Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Документы в архиве:

249 КБ Литературное чтение.doc

Название документа Литературное чтение.doc

1. Пояснительная записка


Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, значением книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;

  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана МАОУ СОШ № 59, примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Литературное чтение,1-4 классы» Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова (Программа к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2013.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М. А. Оморокова - 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.

2. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана – Граф, 2013.

3. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2013.


2. Характеристика учебного предмета


Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г).


3. Место учебного предмета в учебном плане


На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 3 часа в неделю (2 часа – обязательная часть учебного плана + 1 час – из части, формируемой участниками образовательного процесса). Всего 103 часа в год, в том числе 3 часа, отведенных на контрольное чтение.

1 четверть – 27 часов;

2 четверть – 21 час;

3 четверть – 29 часов;

4 четверть – 26 часов.




4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Литературное чтение»


Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся познакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения будет идти работа по формированию духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся.
Литературное чтение как вид искусства познакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и будет способствовать формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжится работа по развитию техники чтения, совершенствованию качества чтения, особенно осмысленности.
Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Программа учебного курса «Литературное чтение» позволяет одновременно учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства, совершенствовать у них навыки чтения и обогащать речь учащихся средствами литературы, при этом будут последовательно реализовываться важнейшие педагогические принципы:
- эстетический принцип, чему способствует специальный отбор произведений для чтения младших школьников, отказ от традиционного для начальной школы набора литературных текстов сугубо дидактической направленности;
- принцип эмоциональности, т.е такая работа с литературным произведением, которая направлена на обогащение эмоциональной сферы учащихся, на развитие у них эмоциональной отзывчивости;
- принцип системности и преемственности между уроками литературного чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.





5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты должны отражать: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

6. Содержание учебного предмета, курса.


п/п

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Содержание

учебного материала

(дидактические единицы)

Количество

проверочных и контрольных

работ

Первое полугодие: 48 ч.

1

Устное народное творчество

14

Малые формы фольклора: загадки, пословицы. Загадка-сказка «Старик-годовик», русские народные сказки:«Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и месяц». Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович». Башкирская народная сказка «Умная внучка».

Былины. «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович».

Контрольное чтение.

2

Басни

4

Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и лисица», «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». И. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник».


3

Произведения А. С. Пушкина

7

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…», «Бой Руслана с головой», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихи о природе А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». «Няне».


4

Стихи русских поэтов

4

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…».А. Майков «Осень» А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…». И. Бунин «листопад».


5

Произведения Л.Н. Толстого

8

Л. Толстой. Сказка «Два брата», Басня «Белка и волк», «Ореховая ветка», «Работник Емельян и пустой барабан». Рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка», «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь».


6

Произведения Н.А. Некрасова

5

Н. Некрасов «Крестьянские дети» (в сокращении), «Славная осень», «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум».

Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода»


7

Произведения А.П. Чехова

5

А. П. Чехов «Степь», «Белолобый», «Ванька».

Контрольное чтение.

8

Сказки зарубежных писателей

1

Ш. Перро «Подарки феи».


Второе полугодие: 55 ч.

9

Сказки зарубежных писателей

3

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка», «Солнечный луч в ноябре». Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен. «Снеговик», Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская».


10

Стихи русских поэтов

4

И. Никитин «Русь», «Утро». И. Суриков «Детство». И.Никитин. «Помню я: бывало, няня». Стихи о Родине. Ф. Н. Глинка «Москва».


11

Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка

5

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш». В.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех», «Постойко».


12

Произведения А.И. Куприна

5

А. И. Куприн «Синяя звезда», «Барбос и Жулька». Рассказы о животных. «Собачье счастье».


13

Стихи С.А. Есенина

5

Стихи о Родине. «Я покинул родимый дом…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи о природе. «Береза», «Сыплет черёмуха снегом…». С. Есенин «Бабушкины сказки».


14

К.Г. Паустовский

8

Сказка «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди?», «Заячьи лапы», «Теплый хлеб».


15

Произведения С.Я. Маршака

4

«Урок родного языка», «Ландыш», «Кошкин дом».


16

Рассказы Л. Пантелеева

4

«Честное слово», «Камилл и учитель», «Фенька», «Новенькая».


17

Произведения А.П. Гайдара

5

«Горячий камень», «Тимур и его команда» (отдельные главы).

С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С. В. Михалков «Ошибка». В. Драгунский. «Девочка на шаре».


18

Произведения М.М. Пришвина

6

«Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час». В.Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Контрольное чтение.

19

Произведения зарубежных

6

Дж. Лондон «Бурый волк» (в сокращении). Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Книги о животных. Книги зарубежных писателей. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик».




















7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Первое полугодие: 48 ч.

1-2

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы

2

Воспринимать на слух произведения фольклора, понимать их содержание, определять жанр. Понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

3

Русские народные сказки. "Самое дорогое"

1

Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: найти и прочитать название произведения (фамилию автора и заголовок), рассмотреть весь учебный материал (словарь, вопросы и задания

4

Русские народные сказки. "Про Ленивую и Радивую"

1

Рассмотреть виды присказок. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Определение главной мысли сказки. Рассказывание сказки от лица одного из героев и их поступках с аргументацией своей точки зрения.

5

чтение Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич"

1

Рассмотреть особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение русской народной скакзки с башкирской народной сказкой в обработке А.Платонова.

6

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка

1

Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения.

7

Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках

1

Отработать выразительное чтениеэпизодов о чудесах. Сравнение волшебных и бытовых сказок

8

Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. О присказках.

1

Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений.

9

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц»

1

Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, интонационный рисунок, обращать внимания на знаки препинания, слушать и оценивать своё чтение.

10

Былины. «Добрыня и Змея».

1

Воспринимать текст былины и следить по тексту, сравнивать со значением в словаре к тексту. Читать по абзацам, выполнять задание в учебнике. Моделировать обложку. Объяснять понятие былина.

11

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Составлять план с выделением основной информации.

Готовить рассказ об Илье Муромце с опорой на памятку.

12

Былины. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

1

Выделять особенности былин: повторы, напевность. Моделировать обложку. Читать вслух и молча.

13

Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

1

Определять порядок (алгоритм)учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным произведениям, формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

14

Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя») Проверочная работа

1

Отвечать на вопросы по содержанию произведений, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая специфику текста. Сравнивать модели обложек произведений на одну и туже тему, но разных жанров.

15

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград»

1

Читать тексты произведений фольклора, с расстановкой знаков препинания, пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

16

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»

1

Находить в тексте слова с трудными и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю. Читать выразительно тексты и определять мораль басни.

17

Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник»

1

Использовать памятку работы над выразительностью произведений, отрывков, эпизодов. Выбирать и использовать средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

18

Слушание и работа с детской книгой.

Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»

1

Использовать разные виды чтения для решения учебных задач, выполнения заданий к тексту произведения, поиск ответов на вопросы по содержанию.

19

А. С. Пушкин. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой»

1

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Сравнивать и определять форму текста, специфику текста. Понимать и объяснять сущность духовно-нравственных ценностей.

20-21

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»

2

Анализировать особенности авторских выразительных средств, способы эмоционального воздействия на читателя и выражения идейно-нравственного содержания. Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить портреты в тексте героев, описание поступков.

22

Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...»

1

Формулировать вопросы и ответы на вопросы по содержанию произведения, высказывать суждения о произведении и его героях.

23

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...»

1

Составлять и использовать алгоритм учебных действий при самостоятельной работе с новым произведением.

24

А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

1

Первичное восприятие произведения: слушать чтение учителя, следить по тексту, выражать свое отношение (з. 1), самостоятельно моделировать обложку (определить тему и жанр, указать фамилию автора и заголовок).

- Работать с текстом произведения: читать по строфам вслух, выполнять задания (2, 3) под руководством учителя.

- Учиться читать выразительно стихотворение: знакомиться с алгоритмом (памяткой 1), упражняться в чтении стихотворения.

- Знакомиться с понятием рифма, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Аргументировать задание 4, пользуясь памяткой 2.

25

А. С. Пушкин «Няне» Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)



1




Учиться читать выразительно стихотворение: знакомиться с алгоритмом (памяткой 1), упражняться в чтении стихотворения. Определять качество усвоения учебного материала. Учится выполнять комплексную работу: пользоваться учебниками. Объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведение.

26

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою» А.Н. Майков. «Осень».

1

Классифицировать изученные стихотворения, называть авторов по отрывкам, отвечать на вопросы учебника

27

А. А. Фет. «Мама! Глянь–ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря.»

1

Самоконтроль и самооценка уровня обученности: читать вопросы и поиск ответов в изученном разделе учебника

28-29

Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад». Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)


2

Определять качество усвоения учебного материала. Учится выполнять комплексную работу: пользоваться учебниками. Объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведение.

30

Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)

1

Называть жанровые признаки басни, сравнивать сюжеты басен, анализировать форму, структуру.

Объяснять мораль и подбирать пословицы, соответствующие морали басен.

31

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан»

1

Формировать целостное восприятие произведения: слушание произведения, выполнение заданий, моделировать обложку.

32

Л.Н. Толстой. Научно-познавательные и художественные рассказы «Лебеди», «Зайцы».

1

Работать с книгами: называть правильно фамилии автора, заголовок, кратко характеризовать рассказы, группировать по темам, жанрам. Учится работать с титульным листом и аннотацией.

33

Дополнительное чтение «Лев и собачка»

1

Формировать целостное восприятие произведений, моделировать обложку и сравнивать с другими произведениями

34

Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

Развивать восприятие художественного текста: слушать, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике. Оценивать поступки героев.

35

Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь»

1

Сравнивать разножанровые произведения, выделять особенности языка, поступки, работать с иллюстрациями.

36

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка»;

А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Формировать читательские восприятие: отвечать на вопросы текста, сравнивать и ориентироваться в системе личностных смыслов через понимание отношений героев и авторской точки зрения

37

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1


Самоконтроль и самооценка уровня обученности: читать вопросы и поиск ответов в изученном разделе, учиться самостоятельно выполнять задания.

38

Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении)

1

Чтение и сравнение двух отрывков, выделение эпитетов, сравнение иллюстраций, выявление позиции автора-рассказчика, автора героя.

Высказывать своё отношения к литературному произведению и обосновывать его, находить в произведении описание героев, предметов.

39-40

Н.А. Некрасов «Славная осень...».

К. И. Чуковский. «Зелёный Шум»

2


Определять тему, тон темп и ритм чтения, выделять логические ударения, указывать паузы. Выразительно читать.

Сравнивать произведения разных жанров. Классифицировать по жанру, теме, авторской принадлежности. Конструировать описания картин к произведению или отдельным эпизодам.

41

Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

Сравнивать описание героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их поведения. Определение тона, темпа и ритма чтения. Работа над выразительностью.

42

Слушание и работа с детской книгой.

К. И. Чуковский. «0 стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём»

1

Работа со стихами Н. Некрасова, работа по моделированию обложки, работа с титульным листом, обращением к читателям. Заполнение таблицы: «Стихи русских поэтов»

43

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе и на компьютере.

44

Повесть «Степь» (отрывок).

1

Выполнять описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений, творческий пересказ.

45

Дополнительное чтение А. П. Чехов. «Белолобый»; И. С. Тургенев. «Лес и степь»

1

Сравнение произведений. Определение главной мысли. Сознательное чтение текста вслух и про себя.

46

А. П. Чехов "Ванька». Дополнительное чтение Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова»

1

Работа над содержанием рассказа, выделение эпизодов описаний героя.

Объяснение заглавия. Аналитическое чтение, работа с иллюстрацией и по вопросам учебника.

47

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

Дополнительное чтение Л. Андреев. «Кусака»

1

Формирование приёмов мыслительной деятельности.

Слушание, сравнение, рассматривание, чтение предисловий и послесловий.

48

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Второе полугодие: 55 ч.

49

Ш. Перро. «Подарки феи»

1

Работа с текстом сказки-герои положительные и отрицательные, особенности их речи, развитие событий, повторы.

50

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка»

1

Формировать наблюдение-начало и конец сказки, большие числа, поведение героев, сравнение сказок.

51-52

Работа над ошибками. Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская»

2

Работа с детской книгой. Составление аннотации по понравившейся сказке.

53

И. С. Никитин. «Русь»

1

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов

54

И.З. Суриков. «Детство»

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...»

1


Выделение олицетворений, сравнение эпитетов. Работа над выразительностью.

Умение слушать стихотворения, выделять особенности строф, интонационного рисунка. Сравнение стихотворений И. Сурикова и Н. Никитина.

55

С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва»

1


Объяснять заглавия стихотворения, подбор синонимов к слову привет. Сравнение их интонационного рисунка.

Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение стихов о Родине. Знаково-символическое моделирование, сравнение моделей.

56

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Самоконтроль и самооценка выполненных заданий в учебнике. Выразительное чтение стихов русских поэтов.

57-58

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

2

Первичное чтение, работа над содержанием, работа с планом, обучение творческому пересказу, выделение главной мысли.

Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий.

59

Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка «Умнее всех»

1

Самостоятельное чтение, выделение основного содержания. Сравнение сказки с басней. Обучение краткому пересказу, чтению по ролям.

60

Слушание и работа с детской книгой.

Дополнительное чтение Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко»

1

Классифицировать полученные знания в игре-конкурсе «Животные-герои произведений»

61

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)


1

Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе.

62-63

А.И.Куприн «Синяя звезда»

2

Работа над содержанием рассказа, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Составление плана.

Характеризовать произведение по информации представленной в форме таблицы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму(суждение, аргументация, вывод)

64

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Дополнительное чтение «Собачье счастье»

1

Поиск описания героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Отвечать на вопросы учебника.

65

Слушание и работа с детскими книгами о животных.

Дополнительное чтение А.И.Куприн «Ю-ю»

1

Работа с книгами о животных (назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод)

66

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»)

1

Чтение произведений о животных Д. Мамина-Сибиряка и А. Куприна о животных. Сравнение по темам и жанрам.

67

Стихи о Родине (отрывки); С.А.Есенин «Я покинул родимый дом...»

1

Комментирование заглавия, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного стихотворения наизусть.

68

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

Первичное восприятие стихотворения. Выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры.

69

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

1

Самостоятельное чтение стихотворения, выполнения заданий к тексту. Сравнение стихотворений.

70

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов Дополнительное чтение С.А.Есенин «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И. С. Тургенев. «Деревня»

1

Работа с выставкой детских книг. Конкурс стихов наизусть С. Есенина. Сравнение произведений С. Есенина и И. Тургенева.

71

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)


1

Самооценка и самоконтроль заданий данных в учебнике. Учится выполнять комплексную работу: пользоваться учебниками. Объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведение.

72

К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

1

Работа с произведением, деление на части, составление плана, различать героев воссоздавая их образы.

73

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

1

Знакомство с понятиями «юмористический рассказ», «юмор». Работа с текстом рассказа: чтение сюжет, образ кота, составление творческого рассказа от имени кота.

74

К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?» Дополнительное чтение «Заячьи лапы»

1

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике, сравнение с другим произведением, поиск описаний дождей.

75

Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского.

Дополнительное чтение «Тёплый хлеб»

1

Формировать умения работать с текстом, самостоятельное чтение, комментирования заглавия, выборочное чтение историй. Осмыслить понятие автор-рассказчик

76

Слушание и работа с детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,В. Бианки и др.). Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»;

1

Работа с разножанровыми произведениями, исценировка эпизодов отдельных произведений.

77-78

Слушание и работа с детскими книгами о природе(Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,В. Бианки и др.). Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; И. С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка»

2

Формировать умения работать с текстом, самостоятельное чтение, комментирования заглавия, выборочное чтение историй. Осмыслить понятие автор-рассказчик

79

С.Я. Маршак «Урок родного языка»

1

Ввести в круг чтения учащихся произведений, закрепить понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»

80

С.Я. Маршак «Ландыш»

1

Учить определять тему чтения, тон, темп, соблюдать паузы и выделять логическое ударение.

81

Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом»

1

Учить пользоваться справочными книгами.

82

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком»

1

Составлять списки авторов по заданному признаку, искать информацию в справочной литературе.

83

Л.Пантелеева «Честное слово»

1

Учить различать героев по поступкам, создавать образы героев, отношения к другим героям.

84

Л.Пантелеева «Камилл и учитель»

1

Учить определять главную мысль произведения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.

85

Слушание и работа с детской книгой.

Дополнительное чтение «Фенька», «Новенькая»

1

Называть произведения вошедших в круг детского чтения.

86

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)


1

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем.

87

А.П.Гайдар «Горячий камень»

1

Работать с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику(кульминация, развитие действия, продолжения событий)

88-89

А.П.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

2

Учить выделять смысловые части рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения.

90

СВ. Михалков. «Аркадий Гайдар»;

К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение СВ. Михалков. «Ошибка»

1

Работать с произведениями о детях, рассказывание истории о любимом герое сверстнике, моделирование обложки прочитанного произведения.

91

Слушание и работа с книгами о детях. Дополнительное чтение В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»

1

Работать с произведениями о детях, рассказывание истории о любимом герое сверстнике, моделирование обложки прочитанного произведения.

92

Очерк. М.М.Пришвин «Моя Родина». Дополнительное чтение «Двойной след»

1

Учить находить в тексте описания картины природы, внешнего вида героев, их переживаний.

93

М.М.Пришвин «Выскочка»

1

Учить художественному пересказу, определять главную мысль произведения, объяснять заглавие.

94

М.М.Пришвин «Жаркий час».

1

Находить в тексте описания интерьера, картин природы, определять главную мысль.

95

В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине»

1

Работа с рассказом, беседа, комментирование заглавия, выполнение заданий.

96

Слушание и работа с детскими книгами о природе.

Дополнительное чтение В. В. Бианки. «По следам»

1

Учить отбирать книги по темам и жанру, писать аннотацию прочитанного произведения и книги.

97

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

1

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе и на компьютере.

98

Дж. Лондон. «Волк»

1

Формировать умения работать с текстом, самостоятельное чтение, умение сделать вывод.

99

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»

1

Формировать умения работать с текстом, самостоятельное чтение, комментирования заглавия, выборочное чтение историй. Осмыслить понятие автор-рассказчик

100

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение Дж. Родари "Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн"

1

Формировать умения работать с текстом, самостоятельное чтение, объяснять свой выбор с опорой на произведение.

101

Урок - обобщение по разделу («Проверьте себя»)

1

Учится объяснять свой ответ, доказывать с опорой на произведение.

102

Итоговая контрольная работа


1

Учится анализировать комплексную работу: пользоваться учебниками. Объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведение.

103

Библиотечный урок "Летнее чтение"

1

Учится выполнять комплексную работу: пользоваться учебниками. Объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведение.

Итого: 103 ч.




















8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература

Основная

Для учителя.

1. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013.

  1. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Для учащихся

Дополнительная

Для учителя

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие: 3 класс/ Л.А. Ефросинина. – 4–е изд., доп. М.: Вентана – Граф, 2013.

  2. Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009.

Для учащихся

Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013.

Интернет-ресурсы


Оборудование и приборы

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Экран









Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

«Перспектива» г. Липецка


Согласовано Утверждаю

на заседании методического приказом № 277 от 28.08.2014 г.

объединения учителей Директор МАОУ СОШ № 59

Протокол №1 «Перспектива» г. Липецка

от 28.08.2014 г. _____________ Р.А.Гладышева



Рабочая программа


по литературному чтению

для 3 класса

(Образовательная система

«Начальная школа XXI века»)

на 2014-2015 учебный год



Учитель начальных классов –

Аникеева Людмила Викторовна




г. Липецк


Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по литературному чтению  для 3 класса Образовательная программа "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа сожержит:

  • Пояснительную записку.
  • Характеристику учебного предмета.
  • Характеристика учебного предмета.
  • Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Автор Аникеева Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 561
Номер материала 28098
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓