Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе в 10 классе

Рабочая программа по литературе в 10 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года),

- Федерального базисного учебного плана (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010 и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Лебедева Ю.В.(Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. М.: Просвещение, 2012);

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-2015 уч. год (Приказ Минобразования РФ № 253 от 31.03.2014, Приказ Минобразования РБ № 459 от 31.03.2014);

-Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (Приказ № 221 от 01.09.2014 г.);

-Примерного положения о рабочей программе, разработанного в ОУ МБОУ «Лицей №1» (Приказ № 221 от 01.09.2014г.).


На изучение курса отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю (из них внеклассное чтение – 8 ч., развитие речи – 18 ч., сочинений – 14 ч., практических работ – 1 ч.).


Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели обучения:


- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;


- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;


- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Задачи обучения:


- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;


- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;


- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;


- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.




Учебно - тематический план


п/п

Наименование разделов


Всего часов

Из них



Развитие речи

(Сочинения)

Вн. чт.

Проверочная работа

I

Введение.

2

-

-

-

II

Литература первой половины XIX века.

28

8(6)

2

-

1

Творчество А.С. Пушкина.

11

2(2)

-

-

2

Творчество М.Ю. Лермонтова.

9

3(2)

1

-

3

Творчество Н.В. Гоголя.

8

3(2)

1

-

III

Литература второй половины XIX века.

68

10(8)

3

1

1

Обзор русской литературы второй половины XIX века

1

-

-

-

2

Творчество И.А. Гончарова.

4

-

-

-

3

Творчество А.Н. Островского.

7

2(2)

-

-

4

Творчество И.С. Тургенева.

8

3(2)

-

-

5

Творчество Ф.И. Тютчева.

4

-

-

-

6

Творчество А.А. Фета.

2

-

-


7

Творчество А.К. Толстого.

1

-

1

-

8

Творчество Н.А. Некрасова.

9

1

-

1

9

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2

-

-

-

10

Творчество Л.Н. Толстого.

13

1(1)

1

-

11

Творчество Ф.М. Достоевского.

9

2(2)

-

-

12

Творчество Н.С. Лескова.

2

-

1

-

13

Творчество А.П. Чехова.

6

1(1)

-

-

IV

Из литературы народов России.

1

-

1

-

V

Из зарубежной литературы.

2

-

2

-

VI

Обобщение.

1

-

-

-



Итого



102


18(14)


8


1




Содержание учебной программы


Литература XIX века

Введение (2ч.)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л.Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово Кобылин). Русская поэзия. Судьба романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, её гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.


Литература первой половины XIX века (20 + 8ч.)

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. Поэма «Медный всадник».

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.



Литература второй половины XIX века (58 + 10ч.)


Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.


А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике (Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».)

Теория литературы. Углубление понятий о драме как о роде литературы, о жанрах комедии. Драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе (Д. И. Писарев. «Базаров»).

Теория литературы. Углубление понятий о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и историей, с «божесковсемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Эти бедные селенья...», «Природа – сфинкс…», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

Теория литературы. Углубление понятий о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль» «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».



Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало поэмы. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «В дороге», «В дороге...», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Умру я скоро…», «Музе»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск, и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

Роман-эпопея «Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого. История создания. Жанровое своеобразие романа. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Замысел романа и его воплощение. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиция снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.


А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Случай из практики», «Чёрный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.



Из литературы народов России (1ч.)


Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.


Из зарубежной литературы второй половины XIX века (2ч.)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.


Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.


Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.


Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образов, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.



Обобщение (1ч.)


Календарно-тематическое планирование



№ урока

№ урока по теме

дата

Тема урока

Творческие работы

Применение ИКТ

Примечание

по плану

по факту

1

1

04.09

04.09

Введение (2ч.)

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.




2

2

06.09

06.09

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.





Литература первой половины XIX века (28ч.)


3

1

08.09

08.09

А.С.Пушкин (11ч.). Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Развитие реализма.


Презентация


4

2

11.09


Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

Р.Гарипов «Стихи».




5

3

13.09


Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.




6

4

15.09


Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.




7

5

18.09


Философская лирика А.С.Пушкина.




8

6

20.09


Тема жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина.




9

7

22.09


Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».




10

8

25.09


Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».




11

9

27.09


Социально-философские проблемы поэмы.




12

10

29.09


Р./Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Сочинение



13

11

02.10


Р./Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Сочинение



14

1

03.10


М.Ю.Лермонтов (9ч.). Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.


Презентация


15

2

13.10


Молитве как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.




16

3

16.10


Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

Р.Бикбаев «Письмо моему народу».




17

4

18.10


Р./Р. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание».

Анализ стихотворе

ний

Презентация


18

5

20.10


Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.




19

6

23.10


«Как часто, пёстрою толпою окружён…»как выражение мироощущения поэта.




20

7

25.10


Вн. чт. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова.




21

8

27.10


Р./Р. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Сочинение



22

9

23.10


Р./Р. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Сочинение



23

1

25.10


Н.В.Гоголь (8ч.). Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».


Презентация


24

2

27.10


Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».




25

3

30.10


«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека».




26

4

01.11


Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга.

Р./Р.Обучение анализу эпизода.

Анализ эпизода



27

5

03.11


Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».




28

6

05.11


Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».


Фильм


29

7

08.11


Р./Р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Сочинение



30

8

10.11


Р./Р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Сочинение




Литература второй половины XIX века (68ч.)

31

1

13.11


Обзор русской литературы второй половины 19 века. Основные проблемы.

Н.Наджми «Стихи».





32

1

15.11


И.А.Гончаров (4ч.). Жизнь и творчество. Особенности композиции романа «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа.


Презентация


33

2

17.11


Обломов – «коренной народный наш тип». Смысл его жизни и смерти.


Фильм


34

3

24.11


«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.




35

4

27.11


«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

М.Карим «Улыбка».




36

1

29.11


А.Н.Островский (7ч.). Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.


Презентация


37

2

01.12


Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев.


Фильм


38

3

04.12


Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Смысл названия.




39

4

06.12


Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».




40

5

08.12


Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы.




41

6

11.12


Р./Р. Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».

Сочинение



42

7

13.12


Р./Р. Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».

Сочинение



43

1

15.12


И.С.Тургенев (8ч.). Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе.


Презентация


44

2

18.12


И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».




45

3

20.12


Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.


Фильм


46

4

22.12


«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».




47

5

25.12


Любовь в романе «Отцы и дети».




48

6

27.12


Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Р./Р. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Анализ эпизода



49

7

29.12


Р./Р. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Сочинение



50

8

12.01


Р./Р. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Сочинение



51

1

15.01


Ф.И.Тютчев (4ч.). Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.


Презентация


52

2

17.01


Единство мира и философия природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Н.Наджми «Баллада о песне».




53

3

19.01


Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева.




54

4

22.01


Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».




55

1

24.01


А.А.Фет (2ч.). Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

Н.Наджми «Ворота».


Презентация


56

2

26.01


Любовная лирика А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи.




57

1

29.01


Вн. чт. А.К.Толстой (1ч.). Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого.




58

1

31.01


Н.А.Некрасов (8ч.). Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа.


Презентация


59

2

02.02


Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.




60

3

05.02


Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.




61

4

07.02


Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация.




62

5

09.02


«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.




63

6

12.02


Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.




64

7

14.02


Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».




65

8

16.02


Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

А.Хакимов «Плач домры».




66

9

19.02


Р./Р. Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова.




67

1

21.02


М.Е.Салтыков – Щедрин (2ч.). Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.




68

2

02.03


Обзор романа М.Е.Салтыкова – Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.




69

1

05.03


Л.Н.Толстой (13ч.). Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.


Презентация


70

2

07.03


Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.




71

3

09.03


История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора.


Фильм


72

4

12.03


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.




73

5

14.03


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.




74

6

16.03


Женские образы в романе «Война и мир».




75

7

19.03


Семья Ростовых и семья Болконских.




76

8

21.03


Тема народа в романе «Война и мир».




77

9

23.03


Тема народа в романе «Война и мир».




78

10

26.03


Кутузов и Наполеон.

Р.Гарипов «Баллада о Салавате».




79

11

28.03


Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».




80

12

30.03


Художественные особенности романа «Война и мир».




81

13

02.04


Р./Р. Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению.

Анализ эпизода. Сочинение



82

1

04.04


Ф.М.Достоевский (9ч.). Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.


Презентация


83

2

06.04


Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.И.Достоевского.




84

3

09.04


История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе.


Фильм


85

4

11.04


Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.




86

5

13.04


Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова.

Г.Муртазин «Восхождение».




87

6

20.04


«Двойники» Раскольникова.




88

7

23.04


Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога.




89

8

24.04


Р./Р. Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Сочинение



90

9

25.04


Р./Р. Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Сочинение



91

1

27.04


Н.С.Лесков (2ч.). Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин.


Презентация


92

2

30.04


Вн. чт. Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.




93

1

04.05


А.П.Чехов (6ч.). Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. «Человек в футляре».


Презентация


94

2

07.05


Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах» и др.




95

3

08.05


Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».




96

4

11.05


«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.




97

5

14.05


Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.

Н.Мусин «Лес».




98

6

16.05


Р./Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова.

Сочинение




Из литературы народов России (1ч.)



99


1

18.05





Вн. чт. К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».





Из зарубежной литературы (2ч.)



100


1


21.05




Вн. чт. «Вечные» вопросы в зарубежной литературе.




101

2

22.05


Вн. чт. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.




Обобщение (1ч.)

102

1

23.05


Нравственные уроки русской литературы 19 века.








Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Учащиеся должны знать/понимать:


- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;


учащиеся должны уметь:


- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.



Источники информации


Учебно-методическое обеспечение



Учебники



Учебные пособия


Методические пособия


Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2012.

Русская литература ХIХ века: практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Г.И.Беленький. Э.А.Красновский. С.А.Леонов и др.; Под ред. Лысого Ю.И.

М.: Просвещение, 2006.

Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе.10 кл. – М.: ВАКО, 2010.

Турьянская Б.И. Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 10 кл. Урок за уроком: в 2ч. ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.





Дополнительная литература


1. Доронина Т.В. Анализ стихотворения: учебное пособие/ Т.В.Доронина, Н.В.Францова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.


2. Комплект портретов «Русские писатели XX века». Наглядное пособие. ООО «Дрофа», 2003.


3. Литературные места России. Альбом. – М.: «Советская Россия»,1987.


4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь/ М.И.Мещерякова. – М.: Айрис-пресс, 2005.


5. Рисунки русских писателей XVII-XX века /Автор-составитель В. Дуганов. Москва: «Советская Россия», 1988.


6. Русский язык и литература. 5-11: творческие упражнения к урокам развития речи / Сос. О.А.Хорт, Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008.


7. Тургенев в школе: пособие для учителя/ сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение,1981.


8. Турьянская Б.И. Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 10 кл. Урок за уроком: в 2ч. ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.




Произведения для заучивания наизусть


А.С.Пушкин. 3-4 стихотворения по выбору.

М.Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения по выбору.

А.А.Фет. «На заре ты её не буди…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Какая ночь!..», «Это утро, радость эта…», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор).

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (монолог по выбору).





Рабочая программа по литературе в 10 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа разработана на основе  программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение,  2010  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  Лебедева Ю.В.(Литература. 10 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. М.: Просвещение, 2012);

      На изучение курса отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю (из них внеклассное чтение – 8 ч., развитие речи – 18 ч., сочинений – 14 ч., практических работ – 1 ч.).

     Содержит следующие разделы:

Пояснительная записка

Учебно - тематический план

Содержание учебной программы

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

 Источники информации

Дополнительная литература

 

 Произведения для заучивания наизусть.

Автор Голова Нина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 416
Номер материала 25973
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓