Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С. Меркина

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С. Меркина

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г. Ковров Владимирская обл.

 

 

 

 

«Рекомендовано»

Руководитель МО Дубова Л.А.

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____

от «___» _________      2014г.

 

 

 

   «Утверждено»

    Директор МБОУ СОШ Кузнецов В.Р.

    _____/______________   /

   ФИО

      Приказ №   ______

      от  «___» _________ 2014г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 5 классе

по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

Рулько Татьяны Владимировны,

учителя русского языка и литературы высшей кв/к,

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________

от «____» __________  20 14г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 – 2015 уч. год

г. Ковров


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Примерная программа по литературе (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

 

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель).[1]

Общая характеристика учебного предмета

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитатель­ные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса ду­ховного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобраз­ным «культурным кодом», без которого невозможно полно­ценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуаль­ной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Для реализации задач литературного обра­зования в 5 классе предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса.

В 5 классе уче­ники изучают вершинные произведения классической литера­туры и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов, что позволяет формировать первоначальные пред­ставления об историко-литературном процессе.

Изучение художественной литературы в школе предпола­гает систематическое чтение и осмысление текстов, постиже­ние своеобразия творческой личности писателя и его литера­турного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем дет­стве, — важный пример для школьника, проникающегося ува­жением и любовью к автору полюбившихся рассказов, пове­стей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенно­сти его личности. В программе и в учебнике 5 класса предусматрива­ется ознакомление с детскими годами писателя, его отношением к искусству, творче­ству, людям. При этом всегда подобра­ны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.

Школьники 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, пред­метным восприятием, которым характеризуется «наивный ре­ализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художе­ственного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризо­вать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения одинаково значимы как эсте­тические, так и нравственные аспекты изучаемого литератур­ного источника.

Преподавание литературы в современной шко­ле должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельно­сти школьников, поэтому в программу включен материал о возмож­ных формах внеурочной деятельности школьников.

Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в со­временных условиях, авторы учебника сочли возможным пока­зать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.

Содержание литературных произведений учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы кон­центрическую форму: размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зару­бежная; сказка народная и литературная, русская и зару­бежная; произведения, зовущие к добру, состраданию, вели­кодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и т.д., то есть предусматривается со­держательная и структурная взаимосвязь разделов.

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочте­ния произведения, педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотвор­честву, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читате­ля и писателя.

Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стан­дарта общего образования, опирается на концепцию система­тического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литера­туры к литературе XX века, четко ориентирована на последо­вательное углубление усвоения литературных текстов, пони­мание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование уме­ний и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю».

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

 

Цели обучения

Цели обучения по литературе представлены двумя катего­риями: воспитательной и образовательной.

 

Воспитательные:

-        формирование эс­тетического идеала;

-        развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и состра­дания как важнейших качеств развитой личности;

-        воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Образовательные:

-        формирование уме­ний творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

-        формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства;

-        развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.

 Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, отражает идеологию интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.): учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:

– учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;

– целеполагание – постановка и осознание целей;

– учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

– действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;

– действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.

В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов.

Формы организации образовательного процесса

 


ü  уроки-практические работы;

ü  уроки-«Погружения»;

ü  уроки-деловые игры;

ü  уроки-соревнования;

ü  уроки-консультации;

ü  компьютерные уроки

ü  уроки с групповыми формами работы;

ü  уроки взаимообучения учащихся;

ü  уроки- мастерские;

ü  уроки-зачеты;

ü  уроки-конкурсы;

ü  уроки-диспуты;

ü  уроки-игры;

ü  уроки-диалоги;

ü  уроки-экскурсии;

ü  уроки-путешествия.


 

Результаты обучения

Личностными результатами являются:

Ø  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Ø  самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

 

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

Ø  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Ø  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Ø  умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

Ø  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

Ø  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

Ø  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Ø  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

Ø  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 

2) в ценностно-ориентационной сфере:

Ø  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

Ø  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

Ø  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

Ø  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

3) в коммуникативной сфере:

Ø  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Ø  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

Ø  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 

4) в эстетической сфере:

Ø  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Ø  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета. 5 класс

 

– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Предметные результаты:

·         адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

·         знание изученных текстов;

·         овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

·         умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

 

Метапредметные результаты:

·         овладение техникой составления плана;

·         овладение различными типами пересказа;

·         умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

·         умение формулировать доказательные выводы;

·         умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.               

 

 Личностные результаты:

·         знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

·         формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

·         овладение навыками литературных игр;

 

·         формирование собственного мнения;

·         формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

 

Учебно-методическое обеспечение:

1)      Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа) 

2)      2. Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2013.

3)      3. Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.

4)      4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

5)      5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа) 

6)      6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

7)      7. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2010 г.

8)      8. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

9)      Интернет-ресурсы для учителя и ученика.

 

Техническое обеспечение:

 

v  компьютер

v  мультимедийный проектор

v  экран

v  интерактивная доска

v  принтер


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

часы

1.

Введение

1

2.

Мифология

3

3.

Устное народное творчество

5

4.

Древнерусская литература

2

5.

Басни

4

6.

Литература XIX в.

26+1к/р

А.С. Пушкин.

5

Поэзия XIX в.о родной природе

2

М.Ю. Лермонтов

3

Н.В. Гоголь

4

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

И.С. Тургенев

4

Н.А. Некрасов

2

Л.Н. Толстой

4

А.П. Чехов

2

7.

Литература XX в.

20

И.А. Бунин

2

Л.Н. Андреев

2

А.И. Куприн

2

А.А. Блок

2

С.А. Есенин

2

А.П. Платонов

2

П.П. Бажов

2

Н.Н. Носов

1

Е.И. Носов

1

В.П. Астафьев

2

Родная природа в произведениях писателей ХХ в.

2

8.

Зарубежная литература

7

Д. Дефо

1

Х.Л. Андерсен

2

М. Твен

2

Ж. Рони-Старший

1

А. Линдгрен           

1

9.

Итоговая контрольная работа

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего 70 ч

 

ур.

Дата

По факту

Часы

Тема урока

Содержание урока

Теория литературы

Виды деятельности на уроке, в том числе по развитию речи

Связь с другими искусствами

1 четверть

Введение (1 ч)

1.

1.09.-

6.09.

 

1

Книга и ее роль в духов­ной жизни человека и об­щества.

Литература   как   ис­кусство слова. Писа­тель - книга - читатель.

Титульный лист, переплёт, обложка, форзац, искусство.

Беседа о прочитанных книгах,   викторина   по знакомым     произведе­ниям.

Чтение  и   осмысление пословиц о книге, вы­сказываний писателей. Выразительное       комментированное   чтение статей учебника. Словарно-лексическая работа. Составление рассказа на основе во­просов учебника.

 

 

Мифология (3 ч)

2.

 

1

Античный миф. Проис­хождение ми­ра и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп».

Рассказ о мифе и ми­фологии. Миф - свое­образная форма мироощущения древне­го человека, стремле­ние к познанию мира.

Миф, мифология. Ми­фологиче­ский     сюжет;     мифологиче­ский герой; мифологический персонаж.

Рассказ об античной мифологии. Выразительное   чтение мифов. Пересказ. Работа с вопросами и заданиями учебника.

 

Подготовка вы­ставки рисунков учащихся на мифологические сюжеты.

«Ослепление По­лифема». Рису­нок на вазе.

Скульптура.

3.

8.09.-13.09.

 

1

Мифологические герои и события в мифе «Одис­сей на острове циклопов. Полифем».

Чтение мифа и беседа по нему. Древнегреческие ми­фы как сюжетная ос­нова      гомеровского эпоса.

Выразительное   чтение мифа.

Различные виды пересказа.    Словесное рисование. Словарно-лексическая работа. Анализ понравившего­ся  эпизода.   Составле­ние плана легенды.

4.

 

1

Внеклассное чтение. Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Беседа по мифам.

 

Пересказ. Анализ эпизодов. Словарно-лексическая работа. Тест.

Устное народное творчество (5 ч)

5.

15.09.– 20.09.

 

1

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы, поговорки.

Истоки   устного   на­родного   творчества, его основные виды. Особенности построения загадок. Отличие пословиц и поговорок.

УНТ, фольклор, загадка, пословица, поговорка. Антитеза, антонимы, иносказание.

Работа с учебником, пересказ, разгадывание и составление загадок, объяснение пословиц и поговорок.

Загадки в рисунках.

 

6.

 

1

 

 

 

 

Сказка. Волшебная сказка «Царев­на-лягушка».

Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие,     преодоле­ние препятствий, счастливый финал. Ска­зочные образы. Нрав­ственная    проблематика. Народные представления   о   долге жены, о ее духовном облике.

Сказка. Строение сказок: присказка, зачин, концовка. Типы сказок (о животных, волшеб­ные, бытовые). Сказочный персонаж. Постоянные эпитеты. Повторы. Гипербола. Олицетворения.

 

Выборочный   пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа  (сжатый, выборочный) сказки. Беседа по прочитанному. Словарно-лексическая работа.

Иллюстрации к народным сказ­кам.

Художник И. Билибин.

Фрагменты мультипликации по  сказке. Иллюстрации учащихся к сказ­кам.

 

7.

22.09.- 27.09.

 

 

1

Народные идеалы в сказ­ке «Царевна-лягушка».

Эстетика  волшебной сказки.      Нравоучи­тельный и философский смысл сказок.

Собиратели сказок. Народная   мораль   в характере и поступках героев.

Выразительное  чтение сказки. Различные ви­ды  пересказа.  Чтение по ролям. Анализ    художествен­ных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о назва­нии сказки.

 

 

 

 

 

8.

 

1

Сюжет и ре­альная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?».

Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики.

Выразительное чтение сказки. Сказывание. Инсценирова­ние фрагментов. Создание собственной сказки.

9.

29.09.- 4.10.

 

1

Внеклассное чтение.

Сказки народов России.

Проблематика сказок разных народов. Сказки с похожим сюжетом.

Сказывание. Беседа по сказкам. Сравнение деталей.Проверочная работа по УНТ.

 

Древнерусская литература (2 ч)

10.

 

1

Древнерусская литература. Летопись.

Первичные представ­ления  о  древнерус­ской литературе.

Начальное понятие   о древнерус­ской лите­ратуре. Летопись. Книга рукописная, книга печатная. Фронтиспис.

Рассказ учителя. Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи.

 

Иллюстративный материал к по­вести. Художник И. Архипов. Фотография па­мятника Кириллу и Мефодию в Москве на Сла­вянской площа­ди. Скульптор В. Клыков.

«Нестор- летописец».

Художник В.М. Васнецов.

11.

6.10.- 11.10.

 

 

 

1

«Повесть вре­менных

лет» как памятник древнерусской литературы.

«Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические   события, факты жизни государства и отдель­ных князей и их от­ражение в древнерус­ской литературе.

Выразительное   чтение фрагментов «Повести».Комментированное чтение отрывка из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с ис­пользованием   старин­ных слов и выражений. Словарно-лексическая работа.

 

 

Басни народов мира (4 ч)

12.

 

1

Раскрытие  ха­рактера пер­сонажей в басне Эзопа «Лисица и виноград» и Жа­на де Лафонтена «Лисица и виноград».

Краткие сведения об авторах. Своеобразие пафоса басен (коми­ческие и поучитель­ные элементы).

Басня, притча, «эзопов язык»,мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Комментированное чтение статьи учебни­ка. Выразительное

чтение басен. Сопоставле­ние басен различных авторов на одну и ту же тему.

Иллюстрации учащихся.

13.

13.10.- 18.10.

 

 

1

Нравственная проблематика и злободнев­ность русских басен.

В.К. Тредиаковский«Ворона и Лиса». М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».    А.П. Сума­роков«Ворона и Лиса».

Русские  басни.  Рус­ские        баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика 

басен. Сатирическое и нравоучительное в бас­нях.

В.К. Тредиаковский«Ворона и Лиса». М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».    А.П. Сума­роков«Ворона и Лиса». Различные способы   реализации одного итого же сю­жета. Своеобразие пафоса басен (коми­ческие и поучитель­ные элементы).

Соотно­шение сюжета и аллегории   в басне.

Составление рассказов о русских баснописцах на основе прочитанной статьи. Выразительное чтение басен, их

сопос­тавительный анализ

Портреты баснописцев.

14.

 

1

И. А.Крылов -великий рус­ский баснопи­сец

Жанр басни в творче­стве   Крылова.   На­родные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Обли­чение пороков  в баснях Крылова.

Динамизм и многозначность ха­рактеров   в   баснях.

 

Выразительное чтение басни «Ворона и лиси­ца» по ролям. Работа с учебником. Конкурс на лучшее прочтение ба­сен «Волк на псарне», «Демьянова уха»,

«Свинья под дубом». Определение  морали каждой  басни. Запись предложений из    из­вестных басен, ставших крылатыми выраже­ниями.    Размышления над    иносказательным смыслом басен.

Портрет И.А. Крылова. Худож­ник К. Брюллов. Фотография па­мятника басно­писцу в Летнем саду. Скульптор

П.К. Клодт. Иллюстративный материал к бас­ням.

15.

20.10.- 25.10.

 

1

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».

Русская басня в ХХ в. Тематика, проблематика басен С. Михалкова.

Выразительное   чтение басен.

Размышления над иносказательным смыслом.

Инсценирование басни. Проведение    конкурса рисунков к текстам по­нравившихся басен. Сочинение  собствен­ной басни.

Портрет С. В. Михалкова. Иллюстрации учащихся.

 

Литература XIX в. (26 ч.)

 

А.С. Пушкин (5 ч.)

16.

 

1

А.С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Семья поэта. Пушкин и няня Ари­на Родионовна. Стихотворение «Няне».

 

Комментированное чтение статей в учеб­нике. Расска­зы о родных и близких поэта   заранее   подготовленных     учеников.

Выразительное  чтение наизусть стихотворения «Няне».

Портрет А. Пуш­кина. Ху­дожник О. Кипренский. Портреты роди­телей поэта.

 «Арина Родио­новна»,

Я.П. Серяков. Ба­рельеф.

«Михайловское». Литография П.А.Александрова с оригинала И.С. Ива­нова. Иллюстративный материал к «Сказ­ке...».

17.

27.10.- 1.11.

 

1

«Пушкинская «Сказка о мертвой ца­ревне и семи богатырях» - прямая наследница народной».

Понятие о стихотворной сказке.

Отли­чия литературной сказки от фольклорной. 

Литературная (автор­ская) сказка и ее отличия от фольклорной.

Выразительное чтение «Сказки». Формулиро­вание ответов на во­просы учебника. Словарно-лексическая работа.

18.

 

1

Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Добро и зло в сказке А.С. Пушкина; отношение автора к героям.

Гуманистическая  направленность пушкинской сказки. Воскресшая сила добра. Литературные приемы создания сказочной ситуации.

Авторский замысел и способы его характеристики. Композиция   сказки. Риторическое обраще­ние, фольклорные элементы.

Выразительное чтение фрагментов «Сказ­ки...» по ролям. Запись ключевых слов, с помощью которых можно воссоздать

портрет   и характер царевны. Нахождение риториче­ских обращений, объ­яснение их роли. Раз­мышление о близости «Сказки...» к произведе­ниям унт.

Иллюстративный материал к «Сказ­ке...».

2 четверть

19.

10.11.- 15.11.

 

1

Сказочные традиции

в поэме А. Пушкина«Руслан и Людмила».

 

Мотивы  народного творчества в поэме. Богатство      выразительных средств. Сказочная  основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке. Поэма «Руслан и Людмила» в живопи­си и музыке.

 

Выразительные средства.

Выразительное   чтение сказки (пролога). Формулирование ответов на вопросы учебни­ка.

Словарно-лексическая работа. Исследование   вопроса «Как             художник Н. Крамской и композитор М. Глинка «прочитали эту поэму?».

Портрет поэта. Художник О.Кипренский. «Пушкин у Лу­коморья». Худ. Н. Рамазанов. «У Лукоморья». Худож­ник Н. Крамской. Иллюстрации художника И. Билибина. Фрагменты из оперы М. Глинки (ария «О поле, поле», «Марш Черномора»).

20.

 

1

Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога».

Анализ стихотворения «Зимняя дорога.

Ритм, рифма.

Выразительное   чтение стихотворения. Формулирование отве­тов на вопросы учебни­ка.

Литературная игра «Буриме». Тест.

Зимний пейзаж в живописи.

21.

17.11.- 22.11.

 

1

Поэзия XIX в. о

русской природе.

Анализ стихотворений о

природе М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначально…», «Весенние воды», А.А. Фета «Чудная картина…», Е.А. Баратынского «Весна! Весна!..», И.З. Сурикова «В ночном».

Средства

образной выразительности.

Выразительное   чтение и анализ

стихотворений. Формулирование отве­тов на вопросы учебни­ка.

 

Картины русской

природы в живописи.

22.

 

 

1

 

Р/р Урок-концерт.

Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

 

Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Познавательная игра.

Создание проекта: альбом «Русский пейзаж в лирике и живописи».

М. Ю. Лермонтов (3 ч.)

23.

24.11.

 - 29.11.

 

 

 

1

М.Ю. Лермон­тов.

Детские годы поэта.

 

Рассказ учителя о дет­стве поэта Комментированное чтение  статьи учебни­ка.

Портреты

М.Ю.Лермонтова, бабушки, фотографии имения в Тарханах.

24.

 

1

Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения.

Начало литературной деятельности, инте­рес к истории России. История       создания «Бородино».

Взаимосвязь истории и литературы. Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Беседа   о   войне 1812 г.,     историческая справка. Выразительное чтение стихотворения.

Словарно-лексическая работа.

Портреты героев 1812 г. Иллюстрации к стихотворению(художники Н.Н. Побединская(1952),Н.В. Кузьмин (1944)). «Бородинский бой»

(художник П.Е. Заболотский), «Военный совет в Филях»

(ху­дожник А.Д. Кившенко), «Бородинская 6игва»(репродукция панорамы А.Ф. Тубо).

25.

1.12.-6.12.

 

 

1

Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова.

Бородинская битва и русские   солдаты   в изображении поэта. Мастерство Лермон­това в создании ба­тальных сцен.

Осмысление   компози­ции произведения. Словесное рисование. Размышления об автор­ской оценке героев и событий. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения. Творческая работа «На Бородинском поле».

 

Н. В. Гоголь (4 ч.)

26.

 

1

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Краткие  сведения  о писателе.    Малорос­сия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

 

Рассказ о детских годах Н.В. Гоголя  и его от­ношении к своей «ма­лой» родине на основа­нии прочитанной ста­тьи   учебника.

Портрет Н.В. Гоголя.

Иллюстрации к пове­ти.

Видеофильм «Ночь перед Ро­ждеством»

27-28.

8.12.- 13.12.

 

 

2

Картины на­родной жизни и родной природы в повес­ти «Ночь пе­ред Рождеством»

Фанта­стика народных ска­зок в произведении. Отражение славянских преданий. Реалистиче­ское   и   фантастиче­ское. Образы и собы­тия. Яркость и выразительность народной речи.

Мифоло­гические и фольклор­ные  моти­вы в художествен­ном произ­ведении. Фантасти­ка, сюжет.

Вы­разительное       чтение фрагментов повести. Беседа о прочитанном. Рассказ о героях. Рабо­та с заданиями учебника.

29.

15.12 – 20.12

 

1

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством».

Истории, близкие на­родным поверьям как основа сюжета повес­ти Н.В. Гоголя. Нечистая сила в про­изведении.   Поэтизация чистой и светлой любви. Суеверие, злая сила, победа до­бра. Юмор в повести. Сочетание     комиче­ского и лирического, светлого и мрачного.

Художест­венная де­таль, порт­рет,   рече­вая  характеристика.

Художественный пере­сказ     понравившегося фрагмента.    Формули­рование ответов на вопросы учебника. Анализ      фрагментов, рассказывающих      об Оксане; устное сочине­ние об Оксане. Словесное рисование. Словарно-лексическая работа

Анализ  средств  худо­жественной      вырази­тельности. Творческая работа.

 

30.

 

1

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

Контроль зун.

 

Контрольный тест.

 

И. С. Тургенев (4 ч.)

31.

22.12 – 27.12

 

1

Детские впечатления И.С. Тургенева.

Детские впечатления писателя.   Спасское-Лутовиново

в пред­ставлениях и творче­ской           биографии И. С. Тургенева.

 

Выразительное   чтение статьи учебника. Пересказ.

Портрет И.С.Тургенева. «Главный уса­дебный дом в Спасском-

Лутовинове». Гравюра М. Рашевского.

32.

 

1

Рассказ «Муму». Образы центральные и второстепенные.

Ис­тория  создания рас­сказа, его сюжет и ге­рои.

Рассказ.

Формулирование отве­та на вопрос  «Какие впечатления      детства писателя связаны с ис­торией Герасима?».Выразительное  чтение фрагментов рассказа. Анализ эпизодов. Словесное рисование.

Иллюстрации к рассказу.

 

 

3 четверть

33.

12.01. -17.01.

 

1

Тематика и социальная проблематика рассказа.

Тематика и со­циальная   проблема­тика рассказа Отношение автора к собы­тиям. Социальная не­справедливость,  бес­правие, беззаконие. Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Богатырский облик и нрав­ственное пре­восходство Герасима над барыней и ее челядью.

Углубление представ­лений      о теме     художест­венного произведе­ния. Эпитет, сравнение (развитие представ­лений).

Выразительное   чтение фрагментов рассказа. Художественный пере­сказ     понравившегося эпизода. Рассказ о ге­рое по плану. Размыш­ления над понятиями: «добродетельность», «добросердечие»,«добродушие», «добро­та», «добронравие». Домашнее сочинение по рассказу.

Раздаточный иллюстративный материал к рас­сказу.

34.

 

1

«Стихотворения в прозе».

Особенности стихотворении в прозе. Анализ стихотворений «Воробей», «Русский язык».

Стихотворение в прозе.

Анализ стихотворений в прозе, выразительное чтение наизусть стихотворения «Русский язык».Формулирование отве­тов на вопросы учебника.

 

Н. А. Некрасов (2 ч.)

35.

19.01. –

24.01.

 

1

Н.А. Некра­сов. Тема детства в стихотворении

Н. Некрасова «Крестьян­ские дети».

Детские впечатления поэта. Тема крестьян­ской жизни. Крестьянская семья и дети.   Яркость   изо­бражения    крестьян­ских детей.

Сюжет в лироэпическом произведе­нии.

Выразительное  чтение стихотворения.  Запись слов, в которых передано  отношение поэта  к крестьянским детям.

Озаглавливание частей стихотворения. Запись строк, в которых заключена основ­ная      художественная идея стихотворения.

Портрет Н. А. Некрасова. «Крестьянские дети» (художник И.С. Глазунов). «Мужичок с но­готок» (худож­ник Д. Шмаринов).

«Грибная пора отойти не успе­ла» (художник Д. Шмаринов).

36.

 

 

1

Стихотворения

«Крестьян­ские дети», «Тройка».

Отношение автора к героям

стихотворения «Крестьянские дети». Судьба крестьянской женщины в стихотворении «Тройка».

Строфа.

Выразительное чтение наизусть

отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное  чтение стихотворения «Тройка». Обсуждение судьбы крестьянской девушки. Составление словарной статьи понятия «строфа».

Песни на слова

Некрасова.

Л. Н. Толстой (4 ч.)

37.

26.01 – 31.01

 

1

Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.

Краткие сведения  о писателе.

Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.   Яснополян­ская школа. Творческая    история рассказа «Кавказский пленник».

 

Комментированное чтение статьи. Вырази­тельное   чтение   фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном.

Портрет Л.Н. Толстого и его родителей.

Иллюстрации к рассказу.

38.

 

1

«Кавказский пленник». Тема и основные проблемы рассказа.

Тема и основные проблемы рассказа: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя.

 

Вырази­тельное   чтение   фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном.Формулирование отве­тов на вопросы учебника. Художественный пере­сказ понравившегося

эпизода.

39.

2.02. – 7.02.

 

1

Жилин и Костылин - два разных харак­тера, две раз­ные судьбы.

Две жизненные пози­ции (Жилин и Костылин).   Осуждение   в рассказе  трусости  и слабости духа. Прославление    силы воли,           мужества, стойкости и находчи­вости. Речь   персонажей и отражение в ней осо­бенностей  характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Авторское    отноше­ние.

Портрет, роль детали в создании худо­жественного образа.

Выразительное   чтение фрагментов рассказа. Различные виды пере­сказа   (сжатый,   выборочный). Словарно-лексическая работа. Формулирование отве­тов на вопросы учебника. Составление плана сравнительной характеристики.

 

 

 

40.

 

1

Р/р Подготовка к домашнему сочинению на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?».

Жилин и Дина. Любовь как выс­шая нравственная ос­нова в человеке. Работа с сюжетом рассказа. Подбор материала к сочинению.

Сюжет и фабула. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, конфликт.

Пересказ. Словесное рисование. Дискуссия. Комментированное чтение статьи учебника. Определение фабульных элементов. Составление плана сочинения.

А. П. Чехов (2 ч.)

41.

9.02. – 14.02.

.

 

1

Детские и юношеские годы писателя.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга  в   жизни Чехова.

 

Рассказ учителя о А. Чехове. Комментированное чтение статьи учебника. Пересказ.

Портрет А. Чехова.

Фотодокументы: семейная фото­графия Чеховых. Таганрог, фото дома, где родил­ся Чехов. Фото­графия дома в Мелихове.

42.

 

1

Юмористические рассказы Чехова «Пересолил», «Злоумышленник».

Тема рассказов. Приемы создания  характеров и ситуаций. Отношение писателя к персонажам. Жанровое  своеобразие рассказов.

 

Юмор, комическая ситуация, ирония, роль дета­ли в созда­нии   художествен­ного     об­раза. Диалог.

Выразительное чтение рассказов, в том числе по ролям. Художественный пересказ фрагмента. Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Формулирова­ние ответов на вопросы учебника. Создание собственного юмористического рассказа.

Литература ХХ в. (20 ч.)

43.

16.02 – 21.02

 

1

И. А. Бунин (2 ч.)

 

И.А. Бунин. Художествен­ное своеобра­зие стихотворения «Густой зеленый ель­ник у доро­ги...».

Детские годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.   Книга   в жизни И.Бунина. Тема     природы     и приемы  ее  реализа­ции в стихотворении «Густой...».

Стихотворение-размышление,   образ-пейзаж.

Выразительное  чтение статьи учебника. Выразительное чтение наизусть стихотворе­ния. Комментирован­ное чтение статьи учебника. Исследовательская деятельность: а) составление слова­рика смысловых групп существительных   сти­хотворения;

б) определение, темы
стихотворения (мир
природы и его обита­тель-олень);

в) анализ глаголов и
прилагательных в про­ изведении;

г) комментированное чтение 3-й и 4-й строф; д) подведение учащихся  к мысли о скрытой теме стихотворений о победе красоты над смертью.

Портрет И. Бунина.

44.

 

 

1

Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне».

 

Живописание приро­ды как эстетической ценности. Воспри­ятие главным героем природы и окружаю­щего мира.

Эпитет, метафора, сравнение, олицетво­рение (развитие представлений).

Выразительное чтение фрагментов.

Рассказ о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни и ее жителей.

Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне.

Л.Н. Андреев(2 ч.)

45 - 46.

23.02

 – 28.02

 

2

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче».

Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Тема, эпи­зод, финал.

Рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Формулиро­вание ответов на вопросы учебника. Пересказ краткий, вы­борочный. Анализ эпизодов: «Первые дни на даче», «Счастливое время».

Размышление о финале рассказа.

 

Портрет Л. Андреева.

 

47 - 48.

2.03. –

7.03

 

 

2

А.И. Куприн (2 ч.)

 

А. И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Тема рассказа, особенности создания образа.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Основная тема рассказа, определение особенностей создания образа в произведении. Мастерство писателя.

Рассказ (развитие представлений), ха­рактеристика персо­нажа, портрет героя.

Рассказ о Куприне. Выразительное чтение фрагментов    рассказа. Пересказ   от   другого лица,  Размышление о названии рассказа. Отзыв об эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника.

Портрет Куприна. Иллюстрации учащихся.

49.

9.03. – 14.03

 

1

А.А.Блок (2 ч.)

 

А.А. Блок. Детские впечатления.

Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

 

 

Рассказ о детстве поэта с использованием клю­чевых слов, передающих атмосферу, в кото­рой рос маленький Са­ша.

Портрет А. Бло­ка. Фотография гим­назиста А. Блока в кругу семьи на крыльце дома в Шахматове.

50.

 

1

«Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом». Художественное своеобразие стихотворений.

Стихотворения «Летний    вечер» и «Полный месяц встал над  лугом...». Уме­ние   поэта   чувство­вать природу и сопереживать   ей.   Художественное своеобра­зие стихотворения.

Антитеза

Словесное рисова­ние: картина   летнего вечера. Комментированное   чтение   статьи «В мире художествен­ного слова А.А. Блока».

Иллюстрации учащихся к сти­хотворениям.

С.А. Есенин (2 ч.)

51.

16.03– 21.03

 

1

С.А. Есенин. Детские годы.

Детские годы Есенина. В есенинском Константинове.

 

Комментированное чтение отрывка из автобиографии поэта. Беседа.

Портрет С. Есенина.

Фотография дома, в котором родился поэт. Музыкальное сопровождение к стихотворениям Есенина.

52.

 

1

Единство человека и природы в лирике.

 «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха.

Эпитет, сравнение, олицетворение

 (развитие представлений о понятиях).

Выразительное чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование. Аналитическое чтение статьи «В мире художественного слова Есенина». Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений: «Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:

1.       1.Признаки сходства стихотворений: близость тем, некоторых художественных приемов.

2.       2.Нахождение различий (образы стихотворений, цветообозначения, передача звукообраза).

3.       Анализ образно- выразительных

4.       средств.

 

4 четверть

А.П.Платонов (2 ч.)

53.

31.03 – 4.04

 

1

А. Платонов. О писателе.

Краткие  сведения  о Платонове. Рассказ «Никита».

 

Фантасти­ка в литературном произведе­нии    (раз­витие представ­лений).

Комментированное чтение статьи учебника. Беседа. Выразительное   чтение рассказа.

Портрет А. Платонова, фотографии по­эта. Фотографии памятника писа­телю, установленного на главной улице Воронежа.

54.

 

1

Мир глазами ребенка в рас­сказе «Ники­та».

Тема рассказа. Беда и радость, доб­рое и злое начало в окружающем мире. Главный  герой  рас­сказа, единение мальчика с природой, одухотворение    при­роды в его воображе­нии, чередование радости,   страдания   и счастья. Оптимистическое восприятие       окру­жающего мира.

Пересказ фрагмента. Составление словаря для характеристики предметов и явлений. Объяснение значений слов и слово­сочетаний, данных ав­тором учебника.  Формулирование ответов на вопросы учебника. Обучение монологиче­скому высказыванию. Подготовка  к  домаш­нему сочинению на ос­нове собственных впе­чатлений    («Каким   я помню детство»).

П.П. Бажов (2 ч.)

55.

6.04. – 11.04

 

1

П.П. Бажов. Встреча с писателем.

Краткий рассказ о писателе. История создания сказа «Каменный цветок».

Начальное представ­ление       о сказе. Сказ и     сказка (общее и различное).

Выразительное чтение статьи и отрывков из сказа. Беседа по прочитанному.

 

Портрет П.П. Ба­жова.

56.

 

1

Сказ «Каменный цветок».

Реальность и фантастика в сказ­е. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному    мас­терству. Тайны мас­терства. Приемы создания художественного образа.

Художественный образ.

Отзыв об эпизоде. Пересказ   от   первого лица. Инсценированное

чте­ние. Лексическая работа: толкование слов и вы­ражений. Наблюдение за осо­бенностями речи персонажей.

 

Кинодоку­менты (фрагмент из кинофильма «Каменный цве­ток»). Иллюстра­ции к произведе­нию художника В. Панова. Иллюстрации де­тей.

Н.Н. Носов (1 ч.)

57.

13.04 – 18.04

 

1

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника».

 

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Эпитет, метафора.

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение рассказа, в том числе по ролям. Словесное рисование. Беседа по вопросам учебника.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

58.

 

1

Е.И. Носов (1 ч.)

 

Е. Носов. Добро и доб­рота в расска­зе «Как пате­фон петуха от смерти спас».

Краткие  сведения  о писателе. Мир глаза­ми ребенка, юмористическое и лириче­ское в рассказе. Вос­питание чувства ми­лосердия,    сострада­ния, участия, заботы о беззащитном.

Юмор (развитие представ­ления).

Рассказ ученика «Каче­ства,      определяющие характер         мальчика Е. Носова». Выразительное  чтение рассказа. Работа с клю­чевыми        понятиями «добро»   и  «доброта». Формулирование отве­тов на вопросы учебни­ка. Подбор синонимов   и   антони­мов к словам. Словес­ное рисование.

Портрет Е. Носо­ва

В.П. Астафьев (2 ч.)

59-60.

20.04 – 25.04

 

2

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Краткие  сведения  о писателе.

Поведение героя в лесу. Основные черты

характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя

через преодоление сложных жизненных ситуаций.

Автобиографичность  литературного  произведения

(начальное представление).

Рассказ учителя или ученика. Комментированное чтение. Пересказ. Формулирование отве­тов на вопросы учебни­ка. Характеристика героя.

Портрет В. Астафьева.

Родная природа в произведениях писателей XX века (2 ч.)

61 – 62.

27.04 – 2.05.

 

2

Родная природа в произведениях писателей XX века.

Поэзия и проза XX века о родной природе: B.Боков  «Поклон», Н. Рубцов «В осеннем лесу…», Р. Гамзатов «Песня соловья», В. Белов «Весенняя ночь», В. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок). Краткие сведения о писателях. Искренность   и доброта, чувство привязанности к ок­ружающему

миру. Отражение   красоты природы в стихах.

Тропы (развитие представлений).

Выразительное чтение вступительных статей учебника. Конкурс чтецов. Ана­лиз произведений. Словесное рисование. Беседа по вопросам учебника.

Портреты писателей.

Иллюстрации

учащихся. Подбор музыкальных фрагментов к произведениям.

 

 

Зарубежная литература (8 ч.)

63.

4.05. – 9.05.

 

 

1

Д. Дефо (1 ч.)

 

Д. Дефо «Жизнь и уди­вительные приключения

Робинзона Крузо».

Краткие сведения о жизни Д. Дефо.

Черты характера главного

героя (сме­лость, находчивость, способность не под­даваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).

Приклю­ченческий роман, роман воспи­тания,   путешествие (первич­ные   представления о    данных понятиях). «Робинзо­нада».

Выразительное   чтение и художественный пе­ресказ   понравившихся фрагментов.

Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Робинзон Крузо - это произведение   о   том, что человек все может».

Портрет Д. Дефо. Иллюстрации к произведению.

 

Х.К. Андерсен (2 ч.)

64.

 

1

Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».

 

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Волшебная сказка (развитие представ­лений), ав­торский замысел  и способ его характеристики.

Рассказ об удивитель­ном сказочнике. Комментированное чтение статьи учебни­ка.      Художественный пересказ   понравивше­гося эпизода сказки. Беседа по вопросам учебника.

Портрет писате­ля. Иллюстрации к сказке.

65.

11.05 -16.05

 

1

Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена.

Конкурс на знание сказок Андерсена.

 

Художественный пересказ любимой сказки. Инсценирование эпизодов. Участие в конкурсной программе.

Иллюстрирование сказок.

 

Марк Твен (2 ч.)

66.

1

М. Твен. Краткие

сведения о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

 

Автобиография и автобиографические мотивы. Провин­циальный  американский городок на Миссисипи и его обитатели.

Автобиография. Ирония.

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов книги о Томе Сойере. Различные виды чте­ния. Выборочный и сжатый пересказ. Словарно-лексическая ра­бота.

 

Портрет писателя.

Фотографии памятников ли­тературным ге­роям Твена: Тому Сойеру в США, Питеру Пену в Англии, Руса­лочке в Дании. Иллюстративный материал к по­вести.

67.

18.05 –

23.05

 

1

Мир детства и мир взрослых.

Том и Гек. Дружба мальчи­ков.      Приключения подростков, их сме­лость, фантазия и авантюризм. Бекки Тэчер и Том. Внут­ренний  мир  героев М. Твена,  черты  характера.

Художественный пере­сказ понравившегося отрывка.

Обучение составлению плана VI главы. Составление словесно­го портрета Гека. Подготовка к выполне­нию  домашнего  зада­ния (письменный отзыв о герое).

68.

.

 

1

Ж. Рони – Старший (1 ч.)

 

Ж. Рони-Старший.

Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Эмоцио­нальный мир древнего че­ловека в по­вести.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).Гуманисти­ческое   изображение доисторического   че­ловека. Человек и природа,   борьба за выживание.

 

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов глав из по­вести. Выборочный пе­ресказ. Обучение со­ставлению плана Письменная и устная характеристика героя.

Портрет Ж. Рони - Старшего. Иллюстративный материал.

А. Линдгрен (1 ч.)

69.

25.05 – 30.05

 

1

А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Роман (первоначальные сведения о понятии).

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение отрывка из романа. Беседа по вопросам учебника.

Портрет писательницы

70.

 

1

Итоговая контрольная работа.

Контроль зун.

 

Контрольный тест.

 

 

 

 

 

 



[1] Фактически уроков может быть меньше 70 ч., т. к. на учебные часы выпадают праздничные дни: 8.03; 1.05; 9.05.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С. Меркина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал представляет собой рабочую программу по литературе в 5 классе общеобразовательной школы по программе Г.С. Меркина.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель), включает

  • пояснительную записку, состоящую из разделов: "Общая характеристика учебного предмета", "Цели обучения", "Формы организации образовательного процесса", "Результаты обучения", "Учебно-методическое обеспечение", "Техническое обеспечение";
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематическое планирование.

РП предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 5 классе. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 009 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 774
    • DOCX 100.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рулько Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рулько Татьяна Владимировна
    Рулько Татьяна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 80946
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе