Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению 4 класс индивидуальное обучение на дому.

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс индивидуальное обучение на дому.


Согласовано Утверждаю

руководитель МО директор

_________Е.В.Глухова МКОУ Манзурская СОШ

Протокол №_____ ________ М.С.Копылов

«_____» ___________ 2014г Приказ № ____

от ____________2014г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению 4 класс

индивидуальное обучение на дому


учителя Полосковской НОШ

Андреевой Ольги Александровны









Рассмотрено на заседании

Педсовета № ______

от «_____» ______________2014г










2014г



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании

Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,

Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Голованова «Литературное чтение»

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Курс литературного чтения для 4 класса является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.

Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста.

Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства,идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Цели и задачи:

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • Формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • Овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

  • Развитие нравственных чувств, уважения к культуре многонациональной России.



Тематический план





п/п

Раздел программы



Всего часов

1

Летописи, былины, сказания, жития

3 ч

2

Чудесный мир классики

6 ч

3

Поэтическая тетрадь

2 ч

4

Литературные сказки

4 ч

5

Делу время – потехе час

3 ч

6

Страна детства

3 ч

7

Поэтическая тетрадь 3.

8

Природа и мы

5 ч

9

Поэтическая тетрадь 4.

1 ч

10

Родина

1 ч

11

Страна «Фантазия»

1 ч

12

Литература зарубежных стран

4 ч


Всего часов

102ч





Содержание тем курса



Летописи, былины, сказания, жития (3 ч)



«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», «Ильины три поездочки» «Житие Сергия Радонежского» Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.





Чудесный мир классики (6 ч)



А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» , «Унылая пора! Очей очарование!» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» , «Ашик-Кериб», П.П Ершов «Конек-горбунок», Л. Н. Толстой «Детство», «Как мужик убрал камень», А. П. Чехов «Мальчики»

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них



Поэтическая тетрадь (2 ч)



Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» , А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочки», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот», А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями», Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки», И.А. Бунин «Листопад». Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Литературные сказки (4 ч)



В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о розе и жабе», П.П. Бажов «Серебряное копытце», С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.



Делу время – потехе час (3 ч)



Е.В. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» , В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.



Страна детства (3 ч)



Б.С.Житков «Как я ловил человечков» , К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.



Поэтическая тетрадь № 2 (1 ч)



В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская», С.А.Есенин «Бабушкины сказки», М.А.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Рассказывать наизусть.



Природа и мы (5 ч)



Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» , А.И.Куприн «Барбос и Жулька» , М.М.Пришвин «Выскочка» , Е.И.Чарушин «Кабан» , В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.



Поэтическая тетрадь № 3 (1 ч)



Б.Л.Пастернак «Золотая осень!», С.А. Клычков «Весна в лесу» , Д.Б.Кедрин «Бабье лето», Н.М.Рубцов «Сентябрь» , С.А.Есенин «Лебёдушка». Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Рассказывать наизусть.

Родина (1 ч)



И.С.Никитин «Русь» , С.П. Дрожжин «Родина» , А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» ,Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Страна «Фантазия» (1 ч)



Е.С.Велтистов «Приключения Электроника» , Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.



Литература зарубежных стран (4ч)



Ганс Христиан Андерсен «Русалочка», Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера», Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Основные требования к уровню подготовки



Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного; беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка;

- читать выразительно художественный текст (заранее подготовленный);

- приводить примеры фольклорных произведений (пословиц, загадок, сказок);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст (объем — до 1 страницы);

- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.



Обучающиеся должны знать:



- изученные литературные произведения и их авторов;

- жанры детской художественной литературы (приводить примеры сказок, стихотворений, басен, рассказов);

- названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.


Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

на 2014 -2015 учебный год

Автор Климанова Л.Ф.

1 час в неделю

п\п

Тема урока

Дата

Примечания

1

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

«И вспомнил Олег коня своего»

08.09


2

«Ильины три поездочки»

15.09


3

«Житие Сергия Радонежского»

22.09


4

П.П Ершов «Конек-горбунок»

29.09


5

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование!»

06.10


6

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

13.10


7

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

20.10


8

Л. Н. Толстой «Детство»

27.10


9

А. П. Чехов «Мальчики»

10.11



II четверть


10

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочки»

17.11


11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

Н.А. Некрасов «Школьник»

«В зимние сумерки нянины сказки»

24.11


12

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

01.12


13

В. М. Гаршин «Сказка о розе и жабе»

08.12


14

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

15.12


15

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

22.12


16

Е.В. Шварц «Сказка о потерянном времени»

29.12



III четверть II часть


17

В.Ю.Драгунский «Главные реки» «Что любит Мишка»

12.01


18

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

19.01


19

Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

26.01


20

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

02.02


21

М.М.Зощенко «Ёлка»

09.02


22

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

16.02


23

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

02.03


24

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

09.03


25

М.М.Пришвин «Выскочка»

16.03


26

Е.И.Чарушин «Кабан»

30.03



IVчетверть



27

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

06.04


28

С.А.Есенин «Лебёдушка»

13.04


29

И.С.Никитин «Русь»

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

20.04


30

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

27.04


31

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

04.05


32

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»

11.05


33

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

18.05


34

Сельма Лагерлёф «Святая ночь» «В Назарете»

25.05





Учебно-методическое обеспечение

  • учебником Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Родная речь» в двух частях. 4 класс, 1 – 4, Просвещение, 2013.

  • Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс. – М.: Просвещение, 2013. – Серия «Успешный старт»

  • Рабочими тетрадями к учебнику.

  • Тестами Узорова и Нефёдова





Рабочая программа по литературному чтению 4 класс индивидуальное обучение на дому.
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по литературному чтению  для индивидуального обучения на дому 4 класс  рассчитана на 1 час в неделю составлена на основании   Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Голованова «Литературное чтение».

Структура программы представлена следующими разделами: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, требованиями к уровню подготовки, календарно-тематическим планированием, списком литературы.

Данная программа поможет учителю составить календарно-тематическое планировани для обучения детей инвалидов на дому.

 

 

Автор Андреева Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1908
Номер материала 53254
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓