ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к рабочей
программе
по математике
в 4 классе на
2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
нормативно-правовых документов:
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении
в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009 г. № 373); о внесении изменений в ФГОС НОО
(от 26.11.2010 г. № 1241);
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г.
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования».
·
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-
М.: Просвещение, 2012г.
· Методическое
письмо ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в
общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014 - 2015 учебном году»
(приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от
30.06.2014 г. № 03-02/4959.
· Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ № 95
·
Программа
по математике. А.Л. Чекин, Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам.
Базисный план внеурочной деятельности: 1-4кл.: в 2 ч.\Сост. Р.Г. Чуракова.- М.:
Академкнига /Учебник, 2013. – Ч. 1
Общая характеристика учебного предмета,
курса
Содержание всего курса можно представить как
взаимосвязанное развитие пяти содержательных линий:
Арифметическая линия, прежде
всего представлена материалом по изучению чисел. В 4 классе изучаются целые
числа от 0 до 1 000 000 и дробные числа. Знакомство с числами класса
миллионов и класса миллиардов обусловлено, с одной стороны, потребностями курса
«Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с
такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный
познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Дробные
числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В
дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой
основе выполняется процедура сравнения дробей. В 4 классе операция деления
рассматривается как частный случай операции деления с остатком.
Геометрическая линия выстраивается
следующим образом. В 4 классе геометрический материал сосредоточен главным
образом вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки
его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что
позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а
это, в свою очередь, даёт возможность вычислить площадь прямоугольного
треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с
помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника.
При этом следует иметь в виду, что знакомство
практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе
осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной)
ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.
Линия по изучению величин.
В 4 классе по привычной уже схеме изучается величина
«вместимость» и связанная с ней величина «объём». Осуществляется знакомство с
некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед,
пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).
Информационная линия.
В 4 классе учащимся приходится много работать с
таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объём
времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами,
характеризующими процесс движения работы, изготовления товара, расчёта
стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается
табличной записью.
В 4 классе происходит знакомство учащихся со
структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме.
Алгебраический материал традиционно
представлен такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение
этого материала приходится главным образом на 4 класс.
Курс математики
имеет следующие цели:
1.
Развитие
у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, а также
аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование,
систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных
и несущественных условий.
2.
Математическое
развитие младшего школьника: использование математических представлений для
окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;
формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ
логического мышления, пространственного воображения, математической речи и
аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать
обоснованные выводы.
3.
Освоение
начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и
практические задачи математическими средствами (вести поиск информации,
понимать значения величин и способов их измерения, использовать арифметические
способы для разрешения сюжетных ситуаций, работать с алгоритмами выполнения
арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений)
4.
Воспитание
критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Место
учебного предмета «Математика» в учебном плане
На математику программой предусмотрено 136 часов
из расчета 4 часа в неделю, что соответствует требованиям Областного
базисного учебного плана и учебного плана школы и включает следующие основные
разделы курса:
№
п/п
|
Название раздела
|
Кол-во часов
|
Обоснование на корректировку программы
|
По авторской
программе
|
По рабочей
программе
|
1
|
Числа и величины
|
12
|
12
|
Количество
часов на каждую тему выдержано в рабочей программе, но изучение каждой длится
в течение всего года и тесно переплетается с другими содержательными линиями.
|
2
|
Арифметические действия
|
50
|
50
|
3
|
Текстовые задачи
|
26
|
26
|
4
|
Геометрические фигуры и
их свойства
|
12
|
12
|
5
|
Геометрические величины
|
14
|
14
|
6
|
Работа с данными
|
22
|
22
|
|
Итого:
|
136
|
136
|
|
Распределение
количества часов по четвертям:
1
четверть – 36 часов
2
четверть – 28 часов
3
четверть – 40 час
4
четверть – 32 час
За год проводятся 5 контрольных работ: входная, за
1,2, 3 четверти, итоговая.
Планируемые
результаты освоения учебной программы
по
математике к концу 4-го года обучения:
В разделе «Числа и величины»
Обучающие научатся:
·
называть и записывать любое натуральное число до
1 000 000 включительно;
·
сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную
запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью
соответствующих знаков (>,<,=);
·
сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с
помощью соответствующих знаков (>,<,=);
·
распознавать правило, по которому может быть составлена данная
числовая последовательность.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
понимать количественный, порядковый и измерительный смысл
натурального ряда;
·
сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать
результаты сравнения с помощью соответствующих
знаков (>,<,=);
·
сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты
сравнения с помощью соответствующих знаков
(>,<,=);
В разделе «Арифметические
действия»
Обучающие научатся:
·
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе
законов и свойств этих
действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
·
выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и
двузначные на
основе законов и свойств этих действий и с использованием
таблицы умножения
однозначных чисел;
·
выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами
устно, письменно и с помощью калькулятора;
·
вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и
без скобок;
·
выполнять изученные действия с величинами;
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых
равенств.
В разделе «Геометрические
фигуры»
Обучающие научатся:
·
определять вид многоугольника;
·
определять вид треугольника;
·
изображать прямые лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки)
и обозначать их;
·
изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
·
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи
измерительной
линейки.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
·
выполнять измерение величины углов с помощью произвольной и
стандартной единицы этой величины;
·
сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и
составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и
«равновеликие» фигуры;
·
строить и использовать для решения задач высоту треугольника.
В разделе «Геометрические
величины»
Обучающие научатся:
· находить
длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
· вычислять
площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
· вычислять
площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
· распознавать
многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида)
и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих
фигур в окружающих
предметах;
· решать
задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объёма);
· измерять
вместимость в литрах;
· выражать
изученные величины в разных единицах.
Обучающиеся получат
возможность научиться:
· определять
величину угла и строить угол заданной величины при помощи
транспортира;
· измерять
вместимость в различных единицах;
· понимать
связь между литром и килограммом;
· понимать
связь вместимости и объёма;
· понимать
связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
· проводить
простейшие измерения и построения на местности;
· вычислять
площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя
соответствующие формулы.
В разделе «Текстовые задачи»
Обучающие научатся:
·
распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
·
понимать и использовать условные обозначения, используемые в
краткой записи задачи;
·
проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
·
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
·
различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
·
решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного
товара и при расчёте между продавцом и покупателем (с использованием
калькулятора);
·
решать задачи на движение одного объекта и совместное движение
двух объектов;
· решать
задачи на работу одного объекта и совместную работу двух объектов
·
решать задачи, связанные с расходом материала при производстве
продукции или выполнении работ.
Обучающиеся получат
возможность научиться
· находить
рациональный способ решения задачи (где это возможно);
· решать
задачи с помощью уравнений;
· видеть
аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса
работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей.
В разделе «Работа с
данными»
Обучающие научатся:
· использовать
таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
· читать
простейшие круговые диаграммы.
Обучающиеся получат
возможность научиться
· использовать
круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
· читать
круговые диаграммы с разделением круга на 2,3,4,6,8 равных долей;
· осуществлять
выбор соответствующей круговой диаграммы;
· строить
простейшие круговые диаграммы;
· понимать смысл
термина «алгоритм»;
· осуществлять
построчную запись алгоритма;
· записывать
простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.
Ожидаемые
результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Обучающие
научатся или получат возможность научиться:
В области
познавательных общих учебных действий:
· Подводить под
понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.
· Владеть общими
приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений.
· Проводить
сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный
способ
решения или верное решение.
· Строить
объяснение в устной форме по предложенному плану.
· Использовать
(строить) таблицы, проверять по таблице.
· Выполнять
действия по заданному алгоритму.
· Строить
логическую цепь рассуждений.
В области
коммуникативных учебных действий:
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области
регулятивных учебных действий:
контролировать
свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
В области
личностных учебных действий:
проявлять
познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Содержание
учебного предмета «Математика»
Числа
и величины (12 ч)
Натуральные и
дробные числа.
Новая разрядная единица – миллион. Знакомство с нумерацией чисел миллионов и
класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары
натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми
знаменателями.
Постоянные и переменные величины.
Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление
(выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.
Величины
и их измерение.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между
литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.
Арифметические
действия (50 ч)
Действия над числами и величинами.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».
Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие
однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя,
неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с
остатком.
Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления
многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.
Сложение и вычитание однородных величин.
Умножение величины на натуральное число как нахождение доли от величины.
Деление величины на дробь как нахождение величины по данной её части.
Деление величины на однородную величину как измерение.
Прикидка результата деления с остатком.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Элементы алгебры.
Буквенное выражение как выражение с переменной. Нахождение значения буквенного
выражения при заданных значениях переменной. Уравнение как равенство с
переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором,
на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе
свойств истинных числовых равенств.
Текстовые
задачи (26 ч)
Арифметические
текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую
процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы
(производительность труда, время, объём всей работы), процесс изготовления
товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчёта
стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными
способами.
Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его долям. части целого и целого
по его части.
Геометрические
фигуры (12 ч)
Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников.
Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма,
пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Геометрические
величины (14 ч)
Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего
прямоугольника.
Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных
треугольника.
Понятие об объём. Объём тел и вместимость сосудов. Измерение объёма тел
произвольными мерками.
Общепринятые единицы объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр,
кубический метр. Соотношения между единицами объёма, их связь с соотношениями
между соответствующими единицами длины.
Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объёма.
Работа
с данными (22 ч)
Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.
Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение
круговых диаграмм с разделением круга на 2,3,4,6,8,12 равных долей. Выбор
соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.
Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.
Описание
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для
полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и
методическое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
|
Примечания
|
Книгопечатная
продукция
|
Программа
по математике. А.Л.Чекин, Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам.
Базисный план внеурочной деятельности [Текст] : 1-4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г.
Чуракова-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч. 1 (Проект «Перспективная
начальная школа»)
Учебники
Чекин А.Л. Математика. 4 класс.: Учебник. В 2 ч. —
М.: Академкнига/Учебник, 2013
Рабочие тетради
и пособия
Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь
для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс.— М.: Академкнига/Учебник, 2013
Методические
пособия:
Чекин А.Л. Математика. 4 класс:
Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011
Для
учителя:
Захарова
О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции
знаний учащихся. - М.: Академкнига/Учебник, 2009
|
В программе
определены цели и ценностные ориентиры начального курса математики,
рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности
учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание
курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов
деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение.
Методический
аппарат учебников и рабочих тетрадей организует ориентировку учащихся при
формировании важнейших учебных действий и обеспечивает их поэтапную
отработку.
Текстовой
материал учебников соответствует духовно-нравственному развитию младших
школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба,
доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.)
В
тетрадях и пособиях рассматриваются теоретические основы курса математики,
основные положения программы. Многие задания ориентированы на коммуникативное
взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству
В
пособиях даются методические рекомендации организации по развитию основных
содержательных линий учебника; примерное тематическое планирование;
методические указания к заданиям; ожидаемые результаты к концу каждого года
обучения
В книгах
рассматриваются требования к обучению математике в начальных классах.
|
Печатные пособия
|
Наборы
сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной
программе по математике (в том числе в цифровой форме).
Словари
по математике
Счетный
и дидактический материал по математике
|
|
Технические
средства обучения
|
Классная доска с
набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор (по
возможности).
Видеомагнитофон
/ видеоплейер (по возможности).
Аудиоцентр /
магнитофон.
Мультимедийный
проектор
Экспозиционный
экран
Компьютер
Сканер
МФУ
Фотокамера
цифровая (по возможности).
|
С диагональю не
менее 72 см.
Размер не менее
150х150 см.
|
Экранно-звуковые
пособия
|
Мультимедийные
(цифровые образовательные ресурсы), соответствующие содержанию обучения (по
возможности).
Видеофильмы,
соответствующие содержанию обучения (по возможности).
|
|
Игры и игрушки
|
Настольные
развивающие игры, математическое лото, викторины
|
Оборудование
класса
|
Ученические
одно- и двухместные столы с комплектов стульев.
Стол учительский
с тумбой.
Шкафы для
хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски
для вывешивания иллюстрационного материала.
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.