Главная / Русский язык и литература / рабочая программа по литературному краеведению

рабочая программа по литературному краеведению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

На изучение данного курса в 10 классе отводится 1 час в неделю, т.е.35 часов в год.









Цель курса:

воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи курса:

  • развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира;

  • интегрировать учебный и воспитательный процесс;

  • воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края;

  • развитие творческих способностей, научно – исследовательских умений средствами региональной культуры;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о культурном прошлом нашего края;

  • развитие у старшеклассников способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставления и обобщения фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе осмысления опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав и интересов людей;

  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине;

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

  • ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Воронежской области как опорного края России;

  • развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).























Результаты обучения и усвоения содержания курса «Краеведение»

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.







Содержание курса

п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Введение

5

2

Историческое краеведение

3

3

Литературное краеведение

25


Итого

35


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения краеведения ученик должен:

знать (понимать)

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • вписывать биографию писателя в историко-культурный контекст определенной эпохи и местности;

  • искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

  • писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий материал;

  • выполнять проекты на заданную тему;

  • составлять свою родословную;

проводить экскурсию по литературным местам.




Учебно-методическое обеспечение.

Баранникова МИ. Историко-культурное краеведение.

Антюхин Г. Встречи на Воронежской земле / Г. Антюхин. – Воронеж, 1969.

Воронежская историко-культурная энциклопедия. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. – 520 с.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1982. – 311 с.

Инютин В.В. Долгий путь слова / В.В. Инютин. – Воронеж, 2007

Историко-культурное наследие Воронежа. – Воронеж, 2000. – 576 с.

Капустина Н.И., Степанова Е.Д., Соколов А.Ю. Сказ о земле Бобровской. – ООО «Пресса ИПФ». – Воронеж, 2009. – 288 с.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. – Воронеж, 1979. – 191 с.

Кононов В.И. Мемориальные доски Воронежа / В.И. Кононов. – Воронеж, 1984. – 96 с.

Кораблинов В.А. Избранное в 2 тт. Том 1. Жизнь Кольцова / В.А. Кораблинов. – М., 1982. – 335 с. Том 2. Жизнь Никитина. – 351 с.

Корниенко Н.Г. Волшебный фонарь воспоминаний / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2000. 178 с.

Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках литературы / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 1982. – 311 с.

Корниенко Н.Г. Очерки по литературному краеведению / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2007. – 76 с.

Ласунский Олег. Литературная прогулка по Воронежу / Олег Ласунский. – Воронеж, 2000. – 360 с.

Русская провинция: Записки краеведов. Вып. 1–2. – Воронеж,
1992–1995.



рабочая программа по литературному краеведению
  • Русский язык и литература
Описание:

Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению.Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

На изучение данного курса в 10 классе отводится 1 час в неделю, т.е.35 часов в год.

 

Автор Ходарина Анна Сергеевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 20862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓