Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению ОС "Школа 2100" для 1 класса.

Рабочая программа по литературному чтению ОС "Школа 2100" для 1 класса.

Рассмотрено на заседании школьного

(указывается тип методического объединения –

школьного, районного, городского) методического объединения

учителей

Протокол № 1

« 27 » августа 2013г.

Составлена на основе рекомендованной государственной программы и требований к минимуму содержания


Принято на заседании

Педагогического Совета Учреждения

« 30 » августа 2013г.



Утверждено: приказ №

от « 30 » августа 2013г.

Директор МБОУ «СОШ № 9»

______________Т.И.Кузнецова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению


в 1 в классе.




Составитель: Мерзлякова И. А.

Ф.И.О. , должность

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 9»____________

место работы



Рецензент: Никольских О. Д.

Ф.И.О., должность

Руководитель ШМО нач. классов

МБОУ «СОШ № 9»____________

место работы








2013 – 2014 учебный год

I. Пояснительная записка


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Рабочая программа является модифицированной.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Программа и материал УМК рассчитан на 132 часа в год, 4 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ № 9» в 1 классах (1-4). Разницы в часах между учебным планом и рабочей программой нет.

Данная программа рассчитана на учащихся 1-в класса. В данном классе 25 человек. Уровень подготовки к школе разный. Есть читающие бегло, по слогам и не умеющие читать. Все дети посещали детский сад, поэтому знакомы с азбукой и печатными буквами.

Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в планируемых результатах, которые являются структурным элементом данной рабочей программы.

В 1 классе безотметочное обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не допускает сравнения с другими. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня сформированности предметных умений, личностных и метапредметных универсальных действий. Видами контроля результатов обучения в первом классе являются: текущий, тематический, итоговый.

В течение учебного года возможны коррективы учебной рабочей программы, связанные с объективными причинами.




































hello_html_m2c00859a.gifII. Общая характеристика учебного предмета


В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) владение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

3) определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;

4) приобщение к литературе как искусству слова;

5) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей воз-

никло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип.

За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра путешествие.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и

думают ученики. При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения,

абсолютно оправданно.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов>четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только

реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.





























III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Литературное чтение.



Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за год

Экскурсии

Практические занятия

1

4

24 – обучение грамоте

96 – обучение грамоте



9 – лит. чтение

36 – лит. чтение



2

4


34

136



3

4


34

136



4

4


34

136




В соответствии с базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс.




























IV. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета «Литературное чтение»


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.












V. Планируемые результаты освоения учебного предмета к концу 1 класса


Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих умений:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих умений.

Выпускник научится:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

  • видеть языковые средства, использованные автором.




hello_html_7b929ab5.gifVI. Содержание учебного предмета


  1. Подготовительный (добуквенный) период. (15 ч.)


Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, назы­вать один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схе­му слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать пред­ложение в виде схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению пись­му (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направле­ниях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Го­ворим, рассказываем») ~ подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображе­ние слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотно­сить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых со­стоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.


  1. Букварный период. (70 ч.)


В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной сто­роны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы со­гласных звуков с, л, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.

После введения и закрепления общего позиционного принци­па чтения дети наблюдают отступления от установленной зако­номерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных глас­ных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произноше­нием и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедев­тикой, развивать орфографическую зоркость.


  1. «Попрыгать, поиграть…» (12 ч).


Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.


4. «Наш дом» (9 ч).

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.

5. «Ребятам о зверятах». (11ч).

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.


6. «Маленькие открытия» (15 ч).

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.









































VII. Учебно-тематический план





Тема раздела

Количество часов (всего)

Вид занятий (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контроль

1.

Подготовительный (добуквенный) период «Говорим, рассказываем …»

15

-



2.

Букварный период «Учим буквы – учимся читать и писать»

70

-



3.

«Попрыгать, поиграть…»

12

1



4.

«Наш дом»

9

1



5.

«Ребятам о зверятах».

11

1



6.

«Маленькие открытия»

15

1




ИТОГО:

132

4





























VIII. Учебная программа


Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел, тема, урок

Практические, контрольные работы и другие виды контроля

Формирование УУД,

(предметные, метапредметные, личностные).


Основное содержание учебного предмета



Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)


1

2

3

4

5

I. Подготовительный (добуквенный) период «Говорим, рассказываем …» (15 часов)

1

1. Вводный урок. Календарь и календарные праздники. Россия и Удмуртия – едины.

Уметь: находить нужную страницу, иллюстрацию; ориентироваться на развороте «Букваря»;

- воспринимать звучащую речь;

- понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании; - различать времена года по призна­кам, объяснять и рассказывать; - сопоставлять признаки предме­тов, с помощью которых они узнают­ся;

- обозначать слово схемой; сопоставлять схемы и слова, сравни­вать и различать;

составлять схемы предложений;

- выбирать нужный знак конца пред­ложения; определять признаки текста, смысло­вое единство предложений в тексте; выбирать заглавие текста;

устанавливать последовательность предложений в тексте, последователь­ность частей текста; читать схему текста;

- составлять схему текста;

- определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Различать речевые и неречевые звуки.

Характеризовать гласные звуки рус­ского языка (ударные, безударные).

Делить слово на слоги, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и без­ударные слоги.

Наблюдать за многозначными слова­ми.

Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы,

умение задавать вопрос по услышанному.

Чтение

Чтение вслух

(скорость чтения в соответствии с индивидуальным

темпом чтения), Соблюдение орфоэпических и

интонационных норм чтения.


1

2. Животные и растения вокруг нас. Животные и растения Удмуртии. Слова-названия.

1

3. Природа вокруг нас. Природа удмуртского края. Знакомство с предложением.

1

4. Летом в деревне (на даче). Составление предложений.

2

5. Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

2

6. Звуки вокруг нас. Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки.

2

7. Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. Составление текста на тему: «В Ижевском цирке».

2

8. На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

3

9. Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст.

3

10. Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. Составление текста на тему: «В Ижевском национальном театре».

3

11. Гласные звуки.

3

12. Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги.

Слогообразующая роль гласных звуков.

4

13. Наши занятия. Ударение.

4

14. Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова.

4

15. Повторение. О чем рассказывает текст.

II. Букварный период «Учим буквы – учимся читать и писать» (70 часов)

4

16. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согл. и гл. звуками.


Уметь: называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие); обозначать букву соответствующей схемой;


определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки по мягкости и твердости; обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове; читать плавным слоговым чтением; находить корень

в группе доступных однокоренных слов;

Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чте­ние).


Соотносить прочитанные слова и кар­тинки.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.

Воспринимать слово как объект изу­чения, материал для анализа.



Наблюдать над значением слова.

Различать слова и предложения.

Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распро­странять и сокращать предложения. Понимать прослушанный и прочитан­ный текст.


Составлять рассказы по серии сюжет­ных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстанавливать деформированный текст. Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря».

Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многознач­ные слова. Различать прямое и переносное значение слов. Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи.


Различать однокоренные слова.

Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (одноко­ренные) с помощью суффиксов и при­ставок.


Разбирать доступные слова по составу. Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...) Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».


Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.



Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами

вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным

темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и

интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи, Особенности дди

диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать

свою точку зрения.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.







































































































Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами

вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным

темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.

Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и

интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи, Особенности

диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не

перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать

свою точку зрения.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.








































































5

17. Чтение слогов и слов с изученными

буквами и, г, п, т, р.

5

18. Гласный звук [о], буква о.

5

19. Чтение слогов и слов с изученными

буквами. Наблюдение над значением слов.

5

20. Заглавная буква О. Упражнения в чтении слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей.

6

21. Гласный звук [а], буква а.

6

22. Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в един­ственном и множествен­ном числе. Упражнения в чтении.

6

23. Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в географических названиях. Географические названия Удмуртии.

6

24. Заглавная буква И. Заглавные буквы в име­нах людей и географиче­ских названиях. Упраж­нения в чтении. Географические названия Удмуртии.

7

25. Согласные звуки [н], [н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н.

7

26. Согласные звуки [к], [к,], буква к. Чтение слогов и слов с буквой к.

7

27. Упражнения в чтении слов и предложений с изученными буквами.

Упражнения в чтении.

Слова он, она, оно, они, их роль в речи.


Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.










































Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Познавательные: Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.




















































7

28. Гласный звук [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Географические названия Удмуртии.

8

29. Упражнения в чтении.

Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения.

8

30. Согласные звуки [с], [с], буква с. Чтение слогов и слов с буквой с.

8

31. Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Работа с текстом.

8

32. Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными

буквами. Знакомство

с предлогами и словами, которые

отвечают на вопрос как?

9

33. Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м.

9

34. Упражнения в чтении. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предло­жении.

9

35. Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление за­главной буквы в словах – географических названи­ях. Географические названия Удмуртии.

9

36. Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении. На­блюдение над однокоренными словами. Географические названия Удмуртии.

10

37. Урок повторения и обобщения. Упражнения в чтении.

10

38. Упражнения в чтении. Знакомство с новым зна­ком препинания в конце предложения - многото­чием.

10

39. Заглавная буква М, Л Упражнения в чтении. Географические названия Удмуртии.

10

40. Согласные звуки [ш], буква ш.

Сочетания ши.

11

41. Заглавная буква Ш. Чте­ние слов с изученными буквами. Географические названия Удмуртии.

11

42. Чтение слов, предложе­ний, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих.

11

43. Чтение слов с изученны­ми буквами. Работа с тек­стом.

11

44. Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.

12

45. Заглавная буква А. Чтение слов, предложе­ний с заглавной буквой А. Географические названия Удмуртии.

Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от дру­гих слов.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочета­ния, слова (понимать их сходства и различия).



















Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от дру­гих слов.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочета­ния, слова (понимать их сходства и различия).
















Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от дру­гих слов.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочета­ния, слова (понимать их сходства и различия).
















Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от дру­гих слов.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочета­ния, слова (понимать их сходства и различия).















Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от дру­гих слов.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочета­ния, слова (понимать их сходства и различия).



















12

46. Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами.

12

47. Упражнения в чтении. Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами.

12

48. Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. Географические названия Удмуртии. Практическое знаком­ство с суффиксами на примере суффикса

- ушк-.

13

49. Заглавная буква В. Упражнения в чтении. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над одноко­ренными словами. На­блюдение над словами с безударным гласным в корне. Географические названия Удмуртии.

13

50. Буква е. Звуки буквы е. Упражнения в чтении.

13

51. Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом.

13

52. Буква ё. Звуки буквы ё. Наблю­дение над однокоренными словами; суффиксами. Повторение и закрепление введённых понятий.

14

53. Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении. Чтение диалога, наблю­дение над суффиксами в словах. Работа с текстом. Географические названия Удмуртии.

14

54. Упражнения в чтении. Знакомство с пристав­кой. Внеклассное чтение.

14

55. Согласные звуки [б], [б'], буква б. Строчная буква б.

14

56. Упражнения в чтении. Развитие умения видеть в слове его части.

15

57. Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста. Географические названия Удмуртии.

15

58. Согласные звуки [з], [з'], буква з.

15

59. Заглавная буква 3. Чтение слов, предложе­ний, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных. Географические названия Удмуртии.

15

60. Буква я. Звуки буквы я.

16

61. Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений. Географические названия Удмуртии.

16

62. Согласные звуки [х], [х'], буква х. Слова-междометия.

16

63. Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с букво­сочетаниями -жи—ши.

16

64. Заглавные буквы X и Ж. Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными со­гласными [ж], [ш]. Географические названия Удмуртии.

17

65. Строчная и заглавная буква й, Й. Чтение слогов, слов. Сло­ва, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

17

66. Согласный звук [ч '], строчная буква ч. Право­писание буквосочетаний ча, чу.

17

67. Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Знакомство с творчеством уроженца Удмуртии П. И. Чайковского.

17

68. Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

18

69. Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении слов с изученными буквами. Работа с текстом. Буквосочетания ща, щу. Географические названия Удмуртии.

18

70. Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с бук­вой ф.

18

71. Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предло­жениях (повторение). Чтение слов и предложе­ний с буквой ф. Географические названия Удмуртии.

18

72. Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э.

Работа с текстом.

19

73. Заглавная буква Э. Чтение слов, предложе­ний, текста с изученны­ми буквами. Географические названия Удмуртии.

19

74. Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученны­ми буквами. Работа с тек­стом.

19

75. Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении. Географические названия Удмуртии.

19

76. Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Чтение буквосочетаний и слов с изученными буква­ми. Работа с текстом.

20

77. Разделительный ь, его роль в слове.

20

78. Буква ъ. Разделительный ъ. Чтение слов с раздели­тельным ъ. Работа с тек­стом.

20

79. Алфавит. Упражнения в чтении.


20

80. Упражнения в чтении.


21

81. Проверка техники чте­ния.


21

82. Резервные уроки

21

83. Резервные уроки

21

84. Резервные уроки

22

85. Резервные уроки

III. «Попрыгать, поиграть…» (12 часов)

22

86. Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.

Любимые игрушки.

А. Л. Барто «Я выросла».


Знать приемы ориентирования в учебнике;

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Личностные:


- проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;


- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.


Регулятивные:


- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;


- способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;


- определение промежуточных целей с учетом конечного результата.


Познавательные:


- ориентироваться в учебнике;


- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


- осмысленное чтение и пересказ прочитанного;


- составление рассказов по опорным картинкам.


Коммуникативные:


- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками.









Аудирование (слушание) Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Чтение

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения (подробно).

Культура речевого общения Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

Творческая деятельность Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

22

87. Любимые игрушки.

Я. Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку».

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения;

22

88. Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства».


Знать название, основное содержание литературного произведения;

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части;

23

89. В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла»,

«С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк Шапито».


23

90. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».


23

91. Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши», И. Демьянова «Скакалочка».

Второй урок вежливости.


23

92. Играть – это увлекательно.

Е. Чарушин «Никита - охотник».

Знать содержание произведения;

Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части;

24

93. Игры в слова.

Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова».

Знать содержание произведения;

Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

24

94. И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»


24

95. Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть.

Третий урок вежливости.

Знать содержание произведения;

Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы;

24

96. Как найти настоящих друзей?

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»


Знать содержание литературного произведения;

Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу;

25

97. Развитие речи. Обобщение по разделу: «Попрыгать, поиграть».

Внеклассное чтение по разделу 1.

Знать пройденный материал

Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

IV. «Наш дом» (9 часов)

25

98. Что можно увидеть в обычном дворе?

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану

Личностные:


- проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;


- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.


Регулятивные:


- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;


- способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;


- определение промежуточных целей с учетом конечного результата.


Познавательные:


- ориентироваться в учебнике;


- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


- осмысленное чтение и пересказ прочитанного;


- составление рассказов по опорным картинкам.


Коммуникативные:


- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками.


Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на

вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по

ходу чтения или слушания

текста.

Пересказывать текст художественного произведения

(подробно).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге:

понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой

рассказ по картинке.

Творческая деятельность

Читать по ролям текст,

используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

25

99. О младших сестренках и братишках.

В. Драгунский «Сестра моя Ксения».

Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;

Уметь читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

25

100. А. Барто «Две сестры глядят на братца»,

Я. Аким «Мой брат Миша»

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

26

101. О детях и их родителях.

А. Барто «Разлука», «Одиночество».

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

26

102. Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь»

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

26

103. Конкурс на лучшее чтение стихотворения

Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова.

М. Коршунов «Дом в Черемушках». Четвертый урок вежливости.

Уметь выразительно читать стихотворный текст;

26

104. Дружат взрослые и дети.

Б. Заходер «Два и три»,

М. Зощенко «Глупая история»


27

105. Стихи В. Бирюкова,

О. Григорьева. Обобщение по разделу.

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном;

27

106. Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по разделу 2.

Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению;

Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова;

V. «Ребятам о зверятах» (11 часов)

27

107. Очень разные животные.

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

Знать о творчестве и произведениях

Б. Заходера;

Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение;

Личностные:


- проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;


- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.


Регулятивные:


- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;


- способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;


- определение промежуточных целей с учетом конечного результата.


Познавательные:


- ориентироваться в учебнике;


- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


- осмысленное чтение и пересказ прочитанного;


- составление рассказов по опорным картинкам.


Коммуникативные:


- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на

вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по

ходу чтения или слушания

текста.

Пересказывать текст художественного произведения

(подробно).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге:

понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой

рассказ по картинке.

Творческая деятельность

Читать по ролям текст,

используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

27

108. М. Пришвин «Медведь»


28

109. Веселые и грустные стихи о животных.

Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…». Пятый урок вежливости.

Знать содержание произведений;

Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном;

28

110. Какие сны снятся щенкам?

Е. Чарушин «Томкины сны»

Знать о творчестве Е. Чарушина;

Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного

28

111. С. Михалков «Щенок»


28

112. Отношение человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»

Знать содержание изучаемых произведений;

Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать;

29

113. «Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры».

Знать о творчестве М. Коршунова;

Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам;

29

114. М. Коршунов «Дом в Черемушках»


29

115. Стихи о кошках и котятах.

Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»

Знать о жанре «рассказ»;

Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

29

116. Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях.

Ю. Мориц «Ворона»,

В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости.

Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ;

Уметь анализировать прочитанное,

уметь соотносить текст и иллюстрации к нему;

30

117. Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений. Обобщение по разделу 3.

Знать произведения раздела;

Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела;

Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа;

VI. «Маленькие открытия» (15 часов)

30

118. Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь»,

Т. Золотухина «Лужи-зеваки».

Знать о творчестве авторов и содержание произведений;

Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;

Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному;

Личностные:


- проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;


- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку.


Регулятивные:


- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;


- способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;


- определение промежуточных целей с учетом конечного результата.


Познавательные:


- ориентироваться в учебнике;


- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


- осмысленное чтение и пересказ прочитанного;


- составление рассказов по опорным картинкам.


Коммуникативные:


- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками.




























Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на

вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по

ходу чтения или слушания

текста.

Пересказывать текст художественного произведения

(подробно).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге:

понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой

рассказ по картинке.

Творческая деятельность

Читать по ролям текст,

используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.






























30

119. Волшебная осень.

В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень».

Знать о творчестве авторов и содержание произведений;

Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием;

30

120. Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков.

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения;

Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать;

31

121. Звуки и краски зимы.

Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь»

Знать понятия «жанр», «декламация»;

Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы;

31

122. Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»


31

123. Как нарисовать словами весну.

Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна»

Знать содержание данных произведений;

Уметь воспринимать на слух и понимать художественное произведение;

Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ;

31

124. Н. Сладков «Бегство цветов».


32

125. Г. Новицкая «Зонтик», С Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…»


32

126. Удивительные цветы.

К. Паустовский «Приточная трава».

Проверка техники чтения

Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы;

Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации;

32

127. Маленькие открытия писателя М. Пришвина «Берестяная трубочка»

Знать о творчестве М. Пришвина и его произведениях;

Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа;

32

128. А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»


33

129. «Эту чудную картину я увидел у окна…»

Ю. Мориц «Что над чем».

Знать о творчестве

Ю. Мориц;

Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы;

33

130. Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Обобщение

Знать пройденный материал 1 класса;

Уметь обобщать материал;

33

131. Знакомство с творчеством детских писателей Удмуртии. Л. Н. Наговицына «Мы сидели под грибком».


33

132. Знакомство с творчеством детских писателей Удмуртии.






















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

по литературному чтению


Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Учебно-методические комплекты по литературному чтению для

1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, и др.)

Примерная программа начального общего образования по литературному

чтению.

Библиотечный фонд комплектуется

на основе федерального перечня

учебников, рекомендованных (допущенных)

Минобрнауки РФ

Печатные пособия


Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,

определённой в программе по литературному чтению.

Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии

с содержанием обучения по литературному чтению.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.


Технические средства обучения


Классная доска с набором приспособлений для крепления

таблиц, постеров, картинок.

Настенная доска с приспособлений для крепления картинок.

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.






Оборудование класса


Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Держатели для схем (магниты).




Учебно-методическая литература для учителя




Автор, год издания


Название пособия


Вид пособия


1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2013

Литературное чтение. Капельки солнца

Учебник

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2013

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца»

Рабочая тетрадь

3.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В., 2013

Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца»

Методические рекомендации для учителя.

4.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., Пронина О. В. 2013

Букварь

Учебник

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.


Сборник программ

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2013.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя





Учебная литература для учащихся




Автор, год издания


Название пособия


Вид пособия


1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2013

Литературное чтение. Капельки солнца

Учебник

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2013

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца»

Рабочая тетрадь

3.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., Пронина О. В. 2013

Букварь

Учебник

































ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

1 класс

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приемами понимания и

анализа текста;

овладение умениями и навыками различных видов

устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

приобщение к литературе

как к искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний

о литературе, книгах, писателях

1й класс

  • осмысленное, правильное

чтение целыми словами;

  • ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробный пересказ текста;

  • составление устного рассказа по картинке;

  • заучивание наизусть небольших стихотворений

  • высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений

  • соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений;

  • умение различать рассказы и стихотворения


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:


определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану


Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:


ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

подробно пересказывать небольшие тексты.



Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:


оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).



Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, обучающихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.


Рабочая программа по литературному чтению ОС "Школа 2100" для 1 класса.
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по литературному чтению ОС "Школа 2100" для 1 класса.

ПрограммасоставленавсоответствиистребованиямиФедерального государственного  образовательногостандартаначальногообщего  образованияиобеспеченаУМК: учебниками«Литературноечтение»для1–4кл.,рабочимитетрадямииметодическими рекомендациямидляучителя(авторыР.Н.Бунеев,Е.В.Бунеева,О.В.Чиндиловаидр.).

Формированиефункциональнограмотныхлюдей одна  из важнейших  задач  современнойшколы.  Основы   функциональной грамотностизакладываютсявначальныхклассах,где  идет интенсивное  обучениеразличным  видам  речевойдеятельности  чтениюи  письму,  говорениюи  слушанию.Поэтомулитературное чтениенарядусрусскимязыком  один  из  основныхпредметовв системеподготовкимладшегошкольника.

Рабочая программа является модифицированной.

Цельуроковлитературногочтенияформированиечитательской компетенциимладшегошкольника.Вначальнойшколенеобходимо заложитьосновыформированияграмотногочитателя.Грамотный читатель–эточеловек,укоторогоестьстойкаяпривычкакчтению, сформированадушевнаяидуховнаяпотребностьвнем  каксредстве познаниямираисамопознания.Эточеловек,владеющийтехникой чтения,приёмамипонимания прочитанного,знающийкнигииумеющийих  самостоятельно выбирать.Достижениеэтой  целипредполагаетрешениеследующихзадач:

1)формированиетехникичтенияиприёмов пониманияианализа текстаправильноготипачитательскойдеятельности;одновременное развитиеинтересаксамомупроцессучтения,потребностичитать;

2)введениедетейчерез  литературувмирчеловеческихотношений, нравственно-этическихценностей;воспитаниеличностисо свободным инезависимыммышлением;формированиеэстетическоговкуса;

3)развитиеустнойиписьменнойречи  (втомчислезначительное обогащениесловаря),овладениеречевойикоммуникативной культурой;развитиетворческихспособностейдетей;

4)приобщениедетей  клитературекакискусствуслова,кпониманию  того,  что  делаетлитературухудожественной,–через  введение элементованализатекстов(втомчислесредстввыразительности)и практическоеознакомлениесотдельнымитеоретико-литературными понятиями.

Автор Мерзлякова Ирина Алексеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 399
Номер материала 38941
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓