ФИЛИАЛ МБОУ
«СОШ С. СВЯТОСЛАВКА»
В ПОСЕЛКЕ
ПЕРЕДОВОЙ
Наименование
образовательного учреждения
СОГЛАСОВАНО
На
заседании ШМО протокол
№ __от
_________2014
Руководитель ШМО
_______Шивырева Л.Е.
|
СОГЛАСОВАНО
Заведующий филиалом
МБОУ «СОШ с. Святославка»
в п. Передовой
_______ Алексеева Н.И.
«__» __________ 2014 г
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ с.
Святославка»
__________Захарова Л.В.
«_____»_______2014
г.
|
Рабочая
программа педагога
Шивыревой
Елены Геннадиевны
по
литературному чтению
3
класс
Рассмотрено
на заседании
педагогического
совета
протокол № __от «__»09.2014 г.
П.
Передовой
Местонахождение
образовательного учреждения
______________________________________________________________________________________
2014-2015
учебный год
«Начальная
школа 21 века»
Пояснительная
записка
Рабочая программа
составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.
Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования
РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных
стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту
учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.
На
изучение литературного чтения в 3 классе отводится 136 часов в год (34 учебные
недели по 4 часа в неделю).
Концепция (основная идея) программы
рассматривается в логике приоритетных целей начального образования –
направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования
этого возрастного периода – учебной деятельности.
Особенностью программы является
«нерасчлененность» и «переплетенность» чтения и работы с книгой. При изучении
произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной,
художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к
самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения
чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых
решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Специфическими
особенностями литературного чтения являются следующие:
1.
Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими
умениями.
2.
Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением
как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.
3.
Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
4.
Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом
изучения.
5.
Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и
научно-познавательного произведения.
6. Формирование литературоведческих
представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку
в мире книг.
7.
Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью
учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира
ученика.
Цели и
задачи обучения литературному
чтению:
Цель программы «Литературное
чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира
отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова;
обогатить читательский опыт.
Задача курса: учить читать вслух целыми
словами, правильно воспринимать содержание и форму читаемого произведения и
книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов
книг и отдельных произведений.
Содержание курса «Литературное чтение»
включает следующие образовательные линии:
1. Обеспечение
полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста и
специфики литературной формы. Выявление точки зрения писателя, читателя.
2. Система работы
над навыками чтения.
3. Включение
учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование
литературоведческих представлений.
5. Расширение
круга чтения учащихся.
Основные принципы отбора материала:
-
учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего
школьного возраста;
-
интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
-
дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая
поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
-
учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его
индивидуальности и способностей;
-
тематический и жанрово-тематический отбор произведений с включением некоторых
представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке,
стихотворений и прозаической речи), об этих авторах;
-жанровый
и авторский: одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того
же автора, пишущего в разных жанрах;
-
эмоционально-эстетического восприятия произведения: воздействие книги на
эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него
эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение
переживаний, эмоций и чувств;
-
системности, преемственности, перспективности.
Общая
характеристика курса литературного чтения:
Программа предусматривает проведение комбинированных
уроков, уроков слушания, обобщающих уроков, уроков чтения, уроков обучающего
чтения, уроков творчества, библиотечных уроков, уроков-утренников, контрольных
уроков.
Развитие читателя предполагает
формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст
(слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или
только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне
фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и
т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять
мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь
рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато,
творчески с изменением ситуации.
Проводятся уроки обучения работе с книгой
(учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Уроки слушания включены в учебник под
рубрикой «Послушай».
Вводится аналитическое чтение,
рассматривается форма произведения: определяется жанр, выделяются слова,
необходимые для описания событий, героев.
Продолжается накапливание представления
школьников об авторах различных произведений.
Развивается основный вид речевой
деятельности - говорение.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы,
выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-изобразительная деятельность: рисование, аппликация,
раскрашивание;
-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные
игры;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика,
пересказ, отзыв о книге.
Формы творческих работ: индивидуальные,
групповые, работа в парах.
Планируемые
результаты освоения курса литературного чтения
Личностные результаты
1) формирование основ
российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование
знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных
и практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9) овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
13)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
15)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1)
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание
значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3)
понимание роли чтения, использование разных
видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать
и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать
нравственную оценку поступков героев;
4)
достижение необходимого для продолжения
образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е.
овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение
самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации».
Основные
требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса.
Раздел «Виды речевой и читательской
деятельности»
Ученик научится:
¾
осознавать
значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
¾
понимать
содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять
их главную мысль;
¾
практически
различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по
принципу сходство/различия;
¾
отвечать
на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и
их поступках;
¾
правильно
называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его
соответствие содержанию;
¾
понимать
и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и
обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
¾
подбирать
синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое
значение слов;
¾
находить
в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
¾
читать
вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и
позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
¾
читать
молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
¾
читать
выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон,
темп, соответствующие читаемому произведению;
¾
пользоваться
первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в
зависимости от цели чтения;
¾
пересказывать
текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом
подготовки пересказов;
¾
классифицировать
изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя
существенные признаки;
¾
различать
типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги- сборники по темам и
жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
¾
понимать
нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев,
высказывать свое мнение о произведении;
¾
понимать
авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с
авторским мнением;
¾
работать
с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и
классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
¾
уметь
пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или
авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
¾
различать
стихотворный и прозаический тексты;
¾
определять
особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
¾
использовать
в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение,
сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор
произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).
Ученик может научиться:
¾
подбирать
к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
¾
употреблять
в речи изученные литературоведческие понятия;
¾
находить
и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
¾
понимать
особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его
реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
¾
инсценировать
небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
¾
рассказывать
сказки от лица героя;
¾
рассказывать
о героях произведения;
¾
создавать
истории с героями произведений.
Ученик получит возможность научиться:
¾
иллюстрировать
словесно отдельные эпизоды произведений;
¾
выполнять
проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях»,
«Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
¾
создавать
по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
¾
находить
информацию о героях произведений, об авторе, книге;
¾
работать
с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики
произведения, книги, героев;
¾
дополнять
таблицы и схемы недостающей информацией;
¾
сравнивать
произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.
Ученик может научиться:
¾
самостоятельно
находить информацию в учебнике и справочнике;
¾
находить
информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
¾
находить
информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных
произведений и справочниках;
¾
сравнивать
полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Содержание
тем учебного курса
Круг чтения. Произведения устного народного творчества
русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные
рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их
отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых,
их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более
сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды.
Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой,
строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за
счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений,
присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом,
правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и
отрицательные.
Литературная (авторская) сказка: сходство
с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство;
особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов,
эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение
явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений,
устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные
рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными
рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме,
наличие реальных знаний.
Повествовательные рассказы (автор,
рассказчик, рассказчик-автор, расскакзчик-герой). Рассказы с включением
диалога.
Басни: прозаические и стихотворные;
структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия –
мораль; мораль- развитие действия), художественные особенности басни:
иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка,
юмор.
Ориентировка в
литературоведческих понятиях. Литература,
фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение,
басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение {художественное
произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж),
портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства
выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Восприятие
литературного произведения. Восприятие
произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания
главной мысли.
Изучение произведений одного и того же
жанра или произведений одного и того же
автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения,
изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их
поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и
формирование своего отношения к
произведению и героям.
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному
слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек,
небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений.
«Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по
изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в
творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях):
дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр,
конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Навык чтения. Чтение
вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми
словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к
событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста
интонационный рисунок (желательно: темп
чтения вслух — не менее 60 слов в минуту и про себя — не менее 80 слов в
минуту).
Работа с текстом. Осознание
последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение
поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков
персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений,
характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего
отношения к событиям и персонажам;
Работа со структурой
текста: начало, развитие, концовка; деление
текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя.
Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану.
Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Читательские умения:
•
самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться
оглавлением, предисловием, послесловием;
•
отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
• самостоятельное чтение произведений и
книг позаданной теме, жанру или авторской принадлежности.
Межпредметные связи:
•
с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению
(2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты
в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
•
с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками
книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего
отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам
чтения;
• с уроками музыки: знакомство с
музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление
музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком
произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками труда: переплет книг, работа с
элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.
Универсальные
учебные действия
Ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела.
Организовывать
свое рабочее место под руководством учителя.
Читать вслух и про
себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать
прочитанное.
Отстаивать свою
точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Оценка жизненных
ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих
норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Ценить и принимать
следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»,
«мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга»,
«понимать позицию другого», «народ», «национальность»
Участвовать в
диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки.
Анализировать,
сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Уважение к своему
народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Участвовать в
работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть
последствия коллективных решений. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать
информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений.
Календарно-тематический план
№ п/п
|
Наименование
раздела, тема урока
|
Содержание темы
|
Дата
|
Приложения
|
|
|
1
|
Устное
народное творчество (16 ч). Загадки. Какие бывают загадки.
Загадка-сказка. В.Даль. «Старик – годовик».
|
Понятие
о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение наизусть.
|
3.09
|
|
|
2
|
Пословицы.
Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение: загадки, пословицы.
|
Пословица,
тема пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских
пословиц»
|
4.09
|
|
|
3
|
Русская
народная сказка «Самое дорогое».
|
Присказка.
Виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
Определение смысла (главной мысли) сказки. Рассказывание сказки от лица
одного из героев.
|
5.09
|
|
|
4
|
Русская
сказка «Про Ленивую и Радивую».
|
9.09
|
|
|
5
|
Слушание
и работа с детскими книгами. Сказки о животных. Дополнительное чтение:
русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»
|
Повторение.
Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка. Работа
с книгой: предисловие, послесловие.
|
10.09
|
|
|
6
|
Сказки с
загадками. Русские народные сказки «Дочь – семилетка»
|
Особенности
сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и
отрицательных. Сравнение сказок с загадками.
|
11.09
|
|
|
7
|
Волшебные
сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр».
|
Понятие
«волшебные сказки» их особенности: чудеса, превращения, повторы, борьба добра
и зла. Выразительное чтение эпизодов о чудесах. Рассказывание сказки.
Сравнение бытовых и волшебных сказок.
|
12.09
|
|
|
8
|
Волшебные
сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр».
|
16.09
|
|
|
9
|
Слушание
и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: русские народные сказки.
«Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка
«Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц»
|
Слушание
русской народной сказки «Елена Премудрая» или «Умная внучка». Сравнение книг
с бытовыми, волшебными и сказками о животных
|
17.09
|
|
|
10
|
Скороговорки.
Потешки. Повторение: малые жанры фольклора.
|
Дополнительное
чтение в хрестоматии скороговорок, потешек. Понятие о скороговорке.
Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и
скороговорок.
|
18.09
|
|
|
11
|
Проверь
себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради
|
19.09
|
|
|
12
|
Былины. «Добрыня
и Змея», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
|
Понятие
о былине как жанре народного творчества. Былинные герои: их внешний вид,
поступки, служение родине. Персонажи положительные и отрицательные.
Особенности
былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты.
Рассказывание
былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов
|
23.09
|
|
|
13
|
«Илья
Муромец и Соловей – разбойник»,
|
24.09
|
|
|
14
|
«Алёша
Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула».
|
25.09
|
|
|
15
|
Слушание
и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: «Про Добрыню Никитича и
Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»
|
Слушание
былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Сравнение ее с былиной
«Добрыня и Змея» Рассматривание книг с былинами. Работа с Элементами книги:
титульный лист, содержание.
|
26.09
|
|
|
16
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради
|
30.09
|
|
|
17
|
Басни. Эзоп
«Лисица и виноград», И. Крылов «Лиса и виноград».
|
Понятия:
басня, мораль, вступление, рассказ (развитие действия), олицетворение.
Сравнение
басен Эзопа и Крылова, героев и формы (стихотворная и прозаическая).
Упражнение в выразительном чтении басен
|
1.10
|
|
|
18
|
И.
Крылов «Ворона и Лисица»». Дополнительное чтение: Эзоп «Ворон и лисица»
|
Особенности
записи басни. Сравнение героев. Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение.
|
2.10
|
|
|
19
|
Дополнительное
чтение И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Крестьянин и работник»
|
Повторение:
олицетворение, мораль, вступление. Соотнесение иллюстрации с текстом басни
|
3.10
|
|
|
20
|
Слушание
и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: Эзоп «Голубь, который
хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов «Филин и чиж»
|
Слушание
басен Эзопа, И.Крылова А. Измайлова. Книги «Басни И. Крылова», «Русские
баснописцы», «Басни Эзопа». Работа с аппаратом книги: титульный лист,
внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.
|
7.10
|
|
|
21
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий учебника и тетради
|
8.10
|
|
|
22
|
Произведения
А. С. Пушкина. (10 ч) Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У
лукоморья дуб зеленый…»
|
Представление
об эпитетах, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Упражнение в
выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением
знаков препинания, выбор тона и темпа чтения.
|
9.10
|
|
|
23
|
Дополнительное
чтение: «Бой Руслана с головой»
|
10.10
|
|
|
24
|
А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане…».
|
Сравнение
«Сказки о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич
Нехитер-Немудер»: схожесть сюжетов, героев, чудес, превращений. Наблюдение в
сказке за изменениями состояния моря, движения кораблика, изменением
настроения автора
|
14.10
|
|
|
25
|
А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане…». Работа с образами героев.
|
15.10
|
|
|
26
|
А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане…». Словесное иллюстрирование эпизодов сказки.
|
16.10
|
|
|
27
|
Слушание
и работа с детской книгой. К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина». Дополнительное
чтение: А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»,
|
Работа
с книгами сказок А.С. Пушкина. Слушание «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях». Рассматривание книг со сказками разных изданий
|
17.10
|
|
|
28
|
Дополнительное
чтение: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Э. Бабаев
«Там лес и дол видений полны…»
|
21.10
|
|
|
29
|
А.С.
Пушкин. « Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»
|
Сравнение
стихотворений: определение их тем, наблюдение за построением строф и рифмой.
|
22.10
|
|
|
30
|
А.С.
Пушкин. «Няне».
|
Тон
и темп стихотворения. Отношение поэта к няне.
|
23.10
|
|
|
31
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
24.10
|
|
|
32
|
Стихи
русских поэтов (5ч). Ф.И. Тютчев «Есть в осени
первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»
|
Работа
с текстами стихотворений Ф.И. Тютчева. Сравнение их содержания (о чем
говорится), какие используются эпитеты, сравнения. Сравнение строф:
четверостишия и пятистишия. Выразительное чтение стихотворений.
|
28.10
|
|
|
33
|
А. Н.
Майков «Осень»
|
Работа
с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике. Упражнение в
выразительном чтении.
|
29.10
|
|
|
34
|
А. Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…».
|
Сравнение
стихотворений А. Фета, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и
темпа чтения. Наблюдение за употреблением автором знаков препинания. Работа с
иллюстрацией и соотнесение ее с текстом. Заучивание одного из стихотворений
наизусть.
|
30.10
|
|
|
35
|
Слушание
и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение:
И.Бунин «Листопад»
|
Работа
с книгами со стихами для детей. Слушание стихотворения И. Бунина «Листопад»
|
31.10
|
|
|
36
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя
|
Комплексная
разноуровневая контрольная работа.
|
11.11
|
|
|
37
|
Произведения
Л.Толстого (11 ч). Л.Толстой. «Два брата» (сказка).
|
Сравнение
жанров произведений и выделение особенностей. Особенности басни в прозаической
форме, выделение морали. Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение
басни по ролям.
|
12.11
|
|
|
38
|
Л.Толстой.
«Белка и волк» (басня).
|
13.11
|
|
|
39
|
Слушание
и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение: Л. Толстой «Работник
Емельян и пустой барабан»
|
Особенности
сказок Толстого (сюжет, герои). Определение вида сказок (волшебная, бытовая)
|
14.11
|
|
|
40
|
18.11
|
|
|
41
|
Научно-познавательные
и художественные рассказы. Л.Толстой. «Зайцы», «Лебеди».
Дополнительное чтение «Лев и собачка»
|
Выделение
фактов из рассказа «Зайцы» и их описание. Упражнение в выразительном чтении
рассказа «Лебеди»: выделение описания отдельных эпизодов, определение
отношения автора. Выразительное чтение одного из рассказов. Определение
главной мысли рассказа «Лев и собачка». Сравнение рассказов «Зайцы» и «Лев и
собачка»: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора
в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов.
|
19.11
|
|
|
42
|
20.11
|
|
|
43
|
Разножанровые
произведения. Рассказ Л.Толстого «Прыжок». Былина «Как боролся русский
богатырь».
|
Художественный
рассказ «Прыжок», его сюжет (показать на сюжетно-композиционном
треугольнике). Чтение молча. Обучение рассказыванию былины.
|
21.11
|
|
|
44
|
25.11
|
|
|
45
|
26.11
|
|
|
46
|
Слушание
и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение
«Ореховая ветка»; А Серенького «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об
огурцах»
|
Слушание
сказки «Ореховая ветка». Рассматривание книг Толстого разных изданий.
|
27.11
|
|
|
47
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
28.11
|
|
|
48
|
Произведения
Н.Некрасова (7 ч). Н. Некрасов «Крестьянские дети»
(отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».
|
Чтение
и сравнение двух отрывков. Выделение эпитетов. Сравнение интонационных
рисунков, выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое
чтение статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок»
|
2.12
|
|
|
49
|
Слушание
и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Н. Некрасов «Крестьянские
дети» ( в сокращении)
|
Упражнение
в выразительном чтении отрывка из стихотворение «Крестьянские дети».
Выразительное чтение наизусть одного отрывка.
|
3.12
|
|
|
50
|
Н. Некрасов
«Славная осень». Дополнительное чтение: «Зеленый шум». К.И. Чуковский
|
Сравнение
описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений,
олицетворений. Сравнение своего прочтения «Зеленый шум» с прочтением его К.И.
Чуковским.
|
4.12
|
|
|
51
|
5.12
|
|
|
52
|
Стихи о
природе. Н. Некрасов «Мороз воевода». Отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос»
|
Сравнение
описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств,
поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Выразительное чтение
стихотворения
|
9.12
|
|
|
53
|
Слушание
и работа с детской книгой. К.И. Чуковский. «О стихах Н. Некрасова»
Дополнительное чтение Н. Некрасов «Саша», «Перед дождем»
|
Рассматривание
книг со стихами Н. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием,
обращением к читателю. Знакомство с художниками – иллюстраторами.
|
10.12
|
|
|
54
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
11.12
|
|
|
55
|
Произведения
А.П.Чехова (6ч). Повесть А.П.Чехова «Степь» (отрывок).
|
Описание
луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений.
|
12.12
|
|
|
56
|
Дополнительное
чтение: А.П. Чехов «Белолобый»; И.С. Тургенев «Лес и степь»
|
Художественный
пересказ («Белолобый»). Сравнение произведений А.П. Чехова и И.С. Тургенева.
|
16.12
|
|
|
57
|
А.П.
Чехов «Ванька»
|
Объяснение
заглавия. Аналитическое чтение, выделение эпизодов описаний героя, его жизни.
|
17.12
|
|
|
58
|
Дополнительное
чтение Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова»
|
|
18.12
|
|
|
59
|
Слушание
и работа с детскими книгами. Книги о животных. Дополнительное чтение Л.
Андреев «Кусака»
|
Слушание
рассказа Л. Андреева «Кусака». Работа с книгами о животных: рассматривание,
работа с аппаратом книг. Работа с предисловием и послесловием.
|
19.12
|
|
|
60
|
Проверь
себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
23.12
|
|
|
61
|
Сказки
зарубежных писателей. (4ч) Ш. Перро «Подарки феи».
|
Работа
с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои
положительные и отрицательные.
|
24.12
|
|
|
62
|
Ц. Топелиус
«Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение: Ц. Топелиус «Зимняя сказка»
|
Наблюдение:
начало и конец сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц.
Топелиуса
|
25.12
|
|
|
63
|
Слушание
и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение: Х.-К. Андерсен
«Снеговик», братья Гримм «Умная дочь крестьянина»
|
Слушание
сказки братьев Гримм. Повторение сказок с загадками. Чтение сказки Х.-К.
Андерсена «Снеговик». Выполнение заданий в тетради.
|
26.12
|
|
|
64
|
«В мире
сказок»
|
Игра
«Назови сказку», конкурс «Защити свою книгу», парад сказочных героев.
Инсценирование эпизодов сказки
|
9.01
|
|
|
65
|
Стихи
русских поэтов. (7 ч) И Никитин «Русь».
|
Понятие
о тоне, ритме. Выделение логических ударений и соблюдение пауз. Определение
темы. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради.
|
13.01
|
|
|
66
|
И.
Никитин «Утро».
|
Описание
картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений. Работа с
иллюстрацией и текстом. Повторение логические ударения. Выразительное чтение
наизусть.
|
14.01
|
|
|
67
|
И.Суриков
«Детство».
|
Повторение:
выделение олицетворений, сравнений и эпитетов. Выполнение заданий в учебнике
и тетради.
|
15.01
|
|
|
68
|
Слушание
и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение: И.
Никитин «Помню я: бывало няня…»
|
Слушание
стихотворения. Выполнение заданий в тетради.
|
16.01
|
|
|
69
|
С.Дрожжин
«Привет», «Зимний день».
|
Объяснение
заглавия стихотворения «Привет», подбор синонимов к слову привет. Сравнение
тем стихотворений и их интонационных рисунков. Пейзаж в стихотворении «Зимний
день». Работа с иллюстрацией и текстом.
|
20.01
|
|
|
70
|
Слушание
и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение: Ф.
Глинка «Москва»
|
Сравнение
стихов по темам и авторам. Чтение стихов о Родине.
|
21.01
|
|
|
71
|
Проверь
себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
22.01
|
|
|
72
|
Произведения
Д.Н.Мамина-Сибиряка (7 ч). Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
|
Работа
над содержание рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом.
Обучение художественному пересказу по плану. Выявление главной мысли,
авторской позиции (автор-рассказчик)
|
23.01
|
|
|
73
|
27.01
|
|
|
74
|
28.01
|
|
|
75
|
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Умнее всех».
|
Работа
со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с
басней. Обучение краткому пересказу. Выразительное чтение одной из частей по
ролям
|
29.01
|
|
|
76
|
Слушание
и работа с детской книгой. Дополнительное чтение: «Постойко»
|
Слушание
рассказа «Постойко». Работа с книгами. Игра-конкурс «Герои-животные». Отзыв о
прочитанной книге.
|
30.01
|
|
|
77
|
3.02
|
|
|
78
|
Проверь
себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
4.02
|
|
|
79
|
Произведения
А.Куприна (7ч). А.Куприн «Синяя Звезда».
|
Работа
над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом.
Выполнение заданий в тетради.
|
5.02
|
|
|
80
|
А.Куприн
«Синяя Звезда». Дополнение плана текста.
|
6.02
|
|
|
81
|
А.Куприн
«Синяя Звезда». Подробный пересказ одной из частей.
|
10.02
|
|
|
82
|
А.Куприн
«Барбос и Жулька». Дополнительное чтение: «Собачье счастье»
|
Описание
героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение
плана. Сравнение этого рассказа с рассказом Л. Толстого «Лев и собачка»
|
11.02
|
|
|
83
|
12.02
|
|
|
84
|
Слушание
и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение: «Ю-ю»
|
Слушание
рассказа Куприна «Ю-ю», рассматривание книг о животных(автор, герой, пересказ
эпизода)
|
13.02
|
|
|
85
|
Проверь
себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
17.02
|
|
|
86
|
Стихи
С.Есенина (7ч). С.Есенин. Стихи о Родине. «Я покинул родимый дом»
|
Комментирование
заглавия. Выполнение заданий в учебнике. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.
Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное
чтение одного из отрывков наизусть.
|
18.02
|
|
|
87
|
С.Есенин.
«Нивы сжаты, рощи голы…»
|
Работа
со стихотворение: первичное восприятие, выделение сравнений эпитетов,
определение интонационной партитуры. Выполнение заданий в тетради.
|
19.02
|
|
|
88
|
С.
Есенин. «Береза». Дополнительное чтение: стихи о березе.
|
Чтение
стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф.
Упражнение в выразительном чтении стихотворения «Береза»: определение
интонационной партитуры, отношение автора, подробное чтение каждого
четверостишья. Заучивание наизусть.
|
20.02
|
|
|
89
|
С.Есенин
«Бабушкины сказки».
|
Самостоятельное
чтение стихотворения., выполнение заданий к тексту. Упражнение в
выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.
Сурикова «Детство», И. Никитина «Помню я: бывало, няня…» и С. Есенина
«Бабушкины сказки» Творческая работа: рассказывание сказок про Ивана дурака»
|
24.02
|
|
|
90
|
Слушание
и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение:
«Топи да болота…» , «Сыплет черемуха снегом»
|
Слушание
стихов С. Есенина. Работа с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине,
родной природе. Слушание стихотворного произведения И. Тургенева из книги
«Деревня».
|
25.02
|
|
|
91
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
26.02
|
|
|
92
|
Библиотечный
урок . Стихи русских поэтов.
|
Книги
со стихами русских поэтов. Выполнение творческих работ. Работа с каталогами и
библиотечными формулярами.
|
27.02
|
|
|
93
|
Произведения
К.Г.Паустовского(12 ч). К.Паустовский «Стальное колечко».
|
Работа
с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана.
Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца «анютины глазки с
косичками». Выполнение заданий учебника и тетради, обучение художественному
пересказу.
|
3.03
|
|
|
94
|
К.Паустовский
«Стальное колечко». Деление на смысловые части. Составление плана.
|
4.03
|
|
|
95
|
К.Паустовский
«Стальное колечко». Подробный пересказ частей.
|
5.03
|
|
|
96
|
К.Паустовский
«Кот – ворюга».
|
Понятия:
юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет
(развитие событий), образ кота (внешний вид, поступки). Творческая работа:
рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь»
|
6.03
|
|
|
97
|
К.Паустовский
«Какие бывают дожди».
|
Самостоятельное
чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с
рассказом «Кот –ворюга». Понятие: научно-познавательный рассказ. Работа с
описаниями дождей.
|
10.03
|
|
|
98
|
Дополнительное
чтение «Заячьи лапы»
|
Работа
с текстом рассказа: чтение, комментирование заглавия, выполнение заданий в
учебнике. Повторение понятия: автор-рассказчик.
|
11.03
|
|
|
99
|
Слушание
и работа с детскими книгами К. Пакустовского. Дополнительное чтение: «Теплый
хлеб»
|
Слушание
сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Рассматривание книг Паустовского,
работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация.
|
12.03
|
|
|
100
|
13.03
|
|
|
101
|
Слушание
и работа и детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г Скребицкий, Э. Шим, В.
Бианки). Дополнительное чтение: В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; И. Тургенев
«Воробей», «Перепелка»
|
Слушание
рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же
произведением, но разных изданий. Выявление авторской точки зрения и
отношения автора к герою. Выразительное чтение эпизода «Воробей и собака».
Объяснение заглавия рассказа и поступка мальчика. Выразительное чтение
кульминационного момента. Выполнение заданий в тетради.
|
17.03
|
|
|
102
|
18.03
|
|
|
103
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
19.03
|
|
|
104
|
Моя
любимая книга.
|
Выставка
книг с отзывом ученика, конкурс чтецов и рассказчиков произведений, конкурс
творческих работ, викторина «По страницам нашего учебника»
|
20.03
|
|
|
105
|
Произведения
С.Маршака (4ч). С.Маршак «Урок родного языка».
|
Повторение
произведений С.Я. Маршака. Работа со стихотворением «Урок родного языка».
|
1.04
|
|
|
106
|
С.Маршак
«Ландыш».
|
Слушание
стихотворения «Ландыш», выделение эпитетов, сравнений. Сравнение
стихотворений С. Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть
(свободный выбор детей)
|
2.04
|
|
|
107
|
Слушание
и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение: Пьеса-сказка «Кошкин
дом»
|
Слушание
пьесы-сказки. Выставка книг С. Маршака. Разных годов издания. Книги с
портретом писателя, книги с предисловием или послесловием.
|
3.04
|
|
|
108
|
Обобщение
по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В.Субботин «С Маршаком».
|
Работа
в учебнике по рубрике «Книжная полка», выразительное чтение стихов С.
Маршака, аннотация своей книги, принесенной на урок.
|
7.04
|
|
|
109
|
Произведения
Л.Пантелеева (6ч). Л.Пантелеев «Честное слово».
|
Работа
с рассказом: первичное чтение, определение темы, автор-рассказчик, автор
–герой рассказа. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Обучение
художественному пересказу.
|
8.04
|
|
|
110
|
Л.Пантелеев
«Честное слово».
|
9.04
|
|
|
111
|
Л.Пантелеев
«Камилл. и учитель».
|
Исторический
рассказ, автор- рассказчик. Сюжет рассказа (работа с сюжетным треугольником).
Выполнение заданий в учебнике и тетради.
|
10.04
|
|
|
112
|
Л.Пантелеев
«Камилл. и учитель».
|
14.04
|
|
|
113
|
Слушание
и работа с детской книгой. Дополнительное чтение:Л. Пантелеев. «Фенька»,
«Новенькая».
|
Работа
с рассказами Л. Пантелеева «Фенька», «Новенькая». Работа с книгами Л.
Пантелеева
|
15.04
|
|
|
114
|
Проверь
себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
16.04
|
|
|
115
|
Произведения
А.Гайдара (5 ч). А.Гайдар «Горячий Камень».
|
Работа
с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебнике, выделение элементов волшебства.
Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради.
|
17.04
|
|
|
116
|
А.Гайдар
«Тимур и его команда» (отрывок).
|
Знакомство
с повестью «Тимур и его команда». Работа с отдельными главами: чтение
выполнение заданий в тетради и учебнике. Рассказ о дружбе ребят по выбору.
|
21.04
|
|
|
117
|
А.Гайдар
«Тимур и его команда» (отрывок).
|
22.04
|
|
|
118
|
С.Михалков.
«Аркадий Гайдар».
К.
Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение: С.
Михалков «Ошибка»
|
Работа
со стихотворением С. Михалкова «Аркадий Гайдар»: чтение, выполнение заданий в
учебнике и в тетради. Слушание очерка К. Паустовского «Об Аркадии Петровиче
Гайдаре». Повторение произведений С. Михалкова и К. Паустовского.
|
23.04
|
|
|
119
|
Слушание
и работа с книгами о детях. Дополнительное чтение: В. Драгунский «Девочка на
шаре»
|
Рассматривание
книг о детях, сравнение игр, забав и жизни детей в годы войны и в мирное
время.
|
24.04
|
|
|
120
|
Произведения
М.Пришвина (7ч). М.Пришвин. Очерк «Моя Родина».
|
Работа
с очерком «Моя Родина»: чтение выполнение заданий в учебнике и тетради.
|
5.05
|
|
|
121
|
Дополнительное
чтение: М. Пришвин «Двойной след»
|
Развитие
сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный
рассказ о тетерке. Выполнение заданий к тексту.
|
6.05
|
|
|
122
|
М.Пришвин
«Выскочка».
|
Самостоятельное
ознакомительное чтение, комментирование заголовка. Аналитическое чтение,
составление плана, определение отношения автора к Выскочке. Выполнение
заданий в учебнике и тетради. Сравнение рассказов «Двойной след» и «Выскочка»
Чтение рассказа описания «Жаркий час». Пояснение заглавия словами из текста.
Особенности описания. Сравнение разных по жанру произведений: очерк,
художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание.
|
7.05
|
|
|
123
|
М.Пришвин
«Жаркий час». В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
|
8.05
|
|
|
124
|
М.Пришвин
«Жаркий час». В.Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
|
12.05
|
|
|
125
|
Слушание
и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение: В. Бианки «По
следам»
|
Слушание
рассказа В. Бианки «По следам». Работа с книгами писателей- натуралистов (м.
Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, В. Бианки, Э. Шим)
|
13.05
|
|
|
126
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
Выполнение
заданий в учебнике и тетради.
|
14.05
|
|
|
127
|
Произведения
зарубежных писателей (10ч). Дж. Лондон «Бурый волк».
|
Работа
с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа.
Выполнение заданий в учебнике и тетради.
|
15.05
|
|
|
128
|
Дж.
Лондон «Бурый волк». Упражнения в чтении и озаглавливании.
|
19.05
|
|
|
129
|
Дж.
Лондон «Бурый волк». Заучивание наизусть описания волка
|
20.05
|
|
|
130
|
Комплексная
разноуровневая контрольная работа
|
Диагностическая
работа
|
21.05
|
|
|
131
|
Э.
Сетон-Томпсон «Чинк».
|
Работа
с рассказом: чтение, работа с сюжетом, описание кульминационного момента.
Рассказ «Чинк и Обри». Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских
писателей А. Чехова, Л. Толстого, А. Куприна
|
22.05
|
|
|
132
|
Э.
Сетон-Томпсон «Чинк».
|
26.05
|
|
|
133
|
Э. Сетон-Томпсон
«Чинк».
|
27.05
|
|
|
134
|
Слушание
и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение Дж.
Чиадри «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»
|
Работа
с выставкой книг зарубежных писателей.
|
28.05
|
|
|
135
|
Обобщение
по разделу. Проверь себя.
|
|
29.05
|
|
|
136
|
Библиотечный
урок «Летнее чтение»
|
Выбор
книг на темы:
Русские
писатели и их произведения
Сказки
народные и литературные
Моя
любимая книга.
|
30.05
|
|
|
Перечень
учебно-методического обеспечения и список литературы
Ефросинина Л.А. «Литературное чтение». 3 класс. 2части. - . М.«Вентана – Граф»,
2010 г.
Ефросинина Л.А.
«Литературное чтение». - М.«Вентана – Граф», 2010г.
Ефросинина Л.А.
«Хрестоматия по литературному чтению». - М.«Вентана – Граф», 2010 г.
Ефросинина Л.А.
Рабочая тетрадь 2ч. - М.«Вентана – Граф», 2010г.
Ефросинина Л.А.
Литературное чтение. Оценка качества знаний. 2части. М.«Вентана – Граф», 2010г.
Список
литературы. Перечень ИКТ.
Литература,
используемая при подготовке программы
1.
Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту
учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта – член –
корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010г. –
158с.
2.
Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов.
Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»,
2011. – 88 с.
3.
Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический
и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская
Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»
Литература,
рекомендованная для обучающихся
1.Начальная
школа. Уроки Кирилла и Мефодия.
2
Современная универсальная российская энциклопедия.
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/rabochaya-programma-po-predmetu-literaturnoe-chtenie-3-klass
4. http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2010/12/22/Литературное%20чтение%203%20класс%20Ефросинина%20Л.А..doc
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.