№ ур.
|
Дата
|
По факту
|
Часы
|
Тема
урока
|
Содержание
урока
|
Теория литературы
|
Виды
деятельности на уроке, в том числе
по развитию речи
|
Связь
с другими искусствами
|
1 четверть
|
Введение (1 ч)
|
1.
|
1.09.-
6.09.
|
|
1
|
Книга и ее роль в
духовной жизни человека и общества.
|
Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель.
|
Титульный
лист, переплёт, обложка, форзац, искусство.
|
Беседа
о прочитанных книгах, викторина по знакомым произведениям.
Чтение и осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное
комментированное чтение статей учебника. Словарно-лексическая работа. Составление рассказа на основе вопросов учебника.
|
|
|
Мифология (3 ч)
|
2.
|
|
1
|
Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп».
|
Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего
человека, стремление к познанию
мира.
|
Миф, мифология. Мифологический сюжет; мифологический
герой; мифологический персонаж.
|
Рассказ об античной мифологии. Выразительное чтение мифов. Пересказ. Работа с вопросами и
заданиями учебника.
|
Подготовка выставки рисунков учащихся на мифологические сюжеты.
«Ослепление Полифема». Рисунок на
вазе.
Скульптура.
|
3.
|
8.09.-13.09.
|
|
1
|
Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на
острове циклопов. Полифем».
|
Чтение
мифа и беседа по нему. Древнегреческие мифы
как сюжетная основа гомеровского эпоса.
|
Выразительное чтение мифа.
Различные виды пересказа.
Словесное рисование. Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося
эпизода. Составление плана легенды.
|
4.
|
|
1
|
Внеклассное чтение. Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
|
Беседа по мифам.
|
Пересказ. Анализ эпизодов.
Словарно-лексическая работа. Тест.
|
Устное народное
творчество (5 ч)
|
5.
|
15.09.– 20.09.
|
|
1
|
Устное народное творчество.
Загадки. Пословицы, поговорки.
|
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Особенности построения
загадок. Отличие пословиц и поговорок.
|
УНТ,
фольклор, загадка, пословица, поговорка. Антитеза, антонимы, иносказание.
|
Работа с учебником, пересказ,
разгадывание и составление загадок, объяснение пословиц и поговорок.
|
Загадки в рисунках.
|
6.
|
|
1
|
Сказка. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
|
Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый
финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика. Народные представления
о долге жены, о ее духовном облике.
|
Сказка.
Строение сказок: присказка, зачин, концовка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Сказочный персонаж. Постоянные эпитеты.
Повторы. Гипербола. Олицетворения.
|
Выборочный пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный) сказки. Беседа по прочитанному. Словарно-лексическая работа.
|
Иллюстрации к народным сказкам.
Художник И. Билибин.
Фрагменты мультипликации по сказке. Иллюстрации учащихся
к сказкам.
|
7.
|
22.09.- 27.09.
|
|
1
|
Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка».
|
Эстетика волшебной сказки. Нравоучительный и философский смысл сказок.
Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.
|
Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии
сказки.
|
|
|
|
|
8.
|
|
1
|
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего
на свете не бывает?».
|
Отличие
бытовой сказки от волшебной. Своеобразие
лексики.
|
Выразительное чтение сказки. Сказывание. Инсценирование фрагментов. Создание собственной сказки.
|
9.
|
29.09.- 4.10.
|
|
1
|
Внеклассное чтение.
Сказки народов России.
|
Проблематика
сказок разных народов. Сказки с похожим сюжетом.
|
Сказывание. Беседа по сказкам.
Сравнение деталей.Проверочная работа по УНТ.
|
|
Древнерусская
литература (2 ч)
|
10.
|
|
1
|
Древнерусская литература. Летопись.
|
Первичные представления о древнерусской литературе.
|
Начальное понятие о древнерусской
литературе. Летопись. Книга рукописная,
книга печатная. Фронтиспис.
|
Рассказ
учителя. Выразительный сжатый пересказ
вступительной статьи.
|
Иллюстративный
материал к повести.
Художник И. Архипов. Фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве
на Славянской площади. Скульптор В. Клыков.
«Нестор- летописец».
Художник В.М.
Васнецов.
|
11.
|
6.10.- 11.10.
|
|
1
|
«Повесть временных
лет» как памятник древнерусской литературы.
|
«Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические
события, факты жизни государства
и отдельных князей и их отражение в
древнерусской литературе.
|
Выразительное чтение фрагментов
«Повести».Комментированное чтение
отрывка из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Пересказ одного из отрывков
«Повести временных лет» с использованием
старинных слов и выражений. Словарно-лексическая работа.
|
|
|
Басни народов мира (4 ч)
|
12.
|
|
1
|
Раскрытие характера персонажей в басне Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград».
|
Краткие сведения об авторах. Своеобразие пафоса басен
(комические и поучительные элементы).
|
Басня, притча, «эзопов
язык»,мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
|
Комментированное чтение статьи учебника.
Выразительное
чтение басен. Сопоставление
басен различных авторов на одну и ту же тему.
|
Иллюстрации
учащихся.
|
13.
|
13.10.- 18.10.
|
|
1
|
Нравственная проблематика и злободневность
русских басен.
В.К. Тредиаковский«Ворона и Лиса».
М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». А.П. Сумароков«Ворона и Лиса».
|
Русские
басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика
басен. Сатирическое
и нравоучительное в баснях.
В.К. Тредиаковский«Ворона и Лиса». М. В.
Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». А.П. Сумароков«Ворона и Лиса». Различные способы реализации одного итого же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические
и поучительные элементы).
|
Соотношение сюжета и аллегории в басне.
|
Составление рассказов о русских баснописцах на
основе прочитанной статьи. Выразительное чтение басен, их
сопоставительный анализ
|
Портреты баснописцев.
|
14.
|
|
1
|
И. А.Крылов -великий русский баснописец
|
Жанр басни в творчестве Крылова. Народные истоки басен И. Крылова, его
мировосприятие. Обличение пороков в
баснях Крылова.
Динамизм и
многозначность характеров в баснях.
|
Выразительное
чтение басни
«Ворона и лисица» по ролям. Работа с учебником. Конкурс на лучшее прочтение басен «Волк на псарне»,
«Демьянова уха»,
«Свинья под дубом». Определение морали каждой басни. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями. Размышления над
иносказательным смыслом басен.
|
Портрет И.А. Крылова. Художник К. Брюллов. Фотография памятника баснописцу в Летнем саду. Скульптор
П.К. Клодт. Иллюстративный
материал к басням.
|
15.
|
20.10.- 25.10.
|
|
1
|
С.В.
Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».
|
Русская басня в ХХ в. Тематика, проблематика басен С. Михалкова.
|
Выразительное чтение басен.
Размышления
над иносказательным смыслом.
Инсценирование басни. Проведение конкурса
рисунков к текстам понравившихся басен. Сочинение собственной
басни.
|
Портрет С. В. Михалкова. Иллюстрации учащихся.
|
|
Литература XIX в. (26 ч.)
|
|
А.С. Пушкин (5 ч.)
|
16.
|
|
1
|
А.С. Пушкин. Детские годы поэта.
Стихотворение «Няне».
|
Семья поэта. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение
«Няне».
|
|
Комментированное чтение статей в учебнике. Рассказы
о родных и близких поэта заранее подготовленных учеников.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне».
|
Портрет
А. Пушкина. Художник О. Кипренский. Портреты родителей поэта.
«Арина
Родионовна»,
Я.П.
Серяков. Барельеф.
«Михайловское».
Литография П.А.Александрова с оригинала И.С. Иванова. Иллюстративный материал
к «Сказке...».
|
17.
|
27.10.- 1.11.
|
|
1
|
«Пушкинская «Сказка о мертвой царевне
и семи богатырях» - прямая наследница народной».
|
Понятие о стихотворной сказке.
Отличия литературной сказки от фольклорной.
|
Литературная
(авторская) сказка и ее отличия от фольклорной.
|
Выразительное чтение «Сказки». Формулирование ответов
на вопросы учебника. Словарно-лексическая работа.
|
18.
|
|
1
|
Гуманистическая
направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Добро и
зло в сказке А.С. Пушкина; отношение автора к героям.
|
Гуманистическая направленность пушкинской
сказки. Воскресшая сила добра. Литературные приемы создания сказочной
ситуации.
|
Авторский
замысел и способы его характеристики. Композиция сказки. Риторическое
обращение, фольклорные элементы.
|
Выразительное чтение фрагментов «Сказки...» по
ролям. Запись ключевых слов, с помощью которых можно воссоздать
портрет и характер царевны. Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Размышление
о близости «Сказки...» к произведениям унт.
|
Иллюстративный материал к «Сказке...».
|
2 четверть
|
19.
|
10.11.- 15.11.
|
|
1
|
Сказочные
традиции
в
поэме А. Пушкина«Руслан и Людмила».
|
Мотивы народного творчества в поэме. Богатство выразительных средств. Сказочная основа вступления
к поэме. Природа волшебного в
сказке. Поэма «Руслан и Людмила» в живописи
и музыке.
|
Выразительные
средства.
|
Выразительное чтение сказки (пролога). Формулирование ответов на
вопросы учебника.
Словарно-лексическая работа. Исследование вопроса «Как художник Н. Крамской и
композитор М. Глинка «прочитали эту
поэму?».
|
Портрет поэта. Художник О.Кипренский.
«Пушкин у Лукоморья». Худ. Н. Рамазанов. «У Лукоморья». Художник Н. Крамской. Иллюстрации художника И. Билибина. Фрагменты из оперы М. Глинки (ария «О поле, поле», «Марш Черномора»).
|
20.
|
|
1
|
Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога».
|
Анализ стихотворения «Зимняя дорога.
|
Ритм, рифма.
|
Выразительное чтение
стихотворения. Формулирование
ответов на
вопросы учебника.
Литературная игра «Буриме».
Тест.
|
Зимний пейзаж в живописи.
|
21.
|
17.11.- 22.11.
|
|
1
|
Поэзия XIX в. о
русской природе.
|
Анализ стихотворений о
природе М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива…», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначально…», «Весенние
воды», А.А. Фета «Чудная картина…», Е.А. Баратынского «Весна! Весна!..», И.З.
Сурикова «В ночном».
|
Средства
образной выразительности.
|
Выразительное чтение и анализ
стихотворений. Формулирование ответов на вопросы учебника.
|
Картины русской
природы в живописи.
|
22.
|
|
1
|
Р/р Урок-концерт.
|
Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
|
|
Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.
Познавательная игра.
|
Создание проекта: альбом «Русский пейзаж в лирике
и живописи».
|
М. Ю. Лермонтов (3 ч.)
|
23.
|
24.11.
- 29.11.
|
|
1
|
М.Ю. Лермонтов.
|
Детские годы поэта.
|
|
Рассказ учителя о детстве поэта Комментированное чтение статьи учебника.
|
Портреты
М.Ю.Лермонтова, бабушки,
фотографии имения в Тарханах.
|
24.
|
|
1
|
Стихотворение «Бородино». История
создания стихотворения.
|
Начало литературной
деятельности, интерес к истории России. История создания «Бородино».
|
Взаимосвязь истории и литературы. Эпитет,
сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
|
Беседа о войне 1812
г., историческая справка. Выразительное чтение стихотворения.
Словарно-лексическая работа.
|
Портреты героев 1812 г. Иллюстрации к
стихотворению(художники Н.Н. Побединская(1952),Н.В. Кузьмин
(1944)). «Бородинский бой»
(художник П.Е. Заболотский), «Военный совет в Филях»
(художник А.Д. Кившенко), «Бородинская 6игва»(репродукция панорамы А.Ф. Тубо).
|
25.
|
1.12.-6.12.
|
|
1
|
Бородинская битва и русский солдат в изображении
Лермонтова.
|
Бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. Мастерство Лермонтова
в создании батальных сцен.
|
Осмысление композиции произведения. Словесное рисование. Размышления
об авторской оценке героев и событий. Выразительное чтение наизусть
отрывка из стихотворения. Творческая
работа «На Бородинском поле».
|
|
Н. В. Гоголь (4 ч.)
|
26.
|
|
1
|
Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и
судьбе Н.В. Гоголя.
|
Краткие сведения о писателе. Малороссия в
жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
|
|
Рассказ о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к своей «малой» родине на основании прочитанной статьи учебника.
|
Портрет Н.В. Гоголя.
Иллюстрации к повети.
Видеофильм «Ночь перед
Рождеством»
|
27-28.
|
8.12.- 13.12.
|
|
2
|
Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед
Рождеством»
|
Фантастика народных
сказок в произведении. Отражение
славянских преданий. Реалистическое и фантастическое. Образы и события.
Яркость и выразительность народной речи.
|
Мифологические и фольклорные мотивы в художественном
произведении. Фантастика, сюжет.
|
Выразительное чтение фрагментов повести. Беседа о прочитанном.
Рассказ о героях. Работа с
заданиями учебника.
|
29.
|
15.12 – 20.12
|
|
1
|
Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь
пред Рождеством».
|
Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая
сила в произведении. Поэтизация чистой и светлой любви. Суеверие, злая сила, победа добра. Юмор в повести. Сочетание комического и лирического, светлого и мрачного.
|
Художественная
деталь, портрет, речевая характеристика.
|
Художественный пересказ
понравившегося фрагмента. Формулирование
ответов на вопросы учебника. Анализ фрагментов, рассказывающих
об Оксане; устное сочинение об
Оксане. Словесное рисование.
Словарно-лексическая работа
Анализ средств художественной
выразительности. Творческая работа.
|
|
30.
|
|
1
|
Итоговая контрольная работа
за 1 полугодие.
|
Контроль зун.
|
|
Контрольный тест.
|
|
И. С. Тургенев (4 ч.)
|
31.
|
22.12 – 27.12
|
|
1
|
Детские впечатления И.С.
Тургенева.
|
Детские впечатления писателя. Спасское-Лутовиново
в представлениях
и творческой биографии И. С. Тургенева.
|
|
Выразительное чтение статьи учебника. Пересказ.
|
Портрет И.С.Тургенева.
«Главный усадебный дом в Спасском-
Лутовинове». Гравюра М. Рашевского.
|
32.
|
|
1
|
Рассказ «Муму». Образы центральные и
второстепенные.
|
История создания рассказа,
его сюжет и герои.
|
Рассказ.
|
Формулирование ответа на вопрос «Какие впечатления детства писателя связаны с историей Герасима?».Выразительное чтение фрагментов
рассказа. Анализ эпизодов. Словесное
рисование.
|
Иллюстрации к рассказу.
|
|
|
3
четверть
|
33.
|
12.01. -17.01.
|
|
1
|
Тематика и социальная проблематика рассказа.
|
Тематика и социальная
проблематика рассказа Отношение
автора к событиям. Социальная несправедливость,
бесправие, беззаконие. Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью.
|
Углубление представлений о теме художественного произведения. Эпитет, сравнение (развитие представлений).
|
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Художественный пересказ
понравившегося эпизода. Рассказ о герое
по плану. Размышления над понятиями: «добродетельность»,
«добросердечие»,«добродушие»,
«доброта», «добронравие». Домашнее сочинение по рассказу.
|
Раздаточный иллюстративный материал к рассказу.
|
34.
|
|
1
|
«Стихотворения в прозе».
|
Особенности стихотворении в прозе. Анализ
стихотворений «Воробей», «Русский язык».
|
Стихотворение в прозе.
|
Анализ стихотворений в прозе, выразительное
чтение наизусть стихотворения «Русский язык».Формулирование ответов на вопросы учебника.
|
|
Н. А. Некрасов (2 ч.)
|
35.
|
19.01. –
24.01.
|
|
1
|
Н.А. Некрасов.
Тема детства в стихотворении
Н. Некрасова «Крестьянские дети».
|
Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни. Крестьянская семья и дети.
Яркость изображения крестьянских
детей.
|
Сюжет в лироэпическом произведении.
|
Выразительное чтение стихотворения.
Запись слов, в которых передано отношение
поэта к крестьянским детям.
Озаглавливание частей стихотворения. Запись строк, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.
|
Портрет Н. А.
Некрасова. «Крестьянские дети» (художник И.С. Глазунов). «Мужичок с ноготок» (художник Д. Шмаринов).
«Грибная пора отойти не успела» (художник Д. Шмаринов).
|
36.
|
|
|
1
|
Стихотворения
«Крестьянские дети», «Тройка».
|
Отношение автора к героям
стихотворения «Крестьянские дети». Судьба
крестьянской женщины в стихотворении «Тройка».
|
Строфа.
|
Выразительное чтение наизусть
отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное
чтение стихотворения «Тройка». Обсуждение
судьбы крестьянской девушки. Составление словарной статьи понятия «строфа».
|
Песни на слова
Некрасова.
|
Л. Н. Толстой (4 ч.)
|
37.
|
26.01 – 31.01
|
|
1
|
Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой
в Ясной Поляне.
|
Краткие сведения о писателе.
Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Творческая
история рассказа «Кавказский пленник».
|
|
Комментированное чтение статьи. Выразительное
чтение фрагментов
рассказа. Беседа о прочитанном.
|
Портрет Л.Н. Толстого и его родителей.
Иллюстрации к рассказу.
|
38.
|
|
1
|
«Кавказский пленник». Тема и основные проблемы рассказа.
|
Тема и основные проблемы рассказа: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя.
|
|
Выразительное чтение фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном.Формулирование
ответов на вопросы учебника. Художественный пересказ понравившегося
эпизода.
|
39.
|
2.02. – 7.02.
|
|
1
|
Жилин и Костылин - два разных
характера, две разные
судьбы.
|
Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Осуждение в рассказе трусости и
слабости духа. Прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости. Речь персонажей и отражение в ней особенностей
характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Авторское отношение.
|
Портрет, роль детали в создании художественного
образа.
|
Выразительное чтение фрагментов
рассказа. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный). Словарно-лексическая работа. Формулирование ответов на вопросы учебника. Составление плана сравнительной характеристики.
|
|
40.
|
|
1
|
Р/р
Подготовка к домашнему сочинению на тему «Над чем заставил меня задуматься
рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?».
|
Жилин и Дина. Любовь как высшая нравственная основа в человеке.
Работа с сюжетом рассказа. Подбор материала к сочинению.
|
Сюжет и фабула. Экспозиция, завязка, кульминация,
развязка, эпилог, конфликт.
|
Пересказ. Словесное рисование. Дискуссия.
Комментированное чтение статьи учебника. Определение фабульных элементов.
Составление плана сочинения.
|
А. П. Чехов (2 ч.)
|
41.
|
9.02. – 14.02.
.
|
|
1
|
Детские и юношеские годы писателя.
|
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель
Антоша Чехонте. Книга в жизни
Чехова.
|
|
Рассказ учителя о А. Чехове. Комментированное
чтение статьи учебника. Пересказ.
|
Портрет А. Чехова.
Фотодокументы: семейная фотография Чеховых. Таганрог, фото дома, где родился Чехов. Фотография дома
в Мелихове.
|
42.
|
|
1
|
Юмористические рассказы Чехова «Пересолил», «Злоумышленник».
|
Тема рассказов.
Приемы создания характеров и ситуаций.
Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказов.
|
Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали
в создании художественного образа. Диалог.
|
Выразительное чтение рассказов, в том числе по
ролям. Художественный пересказ фрагмента.
Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Формулирование ответов на вопросы учебника.
Создание собственного юмористического рассказа.
|
Литература
ХХ в. (20 ч.)
|
43.
|
16.02 – 21.02
|
|
1
|
И. А. Бунин (2 ч.)
|
|
И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...».
|
Детские годы И.
Бунина. Семейные традиции и их влияние
на формирование личности. Книга в жизни И.Бунина. Тема
природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой...».
|
Стихотворение-размышление, образ-пейзаж.
|
Выразительное чтение статьи учебника. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Комментированное чтение
статьи учебника. Исследовательская деятельность: а) составление словарика смысловых групп существительных стихотворения;
б) определение, темы
стихотворения (мир
природы и его обитатель-олень);
в) анализ глаголов и
прилагательных в про изведении;
г) комментированное чтение 3-й и 4-й
строф; д) подведение учащихся к мысли о скрытой теме стихотворений о победе
красоты над смертью.
|
Портрет И. Бунина.
|
44.
|
|
|
1
|
Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне».
|
Живописание природы как эстетической ценности. Восприятие
главным героем природы и окружающего мира.
|
Эпитет,
метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений).
|
Выразительное чтение фрагментов.
Рассказ о впечатлениях мальчика, его
восприятии родной природы, деревни и ее жителей.
Пересказ близко к тексту описания
дороги по пути к деревне.
|
Л.Н.
Андреев(2 ч.)
|
45 - 46.
|
23.02
– 28.02
|
|
2
|
Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче».
|
Краткие сведения о
писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство;
сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя;
природа в жизни мальчика. Значение финала.
|
Тема,
эпизод, финал.
|
Рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов
рассказа. Формулирование ответов на вопросы учебника. Пересказ краткий, выборочный. Анализ эпизодов: «Первые дни на
даче», «Счастливое время».
Размышление о финале рассказа.
|
Портрет Л. Андреева.
|
47 - 48.
|
2.03. –
7.03
|
|
2
|
А.И. Куприн (2 ч.)
|
|
А. И. Куприн. Рассказ «Золотой
петух». Тема рассказа, особенности
создания образа.
|
Краткие сведения о
писателе. Рассказ «Золотой петух». Основная тема рассказа,
определение особенностей создания образа в произведении. Мастерство писателя.
|
Рассказ (развитие
представлений), характеристика персонажа, портрет героя.
|
Рассказ о Куприне. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ от другого лица, Размышление о
названии рассказа. Отзыв об эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника.
|
Портрет Куприна. Иллюстрации учащихся.
|
49.
|
9.03. – 14.03
|
|
1
|
А.А.Блок (2 ч.)
|
|
А.А. Блок. Детские впечатления.
|
Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места
(Петербург, Шахматово).
|
|
Рассказ о детстве поэта с
использованием ключевых слов,
передающих атмосферу, в которой рос маленький Саша.
|
Портрет А. Блока. Фотография гимназиста А. Блока в кругу
семьи на крыльце
дома в Шахматове.
|
50.
|
|
1
|
«Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом».
Художественное своеобразие стихотворений.
|
Стихотворения «Летний
вечер» и «Полный месяц встал над
лугом...». Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей. Художественное своеобразие стихотворения.
|
Антитеза
|
Словесное рисование: картина летнего вечера. Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова А.А. Блока».
|
Иллюстрации учащихся к стихотворениям.
|
С.А. Есенин (2 ч.)
|
51.
|
16.03– 21.03
|
|
1
|
С.А. Есенин.
Детские годы.
|
Детские годы Есенина. В есенинском Константинове.
|
|
Комментированное чтение
отрывка из автобиографии поэта. Беседа.
|
Портрет С. Есенина.
Фотография дома, в котором родился поэт. Музыкальное
сопровождение к стихотворениям Есенина.
|
52.
|
|
1
|
Единство человека и природы в лирике.
|
«Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима –
аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».
Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка
стиха.
|
Эпитет, сравнение, олицетворение
(развитие представлений о понятиях).
|
Выразительное чтение наизусть стихотворений. Словесное
рисование. Аналитическое чтение статьи «В мире художественного слова
Есенина». Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений:
«Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:
1.
1.Признаки
сходства стихотворений: близость тем, некоторых художественных приемов.
2.
2.Нахождение
различий (образы стихотворений, цветообозначения, передача звукообраза).
3.
Анализ
образно- выразительных
4.
средств.
|
|
4
четверть
|
А.П.Платонов (2 ч.)
|
53.
|
31.03 – 4.04
|
|
1
|
А. Платонов. О
писателе.
|
Краткие сведения о Платонове. Рассказ «Никита».
|
Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
|
Комментированное чтение статьи
учебника. Беседа. Выразительное чтение рассказа.
|
Портрет А. Платонова, фотографии поэта. Фотографии памятника писателю, установленного на
главной улице Воронежа.
|
54.
|
|
1
|
Мир глазами ребенка в рассказе «Никита».
|
Тема рассказа. Беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа,
единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего
мира.
|
Пересказ фрагмента. Составление словаря для характеристики предметов и явлений. Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором
учебника. Формулирование ответов на
вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию. Подготовка к домашнему сочинению на основе собственных впечатлений
(«Каким я помню детство»).
|
П.П.
Бажов (2 ч.)
|
55.
|
6.04. – 11.04
|
|
1
|
П.П. Бажов.
Встреча с писателем.
|
Краткий рассказ о писателе. История создания сказа «Каменный
цветок».
|
Начальное
представление
о сказе. Сказ и сказка (общее и различное).
|
Выразительное чтение статьи и отрывков из сказа. Беседа по
прочитанному.
|
Портрет П.П. Бажова.
|
56.
|
|
1
|
Сказ «Каменный цветок».
|
Реальность и
фантастика в сказе. Честность, добросовестность
главного героя. Стремление к совершенному
мастерству. Тайны мастерства. Приемы создания художественного образа.
|
Художественный образ.
|
Отзыв
об эпизоде. Пересказ от первого лица.
Инсценированное
чтение. Лексическая
работа: толкование слов и выражений.
Наблюдение за особенностями речи
персонажей.
|
Кинодокументы (фрагмент из кинофильма
«Каменный цветок»).
Иллюстрации к
произведению художника В. Панова. Иллюстрации детей.
|
Н.Н. Носов (1 ч.)
|
57.
|
13.04 – 18.04
|
|
1
|
Н.Н. Носов. Рассказ «Три
охотника».
|
Краткие сведения о
писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
|
Эпитет, метафора.
|
Комментированное чтение статьи учебника.
Выразительное чтение рассказа, в том числе по ролям. Словесное рисование.
Беседа по вопросам учебника.
|
Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.
|
58.
|
|
1
|
Е.И. Носов (1 ч.)
|
|
Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».
|
Краткие
сведения о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в
рассказе. Воспитание чувства милосердия,
сострадания, участия, заботы о беззащитном.
|
Юмор (развитие представления).
|
Рассказ ученика «Качества, определяющие
характер мальчика Е. Носова». Выразительное чтение рассказа. Работа с ключевыми понятиями «добро» и «доброта». Формулирование ответов на вопросы учебника. Подбор синонимов и антонимов к словам.
Словесное рисование.
|
Портрет Е. Носова
|
В.П. Астафьев (2 ч.)
|
59-60.
|
20.04 – 25.04
|
|
2
|
В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
|
Краткие
сведения о писателе.
Поведение
героя в лесу. Основные черты
характера
героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя
через
преодоление сложных жизненных ситуаций.
|
Автобиографичность литературного
произведения
(начальное представление).
|
Рассказ учителя или ученика. Комментированное чтение. Пересказ. Формулирование ответов на вопросы учебника. Характеристика
героя.
|
Портрет В. Астафьева.
|
Родная природа в произведениях писателей XX века
(2 ч.)
|
61 – 62.
|
27.04 – 2.05.
|
|
2
|
Родная природа в произведениях писателей XX века.
|
Поэзия и проза XX века о родной природе: B.Боков
«Поклон», Н. Рубцов «В осеннем лесу…», Р. Гамзатов «Песня соловья», В.
Белов «Весенняя ночь», В. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок). Краткие
сведения о писателях. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему
миру. Отражение красоты природы в стихах.
|
Тропы (развитие представлений).
|
Выразительное чтение
вступительных статей учебника. Конкурс чтецов. Анализ произведений. Словесное
рисование. Беседа по вопросам учебника.
|
Портреты писателей.
Иллюстрации
учащихся. Подбор
музыкальных фрагментов к произведениям.
|
|
|
Зарубежная
литература (8 ч.)
|
63.
|
4.05. – 9.05.
|
|
1
|
Д. Дефо (1 ч.)
|
|
Д. Дефо «Жизнь и удивительные
приключения
Робинзона Крузо».
|
Краткие сведения о жизни Д. Дефо.
Черты
характера главного
героя (смелость, находчивость,
способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).
|
Приключенческий роман,
роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). «Робинзонада».
|
Выразительное чтение и художественный пересказ понравившихся фрагментов.
Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра
«Робинзон Крузо - это произведение
о том, что человек все может».
|
Портрет Д. Дефо. Иллюстрации к произведению.
|
|
Х.К.
Андерсен (2 ч.)
|
64.
|
|
1
|
Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».
|
Краткие сведения о писателе,
его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
|
Волшебная сказка (развитие
представлений), авторский
замысел и способ его характеристики.
|
Рассказ об удивительном сказочнике. Комментированное чтение статьи учебника. Художественный пересказ понравившегося эпизода сказки. Беседа по вопросам
учебника.
|
Портрет писателя. Иллюстрации к сказке.
|
65.
|
11.05 -16.05
|
|
1
|
Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена.
|
Конкурс на знание сказок Андерсена.
|
|
Художественный пересказ любимой сказки.
Инсценирование эпизодов. Участие в конкурсной программе.
|
Иллюстрирование сказок.
|
|
Марк Твен (2 ч.)
|
66.
|
1
|
М.
Твен. Краткие
сведения
о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
|
Автобиография и автобиографические мотивы. Провинциальный
американский городок на Миссисипи и его обитатели.
|
Автобиография. Ирония.
|
Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное
чтение фрагментов книги о Томе Сойере.
Различные виды чтения. Выборочный
и сжатый пересказ. Словарно-лексическая
работа.
|
Портрет писателя.
Фотографии
памятников литературным героям Твена: Тому Сойеру в США, Питеру Пену в Англии, Русалочке в Дании. Иллюстративный материал к повести.
|
67.
|
18.05 –
23.05
|
|
1
|
Мир
детства и мир взрослых.
|
Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков, их смелость, фантазия и авантюризм. Бекки Тэчер и Том. Внутренний
мир героев М. Твена, черты характера.
|
Художественный пересказ понравившегося отрывка.
Обучение составлению плана VI главы. Составление
словесного портрета Гека. Подготовка
к выполнению домашнего задания (письменный отзыв о герое).
|
68.
|
.
|
|
1
|
Ж. Рони – Старший (1
ч.)
|
|
Ж.
Рони-Старший.
Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Эмоциональный мир древнего человека в повести.
|
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за
огонь» (отдельные главы).Гуманистическое
изображение доисторического человека.
Человек и природа, борьба за выживание.
|
|
Комментированное чтение
статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов глав из повести. Выборочный пересказ.
Обучение составлению
плана Письменная
и устная характеристика
героя.
|
Портрет Ж. Рони - Старшего. Иллюстративный материал.
|
А. Линдгрен (1 ч.)
|
69.
|
25.05 – 30.05
|
|
1
|
А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
|
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
|
Роман (первоначальные сведения о понятии).
|
Комментированное чтение статьи учебника.
Выразительное чтение отрывка из романа. Беседа по вопросам учебника.
|
Портрет писательницы
|
70.
|
|
1
|
Итоговая контрольная работа.
|
Контроль зун.
|
|
Контрольный тест.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.