Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "ПНШ"

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "ПНШ"





1.

Пояснительная записка…………………………………………………………….

3

2.

Учебно-тематический план………………………………………………………..

5

3.

Критерии оценки…………………………………………………………………...

8

4.

Планируемые результаты обучения учащихся…………………………………..

10

5.

Календарно-тематическое планирование ………………………………………..

12

6.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы……………………………………………………….………………….


27

7.

Лист корректировки рабочей программы...............................................................

28


Приложение 1. Контрольно-измерительные материалы ………………..………

29




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  5. Санитарные правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821 10).

  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015 учебный год.

7. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011) и авторской программы начального общего образования по литературному чтению Н. А. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Тип программы: программа начального общего образования.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 136часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 4часа в неделю.

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, это предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;


-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи;

- духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

- духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

-литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств

выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приѐмы);

- библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по еѐ элементам и пользоваться еѐ справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.


















УЧЕБНО-Тематический план

п\п

Название раздела

Количество часов

1

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

19

2

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств

18

3

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

20

4

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас

17

5

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

11

6

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

11

7

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

21

8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.

11

9

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

8


Итого:

136

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (12 часов)


Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д) выразительность художественного языка.

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

участие воображения и фантазии в создании произведений;

диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. (13 часов)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество.

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

способности критично относиться к результатам собственного творчества;

способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.






















































КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ



Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка "4" знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.



Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

         Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Формы контроля:

Текущий контроль (устный опрос, проверочные работы, выполнение творческих заданий, чтение наизусть, пересказ, внеклассное чтение, проверка навыков чтения)

Обязательные формы и

методы контроля

Иные формы учета достижений


текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность


- устный опрос

-письменная

самостоятельная работа

- тестовые задания

- доклад

- творческая работа

-посещение уроков по

программам наблюдения

- диагностическая

контрольная

работа

- контроль техники

чтения


- анализ

динамики

текущей

успеваемости


- портфолио

- анализ психолого-

педагогических

исследований


















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ


Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения


Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:

  • Характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

  • Высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений

  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно выбирать книгу в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);

  • Обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды тестовой информации;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • строить рассуждения;

  • Ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «содержание», иллюстрации)

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точкузрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • Рассказывать о любимом литературном герое.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая ндивидуальный темп чтения;

  • Различать основные малые жанры фольклора; отличать народные произведения от авторских

  • Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

  • Составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

  • аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

  • Учащиеся должны знать/понимать:

  • • содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и на звания;

  • • названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

  • • основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.

Уметь:

  • читать наизусть 6-8 стихотворений изученных авторов

  • читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа;

пересказывать текст кратко и подробно;

  • различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

  • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации).

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической

  • деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач;

  • определение содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

  • самостоятельного чтения выбранных книг;

  • высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

работы с разными источниками информации (включая словари разного направления)


Календарно- тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Планируемые результаты

Оборудование

По плану (неделя)

Дата

Предметные

УУД


Факт.

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир.

2


Знать, как люди в древности представляли себе окружающий мир особенности наиболее известных народных обрядов и праздников; знать волшебные русские народные сказки.

Уметь отличать народные произведения от авторских; приводить примеры русских народных волшебных сказок..


Анализ средств художественной выразительности.


Видение прекрасного в простом.


Сравнение нескольких произведений.

Знать понятие «герой волшебной сказки».

Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев.


Формы контроля:

- устный опрос;

-пересказ;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- проверочные работы.


Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена Уметь доказывать, что данный персонаж является ГЕРОЕМ волшебной сказки; обосновывать своё высказывание о герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками; находить в тексте описания.

Личностные:

1.Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

2.Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

3.Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.


Познавательные:

1.Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

2.Свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию.



Коммуникативные:

1.Работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

2.Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.


Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


Предметные:

  • 1. Читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • 2. Читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

3. Высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений

4.Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного).


Учебник, рабочая тетрадь,.




2

Древнегреческое сказание «Персей».

2

Учебник, рабочая тетрадь




3

Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

1





4

Отражение древних представлений о красоте и мире в трёхчастной композиции


1





5

Древние представления и животных прародителях

1





6

Особенности героя волшебной сказки

1





7

Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

2

Учебник, рабочая тетрадь




8

Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

2

Учебник, рабочая тетрадь




9

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая

2

Учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал (портреты авторов), диск «Хрестоматия по литературе»




10

Русская народная сказка «Морозко»

1

Учебник, рабочая тетрадь




11

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол»

1

Учебник, рабочая тетрадь




12

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Учебник, рабочая тетрадь




13

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

1

Учебник, рабочая тетрадь




14

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

1

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга»




15

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»

2

Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»




16

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

Поход в «Музейный Дом».

2

Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»




17

Илья Муромец и Святогор.


2

Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»




18

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом».


2

Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»




19

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»


1





20

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

2





21

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Учебник, экранно-звуковые пособия, музыкальное произведение П.Чайковского, А.Скрябина




22

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Учебник




23

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

Учебник




24

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»


1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь,

наглядный материал.













25

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка»

1

Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига




26

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».


1

Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига




27

Обобщение по теме «Отличие авторской сказки от народной»

1





28

Э.Дикинсон «Кака мало у травы забот», А.Фет «Трудно фее»


1

Чтение текстов.

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

Выполнение заданий в рабочей тетради. Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине


Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

Формы контроля:


- устный опрос;

- чтение наизусть;

- проверка навыков чтения;

- проверочные работы;

- пересказ.

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Личностные;

1.Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

2.Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

3.Интерес к изучению литературы.


Познавательные:

1.Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.


Коммуникативные:

1.Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

2.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Предметные:

1.Понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

2.Обнаруживать « бродячие» сюжеты («бродячие сказочные сюжеты») в сказках разных народов мира.




Учебник,

хрестоматия,

рабочая тетрадь,

экранно-звуковые пособия.




29

В.Жуковский «Славянка»

2

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»




30

Поход в «Музейный Дом».

И. Левитан «Тихая обитель»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь




31

В.Жуковский «Весеннее чувство». Д.Самойлов «Красная осень»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь




32

Поход в «Музейный Дом».

И. Левитан «Тропинка в лиственном лесу»

1





33

Н.Заболоцкий «Сентябрь»

1





34

Н.Заболоцкий «Оттепель»

1





35

Поход в «Музейный Дом».

М.Врубель «Жемчужина»

1





36

И.Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство»

1

Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наём гувернантки»




37

Владимир Набоков «Обида»

1





38

Владимир Набоков «Обида»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь




39


Поход в «Музейный Дом».

Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наём гувернантки»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь





40

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь




41

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».


1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь





42

Поход в «Му-

зейный Дом». Репродукция

картины С. Лучишкина «Шар

улетел»


1

Репродукция

картины С. Лу-

чишкина «Шар

улетел»




43

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь




44

Борис Сергуненков «Конь Мотылек».

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»




45

Джералд Даррелл «Землянично- розовый дом»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»




46

Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

1

Хрестоматия, учебник, рабочая тетрадь




47

Леонид Андреев «Петька на даче»

1





48

Леонид Андреев

«Петька на даче»

1

Чтение текстов (чтение по ролям).


Ответы на вопросы.


Анализ средств

художественной выразительности.


Работа с Толковым словарем.


Ориентация в тексте.


Работа с иллюстрациями и репродукциями картин.


Анализ характеров героев.


Определение жанра, идеи и цели произведения.


Подтверждение своего мнения выдержками из текста.

Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию

Выполнение заданий в рабочей тетради.



Формы контроля:

- устный опрос;

- проверочные работы;

- выполнение творческих заданий;

- проверка навыков чтения;

- пересказ. Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

Личностные:

1.Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

2.Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

3.Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Познавательные:

1.Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

2.Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью.



Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


Коммуникативные:

Работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.

Предметные:

1.Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

2. Рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;


Учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал




49

Леонид Андреев

«Петька на даче».


1

Учебник, рабочая тетрадь




50

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

1

Учебник, рабочая тетрадь Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»




51

Антон Чехов «Ванька»

3

Учебник, рабочая тетрадь




52

Поход в «Музейный Дом».Н.Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино»

1





53

Антон Чехов «Мальчики»

2

Учебник, рабочая тетрадь




54

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Учебник, рабочая тетрадь




55

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Учебник, рабочая тетрадь




56

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Учебник, рабочая тетрадь




57

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Учебник, рабочая тетрадь




48

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Учебник, рабочая тетрадь




49

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Учебник, рабочая тетрадь




50

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Учебник, рабочая тетрадь




51

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

Хрестоматия




52

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы».


1

Хрестоматия Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»




53

Ирина Пивоварова «Мы пощли в театр».


1

Хрестоматия




54

Людмила Улицкая «Бумажная победа».


1

Знать понятие «рассказ».

Уметь читать по цепочке и про себя в процессе ознакомительного и изучающего чтения; определять главную мысль произведения; обосновывать своё высказывание о произведении, о герое произведения, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; давать характеристику герою произведения; сравнивать прочитанные произведения.Чтение текстов.


Ответы на вопросы.

Знать понятие «сказочная повесть».


Работа с репродукциями картин.


Определение жанра произведения.


Выполнение заданий в рабочей тетради.


Анализирование характера героя-рассказчика и главного героя.


Формы контроля:

- устный опрос;

- выполнение творческих заданий;

- проверочные работы.


Личностные:

1.Интерес к изучению литературы

2. Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Познавательные:

1.Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Коммуникативные:

1.Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

2.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Предметные:

Рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;


Учебник, рабочая тетрадь




55

Людмила Улицкая «Бумажная победа».


1

Учебник, рабочая тетрадь




56

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картинЗ.Серебрякова «Катя с натюрмортом», Пикассо «Девочка на шаре»

1





57

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!»


1

Учебник, рабочая тетрадь




58

Сергей Козлов «Не улетай, пой птица


1





59

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Учебник, рабочая тетрадь




60

Борис Пастернак «Опять весна» (отрывок)

1

Учебник, рабочая тетрадь




61

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

1

Учебник, рабочая тетрадь




62

Сергей Козлов «Лисичка»

1

Учебник, рабочая тетрадь




63

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Учебник, рабочая тетрадь




64

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

5

Хрестоматия, экранно-звуковые пособия.




65

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в словарях;

- перечитывание текста с разными задачами.

Коммуникативные УУД:

- коммуникация как кооперация.

Учебник, рабочая тетрадь Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха




66

Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в словарях;

- перечитывание текста с разными задачами.

Учебник, рабочая тетрадь




67

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Знать особенность данного произведения – сам автор считал «Тёплый хлеб» сказкой.

Чтение тестов.


Ответы на вопросы.


Работа с Этимологическим словарем.


Сравнение сказки и басни.


Выполнение заданий в рабочей тетради.


Нахождение и объяснение значения морали в басне.


Формы контроля:


- устный опрос;


- проверка навыков чтения;


- проверочные ра Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать боты. Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Личностные:

1. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

2. Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Познавательные:

1.Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

2.Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Коммуникативные:

1.Работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

2.Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Предметные:

1.Различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

2.Принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

3.Интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного).

Учебник, рабочая тетрадь




68

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Учебник, рабочая тетрадь Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»




69

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком»».


1

Учебник, рабочая тетрадь В. Серов «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской».,




70

Поход в «Музейный Дом». Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».

1

Учебник, рабочая тетрадь




71

Знакомство с настоящим писателем

1

Учебник, рабочая тетрадь Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»




72

Мария Вайсман «Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». П. Пикассо «Плачущая женщина»

2

Учебник, рабочая тетрадь




73

Поход в «Музейный Дом». П. Пикассо «Плачущая женщина»

1

Учебник, рабочая тетрадь




74

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы».

1





75

В. Хлебников «Кузнечик»

1





76

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...».


2

Учебник, рабочая тетрадь, Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» карточки с заданиями.




77

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

1

Учебник, рабочая тетрадь, диск «Хрестоматия по литературе»




78

А.Кушнер «Сирень».


1





79

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Хрестоматия






80

Афанасий Фет «Это утро, радость эта...»

1

Хрестоматия




81

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»

1

Хрестоматия




82

М. Лермонтов «Парус»

1

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст


Учебник, рабочая тетрадь




83

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».


1


Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов












Чтение текстов. Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев










Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина













Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы











Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Личностные:

1.Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

2.Интерес к изучению литературы

Познавательные:

1.Свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию.

2.Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Коммуникативные:

Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Предметные:

Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста


Учебник




84

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»


1





85

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

1

Учебник




86

А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

1

Учебник, рабочая тетрадь






87

Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

1

Учебник,




88

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

1

Учебник, рабочая тетрадь




89

Алексей Пантелеев «Главный инженер».


1

Учебник Репродукция картины П. Пикассо «Герника»




90

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом».

2

Учебник

картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»




91

Анна Ахматова «Памяти друга»

1

Экранно-звуковые пособия, учебник.




24.02-01.03


92

Н.Рыленков «К Родине»

1

Учебник, рабочая тетрадь


Плиний Младший «Письмо Тациту»




93

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».


1

Учебник, рабочая тетрадь Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»




94

Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом».

1

Учебник




95

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот».

1

Учебник Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации


03.03-08.03


96

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи».

1

Хрестоматия

Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»




97

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

1

Хрестоматия




98

Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

1

Хрестоматия




99

Путешествие в Казань. В мастерской художника

1



Учебник, рабочая тетрадь




100

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом».


1

Чтение текстов.

Ответы на вопросы.

Анализ характера героя произведения. Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»


Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Объяснение выделенных в тексте выражений.


Сравнение литературных, художественных и музыкальных произведений по содержанию. Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»




Личностные:

1. Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

2. Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Познавательные:

1.Работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

2.Свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью.

Коммуникативные:

1.Понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

2.Находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Предметные:

1.Рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

2.Понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;


Учебник, наглядный материал




101

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»



1

Учебник




102

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Учебник, рабочая тетрадь




103

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Учебник, рабочая тетрадь.




104

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Учебник




105

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1





ИТОГО:


102 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УМК (авторская программа, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта, и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ)

1.

Примерная программа начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторская программа начального общего образования по литературному чтению Чуракова Н.А. («Академкнига/Учебник», 2012год).

2.

Литературное чтение. 4класс в 2-х ч.Чуракова Н.А. Академкнига 2013

3.

Тетрадь для самостоятельных работ №1,№2 Малаховская О. В.Академкнига2013

Методическая литература для учителя

1.

Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие Малаховская О. В.Академкнига2012

Дополнительная литература для учителя и учащихся

1.

Сборник текстов для проверки техники чтения

2.

Литературное чтение. 4 класс: хрестоматия

Интернет-ресурсы и другие цифровые образовательные источники

1.

,www.nachalka.info

Оборудование и приборы

1.

Компьютер, интерактивная доска, портреты писателей, лупа. ИКТ-презентации































ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Дата проведения, класс

Содержание корректировки

(тема урока)

Причины

корректировки

Основание

Подпись заместителя директора по УВР





















































































































1


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса УМК "ПНШ"
  • Начальные классы
Описание:

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, это предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом.

Автор Селиванова Светлана Иосифовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 671
Номер материала 43417
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓