творчеству и математических способностей.
·
В
метапредметном направлении:
ü формирование
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и современного общества;
ü развитие
представлений о математике как о форме описания и методе познания
действительности;
ü формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческой деятельности.
·
В
предметном направлении:
ü овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в
старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни
(систематическое развитие числа, выработка умений устно и письменно выполнять
арифметические действия над обыкновенными дробями и рациональными числами,
перевод практических задач на язык математики, подготовка учащихся к
дальнейшему изучению курсов «Алгебра» и «Геометрия», формирование умения
пользоваться алгоритмами);
ü создание
фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления,
характерных для математической деятельности.
Задачи обучения
Изучение
учебного предмета «Математика» направлено на решение следующих задач:
·
формирование
вычислительной культуры и практических навыков вычислений;
·
формирование
универсальных учебных действий, основ учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
·
ознакомление
с основными способами представления и анализа статистических данных, со
статистическими закономерностями в реальном мире, приобретение элементарных
вероятностных представлений;
·
освоение
основных фактов и методов планиметрии, формирование пространственных
представлений;
·
интеллектуальное
развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической
деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в
обществе;
·
развитие
логического мышления и речевых умений: умения логически обосновывать суждения,
проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический);
·
развитие
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, воспитание
понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общая
характеристика учебного предмета
В курсе
математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии:
арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия.
Содержание
линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся
математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных
навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться
алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению
практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание
линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке,
показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических
действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических
действий.
Содержание
линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся
первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает
основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и
пространственные представления.
Линия «Вероятность
и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий
его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего,
для формирования у учащегося функциональной
грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию,
представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих
реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
Место
предмета
Отбор
материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов:
систематизации знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие
обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной
направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей,
актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания
воспринимаемого материала.
На изучение математики в 6
классе в МКОУ «Высоковская СОШ» отводится 5 ч в неделю, итого 170 ч за учебный
год. В том числе 15 контрольных работ, включая итоговую контрольную работу.
Требования
к уровню подготовки обучающихся к окончанию 6 класса
Требования
к результатам освоения учебного курса обучающимися с описанием планируемых
предметных, личностных и метапредметных результатов обучения.
Личностные:
1)
ответственное
отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2)
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3)
умение
ясно, четко, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
4)
иметь
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5)
критичность
мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
6)
креативность
мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических
задач;
7)
умение
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8)
формирование
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений.
Метапредметные:
1)
способность
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2)
умение
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3)
способность
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решен6ия;
4)
умение
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения и выводы;
5)
умение
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
6)
развитие
способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
7)
формирование
учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ;
8)
развитие
способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей
жизни;
9)
первоначальное
представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки
и техники;
10)
умение
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11)
умение
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12)
умение
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их
проверки;
13)
понимание
сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
14)
умение
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
15)
способность
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
Предметные:
Предметным результатом изучения
курса является сформированность следующих умений:
Предметная область
«Арифметика»
·
выполнять
устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и
десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические
операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
·
переходить
от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде
обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты —
в виде дроби и дробь – в виде процентов
·
выполнять
арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;
находить значения числовых выражений;
·
округлять
целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с
избытком, выполнять оценку числовых выражений;
·
пользоваться
основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать
более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
·
решать
текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с
пропорциональностью величин, дробями и процентами;
·
решать
линейные уравнения.
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе c
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата
вычисления, с использованием различных приемов.
Предметная область
«Алгебра»
·
составлять
буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать
из формул одну переменную через остальные;
·
решать
линейные уравнения;
·
изображать
числа точками на координатной прямой;
·
определять
координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих
зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в
справочных материалах;
Предметная область
«Геометрия»
·
распознавать
изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
·
изображать
изученные геометрические фигуры;
·
распознавать
на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
Предметная область «Элементы логики,
комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
·
извлекать
информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять
таблицы, строить диаграммы;
·
решать
комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с
использованием правила умножения;
·
вычислять
средние значения результатов измерений;
·
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для распознавания логически некорректных рассуждений; анализа реальных числовых
данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц.
Содержание
программы.
Изучаемый материал
|
Кол-во часов
|
Контрольные работы
|
Делимость чисел.
|
20
|
1
|
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
|
22
|
2
|
Умножение и деление обыкновенных дробей.
|
31
|
3
|
Отношения и пропорции.
|
18
|
2
|
Положительные и отрицательные числа.
|
13
|
1
|
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
|
11
|
1
|
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
|
12
|
1
|
Решение уравнений.
|
13
|
2
|
Координаты на плоскости.
|
13
|
1
|
Повторение.
|
13
|
1
|
ИТОГО
|
170
|
15
|
1. Делимость
чисел (20 ч).
Делители и
кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5,
9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые
множители.
Основная цель —
завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий
с обыкновенными дробями.
2. Сложение и
вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч).
Основное
свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю.
Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель —
выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
3. Умножение и
деление обыкновенных дробей (31 ч).
Умножение и
деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель —
выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения
основных задач на дроби.
5.
Отношения
и пропорции (18 ч).
Пропорция.
Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о
прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб.
Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель —
сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
5. Положительные
и отрицательные числа (13 ч).
Положительные и
отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический
смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой.
Координата точки.
Основная цель —
расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
6.
Сложение
и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч).
Сложение и
вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель —
выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных
чисел.
7.
Умножение
и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч).
Умножение и
деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе.
Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических
действий для рационализации вычислений.
Основная цель —
выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными
числами.
8. Решение
уравнений (13ч).
Простейшие
преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных
уравнений.
Основная цель —
подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
9. Координаты на
плоскости (13 ч).
Построение
перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника
и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и
ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель —
познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
10. Повторение.
Решение задач (13ч).
Планируемые
результаты изучения математики в 6 классе
Выпускник
научится:
·владеть понятиями,
связанными с делимостью натуральных чисел
·выражать числа в
эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной
ситуации
·сравнивать и
упорядочивать рациональные числа;
·выполнять
вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы
вычислений, применение калькулятора
·использовать
понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе
решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные
практические расчёты
·использовать в
ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными
значениями величин
·использовать
начальные представления о множестве действительных чисел
·решать основные
виды рациональных уравнений с одной переменной
·понимать уравнение
как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных
реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом
·распознавать на
чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические
фигуры
·распознавать
развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и
конуса
·строить развёртки
куба и прямоугольного параллелепипеда
·определять по
линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот
Выпускник получит
возможность:
· познакомиться с
позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10
· углубить и развить
представления о натуральных числах и свойствах делимости
·
использовать
приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать
вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ
·
развить
представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных
чисел; о роли вычислений в практике
·
развить
и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические
и непериодические дроби)
·
понять,
что числовые данные, которые используются для характеристики объектов
окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи
приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о
погрешности приближения
·
понять,
что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью
исходных данных
·
овладеть
специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять
аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных
предметов, практики
·
приобрести
первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного
мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы,
диаграммы
·
вычислять
объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных
параллелепипедов
·
углубить
и развить представления о пространственных геометрических фигурах
·
применять
понятие развёртки для выполнения практических расчётов
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.