Главная / Начальные классы / Рабочая программа по математике 4 КЛАСС УМК "Перспектива"

Рабочая программа по математике 4 КЛАСС УМК "Перспектива"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 г. Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан





«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/ /

Протокол № ------

«___»______________201 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_____________/./

«___»______________201 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Гимназии№1

__________ / /

Приказ №________


от «_____»___________201 г



Рабочая программа

по учебному предмету

«математика»

4 класс

Масловой Елены Васильевны

учителя первой категории











Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2010 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального его образования, авторской программы Г.В Дорофеев, Т.Н.Миракова. «Математика»

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учить. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями и задачами начального обучения математике являются:

-развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике» ,т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;

-формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной емкости арифметического материала;

- формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;

-развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами(длина, время, масса);

-знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами;

-математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

- освоение эвристических приемов рассуждений и интеллектуальных умений ,связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных;

- развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;

- расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика»;

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умение устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

-развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

-развитие математической речи;

-формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

-формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

-развитие познавательных способностей;

-воспитание стремления к расширению математических знаний;

-формирование критичности мышления;

-развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.



УМК «Перспектива», Учебник «Математика». 4 класс в 2 ч. М: «Просвещение», 2013 год. Г.В. Дорофеев, Т. Н. Миракова.

Рабочая программа рассчитана на 136 ч.,4 часа в неделю в соответствии с федеральным базисным учебным планом.



Результаты изучения курса

Личностные:

Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета(Явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать-решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметные

освоение знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.



Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты

  1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

  2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющимся мире на основе метода рефлексивной самореализации.

  4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

  6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выход из спорных ситуаций.

  7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

  8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты

  1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его не успеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

  2. Освоение начальных умений проектной деятельности.

  3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия.

  4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания исследования окружающего мира.

  7. Овладение различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео-, и графическим сопровождением.

  8. Формирование специфических для математики логических операций.

  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

  10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий».

  11. Умение работать в парах и в группах.

  12. Начальное представление о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

  13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий.

  14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а так же оценки их количественных и пространственных отношений.

  3. Овладение устной и письменной математической речью, основам логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, исполнение и построение алгоритмов.

  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значение, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Раздел «Числа и величины»

Выпускник научится:

  • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

  • устанавливать закономерность — правило, по которому оставлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр)

Выпускник получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по одному или нескольким ос­нованиям, объяснять свои действия;

  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Раздел «Арифметические действия»

Выпускник научится:

  • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случая; сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметически действия и находить его значение;

  • вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

  • проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

Выпускник научится:

  • анализировать задачу, устанавливать зависимость меж величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задач определять количество и порядок действий для решения задач выбирать и объяснять выбор действий;

  • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

  • оценивать правильность хода решения и реальность он та на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

  • решать задачи в 3—4 действий

  • находить разные способы решения задачи.

Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в простран­стве и на плоскости;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигу­ры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, тре­угольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью ли­нейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для ре­шения задач;

  • распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Раздел «Геометрические величины»

Выпускник научится:измерять длину отрезка;вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться:вычислять периметр и площадь нестандартной прямо­угольной фигуры.

Раздел «Работа с данными»

Выпускник научится:читать несложные готовые таблицы;заполнять несложные готовые таблицы;читать несложные готовые столбчатые диаграммы.Выпускник получит возможность научиться:читать несложные готовые круговые диаграммы.

  • достраивать несложную готовую столбчатую диа­грамму;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

  • распознавать одну и ту же информацию, представлен­ную в разной форме (таблицы и диаграммы);

  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;интерпретировать информацию, полученную при прове­дении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).




Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Количество часов

Контрольные

работы

тесты

проекты

1

Приемы рациональных вычислений


39

1

1


2

Нумерация


14

2


1

3

Сложение и вычитание


2

1



4

Умножение и деление многозначных чисел.




24



1



1

5

Умножение и деление величин


42

2

1

1

6

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 4 классе».



15

1

1



Всего

136

8

3

3









Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Дата


план

факт



Приемы рациональных вычислений (39 часов)




1

Повторение числа от 100 до 1000

Выполнять устно и письменно сложение и вычитание в пределах 1000; использовать знания таблицы умножения; решать задачи в 2- 3 действия



2

Повторение числа от 100 до 1000



3

Числовые выражения

Читать, записывать и сравнивать числовые выражения, записывать решение задачи числовым выражением



4

Числовые выражения



5


Диагональ многоугольника

Исследовать фигуру, выявлять свойства ее элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их.



6

Диагональ многоугольника



7

Приём рациональных вычислений, Группировка слагаемых

Сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный.



8

Приём рациональных вычислений, Группировка слагаемых



9

Округление слагаемых

Использовать свойства арифметических действий, приемы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений.



10

Округление слагаемых



11

Умножение чисел на 10 и 100

Обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера.



12

Умножение чисел на 10 и 100



13

Умножение числа на произведение

Сравнивать различные способы умножения числа на произведение.

Выбирать наиболее удобный способ вычисления.



14

Умножение числа на произведение



15

Умножение числа на произведение. Закрепление




16

Входная контрольная работа




17

Работа над ошибками. Окружность и круг

Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы



18

Среднее арифметическое

Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых.




19

Среднее арифметическое



20

Умножение двузначного числа на круглые десятки

Выполнять умножение двузначных чисел на круглые десятки в пределах 1000.



21

Умножение двузначного числа на круглые десятки



22

Скорость. Время. Расстояние.

Составлять и решать задачи, обратные задачам, характеризующим зависимость между скоростью, временем и расстоянием.



23

Скорость. Время. Расстояние.



24

Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления)

Выполнять письменное умножение двузначного числа на двузначное.



25

Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычисления)



26

Виды треугольников

Умение различать треугольники. Треугольник, длина сторон, равнобедренный, равносторонний, разносторонний




27

Виды треугольников



28

Тест по теме « Умножение двузначного числа».





29

Работа над ошибками. Деление круглых чисел на 10 и на 100.

Выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять стоимость в рублях и копейках



30

Деление числа на произведение


Выполнять различные способы деления числа на произведение. Выбирать наиболее удобный способ вычисления



31

Деление числа на произведение




32




Цилиндр


Находить в окружающей обстановке предметы цилиндрической формы. Исследовать и характеризовать свойства цилиндра





33

Цилиндр



34

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам

Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами



35

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам



36

Деление круглых чисел на круглые десятки


Выполнять устно деление на круглые десятки в пределах 1000. Использовать при делении числа на круглые десятки знание таблицы умножения на 10 и правила деления числа на произведение



37

Деление круглых чисел на круглые десятки


38

Деление на двузначное число. Закрепление.

Выполнять проверку действия деления разными способами; в пределах 1000 письменно деление на двузначное число



39

Деление на двузначное число. Закрепление.





Приемы рациональных вычислений (39 часов)




40


Нумерация. Тысяча. Счет тысячами.

Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на знании нумерации





41

Нумерация. Тысяча. Счет тысячами.

42

Десяток тысяч. Счет десятками тысяч.

Выполнять сложение и вычитание десятков тысяч. Моделировать ситуации, требующие умения считать десятками тысяч. Читать и записывать числа в пределах миллиона.



43

Десяток тысяч. Счет десятками тысяч.



44

Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Миллион

Выполнять счет сотнями тысяч.






45

Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Миллион

46

Виды углов

Алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертежного треугольника. Классифицировать углы на острые, прямые и тупые



47

Виды углов



48

Разряды и классы чисел

Называть разряды и классы чисел. Заменять многозначные числа суммой разрядных слагаемых



49

Разряды и классы чисел



50

Конус. Миллиметр.

Конструировать модель конуса по его развертке, исследовать и характеризовать свойства конуса. Заменять крупные единицы длины мелкими





51

Конус. Миллиметр.



52

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям


Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами.




53

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям




54

Центнер и тонна. Закрепление

Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу в центнерах и тоннах.




55

Центнер и тонна. Закрепление



56

Контрольнаяработа по теме: «Умножение и деление круглых чисел»




57

Работа над ошибками. Доли и дроби.

Называть и обозначать дробью доли предмета, разделенного на равные части



58

Доли и дроби.






Сложение и вычитание (2 часа)




59

Секунда. Сложение и вычитание величин.

Моделировать ситуации, требующие умения измерять время в секундах. Выполнять приемы письменного сложения и вычитания составных именованных величин



60

Секунда. Сложение и вычитание величин.






Умножение и деление многозначных чисел( 24 часа)



61

Умножение многозначного числа на однозначное число

Выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное




62

Умножение многозначного числа на однозначное число



63

Умножение на 10,100,1000,10000 и 100000. Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на 10,100,1000,10000 и 100000

Выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000, 100000



64

Умножение на 10,100,1000,10000 и 100000. Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на 10,100,1000,10000 и 100000



65

Нахождение дроби от числа

Решать задачи на нахождение дроби от числа





66

Нахождение дроби от числа

67

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи

Выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни, тысячи.




68

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи



69

Таблица единиц массы

Заменять крупные единицы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины



70

Задачи на движение в противоположных направлениях

Моделировать и решать задачи на встречное движение




71

Задачи на движение в противоположных направлениях



72

Умножение на двузначное число

Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число.




73

Умножение на двузначное число



74

Задачи на движение в одном направлении

Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи.




75

Задачи на движение в одном направлении

76

Закрепление изученных приемов умножения

Выполнять в пределах миллиона письменное умножение составной именованной величины на число



77

Тест по теме: «Задачи на движение»




78

Работа над ошибками. Повторение пройденного.






79

Повторение пройденного



80

Время. Единицы времени.




Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами времени






Умножение и деление величин ( 42 часа)



81

Умножение величин на число

Выполнять в пределах миллиона письменное умножение составной именованной величины на число.




82

Умножение величин на число



83

Таблица единиц времени

Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц времени



84

Таблица единиц времени



85

Деление многозначного числа на однозначное

Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на однозначное.



86

Деление многозначного числа на однозначное



87

Шар


Находить в окружающей обстановке предметы шарообразной формы.



88

Нахождение числа по его дроби

Решать задачи на нахождение числа по его дроби



89

Нахождение числа по его дроби



90

91

Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи

Выполнять деление многозначного числа на круглые десятки, сотни, тысячи, используя правило деления числа на произведение




Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи



92

Задачи на движение по реке

Моделировать и решать задачи на движение по реке.



93

Задачи на движение по реке



94

Задачи на движение по реке



95

Закрепление. Решение задач

Планировать решение задачи



96

Закрепление. Решение задач



97

Контрольная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное»




98


Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».




99

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».



100

Деление многозначного числа на двузначное


Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на двузначное число




101

Деление многозначного числа на двузначное



102

Деление величины на число. Деление величины на величину.

Выполнять письменно деление величины на число и на величину




103

Деление величины на число. Деление величины на величину.



104

Деление величины на число. Деление величины на величину.

Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами площади



105

Деление величины на число. Деление величины на величину.



106

Таблица единиц площади

Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот



107


108

Таблица единиц площади

Умножение многозначного числа на трехзначное



109



Умножение многозначного числа на трехзначное

Выполнять письменно умножение многозначного числа на трехзначное



110

Умножение многозначного числа на трехзначное . Тест





111


Работа над ошибками. Умножение многозначного числа на трехзначное.

Выполнять письменно умножение многозначного числа на трехзначное



112

Умножение многозначного числа на трехзначное.



113

Деление многозначного числа на трёхзначное число

Выполнять в пределах миллиона письменное умножение и деление многозначного числа на трехзначное число



114

Деление многозначного числа на трёхзначное число



115


Деление многозначного числа с остатком

Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа с остатком



116

Деление многозначного числа с остатком



117

Приём округления делителя

Использовать прием округления делителя для подбора цифры частного при делении многозначных чисел в пределах миллиона



118

Приём округления делителя



119

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

Выполнять в пределах миллиона умножение и деление многозначных чисел, в записи которых встречаются нули





120

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел



121

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел



Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 4 классе».



122


Контрольная работа за год.




123

Работа над ошибками. Повторение пройденного за 4 класс.

Работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат.




124

Повторение пройденного за 4 класс.



125

Повторение пройденного за 4 класс.



126

Повторение пройденного за 4 класс.



127

Контрольная работа по теме «Умножение и деление многозначного числа»




128

Работа над ошибками. Повторение величин и действий над ними.




129

Повторение устных вычислений





130

Повторение устных вычислений



131

Повторение письменных вычислений





132

Повторение геометрических фигур




133

Тестовая работа по теме: «Величина»




134

Работа над ошибками. Повторение долей и дробей

Составлять план работы.





135

Повторение долей и дробей



136

Закрепление пройденного за 4 класс

Работать в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат.









Нормы и критерии оценивания учащихся по математике



Особенности организации контроля по математике. В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки.



Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.



Грубые ошибки

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;

  • порядок действий, неправильное решение задачи;

  • не доведение до конца решения задачи, примера;

  • невыполненное задание.



Негрубые ошибки

  • нерациональные приёмы вычисления;

  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи;

  • неправильное списывание данных;

  • не доведение до конца преобразований.



За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.









Оценка устных ответов



 Оценка «5»

  • полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой  учебников;

  • изложил материал грамотным языком а определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и  символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графика, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конк­ретными примерами» применять их в новой: ситуации при выполнении практическою задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих воп­росов, сформированность и устойчивость используемых при ответе навыков и умений;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных воп­росов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Оценка «4», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостат­ков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математи­ческое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второсте­пенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Оценка «3»

    • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, дос­таточные для дальнейшего усвоения программного материала;

    • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятие, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

    • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательно­го уровня сложности по данной теме;

    • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умении и навыков.


Оценка «2»

    • не раскрыто основное содержание учебного материала;

    • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наибо­лее важное части учебного материала;

    • допущены ошибки в определении понятий при использовании матема­тическое терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выклад­ках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

-неправильный ответ на поставленный вопрос;

-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

-при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

-неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

-медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;

-неправильное произношение математических терминов.



Оценка письменных контрольных работ

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки письменной работы

Ошибки:

-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;

-неправильный выбор действий, операций;

-неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);

-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

-неверные вычисления в случае, когда цель задания - не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

-наличие записи действий;

-отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа.



Оценка «5» 

    • работа выполнена полностью;

    • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и
      ошибок;        

    • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).


Оценка «4»

    • работа выполнена полностью» но обоснования шагов решения недос­таточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специаль­ным объектом проверки);

    • допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).


Оценка «3»

    • допущены более одна ошибки или более двух-трёх недочётов в вык­ладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владе­ет обязательные умениями по данной теме в полной мере.













Учебно-методическое обеспечение

1. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. Математика.Учебник.4 класс. В 2 ч. М. : Просвещение, 2013г.

2. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012 г.

3. Л.Г. Петерсон. Поурочные разработки. 4 класс. Просвещение, 2012г.

4. Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. Методические рекомендации по математике. 4 класс. Просвещение, 2012 г.

5. Электронное приложение к учебнику «Математика», 4 класс (диск СD-RОМ), авторы Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова.



Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –

М. «Просвещение», 2010 г.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. —

М.: Просвещение, 2010 г

3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М. «Просвещение». 2009 г.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией А. Г. Асмолова –

М. «Просвещение», 2008 г.

5. Планируемые результаты начального общего образования, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой –

М. « Просвещение», 2009 г.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М. «Просвещение», 2009г

7. Сборник рабочих программ 1-4 классы «Перспектива»— М.: Просвещение, 2011г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по математике

Раздел «Числа и величины»

Задание базового уровня


Укажи последовательность чисел, составленную по правилу «Каждое следующее число на 8 меньше предыдущего». Отметь правильный ответ + .

  • 80, 72, 66, 58.

  • 100, 92, 84, 80.

  • 90, 82, 80, 72.

  • 72, 64, 56, 48.


Задание повышенного уровня


Выбери правило, с помощью которого составлено каждое последующее число последовательности:

8 20 44 92


Отметь правильный ответ +.


-Умножить предыдущее число на 3 и из результата вычесть 4.

-Умножить предыдущее число на 2 и к результату прибавить 4.

-Разделить предыдущее число на 2 и результат умножить на 5.

-Разделить предыдущее число на 4 и результат умножить на 10





Задание базового уровня


Запиши следующее число последовательности: 27, 36, 45, 54,----


Раздел «Арифметические действия»

Задание базового уровня


Организаторы соревнований по настольному теннису плани­руют купить 3000 мячей. Мячи продаются упаковками, по 25 штук в каждой. Сколько нужно купить упаковок? Отметь правильный ответ +-

12 □ 102 □ 120 □ 1200



Задание повышенного уровня


В школьных соревнованиях принимали участие 480 учеников. В них участвовало на 290 учеников меньше, чем в районных. Сколько учеников участвовало в районных соревнованиях

Ответ:

Умение: выполнять арифметические действия с использованием изученных алгоритмов (сложение, вычитание, умножении и деление на однозначное, двузначное числа в предела? 10 000).

Задание базового уровня


Вычисли: 2072 : 37.

Ответ:



Задание базового уровня


Для подарков купили конфеты. Всего оказалось 199 конфет В каждый подарок надо положить по 5 конфет. Сколько конфет останется?


Отметь правильный ответ +.


194 □ 40 □ 39 □ 4



Задание повышенного уровня


Для футбольной команды купили 18 билетов в один купейный вагон. Номера билетов с 1-го по 18-й. В скольких купе разместятся футболисты, если в каждом купе могут ехать 4 человека? Ответ:


Раздел «Работа с текстовыми задачами»


Задание базового уровня


Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трёх братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось? Отметь верное выражение для решения задачи +.

-30 – 4, □ 30 - (3 + 4), □ 30 - 4 х 3, □ (30 - 4) х 3



Задание повышенного уровня


В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном.Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном — 15 кг?

С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи? Отметь правильный ответ +.

- (12 + 4) х 10 х 15; □ 10 х 12 + 15 х 4;

-15 х 4 + 12х 10; □ 15 х 12 + 10 х 4.

Задание базового уровня


С какой скоростью может двигаться пешеход?

Отметь правильный ответ +.

- 4 км/ч, □ 20 км/ч ,□ 30 км/ч, □ 60 км/ч



Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

Задание базового уровня


Коля вырезал из бумаги геометрические фигуры. Какие фигуры имеют прямой угол? Отметь эти фигуры + .

hello_html_m2ac3f9c8.jpg




Задание повышенного уровня


Распредели фигуры, изображенные на рисунке 7, на группы Запиши название каждой группы и укажи номера фигур.


hello_html_42547c04.jpg




Задание базового уровня Нарисуй квадрат.

Нарисуй прямоугольник.

Раздел «Геометрические величины»

Задание базового уровня


Из проволоки длиной 24 см сделали рамку квадратной фор мы. Найди длину стороны рамки. Ответ: см.



Задание повышенного уровня


Какую длину (в сантиметрах) могут иметь стороны прямоугольника ABCD, если его площадь равна 48 см"? Запиши все возможные решения по образцу:



АВ

=

-

см



































ВС

=

-

см











































































Задание базового уровня


С помощью какого выражения можно вычислить периметр квадрата со стороной 12 см?


Отметь правильный ответ +.

12 : 4 , □ 12 х 12 , □ 12 х 4 ,□ 12 + 12



Задание повышенного уровня


В спортивном комплексе один бассейн квадратный, а другой — прямоугольный. Эти бассейны имеют одинаковый пери­метр 32 м. Длина прямоугольного бассейна равна 4 м. У какого из этих бассейнов большая площадь? Запиши решение.

Ответ: большую площадь имеет бассейн формы.

Умение: использовать представления о длине, периметре и площади для решения задач.

Задание базового уровня


Таня хочет обшить кружевом салфетку прямоугольной формы. Размеры салфетки 20 см и 30 см. Сколько сантиметров кружев потребуется Тане?


Отметь правильный ответ +.



11 50 см; □ 100 см; □ 600 см; □ 600 см2.


Задание повышенного уровня


Бассейн имеет форму квадрата со стороной 6 м. Длина шага Лены 50 см. За сколько шагов Лена обойдёт вокруг бассейна?

Ответ:

Раздел «Работа с данными»

Задание базового уровня


Толя спросил у шести своих друзей, какие книги они любят читать. Полученные результаты он представил в таблице.

Имя

Жанр книг

Сказки

Фантастика

Детективы

Ира

+



Таня

+

+

+

Равиль



+

Иван


+

+

Петя



+

Серёжа


+

+



Используй данные таблицы для ответа на следующие вопросы:


  1. Кто из ребят любит читать сказки? Запиши их имена. Ответ: .

  2. Кто из ребят любит читать и фантастику, и детективы? За пиши их имена.

Ответ: —



Задание повышенного уровня


В таблице для некоторых продуктов указано, сколько граммов этих продуктов содержится в чайной и столовой ложке. Эти данные могут пригодиться при приготовлении пищи.

Название продукта

Масса в граммах

в 1 столовой ложке

в 1 чайной ложке

Сахар (песок)

25

10

Манная крупа

30

15

Овсяные хлопья

15

5

Масло сливочное (растопленное)

20

5



Используя эту таблицу, ответь на следующие вопросы:

    1. Сколько граммов сахара содержится в одной чайной ножке?

Ответ:

    1. Как с помощью ложек отмерить продукты для приготовления одной порции манной каши, если для неё надо 45 г ман­ной крупы, 5 г сливочного масла и 5 г сахара?

Ответ: нужно взять манной крупы,

масла,

сахара.






Рабочая программа по математике 4 КЛАСС УМК "Перспектива"
  • Начальные классы
Описание:

Данная рабочая программа является авторской.УМК "Перспектива"Рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2010 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального его образования, авторской  программы Г.В Дорофеев, Т.Н.Миракова. «Математика»

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.   Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учить. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. 

Автор Маслова Елена Васильевна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 1023
Номер материала 5948
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓