Главная / Математика / Рабочая программа по математике, 2 класс, система Л. В. Занкова

Рабочая программа по математике, 2 класс, система Л. В. Занкова

39



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа № 2»

Заинского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. руководителя по УВР Руководитель МБОУ «ЗСОШ №2»

Хуснутдинова Г. С. ________ ПрудыусИ.В.___________ Биккинина Т.В. _____________

Протокол №____1__от

« 28 » августа 2012 г. « 28 » августа 2012 г. « 28 » августа 2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по предмету


Математика

2 Б класс

на 2012- 2013 учебный год

Учитель: Абдулова А. В.

Категория: высшая квалификационная






Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №__1_________

« 28 » августа 2012г.



2012 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для второго года обучения (базовый уровень) разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования; Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ №2» на 2011 – 2015 г.г.; авторской программы Аргинской И.И. «Математика», утвержденной Министерством образования и науки РФ; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Используется учебно-методический комплект:

  • Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.;

  • Бененсон, Е. П., Итина Л.С. Математика. Тетрадь для 2 класса: В 4ч. Под редакцией Аргинской И.И. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.;

  • Л.С.Итина, С.Н.Кормишина Волшебные точки: рабочая тетрадь для 2 класса. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.

По авторской программе Аргинской И.И. на изучение учебного предмета «Математика» отведено 136 часов. Рабочая программа разработана в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась - 136 часов (4 часа в неделю).

Изучение математики во 2 классе школы направлено на достижение следующих целей:

  • математическое развитие младшего школьника: формирование способности к продолжительной умственной деятельности, пространственного воображения, математической речи и аргументации;

  • освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;

  • воспитание критического мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • приобщить к использованию математических терминов, представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении;

  • научить работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений; понимать значение величин и способов их измерения;

  • способствовать воспитанию интереса к математике, проявлению математической готовности к продолжению образования



Используются формы промежуточного контроля: проверочные работы, контрольные работы.

Содержание программы для 2 класса

  • Масса и её измерение - 18 часов.

  • Что такое задача - 12 часов.

  • Сложение и вычитание двузначных чисел – 24 часа.

  • Время и его измерение - 14 часов.

  • Умножение и деление - 16 часов.

  • Таблица умножения - 24 часа.

  • Трехзначные числа - 28 часов.


Изучение чисел

Двузначные числа

Завершение изучения устной и письменной нумерации двузначных чисел. Формирование представления о закономерностях образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа. Знакомство с понятием разряда. Разряд единиц и разряд десятков, их место в записи числа. Сравнение всех изученных чисел. Первое представление об алгоритме сравнения натуральных чисел. Представление двузначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Трехзначные числа

Образование новой единицы счета – сотни. Различные способы образования сотни при использовании более мелких единиц счета. Счет сотнями в пределах трехзначных чисел. Запись сотен при помощи цифр. Разряд сотен. Устная и письменная нумерация трехзначных чисел, оканчивающихся двумя или одним нулем. Общий принцип образования количественных числительных на основе наблюдения за образованием названий двузначных и трехзначных чисел. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Римская письменная нумерация

Знакомство с цифрами римской нумерации: I, V, X. Значение этих цифр. Правила образования чисел при повторении одной и той же цифры, при расположении цифр в порядке убывания их значений, при расположении цифр или их части в порядке возрастания их значений. Переход от записи числа арабскими цифрами к их записи римскими и обратная операция. Сравнение римской письменной нумерации с десятичной позиционной. Выявление преимуществ позиционной системы. Сравнение такой системы с современной и римской.

Изучение действийСложение и вычитание

Сочетательное свойство сложения. Использование свойств сложения при выполнении сложения двузначных чисел (наблюдения). Знакомство со свойствами вычитания: вычитание числа из суммы, суммы из числа и суммы из суммы. Сложение и вычитание двузначных чисел. Знакомство с основными положениями алгоритмов выполнения этих операций: поразрядность их выполнения; роль таблицы сложения при выполнении этих действий в любом разряде. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел: подробная запись этих операций, ее постепенное свертывание и выполнение в столбик. Изменение значений сумм и разностей при изменении одного или двух

Умножение и деление

Понятие об умножении как действии, заменяющем сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения. Термины, связанные с действием умножения: произведение, значение произведения, множители. Составление таблицы умножения. Переместительное свойство умножения и его использование для сокращения таблицы умножения. Особые случаи умножения. Деление как действие, обратное умножению. Знак деления. Термины, связанные с действием деления: частное, значение частного, делимое, делитель. Использование таблицы умножения для выполнения табличных случаев деления. Особые случаи деления.

Сложные выражения

Классификация выражений, содержащих более одного действия. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих более одного действия одной ступени. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок, содержащих действия разных ступеней. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.

Изучение элементов алгебры

Решение уравнений вида a+x=b, a-x=b, x-a=b на множестве однозначных и двузначных чисел. Уравнения вида a xx=b, a:x=b, x:a=b. Решение их в пределах табличных случаев. Знакомство с обобщенной буквенной записью изученных законов и свойств действий.

Изучение элементов геометрии

Классификация треугольников по углам, по сторонам. Соотношение между равнобедренным и равносторонним треугольниками. Определение длины незамкнутой ломаной линии. Понятие о периметре. Определение периметра произвольного многоугольника. Многоугольники с равными сторонами. Объемные тела. Установление сходства и различий между телами разных наименований и одного наименования.

Величины и их измерение

Знакомство с понятием массы. Сравнение массы без ее измерения. Общепринятая мера массы – килограмм. Весы как прибор для измерения массы. Их разнообразие. Понятие о вместимости. Общепринятая мера вместимости – литр. Понятие о времени. Единицы измерения времени – минута, час, неделя. Прибор для измерения времени – часы. Многообразие часов. Знакомство с календарем. Изменяющиеся единицы измерения времени – месяц, сутки.

Работа с задачами

Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки задачи. Установление зависимости между условием задачи и ее решением, вопросом задачи и ее решением, данными задачи и ее решением. Простые

и составные задачи. Преобразование составной задачи в простую и простой в составную изменением вопроса или условия. Обратные задачи. Краткая запись задачи: сокращение ее текста с точки зрения сохранения ее математического смысла.

Во втором классе начинается изучение действий умножения и деления. Первое из них рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, второе – как действие, обратное умножению, при помощи которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.В дальнейшем умножение и деление рассматриваются и с других точек зрения: как действия, позволяющие увеличить или уменьшить число в несколько раз. Деление также рассматривается как действие, при помощи которого можно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого.

В связи с решением задач рассматриваются также случаи, приводящие к делению на равные части и делению по содержанию.

Как и при изучении сложения и вычитания, одним из важнейших вопросов знакомства с новыми действиями является составление таблицы умножения Первым шагом в составлении таблицы умножения является выделение из таблицы сложения сумм, в которых сложение можно заменить умножением.Таким образом, первый столбик таблицы умножения объединяет все случаи умножения однозначных натуральных чисел на число 2. В дальнейшем величина второго множителя последовательно увеличивается от столбика к столбику, пока не достигнет 9.

Такой подход к составлению таблицы умножения является более предпочтительным и потому, что после сокращения составленной таблицы на основе переместительного закона умножения и использования особых случаев этого действия оставшаяся для заучивания часть таблицы легче запоминается детьми, так как по мере увеличения второго множителя число равенств, оставшихся в таблице, сокращается.

Табличное деление выполняется обучающимися на основе использования таблицы умножения и взаимосвязи между этими действиями.


Планируемые личностные результаты

  • Установка на поиск решения проблем;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно – практических задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Планируемые метапредметные результаты

К концу учебного года второклассники смогут:

  • самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности и производить оценку своих и чужих действий;

  • самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;

  • видеть возможные математические ошибки и предотвращать их;

  • иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;

  • задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание ее;

  • работать с модельными средствами для решения предметных задач;

  • организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации и их логику рассуждения.


Планируемые предметные результаты

К концу учебного года второклассники смогут:

  • читать и записывать многозначные числа (в пределах 1000);

  • сравнивать многозначные числа, представлять в виде суммы разрядных слагаемых;

  • выполнять устные вычисления на сложение и вычитание чисел в пределах 100;

  • решать уравнения вида: а+ х = в, х + а =в, а – х =в, х – а =в;

  • определять вид треугольника;

  • вычислять длину ломаной линии, периметр многоугольника;

  • различать единицы длины – миллиметр, сантиметр, дециметр, метр; единицу измерения массы – килограмм; единицу измерения вместимости – литр; единицы измерения времени минута, час, сутки, неделя, месяц, год;

  • соотносить единицы измерения величин. Длины: 10 мм = 1 см, 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1м. Времени: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1год;

  • выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие;

  • выбирать и обосновывать выбор действия для решения простой задачи на любое из четырех арифметических действий;

  • решать простые и составные задачи;






























ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Работа по учебному курсу «Математика» обеспечивается УМК:

  • Примерная программа по курсу «Математика» (1-4), авторы: И.И. Аргинская (Сборник программ для начальной школы.Система Л.В.Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.);

  • И. И. Аргинская Математика: Учебник для 2 класса: в 2ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.

  • Бененсон, Е. П. Рабочая тетрадь по математике: 2 класс: в 4 ч.– Самара :издательство «Учебная литература» :Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.

  • Л.С.Итина, С.Н.Кормишина Волшебные точки: рабочая тетрадь для 2 класса. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.

  • Интернет ресурсы
























Нормы оценки знаний обучающихся по предмету

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

  • неправильный выбор действий, операций;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания—проверка вычислительных умений и навыков;

  • пропуск части математических выкладок, действий, операции, существенно влияющих на получение правильного ответа;

  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

  • наличие записи действий;

  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» - 2 – 3 грубые и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 более негрубые ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» - 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» - 2 – 3 грубые и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 и более грубых ошибки.

Тест

«5» - верно выполнено все задания

«4» - верно выполнено ¾ заданий.

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность самостоятельность, полнота.

Ошибки:

неправильный ответ на поставленный вопрос;

неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

неправильное использование математических терминов.

Контрольный устный счёт:


«5» - без ошибок.

«4» - 1 – 2 ошибки.

«3» - 3 – 4 ошибки.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия, лишнее действие).

4. Не решённая до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1. Нерациональный приём вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных, чисел, знаков.

5. Недоведение до конца преобразований.


Примечание:

- За грамматические ошибки оценка не снижается.

- За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3»

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА



Класс:2 Б

Учитель:Абдулова А. В.

Количество часов:

Всего136часов; в неделю 4часа

Прохождение практической части программы: контрольная работа – 5, самостоятельная работа - 8

п/п

Тема

урока

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт.

Масса и ее измерение (18 часов)

1

Сравнениепредметов,

выявление признаков

сходстваи различия между ними

(стр. 4 – 6 )

1

Комбини

рованный

Актуализация знанийоб однозначных и двузначных числах(классификация по признаку)

Актуализация знаний о геометрическихфигурах: их распознавание,классификация по признакам(замкнутые - незамкнутые и т. д.),дополнение групп



Уметь:
– сравнивать предметы, находить сходство и различие;
– записывать и читать двузначные числа;
– измерять и записывать отрезки



2

Масса как новый

признак сравнения

объектов

(стр. 6 – 7 )

1

Урок изучения новых знаний

Употребление математических знаков

«>», «<», «=» для сравнения чисели числовых выражений

Повторение таблицы сложения на 7 и 8;

преобразование сумм по заданномупризнаку


Знать новое понятие – масса, однозначные числа без перехода через десяток; (повторение);
Уметь:
– составлять математические
рассказы



3

Сравнение массы

объектов с помощью

двухчашечных весов

без гирь;весы и их

разнообразие

(стр. 8 – 9 )

1

Урок формирования новых знаний

Числа второго, третьего и четвертого

десятков; их запись и названия,

расположение в натуральном ряду чисел

Актуализация знаний о натуральныхчислах;выявление закономерностей

Сравнение (по рисунку) массы предметовс помощью двухчашечных весов


Знать о разнообразии весов



4

Сравнение предметов

по признаку «масса»

с опорой на измерительные

приборы

(стр. 9 – 10 )

1

Урок обобще-

ния и система-тизации изучен-

ного

Запись сумм по заданной закономерности

Нахождение значений числовых выражений

Сравнение двузначных чисел



Уметь:
– сравнивать предметы по весу путём взвешивания предметов;
– находить пересекающиеся и непересекающиеся линии;
– устанавливать закономерности



5

Числа четвертого

и пятого десятков;

их запись, названия(стр. 11 –12)

1

Комбини

рованный

Углы, их виды;распознавание и построениеуглов каждого вида

Сравнение массы предметов с помощьюдвухчашечных весов (по рисунку)

Связь сложения и вычитания








Уметьзаписывать и читать числа четвертого и пятого десятка.;



6

Нахождение длины

ломаной

(стр. 12 – 13 )

1

Комбини

рованный

Сравнение двузначных чисел по разрядамдесятков и единиц

Сравнение предметов по массе с помощьювесов (по рисунку)


Учиться находить длину ломаной



7

Измерение

и сравнение массы

объектов с помощью

весов и произвольных

мерок

(стр. 13 – 14 )

1

Комбини

рованный

Сравнение двузначных чисел по разрядамдесятков и единиц

Треугольники, их обозначение;

обозначение углов треугольника

Сравнение предметов по массе с помощьювесов (по рисунку)


Уметь:
– взвешивать предметы и сравнивать их по массе;
– измерять длину отрезков разными мерками



8

Числа пятого

и шестого десятков;

их запись и названия,

расположение

в натуральном ряду

чисел

(стр. 15 – 16 )

1

Комбини

рованный

Измерение длин отрезков заданной меркойс помощью циркуля;

подготовка к выводу о необходимости

введения единых мерок для измерения

и сравнения (меры длины, меры массы)

Восстановление сюжета по рисункам

Сравнение сумм без нахожденияих значений

Решение задачи на сравнение масс объектов

Цифровая и словесная запись чиселшестого десятка


Уметь записывать и читать числа пятого и шестого десятка.;

Получить представление о массе предмета.

Оперировать понятием«масса».

Записывать однозначные и двузначные числа.

Составлять двузначные числа из десяткови единиц.

Распознавать различныевиды углов. Чертить отрезки, углы, квадраты



9

Сочетательное

свойство сложения:

нахождение значения

суммы трех и более

слагаемых

(стр. 17 – 18 )

1

Комбинированный

Составление математического рассказа

Решение задач на сравнение масс объектов

Выделение «лишнего» объекта по разнымпризнакам

Разряд единиц и разряд десятков;запись натуральных чисел

Обозначение отрезков;построение суммы отрезков заданнойдлины на прямой с помощью циркуля


Иметь представление

о сочетательном свойстве сложения.

Использовать сочетательное свойство сложения для рационализации вычислений.

Применять сочетательное свойство сложениядвузначного и однозначного чисел, двузначного числа и круглых десятков.

Решать уравнения нанахождение неизвестного слагаемого



10

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 1 классе»

1

Урок контроля и коррекции знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



11

Знакомство с единицей

измерения массы -

килограммом;гири

(стр. 20 – 22 )

1

Урок формиро-

вания новых знаний

Распознавание, называние

многоугольников, их виды

Измерять длину отрезкаразными мерками. Выбирать наиболее удоб-

ные единицы измерениявеличины.


Познакомиться с единицей измерения массы«килограмм». Оперировать понятием «килограмм». Использоватьединицу измерения массы (килограмм) для определения массы предметов. Иметь представление о гирях как мерках для измерения массы.



12

Правило нахождения

неизвестного

уменьшаемого

(стр. 22 – 23 )

1

Комбинирован-

ный

Запись и сравнение двузначных чисел;

выделение десятков и единиц;

наблюдение за случаями равенства цифрв разрядах десятков и единиц

Объем и содержание понятий:«квадрат», «прямоугольник»,

«четырехугольник»,«многоугольник»

Решение логической задачи


Уметь записывать и сравнивать двузначные числа;

Знать понятия «квадрат», «прямоугольник»,«четырехугольник»,

«многоугольник»

Знать правило нахождения

неизвестного уменьшаемого




13

Определение массы

в килограммах;

сравнение масс

объектов

(стр.23 – 24 )

1

Урок формиро -

вания новых знаний

Использование таблицы сложения

для нахождения значений числовых

выражений

Уменьшение двузначных чисел

на данное количество десятков,запись результатов


Уметь:
– определять массу предметов;
– составлять верные равенства



14

Числа шестого

и седьмого десятков;

их запись и названия,

расположение этих

чисел в натуральном

ряду чисел

(стр. 25 – 26 )

1

Комбинированный

Подготовка к изучению темы «Задача»

Запись двузначных чисел в соответствиис заданным условием

Использование таблицы сложения

для нахождения значений числовых

выражений


Уметь записывать и читать числа шестого и седьмого десятков;

Знать таблицу сложения

для нахождения значений числовых

выражений



15

Наблюдения

за значением массы

при взвешивании

предметас помощью гирь(стр. 26 – 28 )

1

Урок обобще -

ния и системати-зации изучен -

ного

Запись чисел в виде суммы десятков

и единиц

Преобразование таблицы сложения,

составленной в первом классе

(выделение равенств, в которых второеслагаемое равно 2)

Измерение и нахождение длины

ломаной; замкнутые и незамкнутые

ломаные; многоугольник


Уметь:
– определять массу предметов при помощи двухчашечных весов;
– читать двузначные числа;
– составить таблицу сложения со вторым слагаемым, равным 2



16

Решение уравнений;

корень уравнения

(стр. 28 - 30 )

1

Комбинированный

Сравнение двузначных чисел;верные неравенства

Решение комбинаторной задачи с помощьюсоставления сумм

Сравнение двузначных чисел; их записьв порядке уменьшения и увеличения


Познакомиться с понятием «уравнение», «корень уравнения».Распознавать уравнениясреди прочих математических записей на основе выявления существенных признаковпонятия «уравнение».

Составлять уравненияпо рисунку



17

Нахождение массы

предмета

с помощью

арифметических

действий

(стр. 30 – 32 )

1

Комбинированный

Составление нового варианта таблицысложения;рассмотрение случая, когда второеслагаемое равно трем

Подготовка к введению понятия

«периметр»; замкнутая и незамкнутаяломаная; многоугольник

Запись и чтение чисел седьмого и восьмогодесятков

Подготовка к введению темы «Задача»; составление математического рассказа




Знатьновый вариант таблицы

сложения;

Уметь записывать и читать числа седьмого и восьмого десятков




18

Самостоятельная работа по теме «Масса и ее измерение»

(стр. 34 – 35 )


1

Урок контроля и коррекции знаний

Цель: выявить степень сформированности умений сравнивать по рисункам массу предметов

без измерения; определять массу с помощью гирь и записывать в кг;

находить массу с помощью арифметических действий

Самостоятельная работа


Уметь применять полученные знания в практической работе



Что такое задача (12 часов)

19

Знакомство с задачей

как особым видом

задания

(36 – 37 )

1

Урок формиро-вания новых знаний

Числа восьмого и девятого десятков;

запись, чтение

Упорядочивание выражений в соответствиис данным условием

Выделение треугольников на рисунке;

построение фигур

Запись верного неравенства;

представление двузначного числа

в виде суммы десятков и единиц


Актуализировать понятие задачи.

Овладевать новым способом вычисления (вычитание однозначного числа из круглого десятка).

Уметь:
– сравнивать текст задачи и математического рассказа, определять, в каком тексте есть задание;
– чертить отрезки заданной длины при помощи циркуля и линейкой без деления

Знать важный признак задачи.



20

Выделение признаков

задачи

(стр. 38 – 39 )

1

Комбинированный

Построение отрезков, равных данным,

с помощью циркуля и линейки

Преобразование таблицы сложения

(выделение равенств, в которых вторые

слагаемые равны 4)


Выделятьв задаче условие, вопрос,

данное, искомое. Дополнять текст до задачи наоснове знаний ее структуры.

Уметь выделять равенства, в которых вторые слагаемые равны 4



21

Понятие о разрядных

слагаемых;

представление чисел

в виде суммы

(стр. 40)

1

Урок изучения новых знаний

Дополнение текста до получения задачии ее решение

Решение логической задачина определение массы

Упражнение на нахождение

закономерностей



Иметь представление о разрядных слагаемых.



22

Классификация

треугольников

по углам:

прямоугольный

треугольник

(стр.41 – 42 )

1

Комбинированный

Преобразование таблицы сложения

(выделение равенств, в которых вторыеслагаемые равны 5)

Признаки задачи, решение с помощью

рисунка


Познакомиться с понятием «прямоугольныйтреугольник».

Учить различать треугольники



23

Знакомство с понятием

«вместимость»;

измерение

вместимости

(стр. 43 – 44 )

1

Урок изучения новых знаний

Выявление задачи и ее решение

Отработка умений записывать двузначныечисла в виде суммы разрядных слагаемых

Завершение преобразования таблицы

сложения (на 6, 7, 8, 9)


Получить представления о вместимости.

Проводить сложение величин, выраженныхв разных единицах измерения длины. Использовать общий способ сложения и вычитания величин для конкретных случаев.

Знать о единице вместимости – литр



24

Разделение текста

задачи на две части

(стр.45 -46 )

1

Комбинирован-

ный

Запись двузначных чисел в порядке

увеличения; числа девятого и десятого

десятков, их запись и названия;

наибольшее двузначное число


Выявить обязательные компоненты задачи: условие, вопрос.

Продолжить составление таблицы сложения.

Уметь различать суммы разрядных слагаемых от других сумм



25

Классификация

треугольников

по углам: тупоугольный

треугольник. Самостоят. работа

(стр.46 – 47 )

1

Урок практического применения знаний

Запись верных равенств и верных неравенств

Разделение текста задачи на две части

Запись двузначных чисел одними

и теми же цифрами, их сравнение



Учить различать треугольники




26

Единица вместимости-

литр

(стр.48 – 49 )

1

Урок изучения новых знаний

Изменение значений сумм в зависимостиот изменения слагаемого

Вместимость как признак сравнения

объектов

Решение уравнений, выделение корня

Задача на построение и преобразование фигур; виды треугольников


Познакомиться с понятием «литр».

Определять вместимостьпредметов в литрах идругих мерках.

Составлять и решать задачи, обратные к простым задачам.




27

Разделение текста

задачи на условие

и вопрос;смысл этих понятий

(стр.50 – 51 )

1

Урок практического применения знаний, умений

Обобщение знаний об изученных числах

Разносторонний анализ задачи. Выде-

ление условия и вопроса. Нахождение новых отношений в задаче, незаданных в еевопросе.


Иметь представлениео структуре задачи.

Устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи.

Дополнять числовые неравенства в соответствии с задачей.

Осуществлять самоконтроль при вычислениях



28

Сравнение моделей

прямой призмы

и пирамиды

с одинаковыми

основаниями

(стр. 52 - 53)

1

Комбинированный

Решение логической задачи

на определение вместимости

Подготовка к изучению понятий «данные»и «искомые»задачи

Изменение и неизменность двузначныхчисел при перестановке цифр


Уметь отличать модели

прямой призмыи пирамиды

с одинаковымиоснованиями;



29

Контрольная работа по теме «Разрядные слагаемые»

1

Комбинированный

Проверка знаний, умений, навыков


Уметь применять полученные знания в практической работе



30

Работа над ошибками.

1







31

Самостоятельная работа по теме

«Что такое задача»

(стр.54 – 55 )

1

Урок контроля и коррекции знаний

Цель: выявить степень сформированности умений учащихся отличать задачу от других текстов

и заданий; находить условие и вопрос; делать к задаче рисунок-схему и решать ее

Самостоятельная работа

Систематизировать умения решать простые задачи; складывать и вы_

читать в пределах 100.

Обобщить знания о разных видах углов



Сложение и вычитание двузначных чисел (24 часа)

32

Первое знакомство со

сложением двузначныхчисел; поиск способов

(стр.56 – 57 )

1

Урок практического применения знаний, умений

Сравнение сумм без нахождения их значений

Преобразование неверных равенств

в верные

Выявление ориентировочной основы

сложения двузначных чисел. Выполнение

сложения на предметном уровне.


Формировать представление о сложении двузначных чисел.

Познакомиться с понятием «обратная задача». Составлять задачи, обратные данной.

Познакомиться с новымвидом краткой записизадачи.



33

Использование

таблицы сложения

при сложении десятков

(стр. 60 – 61 )

1

Комбинированный

Решение задачи с помощью рисунка.

Классификация треугольников по углам: обобщение.

Верные неравенства.

Сложение и вычитание чисел без переходаи с переходом через разряд


Осваивать способ сложения двузначных чисел. Познакомиться систорией происхождения знаков действий.

Осознавать возможность разных способоввыполнения математических действий



34

Классификация

треугольников по углам:остроугольный

треугольник

(стр. 57 - 59)



1

Комбинированный

Вместимость как признак сравнения

объектов; логическая задача.

Построение отрезков, равных данным,

с помощью линейки; конструирование

разных ломаных из разных отрезков


Познакомиться с понятием «остроугольныйтреугольник».

Уметь классифицировать треугольники по углам (остроугольный треугольник);

Обобщить знания о разных видах углов



35

Сочетательное

свойство сложения.

Самост. работа

(стр. 62 )

1

Урок формирования новых знаний

Отработка умений складывать десятки,используя таблицу сложения

Разные способы представления данныхзадачи;решение задачи с помощью рисунка


Иметь представлениео сочетательном свойстве сложения.

Использоватьсочетательное свойство сложения для рационализации вычислений.

Применять сочетательное свойство сложения двузначного и однозначного чисел, двузначного числа и круглых десятков.



36

Выражение длины

отрезка различными

единицами: дециметр

и сантиметр

(стр. 63) № 135

1

Комбини

рованный

Преобразование величин с использованиемединиц измерения длины: сми дм


Уметь выражать длину отрезка различными единицами: дм и см



37

Практическое

сложение двузначных

чисел

(стр.64 – 65 )

1

Комбини

рованный

Сравнение текстов;выделение и решение задачи.

Сложение отрезков с помощью циркуляи линейки;сумма длин отрезков.

Выделение разных видов треугольниковна чертеже


Выражать действия привыполнении сложенияв виде алгоритма.




38

Сравнение моделей цилиндра и конуса; сходство и различие междуними

(стр.65)

1

Комбини

рованный

Использование сочетательного свойствасложения для удобства вычислений.

Графические работы


Уметь сравнивать модели цилиндра и конуса;

учитьнаходить сходство и различие междуними;

закрепитьпонятие об основаниях цилиндра и конуса




39

Формирование

алгоритма сложения

двузначных чисел;

выполнение подробной записи

(стр.66 – 69 )

1

Комбини

рованный

Отличительные признаки задачи: подборк условию подходящего вопроса.

Расположение сумм в порядке уменьшенияих значений согласно данному условию


Уметь формировать алгоритм сложения двузначных чисел; выполнять подробную знаковую запись алгоритма сложения



40

Выделение в тексте

задачи данных

и искомого

(стр.69 – 70 )

1

Комбини

рованный

Выражение длины отрезка различнымиединицами измерения длины: дм и см

Сложение двузначных чисел

Сравнение сумм и разностейбез выполнения действий


Выявление происхождения терминов«данные», «искомое»

Уметь выделять в задачеданные и искомое.

Выполнять сложениедвузначных и однозначных чисел с переходомчерез разрядную единицу



41

Использование

таблицы сложения

при вычитании

десятков

(стр. 71 – 72 )

1

Комбини

рованный

Данные и искомое задачи;решение с помощью рисунка.

Построение и преобразование фигур.

Отработка вычислительных навыков.


Выявить возможность использования таблицы сложения при вычитании десятков



42

Вычитание суммы

из суммы как основа

выполнения вычитания

двузначных чисел

(стр.73 – 74 )

1

Комбини

рованный

Структура задачи;решение с помощью рисунка.

Вычитание круглых десятков на основеиспользования таблицы сложения


Выявить алгоритм вычитания суммы из суммы;
Уметь использовать таблицу сложения для вычитания круглых десятков



43

Миллиметр,

-новая единица

измерения длины

соотношение

1 см = 10 мм

(стр.74 – 77 )

1

Урок формирования новых знаний

Решение задачи на взвешивание.

Решение задачи на разностное сравнение.

Сложение круглых десятков на основе

таблицы сложения


Знать о новой единице измерения – миллиметре. Определить соотношение
1 см = 10 мм



44

Способы вычитания

двузначных чисел;

решение задач

(77 – 79 )

1

Комбини

рованный

Изменение решения задачи в зависимостиот вопроса.

Нахождение длины отрезка, длины ломаной.

Верные равенства;запись с помощью чисел и математическихзнаков


Выявить алгоритм вычитания суммы из суммы;
Уметь использовать таблицу сложения для вычитания круглых десятков



45

Равнобедренные

треугольники

(стр.80 – 82 )

1

Комбини

рованный

Решение комбинаторной задачи.

Решение задач;составление аналогичной задачис изменением сюжета.

Сложение двузначных чисел.

Верные равенства


Уметь классифицировать прямоугольные треугольники по их сторонам; формировать навыки сложения двузначных чисел



46

Формирование общего

алгоритма вычитания

двузначных чисел(стр.82 – 84)

1

Комбини

рованный

Построение фигуры,деление ее на новые фигуры.

Вычитание двузначных чисел;

выполнение подробной знаковой записи;установление иерархии трудностивычислений.

Подбор чисел и составление верных

равенств


Уметь установить общий алгоритм вычитания двузначных чисел; выполнить подробную знаковую запись этого алгоритма



47

Сложение и вычитание

двузначных чисел;

сокращениеподробной записи

(стр.85 – 86 )

1

Комбини

рованный

Решение комбинаторной задачи

Решение уравнений на нахождение

неизвестных компонентов действий

сложения и вычитания

Дополнение текста, не являющегося

задачей, до задачи; подбор вопроса


Установить, что подробные записи сложения и вычитания двузначных чисел можно свернуть



48

Классификация

треугольников по двумпризнакам;

равнобедренные

прямоугольные

треугольники

(стр.86 – 88 )

1

Комбини

рованный

Дополнение текста, не являющегося

задачей, до задачи;подбор вопроса

Сложение и вычитание двузначных чисел;сокращение подробной записи

Решение комбинаторной задачи

Подбор чисел и составление верных

равенств


Уметь классифицировать прямоугольные треугольники по их сторонам; формировать навыки сложения двузначных чисел



49

Сложение и вычитание

двузначных чисел;

сокращение

подробной записи

(стр.88 – 89 )

1

Комбини

рованный

Сложение однозначных чисел с переходоми без перехода через десяток; схема равенств

Задача с элементами теории вероятностей;перебор вариантов

Выделение треугольников разных видов


Уметь установить общий алгоритм вычитания двузначных чисел; выполнить сокращенную знаковую запись этого алгоритма



50

Сложение и вычитание

двузначных чисел:

запись действий

в столбик

(стр.90 – 91 )

1

Комбини

рованный

Решение задачи на взвешивания;

логические рассуждения

Сложение однозначных чисел; подбор

вариантов к схеме равенства

Дополнение вопроса задачи

соответствующим условием; наблюдение

за соответствием условия и вопроса

Измерение и сравнение длин отрезков


Установить новый способ сложения и вычитания двузначных чисел – в столбик



51

Знакомство с новым

признаком задачи –

соответствием между

ее условием

и вопросом

(стр.92 – 93 )


Комбини

рованный

Сложение двузначных чисел

Верные равенства; запись с помощью

чисел и математических знаков

Решение логической задачи с помощью

рисунка

Длина ломаной;подготовка к изучению понятия «периметр»


Выделять условие, вопрос задачи. Преобразовывать задачу на основезнаний ее структуры.




52

Сложение двузначных

чисел с переходом

через десяток;

выполнение действия

в столбик

(стр.94 – 95 )

1

Комбини

рованный

Дополнение вопроса задачи подходящим

условием

Сложение и вычитание двузначных чисел


Выполнять сложениедвузначных чисел с переходом через разрядную единицу.

Овладетьобщими алгоритмамисложения и вычитаниямногозначных чисел.

Использовать свойства сложения для рационализации вычислений.



53

Знакомство

с равносторонним

треугольником

как частным случаем

(стр.95 – 96 )

1

Комбини

рованный

Решение задачи на разностное сравнение;

составление новых вопросов к тому же

условию

Измерение отрезков и вычисление суммы

длин

Игра «Геометрия на спичках»

Графические работы


Выявить признаки равностороннего треугольника как частного случая равнобедренных



54

Самостоятельная работа по теме

«Сложение и вычитание двузначных чисел»

стр.98 –99

1

Комбини

рованный

Цель: выявить степень сформированности навыка выполнять сложениеи вычитание двузначных чисел в строчку и в столбик

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



Время и его измерение (14 часов)

55

Знакомство

с величиной время;

единицы измерения

времени

(стр.100 – 102 )

1

Комбини

рованный

Решение логической задачи с помощью

рисунка (граф)

Вычитание двузначных чисел

Измерение длин отрезков; увеличение

длины отрезка на заданную длину;

выражение длины отрезка различными

единицами измерения длины

Работа с задачами;задача с недостаточными данными


Актуализировать представления о времени.

Определять время по часам.

Составлять задачи пократкой записи. Измерять и записывать длины отрезков.

Вычислять значения выражений, изменять выражения, сравнивать результаты



56

Контрольная работа за 1 полугодие по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

1

Контроль и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе




57

Единица измерения

времени – сутки

(стр.102 – 103)

1

Комбини

рованный

Работа с задачами; дополнение условия

данными

Сложение двузначного числа с однозначным;

сложение двузначного числа с круглыми

десятками

Решение задачи на взвешивание; поиск оптимального варианта

Понятия «неделя», «сутки», «год»...


Осознавать цикличностьвременных промежутков (сутки, части суток).

Устанавливать соотношение между часоми сутками.

Измерять время по часам с любым циферблатом



58

Буквенная запись

свойств сложения

(переместительное,

сочетательное,

сложение с нулем)

(стр.104 – 106 )

1

Комбини

рованный

Дополнение условия задачи подходящим

вопросом

Сложение двузначных чисел, записанных

одинаковыми цифрами

Измерение длин отрезков; выражение длин отрезков различными единицами измерения длины

Арифметические ребусы


Уметь пользоваться буквенной записьюсвойств сложения(переместительное, сочетательное, сложение с нулем);

Знать данные свойства и уметь применять на практике



59

Соотношение

«1 сутки = 24 часа»;

определение времени

по часам

(стр.106 – 108 )


Комбини

рованный

Задача на построение

Сравнение промежутков времени,

выраженных разными единицами

Сложение двузначных чисел, записанных

одинаковыми цифрами;преобразование сумм по заданнымпризнакам

Определение времени


Установить соотношение

1 сут. = 24 часа

Осознавать цикличность временных промежутков (сутки, части суток).

Устанавливать соотношение между часом и сутками.



60

Разные способы

называния времени

на часах в зависимости

от времени суток

(стр.108 – 110 )

1

Комбини

рованный

Изучение условия задачи к данному

вопросу

Сложение двузначных чисел;сравнение случаев без переходаи с переходом через разряд; использованиетаблицы сложения для вычислений

Измерение длин отрезков; длина ломаной

Сравнение разностей без нахождения

значений; отработка алгоритма вычитаниядвузначных чисел


Познакомиться с разными способами называния времени на часах в зависимости от времени суток



61

Определение времени

по часам;

единица времени -

минута

(стр.112 – 114 )

1

Комбини

рованный

Изменение вопроса и условия задачи

Отработка алгоритма сложения двузначныхчисел с переходом через разряд;преобразование сумм

Логическая задача

Определение времени по часам



Осознавать соотношения между единицами времени (час -минута).

Использовать знание таблицы мер

времени для перевода величин временииз одних единиц

измерения в другие.

Определять время почасам.




62

Знакомство и классификация

треугольников

по сторонам:

разносторонние

треуголники

(стр.111)


1

Комбини

рованный

Сложение двузначных чисел с переходом

через разряд; преобразование сумм

Выявление существенных свойств разностороннего треугольника.

Комбинаторная задача


Познакомиться с понятием «разностороннийтреугольник».

Уметь классифицировать треугольники по соотношению сторон.

Решать задачи на нахождение длительностивременных промежутков.



63

Вычитание двузначных

чисел с переходом

через разряд;

представление

уменьшаемого в виде

суммы удобных

слагаемых

(стр.115 – 117 )

1

Комбини

рованный

Знакомство с составными задачами;

их связь с простыми задачами;

схема анализа задачи;сравнение схем анализа простой задачии составной

Игра «Геометрия на спичках»

Решение уравнений


Уметь вычитать двузначные

числа с переходомчерез разряд;

представлятьуменьшаемого в видесуммы удобныхслагаемых;

выполнятьподробную знаковую

запись этого алгоритма




64

Соотношение

«1 час = 60 минут»;

разные способы

называния времени

на часах

(стр.118 – 120 )

1

Комбини

рованный

Логическая задача

Представление уменьшаемого в виде суммыудобных слагаемых;

вычитание двузначных чисел, подробная

запись алгоритма

Сравнение простых и составных задач;

схемы анализа задач


Познакомиться с разными способами называния времени на часах в зависимости от времени суток



65

Знакомство с понятием

«периметр

многоугольника»

(практическая работа)

(стр.121 – 122 )

1

Комбини

рованный

Решение задачи в два действия;ее изменение

Выявление существенных признаков понятия«многоугольник». Знакомство с понятием«периметр» и егообозначением.


Познакомиться с понятием «периметр». Находить периметр многоугольника.

Устанавливать соотношения между единицами измерения времени.

Уметь определять длительность промежутковвремени по часам.

Решать задачи на определение временного промежутка без использования циферблата



66

Знакомство

с терминами

«простая»и «составная»задачи,

их отличительные

признаки

(стр.123 – 124 )

1

Комбини

рованный

Вычитание двузначных чисел с переходомчерез разряд

Определение времени по часам


Уметь выявлять существенные

признаки понятия «составная задача».

Различать простые и составные задачи.




67

Сравнение пирамиды

и конуса;сходство

и различие между ними


1

Комбини

рованный

Графические работы


Уметь отличатьпирамиду от конуса;

Видеть их сходство и различие;

Знать о вершине объемного тела



68

Самостоятельная работа по теме «Время и его измерение»

«Проверь себя».Учебник, с. 125-126

1

Контроль и учет знаний

Систематизировать знания о времени и его измерении.Определять время по часам разного типа.

Использовать разныеспособы называния одного и того же моментавремени.

Переводить одни единицы измерения временив другие.

Решать задачи на определение временного промежутка без использования циферблата

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



Умножение и деление (16 часов)

69

Подготовка кизучении умножения:

сравнение сумм

с одинаковыми

и разными слагаемыми

(учебник 2 часть,

стр.3 – 5 )

1

Комбини

рованный

Сравнение задач с одинаковым вопросом,

но разными условиями; преобразование

простой задачи в составную

Решение задач с использованием времени

Сложение двузначных чисел с переходом

и без перехода через разряд

Нахождение периметра треугольников


Выделять различныеслучаи сложения одинаковых слагаемых.

Определять длительность временных промежутков без опоры на часы, с помощью арифметического действия.

Находить периметр треугольника.

Получать составнуюзадачу из простых



70

Подготовка

к изучению умножения:

выделение сумм

с равными слагаемыми

(стр.5 – 7 )

1

Комбини

рованный

Сравнение простой задачи и составной

со схожим сюжетом;соотнесение схем анализа задач с текстом;решение задач

Сложение двузначных чисел в столбик

с переходом и без перехода через разряд

Определение времени по циферблату часов

Вычитание двузначных чисел с переходоми без перехода через разряд


Познакомиться с понятием «умножение» какновой формой записисложения одинаковых

слагаемых.

Использовать знакии термины, связанныес действием умножения.



71

Сравнение различных

случаев сложения

и вычитания

двузначных чисел;

установление иерархии

их трудности

(стр.8 – 9 )


Комбини

рованный

Классификация сумм по признаку

равные -неравные слагаемые

Решение задачи с «секретом»

Нахождение периметра многоугольника;

обозначение периметра (Р)


Уметьскладывать и вычитать двузначные числа;

Учить находить периметр многоугольника



72

Умножение как дейст-

вие, заменяющеесло-

жение равных чисел;

знак умножения (·)

(стр.10 – 11 )

1

Комбини

рованный

Вычитание двузначных чисел

Дополнение и решение задач

с недостаточными данными

Выделение треугольников на чертеже


Осознавать смысл умножения как сложениянескольких одинаковых

слагаемых. Преобразовывать сумму одинаковых слагаемых в произведение и наоборот.

Формировать умение записывать сложение одинаковых слагаемых с помощью умножения.

Использовать знакии термины, связанныес действием умножения.



73

Неделя- единица

измерения времени;

соотношение

«1 неделя = 7 суток»

(стр.12 – 13 )

1

Комбини

рованный

Составление выражений, в которых

сложение можно заменить умножением

Сравнение текстов и решений задач

со схожим сюжетом

Расположение разностей в порядке

убывания значений без предварительных

вычислений; вычитание двузначных чиселс переходом и без перехода через разряд


Уметь установить соотношение –

1 неделя = 7 суток

Знать соотношение между единицами времени



74

Произведение -

математическое

выражение со знаком

умножения

(стр.14 – 16 )

1

Комбини

рованный

Сравнение текстов и решений задач

со схожим сюжетом

Сложение чисел в случаях, когда

в значениях сумм появляется ноль

Достраивание геометрической фигуры;

нахождение периметра многоугольника

Решение задач на определение времени


Выявить, что выражение, в котором числа соединены знаком умножения, называется произведением

Познакомиться с понятиями «произведение» Составлять произведения по рисунку. Читать простые и составные произведения.



75

Знакомство с римской

нумерацией;

сравнение способов

записи чисел

арабскими и римскимицифрами

(стр.17 – 19 )

1

Комбини

рованный

Запись произведений,нахождение значений произведенийс помощью действия сложения

Решение составной задачи;преобразование текста до простой задачи

Сложение двузначных чисел

Построение ломаной линии с заданными

длинами звеньев

Нахождение периметра четырехугольника


Познакомиться сримской нумерацией (символами I, V,

X). Записыватьчисла с помощью

римских цифр.

Использовать знакии компоненты действия умножения

при выполнении заданий.

Читать выражения разными способами



76

Понятия

«произведение»,

«значение

произведения»

(стр.19 – 21 )


Комбини

рованный

Работа с текстом задачи: преобразование

условия и вопроса

Достраивание геометрической фигуры

Решение уравнений на нахождение

неизвестного вычитаемого

Сложение двузначных чисел в соответствиис данным условием


Познакомиться с понятиями «произведение», «значение произведения».

Установить названия компонентов и результата умножения



77

Термин

«множители»;

математический смысл

каждого из двух

множителей

(стр.22 – 24 )

1

Комбини

рованный

Использование таблицы сложения

для нахождения значения сумм

Применение умножения к решению задач

Использование римской и арабской

нумерации для записи чисел

Сложение двузначных чисел;

изменение слагаемых в соответствии

с данным условием

Совершенствование вычислительных

навыков


Осваивать новое понятие

«множитель».

Называть и использовать компоненты произведения. Использоватьконкретный смысл умножения при сравнении

выражений.



78

Вычитание числа

из суммы

(стр. 24 – 27 )

1

Комбини

рованный

Запись произведений;нахождение их значений с помощьюдействия сложения

Геометрические задачи

Многоугольники, нахождение периметра

многоугольника;определение возможной длины сторонмногоугольника по его периметру

Дополнение текста до задачи;решение задачи

Построение отрезков с помощью циркуля

и линейки;нахождение длины отрезка с помощьюдействий сложения и умножения

Решение логической задачи


Познакомиться сразными способамивычитания числа из

суммы.

Научиться записывать правила действий в обобщенном виде.



79

Знакомство

с действием деления;

знак деления (:)

(стр.28 – 29 )

1

Комбини

рованный

Геометрическая задача

Сравнение текстов составных задач,

возможность решения задач разными

способами

Сложение двузначных чисел;случаи, когда значения сумм оканчиваются

нулем или другой цифрой


Познакомиться с понятием «деление».

Выявить конкретныйсмысл деления какдействия, обратного умножению, и как нахождение числа элементоводного из равных подмножеств, на которые

разбивается множество

(деление на равные части), либо числа такихподмножеств (делениепо содержанию).



80

Понятие об обратных

действиях;

связь между делением

и умножением,

между сложением

и вычитанием

(стр.30 – 32 )

1

Комбини

рованный

Деление числа на группы с одинаковым

количеством частей;решение задачи на деление

Сложение и вычитание двузначных чисел;выделение связанных между собой равенств

Задача на построение отрезков

по заданному признаку


Познакомиться с понятием«обратное арифметическое действие».

Воспринимать сложениеи вычитание, умножение и деление как взаимно обратные действия.



81

Термины:«частное»,

«значение частного»

(стр.32 – 34 )

1

Комбини

рованный

Выделение сумм с равными значениями

без вычислений

Сравнение текстов составных задач;

возможность решения задачи разными

способами

Выделение выражений с действием

деления

Нахождение длины отрезков; определениевозможной длины сторон многоугольникапо его периметру


Познакомиться с понятиями «частное двух чисел», «значение частного». Использовать знаки и термины, связанные с действием деления.

Установить названия компонента и результата действия деления



82

Запись чисел

в римской нумерации;

определение времени

по часам

(стр.35 – 36 )

1

Комбини

рованный

Решение комбинаторной задачи методом

подбора

Вычитание двузначных чисел; подбор

выражений к схеме

Решение задачи с элементами теории

вероятности

Геометрические задачи на построение

фигур


Записывать числас помощью римскихцифр.

Использовать знание конкретного

смысла умноженияпри вычислениях.

Соотносить предложенную краткую запись задачи с ее решением.

Решать задачи разными способами



83

Термины:«частное»,

«значение частного»,

«делимое»,«делитель»

(стр.37 – 39 )

1

Комбини

рованный

Преобразование текста в задачу;схема анализа задачи

Вычитание числа из суммы;способы решения

Расположение отрезков в порядке

убывания длины;измерение отрезков;

построение ломаной

Дополнение условия составной задачи

подходящим вопросом;схема анализа задачи

Использование римской и арабской

нумерации для записи чисел

Игра «Геометрия на спичках»


Выделять компонентыдействия деления: «делимое», «делитель»,

«значение частного»,«частное». Читать математические выражения.

Осваивать способ решения задач на кратноесравнение

Установить названия компонента и результата действия деления



84

Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление»

( стр. 40 – 41)

1

Контроль и учет знаний

Цель: выявить степень сформированности умений распознавать выражения с действиямиумножения и деления; называть компоненты действий;

преобразовывать выражения на сложение в произведения

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе




Таблица умножения (24 часа)

85

Составление таблицы

умножения (случаи

умножения на 2)

(стр.42 – 44 )

1

Комбини

рованный

Решение задачи с вопросом, выраженным

побудительным предложением

Нахождение периметра квадрата

Решение задачи на определение времени

Вычитание числа из суммы по-разному

Использование действия умножения

для записи решения комбинаторной задачи


Составлять таблицу умножения на 2.

Выполнять умножениеи деление в пределахтабличных случаев.

Решать составные задачи, включающие простые задачи на увеличение числа в несколько

раз.

Использовать сочетательное свойство сложения для рационализации вычислений



86

Числа, записанные

одинаковыми цифрами

в разном порядке

в римской нумерации

(стр.45 – 46 )

1

Комбини

рованный

Таблица умножения на 2; схема выражений

Дополнение текста задачи вопросами

Игра «Геометрия на спичках»

Использование действия умножения

для записи решения комбинаторной задачи


Находить значения выражений, используя таблицу умножения.

Решать комбинаторные задачи.




87

Составление таблицы

умножения (случаи

умножения на 3)

(стр.46 – 48 )

1

Комбини

рованный

Дополнение текста задачи вопросами

Вычитание числа из суммы

Нахождение периметра пятиугольника

с помощью таблицы умножения

Использование рисунка для решения

задачи с элементами теории вероятностей


Составлять таблицу умножения на 3. Познакомиться с общим способом составления таблицы умножения.

Находить значения выражений, используя таблицу умножения.



88

Понятие о действиях

первой и второй

ступеней

(стр.49 – 51 )

1

Комбини

рованный

Закрепление знаний таблицы умножения

Изменение текста до получения задачи

Сложение и вычитание двузначных чисел

в столбик; равенства-загадки

Свойство равенства противоположных

сторон прямоугольника


Выделять в выражениях«действия первой ступени» и «действия второйступени».

Находить значения произведений и частных наоснове знания таблицыумножения.

Использовать знанияпорядка действий в выражениях, содержащихдействия разных ступеней, при нахождении

их значений



89

Составление таблицы

умножения (случаи

умножения на 4)

(стр.51 – 53 )

1

Комбини

рованный

Преобразование текстов в задачи

(различные случаи);подбор вопросов к условию

Сравнение и запись чисел римскими

и арабскими цифрами

Выделение выражений с одинаковыми

значениями без предварительного

вычисления


Составлять таблицу умножения на 4.

Использовать таблицуумножения для нахождения значений выражений.

Дополнять тексты до задачи на основе знанийструктуры задачи



90

Решение уравнений;

правило нахождения

неизвестного

множителя

(стр.53 – 54 )

1

Комбини

рованный

Определение возможной длины сторон

многоугольника по его периметру


Уметь решать уравнения;

Знать правило нахождения неизвестного множителя



91

Понятие об обратных

задачах.

Самост. работа по теме «Периметр»

(№ 357)

1

Комбини

рованный

Объемные тела в реальных предметах; сравнение шара,цилиндра и конуса;

сходства и различия между ними (практическая работа)


Иметь представление об обратных задачах.



92

Сложные выражения,

содержащие действия

одной ступени,

и порядок выполнения

действий в них

(стр. 55 - 56)

1

Комбини

рованный

Знакомство с новым видом задания -

таблица с закономерностями;

определение закономерности

расположения чисел в столбцах таблицы;

нахождение неизвестных компонентов

вычитания

Преобразование выражений с действием

сложения

Игра «Геометрия на спичках»


Осваивать правило порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия

только одной ступени.

Использовать знания порядка действий в выражениях при нахождении их значений.



93

Составление таблицы

умножения (случаи

умножения на 5)

(стр.57 – 59 )

1

Комбини

рованный

Сравнение сумм, расположение

в порядке возрастания значений

без предварительного вычисления

Сравнение задач; обратные задачи

Запись чисел арабскими и римскими цифрами


Составлять таблицу умножения на 5.

Находить самостоятельно способ решенияэвристической задачи.

Уметь записыватьчисла арабскими и римскими цифрами



94

Сложные выражения

с действиями одной

ступени без скобок

и порядок выполнения

действий в них(стр.59)

1

Комбини

рованный

Сравнение выражений без вычислений;

проверка предположений

Решение уравнений, содержащих действияразных ступеней

Построение отрезков заданной длины


Осваивать правило порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия

только одной ступени.

Использовать знания порядка действий в выражениях при нахождении их значений



95

Сокращение текста

до задачи

(стр.60 - 61)

Самостоятельная работа по теме «Римская и арабская нумерация»

1

Комбини

рованный

Подготовка к изучению переместительногосвойства умножения

Нахождение периметра многоугольника

с равными сторонами; использование

действий сложения и умножения

Цель: выявить степень сформированности умений читать, записывать,сравнивать числа в римской и арабской нумерации


Уметь сокращать текст до задачи;

Знать правило нахождения периметра многоугольника с равными сторонами



96

Составление таблицы

умножения (случаи

умножения на 6)

(стр.64 – 65 )

1

Комбини

рованный

Сокращение текста задачи

Игра «Геометрия на спичках»

Решение уравнений на основе использования равенств таблицы умножения


Составлять таблицу умножения на 6.

Использовать таблицуумножения для нахождения значений сложных выражений.

Познакомиться с правилом нахождения неизвестных компонентовумножения.



97

Контрольная работа за 3 четверть

1

Контроль и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков


Уметь применять полученные знания в практической работе



98

Работа над ошибками.

Порядок действий

в сложных выраженияхбез скобок,содержащих действияразных ступеней

(стр.66 – 68 )

1

Комбини

рованный

Задача с элементами теории вероятностей

Сравнение выражений

без предварительных вычислений

Игра «Геометрия на спичках»

Закрепление изученных случаев таблицы

умножения


Осваивать правило порядка действий в выражениях без скобок, содержащих действия

разных ступеней.




99

Переместительное

свойство умножения

(стр.68 – 70 )


Комбини

рованный

Решение задачи с помощью действия

умножения

Сравнение выраженийбез предварительных вычислений;

преобразование неравенств

Построение отрезков по заданным

условиям

Контрольная работа

Познакомиться с переместительным свойством умножения.

Использовать переместительное свойствоумножения при нахождении значений выражений.

Уметь выявлять переместительное свойство умножения, делать запись переместительного свойства в общем виде:
hello_html_171034e9.gif



100

Порядок действий

в сложных

выражениях,

содержащих скобки

(стр.70 – 72 )

1

Комбини

рованный

Неканоническая формулировка задачи

Вычитание двузначных чисел;

установление закономерности

расположения выражений

Построение отрезков по заданным условиям


Усвоить правило порядка действий в выражениях со скобками.

Использовать знанияпорядка действий в выражениях со скобкамипри проведении вычислений



101

Составление таблицы

умножения (случаи

умножения на 7)

(стр.72 – 74 )

1

Комбини

рованный

Знакомство со свойствами «магического

квадрата»

Нахождение периметра многоугольника;

использование действий сложения

и умножения

Решение задач на применение деления;

обратные задачи


Составлять таблицу умножения на 7.

Использовать таблицуумножения для нахождения значений сложных выражений.

Познакомиться с решением задач на применение деления



102

Нахождение

периметра квадрата

и прямоугольника

(стр.75, № 394, 395)

1

Комбини

рованный

Закрепление изученных случаев таблицы

умножения;решение уравнений


Познакомиться с формулой нахождения периметра прямоугольникаи квадрата. Использовать полученные фор-

мулы для решения задач.

Находить значения выражений на основе знания таблицы умножения



103

Решение сложных

выражений, в которых

скобки встречаются

два раза

(стр.76 )

1

Комбини

рованный

Нахождение периметров многоугольниковс равными сторонами


Усвоить правило порядка действий в выражениях , где скобки встречаются два раза.

Использовать знанияпорядка действий в выражениях со скобкамипри проведении вычислений



104

Закрепление изученных случаев таблицы умножения.

1

Комбини

рованный

Анализ составленной таблицы умножения. Сокращение таблицы умножения.


Систематизировать знания таблицы умножения



105


Завершение составления таблицы умножения (случаи на 8 и 9).

Краткая запись задачи

(стр. 77)

1

Комбини

рованный

Порядок действий в сложных выражениях;умножение суммы и разности на число;подготовка к изучению распределительного

свойства


Уметь выполнять краткую запись задачи;

Знать порядок действий в сложных выражениях



106

Сокращение

составленной части

таблицы умножения

на основе

переместительного

свойства умножения

(стр.78 – 79 )

1

Комбини

рованный

Краткая запись задачи;обратные задачи

Сложение и вычитание двузначных чисел;установление закономерностей

в расположении

Запись чисел римскими цифрами

Преобразование квадрата в «магический»


Уметь произвести сокращение таблицы умножения на основе переместительного свойства умножения



107

Образование новой

единицы счета – сотни


1

Комбини

рованный

Восстановление задачи по краткой записи;обратные задачи

Нахождение значений сложных выражений:запись «в строчку»

Определение вида многоугольников

по выражениям для нахождения

периметров

Закрепление знаний таблицы умножения

и деления; равенства-загадки


Составлять столбик таблицы умножения на 8 и на 9.

Использовать таблицуумножения для нахождения значений выражений.



108

«Проверь себя».

Сравнение цилиндров

и конусов


1

Контроль

и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе

Уметь сравнивать цилиндр и конус ;

Знать порядок действий в сложных выражениях



Трёхзначные числа (28 часов)


109


Счет сотнями;

запись получившихся

чисел

и соответствующие

им числительные

(стр.88 – 90 )

1

Комбини

рованный

Краткая запись задачи;использование в ней условных обозначений;обратные задачи

Нахождение сторон многоугольника

с равными сторонами и известным

периметром

Сложение и вычитание двузначных чисел


Читать и записыватькруглые сотни.

Считать сотнями.

Вывести правило вычитания суммы из числа.

Использовать правиловычитания суммы изчисла для рационализации вычислений



110

Самостоятельная работа по теме «Таблица умножения»


1

Контроль и учет знаний

Цель: выявить степень сформированности умений учащихся находить значения выражений на умножение и деление с помощью таблицы умножения; решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов умножения и деления

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



111

Работа над ошибками.

Способы получения

новой единицы счета -

сотни.




Использование таблицы умножения для

нахождения значений частных

Игра «Геометрия на спичках»

Нахождение значений сложных выражений

Решение комбинаторных задач


Образовывать число 100разными способами.

Сформулировать правиловычитания суммы изчисла.

Выполнять действияпо алгоритму.

Находить значение выражений в два и болеедействий разными способами



112

Умножение

натурального числа

на 1

(стр.94 )

1

Комбини

рованный

Краткая запись задачи; сокращение

количества действий в задаче с помощью

преобразования вопроса

Нахождение периметра прямоугольников;

построение прямоугольников по данному

периметру


Знать о свойстве умножения чисел на 1

Выявить, что означает равенство
hello_html_m55d0cce2.gif Продолжить работу над нахождением периметра многоугольника и над обратными задачами



113

Получение круглых

трехзначных чисел

путем присчитывания

по единице


1

Комбини

рованный

Логическая задача

Определение вида многоугольника, имена фигур



Образовывать, читатьи записывать трехзначные числа, оканчивающиеся нулем.

Представлять трехзначные числа, оканчивающиеся нулем, в видесуммы разрядных слагаемых.

Решать простые уравнения.

Составлять задачу по рисунку, краткой записи.



114

Счет сотнями и счет

десятками;

запись получаемых

чисел

(стр.96 – 98 )

1

Комбини

рованный

Восстановление текста задач по кратким

записям

Заполнение и преобразование таблиц

по найденным закономерностям


Образовывать, читатьи записывать трехзначные числа с нулем, вести счет сотнями и счет

десятками;

Познакомиться с нумерацией чисел в пределах 1000.

Использовать данныетаблицы для решениязадач.

Находить значение сложных выражений



115

Время

и его измерение;

знакомство

с календарем;

единица измерения

времени – год

(стр.99 – 101 )

1

Комбини

рованный

Решение задачи на определение массы

Решение задачи, сводящейся

к нахождению периметра прямоугольника

Игра «Геометрия на спичках»

Игра «Магический квадрат»

Преобразование равенств в верные

с помощью скобок


Определять время покалендарю.

Познакомиться с единицами измерения времени и соотношениямимежду ними.



116

Краткая запись задачи;

использование в ней

условных обозначений;

обратные задачи

(№ 445)

1

Комбини

рованный

Сложение двузначных чисел;

расположение сумм с равными значениямисогласно закономерности

Игра «Геометрия на спичках»


Уметь выполнять краткую запись задачи, используя в ней условные обозначения



117

Умножение в случаях,

когда один

из множителей равен

нулю

(стр.106 – 108 )

1

Комбини

рованный

Решение задач на определение времени

Преобразование задачи с недостаточнымиданными

Преобразование верных равенств

Восстановление текста задачи по краткой

записи; схема анализа задачи


Выявить свойства умножения числа на 0



118

Чтение и запись

трехзначных

чисел, получаемых

с помощью единиц

(стр.109 – 111 )

1

Комбини

рованный

Краткая запись задачи; использование

условного обозначения - фигурной скобки

Игра «Магический квадрат»

Изменение порядка действий в сложных

выражениях с помощью скобок

Неканоническая формулировка задачи


Образовывать, читатьи записывать трехзначные числа, получаемых с помощью единиц

Использовать данныетаблицы для решениязадач.



119

Решение уравнений

на нахождение

неизвестных

компонентов действия

деления

(стр. 112)

1

Комбини

рованный

Решение задач, связанных с измерением

времени

Составление верных равенств


Уметь решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов действия деления



120

Краткая запись задачи

(обобщение)

(стр.113)

1

Комбини

рованный

Выделение многоугольников на чертеже

Обратные действия: умножение и деление;закрепление таблицы умножения


Закрепить выполнение краткой записи задачи

Учить выделять многоугольники на чертеже



121

Свойство умножения

на 0

(стр.114 – 116 )

1

Комбини

рованный

Игра «Геометрия на спичках»

Задачи на применение действия умножения;обратные задачи

Сравнение фигур по самостоятельно

выделенным признакам

Решение уравнений


Знать о свойстве умножения чисел на 0



122

Получение и запись

трехзначных чисел

(стр.116 – 118 )

1

Комбини

рованный

Выделение нескольких задач из одного

текста;сравнение задач;понятие «поровну»

Закрепление знания таблицы умножения

Логическая задача с элементами геометрии


Образовывать, читатьи записывать трехзначные числа.

Использовать данныетаблицы для решениязадач.



123

Самостоятельная работа по теме «Периметр многоугольника»


1

Комбини

рованный


Контроль и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Самостоятельная работа




124

Единицы измерения

времени (обобщение)

(стр.102 - 105)

1

Комбини

рованный

Умножение и деление как обратные

действия; схемы действий

Увеличение трехзначных чисел на десяткии сотни; запись и чтение получаемых чисел

Использование действия умножения для

нахождения периметра многоугольников

с равными сторонами


Выявить особенноститаких единиц измерения времени, как месяц и год.

Определять время покалендарю.

Находить значениесложных выражений,содержащих 2–4 дей-

ствия.



125

Повторение пройденного о единицах времени.

1

Комбинированный

Закрепление знаний и умений


Выявить пробелы в изученной теме



126

Свойство деления нуля

на натуральное число

(стр.119 )

1

Комбини

рованный

Игра «Магический квадрат»

Трехзначные числа, их чтение и запись


Знать о свойстве деления нуля на натуральное число



127

Продолжительность

месяца и года;

соотношение

«1 год = 365/366

суток»

(стр.120, № 475)

1

Комбини

рованный

Анализ данных календаря. Выявление

особенностей месяца и года как мер времени.


Выявить особенноститаких единиц измерения времени, как месяц и год.

Определять время покалендарю.



128

Признаки сходства и различия одного и нескольких объемных тел (практическая работа)

1

Комбини

рованный

Классификация объемных тел по форме

их основания.

Оперирование пространственными

образами. Нахождение многоугольников начертеже


Познакомиться с термином «основание»объемного тела.

Проводить сравнениеобъемных тел по разным основаниям.

Овладеть знанием разрядного состава трехзначных чисел.



129

Контрольная работа за год по изученным темам

1

Контроль и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Контроль ная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



130

Проверь себя

Учебник, с. 122

1

Контроль и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



131

Проверь себяУчебник, с. 123

1

Контроль и учет знаний

Проверка знаний, умений, навыков

Самостоятельная работа

Уметь применять полученные знания в практической работе



132

Работа над ошибками.

Нумерация чисел в десятичной системе исчесления

1

Комбини

рованный

Нумерация чисел в десятичной системе исчисления. Разрядные слагаемые


Уметь работать над ошибками



133

Закрепление по теме «Трехзначные числа»

1

Комбини

рованный

Актуализация знаний о нумерации

трехзначных чисел. Чтение и запись трехзначных чисел. Поиск информации в учебнике.


Систематизироватьзнания о трехзначныхчислах.

Использовать знаниянумерации трехзначных чисел при решении практических задач.

Составление и решение задач, обратныхданной



134

Запись трехзначных чисел в виде

суммы разрядных слагаемых

1

Комбини

рованный

Увеличение и уменьшение трехзначного числа на десяткии сотни; запись чисел цифрами римской и арабской нумерации


Использовать знаниеразрядного составатрехзначных чисел.

Систематизироватьзнания о трехзначныхчислах.

Использовать знаниянумерации трехзначных чисел при решении практических задач.



135

Чтение и запись трехзначных

чисел

1

Комбини

рованный

«Математическая переменка». Учебник, с. 124-125


Читатьи записывать трехзначные числа



136

Итоговый урок

1

Комбини

рованный

Игра «Шифровальщик». Учебник, с. 126


Систематизировать знания и умения, сформированные в течениеучебного года













Рабочая программа по математике, 2 класс, система Л. В. Занкова
  • Математика
Описание:

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для второго года обучения (базовый уровень)  разработана  на основе  Федерального   Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования.

Используется учебно-методический комплект:

·         Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник  для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011г.;

·         Бененсон, Е. П., Итина Л.С. Математика. Тетрадь для 2 класса: В 4ч. Под редакцией Аргинской И.И. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.;

·         Л.С.Итина, С.Н.Кормишина Волшебные точки: рабочая тетрадь  для 2 класса. - Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.

По авторской программе Аргинской И.И. на изучение учебного предмета «Математика» отведено 136 часов. Рабочая программа разработана в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась - 136 часов  (4 часа в неделю).

Автор Абдулова Альмира Валиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 968
Номер материала 26425
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓