Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

п/п

Дата

Название раздела,

темы урока.




Кол-во

часов


Тип

урока

Основные виды учебной деятельности.


Планируемые предметные результаты освоения материала.

Универсальные учебные действия.

план

факт

I четверть (36ч)

Самое великое чудо на свете (3ч)



1



Книга – самое великое чудо на свете. Знакомство с учебником.

1

Комби

нирован

ный

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарем в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Осознавать структуру учебни ка, систему условных обозначений. Пользоваться оглавле нием, словарём. Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация.

Л. Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками.

2



Рукописные книги древней Руси.


1

Комби

нирован

ный

Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись». Правильно, осознанно читать прозаические произведения, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы. Выразительно и осознанно читать текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать в лицах диалог. Понимать значение выражений «рукописные книги», «летописи».

3



Первопечатник Иван Фёдоров.


1

Изуче

ние нового мате

риала



Устное народное творчество (13ч)



4



Русские народные песни.


1

Комби

нирован

ный

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу по теме, используя условные обозначения.


Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книге.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).
Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.


Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывать волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Называть виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Создавать небольшой устный текст на за данную тему. Приводить примеры произведений фольклора, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Понимать значение выражения «шуточные народные песни». Приводить примеры произведений фольклора,участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Называть виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе поэтического текста. Установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, определении приёмов (олицетворение, сравнение , контраст, звукопись).

К. Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, , что он знает и видит, а что нет при обсуждении текстов. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

5



Докучные сказки.


1

Комби

нирован

ный

Приводить примеры произведений прикладного искусства, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока.

6



Народный промысел.


1

Комби

нирован

ный

7



«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

1

Изуче

ние нового мате

риала

Понимать значение выражения «волшебная сказка». Определять мотивы поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений

8



«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

1

Комби

нирован

ный

9



«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

Изуче

ние нового мате

риала

10



«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

Комби

нирован

ный

11



«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

Комби

нирован

ный

12



«Сивка-бурка», русская народная сказка.


1

Изуче

ние нового мате

риала

13



«Сивка-бурка», русская народная сказка.


1

Комби

нирован

ный

14



«Сивка-бурка», русская народная сказка.


1

Комби

нирован

ный

15



Проверим себя и оценим свои достижения.


1

Оценка

Знаний.

16



Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку».


1

Проект

Поэтическая тетрадь 1 (6ч)



17



Как научиться читать стихи.


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать

содержание раздела.

Читать выразительно стихи,

передавая настроение

автора.

Наблюдать за повторением

ударных и безударных

слогов в слове (ритмом),

находить рифмующиеся

слова.

Определять различные

средства выразительности.

Использовать приёмы

интонационного чтения

(выразить радость,

удивление, определить силу

голоса, выбрать тон и темп

чтения).

Сочинять свои

стихотворения, используя

различные средства

выразительности.

Участвовать в работе

группы, читать стихи друг

другу, работая в паре,

самостоятельно оценивать

свои достижения.






Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию, читать стихотворения наизусть. Анализировать средства художественной выразительности (олицетворение). Понимать художествен но-выразительное значение звукозаписи.

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

18



Стихи Фёдора Ивановича Тютчева.


1

Изуче

ние нового мате

риала

19



Стихи Афанасия Афанасьевича Фета.


1

Изуче

ние нового мате

риала

20



Стихи Ивана Саввича Никитина.


1

Изуче

ние нового мате

риала

21



Стихи Ивана Захаровича Сурикова.


1

Изуче

ние нового мате

риала

22



Проверим себя и оценим свои достижения.


1

Оценка

Знаний.

Великие русские писатели (18ч )



23



Творчество А.С.Пушкина.


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведения живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.




Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.



Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.



Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.



Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию












Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


Называть произведения А.С. Пушкина. Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения. Называть произведения А.С. Пушкина. Использовать средства художественной вы разительности в устных высказываниях. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

24



Стихи А.С.Пушкина о природе.


1

Комби

нирован

ный

25



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».


1

Комби

нирован

ный

26



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».


1

Комби

нирован

ный

Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Называть особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Знать содержание сказки А.С. Пушкина. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.

27



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».


1

Комби

нирован

ный

28



Басни И.А.Крылова.


1

Изуче

ние нового мате

риала

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Знать биографию И.А. Крылова, понимать значение слова «басня».

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

29



И.А.Крылов «Мартышка и Очки».


1

Изуче

ние нового мате

риала

30



И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна».


1

Изуче

ние нового мате

риала

31



И.А.Крылов «Ворона и Лисица».


1

Изуче

ние нового мате

риала

32



Творчество М.Ю. Лермонтова.


1

Изуче

ние нового мате

риала

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Соотносить рисунки с художественным текстом, сравнивать их. Подбирать музыкальное сопровождение.

33



М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень».


1

Изуче

ние нового мате

риала

34



Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя).

1

Изуче

ние нового мате

риала

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Называть произведения Л.Н. Толстого. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям, участвовать в обсужде нии прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения.

35



Л.Н. Толстой «Акула».


1

Изуче

ние нового мате

риала

36



Л.Н. Толстой «Прыжок».


1

Изуче

ние нового мате

риала

37



Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве»


1

Изуче

ние нового мате

риала

38



Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»


1

Изуче

ние нового мате

риала

39



Проверим себя по теме «Великие русские писатели».


1

Оценка

Знаний.

Называть произведения русских поэтов и писателей. Анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

40



Литературный праздник по теме «Великие русские писатели».


1

Обоб

щение


Поэтическая тетрадь 2 (10ч)




41



Н. А. Некрасов «Славная осень!»


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.


Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.


Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.


Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике и торгового словаря.


Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.


Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.


Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

Анализировать средства художественной выразительности (олицетворения, сравнения, эпитеты). Определять настроение лирического стихо творения. Называть произведения русских поэтов. Читать осознанно текст художественного произведения (видеть подвижные картины, сменяющие друг друга); определять тему и главную мысль произведения.

42



Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»


1

Изуче

ние нового мате

риала

43



Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


1

Изуче

ние нового мате

риала

44



Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


1

Изуче

ние нового мате

риала

45



К.Д.Бальмонт «Золотое слово»


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной вы разительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Называть произведения русских поэтов. Анализировать средства художественной вы разительности, выразительно читать текст, использовать ин тонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

46



И.А.Бунин «Детство»


1

Изуче

ние нового мате

риала

47



И.А.Бунин «Полевые цветы»

1

Изуче

ние нового мате

риала

48



И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»


1

Изуче

ние нового мате

риала

49



Проверим себя по теме «Поэтическая тетрадь 2».


1

Оценка

Знаний.

50



Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2»


1

Обоб

щение



Литературные сказки (14ч)



51



Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки»


1

Изуче

ние нового мате

риала


Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.


Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.


Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.


Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.


Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, использую текст сказки.









Определять авторское отношение к изображенному.


Читать сказку в лицах.


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.


Отличать авторскую (литературную) сказку от народной. Понимать особенности присказки. Участвовать в анализе содержания. Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Прогнозировать жанр произведения, определять мотив произ ведения героев путём выбора правильного ответа из текста. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

52



Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

Изуче

ние нового мате

риала

53



Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

1

Комби

нирован

ный

54



Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост

1

Комби

нирован

ный

55



В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»


1

Изуче

ние нового мате

риала

56



В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»


1

Комби

нирован

ный

57



В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

Комби

нирован

ный

58



В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»


1

Комби

нирован

ный

59



В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Подробно и кратко пересказывать сказку.

60



В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


1

Комби

нирован

ный

61



В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


1

Комби

нирован

ный

62



В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


1

Комби

нирован

ный

63



Проверим себя по теме «Литературные сказки»


1

Оценка

Знаний.

64



Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки».

1

Обоб

щение

Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Поддерживать диалог, вступать в дискуссию, оценивать свой ответ.

Были – небылицы. (10ч)



65



М. Горький «Случай с Евсейкой».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.


Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.


Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.


Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.


Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.


Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.


Рассказывать о прочитанных книгах.



Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

66



М. Горький «Случай с Евсейкой».


1

Комби

нирован

ный

Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Сочинять продолжение сказки. Давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; выделять опорные слова в произведении. Определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно; высказываться о чтении товарища.

67



М. Горький «Случай с Евсейкой».


1

Комби

нирован

ный

68



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».


1

Изуче

ние нового мате

риала

69



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».


1

Комби

нирован

ный

70



К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

Комби

нирован

ный

71



А. Куприн «Слон».


1

Изуче

ние нового мате

риала

72



А. Куприн «Слон».


1

Комби

нирован

ный

73



А. Куприн «Слон».


1

Комби

нирован

ный

74



Проверим себя.


1

Комби

нирован

ный

Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)





75



Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...».


1

Изуче

ние нового мате

риала


Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.


Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.


Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.


Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.


Объяснять смысл выражений с опорой на текст.


Определять авторское отношение к изображенному.


Придумывать стихотворные тексты.





Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения).

76



Саша Черный «Воробей».


1

Изуче

ние нового мате

риала

77



Саша Черный «Слон».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть произведения русских поэтов. Анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения. Читать стихотворения наизусть

78



А. Блок «Ветхая избушка».


1

Изуче

ние нового мате

риала

79



А.А.Блок «Сны».


1

Изуче

ние нового мате

риала

80



А.А.Блок «Ворона».


1

Изуче

ние нового мате

риала

81



С. А. Есенин «Черёмуха».


1

Изуче

ние нового мате

риала

82



Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь1».



1

Обоб

щение

Люби живое (16 ч)




83



М.М. Пришвин «Моя Родина».


1

Изуче

ние нового мате

риала


Прогнозировать содержание раздела.


Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.


Читать и воспринимать на слух произведения.


Определять жанр произведения.


Понимать нравственный смысл рассказов.


Определять основную мысль рассказа.


Составлять план произведения.


Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризирующие его поступки и характер.


Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.


Пересказывать произведение на основе плана.


Придумывать свои рассказы о животных.


Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Называть произведения М.М. Пришвина. Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.

Л. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.

К.Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

84



И. Соколов-Микитов «Листопадничек».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть произведения И.С. Соколова-Микитова. Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создавать небольшой устный текст на заданную тему

85



И. Соколов-Микитов «Листопадничек».


1

Изуче

ние нового мате

риала

86



В. И. Белов «Малька провинилась».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть произведения В.И. Белова. Озаглавливать текст. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Участвовать в анализе содержания, оценивать события и поступки. Озаглавливать текст. Участвовать в анализе Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Построение83 содержания, оценивать события и поступки, читать выборочно текст, соотносить название произведения с его содержанием.

87



В. И. Белов «Ещё про Мальку».


1

Комби

нирован

ный

88



В. В. Бианки «Мышонок Пик».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть произведения В.В. Бианки. Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

89



В. В. Бианки «Мышонок Пик».


1

Комби

нирован

ный

90



В.В.Бианки «Мышонок Пик».


1

Комби

нирован

ный

91



Б. Житков «Про обезьянку».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Осознанно и вы разительно читать текст художественного произведения. Определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, вести поиск средства её осуществления. Умение строить логические рассуждения, проводить аналогии. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств

Читать выразительно и осознанно текст произведения, осуществлять выборочное чтение отрывков. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Пересказывать кратко

92



Б. Житков «Про обезьянку».


1

Комби

нирован

ный

93



Б. Житков «Про обезьянку».


1

Комби

нирован

ный

94



В. П. Астафьев «Капалуха».


1

Изуче

ние нового мате

риала

95



В. П. Астафьев «Капалуха».


1

Комби

нирован

ный

96



В. П. Астафьев «Капалуха».


1

Комби

нирован

ный

97



В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».


1

Изуче

ние нового мате

риала

98



Проверим себя.


1

Оценка знаний

Поэтическая тетрадь 2 (10 ч)




99



С. Я. Маршак «Гроза днём».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.


Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображенному.


Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.


Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.


Называть произведения русских поэтов.


Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.


Понимать художественно-выразительное значение звукописи.


Называть произведения русских поэтов.


Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.


Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).








Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух прозаические тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

100



С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной…».


1

Изуче

ние нового мате

риала

101



А. Л. Барто «Разлука».


1

Изуче

ние нового мате

риала

102



А.Л. Барто «В театре».


1

Изуче

ние нового мате

риала

103



С. В. Михалков «Если».


1

Изуче

ние нового мате

риала

104



Е. А. Благинина «Кукушка».


1

Изуче

ние нового мате

риала

105



Е. А. Благинина «Котёнок».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.


106



«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4».

1

Обоб

щение

107



Наши проекты.


1

Проект

108



Проверим себя.


1

Оценка знаний


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)




109



Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Изуче

ние нового мате

риала

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация).

Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое вы сказывание с опорой на авторский текст

110



А. П. Платонов «Цветок на земле».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Осознанно и выразительно читать текст художественного произведения. Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, создать небольшой устный текст на заданную тему

111



А. П. Платонов «Цветок на земле».


1

Комби

нирован

ный

112



А. П. Платонов «Ещё мама».


1

Изуче

ние нового мате

риала

113



А. П. Платонов «Ещё мама».


1

Комби

нирован

ный

114



М. М. Зощенко «Золотые слова».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Называть особенности юмористического рассказа. Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения;

Определять смысл произведения, уметь поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Делать выводы, давать аргументированные ответы, подтверждая отрывками из текста. Восстанавливать порядок событий. Использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое выступление.

115



М. М. Зощенко «Золотые слова».


1

Комби

нирован

ный

116



М. М. Зощенко «Великие путешественники».


1

Изуче

ние нового мате

риала

117



М. М. Зощенко «Великие путешественники».


1

Комби

нирован

ный

118



Н. Н. Носов «Федина задача».


1

Изуче

ние нового мате

риала

119



Н. Н. Носов «Телефон».


1

Изуче

ние нового мате

риала

120



Проверим себя.


1

Оценка знаний



По страницам детских журналов (8 ч)




121



Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить обобщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Называть детские журналы. Устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале.

Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух прозаические тексты на основе передачи их художественных особенностей П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу.

К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

122



Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».


1

Изуче

ние нового мате

риала


Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.


Объяснять, как устроен журнал. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

123



Ю. И. Ермолаев «Воспитатели».


1

Изуче

ние нового мате

риала

124



Г. Б. Остер «Вредные советы».


1

Изуче

ние нового мате

риала

125



Г. Б. Остер «Как получаются легенды».


1

Изуче

ние нового мате

риала

126



Р. С. Сеф «Весёлые стихи».


1

Изуче

ние нового мате

риала

127



Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1

Обобще

ние.

128



Проверим себя.


1

Оценка

Знаний.

Зарубежная литература (8 ч)




129



Древнегреческий миф «Храбрый Персей».


1

Изуче

ние нового мате

риала

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

оценивать события, героев произведения Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения. Сочинять сказку.

Л. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Р. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками. Составлять план выполнения заданий на уроках. Читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

П. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. К.Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

130



Древнегреческий миф «Храбрый Персей».


1

Комби

нирован

ный

131



Древнегреческий миф «Храбрый Персей».


1

Комби

нирован

ный

132



Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


1

Изуче

ние нового мате

риала

133



Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


1

Комби

нирован

ный

134



Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


1

Комби

нирован

ный

135



Проверим себя.


1

Оценка знаний.

Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

136



Урок – викторина.


1

Обобще

ние.




























Пояснительная записка



Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. (Сборник рабочих программ.. 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2011).

Цель обучения «Литературного чтения» в 3 классе:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Курс литературного чтения для 3 класса нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.






Общая характеристика учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся .

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. У детей развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.



ОПИСАНИЕ МестА учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

в учебном плане



Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».

Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 учебных часов.

Количество часов в неделю: 4 часа (34 учебные недели).

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:



  • Личностные результаты

  • 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;

  • 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

  • 7)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  • Метапредметные результаты

  • 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Предметные результаты

  • 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев).

  • 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

  • Содержание учебного предмета

«литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать. Восприятие на слух звучащей речи. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения. Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование.





Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

  • Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.Литературное чтение. Рабочие программы .1 -4 классы. М: Просвещение. 2011г.

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс в 2 частях. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. В. Виноградская. М: Просвещение 2013 г.

  • Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь 3 класс.

  • Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. ВАКО 2014г.

Печатные пособия.

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).

  • Словари по русскому языку.

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению ( в том числе цифровой форме).

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения.

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок, таблиц, постеров.

  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  • Телевизор (по возможности).

  • Видеомагнитофон/ видеоплейер ( по возможности).

  • Аудиоцентр/магнитофон.

  • Диапроектор

  • Мультимидийный проектор (по возможности).

  • Экспозиционный экран ( по возможности).

  • Компьютер( по возможности).

  • Сканер ( по возможности).

  • Принтер лазерный (по возможности).

  • Принтер струйный цветной ( по возможности).

  • Фотокамера цифровая ( по возможности).

  • Видеокамера цифровая со штативом ( по возможности).

  • Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися ( по возможности).



Экранно – звуковые пособия.

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения ( по возможности).

  • Слайды (диапозитивы). Соответствующие содержанию обучения ( по возможности).

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Игры и игрушки.

  • Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Оборудование класса.

  • Ученические одно – и двухместные столы с комплектом стульев.

  • Стол учительский с тумбой.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

  • Полки для книг.

  • Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.





Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"
  • Начальные классы
Описание:

 

 

  Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. (Сборник рабочих программ.. 1–4 классы. – М.:  Просвещение, 2011).

Цель обучения «Литературного чтения» в 3 классе: 

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

 

Автор Шкиркова Любовь Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 339
Номер материала 39491
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓