1.
|
Пояснительная
записка…………………………………………………………….
|
3
|
2.
|
Учебно-тематический
план………………………………………………………..
|
5
|
3.
|
Критерии
оценки…………………………………………………………………...
|
8
|
4.
|
Планируемые результаты обучения учащихся…………………………………..
|
10
|
5.
|
Календарно-тематическое планирование
………………………………………..
|
12
|
6.
|
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение рабочей
программы……………………………………………………….………………….
|
27
|
7.
|
Лист корректировки рабочей
программы...............................................................
|
28
|
|
Приложение 1.
Контрольно-измерительные материалы ………………..………
|
29
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для
4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по
Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №
1089.
2.
Закона
Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию
образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного
учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3.
Типового
положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от
19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4.
Приказа
О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый
Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
5.
Санитарные
правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821 10).
6.
Учебного
плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015 учебный год.
7.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011) и
авторской программы начального общего образования по литературному чтению Н. А. Чураковой — М.:
Академкнига/Учебник, 2012.
Обоснование выбора УМК
для реализации рабочей учебной программы:
-
для обучающихся (слушателей) образовательная программа
обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах,
права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых
услуг;
-
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет
приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и
координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием
для определения качества реализации общего начального образования.
Тип программы:
программа начального общего
образования.
Сроки освоения программы: 1
год.
Объем учебного времени: 136часов.
Форма обучения:
очная.
Режим занятий: 4часа в неделю.
Литературное
чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное
и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области.
Во-первых, это предметная область, как никакая другая, способствует формированию
позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за
воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого
предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается
результативность обучения в целом.
Изучение литературного чтения в начальной школе
направлено на достижение следующих целей:
- обладание осознанным,
правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе
образования младших школьников, формирование читательского кругозора и
приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех
видов речевой деятельности;
-развитие
художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений;
-обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста,
формирование представлений о добре и зле;
В силу особенностей,
присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные
задачи;
- духовно-нравственная
– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения
различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
- духовно-эстетическая
– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной
детали;
-литературоведческая –
от формирования умения различать разные способы построения картин мира в
художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития
понимания, с помощью каких именно средств
выразительности
достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приѐмы);
- библиографическая –
от формирования умений ориентироваться в книге по еѐ элементам и пользоваться еѐ справочным аппаратом до формирования умений
работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список
литературы для решения конкретной учебной задачи.
УЧЕБНО-Тематический план
№
п\п
|
Название раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение
древних представлений о мире
|
19
|
2
|
Знакомимся с
повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к
истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств
|
18
|
3
|
Учимся у поэтов и
художников видеть красоту природы и красоту человека.
|
20
|
4
|
Всматриваемся в лица
наших сверстников, живущих задолго до нас
|
17
|
5
|
Пытаемся понять, как на
нас воздействует красота.
|
11
|
6
|
Приближаемся к разгадке
тайны особого зрения
|
11
|
7
|
Обнаруживаем, что у
искусства есть своя особенная, правда.
|
21
|
8
|
Убеждаемся, что без
прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.
|
11
|
9
|
Человек в мире
культуры. Его прошлое, настоящее и будущее
|
8
|
|
Итого:
|
136
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Постигаем
законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о
мире
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности,
помогающем установить отношения человека с
миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром
человека и волшебными мирами; представления о
тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение
древних (мифологических) представлений
о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах,
волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя
из дома; дорога к цели, пролегающая
через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над
волшебным миром как восстановление
социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира
в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика
эпического (исторического) героя (победитель
в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями —
торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет
конкретно-исторического времени, исторических и
географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной
сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и
былины («Садко»).
Знакомимся
с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к
истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (12 часов)
Авторская сказка. Сохранение
структурных (жанровых и сюжетных)
связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной
«этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию
ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь
древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Учимся
у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Сказочная повесть. С.
Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром
рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность
переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром
сказки: сосуществование реального и волшебного
мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных
заданий, волшебные числа и волшебные
слова.
Герой
сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение
победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание
волшебного заклинания, а преодоление собственных
недостатков, воспитание в себе
нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение
внутреннего мира автора посредством
изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее
представление об образе поэта через его
творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов
олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического
и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с
избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Всматриваемся
в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.
Рассказ. Дальнейшие
наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а)
событие в рассказе — яркий случай,
раскрывающий характер героя;
б)
сложность характера героя и развитие его во
времени;
в)
драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая
«Бумажная победа»);
г)
формирование первичных представлений о
художественной правде как о правде
мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
д)
выразительность художественного языка.
Пытаемся
понять, как на нас воздействует красота.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой
биографии писателя (поэта, художника):
роль
конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
участие
воображения и фантазии в создании произведений;
диалоги
с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций
к учебнику); детские
вопросы к авторам и ответы на них
Обнаруживаем,
что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений
литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
произведения сравниваются не на основе их
тематического сходства, а на основе
сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении
мыслей и переживаний).
Убеждаемся,
что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое
отечество.
Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений
ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация.
сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений
составлять аннотацию на отдельное
произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и
этимологического учебных словарей
для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об
авторе для составления небольшого сообщения о
творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на
основе рекомендованного списка.
Человек
в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее
развитие навыков свободного владения устной и
письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
умений целенаправленного доказательного
высказывания с привлечением
текста произведения;
способности критично относиться к результатам
собственного творчества;
способности тактично оценивать результаты
творчества одноклассников.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Контрольная проверка навыка чтения проводится
ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по
следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4
требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма
чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не
выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по
беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма
беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена
норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке,
когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не
уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится
положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает
наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" знает стихотворение наизусть,
но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении
обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при
чтении, не полностью воспроизводит текст.
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все
требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем
требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем
по трем требованиям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному
какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум
требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем
требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание
прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или
кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на
вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки,
неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при
помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно
передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание
прочитанного.
Формы контроля:
Текущий контроль (устный опрос, проверочные работы,
выполнение творческих заданий, чтение наизусть, пересказ, внеклассное чтение,
проверка навыков чтения)
Обязательные формы и
методы контроля
|
Иные формы учета достижений
|
текущая аттестация
|
итоговая (четверть, год) аттестация
|
урочная деятельность
|
внеурочная деятельность
|
- устный
опрос
-письменная
самостоятельная работа
- тестовые
задания
- доклад
-
творческая работа
-посещение
уроков по
программам
наблюдения
|
-
диагностическая
контрольная
работа
- контроль
техники
чтения
|
- анализ
динамики
текущей
успеваемости
|
- портфолио
- анализ психолого-
педагогических
исследований
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Ожидаемые результаты формирования УУД к
концу 4-го года обучения
Личностными результатами изучения предмета являются
следующие умения и качества:
·
Характеризовать героев
произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять
авторское отношение к герою.
·
Высказывания оценочных
суждений о героях прочитанных произведений
·
чувство прекрасного –
умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
·
любовь и уважение к
Отечеству, его языку, культуре, истории;
·
понимание ценности семьи,
чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
·
интерес к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
·
наличие собственных
читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других
людей;
·
ориентация в нравственном
содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное
чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
Самостоятельно выбирать
книгу в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно
рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
·
Обосновывать своё
высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его
фрагментами или отдельными строчками из произведения;
·
самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
·
составлять план решения
учебной проблемы совместно с учителем;
·
работать по плану, сверяя
свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
·
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
·
вычитывать все виды тестовой
информации;
·
пользоваться разными
видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
·
перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
·
пользоваться словарями,
справочниками;
·
строить рассуждения;
·
Ориентироваться в книге по
её элементам (автор, название, страница «содержание», иллюстрации)
Коммуникативные УУД:
·
оформлять свои мысли в
устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
·
адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической
и диалогической формами речи.
·
высказывать и обосновывать
свою точку зрения;
·
слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точкузрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
·
договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности;
·
задавать вопросы;
·
Рассказывать о любимом
литературном герое.
Предметными результатами изучения курса является
сформированность следующих умений:
·
Читать правильно и
выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая ндивидуальный темп
чтения;
·
Различать основные малые
жанры фольклора; отличать народные произведения от авторских
·
Находить и различать
средства художественной выразительности в авторской литературе;
·
Составлять тематический,
жанровый и монографический сборники произведений;
·
аннотацию на отдельное
произведение и на сборник произведений.
·
Учащиеся должны знать/понимать:
·
• содержание основных
литературных произведений, изученных в классе, их авторов и на звания;
·
• названия 1-2 детских журналов
и их основное содержание (на уровне рубрик);
·
• основной вектор движения
художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
Уметь:
·
читать
наизусть 6-8 стихотворений изученных авторов
·
читать осознанно и
выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
·
определять тему и главную
мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и
использовать его для пересказа;
пересказывать текст кратко и подробно;
·
различать основные малые жанры
фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, басню, рассказ; отличать
народные произведения от авторских;
·
характеризовать героев
произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений;
выявлять авторское отношение к герою;
·
читать наизусть (по выбору)
стихотворные произведения или отрывки из них;
·
находить и различать средства
художественной выразительности в авторской литературе;
·
обосновывать свое высказывание
о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или
отдельными строчками из произведения;
·
ориентироваться в книге по ее
элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или
«Оглавление», аннотация, иллюстрации).
·
Использовать приобретенные
знания и умения в практической
·
деятельности и повседневной
жизни для:
·
самостоятельного выбора книг в
библиотеке с целью решения разных задач;
·
определение содержания книги
по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);
·
самостоятельного чтения выбранных
книг;
·
высказывания оценочных
суждений о героях прочитанных произведений;
·
работы с разными источниками
информации (включая словари разного направления)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.