Главная / Начальные классы / Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

E:\Гиздатуллина РП для сайта\титульники\рп лит.jpeg


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету « Литературное чтение » в 3 классе создана на основе федерального государственного стандарта.

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Закона Республики Татарстан «Об образовании»;

  • примерной основной образовательной программы по литературному чтению;

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4»,

  • авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой «Литературное чтение»

  • базисного учебного плана РТ;

  • учебного плана МБОУ «СОШ №4»на 2014-2015 учебный год;

  • положения школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей)»;

  • Федерального перечня учебников, утвержденных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)


Общая характеристика учебного предмета


Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;

одновременная работа над языком произведения и речью детей;

сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

различение художественных и научно-популярных произведений;

формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.


Цели и задачи курса.

Основная цель курса литературного чтения — помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.



Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.


Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.


Требования уровню подготовки учащихся 3 класса

К концу обучения в третьем классе:


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;

отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;

находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;

читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг- сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

различать стихотворный и прозаический тексты;

определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик получит возможность научиться:

подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

находить и читать диалоги и монологи героев.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

рассказывать сказки от лица героя;

рассказывать о героях произведения;

создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).


Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.




Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения


Личностные результаты :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты :

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты::

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».




Содержание программы


Согласно примерной образовательной программе на изучение литературного чтения отводится 136 часов; по учебному плану МБОУ «СОШ № 4», составленному по базисному плану РТ, выделяется 68 часов. В связи с этим произошли количественные изменения в авторской программе под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Сокращены все разделы.

Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:



Содержание

Количество часов

Устное народное творчество

11

Басни


3

Произведения А.С. Пушкина


5

Стихи русских поэтов


7

Произведения Л.Н. Толстого


4

Произведения Н.А. Некрасова

4

Произведения А.П. Чехова


2

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

3

Произведения А.И. Куприна


4

Произведения С.А. Есенина


4

Произведения К.Г. Паустовского


4

Произведения С.Я. Маршака


2

Рассказы Л. Пантелеева


2

Произведения А.П. Гайдара


4

Произведения М.М. Пришвина


3

Произведения зарубежных писателей


5

Итоговая комплексная работа

1

Итого

68




Основные разделы

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприна

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).


Учебно-методическое и программное обеспечение

Для учащихся:

  • Ефросинина Л. А. Оморокова М.И. Учебник «Литературное чтение» 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013

  • Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Для учителя

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011

  • . Ефросинина Л. А. Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение 1-4 классы» М.: Вентана-Граф, 2012

  • Ефросинина Л. А. Оморокова М.И. Учебник «Литературное чтение» 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013

  • Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.


























Календарно-тематическое планирование


п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика основной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата проведения

план

факт



Раздел «Устное народное творчество»


Загадки. Какие бывают загадки. Загадка – сказка. В.Даль «Старик- годовик»

1

УОНЗ

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.

Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.

Сравнивать русскую народную сказку с загадками.

Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии.

Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.

Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».

Различать виды загадок, народные и авторские.

Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.

Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках.

Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.


Ученик научится:

осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

сравнивать по принципу сходство/различия;

отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;

читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;


1.09


Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Загадки, пословицы

1

УОНЗ

3. 09


Русские народные сказки. "Самое дорогое"

1

УОНЗ

8. 09


Русские народные сказки. "Про Ленивую и Радивую"

1

УОНЗ

10. 09


Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка

1

УОНЗ

15. 09


Волшебные сказки.

«Царевич Нехитёр-Немудёр». Русская народная сказка. 0 присказках

1

УОНЗ

17. 09


Урок-обобщение по разделу. Проверь себя

Скороговорки. Потешки.

Проверка техники чтения.

1

Комбинированный урок

22. 09


Былины. «Добрыня и Змея».

1

УОНЗ

24. 09


Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

УОНЗ

29. 09


Былины. «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

1

УОНЗ

1.10


Урок-обобщение по теме «Былины» «Проверьте себя»

Тест №1 «Былины»

1

Обобщающе-контрольный урок

6. 10


Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград»

1

УОНЗ

Практически определять жанры литературных произведений, указывая их особенности.

Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

Моделировать обложки к изученным произведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).

Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре.

Ученик научится:

находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.


8. 10


И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»

1

УОНЗ

13. 10


Урок-обобщение по разделу «Проверь себя»

Тест №2 «Басни»

1


Обобщающе-контрольный урок

15. 10


Произведения А.С. Пушкина

А. С. Пушкин. Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...»

1

УОНЗ


Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи при обсуждении произведения, находить в произведении эпитеты, сравнения, метафоры, аллегории, гиперболы, олицетворения, синонимы, антонимы


Понимать и объяснять значение средств выразительности, которые использует автор в произведении.

Использовать в речи средства художественной выразительности при пересказе, в рассказах о героях произведения, при создании творческих работ

Ученик научится:

читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;


20. 10


А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»

1

УОНЗ

22. 10


А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»

К.Паустовский «Сказки Пушкина»

1

УОНЗ

27. 10


А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

1

УОНЗ

29. 10


А. С. Пушкин «Няне» Урок-обобщение по разделу «Проверьте себя»


Тест №3

1




Обобщающе-контрольный урок

10.11


Стихи русских поэтов

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою» А.Н. Майков. «Осень».



1

УОНЗ

Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности.

Выбирать и читать книги по изучаемому разделу.

Ученик научится:

классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

принадлежности.


12.11


А. А. Фет. «Мама! Глянь–ка из окошка…», «Кот поёт глаза прищуря.»

1

УОНЗ

17.11


Произведения Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)

1

УОНЗ

Пересказывать текст произведения выразительно, используя выразительные средства: тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты.

Рассказывать произведения (сказка, рассказ) с зачитыванием отдельных отрывков, эпизодов, диалогов или монологов героев.

Читать произведения выразительно вслух с рассказыванием отдельных частей или чтением наизусть ярких моментов.

Готовить рассказ или сообщение о героях произведений и их поступках с аргументацией своей точки зрения.


Ученик научится:

читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;


19.11


Л.Н. Толстой. Научно-познавательные и художественные рассказы «Лебеди», «Зайцы».

1

УОНЗ

24.11


Разножанровые произведения. Л.Н. Толстой «Прыжок». Былина «Как боролся русский богатырь»

1

УОНЗ

26.11


Урок-обобщение по разделу. «Проверьте себя»

1




Обобщающе-контрольный урок

1.12


Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»

1

УОНЗ

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.












Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;


3.12


Н.А. Некрасов «Славная осень...». Дополнительное чтение «Зелёный Шум». К. И. Чуковский. «Зелёный Шум»

1

УОНЗ

8.12


Стихи о природе. Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

УОНЗ

10.12


Урок-обобщение по разделу

«Проверьте себя»

Тест №4

1

Обобщающе-контрольный урок

15.12


Произведения А.П.Чехова

Повесть «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение А. П. Чехов «Белолобый».

1

УОНЗ

Участвовать в анализе произведений, выделять в текстах описания, повествования, рассуждения, диалоги и монологи героев.

Различать прозаические и стихотворные произведения, сравнивать сказки в прозаической и стихотворной формах, выделять особенности стихотворных произведений.

Ученик научится:

классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;

17.12


А. П. Чехов "Ванька». Дополнительное чтение Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова»

1

УОНЗ

22.12


Произведения зарубежных писателей

Ш. Перро. «Подарки феи»

1

УОНЗ

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

Ученик научится:

различать стихотворный и прозаический тексты;

определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);


24.12


Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка»

1

УОНЗ

12.01


Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская»

1

УОНЗ

14.01


Стихи русских поэтов

И. С. Никитин. «Русь»

1

УОНЗ

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Рисовать иллюстрации к отдельным отрывкам, эпизодам произведений индивидуально или в группах, оформлять книги-самоделки и школьные газеты (в том числе с использованием компьютера, Интернета).

Выполнять творческие проектные работы по темам и изучаемым разделам в группах или индивидуально.

Ученик научится:

различать стихотворный и прозаический тексты;

определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);

использовать в речи изученные литературоведческие понятия

Ученик получит возможность научиться:

подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

19.01


И. С. Никитин. «Утро»

1

УОНЗ

21.01


И.З. Суриков. «Детство»

1

УОНЗ

26.01


С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

1

УОНЗ

28.01


Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)


1

Обобщающе-контрольный урок

2.02


Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

1

УОНЗ

Пересказывать произведение творчески от лица героя или автора, от своего имени.

Инсценировать отдельные эпизоды произведения, читать по ролям диалоги героев.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам произведения.

Восстанавливать деформированный план в соответствии с сюжетом произведения.

Словесно описывать картины к отдельным эпизодам или целым произведениям.


Ученик научится:

осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;

Ученик получит возможность научиться:

находить и читать диалоги и монологи героев.

4.02


Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

1

Комбинированный урок

9.02


Д.Н. Мамин – Сибиряк. Сказка «Умнее всех»

1

УОНЗ

11.02


Произведения А.И. Куприна

А.И.Куприн «Синяя звезда»

1

УОНЗ

Определять самостоятельно жанр, тему, авторскую принадлежность, используя знаково-символическое моделирование.

Определять и сравнивать форму текста (стихотворная и прозаическая), специфику художественного, научно-популярного, учебного текстов.

Определять темы самостоятельно прочитанных произведений, уточнять темы исходя из содержания произведения (о детях, о дружбе детей, о войне, о дружбе людей, о гуманном отношении к животным, о добрососедских отношениях, о милосердии и справедливости).

Ученик научится:

понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

рассказывать сказки от лица героя;

рассказывать о героях произведения;

создавать истории с героями произведений.


16.02


А.И.Куприн «Синяя звезда»

1

Комбинированный урок

18.02


А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Дополнительное чтение «Собачье счастье»

1

УОНЗ

23.02


Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» . «Проверьте себя»

1

Комбинированный урок

25.02


Стихи С.А. Есенина

Стихи о Родине (отрывки); С.А.Есенин «Я покинул родимый дом...»

1

УОНЗ

Находить средства выразительности, выделять их особенности в произведениях разных жанров, объяснять их функцию.

Адекватно выражать эмоциональную реакцию на содержание прослушанного или прочитанного произведения, выделять особенности авторского текста. Различать прямое и контекстное значение слов.


Научится читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

2.03


С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

УОНЗ

4.03


С.А.Есенин «Берёза», «Бабушкины сказки»

1

УОНЗ

9.03


Урок-обобщение по разделу .

«Проверьте себя».

Тест №5


1

Обобщающе-контрольный урок

11.03


Произведения К.Г. Паустовского

К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

1

УОНЗ

Различать и сравнивать образы положительных и отрицательных героев. Находить в тексте портреты героев, описание поступков.

Использовать выборочное чтение для составления плана рассказа о герое, выбора опорных слов и подготовки подробного или краткого рассказа. Использовать умение рассказывать о герое в самостоятельной работе.

Сравнивать образы героев, авторское отношение к ним; выражать своё отношение к героям. Составлять сопоставительные таблицы.

Ученик научится:

понимать и оценивать поведение героев произведения с морально- этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное;

Ученик получит возможность научиться:

иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

выполнять проекты коллективно или в группах по создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).


16.03


К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

1

УОНЗ

18.03


К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

1

УОНЗ

1.04


К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?» Дополнительное чтение «Заячьи лапы»

1

УОНЗ

6.04


Произведения С.Я.Маршака

С.Я. Маршак «Урок родного языка» «Ландыш»

1

УОНЗ

Изучать и дополнительно читать произведения отечественных писателей, определять и уточнять темы и подтемы, различать прозаические и стихотворные произведения.

Научится читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;

8.04


Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком»

1

УОНЗ

13.04


Произведения Л.Пантелеева

Л.Пантелеев «Честное слово»

1

УОНЗ

Инсценировать изученные произведения по сценариям, сделанным под руководством учителя, к школьным праздникам, конкурсам.

Создавать небольшие произведения по аналогии (загадки, песни, очерки, рассказы, стихотворения).

Писать под руководством учителя небольшие сочинения на заданную тему, отзывы о произведениях и книгах

Понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

15.04


Л.Пантелеев «Камилл и учитель»

1

УОНЗ

20.04


Произведения А.П.Гайдара

А.П.Гайдар «Горячий камень»

1

УОНЗ

Находить нужную информацию о героях изучаемых произведений, представленную в явном виде.

Составлять краткую аннотацию на произведение или книгу.

Собирать информацию о книгах, героях произведений, писателях и оформлять её в виде таблиц и схем, в том числе на компьютере.

Использовать информацию из готовых таблиц для создания текстов-описаний или рассуждений о героях, предметах, явлениях из изучаемых произведений.

Научится классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;

различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением

22.04


А.П.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1

УОНЗ

27.04


А.П.Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1

УОНЗ

29.04


СВ. Михалков. «Аркадий Гайдар»;

К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Проверь себя

1

УОНЗ

4.05


Произведения М.М.Пришвина

Очерк. М.М.Пришвин «Моя Родина». Дополнительное чтение «Двойной след»

1

УОНЗ

Работать с научно-популярными рассказами, очерками, воспоминаниями.

Выделять их особенности: точное описание фактов, предметов, людей, явлений природы.

Пользоваться научно-популярными и справочными книгами для удовлетворения познавательного интереса и решения различных учебных задач.

Работать с аппаратом книги (учебной, художественной, научно-популярной,

Ученик научится:

осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;

понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;

практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;


6.05


М.М.Пришвин «Выскочка» «Жаркий час».

1

УОНЗ

11.05


Урок-обобщение по разделу. «Проверьте себя». В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине»


1

Комбинированный урок

13.05


Произведения зарубежных писателей

Дж. Лондон. «Бурый волк»

1

УОНЗ

Оперировать понятиями: главные и второстепенные герои произведения, различать положительных и отрицательных героев

Научится отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

классифицировать их по жанрам, темам, авторам.

18.05


Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»

1

УОНЗ

20.05


Итоговая комплексная работа

«Жаба ага»

1

Контрольный урок

25.05






Приложение № 1.

Нормы оценок

Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

  • умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

  • При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
    Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
    Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

  • Нормы техники чтения (слов/мин.)



Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие


3

50(60)

60 (70)

70 (80)

 

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

3-й класс.
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика. Объем прочитанного на оценку должен быть не менее:, в 3-м классе -1/2 страницы учебной книги для чтения.
При выставлении оценки по чтению необходимо ее мотивировать и постоянно поощрять детей в овладении правильным навыком чтения и умением работать с текстом.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся три раза в год; входной контроль, в конце I и II полугодий.



Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 

Согласно примерной образовательной программе на изучение литературного чтения отводится 136 часов; по учебному плану МБОУ «СОШ № 4», составленному по базисному плану РТ, выделяется  68 часов.  В связи с этим произошли количественные изменения в авторской программе под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Автор Гиздатуллина Зульфия Анваровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 710
Номер материала 23193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓