Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (УМК "Школа России")

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Голынковская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ____

от «____»___________2014 г.

Руководитель МО________




Согласовано УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор школы

__________Е.В. Фирсова __________Г.А. Тимофеева

«__»______________201_ г. Приказ №___от__________







Рабочая программа

по литературному чтению

для обучающихся 3 класса





Рабочая программа составлена

учителями начальных классов

высшей квалификационной категории

Ивановой Светланой Владимировной

Новиковой Людмилой Николаевной













Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.). (УМК «Школа России»), регионального базисного учебного плана.


Для реализации программного содержания используются:

  • Климанова Л.Ф. «Литературное чтение», учебник для 3 класса в двух частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.

  • Байкова М.И. «Поурочные разработки по чтению», издательство Москва «ВАКО», 2012 г.

  • МРЗ Аудиоприложение к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение , 2013

Общая характеристика предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.


Место учебного предмета в учебном плане


Для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» на этапе начального общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов, из расчета – 4 учебных часа в неделю.

В соответствии с учебным планом Голынковской средней школы на 2014/2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации.


Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей.

Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.



Результаты освоения предмета «Литературное чтение»

Личностные

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.































Содержание программы

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные сказки.

Докучные сказки.

Сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

Поэтическая тетрадь 1

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья», А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка!», «Зреет рожь», И.С. Никитин «Полно, степь», «Встреча зимы», И.З .Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

А.С. Пушкин «За весной…», «В тот год …», «Опрятней модного…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане», И.А .Крылов басни, Стихи Ю.М. Лермонтова, Л.Н.Толстой « Детство», «Прыжок», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве».

Поэтическая тетрадь 2

Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует…», «Дедушка Мазай и зайцы»; К.Д. Бальмонт «Золотое слово», И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги».

Литературные сказки

Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки », «Сказка про храброго зайца», В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Были и небылицы

М .Горький «Случай с Евсейкой», К.Г .Паустовский «Растрепанный воробей», А.И. Куприн «Слон»

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черемуха»

Люби живое

М.М .Пришвин «Моя Родина», И.С .Соколов-Микитов « Листопадничек », В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С .Житков «Про обезьяну», В.Л.Дуров «Наша Жучка», «.Капалуха», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Поэтическая тетрадь 2

С.Я .Маршак «Гроза днем», А.Л. Барто «Разлука», «В театре», С.В .Михалков «Если…», Е.А .Благинина «Кукушка», «Котенок»

Собирай по ягодке – соберешь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке…», А.П .Платонов «Цветок на земле», «Еще мама», М.М .Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники», Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон», В.Ю. Драгунский «Друг детства»

По страницам детских журналов

Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели», Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды», З.Р, Сеф «Веселые стихи»

Зарубежная литература

«Храбрый Персей»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



Учебно-тематический план.

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете

1

2

Устное народное творчество

5

3

Поэтическая тетрадь 1

5

4

Великие русские писатели

16

5

Поэтическая тетрадь 2

3

6

Литературные сказки

5

7

Были и небылицы

4


Поэтическая тетрадь 1

3

8

Люби живое

9

9

Поэтическая тетрадь 2

3

10

Собирай по ягодке – соберешь кузовок

7

11

По страницам детских журналов

2

12

Зарубежная литература

5













Календарно - тематическое планирование

уроков литературного чтения в 3 классе (68ч)

п/п

те

мы

Тема урока


Практическая,

лабораторная работа

(оценочная или обучающая),

проверочная работа,

развитие речи

Дата проведе-

ния


Самое великое чудо на свете – 1 ч

1

1

Знакомство с учебником. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров



Устное народное творчество – 5 ч

2

1

Русские народные песни. Докучные сказки



3

2

Сестрица Аленушка и братец Иванушка



4-5

3-4

Иван-царевич и Серый Волк



6

5

Сивка-бурка



Поэтическая тетрадь 1 – 5 ч

7

1

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»



8

2

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»



9

3

И. С. Никитин «Полно, степь моя…», «Утро», «Встреча зимы»



10

4

И. З. Суриков «Детство. Зима»



11

5

Обобщение. Страницы русской классики

Вн.чт. Стихи русских поэтов об осени



Великие русские писатели – 16 ч

12

1

А. С. Пушкин. Стихи .



13

2

А. С. Пушкин «Зимнее утро»



14

3

А. С. Пушкин «Зимний вечер»



15

4

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»



16

5

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»



17

6

И. А. Крылов «Мартышка и очки»



18

7

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»




19

8

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»



20

9

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины»,«На севере диком стоит…», «Утес», «Осень»



21

10

М. Ю. Лермонтов «Утес», «Осень»



22

11

А. Н. Толстой. Детство.



23

12

А. Н. Толстой. «Акула».



24

13

А. Н. Толстой. «Прыжок»



25

14

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»



26

15

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»



27

16

Обобщение. Великие русские писатели

Вн.чт. Рассказы русских писателей для детей



Поэтическая тетрадь 2 – 3 ч

28

1

А. Н. Некрасов «Славная осень»

«Дедушка Мазай и зайцы»



29

2

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»




30

3

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги».



Литературные сказки – 5 ч

31

1

Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»



32

2

Д. И. Мамин-Сибиряк

«Сказка про храброго зайца…»



33

3

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»



34

4

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»



35

5

Обобщение.

Вн.чт. Литературные сказки



Были – небылицы – 4 ч

36

1

М. Горький «Случай с Евсейкой»



37-38

2-3

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»




39

4

А. И. Куприн «Слон»



Поэтическая тетрадь 1 – 3 ч

40

1

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»



41

2

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»



42

3

С. А. Есенин «Черемуха»

Обобщение «Поэтическая тетрадь № 1»



Люби живое – 9 ч

43

1

М.Пришвин «Моя Родина»



44

2

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»



45

3

В. И. Белов «Малька провини-

лась», «Еще про Мальку»



46

4

В. В. Бианки «Мышонок Пик»



47

5

Б. С. Житков «Про обезьянку»



48

6

Б. С. Житков «Про обезьянку»



49

7

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

В. П. Астафьев «Капалуха»



50

8

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»



51

9

Обобщение. «Люби живое»

Вн.чт. Рассказы о животных



Поэтическая тетрадь 2 – 3 ч

52

1

С. Я. Маршак «Гроза днем»

А. Л. Барто «Разлука», «В театре»



53

2

С. В. Михалков «Если», «Рисунок»




54

3

Е.Благинина «Кукушка»,

«Котенок»



Собирай по ягодке – наберешь кузовок – 7 ч

55

1

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»



56

2

А. П. Платонов «Цветок на земле».



57

3

М. М. Зощенко «Золотые слова» «Великие путешественники»



58

4

М. М. Зощенко

«Великие путешественники»



59

5

Н. Н. Носов «Федина задача».



60

6

В. Ю. Драгунский «Друг детства»



61

7

Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Вн.чт. Рассказы Носова и Драгунского о детях



По страницам детских журналов – 2 ч

62

1

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»




63

2

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

Р. Сеф «Веселые стихи»



Зарубежная литература – 5 ч

64

3

Мифы Древней Греции



65

4

Мифы Древней Греции



66

5

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



67

6

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»



68

7

Обобщение по разделу.

Задание на лето.






Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков по литературному чтению

Чтение и читательская деятельность
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых-четвертых классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения «про себя» и «вслух». Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение «вслух», тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения «про себя» (от 10- 15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

-
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

-
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и .85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

-
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:
-
не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется примерной схемой.







Фамилия ученика

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

Общая оценка







Схема учета навыка чтения в 1-м классе
 
Схема учета навыка чтения во 2-4-м классах







Фамилия ученика

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразит. чтения (подготовленное заранее)

Общая оценка








Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);


 Оценивание выразительности чтения художественного произведения


Отметка «5» — ученик читает четко, выразительно, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает собственное отношение к читаемому;

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.


Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  3/4  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  1/2  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;



Устные ответы 

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.


     

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.Полнота и правильность ответа;

2.Степень осознанности, понимания изученного;

3.Языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Полностью излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

  Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.



Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям


Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:

Знать/ понимать:

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- знать наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать народные сказки, уметь их пересказывать;

- знать пословицы, крылатые выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;


Уметь:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы- повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику действующим лицам произведения;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником.









Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (УМК "Школа России")
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.).  (УМК «Школа России»), регионального  базисного  учебного  плана.

Автор Иванова Светлана Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 34606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓