Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №
611 Курортного
района Санкт-Петербурга
Программа рассмотрена на
заседании ШМО учителей начальных классов ГБОУ НОШ № 611 СПб /протокол №
1 от ____2013/
|
Принято
педагогическим советом ГБОУ НОШ № 611 СПб /протокол № 1 от
____2013/
|
Утверждаю
Директор ГБОУ НОШ № 611 СПб
___________Н.Г.Крикунова /приказ № _____от _____2013/
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
для 1А класса
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Матяш Екатерина Николаевна
г.Зеленогорск
2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: математика
Ступень
обучения (класс): начальное общее образование (1 класс)
Срок
реализации программы, учебный год: 2013-2014 учебный год
Количество
часов по учебному плану: 132
Количество
часов за год: 132 Количество часов в неделю:4
часа
Планирование
составлено на основе примерной основной образовательной программы начального
образования. М.: Просвещение. 2010г.
Авторской
программы Моро М. И., Волковой С. И., Степановой С. В. и др. Математика.
Рабочие программы. 1-4 классы- М.: Просвещение , 2011г. ( УМК «Школа России»)
Учебник: Математика 1 класс (2 части)
, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, Москва «Просвещение» 2011 год,
рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Тетрадь: Математика 1 класс (2 части)
, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, Москва «Просвещение» 2011 год,
рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Количество
плановых работ (практическая часть выполнения программы):
Четверть /вид работы/:
|
Контрольная работа, тест
|
Проект
|
Проверочная работа
|
|
1 четверть
|
|
1
|
7
|
|
2 четверть
|
1
|
|
5
|
|
3 четверть
|
1
|
|
7
|
|
4 четверть
|
4
|
1
|
7
|
|
Итого:
|
6
|
2
|
26
|
|
Методическое
обеспечение: Математика 1 класс, Методические рекомендации, М.А Бантова, Г.В.
Бельтюкова, С.И Волкова, И.А. Ингушева, Москва «Просвещение» 2012 г.
Информационные
ресурсы Интернет: http://school-russia.prosv.ru
Рабочую программу составила: подпись
_________________/ф.и.о./___________________
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной
программы по математике и на основе авторской программы
М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной
программы по математике и на основе авторской программы
М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика».
Программа адресована обучающимся
1 класса с разноуровневой подготовкой, начинающим осваивать курс математики.
Цели программы:
- математическое развитие младшего школьника — формирование
способности к интеллектуальной деятельности (логического и
знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической
речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные
и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для
упорядочения, вариантов и др.);
- освоение
начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных
ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами
математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к
математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего
мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
- создать условия для формирования логического и абстрактного
мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их
дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор
необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе
решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и
сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества
мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для
полноценной жизни в обществе;
- сформировать
представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и
методе познания окружающего мира;
- сформировать
представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание
значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый
интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить
математические и творческие способности на основе заданий, носящих
нестандартный, занимательный характер.
Ведущие
принципы обучения математике в
младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение
знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая
направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое
значение в связи со спецификой математического материала придается учету
возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного
подхода в обучении.
Общая
характеристика учебного предмета
Начальный курс
математики — курс интегрированный: в нем объединен
арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу
начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех
арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их
свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение
приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает
ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также
формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с
различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими
чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов
алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений,
способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном
образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы
отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
Результаты освоения предмета «Математика»
На
первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания
обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать
под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса
«Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать
знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности
предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться высказывать
своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-
Учиться работать
по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать
верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
УУД:
- Способность характеризовать
собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из
предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые
знания: находить ответы
на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать
и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
- Познавательный
интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета.
Коммуникативные
УУД:
-
Донести свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать
и понимать речь
других.
-Читать
и пересказывать
текст. Находить в тексте конкретные
сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса
«Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и
обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20
и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны
уметь:
- Оценивать количество предметов
числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в
прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2
действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие
конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение
числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины
ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем
имеют возможность научиться:
- использовать в процессе вычислений знание
переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения
длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
- выделять как основание классификации такие признаки предметов,
как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- выделять часть предметов из большей группы на основании общего
признака (видовое отличие);
- производить классификацию предметов, математических объектов по
одному основанию;
- решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
- узнавать и называть плоские геометрические
фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник,
многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из
множества прямоугольников – квадраты,
- определять длину данного отрезка;
- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх
столбцов; (повышенный уровень)
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие
не более двух действий.
Основное содержание учебного предмета «Математика».
Обучение
математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.Числа и величины
Счёт
предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение
величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть,
десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические
действия
Сложение,
вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и
вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое
выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками
и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в
сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка
достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема,
диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «,
«больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы
движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы,
время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева
-справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание
и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок,
ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические
формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед,
пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические
величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра
многоугольника.
Площадь
геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор
и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение
простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или
…», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся»,
«не»); истинность утверждений.
Составление
конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и
др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана
поиска информации.
Чтение
и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение
столбчатой диаграммы.
Тематическое
планирование
Математика
1 класс
УМК
«Школа России»
Числа
и величины (31час)
|
Содержание
курса
|
Характеристика
деятельности учащихся
|
Числа от 1 до
10. Число 0
Счёт предметов и
их изображение, движений, звуков и др. Порядок следования чисел при счёте.
Получение числа
прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно
следующего за ним при счёте. Запись и чтение чисел от 1 до 10.
Число «нуль». Его
получение и образование. Равенство, неравенство.
Отношения «равно»,
«больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на
порядок следования чисел при счёте). Состав чисел 2, 3, 4, 5.
Числа от 1 до
20
Название и запись
чисел от 1 до 20.
Представление
числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Десятичный состав
чисел от 11 до 20.
Отношения
«равно», больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с
опорой на порядок следования чисел при счёте, с помощью действий вычитания).
Группировка
чисел. Упорядочение чисел.
Составление
числовых последовательностей.
Величины
Сравнение и
упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, вместимости,
времени, стоимости.
Единицы массы:
килограмм.
Единицы
вместимости: литр.
Единицы времени:
час.
Определение
времени по часам с точностью до часа.
Единицы
стоимости: копейка, рубль.
Монеты: 1 р., 2
р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.
Единицы длины:
сантиметр, дециметр.
Соотношения между
единицами измерения однородных величин.
|
Моделировать
ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Составлять
модель числа.
Группировать
числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать:
устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять
числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Характеризовать
явления и события с использованием чисел и величин.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
|
Арифметические
действия(63часа)
|
Сложение и вычитание
Сложение. Слагаемое, сумма. Знак сложения.
Таблица сложения. Сложение с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух
чисел.
Перестановка и группировка слагаемых в сумме
нескольких чисел.
Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое,
разность. Знак вычитания. Вычитание нуля.
Взаимосвязь сложения и вычитания.
Приёмы вычислений:
а) при сложении – прибавление числа по
частям, перестановка чисел;
б) при вычитании – вычитание числа по
частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения и вычитания в пределах 10.
Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.
Сложение двух однозначных чисел, сумма
которых больше чем 10. С использованием изученных приёмов вычислений. Таблица
сложения и соответствующие случаи вычитания.
Отношения «больше на…», «меньше на…».
Нахождение числа, которое на несколько единиц (единица разряда) больше или
меньше данного.
Числовые выражения
Чтение и запись числового выражения.
Нахождение значений числовых выражений в одно два действия без скобок.
Чтение и запись числовых выражений.
Свойства арифметических действий:
переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство
сложения
|
Сравнивать
разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия
(сложения, вычитания, умножения, деления).
Моделировать
изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать результат
вычисления.
Контролировать и осуществлять пошаговый
контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического
действия.
Использовать
различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с
опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения
арифметических действий, прикидку результата).
|
Работа
с текстовыми задачами (22часа)
|
Задача
Условие и вопрос задачи.
Установление зависимости между величинами,
представленными в задаче. Планирование хода решения и ответа на вопрос
задачи.
Решение текстовых задач арифметическим
способом
Задачи, при решении которых используются:
смысл арифметического действия (сложение, вычитание). Понятия «увеличить
на…», «уменьшить на…». Решение задач в одно, два действия на сложение и
вычитание. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного
уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач логического характера.
|
Планировать
решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой
задачи.
Объяснять выбор
арифметических действий для решений.
Действовать по
заданному и самостоятельному плану решения задачи.
Презентовать
различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением
выражения).
Самостоятельно
выбирать способ решения задачи.
Использовать
геометрические образы для решения задачи.
Контролировать:
обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и
арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать за
изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать способ решения задачи.
Выполнять
краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических
образов (отрезок, прямоугольник и др.).
|
Пространственные
отношения. Геометрические фигуры (12часов)
|
Пространственные отношения
Описание местоположения предмета в
пространстве и на плоскости. Взаимное расположение предметов в пространстве и
на плоскости: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше,
между.
Сравнение предметов по размеру (больше –
меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный,
треугольный).
Направления движения: слева – направо,
справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх).
Временные представления: сначала, потом, до,
после, раньше, позже).
Сравнение групп предметов: больше, меньше,
столько же, больше (меньше) на…
Геометрические фигуры
Распознавание и называние геометрической
фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая и
незамкнутая), многоугольник.
Углы, вершины, стороны многоугольника.
Выделение фигур на чертеже.
Изображение фигуры от руки.
|
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на
плоскости.
Изготавливать (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать
модели.
Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.
Характеризовать свойства геометрических фигур.
Сравнивать геометрические фигуры по форме.
|
Геометрические
величины(4часа).
|
Длина отрезка. Периметр
Единицы длины: сантиметр, дециметр,
соотношения между ними. Переход от одних единиц длины к другим.
|
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические
величины (планировка, разметка).
Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру).
Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.
Находить геометрическую величину разными способами.
Использовать
различные инструменты и технические средства для проведения измерений.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.