Пояснительная
записка
Рабочая программа
составлена на основе:
- Федерального
компонента Государственного образовательного стандарта общего образования
(Приказ Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года),
- Федерального
базисного учебного плана (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 9 марта
2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений
5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2010 и
учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Лебедева Ю.В.(Литература.
10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный
уровни. В 2 частях. М.: Просвещение, 2012);
- Федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-2015
уч. год (Приказ Минобразования РФ № 253 от 31.03.2014, Приказ Минобразования
РБ № 459 от 31.03.2014);
-Учебного плана МБОУ «Лицей №1» (Приказ №
221 от 01.09.2014 г.);
-Примерного положения о рабочей программе,
разработанного в ОУ МБОУ «Лицей №1» (Приказ № 221 от 01.09.2014г.).
На изучение курса отводится 102 часа из
расчёта 3 часа в неделю (из них внеклассное чтение – 8 ч., развитие речи – 18
ч., сочинений – 14 ч., практических работ – 1 ч.).
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая
духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без
чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как
школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры:
литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой
воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям
нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне
сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся
об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне
осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой
на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего
образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной
школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как
незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального
и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к
богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет
формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения,
развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать
любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных
произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика,
соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также
культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды
деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому
или
иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического
содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по
мотивам литературных произведений.
Цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном
мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений
о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и
творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа
и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его
историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных
знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и
использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи обучения:
- формирование способности понимать и
эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения
русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы
особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и
расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и
русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные
идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и
национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков,
обеспечивающих владение русским литературным языком, его
изобразительно-выразительными средствами.
Учебно - тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
Из них
|
|
|
Развитие речи
(Сочинения)
|
Вн. чт.
|
Проверочная работа
|
I
|
Введение.
|
2
|
-
|
-
|
-
|
II
|
Литература первой
половины XIX века.
|
28
|
8(6)
|
2
|
-
|
1
|
Творчество
А.С. Пушкина.
|
11
|
2(2)
|
-
|
-
|
2
|
Творчество
М.Ю. Лермонтова.
|
9
|
3(2)
|
1
|
-
|
3
|
Творчество
Н.В. Гоголя.
|
8
|
3(2)
|
1
|
-
|
III
|
Литература второй половины XIX века.
|
68
|
10(8)
|
3
|
1
|
1
|
Обзор русской
литературы второй половины XIX века
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Творчество И.А. Гончарова.
|
4
|
-
|
-
|
-
|
3
|
Творчество
А.Н. Островского.
|
7
|
2(2)
|
-
|
-
|
4
|
Творчество
И.С. Тургенева.
|
8
|
3(2)
|
-
|
-
|
5
|
Творчество
Ф.И. Тютчева.
|
4
|
-
|
-
|
-
|
6
|
Творчество
А.А. Фета.
|
2
|
-
|
-
|
|
7
|
Творчество А.К.
Толстого.
|
1
|
-
|
1
|
-
|
8
|
Творчество
Н.А. Некрасова.
|
9
|
1
|
-
|
1
|
9
|
Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
|
2
|
-
|
-
|
-
|
10
|
Творчество
Л.Н. Толстого.
|
13
|
1(1)
|
1
|
-
|
11
|
Творчество
Ф.М. Достоевского.
|
9
|
2(2)
|
-
|
-
|
12
|
Творчество
Н.С. Лескова.
|
2
|
-
|
1
|
-
|
13
|
Творчество
А.П. Чехова.
|
6
|
1(1)
|
-
|
-
|
IV
|
Из
литературы народов России.
|
1
|
-
|
1
|
-
|
V
|
Из зарубежной
литературы.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
VI
|
Обобщение.
|
1
|
-
|
-
|
-
|
|
Итого
|
102
|
18(14)
|
8
|
1
|
Содержание учебной программы
Литература XIX века
Введение (2ч.)
Русская литература XIX в. в контексте мировой
культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода,
духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках
нравственного идеала). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Россия в первой половине
XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812
года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии.
Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века.
Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский.
Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и
Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь,
«натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во
второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие
капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные,
либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения.
Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л.Толстой, Достоевский),
драматургии (Островский, Сухово Кобылин). Русская поэзия. Судьба романтизма и
реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и
Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский,
Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин,
Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний
великий реалист. Наследие старой драмы, её гибель и рождение новой драматургии
в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века (20 + 8ч.)
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.
Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского
творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жёны
непорочны…», «Погасло дневное светило...»,
«Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. слияние гражданских, философских
и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории.
Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая
лирика и романтические поэмы. Историзм и народность – основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. Поэма «Медный всадник».
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы.
Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной
мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая
страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая
судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Молитва»
(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу
один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Завещание».
Своеобразие художественного мира
Лермонтова. развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы Родины, поэта
и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в
творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и
взаимовлиянии.
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
Романтические произведения. «Вечера
на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная
фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника:
сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»).
Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские
помещики» - идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и
ангельское).
«Петербургские повести».
«Невский проспект». Сочетание трагедийности и
комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический
образ бездушного и обманного города.
Литература
второй половины XIX века (58 + 10ч.)
Обзор русской
литературы второй половины XIX века. Россия второй
половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в
области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической
литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской
прозы, её социальная острота и философская глубина. Идея нравственного
самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и
новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая
русская литература и ее мировое признание.
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа. Хорошее и дурное в
характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное
явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы
ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое
обломовщина?» Н.А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева).
Теория
литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в
литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление
общего через индивидуальное. Литературная критика.
А. Н.
Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация
творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского
сценического репертуара.
Драма «Гроза».
Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное
и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой
судеб, гибелью людей.
Своеобразие
конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе.
Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт
Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная
проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и
символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и
трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в
критике (Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».)
Теория
литературы. Углубление понятий о драме как о роде
литературы, о жанрах комедии. Драмы, трагедии. Драматургический конфликт
(развитие понятия).
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Отцы и
дети». Духовный конфликт (различное отношение к
духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отражённый
в заглавии и лёгший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на
рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры
вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской
литературы на Западе. Критика о Тургеневе (Д. И. Писарев. «Базаров»).
Теория литературы. Углубление понятий о романе
(частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие
стороны в романе).
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский
характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и
историей, с «божесковсемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание
разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической
детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр –
лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных
жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды,
вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы,
архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения:
«SiIentium!», «Не то, что
мните вы, природа...», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море
ночное…», «Эти бедные селенья...», «Природа – сфинкс…», «Умом Россию не
понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.
Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)
Теория
литературы. Углубление понятий о лирике. Судьба жанров
оды и элегии в русской поэзии.
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор).
Двойственность
личности и судьбы Фета-поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее
начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота
обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое».
Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность
поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма
человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения:
«Даль» «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Ещё весны
душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…»,
«Заря прощается с землёю…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На
качелях».
Теория
литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция
лирического стихотворения.
Алексей
Константинович Толстой. Жизнь и творчество.
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы
поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и
романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза
дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».
Н. А. Некрасов.
Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист.
Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв
с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли
сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и
будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация
плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических
переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе
разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.
Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на
Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта
тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных
заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное
начало поэмы. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «В дороге», «В
дороге...», «Надрывается сердце от муки…», «Душно! Без счастья и воли…», «Умру
я скоро…», «Музе»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...»,
«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...»,
«Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной…».
Теория
литературы. Понятие о народности искусства.
Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).
«История
одного города» - ключевое художественное
произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену
градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа
как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование
против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория
литературы. Фантастика, гротеск,
и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции
писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания,
их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление
типа толстовского героя – просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства.
Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
Роман-эпопея
«Война и мир» - вершина творчества Л.Н.Толстого.
История создания. Жанровое своеобразие романа. Образ автора как объединяющее
идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические
устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа
как «тела» нации с её «умом» - просвещённым дворянством на почве общины и
личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные
искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и
эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.
Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони,
Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные
в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева.
Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их
противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог
как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и
эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и
мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог
(развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» -
первый идеологический роман. Замысел романа и его воплощение.
Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения.
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиция
снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете
религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе,
проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания
интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ
самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Художественные
открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Теория литературы.
Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман
идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и
Достоевского.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор).
Бытовые повести
и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные
праведники.
Повесть «Очарованный
странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант
и творческий дух человека из народа.
«Тупейный
художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность
обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы
повествования Лескова о русском человеке.
(Изучается одно
произведение по выбору.)
Теория
литературы. Формы повествования. Проблема сказа.
Понятие о стилизации.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные
жанры – сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения
«маленького человека».
Конфликт между
сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма
ранних рассказов.
Многообразие
философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт
обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности,
«футлярное» существование, образы будущего – темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы
по выбору: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»,
«Дом с мезонином», «Случай из практики», «Чёрный монах» и др.
«Вишневый
сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева
как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в
пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки.
Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение
творческого наследия Чехова для мировой литературы.
Теория
литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика:
открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая
деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых
эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России (1ч.)
Коста Хетагуров.
Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор).
Стихотворения из
сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова
и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение
тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика
художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной
литературы второй половины XIX века (2ч.)
Основные
тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.
Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами.
Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них
значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе.
«Кукольный
дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и
героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль
естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как
«драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный
корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим.
Апология стихийности, раскрепощённости, свободы и своеволия художника.
Склонность к деформации образов, к смешению пропорций,
стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения.
Своеобразие поэтического языка.
Обобщение (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
№ урока
|
№ урока по теме
|
дата
|
Тема урока
|
Творческие работы
|
Применение ИКТ
|
Примечание
|
по плану
|
по факту
|
1
|
1
|
04.09
|
04.09
|
Введение
(2ч.)
Русская литература 19 века в контексте
мировой культуры.
|
|
|
|
2
|
2
|
06.09
|
06.09
|
Основные темы и проблемы русской литературы
19 века.
|
|
|
|
Литература
первой половины XIX века (28ч.)
|
3
|
1
|
08.09
|
08.09
|
А.С.Пушкин (11ч.). Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Развитие реализма.
|
|
Презентация
|
|
4
|
2
|
11.09
|
|
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода
южной и михайловской ссылок.
Р.Гарипов
«Стихи».
|
|
|
|
5
|
3
|
13.09
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
|
|
|
|
6
|
4
|
15.09
|
|
Эволюция темы свободы и рабства в лирике
А.С.Пушкина.
|
|
|
|
7
|
5
|
18.09
|
|
Философская лирика А.С.Пушкина.
|
|
|
|
8
|
6
|
20.09
|
|
Тема жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина.
|
|
|
|
9
|
7
|
22.09
|
|
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный
всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
|
|
|
|
10
|
8
|
25.09
|
|
Образ Петра 1 как царя-преобразователя в
поэме «Медный всадник».
|
|
|
|
11
|
9
|
27.09
|
|
Социально-философские проблемы поэмы.
|
|
|
|
12
|
10
|
29.09
|
|
Р./Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
|
Сочинение
|
|
|
13
|
11
|
02.10
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
|
Сочинение
|
|
|
14
|
1
|
03.10
|
|
М.Ю.Лермонтов (9ч.). Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
|
|
Презентация
|
|
15
|
2
|
13.10
|
|
Молитве как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.
|
|
|
|
16
|
3
|
16.10
|
|
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.
Р.Бикбаев
«Письмо моему народу».
|
|
|
|
17
|
4
|
18.10
|
|
Р./Р. Анализ
стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание».
|
Анализ стихотворе
ний
|
Презентация
|
|
18
|
5
|
20.10
|
|
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
|
|
|
|
19
|
6
|
23.10
|
|
«Как часто, пёстрою толпою окружён…»как
выражение мироощущения поэта.
|
|
|
|
20
|
7
|
25.10
|
|
Вн. чт. Адресаты
любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
|
|
|
|
21
|
8
|
27.10
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
|
Сочинение
|
|
|
22
|
9
|
23.10
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
|
Сочинение
|
|
|
23
|
1
|
25.10
|
|
Н.В.Гоголь (8ч.). Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе
близ Диканьки».
|
|
Презентация
|
|
24
|
2
|
27.10
|
|
Сатирическое и эпикодраматическое начала в
сборнике «Миргород».
|
|
|
|
25
|
3
|
30.10
|
|
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ
«маленького человека».
|
|
|
|
26
|
4
|
01.11
|
|
Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ
Петербурга.
Р./Р.Обучение
анализу эпизода.
|
Анализ эпизода
|
|
|
27
|
5
|
03.11
|
|
Правда и ложь, реальность и фантастика в
повести «Невский проспект».
|
|
|
|
28
|
6
|
05.11
|
|
Вн. чт. Н.В.Гоголь
«Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».
|
|
Фильм
|
|
29
|
7
|
08.11
|
|
Р./Р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
|
Сочинение
|
|
|
30
|
8
|
10.11
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
|
Сочинение
|
|
|
Литература
второй половины XIX века (68ч.)
|
31
|
1
|
13.11
|
|
Обзор русской литературы второй половины 19
века. Основные проблемы.
Н.Наджми
«Стихи».
|
|
|
|
32
|
1
|
15.11
|
|
И.А.Гончаров (4ч.). Жизнь и творчество. Особенности композиции романа «Обломов».
Социальная и нравственная проблематика романа.
|
|
Презентация
|
|
33
|
2
|
17.11
|
|
Обломов – «коренной народный наш тип». Смысл
его жизни и смерти.
|
|
Фильм
|
|
34
|
3
|
24.11
|
|
«Обломов» как роман о любви. Авторская
позиция и способы её выражения в романе.
|
|
|
|
35
|
4
|
27.11
|
|
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в
русской критике.
М.Карим
«Улыбка».
|
|
|
|
36
|
1
|
29.11
|
|
А.Н.Островский (7ч.). Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве
писателя.
|
|
Презентация
|
|
37
|
2
|
01.12
|
|
Драма «Гроза». История создания, система
образов, приёмы раскрытия характеров героев.
|
|
Фильм
|
|
38
|
3
|
04.12
|
|
Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Смысл
названия.
|
|
|
|
39
|
4
|
06.12
|
|
Город Калинов и его обитатели. Изображение
«жестоких нравов» «тёмного царства».
|
|
|
|
40
|
5
|
08.12
|
|
Протест Катерины против «тёмного царства».
Нравственная проблематика пьесы.
|
|
|
|
41
|
6
|
11.12
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».
|
Сочинение
|
|
|
42
|
7
|
13.12
|
|
Р./Р. Классное сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».
|
Сочинение
|
|
|
43
|
1
|
15.12
|
|
И.С.Тургенев (8ч.). Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской
литературе.
|
|
Презентация
|
|
44
|
2
|
18.12
|
|
И.С.Тургенев – создатель русского романа.
История создания романа «Отцы и дети».
|
|
|
|
45
|
3
|
20.12
|
|
Базаров – герой своего времени. Духовный
конфликт героя.
|
|
Фильм
|
|
46
|
4
|
22.12
|
|
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».
|
|
|
|
47
|
5
|
25.12
|
|
Любовь в романе «Отцы и дети».
|
|
|
|
48
|
6
|
27.12
|
|
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
Р./Р. Анализ
эпизода «Смерть Базарова».
|
Анализ эпизода
|
|
|
49
|
7
|
29.12
|
|
Р./Р. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
|
Сочинение
|
|
|
50
|
8
|
12.01
|
|
Р./Р. Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
|
Сочинение
|
|
|
51
|
1
|
15.01
|
|
Ф.И.Тютчев (4ч.). Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик.
|
|
Презентация
|
|
52
|
2
|
17.01
|
|
Единство мира и философия природы в лирике
Ф.И.Тютчева.
Н.Наджми
«Баллада о песне».
|
|
|
|
53
|
3
|
19.01
|
|
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева.
|
|
|
|
54
|
4
|
22.01
|
|
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как
стихийная сила и «поединок роковой».
|
|
|
|
55
|
1
|
24.01
|
|
А.А.Фет (2ч.).
Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Н.Наджми
«Ворота».
|
|
Презентация
|
|
56
|
2
|
26.01
|
|
Любовная лирика А.А.Фета. Гармония и
музыкальность поэтической речи.
|
|
|
|
57
|
1
|
29.01
|
|
Вн. чт. А.К.Толстой
(1ч.). Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии
А.К.Толстого.
|
|
|
|
58
|
1
|
31.01
|
|
Н.А.Некрасов (8ч.). Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.
Судьба народа.
|
|
Презентация
|
|
59
|
2
|
02.02
|
|
Героическое и жертвенное в образе
разночинца-народолюбца.
|
|
|
|
60
|
3
|
05.02
|
|
Н.А.Некрасов о поэтическом труде.
Поэтическое творчество как служение народу.
|
|
|
|
61
|
4
|
07.02
|
|
Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, её
психологизм и бытовая конкретизация.
|
|
|
|
62
|
5
|
09.02
|
|
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история
создания и композиция поэмы.
|
|
|
|
63
|
6
|
12.02
|
|
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на
Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема
социального и духовного рабства.
|
|
|
|
64
|
7
|
14.02
|
|
Образы народных заступников в поэме «Кому на
Руси жить хорошо».
|
|
|
|
65
|
8
|
16.02
|
|
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Фольклорное начало в поэме.
А.Хакимов
«Плач домры».
|
|
|
|
66
|
9
|
19.02
|
|
Р./Р. Письменная
работа по творчеству Н.А.Некрасова.
|
|
|
|
67
|
1
|
21.02
|
|
М.Е.Салтыков – Щедрин (2ч.). Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок.
|
|
|
|
68
|
2
|
02.03
|
|
Обзор романа М.Е.Салтыкова – Щедрина
«История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.
Образы градоначальников.
|
|
|
|
69
|
1
|
05.03
|
|
Л.Н.Толстой (13ч.). Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.
|
|
Презентация
|
|
70
|
2
|
07.03
|
|
Вн. чт. Народ и
война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
|
|
|
|
71
|
3
|
09.03
|
|
История создания романа «Война и мир».
Особенности жанра. Образ автора.
|
|
Фильм
|
|
72
|
4
|
12.03
|
|
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера
Безухова.
|
|
|
|
73
|
5
|
14.03
|
|
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера
Безухова.
|
|
|
|
|
74
|
6
|
16.03
|
|
Женские образы в романе «Война и мир».
|
|
|
|
75
|
7
|
19.03
|
|
Семья Ростовых и семья Болконских.
|
|
|
|
76
|
8
|
21.03
|
|
Тема народа в романе «Война и мир».
|
|
|
|
77
|
9
|
23.03
|
|
Тема народа в романе «Война и мир».
|
|
|
|
78
|
10
|
26.03
|
|
Кутузов и Наполеон.
Р.Гарипов
«Баллада о Салавате».
|
|
|
|
79
|
11
|
28.03
|
|
Проблемы истинного и ложного в романе «Война
и мир».
|
|
|
|
80
|
12
|
30.03
|
|
Художественные особенности романа «Война и
мир».
|
|
|
|
81
|
13
|
02.04
|
|
Р./Р. Анализ
эпизода из романа «Война и мир».
Подготовка к домашнему сочинению.
|
Анализ эпизода. Сочинение
|
|
|
82
|
1
|
04.04
|
|
Ф.М.Достоевский (9ч.). Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
|
|
Презентация
|
|
83
|
2
|
06.04
|
|
Образ Петербурга в русской литературе.
Петербург Ф.И.Достоевского.
|
|
|
|
84
|
3
|
09.04
|
|
История создания романа «Преступление и
наказание». «Маленькие люди» в романе.
|
|
Фильм
|
|
85
|
4
|
11.04
|
|
Проблема социальной несправедливости и
гуманизм писателя.
|
|
|
|
86
|
5
|
13.04
|
|
Духовные искания интеллектуального героя и
способы их выявления. Теория Раскольникова.
Г.Муртазин
«Восхождение».
|
|
|
|
87
|
6
|
20.04
|
|
«Двойники» Раскольникова.
|
|
|
|
88
|
7
|
23.04
|
|
Значение образа Сони Мармеладовой в романе
«Преступление и наказание». Роль эпилога.
|
|
|
|
89
|
8
|
24.04
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
|
Сочинение
|
|
|
90
|
9
|
25.04
|
|
Р./Р. Классное
сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
|
Сочинение
|
|
|
91
|
1
|
27.04
|
|
Н.С.Лесков (2ч.). Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван
Флягин.
|
|
Презентация
|
|
92
|
2
|
30.04
|
|
Вн. чт. Рассказ
«Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл
рассказа.
|
|
|
|
93
|
1
|
04.05
|
|
А.П.Чехов (6ч.).
Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 годов. «Человек в футляре».
|
|
Презентация
|
|
94
|
2
|
07.05
|
|
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.
«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики»,
«Чёрный монах» и др.
|
|
|
|
95
|
3
|
08.05
|
|
Душевная деградация человека в рассказе
«Ионыч».
|
|
|
|
96
|
4
|
11.05
|
|
«Вишнёвый сад»: история создания, жанр,
система образов. Разрушение дворянского гнезда.
|
|
|
|
97
|
5
|
14.05
|
|
Символ сада в комедии «Вишнёвый сад».
Своеобразие чеховского стиля.
Н.Мусин
«Лес».
|
|
|
|
98
|
6
|
16.05
|
|
Р./Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.П.Чехова.
|
Сочинение
|
|
|
Из
литературы народов России (1ч.)
|
99
|
1
|
18.05
|
|
Вн. чт. К.Хетагуров.
Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
|
|
|
|
Из
зарубежной литературы (2ч.)
|
100
|
1
|
21.05
|
|
Вн. чт. «Вечные»
вопросы в зарубежной литературе.
|
|
|
|
101
|
2
|
22.05
|
|
Вн. чт. Романтизм,
реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.
|
|
|
|
Обобщение
(1ч.)
|
102
|
1
|
23.05
|
|
Нравственные уроки русской литературы 19
века.
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Результаты изучения
курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены
на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных
произведений;
- основные факты жизни и творчества
писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности
историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать
художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять
«сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение
с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения
(или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое
отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения
и сочинения разных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и
письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями
художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской
литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования
культуры межнациональных отношений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования
являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом
или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа
текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих
интересов и возможностей.
Источники информации
Учебно-методическое обеспечение
Учебники
|
Учебные
пособия
|
Методические пособия
|
Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. - М.: Просвещение,
2012.
|
Русская
литература ХIХ века: практикум: учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Г.И.Беленький.
Э.А.Красновский. С.А.Леонов и др.; Под ред. Лысого Ю.И.
М.: Просвещение,
2006.
|
Егорова Н.В.,
Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе.10 кл. – М.:
ВАКО, 2010.
Турьянская Б.И.
Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 10 кл. Урок за уроком: в
2ч. ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.
|
Дополнительная
литература
1. Доронина Т.В. Анализ стихотворения: учебное пособие/ Т.В.Доронина,
Н.В.Францова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
2. Комплект
портретов «Русские писатели XX века». Наглядное пособие.
ООО «Дрофа», 2003.
3. Литературные
места России. Альбом. – М.: «Советская Россия»,1987.
4. Мещерякова М.И.
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь/ М.И.Мещерякова. – М.:
Айрис-пресс, 2005.
5. Рисунки русских
писателей XVII-XX века
/Автор-составитель В. Дуганов. Москва: «Советская Россия», 1988.
6. Русский язык и
литература. 5-11: творческие упражнения к урокам развития речи / Сос. О.А.Хорт,
Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Тургенев в
школе: пособие для учителя/ сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение,1981.
8. Турьянская Б.И. Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 10
кл. Урок за уроком: в 2ч. ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2008.
Произведения
для заучивания наизусть
А.С.Пушкин. 3-4 стихотворения по выбору.
М.Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения по выбору.
А.А.Фет. «На заре ты её не буди…», «Я пришёл к
тебе с приветом…», «Какая ночь!..», «Это утро, радость эта…», «Я тебе ничего не
скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор).
Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю
иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо
(отрывок по выбору).
А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору).
И.С.Тургенев. Отцы и дети (монолог по выбору).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.