Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС

  1. hello_html_5bbae6bb.gifПояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной основной образовательной программы начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа 2100» Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011/, требованиями ООП НОО МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч.- Изд. 4-е перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.- Изд. 3-е , испр.,-М.: Баласс; Школьный дом, 2012 (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е., перераб.- М.Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель уроков литературного чтения : формирование читательской компетенции младшего школьника, овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирования читательского кругозора и приобретение самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

  2. Овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  3. Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. Определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

  2. Приобщение к литературе как искусству слова;

  3. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем. В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса). Согласно перспективному учебному плану НОО МОУ СОШ № 9 на период 2011-2015 уч. г. всего на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 102 часа в 3-х (3 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). С учётом специфики класса ( класс девочек) выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты, что представлено в табличной форме ниже.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.

  2. Техника чтения.

  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

  5. Литературоведческая пропедевтика.

  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Круг детского чтения 102 ч (3 часа в неделю)

Прощание с летом ( 4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения ( 15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки ( 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» ( 6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» ( 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» ( 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме ( 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой ( 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» ( 6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха ( 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» ( 5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы ( 4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля ( 6 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;

  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

  5. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

3-й класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

  • выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

  • самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

  • составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

  • сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

  • самостоятельно составлять план рассказа о герое;

  • отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

  • самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

  • использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

  • Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

  • Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

  • Повесть, её отличие от рассказа.

  • Пьеса. Признаки драматического произведения.

  • Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

  • Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному и краткому пересказу текста по плану;

  • выборочному пересказу текста;

  • словесному рисованию картин к художественным текстам;

  • составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

  • составлению устных рассказов от имени одного из героев;

  • составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Требования к результатам

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • овладение функциональной грамотностью;

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

  • приобщение к литературе как к искусству слова;

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3 класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• делить текст на части, составлять простой план;

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и выборочно пересказывать текст;

• составлять рассказ-характеристику героя;

  • • составлять устные и письменные описания

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в про- заическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художе- ственном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения

соотносить автора, название и героев прочитанных

произведений



  1. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся


Календарные сроки

уроков

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности учащихся/ возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

по плану

факт.




1

Вводный урок. Знакомство с учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце», Ю. Ким «Светлый день»

Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи.

Научить учащихся работать с новой учебной книгой, тетрадью. Продолжить работу по анализу стихотворения.



Личностные:

положительно относится к школе, проявляет желание учиться, интерес к способам решения новой частной задачи, чтению, ведению диалога
с автором текста


Раздел I . Прощание с летом ( 3 часа)



2

Чем можно гордиться? (В. Драгунский «Англичанин Павля»)

Познакомить с разделом I. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам

Регулятивные:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные:

ориентироваться

в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении



3

«Взрослая жизнь» дяди Фёдора, Матроскина и Шарика

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.


Охарактеризовать героев произведения



4

Лето волшебное и разное (Стих-я К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

Составление рассказа с опорой на картинки.


Раздел 2. Летние путешествия и приключения ( 15 часов)



5

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»





Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).



Личностные:

– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

















Познавательные:

– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

– находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.











Регулятивные:



– умеет организовать свое рабочее место и работу;

– сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе.





























Коммуникативные:



– оформляет свою мысль
в устной речи;

– умеет задавать уточняющие вопросы;

– способен при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера;

– осознанно читает вслух и «про себя»






6-7

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Составить цитатный план главы первой



8

Какие они настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Дать собственную характеристику людей - изыскателей



9

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.



Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).





Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).





Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.


Найти значение устаревших слов



10-11

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

Найти ключевые слова к тексту, разбить их на группы, придумать к ним задание



12

Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru







Работа в группе, создание инсценировки по произведению





13

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)



Конструировать устное моно- логическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.



Создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание.



Составить цитатный план



14-15

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

Hарисовать «портрет» кота из 1,3 или 4 части



16-17

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский. «Жильцы старого дома»)

Предложить своё название этого рассказа



18

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2

Систематизировать и обобщить знания по изученным темам. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями























19

Обучающее сочинение

Выбор темы сочинения, составление рабочего плана, сбор и запись материала по теме


Раздел 3. Природа летом ( 7 часов)



20

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом»





Чтение вслух осознанно, правильно, выразительно, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворение, отрывки прозы



Личностные:

– проявляет интерес к чтению,
ведению диалога с автором текста.



Познавательные:



– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;

умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.



Регулятивные:



– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.





Коммуникативные:

– оформляет свою мысль в устной речи;

– обосновывает высказанное суждение;

– умеет задавать уточняющие вопросы;

– осознанно читает вслух и «про себя»




Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



21

Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения



22

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.




23

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Иллюстрация к весёлым скороговоркам



24

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)


Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Творческий пересказ текста от лица героя, от автора



25

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)



Уметь выполнять тестовые задания на материале стихотворения

Сделать подборку книг по теме



26

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями



Раздел 4. Уроки и переменки ( 11 часов)



27-28

Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).


Устный рассказ «Школа моей мечты», написать объявление об открытии школы своей мечты



29

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради)

Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, продолжить работу над приемом словесного рисования.


Формировать умение кратко пересказывать текст, составлять характеристику героев. Обучать чтению по ролям.

Личностные:

– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Познавательные:

– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

Регулятивные:

– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные:

– обосновывает высказанное суждение;

– умеет задавать уточняющие вопросы;

– осознанно читает вслух и «про себя»





30-31

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

Составить вопросы к автору по ходу чтения части текста



32

Путь в Страну невыученных уроков.

(Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам


Составить план 1-4 частей



33-34

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

Формировать умение кратко пересказывать текст, составлять характеристику героев. Обучать чтению по ролям.

Подготовить рассказ о героях сказки



35

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, продолжить работу над приемом словесного рисования.

Сформулировать тему прочитанной главы



36

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями

Устное сочинение на одну из

тем: «Если бы я был учителем»; «На каких уроках мне не бывает скучно»



37

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

Обсуждение самостоятельно прочитанных глав повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»


Подобрать серию книг по теме урока внеклассного чтения

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» ( 6 часов)



38

Введение в раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»)





Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов



Личностные:

– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.

Познавательные:

– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

Регулятивные:

– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные:

– обосновывает высказанное суждение;

– умеет задавать уточняющие вопросы;

– осознанно читает вслух и «про себя»


Сочинить четверостишие об осени




39

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Подобрать ключевые слова к частям текста



40

Стихи о «близости снега». . Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

Дать понятие о художественном авторском пересказе литературного произведения. Сравнить сказочные повести.

Познакомить с пересказом от лица персонажа.

Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев




41

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)




42

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями




43

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

Формировать умение делать пересказ от лица персонажа

Подобрать серию журналов по теме урока внеклассного чтения

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» ( 11 часов)



44

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).







45

«Сказка ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

Познавательные:

– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

Сказочные приметы повести-сказки



46

Какие ещё бывают сказки?(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.


Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



47

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

Познакомить с творчеством писателя, идеей создания книги.

Личностные:

– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.





Познавательные:

– умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.





Регулятивные:

– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.



Коммуникативные:

– обосновывает высказанное суждение;

– умеет задавать уточняющие вопросы;

– осознанно читает вслух и «про себя»





48

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

Формировать умение находить в тексте необходимую информацию, составлять характеристику героев.

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Озаглавить части сказки



49

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Нарисовать обложку к книге



50

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

Учить видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты; личности, речь героя, отношение автора к герою)

Составить цитатный план



51

Сказка для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

Пьеса. Признаки драматического произведения

Подобрать пословицы к тексту



52

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности




53

Внеклассное чтение по разделу 6

Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев.

Подобрать серию книг по теме урока внеклассного чтения



54

Обучающее сочинение

Выбор темы сочинения, составление рабочего плана, сбор и запись материала по теме





















Раздел 7. «Поёт зима, аукает...» ( 9 часов)



55

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов



Регулятивные:

– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

– оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.





Коммуникативные:

– обосновывает высказанное суждение;

– умеет задавать уточняющие вопросы;

– осознанно читает вслух и «про себя»


Сочинить четверостишие о зиме, используя рифмы



56

«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)





Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении




57

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)





Формировать представления о творчестве писателей




Личностные:

– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.





Познавательные:

– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;

– находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.





Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным
в классе.



Коммуникативные:

– обосновывает высказанное суждение;


Составить новогоднее поздравление кому-нибудь на ёлочной игрушке-аппликации



58

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении




59

Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов

Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения



60

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



61

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями




62

Обучающее сочинение

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Выбор темы сочинения, составление рабочего плана, сбор и запись материала по теме

Подобрать ключевые слова к сочинению



63

Внеклассное чтение по разделу 7

Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев.

Подобрать серию книг по теме урока внеклассного чтения

Раздел 8. Животные в нашем доме ( 6 часов)



64

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов





65

У каждого своё место в природе. . Мамин-Сибиряк «Медведко»)

Учить видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты; личности, речь героя, отношение автора к герою)





Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.





Коммуникативные:



– старается договариваться,
уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

– осознанно читает вслух и «про себя»


Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



66

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Озаглавить части текста



67

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Нарисовать обложку к книге



68

Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).



Придумать своё название к стихотворению



69

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями




Раздел 9. Мы с мамой и папой ( 9 часов)



70

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой»

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.





Личностные:

– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;

– обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.





Познавательные:

– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

использует готовые и создает в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;

– задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного);

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.



Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.










71

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Составить картинный план



72

Подарки это серьёзное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).

Подобрать пословицы к сказке



73

Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки»)

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Нарисовать обложку к книге



74

Что такое взаимопонимание? . Драгунский «Девочка на шаре»)

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно.

Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



75

Хорошо, когда рядом папа! (С. Маршак «Хороший день»)

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам




76

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Восстановить последовательность цитатного плана



77

Творческая работа-сочинение о своей семье

Выбор темы сочинения, составление рабочего плана, сбор и запись материала по теме




78

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности



Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» ( 6 часов)



79

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов


Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения



80

Как рождается музыка . Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



81

Волшебная сила бессмертной музыки . Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Учить детей определять жанр произведения. Развивать умение прогнозировать текст, отрабатывать технику чтения.

Творческий пересказ текста от лица героя, от автора



82

Сказка о маленьком Моцарте . Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Личностные:

– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов, интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;

– обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.











83

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Работа в группе, создание инсценировки по произведению




84

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями




Раздел 11. День смеха ( 3 часа)



85

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам





Познавательные:

– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

– использует готовые и создает в сотрудничестве с другими уча-

щимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;

– задает вопросы,





86

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Работа в группе, создание инсценировки по произведению




87

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка»)

Развитие читательских умений

Выучить и проиллюстрировать те двустишия, к которым нет иллюстраций в учебнике

Раздел 12. «О весна, без конца и без краю...» ( 5 часов)



88

Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...»)

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).







экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного);

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

Регулятивные:

– определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

– осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.

Коммуникативные:

– старается договариваться,
уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

– осознанно читает вслух и «про себя»

Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения



89

Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Чёрного «Зелёные стихи»)





Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов




90

Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности



Личностные:

– старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;

– проявляет интерес к чтению, ведению диалога с автором текста.















91

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).






92

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Знать писателей, названия произведений, героев, тем, владеть литературоведческими понятиями

Разделить текст на части, озаглавить, записать план

Раздел 13. День Победы ( 4 часа)



93

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов

Познавательные:

– сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

– находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;

– определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами.

Регулятивные:

– умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

– сопоставляет свою работу
с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе;

– осваивает способы пооперационного контроля хода и результата действия.

Коммуникативные:

– оформляет свою мысль в устной речи;

– обосновывает высказанное суждение;

– старается договариваться,
уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;



Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



94

Трудная тема война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.



Творческий пересказ текста от лица героя, от автора



95

Стихи о войне. . Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять ключевые слова текста (фрагмента).



Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир»



96

Внеклассное чтение по разделу 13

Формировать умение пересказывать текст, составлять характеристику героев.

Подобрать серию книг по теме урока внеклассного чтения

Раздел 14. Родная земля ( 6 часов)



97

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно.



Личностные УУД:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

–учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану



Работа с интернет –ресурсом http://school-collection.edu.ru



98

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)







Выделять ключевые слова текста (фрагмента).


Подобрать пословицы о Родине



99

С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.




100

Проверка навыков техники чтения

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности





101

Итоговая комплексная работа «Мои достижения»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности






102

Заключительный урок «Здравствуй, лето!»






III. Описание материально-технического обеспечения предмета

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

Учебный комплект для учащегося:

  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч.- Изд. 4-е перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.- Изд. 3-е , испр.,-М.: Баласс; Школьный дом, 2012 (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)


К

Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных) Минобрнауки РФ

Методические пособия для учителя:

  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – Изд. 2-е., перераб.- М.Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

  • Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.- Изд. 3-е , испр.,-М.: Баласс; Школьный дом, 2012 (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

  • Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

  • Планируемые результаты начального общего образования/( Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)


Д



Печатные пособия

  • Иллюстрации произведений, портреты писателей и поэтов в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)


Д



Технические средства обучения

Аудиторская доска

Д


Экспозиционный экран

Д


Телевизор

Д


DVD-плеер

Д


Аудиопроигрыватель

Д


Персональный компьютер

Д


Интернет- ресурсы



  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

  2. Презентации уроков «Начальная школа» http://www.nachalka.info/about/193

  3. Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru

  4. Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/

  5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education

  6. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/

  7. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

  8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2009 (СD)

  9. Электронное приложение к газете «Начальная школа» nsc. 1september.ru (CD)

  10. CD-ROM. Современные технологии обучения. В помощь преподавателю начальной школы. Серия методика и материалы к урокам. Электронные пособия. Издательство «Учитель»

  11. Литературное чтение. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. ООО Издательство «Экзамен», 2012

  12. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.



Д




Игры и игрушки

Настольно - развивающие игры по тематике предмета «Литературное чтение» ( лото, игры, путешествия)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

К


Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

Ф

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

Д- демонстрационный материал ( не менее одного на класс), К- полный комплект на каждого ученика, Ф- комплект для фронтальной работы, П- комплект для работы в группах.









Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС
  • Начальные классы
Описание:

    Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и Концепцией ОС "Школа 2100", авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой "Литературное чтение".

   Пояснительная записка содержит:цели и задачи изучения курса, общую характеристику учебного предмета, описание ценностных ориентиров учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание материально- технического обеспечения предмета.

 

Автор Анохина Галина Валентиновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1071
Номер материала 10493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓