16.09
|
5
|
Обучение чтению по ролям.
Народные сказки
«Василиса
Прекрасная» (русская народная сказка)
|
Формирование
умения привлекать знания, полученные ранее, использовать читательский опыт
|
Характеристика
героев произведения.
|
|
Формирование
умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление
умения пересказывать фрагменты произведения.
|
|
20.09
|
6
|
Обучение
составлению плана произведения.
«Василиса
Прекрасная» (русская народная сказка)
|
Развитие внимания
к смыслу слова в контексте произведения, формирование умения соединять
впечатления от иллюстраций с содержанием прочитанного произведения
|
Содержание сказки.
|
|
23.09
|
7
|
Обучение
подробному пересказу фрагментов сказки..«Василиса
Прекрасная» (русская народная сказка)
|
Формирование
умений выделять главную мысль произведения, составлять его план. Закрепление
умения пересказывать фрагменты произведения.
|
Главная мысль произведения
|
|
27.09
|
8
|
Обучение
чтению по ролям. «Находчивый солдат» (русская народная сказка)
|
Закрепление
знаний о художественных особенностях русской народной сказки. Формирование
умений сопоставлять персонажей разных произведений, определять собственное
отношение к ним и аргументировано высказывать его
|
Художественные
особенности русской народной сказки
|
|
30.09
|
9
|
«Мужик
и царь» (русская народная сказка)
|
|
|
|
4.10
|
10
|
Обучение
составление плана произведения. «Портной и царь» (армянская народная сказка)
|
Обогащение
знаний о человеческих качествах, определяемых поступками людей
|
«Находчивый
солдат» (русская народная сказка)
|
|
7.10
|
11
|
Обучение работе с текстом.
«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка)
|
Формирование
умений представлять выбранную книгу, сопоставлять героев произведений,
созданных разными народами
|
Пересказ по
плану«Портной и царь» (армянская народная сказка)
|
|
11.10
|
12
|
Внеклассное чтение
Сказки народов мира
|
Познакомиться
со сказками народов мира.
|
Краткий пересказ произведения
|
|
БЫЛИНЫ (6ч)
|
|
14.10
18.10
|
13
14
|
Былины. Обучение выразительному
чтению.
«Как Илья из Мурома богатырем
стал»
Обучение оцениванию поступков
героев. «Как
Илья из Мурома богатырем стал»
|
Приобретение
знаний о былине как произведении устного народного творчества. Формирование
умений выделять в тексте произведения слова, выражающие его главную мысль;
определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием
произведения. Обогащение знаний о качествах национального героя. Формирование
умений читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами
поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев
|
Главная мысль
произведения.
Сопоставление
фольклорных и литературных героев.
Былина как
произведении устного народного творчества.
А. К. Толстой
«Илья Муромец»
|
|
21.10
25.10
|
15
16
|
Обучение чтению по ролям «Илья
Муромец и Соловей Разбойник»
|
|
8.11
|
17
|
Обучение пересказу от лица
героев. А. К. Толстой
«Илья Муромец»
|
|
11.11
|
18
|
Обучение работе по картине.
Картинная галерея
В. М. Васнецов
«Богатыри»
|
Формирование
умения соотносить литературные и визуальные впечатления, анализировать
композицию картины, изобразительные средства живописи
|
|
АВТОРСКИЕ СКАЗКИ (9ч)
|
|
15.11
18.11
|
20
21
|
Обучение выразительному чтению.
А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
Обучение составлению плана
произведения. А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
|
Формирование
умений пересказывать фрагменты произведения с включением цитат; определять качества
персонажей, раскрывающиеся в их поступках; сопоставлять героев разных
произведений. Формирование умения находить источники информации по
интересующему вопросу
|
Сказки
А. С. Пушкина
Содержание сказки А. С. Пушкина «Сказка
о царе Салтане…»
Чтение наизусть отрывков из
сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..»
Особенности народной и авторской
сказки.
Н. С. Гумилев
«Маркиз де Карбас» пересказ от
имени героев.
Основная мысль текста.
Чтение по ролям фрагментов Р.
Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
Характеристика
героев
Писатели
и поэты Вологодчины.
|
|
22.11
|
22
|
Обучение пересказу. Внеклассное
чтение
Сказки В. Гауфа
|
Обогащение
знаний о связи устного народного и авторского творчества. Формирование умения
создавать письменные аннотации прочитанных произведений
|
|
25.11
|
23
|
Обучение работе с текстом. Н. С.
Гумилев
«Маркиз де Карбас»
|
Развитие
внимания к соединению фантастического и реального, смешного и грустного в художественном
произведении. Развитие воображения, внимания к внутренней жизни человека
|
|
29.11
|
24
|
Обучение чтению по ролям. К.
Чапек
«Случай с русалками»
|
Формирование
умений определять внутреннее состояние героев, делать аргументированные
выводы об их качествах, читать литературный текст по ролям
|
|
2.12
6.12
9.12
|
25
26
27
|
Обучение делению текста на
части.Р. Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
Обучение выборочному чтению. Р.
Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
Обучение творческому пересказу.
Р. Киплинг
«Рикки-Тикки-Тави»
|
Формирование
умений озаглавливать части произведения, определять его основную мысль,
творчески пересказывать текст
|
|
13.12
|
28
|
Внеклассное чтение
Рассказы В. Белова
Картинная галерея
М. А. Врубель
«Царевна-Лебедь»
|
Знакомство с
творчеством Вологодского писателя В. Белова, его биографией. Развивать
интерес к произведениям о животных и природе родного края.
Развитие
интереса к творчеству художника М. А. Врубеля.
|
|
БАСНИ (3 ч)
|
|
16.12
|
29
|
Обучение
выразительному чтению. Басни
И.
А. Крылов
«Трудолюбивый Медведь»
|
Углубление
знаний о жанре «басня». Привлечение собственного жизненного опыта в процессе
анализа произведения. Формирование умений сопоставлять позиции авторов,
создавших произведения на близкие сюжеты; соотносить иллюстрации с
художественным текстом; создавать собственную мораль к прочтенной басне.
Обогащение представлений о многозначности слова, об иносказании в
художественном произведении
|
Жанр «басня», мораль басни.
Сравнение
басен Эзоп
«Ворон
и Лисица»
И.
А. Крылов
«Ворона и Лисица»
|
|
20.12
|
30
|
Обучение
чтению по ролям. Эзоп
«Ворон
и Лисица»
И.
А. Крылов
«Ворона и Лисица»
|
|
|
|
23.12
|
31
|
Обучение
чтению наизусть. Внеклассное чтение
Басни.
И. А. Крылов
«Любопытный»
|
|
СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ (6 ч)
|
|
27.12
13.01
|
32
33
|
Обучение
выразительному чтению. Ю. Яковлев
«Мама»
|
Обогащение
знаний о содержании понятий «Родина», «Отечество». Развитие внимания к
внутренней жизни человека. Формирование умения определять главную мысль
произведения. Развитие внимания к интонации, темпу при чтении прозаического
текста
|
Изобразительные
средства языка,.сравнения, метафоры.
смысл
патриотического отношения к Родине
стихотворения
С. А. Есенина, биография.
Стихотворения
о Родине.
М.
М. Пришвин
«Моя родина»
И. Северянин
«Запевка»
|
|
17.01
|
34
|
Обучение
выразительному чтению. М. Ю. Лермонтов
«Когда
волнуется желтеющая нива…»
|
Развитие
внимания к эмоционально-смысловому содержанию лирического произведения и
способам его создания. Привлечение внимания к значительным
идейно-нравственным проблемам и их обсуждение
|
|
20.01
|
35
|
Обучение чтению наизусть лирических
стихотворений.
Внеклассное чтение
Стихотворения С. А. Есенина
С.
А. Есенин
«С добрым утром!»
|
Развитие умения
соотносить собственные наблюдения за природой с литературными впечатлениями.
Формирование умения определять авторские переживания, выраженные в лирическом
произведении. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. Развитие
умения выразительно читать лирическое произведение, объяснять выбор
стихотворения для чтения наизусть
|
|
Формирование интереса к связи литературы и музыки. Выявление
языковых средств, определяющих музыкальность литературного произведения
|
|
24.01
|
36
|
Обучение
работе с учебной статьёй. М. М. Пришвин
«Моя родина»
|
Формирование умений работать с учебной статьей;
Развитие интереса к общечеловеческим проблемам, умения соотносить позиции
писателей, выраженные в произведениях на сходную тему.
|
|
|
|
Обучение выразительному чтению
лирического произведения .И. Северянин
«Запевка»
|
Развитие
внимания к многозначности слова в тексте лирического произведения, к
собственному читательскому опыту
|
|
27.01
|
37
|
Обучение
чтению наизусть. И. С. Никитин
«Русь»
|
Формирование
умений определять переживания автора, выраженные в произведении; соотносить
мысли поэта с собственными размышлениями на конкретную тему
|
|
О ПРОШЛОМ РОДИНЫ (4ч)
|
|
31.01
3.02
|
38
39
|
Обучение
выразительному чтению. «Повесть временных лет»
А.
С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
|
Формирование
умений объяснять значение слова в контексте произведения; определять
авторское отношение к герою, выделять способы его выражения; передавать при
чтении внутреннее состояние персонажа. Формирование умения использовать
знания, полученные при изучении разных предметов
|
Жанры народного творчества
А.
С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге»
Фрагменты
русской истории.
|
|
7.02
|
40
|
Обучение чтению по ролям. И. Ф.
Рылеев
«Иван Сусанин»
|
Расширение
знаний о жанрах народного творчества. Формирование умения читать
художественный текст по ролям. Определение элементов композиции и их роли в
создании эмоционально-смыслового содержания произведения. Формирование умения
соотносить иллюстрацию с текстом художественного произведения
|
|
10.02
|
41
|
Обучение выборочному чтению.
Народные исторические песни
«Сборы польского короля на Русь»
Картинная галерея
В. В. Маторин
«Дмитрий Донской»
|
Обогащение
знаний о персоналии русской истории. Развитие умения выявлять
эмоционально-смысловую связь произведения изобразительного искусства и литературы.
Развитие умения находить необходимую информацию
|
|
ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (5 ч)
|
|
14.02
|
42
|
Обучение
выразительному чтению художественного произведения. А. А. Ахматова
«Мужество»
|
Обогащение
знаний об Отечественной войне. Формирование умений привлекать
собственный жизненный опыт в процессе анализа литературного произведения,
соединять систему образов произведения с его главной мыслью
|
Главная мысль
произведения..
План художественного
произведения
События
о ВОВ.
Вологодские
поэты и писатели.
|
|
17.02
21.02
|
43
44
|
Обучение
выборочному чтению. Б. Полевой
«Последний
день Матвея Кузьмина»
Обучение чтению
по ролям. Б. Полевой
«Последний
день Матвея Кузьмина»
|
Формирование умений
составлять план художественного произведения, читать его по ролям. Обогащение
знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной
литературе. Формирование умения сопоставлять героев литературных произведений
|
|
24.02
|
45
|
Обучение
пересказу. А. Т. Твардовский
«Рассказ танкиста»
|
Обогащение
знаний об исторических событиях конкретной эпохи, о поведении людей на войне.
Формирование
умения выделять главную мысль произведения; находить изобразительные
средства, помогающие понять эмоционально-смысловое содержание произведения
|
|
28.02
|
46
|
Обучение чтению наизусть.
Внеклассное чтение
Стихотворения Вологодских поэтов,
посвящённые Великой Отечественной войне
|
Формирование умения
выразительно читать лирическое произведение, передават авторскую интонацию
|
|
О ДОБРЕ И КРАСОТЕ (9ч)
|
|
3.03
|
47
|
Обучение выразительному чтению.
А. А. Фет
«На рассвете»
И. А. Бунин
«Густой зеленый ельник у дороги...»
|
Обогащение
знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об
изобразительных средствах языка. Формирование умения передавать при
чтении переживания, выраженные поэтом в произведении. Актуализация опыта
общения с природой. Приобретение опыта самоанализа
|
И. А. Бунин
«Густой зеленый ельник у дороги...»
Н.
А. Некрасов
«Саша» (чтение наизусть отрывка)
К.
Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Сказки
Х.К. Андерсена
Х.
К. Андерсен
«Снежная
королева»)
|
|
Формирование
умения соотносить музыкальные и литературные впечатления, создавать словесные
иллюстрации к произведению
|
|
7.03
|
48
|
Обучение
чтению наизусть. Н. А. Некрасов
«Саша» (отрывок)
|
Развитие
внимания к авторской позиции, умения определять способы ее выражения. Формирование
умения создавать письменные работы по личным впечатлениям
|
|
10.03
14.03
|
49
50
|
Обучение
составлению плана произведения. К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Обучение работе с текстом.
К.
Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
|
Формирование умений
объяснять главную мысль произведения, составлять его план; определять и
объяснять собственные переживания, вызванные прочитанными произведениями,
передавать их в письменной форме
|
|
17.03
|
51
|
Обучение
выразительному чтеию. А. Н. Майков
«Мать»
|
Формирование умений
анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи,
сопоставлять авторские и народные произведения на общую тему
|
|
21.03
|
52
53
|
Обучение
работе по тексту. Х. К. Андерсен
«Соловей»
(Домашнее
чтение
Х.
К. Андерсен
«Снежная королева»)
|
Формирование умений
объяснять внутреннее состояние, поступки героев, оценивать их и аргументировать
собственную позицию. Формирование представления о внутренней и внешней
красоте человека. Формирование умения создавать рекомендации для чтения
|
|
4.04
|
Формирование
умений находить нужную информацию, работать с книгой, создавать рекомендацию
произведения
|
|
7.04
|
54
|
Обучение
выразительному чтению. А. А. Ахматова
«Перед
весной бывают дни такие...»
Картинная
галерея
И. И. Шишкин «Рожь»
|
Формирование умений
характеризовать развитие авторских чувств, выраженных в лирическом произведении;
объяснять роль и смысл конкретного слова в контексте стихотворения. Развитие
воображения, умения наблюдать за окружающим миром
|
|
11.04
|
55
|
Обучение чтению наизусть.
Внеклассное чтение «Музыка и искусство на основе произведений Вологодских
поэтов»
|
Формирование умений
анализировать переживания персонажей, определять средства их передачи,
|
|
МИР ДЕТСТВА (8 ч)
|
|
14.04
|
56
|
Обучение
словесному рисованию к прочитанному.Н. А. Некрасов
«Крестьянские
дети»
|
Формирование умений читать литературный текст по ролям,
определять способы выражения авторского отношения к героям, сопоставлять
персонажей произведений на близкие темы, создавать словесные иллюстрации к
прочитанному
|
Деление текста
на части.
Рассказы
Л.Н. Толстого
Стихотворения
о детстве.
Фрагменты
из книги М.Твен «Приключения ТомаСойера»
Фрагменты
из книги М.Твен «Приключения Тома Сойера»
Изобразительные
средства языка, сравнения, метафоры
М.
И. Цветаева
«Наши
царства»,
|
|
18.04
|
57
|
Обучение
выборочному чтению. Л. Н. Толстой
«Детство» (отрывки)
|
Развитие
внимания к способам передачи внутренней жизни персонажей литературного
произведения, соотнесению внешнего облика изображенного человека с его
внутренним состоянием. Формирование умения передавать в письменной форме
собственные переживания, вызванные впечатлениями от мира природы и людей
|
|
21.04
|
58
|
Обучение
чтению наизусть. И. А. Бунин
«Детство»
|
|
25.04
|
59
|
Обучение подробному пересакзу.
Марк Твен
«Великолепный маляр»
|
Формирование
умений аргументированно оценивать поступки героев, вести творческий пересказ
произведения. Формирование критериев оценки человеческих поступков
|
|
28.04
|
60
|
Обучение делению текста на части.
В. А. Солоухин
«Ножичек с костяной ручкой»
|
Формирование
умения аргументированно оценивать поступки героев, выявлять авторское
отношение к ним, соотносить собственный жизненный опыт с прочитанным.
Формирование критериев оценки человеческих поступков
|
|
5.05
|
61
|
Обучение
выразительному чтению. М. И. Цветаева
«Наши
царства», Р. Л. Стивенсон
«Страна кровати»
|
Формирование
умений передавать нужную интонацию при чтении произведения; определять
переживания, выраженные в нем. Закрепление знаний о средствах поэтической
речи, передающих чувства и мысли автора
|
|
12.05
16.05
|
62
63
|
Обучение
работе с текстом. А. П. Чехов
«Мальчики»
Обучение
составлению вопросов по тексту.А. П. Чехов«Мальчики»
|
Формирование
умений работать с текстом; соотносить собственный жизненный опыт с
прочитанным; сопоставлять героев произведений разных авторов
|
|
УДИВИТЕЛЬНЫЕ
ПРИКЛЮЧЕНИЯ (5ч)
|
|
19.05
23.05
26.05
|
64
65
66
|
Обучение
выборочному чтению. Р. Э. Распе
Главы
из книги «Приключения барона Мюнхаузена».
Обучение
краткому пересказу . Р. Э. Распе
Главы
из книги «Приключения барона Мюнхаузена».
Итоговое
проверочное тестирование по проверке умения работать с текстом
|
Обогащение
знаний о реальном и фантастическом, глупом и остроумном. Формирование умения
«включаться» в ситуацию, созданную писателем, и развивать её. Развитие
чувства юмора
|
Правила работы в
группе.
Р.
Э. Распе
Главы
из книги «Приключения барона Мюнхаузена». Краткий пересказ.
Работа с
текстом.
|
|
30.05
|
67
|
Обучение
чтению по ролям. Д. Свифт
Главы из книги «Путешествия
Гулливера»
|
Формирование
умений работать с текстом. Развитие умения представлять прочитанную книгу,
создавать аннотацию понравившегося произведения, сопоставлять информацию на
одну тему
|
|
31.05
|
68
|
Обучение
пересказу.
(Обобщающий
урок за год)
Внеклассное
чтение
Т. Крюкова
«Хрустальный ключ»
|
Формирование
умений развивать созданный писателем сюжет, привлекать знания об устном
народном творчестве в процессе анализа текста современного автора, выражать
свое отношение к прочитанному и аргументировать его
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.