Главная / Начальные классы / рабочая программа по математике 4 класс

рабочая программа по математике 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

по математике

в 4 классе на 2014 – 2015 учебный год


Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009 г. № 373); о внесении изменений в ФГОС НОО (от 26.11.2010 г. № 1241);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2012г.

  • Методическое письмо ЧИППКРО «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014 - 2015 учебном году» (приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 30.06.2014 г. № 03-02/4959.

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ НОШ № 95

  • Программа по математике. А.Л. Чекин, Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4кл.: в 2 ч.\Сост. Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига /Учебник, 2013. – Ч. 1


Общая характеристика учебного предмета, курса


Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти содержательных линий:

Арифметическая линия, прежде всего представлена материалом по изучению чисел. В 4 классе изучаются целые числа от 0 до 1 000 000 и дробные числа. Знакомство с числами класса миллионов и класса миллиардов обусловлено, с одной стороны, потребностями курса «Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. В 4 классе операция деления рассматривается как частный случай операции деления с остатком.


Геометрическая линия выстраивается следующим образом. В 4 классе геометрический материал сосредоточен главным образом вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а это, в свою очередь, даёт возможность вычислить площадь прямоугольного треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника.

При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия.

Линия по изучению величин.

В 4 классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объём». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус).


Информационная линия.

В 4 классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объём времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения работы, изготовления товара, расчёта стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью.

В 4 классе происходит знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме.


Алгебраический материал традиционно представлен такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4 класс.


Курс математики имеет следующие цели:

  1. Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование, систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

  2. Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

  3. Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами (вести поиск информации, понимать значения величин и способов их измерения, использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций, работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений)

  4. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Место учебного предмета «Математика» в учебном плане


На математику программой предусмотрено 136 часов из расчета 4 часа в неделю, что соответствует требованиям Областного базисного учебного плана и учебного плана школы и включает следующие основные разделы курса:


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Обоснование на корректировку программы

По авторской

программе

По рабочей

программе

1

Числа и величины

12

12

Количество часов на каждую тему выдержано в рабочей программе, но изучение каждой длится в течение всего года и тесно переплетается с другими содержательными линиями.

2

Арифметические действия

50

50

3

Текстовые задачи

26

26

4

Геометрические фигуры и их свойства

12

12

5

Геометрические величины

14

14

6

Работа с данными

22

22


Итого:

136

136



Распределение количества часов по четвертям:

1 четверть – 36 часов

2 четверть – 28 часов

3 четверть – 40 час

4 четверть – 32 час


За год проводятся 5 контрольных работ: входная, за 1,2, 3 четверти, итоговая.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по математике к концу 4-го года обучения:


В разделе «Числа и величины»

Обучающие научатся:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1 000 000 включительно;

  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>,<,=);

  • сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>,<,=);

  • распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального ряда;

  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>,<,=);

  • сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (>,<,=);


В разделе «Арифметические действия»

Обучающие научатся:

  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих

действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;

  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на

основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения

однозначных чисел;

  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;

  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;

    • выполнять изученные действия с величинами;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств.


В разделе «Геометрические фигуры»

Обучающие научатся:

  • определять вид многоугольника;

    • определять вид треугольника;

  • изображать прямые лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;

    • изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;

    • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной

линейки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять измерение величины углов с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;

  • сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;

  • строить и использовать для решения задач высоту треугольника.


В разделе «Геометрические величины»

Обучающие научатся:

  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;

  • вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;

    • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;

    • распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида)

и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих

предметах;

    • решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объёма);

    • измерять вместимость в литрах;

    • выражать изученные величины в разных единицах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи

транспортира;

  • измерять вместимость в различных единицах;

  • понимать связь между литром и килограммом;

  • понимать связь вместимости и объёма;

  • понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;

  • проводить простейшие измерения и построения на местности;

  • вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы.


В разделе «Текстовые задачи»

Обучающие научатся:

  • распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;

  • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;

    • проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;

    • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;

    • различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;

    • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора);

    • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов;

    • решать задачи на работу одного объекта и совместную работу двух объектов

    • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ.

Обучающиеся получат возможность научиться

  • находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);

  • решать задачи с помощью уравнений;

  • видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей.


В разделе «Работа с данными»

Обучающие научатся:

  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

  • читать простейшие круговые диаграммы.

Обучающиеся получат возможность научиться

  • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;

  • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2,3,4,6,8 равных долей;

  • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;

  • строить простейшие круговые диаграммы;

  • понимать смысл термина «алгоритм»;

  • осуществлять построчную запись алгоритма;

  • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.




Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения


Обучающие научатся или получат возможность научиться:


В области познавательных общих учебных действий:

  • Подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

  • Владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений.

  • Проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный

способ решения или верное решение.

  • Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

  • Использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.

  • Выполнять действия по заданному алгоритму.

  • Строить логическую цепь рассуждений.


В области коммуникативных учебных действий:

взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.


В области регулятивных учебных действий:

контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.


В области личностных учебных действий:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.


Содержание учебного предмета «Математика»


Числа и величины (12 ч)

Натуральные и дробные числа.

Новая разрядная единица – миллион. Знакомство с нумерацией чисел миллионов и класса миллиардов.

Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

Постоянные и переменные величины.

Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.

Арифметические действия (50 ч)

Действия над числами и величинами.

Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

Сложение и вычитание однородных величин.

Умножение величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

Деление величины на дробь как нахождение величины по данной её части.

Деление величины на однородную величину как измерение.

Прикидка результата деления с остатком.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры.

Буквенное выражение как выражение с переменной. Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной. Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи (26 ч)

Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объём всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его долям. части целого и целого по его части.

Геометрические фигуры (12 ч)

Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины (14 ч)

Площадь прямоугольного треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

Понятие об объём. Объём тел и вместимость сосудов. Измерение объёма тел произвольными мерками.

Общепринятые единицы объёма: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объёма, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объёма.

Работа с данными (22 ч)

Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2,3,4,6,8,12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.

Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция


Программа по математике. А.Л.Чекин, Р.Г. Чуракова. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст] : 1-4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч. 1 (Проект «Перспективная начальная школа»)





Учебники

Чекин А.Л. Математика. 4 класс.: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2013


Рабочие тетради и пособия

Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс.— М.: Академкнига/Учебник, 2013


Методические пособия:

Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011


Для учителя:

Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. - М.: Академкнига/Учебник, 2009

В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса математики, рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение.


Методический аппарат учебников и рабочих тетрадей организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий и обеспечивает их поэтапную отработку.

Текстовой материал учебников соответствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.)

В тетрадях и пособиях рассматриваются теоретические основы курса математики, основные положения программы. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству

В пособиях даются методические рекомендации организации по развитию основных содержательных линий учебника; примерное тематическое планирование; методические указания к заданиям; ожидаемые результаты к концу каждого года обучения

В книгах рассматриваются требования к обучению математике в начальных классах.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по математике (в том числе в цифровой форме).

Словари по математике

Счетный и дидактический материал по математике


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр / магнитофон.

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Сканер

МФУ

Фотокамера цифровая (по возможности).




С диагональю не менее 72 см.



Размер не менее 150х150 см.






Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые образовательные ресурсы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, математическое лото, викторины

Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстрационного материала.


























































Раздел

Дата

Тема

урока

ФГОС

Основные виды учебной деятельности учащихся


п/п

п/ф


Содержание курса

Планируемые результаты


1. Повторение

1


Сначала займёмся повторением

Таблица умножения однозначных чисел. Нумерация трехзначных чисел. Числовое выражение и его значение

Познавательные: Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать. Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме

Повторение таблицы умножения однозначных чисел

2


Сначала займёмся повторением

Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Периметр многоугольника

Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Распознавание геометрических фигур.

3


Сначала займёмся повторением

Единицы длины, массы, времени. Числовое выражение и его значение. Устные вычисления с натуральными числами

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

Сравнение именованных чисел. Решение текстовых задач арифметическим способом.

2. Задачи на кратное и разностное сравнение

4


Когда известен результат разностного сравнения

Устные вычисления с натуральными числами. Отношения «больше на ...», «меньше на...»

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Совершенствование вычислительных навыков

5


Когда известен результат разностного сравнения

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классифика

ции объектов

6


Когда известен результат кратного сравнения

Устные вычисление натуральными числами. Отношения «большее...», «меньшее ...»

Личностные: Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности

7


Когда известен результат кратного сравнения

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии


8


Учимся решать задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Прогнозирование результата вычисления, решения задачи

3. Класс миллионов.

Буквенные выражения
































































9


Алгоритм умножения столбиком




Письменные вычисления с натуральными числами


Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Выполнение арифметических действий




10


Алгоритм умножения столбиком

Письменные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Выделение познавательной цели. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

рефлексия и оценка процесса и результатов.

Выполнение арифметических действий


11


Поупражняемся в вычислениях столбиком

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Выполнение арифметических действий


12


Тысяча тысяч, или миллион

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Устная и письменная нумерация. Сравнение чисел на основе нумерации.

13


Разряд единиц миллионов и класс миллионов

Название, последовательность и запись многозначных чисел. Классы и разряды

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

14


Когда трех классов для записи числа недостаточно

Познавательные: Знаково-символические - моделирование


15


Входная контрольная работа

Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. Числовое выражение и его значение. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера

16


Анализ работ и работа над ошибками. Поупражняемся в сравнении чисел и повторим пройденное по теме «Нумерация многозначных чисел»

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =,<,>

Коммуникативные: Взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте, в группе.

Устная и письменная нумерация. Сравнение чисел на основе нумерации.

17


Может ли величина изменяться?

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Описание явлений и событий с использованием величин

18


Может ли величина изменяться?

Познавательные: Выделение познавательной цели.

19


Всегда ли математическое выражение является числовым?

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

20


Всегда ли математическое выражение является числовым?

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

21


Зависимость между величинами

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника

Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры

22


Зависимость между величинами


Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

рефлексия и оценка процесса и результатов.

23


Поупражняемся в нахождении значений зависимой величины

Установление зависимостей между величинами. Вычисление периметра многоугольника

Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Сравнение разных способов вычислений

4. Задачи на «куплю-продажу»












24


Стоимость единицы товара, или цена

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Коммуникативные: Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи

25


Стоимость единицы товара, или цена

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

26


Когда цена постоянна

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи

27


Учимся решать задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

28


Контрольная работа за 1 четверть



5. Деление с остатком










































29


Анализ работ и работа над ошибками. Деление на целое и деление с остатком

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия

30


Деление на целое и деление с остатком

Познавательные: логические -

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- подведение под понятия, выведение следствий

31


Неполное частное и остаток

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

32


Остаток и делитель

33


Когда остаток равен 0

Совершенствовать вычислительные навыки

34


Когда делимое меньше делителя

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов

Устные вычисления с натуральными числами

35


Деление с остатком и вычитание

36


Какой остаток может получиться при делении на 2?

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

37


Какой остаток может получиться при делении на 2?



38


Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Деление с остатком»


Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

Устные вычисления с натуральными числами

39


Запись деления с остатком столбиком

40


Способ поразрядного нахождения результата деления

Деление с остатком. Устные вычисления с натуральными числами

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

41


Поупражняемся в делении столбиком Вычисления с помощью калькулятора

Письменные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

рефлексия и оценка процесса и результатов.

Вычисления с помощью калькулятора


6. Задачи на движение

42


Час, минута и секунда

Единицы времени (час, минута, секунда)

Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Осуществление упорядочения предметов и математических объектов по времени, длине

43


Кто или что движется быстрее?

44


Длина пути в единицу времени, или скорость

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

45


Учимся решать задачи

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движение (пройденный путь, время, скорость). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа

7. Объём

46


Какой сосуд вмещает больше?

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)



Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).


47


Литр. Сколько литров?

Единицы вместимости (литр)

Описание явлений и событий с использованием величин

48


Вместимость и объем

49


Вместимость и объем

50


Кубический сантиметр и измерение объема

Единицы вместимости (литр)

Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Рассматривать соотношение единиц вместимости

51


Кубический дециметр и кубический сантиметр

52


Кубический дециметр и литр

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Рассматривать соотношение единиц вместимости

53


Литр и килограмм

Единицы вместимости (литр). Единицы массы (килограмм)

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

54


Разные задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Познавательные: логические -

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- подведение под понятия, выведение следствий

Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых наблюдений, опросов, поисков

55


Разные задачи

56


Поупражняемся в измерении объема

Единицы вместимости (литр)

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.

Знаково-символические - моделирование.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

установление причинно-следственных связей

доказательство

построение логической цепи рассуждений

8. Задачи о работе




57


Кто выполнил большую работу

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа

58


Производительность - это скорость выполнения работы

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи

59


Учимся решать задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие

модели)

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи

60


Контрольная работа за 1 полугодие


Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов

Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера

61


Анализ работ и работа над ошибками

Отрезки, соединяющие вершины многоугольника

Распознавание и изображение геометрических фигур

Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Выполнение геометрических построений

62


Разбиение многоугольника на треугольники

Распознавание и изображение геометрических фигур. Треугольник

Моделирование ситуаций геометрическими средствами

63


Записываем числовые последовательности

Запись числовых последовательностей

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых наблюдений, опросов, поисков

64


Работа с данными


Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

9. Деление столбиком

65


Деление на однозначное число столбиком

Деление с остатком. Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.


Письменные вычисления с натуральными числами

66


Деление на однозначное число столбиком

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами

67


Число цифр в записи неполного частного

Письменные вычисления с натуральными числами

Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (деления)

68


Число цифр в записи неполного частного

69


Деление на двузначное число столбиком

Письменные вычисления с натуральными числами

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Совершенствование вычислительных навыков

70


Деление на двузначное число столбиком

71


Алгоритм деления столбиком

Письменные вычисления с натуральными числами

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (деления)

72


Алгоритм деления столбиком

73


Сокращенная форма записи деления столбиком

Письменные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.

Знаково-символические - моделирование.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

установление причинно-следственных связей

доказательство

построение логической цепи рассуждений

Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера

74


Поупражняемся в делении столбиком

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач

10. Действия над величинами














75


Сложение и вычитание величин

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Выполнение арифметических действий


76


Умножение величины на число и числа на величину

77


Деление величины на число

Единицы длины, массы, объема, времени, площади


Выполнение арифметических действий


78


Нахождение доли от величины и величины по ее доле

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

79


Нахождение части от величины

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Совершенствование вычислительных навыков

80


Нахождение величины по её части

81


Деление величины

на величину

Единицы длины, массы, объема, времени, площади

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (деления)

82


Поупражняемся в действиях над величинами


11. Движение нескольких объектов

83


Когда время движения одинаковое

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.

Знаково-символические - моделирование.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

установление причинно-следственных связей

доказательство

построение логической цепи рассуждений

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

84


Когда длина пройденного пути одинаковая

85


Движение в одном и том же направлении

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

86


Движение в одном и том же направлении

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи

87


Движение в противоположных направлениях

88


Учимся решать задачи на движение

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа

89


Учимся решать задачи

90


Поупражняемся в вычислениях и повторении пройденное по теме «Решение задач»

Прогнозирование результата вычисления, решения задачи

12. Работа нескольких объектов

91


Когда время работы одинаковое

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)

92


Когда объем выполненной работы одинаковый

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

93


Производительность при совместной работе

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы работы (объем всей работы, время, производительность труда)



Письменные вычисления с многозначными числами

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи






94


Время совместной работы

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно






95


Учимся решать задачи и повторяем пройденное по теме «Письменные вычисления с многозначными числами»

13. Покупка нескольких товаров




























96


Когда количество одинаковое

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.


Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

97


Когда стоимость одинаковая

98


Цена набора товаров

99


Учимся решать задачи

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа

100


Контрольная работа за 3 четверть

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов

Поиск , обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера

101


Анализ работ и работа над ошибками. Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

Решение задач. Письменные вычисления с натуральными числами

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно




Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи






14. Логика

102


Вычисления с помощью калькулятора

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Вычисления с помощью калькулятора


103


Как в математике применяют союз «и» и союз «или»

Построение простейших логических выражений типа «...и/или ...», «если... ,то ...», «не только, но и ...»




Построение простейших логических выражений

104


Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого.

Решение текстовых

задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие

модели)

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи






105


Не только одно, но и другое

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.

Знаково-символические - моделирование.

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез как составление целого из частей

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

установление причинно-следственных связей

доказательство

построение логической цепи рассуждений

106


Учимся решать логические задачи

Построение простейших логических выражении типа «...и/или ...», «если..., то ...», «не только, но и ...»

Построение простейших логических выражений

107


Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Решение задач»

Письменные вычисления с натуральными числами. Построение простейших логических выражений типа «...и/или...», «если... ,то ...», «не только, но и ...»

Письменные вычисления с натуральными числами.

15. Геометричес-кие фигуры и тела

108


Квадрат и куб

Распознавание и изображение геометрических фигур


Распознавание и изображение геометрических фигур



109


Круг и шар

110


Площадь и объем

Единицы площади и вместимости

Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины

111


Измерение площади с помощью палетки

Единицы площади

112


Измерение площади с помощью палетки

113


Поупражняемся в нахождении площади и объема

Единицы площади и вместимости. Вычисление площади прямоугольника

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Вычисление площади прямоугольника и объёма

114


Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное по теме «Нахождение площади и объёма»

Вычисление периметра и площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Совершенствование вычислительных навыков

16. Уравнение

115


Уравнение. Корень уравнения

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.


Устные и письменные вычисления с натуральными числами

116


Учимся решать задачи с помощью уравнений

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Решение текстовых задач арифметическим способом

117


Поупражняемся в вычислениях и повторим пройденное

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Совершенствование вычислительных навыков

118


Разные задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Накопление и использование опыта решения задачи; выбор рационального способа

119


Разные задачи

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно






17. Повторение






















































































120


Натуральные числа и число 0

Арифметические действия с нулем

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.


Выполнение арифметических действий

121


Натуральные числа и число 0

122


Алгоритмы вычисления столбиком

Письменные приемы вычисления с натуральными числами

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Письменные приемы вычисления с натуральными числами

123


Алгоритмы вычисления столбиком

124


Действия с величинами

Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами

Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно






Устные и письменные приемы вычисления с натуральными числами

125


Действия с величинами

126


Как мы научились решать задачи

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость)

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма решения текстовой задачи






127


Как мы научились решать задачи

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы «купли - продажи» (количество товара, его цена и стоимость)

Познавательные: Выделение познавательной цели.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Рефлексия и оценка процесса и результатов.


128


Итоговая комплексная работа



129


Геометрические фигуры и их свойства


Распознавание и изображение геометрических фигур

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины

130


Геометрические фигуры и их свойства


131


Контрольная работа за год.


Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно



132


Анализ работ и работа над ошибками. Буквенные выражения и уравнения

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

Устные и письменные вычисления с натуральными числами

133


Буквенные выражения и уравнения

Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях без скобок и со скобками

Личностные: Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления)

134


Учимся находить последовательности


Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых наблюдений, опросов, поисков

135


Работа с данными


136


Вопросы для повторения

Устные и письменные вычисления с натуральными числами


рабочая программа по математике 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

  Рабочая программа разработана на основе Стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника уменияучиться.

  Предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребёнка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (молелируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Автор Деева Татьяна Ивановна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 9371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓