Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"


ФИЛИАЛ МБОУ «СОШ С. СВЯТОСЛАВКА»

В ПОСЕЛКЕ ПЕРЕДОВОЙ

Наименование образовательного учреждения



СОГЛАСОВАНО

На заседании ШМО протокол

__от _________2014

Руководитель ШМО

_______Шивырева Л.Е.


СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом

МБОУ «СОШ с. Святославка»

в п. Передовой

_______ Алексеева Н.И.

«__» __________ 2014 г

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СОШ с. Святославка»

__________Захарова Л.В.

«_____»_______2014 г.






Рабочая программа педагога

Шивыревой Елены Геннадиевны

по литературному чтению

4 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __от «__» 09.2014 г.









П. Передовой

Местонахождение образовательного учреждения

______________________________________________________________________________________



2014-2015 учебный год

«Начальная школа 21 века»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.

На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).

Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Особенностью программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Специфическими особенностями литературного чтения являются следующие:

1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.


Цели и задачи обучения литературному чтению:

Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задача курса: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

Содержание курса «Литературное чтение» включает следующие образовательные линии:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений.

  5. Расширение круга чтения учащихся.

Основные принципы отбора материала:

- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;

- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;

- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

- тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;

-жанровый и авторский: одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах;

- эмоционально-эстетического восприятия произведения: воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств;

- системности, преемственности, перспективности.


Общая характеристика курса литературного чтения:

Программа предусматривает проведение комбинированных уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных уроков.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай».

Вводится аналитическое чтение, рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

Продолжается накапливание представления школьников об авторах различных произведений.

Развивается основный вид речевой деятельности - говорение.

Методы и приемы обучения:

-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;

-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;

-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;

-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;

-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;

-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;

-письмо: дописывание, списывание, сочинение;

-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.

Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.


Планируемые результаты освоения курса литературного чтения


Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;



  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Основные требования к уровню подготовки обучающихся четвёртого класса.

В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:

знать:

-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

называть, приводить примеры:

-сказок народных и литературных;

-стихов и рассказов из круга детского чтения;

-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)

различать, сравнивать:

-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

-сказки народные и литературные;

-словари и справочники;

-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);

уметь:

-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

-определять тему и главную мысль произведения;

-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

делить текст на смысловые части и оставлять простой план;

-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для самостоятельного чтения книг;

-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

-определять тему и жанр незнакомой книги;

Навык чтения

  • Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.

  • Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.

  • Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).

  • Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.

  • Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).



Содержание тем учебного курса

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.1

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, но истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении — реальных и фантастических.

Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знании и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» а т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

Умение написать изложение, небольшое сочинение но текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (но сюжет небольших произведений) в играх-драматизациях, играх - диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из Прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;

  • чтение детской периодики;

  • использование справочной литературы, работа и библиотеке (школьной, городской и т. д.).

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные paссказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавим историй и т. д.);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.


Универсальные учебные действия


Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.



Календарно-тематический план

п/п

Наименование раздела, тема урока

Содержание темы

Дата

Приложения

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (9 ч). Слушание и работа с детскими книгами. Малые жанры фольклора.

Жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки и их особенности.



2

Русская народная сказка «Иван-

царевич и Серый волк»

Особенности волшебной сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Работа с текстом сказки.



3

Слушание и работа с детскими книгами.

Русская народная сказка «Марья Моревна»

Особенности волшебной сказки. Работа с текстом сказки.



4

Былина "Волх Всеславович".

Былина – жанр фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Выделение особенностей былин: напевность, повторы, устойчивые эпитеты.



5

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о

покорении Сибири Ермаком».

Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении.



6

Слушание и работа с детскими книгами. Библейские предания «Блудный сын», «Суд Соломона».

Особенности библейских преданий.



7

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».





Сравнение легенд, героических песен, былин.

Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер



8

Слушание и работа с детскими книгами.

Песня – слава «Русская Земля»; героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

Сравнение героических песен и былин. Особенности образов и героев фольклорных произведений.



9

Обобщение по разделу «Произведения фольклора»

Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора. Выполнение заданий в учебнике и тетради.



10

Басни. Русские баснописцы (7 ч).

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».

И. И. Хемницер

«Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма).






11

И.И. Хемницер «Друзья». Слушание и работа с книгами

басен. И.А. Крылов «Крестьянин в беде».

Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.



12

А.Е.Измайлов «Кукушка»

Слушание и работа с книгами басен. И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

Сравнение басен И. А. Крылова, Л. Е. Измайлова. Главная мысль басни.



13

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение: С.В.Михалков «Слово о Крылове»

Название басни, герои, особенность языка. Чтение и анализ нового произведения.



14

И.И. Дмитриев «Муха». Слушание и работа с книгами

басен. И.И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок».

Особенности басни: сюжет, герои, мораль. Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.



15

Обобщение по разделу

"Басни. Русские баснописцы".

Задания рубрики «Проверьте себя» в учебнике и тетради.



16

Контрольная работа №1 (тестирование) по теме: «Произведения фольклора».

Выполнение заданий теста.



17

Произведения В.А.Жуковского (6 ч). В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Вечер».

Темы и жанр произведений В.А. Жуковского (стихи о природе, загадки, баллады). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения, олицетворения)



18

Дополнительное чтение В.А. Жуковский. «Вечер», «Загадки».



19

Волшебные сказки.

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.



20

В. А. Жуковский «Спящая царевна»



21

Слушание и работа с книгами. Сказки В.А.Жуковского.



Сравнение «Сказки о царе Берендее…» В.Жуковского со «Сказкой о царе Салтане…»А.С. Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль)



22

Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского»

Обобщение по разделу. Сказки со сходными сюжетами. Выполнение заданий в тетради.



23

Произведения А. С. Пушкина (6 ч). А.С.Пушкин «Осень». Дополнительное чтение: Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении).

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы, сравнение, рифма, олицетворение, эпитет.



24

А.С.Пушкин «И.И. Пущину».

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

Жанры и темы произведений А. С. Пушкина. Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина и отрывка И.И.Пущина.



25

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»


26

Из «Воспоминаний В.И.Даля». Слушание и работа с детскими книгами.

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Словарь Даля: справка об А.С. Пушкине

Произведения А. С. Пушкина в детских журналах.



27

Слушание и работа с детскими книгами.

Произведения А.С.Пушкина.

Жанровое

разнообразие произведений А.С. Пушкина.



28

Обобщение по разделу «Произведения А.С. Пушкина»

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради.



29


Произведения М.Ю.Лермонтова (5 ч). М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».

Выразительное чтение. Работа с текстами стихотворений. Эпитеты, рифма, строфы.




30

Стихи о природе.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…», «Под ним струя светлей лазури…»

Тема чтения. Сравнение стихотворений. Эпитеты. Сравнения.




31


Слушание и работа с книгами. Произведения М.Ю. Лермонтова.

Сказание (легенда) «Три пальмы». Народные и литературные колыбельные песни.



32

Слушание и работа с книгами. Произведения М.Ю. Лермонтова. Восточная сказка «Ашик – Кериб»

Восточная сказка, записанная и обработанная поэтом.





33

Слушание и работа с книгами. М.Ю. Лермонтов. «Казачья колыбельная песня»

Сравнение песни М.Ю.Лермонтова с народными колыбельными песнями





34

Произведения П.П.Ершова (5 ч). Волшебные сказки.

П. П. Ершов «Конёк- Горбунок».

Сказки народные и литературные. Особенности волшебных сказок. Главная мысль сказки.




35

П. П. Ершов «Конёк- Горбунок».

36

П.П. Ершов. «Кто он?»


Наблюдение над особенностью стихотворных строк.



37

Обобщение по разделу «Русские поэты»

Работа с книгами В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.



38

Контрольная работа №2 (тестирование) по теме: «Произведения писателей-классиков ХIХ века»

Выполнение заданий.



39

Произведения В.М.Гаршина (5 ч). В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Авторская (литературная сказка). Образ лягушки. Литературные сказки А.С.Пушкина, П.П. Ершова (повторение)



40

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».


41

Слушание и работа с детской книгой.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе

и розе».

Сюжеты, поступки героев, главная мысль. Слушание сказки, работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и тетради.



42

В. М. Гаршин «Сказка о жабе

и розе». Стихотворение «Пленница»


43

Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина»

Произведения П.П. Ершова, В.М. Гаршина. Сказки на страницах детских журналов.



44

Произведения русских писателей о детях (6 ч).
Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).

Понятие о повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Сюжетно- композиционный треугольник, авторская позиция, отношение к произведению и поступку героя.



45

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»).


46

Слушание и работа с книгами.

К. М. Станюкович «Максимка».

Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.



47

К. М. Станюкович «Максимка».


48

Произведения русских писателей о детях.

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

Книги о детях. Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Сравнение сюжетов и судеб героев.



49

Обобщение по разделу «Книги русских писателей ХIХ века о детях и для детей»

Произведения писателей-классиков, писавших произведения для детей.



50

Произведения зарубежных писателей (12 ч).

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

Работа с текстом каждой главы. Образ Козетты.



51




Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Особенности приключенческой повести: юмор, герой повести - ребенок, особенности языка. Образ главного героя.



52

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»



53

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»



54

Слушание и работа с книгами. Отдельные главы из романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».


М.Твен «Приключения Тома Сойра», «Приключения Гекльберри Финна». Отзыв о прочитанной книге зарубежных писателей.



55

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

Литературная сказка. Сюжет сказки, главная мысль, язык, точка зрения автора. Работа с книгами – справочниками.



56

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».


57

Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».


58

Х.К.Андерсен "Дети года".


Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена. Строфа, рифма, ритм, тон, темп.



59

Слушание и работа с детскими книгами. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками».

К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет



60

Обобщение по разделу

«Произведения зарубежных писателей»

Обобщение по разделу. Конкурс «Книгочей класса».



61

Контрольная работа №3 за 1 полугодие.

Проверка уровня усвоения материала, изученного в 1 полугодии.



62

Мифы народов мира (3 ч). Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».

Особенности древнегреческих мифов. Главная мысль. Герои мифов



63

Славянский миф "Ярило – солнце".

Древнеиндийские мифы «Творение».

Особенности славянского мифа (язык, герои). Сравнение славянского мифа «Ярило - Солнце» и древнегреческого мифа «Творение»



64

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Древнеиндийский миф «Создание ночи». Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради) мифы народов мира.

Особенности древнекитайского и древнеиндийского мифов. Главная мысль. Герои мифов



65

Книги Древней Руси (3 ч). Книги Древней Руси. Отрывки

из «Повести временных лет»:

«О князе Владимире», «Деятельность Ярослава»

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов. Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке"



66

Слушание и работа с книгами. Книги Древней Руси.

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого»



67

Слушание и работа с книгами. Книги Древней Руси.

Отрывок из «Повести временных лет», «Повесть о Константине и Мефодии»



68

Произведения Л.Н.Толстого (8 ч). Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л.Н. Толстого».

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений.



69

Л.Н.Толстой "Акула".

Литературоведческие понятия: тема, идея, литературный герой, персонаж, сюжет, эпизод.



70

Л.Н.Толстой «Два брата».

Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими.



71

Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной».

Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Закрепление понятия о басне. Составление плана, определение морали.



72

Л.Н.Толстой «Черепаха».

Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Особенности описания героев.



73

Л.Н.Толстой «Русак».

Рассказ - повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи.



74

Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь» (былина). Слушание и работа с книгами. Народная былина «Святогор»

Сравнение народной и авторской былины.



75

Обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого»

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради.



76

Стихи А.А. Блока (3 ч). Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия»

Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Выразительное чтение.



77

А. А. Блок «Рождество»

Тема, тон, темп, ритм. Комментарий заглавия. Позиция автора. Интонационный рисунок. Выразительное чтение.



78

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом»

Работа с книгами стихов русских поэтов: группировка по темам (о Родине, природе).



79

Стихи К.Д. Бальмонта (5 ч). Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме»


Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритмический рисунок стихотворения.



80

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт

«Снежинка», «Камыши»

Эпитеты, сравнение, олицетворение.



81

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи».

Особенность сказочных стихов: интонация, позиция автора.



82

Слушание и работа с детскими книгами.

К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».

Книги стихов русских поэтов. Понятия: рифма, строфа, эпитет, сравнение, олицетворение.



83

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради.



84

Произведения А.И.Куприна (6 ч). А.И. Куприн «Скворцы».

Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов,

описаний героев.



85

А.И. Куприн «Скворцы».




86

Дополнительное чтение: очерк «Воспоминания об А.П. Чехове».

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения).



87


Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей.


Выставка книг с легендами русских писателей.

А.И.Куприн «Четверо нищих» (легенда), В. В. Вересалов «Легенда», «Звезда»



88

Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о животных.


Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон – Томсона». Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном.



89

Обобщение по разделу

«Произведения А.И. Куприна»

Сравнивать произведения разных авторов на одну тему. Выполнение заданий в учебнике и тетради.



90

Стихи И.А. Бунина (4 ч).

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство».

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Сравнение стихотворений.



91

И.А.Бунин «Листопад»

Литературоведческие понятия.



92

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин". Дополнительное чтение: К.И.Чуковский "Н.А.Некрасов".

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм стихотворения. Н.А.Некрасов "Генерал Топтыгин", К.И. Чуковский «Н.А. Некрасов»



93

Обобщение по разделу

«Стихи И.А. Бунина»

Выполнение заданий в учебнике и тетради.



94

Произведения С.Я. Маршака (11 ч).

Повторение изученных произведений С.Я.Маршака.

С.Я. Маршак "Словарь"

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки



95

Слушание и работа с книгами. С.Я.Маршак «Загадки», «Зелёная застава».



96

Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

Структура произведения – пьесы: действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора).



97

С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)


98

С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)



99

Слушание и работа с книгами С.Я.Маршака.

Пьеса С.Я. Маршака «Сказка про козла»

Чтение пьесы-сказки по действиям. Инсценирование отдельных эпизодов.



100

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака).

Переводчик. Чтение, беседа по произведению. Работа со справочной литературой.



101

Обобщение по разделу «Произведения С.Я. Маршака»

Самостоятельное выполнение заданий.



102

Слушание и работа с детскими книгами. С.Я. Маршак «Ледяной остров»

Игра «По страницам книг С.Я.Маршака Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки"



103

Контрольная работа № 4. Итоговая проверка навыков чтения вслух.




104

Работа с детскими книгами. С. Я. Маршака. С.Я.Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик.

Работа с детскими книгами Маршака.






105

Стихи Н.А. Заболоцкого (3 ч). Н.А.Заболоцкий «Детство»


Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»



106

Н.А.Заболоцкий

«Лебедь в зоопарке»

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения (сравнение)



107

Слушание и работа с детскими книгами. Н.А.Заболоцкий

« Весна в лесу»



108

Произведения о детях войны (2 ч). В. П. Катаев «Сын полка»

Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою



109

К.М. Симонов «Сын артиллериста»

Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры).



110

Стихи Н.М. Рубцова (4 ч). Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы».

Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Строфы, рифма, описание березы.



111

Стихи о родине. Н.М.Рубцов

«Тихая моя родина». Слушание и работа с детскими книгами. Н.М.Рубцов «Ласточка»

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и

И. Никитина «Русь». Главная мысль. Эпитеты, сравнения.



112

Произведения о Родине. Слушание и работа с книгами А.П. Платонова. Дополнительное чтение: сказка-быль А.Т. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок».

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения (сравнение)



113

Обобщение по разделу "Стихи Н.М. Рубцова ".

Обобщение по изученным разделам. Отбор произведений по заданной теме – «О Родине» - из изученных произведений.



114

Произведения С.Я. Маршака (6 ч). С.В. Михалков «Школа»

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста.



115

С.В. Михалков «Как бы жили мы без книг?»


116

С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»


117

Басни С.В. Михалкова.

С.В. Михалков «Зеркало»


Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»



118

Слушание и работа с детскими книгами. Басни С.В. Михалкова «Чужая беда», «Любитель книг».

Работа с баснями С.В. Михалкова.



119

Слушание и работа с детскими книгами С.В.Михалкова.










Выставка книг С.В.Михалкова: определение тем и жанров произведений. Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал»



120

Юмористические произведения (3 ч). Юмористические рассказы о детях и для детей.

Н.Н.Носов "Федина задача".

Юмористические произведения в детских газетах и журналах. Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки



121

Юмористические стихи.

И.Л. Гамазкова «Страдания».


Сравнение произведений И.Л. Гамазковой и Н. Н. Носова.

Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки.




122

Слушание и работа с детскими книгами. В.П. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе»

Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки. Юмор в произведении М. Горького «Пепе»



123

Очерки (4 ч). Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина». Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна".

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения).



124

Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина», Н.Шер

"Картины-сказки"

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)



125

Слушание и работа с книгами.

Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты.


Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель».



126

Обобщение по разделу

«Очерки».

М. Горький «О книгах»,

«О сказках». Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь».



127

Путешествия, приключения, фантастика (5 ч). Н.П.Вагнер «Фея Фантаста», «Береза».

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»




128

Слушание и работа с детскими книгами.

Н. П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера "Сказка".




129

Н. П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»



130

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Диагностическая работа


131

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям).



132

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)



133

Итоговая контрольная работа № 5 по теме: «Произведения, изученные в 4 классе».

Выполнение заданий.



134

Слушание детских книг о путешественниках и работа с ними. Дополнительное чтение: очерк В. Рыбакова «О книге Дж. Свифта» Н.П. Найденова Стихотворение «Мой друг»

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения).



135

Урок-обобщение («Проверьте себя»).

Обобщение изученного за год.



136

Библиотечный урок «В мире книг», «Летнее чтение»








Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы


Ефросинина Л.А. «Литературное чтение»: 4 класс: 2части. - . М.:«Вентана – Граф», 2014 г.

Ефросинина Л.А. «Литературное чтение»: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2 ч. - М.:«Вентана – Граф», 2014 г.

Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь в 2 ч. - М.:«Вентана – Граф», 2014г.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Оценка качества знаний. 2части. М.«Вентана – Граф», 2013г.

Список литературы. Перечень ИКТ.


Литература, используемая при подготовке программы

1. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010г. – 158с.

2. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. – 88 с.

3. Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»



Литература, рекомендованная для обучающихся


1.Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.

2 Современная универсальная российская энциклопедия.

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/rabochaya-programma-po-predmetu-literaturnoe-chtenie-4-klass

4. http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2010/12/22/Литературное%20чтение%203%20класс%20Ефросинина%20Л.А..doc


















1


Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.

 

На изучение литературного чтения в 4  классе отводится 136 часов в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).

Автор Шивырева Елена Геннадиевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1369
Номер материала 41280
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓