Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С. Меркина

Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С. Меркина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

г. Ковров Владимирская обл.





«Рекомендовано»

Руководитель МО Дубова Л.А.

_____ /______________/

ФИО

Протокол №____

от «___» _________ 2014г.




«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ Кузнецов В.Р.

_____/______________ /

ФИО

Приказ № ______

от «___» _________ 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 5 классе

по программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева

Рулько Татьяны Владимировны,

учителя русского языка и литературы высшей кв/к,






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________

от «____» __________ 20 14г.











2014 – 2015 уч. год

г. Ковров


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Примерная программа по литературе (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).


Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель).1

Общая характеристика учебного предмета

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Для реализации задач литературного образования в 5 классе предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса.

В 5 классе ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов, что позволяет формировать первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебнике 5 класса предусматривается ознакомление с детскими годами писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям. При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста.

Школьники 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которым характеризуется «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или комментария произведения одинаково значимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного источника.

Преподавание литературы в современной школе должно строиться на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому в программу включен материал о возможных формах внеурочной деятельности школьников.

Для процесса обучения в 5 классе «программной» скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. Понимая необходимость приобщения школьников к чтению и к книге в современных условиях, авторы учебника сочли возможным показать на примерах из жизни выдающихся писателей, какую роль сыграла книга в их духовных и художественных исканиях и чем питался их особый интерес к чтению и к книге.

Содержание литературных произведений учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концентрическую форму: размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная; сказка народная и литературная, русская и зарубежная; произведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношение их к книге и чтению и т.д., то есть предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов.

Направляя усилия школьников на то, чтобы они глубоко осознали значение книги и чтения, роль собственного прочтения произведения, педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т. е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя.

Программа максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от преданий, фольклора, древнерусской литературы к литературе XX века, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и тем более «талантливому читателю».

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.


Цели обучения

Цели обучения по литературе представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.


Воспитательные:

  • формирование эстетического идеала;

  • развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности;

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Образовательные:

  • формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия, ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, отражает идеологию интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.

Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.): учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:

учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;

целеполагание – постановка и осознание целей;

учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;

действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.

В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов.

Формы организации образовательного процесса



  • уроки-практические работы;

  • уроки-«Погружения»;

  • уроки-деловые игры;

  • уроки-соревнования;

  • уроки-консультации;

  • компьютерные уроки

  • уроки с групповыми формами работы;

  • уроки взаимообучения учащихся;

  • уроки- мастерские;

  • уроки-зачеты;

  • уроки-конкурсы;

  • уроки-диспуты;

  • уроки-игры;

  • уроки-диалоги;

  • уроки-экскурсии;

  • уроки-путешествия.



Результаты обучения

Личностными результатами являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Планируемые результаты изучения учебного предмета. 5 класс


умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Предметные результаты:

  • адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

  • знание изученных текстов;

  • овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

  • умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).


Метапредметные результаты:

  • овладение техникой составления плана;

  • овладение различными типами пересказа;

  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

  • умение формулировать доказательные выводы;

  • умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.


Личностные результаты:

  • знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

  • формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

  • овладение навыками литературных игр;


  • формирование собственного мнения;

  • формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)

  2. 2. Учебник «Литература. 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

  3. 3. Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: «Русское слово», 2008.

  4. 4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

  5. 5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс»/ авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС . Инновационная школа)

  6. 6. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С.Меркина «Литература». 5 класс: В 2 ч. - М.:: ООО «Русское слово - учебник», 2013.

  7. 7. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2010 г.

  8. 8. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие/Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  9. Интернет-ресурсы для учителя и ученика.


Техническое обеспечение:


  • компьютер

  • мультимедийный проектор

  • экран

  • интерактивная доска

  • принтер


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы

часы

1.

Введение

1

2.

Мифология

3

3.

Устное народное творчество

5

4.

Древнерусская литература

2

5.

Басни

4

6.

Литература XIX в.

26+1к/р

А.С. Пушкин.

5

Поэзия XIX в.о родной природе

2

М.Ю. Лермонтов

3

Н.В. Гоголь

4

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

И.С. Тургенев

4

Н.А. Некрасов

2

Л.Н. Толстой

4

А.П. Чехов

2

7.

Литература XX в.

20

И.А. Бунин

2

Л.Н. Андреев

2

А.И. Куприн

2

А.А. Блок

2

С.А. Есенин

2

А.П. Платонов

2

П.П. Бажов

2

Н.Н. Носов

1

Е.И. Носов

1

В.П. Астафьев

2

Родная природа в произведениях писателей ХХ в.

2

8.

Зарубежная литература

7

Д. Дефо

1

Х.Л. Андерсен

2

М. Твен

2

Ж. Рони-Старший

1

А. Линдгрен

1

9.

Итоговая контрольная работа

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего 70 ч



ур.

Дата

По факту

Часы

Тема урока

Содержание урока

Теория литературы

Виды деятельности на уроке, в том числе по развитию речи

Связь с другими искусствами

1 четверть

Введение (1 ч)

1.

1.09.-

6.09.


1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель.

Титульный лист, переплёт, обложка, форзац, искусство.

Беседа о прочитанных книгах, викторина по знакомым произведениям.

Чтение и осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное комментированное чтение статей учебника. Словарно-лексическая работа. Составление рассказа на основе вопросов учебника.



Мифология (3 ч)

2.


1

Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп».

Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира.

Миф, мифология. Мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Рассказ об античной мифологии. Выразительное чтение мифов. Пересказ. Работа с вопросами и заданиями учебника.


Подготовка выставки рисунков учащихся на мифологические сюжеты.

«Ослепление Полифема». Рисунок на вазе.

Скульптура.

3.

8.09.-13.09.


1

Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Чтение мифа и беседа по нему. Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса.

Выразительное чтение мифа.

Различные виды пересказа. Словесное рисование. Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося эпизода. Составление плана легенды.

4.


1

Внеклассное чтение. Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Беседа по мифам.


Пересказ. Анализ эпизодов. Словарно-лексическая работа. Тест.

Устное народное творчество (5 ч)

5.

15.09.– 20.09.


1

Устное народное творчество. Загадки. Пословицы, поговорки.

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Особенности построения загадок. Отличие пословиц и поговорок.

УНТ, фольклор, загадка, пословица, поговорка. Антитеза, антонимы, иносказание.

Работа с учебником, пересказ, разгадывание и составление загадок, объяснение пословиц и поговорок.

Загадки в рисунках.


6.


1





Сказка. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика. Народные представления о долге жены, о ее духовном облике.

Сказка. Строение сказок: присказка, зачин, концовка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Сказочный персонаж. Постоянные эпитеты. Повторы. Гипербола. Олицетворения.


Выборочный пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный) сказки. Беседа по прочитанному. Словарно-лексическая работа.

Иллюстрации к народным сказкам.

Художник И. Билибин.

Фрагменты мультипликации по сказке. Иллюстрации учащихся к сказкам.


7.

22.09.- 27.09.



1

Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка».

Эстетика волшебной сказки. Нравоучительный и философский смысл сказок.

Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.

Выразительное чтение сказки. Различные виды пересказа. Чтение по ролям. Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки.






8.


1

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?».

Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики.

Выразительное чтение сказки. Сказывание. Инсценирование фрагментов. Создание собственной сказки.

9.

29.09.- 4.10.


1

Внеклассное чтение.

Сказки народов России.

Проблематика сказок разных народов. Сказки с похожим сюжетом.

Сказывание. Беседа по сказкам. Сравнение деталей.Проверочная работа по УНТ.


Древнерусская литература (2 ч)

10.


1

Древнерусская литература. Летопись.

Первичные представления о древнерусской литературе.

Начальное понятие о древнерусской литературе. Летопись. Книга рукописная, книга печатная. Фронтиспис.

Рассказ учителя. Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи.


Иллюстративный материал к повести. Художник И. Архипов. Фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади. Скульптор В. Клыков.

«Нестор- летописец».

Художник В.М. Васнецов.

11.

6.10.- 11.10.




1

«Повесть временных

лет» как памятник древнерусской литературы.

«Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе.

Выразительное чтение фрагментов «Повести».Комментированное чтение отрывка из «Похвалы князю Ярославу и книгам». Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с использованием старинных слов и выражений. Словарно-лексическая работа.



Басни народов мира (4 ч)

12.


1

Раскрытие характера персонажей в басне Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград».

Краткие сведения об авторах. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы).

Басня, притча, «эзопов язык»,мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное

чтение басен. Сопоставление басен различных авторов на одну и ту же тему.

Иллюстрации учащихся.

13.

13.10.- 18.10.



1

Нравственная проблематика и злободневность русских басен.

В.К. Тредиаковский«Ворона и Лиса». М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». А.П. Сумароков«Ворона и Лиса».

Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика

басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях.

В.К. Тредиаковский«Ворона и Лиса». М. В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». А.П. Сумароков«Ворона и Лиса». Различные способы реализации одного итого же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы).

Соотношение сюжета и аллегории в басне.

Составление рассказов о русских баснописцах на основе прочитанной статьи. Выразительное чтение басен, их

сопоставительный анализ

Портреты баснописцев.

14.


1

И. А.Крылов -великий русский баснописец

Жанр басни в творчестве Крылова. Народные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Обличение пороков в баснях Крылова.

Динамизм и многозначность характеров в баснях.


Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» по ролям. Работа с учебником. Конкурс на лучшее прочтение басен «Волк на псарне», «Демьянова уха»,

«Свинья под дубом». Определение морали каждой басни. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями. Размышления над иносказательным смыслом басен.

Портрет И.А. Крылова. Художник К. Брюллов. Фотография памятника баснописцу в Летнем саду. Скульптор

П.К. Клодт. Иллюстративный материал к басням.

15.

20.10.- 25.10.


1

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало».

Русская басня в ХХ в. Тематика, проблематика басен С. Михалкова.

Выразительное чтение басен.

Размышления над иносказательным смыслом.

Инсценирование басни. Проведение конкурса рисунков к текстам понравившихся басен. Сочинение собственной басни.

Портрет С. В. Михалкова. Иллюстрации учащихся.


Литература XIX в. (26 ч.)


А.С. Пушкин (5 ч.)

16.


1

А.С. Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Семья поэта. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».


Комментированное чтение статей в учебнике. Рассказы о родных и близких поэта заранее подготовленных учеников.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Няне».

Портрет А. Пушкина. Художник О. Кипренский. Портреты родителей поэта.

«Арина Родионовна»,

Я.П. Серяков. Барельеф.

«Михайловское». Литография П.А.Александрова с оригинала И.С. Иванова. Иллюстративный материал к «Сказке...».

17.

27.10.- 1.11.


1

«Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - прямая наследница народной».

Понятие о стихотворной сказке.

Отличия литературной сказки от фольклорной.

Литературная (авторская) сказка и ее отличия от фольклорной.

Выразительное чтение «Сказки». Формулирование ответов на вопросы учебника. Словарно-лексическая работа.

18.


1

Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Добро и зло в сказке А.С. Пушкина; отношение автора к героям.

Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Воскресшая сила добра. Литературные приемы создания сказочной ситуации.

Авторский замысел и способы его характеристики. Композиция сказки. Риторическое обращение, фольклорные элементы.

Выразительное чтение фрагментов «Сказки...» по ролям. Запись ключевых слов, с помощью которых можно воссоздать

портрет и характер царевны. Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Размышление о близости «Сказки...» к произведениям унт.

Иллюстративный материал к «Сказке...».

2 четверть

19.

10.11.- 15.11.


1

Сказочные традиции

в поэме А. Пушкина«Руслан и Людмила».


Мотивы народного творчества в поэме. Богатство выразительных средств. Сказочная основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке. Поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке.


Выразительные средства.

Выразительное чтение сказки (пролога). Формулирование ответов на вопросы учебника.

Словарно-лексическая работа. Исследование вопроса «Как художник Н. Крамской и композитор М. Глинка «прочитали эту поэму?».

Портрет поэта. Художник О.Кипренский. «Пушкин у Лукоморья». Худ. Н. Рамазанов. «У Лукоморья». Художник Н. Крамской. Иллюстрации художника И. Билибина. Фрагменты из оперы М. Глинки (ария «О поле, поле», «Марш Черномора»).

20.


1

Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога».

Анализ стихотворения «Зимняя дорога.

Ритм, рифма.

Выразительное чтение стихотворения. Формулирование ответов на вопросы учебника.

Литературная игра «Буриме». Тест.

Зимний пейзаж в живописи.

21.

17.11.- 22.11.


1

Поэзия XIX в. о

русской природе.

Анализ стихотворений о

природе М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначально…», «Весенние воды», А.А. Фета «Чудная картина…», Е.А. Баратынского «Весна! Весна!..», И.З. Сурикова «В ночном».

Средства

образной выразительности.

Выразительное чтение и анализ

стихотворений. Формулирование ответов на вопросы учебника.


Картины русской

природы в живописи.

22.



1


Р/р Урок-концерт.

Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.


Выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Познавательная игра.

Создание проекта: альбом «Русский пейзаж в лирике и живописи».

М. Ю. Лермонтов (3 ч.)

23.

24.11.

- 29.11.




1

М.Ю. Лермонтов.

Детские годы поэта.


Рассказ учителя о детстве поэта Комментированное чтение статьи учебника.

Портреты

М.Ю.Лермонтова, бабушки, фотографии имения в Тарханах.

24.


1

Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.

Начало литературной деятельности, интерес к истории России. История создания «Бородино».

Взаимосвязь истории и литературы. Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Беседа о войне 1812 г., историческая справка. Выразительное чтение стихотворения.

Словарно-лексическая работа.

Портреты героев 1812 г. Иллюстрации к стихотворению(художники Н.Н. Побединская(1952),Н.В. Кузьмин (1944)). «Бородинский бой»

(художник П.Е. Заболотский), «Военный совет в Филях»

(художник А.Д. Кившенко), «Бородинская 6игва»(репродукция панорамы А.Ф. Тубо).

25.

1.12.-6.12.



1

Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова.

Бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

Осмысление композиции произведения. Словесное рисование. Размышления об авторской оценке героев и событий. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения. Творческая работа «На Бородинском поле».


Н. В. Гоголь (4 ч.)

26.


1

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.


Рассказ о детских годах Н.В. Гоголя и его отношении к своей «малой» родине на основании прочитанной статьи учебника.

Портрет Н.В. Гоголя.

Иллюстрации к повети.

Видеофильм «Ночь перед Рождеством»

27-28.

8.12.- 13.12.



2

Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством»

Фантастика народных сказок в произведении. Отражение славянских преданий. Реалистическое и фантастическое. Образы и события. Яркость и выразительность народной речи.

Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении. Фантастика, сюжет.

Выразительное чтение фрагментов повести. Беседа о прочитанном. Рассказ о героях. Работа с заданиями учебника.

29.

15.12 – 20.12


1

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством».

Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая сила в произведении. Поэтизация чистой и светлой любви. Суеверие, злая сила, победа добра. Юмор в повести. Сочетание комического и лирического, светлого и мрачного.

Художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Художественный пересказ понравившегося фрагмента. Формулирование ответов на вопросы учебника. Анализ фрагментов, рассказывающих об Оксане; устное сочинение об Оксане. Словесное рисование. Словарно-лексическая работа

Анализ средств художественной выразительности. Творческая работа.


30.


1

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.

Контроль зун.


Контрольный тест.


И. С. Тургенев (4 ч.)

31.

22.12 – 27.12


1

Детские впечатления И.С. Тургенева.

Детские впечатления писателя. Спасское-Лутовиново

в представлениях и творческой биографии И. С. Тургенева.


Выразительное чтение статьи учебника. Пересказ.

Портрет И.С.Тургенева. «Главный усадебный дом в Спасском-

Лутовинове». Гравюра М. Рашевского.

32.


1

Рассказ «Муму». Образы центральные и второстепенные.

История создания рассказа, его сюжет и герои.

Рассказ.

Формулирование ответа на вопрос «Какие впечатления детства писателя связаны с историей Герасима?».Выразительное чтение фрагментов рассказа. Анализ эпизодов. Словесное рисование.

Иллюстрации к рассказу.



3 четверть

33.

12.01. -17.01.


1

Тематика и социальная проблематика рассказа.

Тематика и социальная проблематика рассказа Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие. Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью.

Углубление представлений о теме художественного произведения. Эпитет, сравнение (развитие представлений).

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Художественный пересказ понравившегося эпизода. Рассказ о герое по плану. Размышления над понятиями: «добродетельность», «добросердечие»,«добродушие», «доброта», «добронравие». Домашнее сочинение по рассказу.

Раздаточный иллюстративный материал к рассказу.

34.


1

«Стихотворения в прозе».

Особенности стихотворении в прозе. Анализ стихотворений «Воробей», «Русский язык».

Стихотворение в прозе.

Анализ стихотворений в прозе, выразительное чтение наизусть стихотворения «Русский язык».Формулирование ответов на вопросы учебника.


Н. А. Некрасов (2 ч.)

35.

19.01. –

24.01.


1

Н.А. Некрасов. Тема детства в стихотворении

Н. Некрасова «Крестьянские дети».

Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни. Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей.

Сюжет в лироэпическом произведении.

Выразительное чтение стихотворения. Запись слов, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям.

Озаглавливание частей стихотворения. Запись строк, в которых заключена основная художественная идея стихотворения.

Портрет Н. А. Некрасова. «Крестьянские дети» (художник И.С. Глазунов). «Мужичок с ноготок» (художник Д. Шмаринов).

«Грибная пора отойти не успела» (художник Д. Шмаринов).

36.



1

Стихотворения

«Крестьянские дети», «Тройка».

Отношение автора к героям

стихотворения «Крестьянские дети». Судьба крестьянской женщины в стихотворении «Тройка».

Строфа.

Выразительное чтение наизусть

отрывка из стихотворения «Крестьянские дети». Выразительное чтение стихотворения «Тройка». Обсуждение судьбы крестьянской девушки. Составление словарной статьи понятия «строфа».

Песни на слова

Некрасова.

Л. Н. Толстой (4 ч.)

37.

26.01 – 31.01


1

Л. Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.

Краткие сведения о писателе.

Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».


Комментированное чтение статьи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном.

Портрет Л.Н. Толстого и его родителей.

Иллюстрации к рассказу.

38.


1

«Кавказский пленник». Тема и основные проблемы рассказа.

Тема и основные проблемы рассказа: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя.


Выразительное чтение фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном.Формулирование ответов на вопросы учебника. Художественный пересказ понравившегося

эпизода.

39.

2.02. – 7.02.


1

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы.

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Осуждение в рассказе трусости и слабости духа. Прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Авторское отношение.

Портрет, роль детали в создании художественного образа.

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный). Словарно-лексическая работа. Формулирование ответов на вопросы учебника. Составление плана сравнительной характеристики.




40.


1

Р/р Подготовка к домашнему сочинению на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?».

Жилин и Дина. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Работа с сюжетом рассказа. Подбор материала к сочинению.

Сюжет и фабула. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, конфликт.

Пересказ. Словесное рисование. Дискуссия. Комментированное чтение статьи учебника. Определение фабульных элементов. Составление плана сочинения.

А. П. Чехов (2 ч.)

41.

9.02. – 14.02.

.


1

Детские и юношеские годы писателя.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.


Рассказ учителя о А. Чехове. Комментированное чтение статьи учебника. Пересказ.

Портрет А. Чехова.

Фотодокументы: семейная фотография Чеховых. Таганрог, фото дома, где родился Чехов. Фотография дома в Мелихове.

42.


1

Юмористические рассказы Чехова «Пересолил», «Злоумышленник».

Тема рассказов. Приемы создания характеров и ситуаций. Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказов.


Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа. Диалог.

Выразительное чтение рассказов, в том числе по ролям. Художественный пересказ фрагмента. Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Формулирование ответов на вопросы учебника. Создание собственного юмористического рассказа.

Литература ХХ в. (20 ч.)

43.

16.02 – 21.02


1

И. А. Бунин (2 ч.)


И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...».

Детские годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.Бунина. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой...».

Стихотворение-размышление, образ-пейзаж.

Выразительное чтение статьи учебника. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Комментированное чтение статьи учебника. Исследовательская деятельность: а) составление словарика смысловых групп существительных стихотворения;

б) определение, темы
стихотворения (мир
природы и его обитатель-олень);

в) анализ глаголов и
прилагательных в про изведении;

г) комментированное чтение 3-й и 4-й строф; д) подведение учащихся к мысли о скрытой теме стихотворений о победе красоты над смертью.

Портрет И. Бунина.

44.



1

Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне».


Живописание природы как эстетической ценности. Восприятие главным героем природы и окружающего мира.

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений).

Выразительное чтение фрагментов.

Рассказ о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни и ее жителей.

Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне.

Л.Н. Андреев(2 ч.)

45 - 46.

23.02

28.02


2

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче».

Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Тема, эпизод, финал.

Рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Формулирование ответов на вопросы учебника. Пересказ краткий, выборочный. Анализ эпизодов: «Первые дни на даче», «Счастливое время».

Размышление о финале рассказа.


Портрет Л. Андреева.


47 - 48.

2.03. –

7.03



2

А.И. Куприн (2 ч.)


А. И. Куприн. Рассказ «Золотой петух». Тема рассказа, особенности создания образа.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Основная тема рассказа, определение особенностей создания образа в произведении. Мастерство писателя.

Рассказ (развитие представлений), характеристика персонажа, портрет героя.

Рассказ о Куприне. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ от другого лица, Размышление о названии рассказа. Отзыв об эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника.

Портрет Куприна. Иллюстрации учащихся.

49.

9.03. – 14.03


1

А.А.Блок (2 ч.)


А.А. Блок. Детские впечатления.

Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).



Рассказ о детстве поэта с использованием ключевых слов, передающих атмосферу, в которой рос маленький Саша.

Портрет А. Блока. Фотография гимназиста А. Блока в кругу семьи на крыльце дома в Шахматове.

50.


1

«Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом». Художественное своеобразие стихотворений.

Стихотворения «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом...». Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей. Художественное своеобразие стихотворения.

Антитеза

Словесное рисование: картина летнего вечера. Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова А.А. Блока».

Иллюстрации учащихся к стихотворениям.

С.А. Есенин (2 ч.)

51.

16.03– 21.03


1

С.А. Есенин. Детские годы.

Детские годы Есенина. В есенинском Константинове.


Комментированное чтение отрывка из автобиографии поэта. Беседа.

Портрет С. Есенина.

Фотография дома, в котором родился поэт. Музыкальное сопровождение к стихотворениям Есенина.

52.


1

Единство человека и природы в лирике.

«Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха.

Эпитет, сравнение, олицетворение

(развитие представлений о понятиях).

Выразительное чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование. Аналитическое чтение статьи «В мире художественного слова Есенина». Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений: «Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:

  1. 1.Признаки сходства стихотворений: близость тем, некоторых художественных приемов.

  2. 2.Нахождение различий (образы стихотворений, цветообозначения, передача звукообраза).

  3. Анализ образно- выразительных

  4. средств.


4 четверть

А.П.Платонов (2 ч.)

53.

31.03 – 4.04


1

А. Платонов. О писателе.

Краткие сведения о Платонове. Рассказ «Никита».


Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Комментированное чтение статьи учебника. Беседа. Выразительное чтение рассказа.

Портрет А. Платонова, фотографии поэта. Фотографии памятника писателю, установленного на главной улице Воронежа.

54.


1

Мир глазами ребенка в рассказе «Никита».

Тема рассказа. Беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Пересказ фрагмента. Составление словаря для характеристики предметов и явлений. Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника. Формулирование ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию. Подготовка к домашнему сочинению на основе собственных впечатлений («Каким я помню детство»).

П.П. Бажов (2 ч.)

55.

6.04. – 11.04


1

П.П. Бажов. Встреча с писателем.

Краткий рассказ о писателе. История создания сказа «Каменный цветок».

Начальное представление о сказе. Сказ и сказка (общее и различное).

Выразительное чтение статьи и отрывков из сказа. Беседа по прочитанному.


Портрет П.П. Бажова.

56.


1

Сказ «Каменный цветок».

Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Приемы создания художественного образа.

Художественный образ.

Отзыв об эпизоде. Пересказ от первого лица. Инсценированное

чтение. Лексическая работа: толкование слов и выражений. Наблюдение за особенностями речи персонажей.


Кинодокументы (фрагмент из кинофильма «Каменный цветок»). Иллюстрации к произведению художника В. Панова. Иллюстрации детей.

Н.Н. Носов (1 ч.)

57.

13.04 – 18.04


1

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника».


Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Эпитет, метафора.

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение рассказа, в том числе по ролям. Словесное рисование. Беседа по вопросам учебника.

Портрет писателя. Иллюстрации к рассказу.

58.


1

Е.И. Носов (1 ч.)


Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

Краткие сведения о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Юмор (развитие представления).

Рассказ ученика «Качества, определяющие характер мальчика Е. Носова». Выразительное чтение рассказа. Работа с ключевыми понятиями «добро» и «доброта». Формулирование ответов на вопросы учебника. Подбор синонимов и антонимов к словам. Словесное рисование.

Портрет Е. Носова

В.П. Астафьев (2 ч.)

59-60.

20.04 – 25.04


2

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Краткие сведения о писателе.

Поведение героя в лесу. Основные черты

характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя

через преодоление сложных жизненных ситуаций.

Автобиографичность литературного произведения

(начальное представление).

Рассказ учителя или ученика. Комментированное чтение. Пересказ. Формулирование ответов на вопросы учебника. Характеристика героя.

Портрет В. Астафьева.

Родная природа в произведениях писателей XX века (2 ч.)

61 – 62.

27.04 – 2.05.


2

Родная природа в произведениях писателей XX века.

Поэзия и проза XX века о родной природе: B.Боков «Поклон», Н. Рубцов «В осеннем лесу…», Р. Гамзатов «Песня соловья», В. Белов «Весенняя ночь», В. Распутин «Век живи – век люби» (отрывок). Краткие сведения о писателях. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему

миру. Отражение красоты природы в стихах.

Тропы (развитие представлений).

Выразительное чтение вступительных статей учебника. Конкурс чтецов. Анализ произведений. Словесное рисование. Беседа по вопросам учебника.

Портреты писателей.

Иллюстрации

учащихся. Подбор музыкальных фрагментов к произведениям.



Зарубежная литература (8 ч.)

63.

4.05. – 9.05.



1

Д. Дефо (1 ч.)


Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо».

Краткие сведения о жизни Д. Дефо.

Черты характера главного

героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие).

Приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях). «Робинзонада».

Выразительное чтение и художественный пересказ понравившихся фрагментов.

Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Робинзон Крузо - это произведение о том, что человек все может».

Портрет Д. Дефо. Иллюстрации к произведению.


Х.К. Андерсен (2 ч.)

64.


1

Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей».


Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способ его характеристики.

Рассказ об удивительном сказочнике. Комментированное чтение статьи учебника. Художественный пересказ понравившегося эпизода сказки. Беседа по вопросам учебника.

Портрет писателя. Иллюстрации к сказке.

65.

11.05 -16.05


1

Внеклассное чтение. Сказки Х.К. Андерсена.

Конкурс на знание сказок Андерсена.


Художественный пересказ любимой сказки. Инсценирование эпизодов. Участие в конкурсной программе.

Иллюстрирование сказок.


Марк Твен (2 ч.)

66.

1

М. Твен. Краткие

сведения о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).


Автобиография и автобиографические мотивы. Провинциальный американский городок на Миссисипи и его обитатели.

Автобиография. Ирония.

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов книги о Томе Сойере. Различные виды чтения. Выборочный и сжатый пересказ. Словарно-лексическая работа.


Портрет писателя.

Фотографии памятников литературным героям Твена: Тому Сойеру в США, Питеру Пену в Англии, Русалочке в Дании. Иллюстративный материал к повести.

67.

18.05 –

23.05


1

Мир детства и мир взрослых.

Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков, их смелость, фантазия и авантюризм. Бекки Тэчер и Том. Внутренний мир героев М. Твена, черты характера.

Художественный пересказ понравившегося отрывка.

Обучение составлению плана VI главы. Составление словесного портрета Гека. Подготовка к выполнению домашнего задания (письменный отзыв о герое).

68.

.


1

Ж. Рони – Старший (1 ч.)


Ж. Рони-Старший.

Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Эмоциональный мир древнего человека в повести.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).Гуманистическое изображение доисторического человека. Человек и природа, борьба за выживание.


Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение фрагментов глав из повести. Выборочный пересказ. Обучение составлению плана Письменная и устная характеристика героя.

Портрет Ж. Рони - Старшего. Иллюстративный материал.

А. Линдгрен (1 ч.)

69.

25.05 – 30.05


1

А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Роман (первоначальные сведения о понятии).

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное чтение отрывка из романа. Беседа по вопросам учебника.

Портрет писательницы

70.


1

Итоговая контрольная работа.

Контроль зун.


Контрольный тест.







1 Фактически уроков может быть меньше 70 ч., т. к. на учебные часы выпадают праздничные дни: 8.03; 1.05; 9.05.


Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С. Меркина
  • Русский язык и литература
Описание:

Материал представляет собой рабочую программу по литературе в 5 классе общеобразовательной школы по программе Г.С. Меркина.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю, 35 учебных недель), включает

  • пояснительную записку, состоящую из разделов: "Общая характеристика учебного предмета", "Цели обучения", "Формы организации образовательного процесса", "Результаты обучения", "Учебно-методическое обеспечение", "Техническое обеспечение";
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематическое планирование.

РП предназначена для учителей русского языка и литературы, работающих в 5 классе. 

Автор Рулько Татьяна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1565
Номер материала 28133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓