Главная / Начальные классы / Рабочая программа по математике (3 класс).

Рабочая программа по математике (3 класс).

Документы в архиве:

114.5 КБ Математика.doc

Название документа Математика.doc

1. Пояснительная записка

Цель: обеспечение интеллектуального развития младших школьников:

формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов 

Задачи:

- предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике  величины;

-умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать  удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.   

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, учебного плана МАОУ СОШ №59, примерной общеобразовательной программы начального общего образования, авторской программы  В. Н. Рудницкой (М.: Вентана-Граф,, 2009 года, утверждённой МО РФ (Москва, 2009 г.). Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Программа по математике разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта начального общего образования к  результатам освоения младшими школьниками основ начального курса  математики.


2. Общая характеристика курса математики


Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.
Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.
Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счет», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».



3. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Математика» в 3 классе отводится 173 часа в год по 5 часа в неделю (4,5 часа – обязательная часть учебного плана + 0,5 часа – из части, формируемой участниками образовательного процесса), в том числе на проведение контрольных работ – 12 часов, математических диктантов – 9 часов.

1 четверть – 45 часов

2 четверть – 35 часов

3 четверть – 49 часов

4 четверть – 44 часа.







4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Образовательный процесс проходит в форме уроков открытия новых знаний, рефлексии, общеметодологической направленности, контроля. Рабочая программа реализует компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Системно-деятельностный подход ориентирует не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Компетентностный подход предполагает включение элементов логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами, т.е. умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, Ученик сможет овладеть следующими навыками продуктивной деятельности6 добыванием знаний из окружающей реальности, владением приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий способствует развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры учеников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

Данная рабочая программа учитывает индивидуальные особенности обучающихся и методическое обеспечение класса, в котором будет осуществляться образовательный процесс. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

В курсе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний: самоконтроль, взаимоконтроль, обучающий контроль, текущий контроль и итоговый контроль.





5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

К концу обучения в третьем классе ученик научится:

называть:

любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;

компоненты действия деления с остатком;

единицы массы, времени, длины;

геометрическую фигуру (ломаная);

сравнивать:

числа в пределах 1000;

значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

различать:

знаки >и <;

числовые равенства и неравенства;

читать:

записи вида 120 < 365, 900 > 850;

воспроизводить:

соотношения между единицами массы, длины, времени;

устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах1000;

приводить примеры:

числовых равенств и неравенств;

моделировать:

ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;

способ деления с остатком с помощью фишек;

упорядочивать:

натуральные числа в пределах 1000;

значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;

анализировать:

структуру числового выражения;

текст арифметической (в том числе логической) задачи;

классифицировать:

числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);

конструировать:

план решения составной арифметической (в том числе логической)задачи;

контролировать:

свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;

решать учебные и практические задачи:

читать и записывать цифрами любое трехзначное число;

читать и составлять несложные числовые выражения;

выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;

вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;

выполнять деление с остатком;

определять время по часам;

изображать ломаные линии разных видов;

вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия(со скобками и без скобок);

решать текстовые арифметические задачи в три действия.

К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:

формулировать:

сочетательное свойство умножения;

распределительное свойство умножения относительно сложения(вычитания);

читать:

обозначения прямой, ломаной;

приводить примеры:

высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;

верных и неверных высказываний;

различать:

числовое и буквенное выражение;

прямую и луч, прямую и отрезок;

взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;

конструировать:

буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;

воспроизводить:

способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;

решать учебные и практические задачи:

вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв;

изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;

проводить прямую через одну и через две точки;

строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).







6. Содержание учебного предмета, курса.

п/п

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Содержание

учебного материала

(дидактические единицы)

Количество

проверочных и контрольных

работ

Первое полугодие: 80 ч.

1

Нумерация многозначных чисел

10

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.

Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».


2

Величины и их измерение

12

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.

Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.

Вычисление длины ломаной.

Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1 кг = 1000 г.

Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Контрольная работа -1

3

Геометрические фигуры

10

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.

Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.


4

Сложение и вычитание трехзначных чисел

17

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

Контрольная работа - 2

5

Законы сложения

7

Сочетательное свойство сложения и умножения.

Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).


6

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

24

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

Контрольная работа - 2

Второе полугодие: 93 ч.

7

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

6

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

Контрольная работа - 1

8

Геометрические фигуры

7

Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.


9

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное

65

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

Умножение вида 23 • 40.

Умножение и деление на двузначное число.

Контрольная работа - 5

10

Величины и их измерение

4

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.

Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.


11

Повторение изученного в 3 классе

11


Контрольная работа - 1

















7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Нумерация многозначных чисел.

10 ч


Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000. Счет сотнями до тысячи. Классы и разряды.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >. Решение текстовых задач арифметическим способом

2

Величины и их измерение.

16 ч

Введение новых единиц длины и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).

Введение новых единиц массы и вместимости. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом.

Практическая работа: измерение массы с помощью весов. Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна).

Введение новых единиц массы и вместимости. Соотношения между единицами массы – килограммом и граммом.

Практическая работа: измерение массы с помощью весов. Сравнение и упорядочение объектов по массе. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна).

Введение новых единиц вместимости. Практическая работа: измерение вместимости с помощью мерных сосудов Сравнение и упорядочение объектов по вместимости. Единицы вместимости (литр)

3

Геометрические фигуры и величины

17 ч

Введение новых единиц длины и соотношений между ними. Формирование умений измерять длину в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах.

Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).

Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования представлений детей об отрезке.

Построение ломаной и вычисление ее длины.

Ознакомление с новой геометрической фигурой – ломаной и ее элементами (вершины и звенья) на основе использования представлений детей об отрезке.

Построение ломаной и вычисление ее длины.

4

Законы сложения и умножения

14ч

Поразрядное сложение и в пределах 1000 (письменные и устные приемы вычислений). Перенос умений складывать двузначные числа на область трехзначных чисел.

Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка. Использование этого свойства: а) при выполнении устных и письменных вычислений;

б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения, без скобок. Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме.

Введение названия: сочетательное свойство сложения и его формулировка.

Использование этого свойства:

а) при выполнении устных и письменных вычислений;

б) для обоснования возможности записывать выражения, содержащие только действие сложения, без скобок.

Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка слагаемых в сумме.

5

Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

30 ч

Вычисление значений выражений разными способами и формулирование выводов о получаемых результатах на основании наблюдений.

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений, перестановка множителей в произведении.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

Запись выражений, содержащих умножение или деление, заключенных в скобки, без скобок.

Опора на понятия «сильное» (умножение, деление) и «слабое» (сложение, вычитание) действия.

6

Числовые равенства неравенства.

10 ч

Формулировка правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и их использование при

вычислениях.

Разбиение выражения на части знаками «+» и «-» ( «:» и «∙»), незаключенными в скобки, для лучшего понимания структуры выражения.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях.

Понятие о верных и неверных высказываниях.

Равенства и неравенства как примеры математических высказываний.

7

Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное.

65 ч

Введение правил умножения на 10 и на100 как результат наблюдения за компонентами действия умножения

( произведение можно получить, приписывая к числу, умножаемому на 10 или на 100, один или два нуля).

Ознакомление со способом умножения числа на данное число десятков или сотен. Отбрасывание одного или двух нулей при умножении и последующее приписывание этих нулей к результату умножения.

Письменный прием умножения двузначного и трехзначного числа на однозначное.

Перенос умений, полученных учащимися при умножении двузначного числа на однозначное, на трехзначное числа.

Выведение алгоритма. Отработка умения применять алгоритм при умножении двузначного числа на однозначное число и трехзначного числа на однозначное число.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Рассмотрение случаев деления чисел в пределах 1000, когда частное является однозначным частным.

Нахождение однозначного частного с

использованием приема подбора.

Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100.

Выведение алгоритма. Отработка умения применять алгоритм.

Нахождение однозначного частного с

использованием приема подбора.

Ознакомление с правилом деления чисел на 10 и на 100.

Подготовка к введению письменного

приема деления трехзначного числа на

однозначное.

Рассматриваются понятия: частное и остаток.

Свойства остатка (остаток меньше делителя).

Свойства деления с остатком: делимое равно сумме произведения частного и делителя и остатка.

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.

Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.

Проверка знаний.

Развернутые и упрощенные записи алгоритмов действий.

Выведение алгоритма.

Отработка умения применять алгоритм.

Умножение двузначного числа на данное число десятков с использованием правила умножения на однозначное число и на 10.

Устные и письменные приемы умножения на двузначное число.

8

Повторение.

11 ч


Итого: 173 ч.











8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература

Основная

Для учителя.

1.Математика, 3 класс. Методика  обучения.

В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2013

Для учащихся

1.Рудницкая, В. Н.Математика : 3 класс  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2013.

2. Рудницкая, В. Н.Математика : 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2013

Дополнительная

Для учителя


Для учащихся


Интернет-ресурсы


Оборудование и приборы

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

«Перспектива» г. Липецка



Согласовано Утверждаю

на заседании методического приказом № 277 от 28.08.2014г.

объединения учителей Директор МАОУ СОШ № 59

Протокол №1 «Перспектива» г. Липецка

от 28.08.2014 г. _____________ Р.А.Гладышева



Рабочая программа


по математике

для 3 класса

(Образовательная система

«Начальная школа XXI века»)

на 2014-2015 учебный год



Учитель начальных классов –

Аникеева Людмила Викторовна






г. Липецк

Рабочая программа по математике (3 класс).
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по математике для 3 класса Образовательная программа "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа содержит:

 

  • Пояснительную записку.
  • Характеристику учебного предмета.
  • Место учебного предмета в учебном плане.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Автор Аникеева Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 217
Номер материала 28193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓