Главная / Математика / Рабочая программа по математике 6 класс

Рабочая программа по математике 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Володинская средняя общеобразовательная школа»

Кривошеинского района Томской области







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖАЮ

Заместитель директора Директор школы ___________

__________Красуцкая Т.П. Груздева Ю.П.

Приказ № _____

от «___» __________20___г.





Рабочая программа

по математике


6 класс







Учитель Звягинцева Татьяна Михайловна







2014 - 2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели обучения

     Изучение математики в 6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в5-6 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.




Содержание рабочей программы

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.


Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • авторского тематического планирования учебного материала;



Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально- техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется разработке методик применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися.  Цель создания данной рабочей программы – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания математики в 6 классе.


Компьютерное обеспечение уроков


       В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

   При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

 Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Место предмета в базисном учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 6 классах отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю.




    Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Цели обучения:

·               овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

·               интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

·               формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

·               воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Основные развивающие и воспитательные цели

Развитие:

·               Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

·               Математической речи;

·               Сенсорной сферы; двигательной моторики;

·               Внимания; памяти;

·               Навыков само и взаимопроверки.

·               Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

 

Воспитание:

·               Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

·               Волевых качеств;

·               Коммуникабельности;

·               Ответственности.

 

Содержание обучения

 

Делимость чисел. Делители и кратные. Признаки делимости на 2; 3; 5; 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач. Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.

 

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел

 

Умножение и деление обыкновенных дробей. Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения

 

Положительные и отрицательные числа. Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

 

Отношения и пропорции. Пропорции. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорций. Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

 

Решение уравнений. Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.

 

Координаты на плоскости. Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся

 

Знания  - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром. Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Навыки- это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний.

 

Глава

Знать и понимать:

 

Уметь:

1.Делимость чисел

 

Знать и понимать:

-       Делители и кратные числа.

-       Признаки делимости на 2,3,5,10.

-       Простые и составные числа.

-       Разложение числа на простые множители.

-       Наибольший общий делитель.

-       Наименьшее общее кратное.

 

-       Находить делители и кратные числа.

-       Находить наибольший общий делитель двух или трех чисел.

-       Находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел.

Раскладывать число на простые множители

2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Знать и понимать:

-       Обыкновенные дроби.

-       Сократимая дробь.

-       Несократимая дробь.

-       Основное свойство дроби.

-       Сокращение дробей.

-       Сравнение дробей.

-       Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

 

Уметь:

-       Сокращать дроби.

-       Приводить дроби к общему знаменателю.

-       Складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями.

Сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей. 

3.Умножение обыкновенных дробей

 

Знать и понимать:

-       Умножение дробей.

-       Нахождение части числа.

-       Распределительное свойство умножения.

Уметь:

-       Умножать обыкновенные дроби.

Находить часть числа.

 

4.Деление обыкновенных дробей

 

Знать и понимать:

-       Взаимно обратные числа.

-       Нахождение числа по его части.

 

Уметь:

-       Находить число обратное данному.

-       Выполнять деление обыкновенных дробей.

-       Находить число по его дроби.

-       Находить значения дробных выражений

5.Отношение и пропорции

 

Знать и понимать:

-       Отношения.

-       Пропорции.

-       Основное свойство пропорции.

-       Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.

Уметь:

-       Составлять и решать пропорции.

Решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости

 

Знать и понимать:

-       Формула длины окружности.

-       Формула площади круга.

-       Масштаб. Шар.

Уметь:

-       Решать задачи по формулам.

Решать задачи с использованием масштаба.

6.Положительные и отрицательные числа       ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА  

 

      

Знать и понимать:

-       Противоположные числа.

-       Координаты на прямой.

-       Модуль числа.

Уметь:

-       Находить для числа противоположное ему число.

-       Находить модуль числа.

Сравнивать рациональные числа.

7. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Знать и понимать:

-       Правило сложения отрицательных чисел.

-       Правило сложения двух чисел с разными знаками.

-       Вычитание рациональных чисел

-       Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Уметь:

-       Складывать числа с помощью координатной плоскости.

-       Складывать и вычитать рациональные числа.

 

8.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

 

Знать и понимать:

-       Понятие рациональных чисел.

 

Уметь:

-       Выполнять умножение и деление рациональных чисел

-       Применять свойства действий с рациональными числами для преобразования выражений

9.Решение уравнений

 

Знать и понимать:

-       Подобные слагаемые.

-       Коэффициент выражения.

-       Правила раскрытия скобок.

 

Уметь:

-       Раскрывать скобки.

-       Приводить подобные слагаемые

-       Применять свойства уравнения для нахождения его решения.

10.Координаты на плоскости

 

Знать и понимать:

-       Перпендикулярные прямые.

-       Параллельные прямые.

-       Координатная плоскость.

-       Координаты точки.

-       Столбчатая диаграмма.

-       График зависимости.

 

Уметь:

-       Изображать координатную плоскость.

-       Строить точку по заданным координатам.

-       Находить координаты изображенной в координатной плоскости точки.

-       Строить столбчатые диаграммы.

-       Находить значения величин по графикам зависимостей

 

Технологии, методики:

v         личностно ориентированное обучение;

v         уровневая дифференциация;

v           проблемное обучение;

v           информационно-коммуникационные технологии;

v          технология  проектного обучения;

v           здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса математики в 6 классе предполагает

·        использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;

·        использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала,

·        использование электронных тренажёров для отработки навыков по основным темам курса математики 6 класса.

      Средствами реализации новых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения,  которые позволяют достичь  личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить:

    проблемное обучение;

   поисково-исследовательскую (задачную) технологию обучения;

      модульную технологию;

    коллективную систему обучения (КСО)

         На стыке урочной и внеурочной деятельности школьников наиболее эффективны исследовательские и проектные методы. Невозможно представить современное обучение без использования средств, предоставляемых  информационно-коммуникационными технологиями.

         Ещё один из путей совершенствования процесса обучения математике – это продиктованный идеологией стандартов метапредметный подход.

 

   Программы составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике.

 

Система уроков условна, но все, же выделяются следующие виды:

 

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач .Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня облученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

 


Учебник: Виленкин Н.Я и другие. Математика. Учебник для 6 класса «Мнемозина», 2011.

















6 класс Учебно - тематическое планирование



Четверть

Содержание материала

Количество часов


ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ

20


Делители и кратные

3


Признаки делимости на 10, на 5, на 2

2


Признаки делимости на 9 и на 3

3


Простые и составные числа

1


Разложение на простые множители

3


Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа

3


Наименьшее общее кратное

4


Контрольная работа № 1

1


СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ

25


Основное свойство дроби

3


Сокращение дробей

4


Приведение дробей к общему знаменателю

5


Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

6


Контрольная работа № 2

1


Сложение и вычитание смешанных чисел

5


Контрольная работа № 3

1


УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ

31


Умножение дробей

5


Нахождение дроби от числа

5


Применение распределительного свойства умножения

3


Взаимно обратные числа

2


Контрольная работа № 4

1


Деление

5


Нахождение числа по его дроби

5


Дробные выражения

4


Контрольная работа № 5

1


ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ

23


Отношения

2


Пропорции

4


Прямая пропорциональная зависимость

3


Масштаб

2


Длина окружности

3


Контрольная работа № 6

1


Обратная пропорциональная зависимость

3


Площадь круга

2


Шар

2


Контрольная работа № 7

1







Четверть

Содержание материала

Количество часов


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА

12


Координаты на прямой

2


Противоположные числа

2


Модуль числа

3


Сравнение чисел

2


Измерение величин

2


Контрольная работа № 8

1


СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

14


Сложение чисел с помощью координатной прямой

2


Сложение отрицательных чисел

2


Сложение чисел с разными знаками

4


Вычитание

5


Контрольная работа № 9

1


УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ

14


Умножение

4


Деление

4


Рациональные числа

2


Свойства действий с рациональными числами

3


Контрольная работа № 10

1


РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ

17


Раскрытие скобок

4


Коэффициент

2


Подобные слагаемые

3


Контрольная работа № 11

1


Решение уравнений

6


Контрольная работа № 12

1


КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ

12


Перпендикулярные прямые

2


Параллельные прямые

2


Координатная плоскость

2


Столбчатые диаграммы

2


Графики

3


Контрольная работа № 13

1


ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА

6


Решение задач

3


Решение уравнений

2


Итоговая контрольная работа

1











Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. – М.:Мнемозина,2010.

  1. Учебник: «Математика 6 класс» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. М.: Мнемозина,2011г



Литература для учителя

  1. Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.

  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.

  3. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.

  4. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.

  5. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.

  6. Диск. Математика поурочные планы. 5-6 классы по учебникам Н.Я. Виленкина и др.

 

Литература для учащихся

 

  1. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.

  2. Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 1995-1996.

  3. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.

  4. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.

  5. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/ С.С. Минаева-М.:Издательство «Экзамен»

  6. Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2009




Рабочая программа по математике 6 класс
  • Математика
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели обучения

     Изучение математики в 6 классах направлено на достижение следующих целей:

·               начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

·               продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

·               начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

·               продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в5-6 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, 

Автор Звягинцева Татьяна Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 222
Номер материала 44904
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓