1.Цели и задачи
Курс литературного
чтения направлен на достижение следующих целей:
-овладение
осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих
и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
- обогащение
нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран
Курс
литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и
особенно ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
-работать с различными типами текстов;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
2. Нормативные
документы, на основании которых разработана программа:
·
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»
·
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ
от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
·
Федеральный
базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
·
приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
·
Письмо управления образования и науки Липецкой
области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении
учебниками»
·
Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
·
Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении
документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в
2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе
НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
·
Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
·
Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении
рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности
и дошкольного образования».
3. Сведения о
программе:
Рабочая программа
по литературному чтению разработана на основе Примерной программы начального
общего образования, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
4. Обоснование выбора программы
Рабочая программа
содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая
творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации
различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний,
умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа
соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована
Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована
на усвоение обязательного минимума образования по литературному чтению.
5. Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены
6. Информация о
количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с
учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г .Липецка. Рабочая
программа по литературному чтению рассчитана на 140 часов в год (из расчёта 4
часа в неделю, 35 учебных недель).
В том числе:
проверочных
работ- 4
проектов –4
тестов-8
В приложении 1 к
рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы
каждого урока и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности
учащихся.
7. Формы организации образовательного процесса
Эффективная
учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих
формированию универсальных учебных действий.
-Информационный
поиск—
задания требуют
обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной
литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке
информации.
Выполняя это
задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают
нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в
ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся,
они учатся работать со справочной
литературой,
словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают
познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные
задания
—предоставляют
возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на
свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт
востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный
марафон
—задания
ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности,
творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания
в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска
средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа
действий.
-Творческие
задания
—направлены на
развитие у учащихся
познавательных
интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания
дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение
предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в
собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить
выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить
их.
-Работа в паре
—задания
ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить
это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить
между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или
последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания
очень важен, так как способствует формированию
регулятивных,
коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому
ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других,
разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
Дети обучаются
разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
-Проекты
В учебниках на
специальных разворотах представлены возможные варианты творческих,
информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из
этих разворотов
обязательно
присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.
8. Технологии обучения
На уроках
используются стандартные педагогические технологии:
¾проблемное обучение (развитие познавательной
активности, творческой самостоятельности);
¾развивающее обучение (развитие личности и её
способностей)
¾дифференцированное обучение (создание
оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
¾игровое обучение (обеспечение
личностно-деятельного характера)
усвоения
знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
¾здоровьесберегающие технологии (проведение
физкультминуток)
- проектная
деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая
деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленные на достижение общественного результата.)
9. Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль
-устный опрос;
-тесты;
-комплексная
контрольная работа;
-проект
Промежуточный
контроль:
Промежуточная
аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с
локальным актом учреждения.
Оценочные и
методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей
программе.
10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года
(ступени)
Учащиеся получат возможность
научиться:
· понимать
значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова,
Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
·
читать вслух бегло, осознанно, без искажений,
интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая
своё отношение к содержанию и героям произведения.
·
пользоваться элементарными приёмами анализа
текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения
великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира,
терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским
гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать
красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно
подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
· участвовать
в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных
произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
·
формулировать один вопрос проблемного характера к
изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного
произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
·
делить текст на части, подбирать заглавия к ним,
составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для
соединения частей.
·
домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный
некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского
замысла.
·
выбирать при выразительном чтении интонацию,
темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается,
стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и
пр.).
·
находить в произведениях средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет).
· готовить
проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской
библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной
библиотеке.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
·
сочинять свои произведения малых жанров устного
народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и
индивидуальной задумкой;
·
писать небольшие по объему сочинения и изложения
о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным
текстом – повествованием.
·
пересказывать содержание произведения выборочно
и сжато.
· сказывать
русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности
русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники,
описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
·
пересказывать содержание произведения подробно,
выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать
при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий
элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;
· составлять
рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
· подбирать материалы
для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов,
известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку
наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить
проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и
обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных
викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим
русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
· писать отзыв
на прочитанную книгу.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика
·
понимать особенности стихотворения: расположение
строк, рифму, ритм;
·
определять героев басни, характеризовать их,
понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и
поговорками;
· понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте.
· осмыслять
специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического
стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте
доказательства различия и сходства.
·
находить в произведении средства художественной
выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
· сравнивать,
сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд
литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
· определять
позиции героев и позицию автора художественного текста;
· создавать
прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности.
11.Информация
об учебнике
Программа
обеспечена учебником для 2 класса, сост. Л.Ф.Климанова, Литературное
чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. / В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, Литературное
чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. /.Издательство Просвещение, 2012 год
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.