ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Привитие
любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или
села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при
виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с
детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С.
Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.
Краеведение в
школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае,
воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно
раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной,
помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью
нашей страны.
Изучению
родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта
– всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое
значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном
крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.
Краеведение
важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и
экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к
людям других национальностей.
В краеведении
почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у
учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и
современников, своих земляков.
Изучение
родного края необходимо, чтобы учащийся:
- понимал свою связь с окружающим его
микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
-
осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких
людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную
информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий,
учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего
его социума.
Предметом регионального компонента в
краеведении является прошлое народов края, совокупность
природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития
региона.
На изучение данного курса в 10 классе
отводится 1 час в неделю, т.е.35 часов в год.
Цель
курса:
воспитание
гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,
село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять
активное участие в его развитии.
Задачи
курса:
·
развивать способность к саморазвитию, к
осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения,
воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного
мира;
·
интегрировать учебный и воспитательный
процесс;
·
воспитывать гражданскую позицию, бережное
отношение к памятникам истории, культуры края;
·
развитие творческих способностей, научно –
исследовательских умений средствами региональной культуры;
·
выработка у школьников представлений об
основных источниках знаний о культурном прошлом нашего края;
·
развитие у старшеклассников способностей
рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического
анализа (сопоставления и обобщения фактов, раскрытие причинно-следственных
связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
·
формирование ценностных ориентаций и
убеждений школьников на основе осмысления опыта людей в прошлом, восприятие
идей гуманизма, уважения прав и интересов людей;
·
изучая историю родного края, вызвать у
учащихся любовь к своей малой Родине;
·
формирование представлений о
различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения,
показ его сложной структуры;
·
ознакомление с историей и
современной жизнью своего населенного пункта и Воронежской области как
опорного края России;
·
развитие умения сочетать
панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия
конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).
Результаты
обучения и усвоения содержания курса «Краеведение»
Личностные
результаты:
- осознание своей идентичности как
гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной
и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и
ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного
опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия
мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные
результаты:
- способность сознательно
организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и
др.;
- овладение умениями работать с учебной
и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать
выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи,
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,
эссе, презентация, реферат и др.);
- активное применение знаний и
приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и
продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и
социуме.
Предметные
результаты:
- овладение целостными представлениями
об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для
миропонимания и познания истории собственной страны;
- способность применять понятийный
аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе
истории страны;
- способность соотносить историческое
время и историческое пространство, действия и поступки личностей во
времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать
информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая
её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать
историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной
деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в
истории области;
- готовность применять исторические
знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников
своей области и страны в целом.
Содержание
курса
п/п
|
Название разделов
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение
|
5
|
2
|
Историческое краеведение
|
3
|
3
|
Литературное краеведение
|
25
|
|
Итого
|
35
|
Требования
к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения краеведения ученик
должен:
знать (понимать)
· основные
этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
· важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического
развития края;
· изученные
виды исторических источников;
уметь
· соотносить
даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность
важнейших событий истории края;
· использовать
текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных
задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показать
на исторической карте территории расселения народов, границы края, города,
места значительных исторических событий;
·
рассказать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений),
отчетов об экскурсиях, рефератов;
· соотносить
общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
· объяснять
свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края,
достижениям культуры;
-
вписывать
биографию писателя в историко-культурный контекст определенной эпохи и
местности;
-
искать
информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;
- писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий материал;
-
выполнять
проекты на заданную тему;
-
составлять
свою родословную;
проводить экскурсию по литературным
местам.
Учебно-методическое
обеспечение.
Баранникова МИ. Историко-культурное
краеведение.
Антюхин Г. Встречи на Воронежской земле /
Г. Антюхин. – Воронеж, 1969.
Воронежская историко-культурная
энциклопедия. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. –
520 с.
Загоровский В.П. История Воронежского края
от А до Я / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1982. – 311 с.
Инютин В.В. Долгий путь слова / В.В.
Инютин. – Воронеж, 2007
Историко-культурное
наследие Воронежа. – Воронеж, 2000. – 576 с.
Капустина Н.И., Степанова Е.Д., Соколов
А.Ю. Сказ о земле Бобровской. – ООО «Пресса ИПФ». – Воронеж, 2009. – 288 с.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и
Воронежской области / В.И. Кононов. – Воронеж, 1979. – 191 с.
Кононов В.И.
Мемориальные доски Воронежа / В.И. Кононов. – Воронеж, 1984. – 96 с.
Кораблинов В.А. Избранное в 2 тт. Том 1.
Жизнь Кольцова / В.А. Кораблинов. – М., 1982. – 335 с. Том 2. Жизнь
Никитина. – 351 с.
Корниенко Н.Г. Волшебный фонарь
воспоминаний / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2000. ‑ 178 с.
Корниенко Н.Г. Краеведение на уроках
литературы / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 1982. – 311 с.
Корниенко Н.Г. Очерки по литературному
краеведению / Н.Г. Корниенко. – Воронеж, 2007. – 76 с.
Ласунский Олег. Литературная прогулка по
Воронежу / Олег Ласунский. – Воронеж, 2000. – 360 с.
Русская провинция: Записки краеведов. Вып.
1–2. – Воронеж,
1992–1995.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.