Дата
|
№ урока
|
Тема урока/
Элементы содержания
|
Теория литературы/ Региональный компонент
|
Тип
урока
|
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
|
Коррекционная
работа
|
Виды контроля/ Домашнее задание
|
|
|
Роды и жанры литературы
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос,
лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений.
Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.
Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы.
Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и
слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы
|
ТЛ: Роды и жанры литературы
|
Урок изучения нового
материала, урок-беседа
|
Знать: авторов
и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы
в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).
Понимать: значение
изучения литературы.
Уметь: различать
произведения разных литературных родов; рассказывать о прочитанных книгах
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
Рассказы о прочитанных за
лето книгах, викторина/
с. 3-7, записи в тетради
выучить
|
|
|
Античная литература
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).
Героический эпос древности. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл
— герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея
— одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа
|
ТЛ: Героический эпос
|
Урок изучения нового
материала, урок-беседа
|
Знать: автора
и героя произведения;
Понимать:
значение героического эпоса
Уметь: использовать материал, изученный на уроках
истории
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
многократное чтение: вслух выразительно с переходом на незнакомую
часть текста/
Рисунки к произведению/
|
|
|
Фольклор
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры
устного народного творчества.
Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров
фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора
«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных
подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая
драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры
— все присутствующие, которые именуются «фофацы»
|
ТЛ: Жанры современного фольклора
ТЛ: Жанры народного театра
РК: Былина «Садко и морской царь». Воплощение в былинах духа древнего
Новгорода
|
Комбинированный
|
Знать: основные
жанры фольклора и особенности их развития; жанры народного театра; содержание
народной драмы «Барин»; содержание народной драмы; особенности пьесы-игры.
Понимать: двойственный
характер пьесы-игры; сатирический пафос произведения; открытый характер и
творческую направленность пьесы-игры. Уметь: определять
жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям; включаться в игру;
сатирически изображать актуальные проблемы
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
выразительное чтение по ролям/ с.16-20, чтение по ролям; с.18-19, ответить
на вопросы
|
|
|
Литература эпохи Возрождения
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Великие имена эпохи и герои их произведений.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии
«вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии
|
ТЛ: Трагедия. Сонет
|
Урок изучения нового
материала, урок-беседа
|
Знать: сведения
о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и
Джульетта»; теоретико-литературные понятия драматическое
произведение, трагедия, сюжет, вечные темы; особенности
жанра трагедии.
Понимать: своеобразие
вечных тем в трагедии.
Уметь:
прослеживать развитие драматургического конфликта; определять
элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи
|
Развитие памяти, восприятия, внимания
Развитие образного мышления
|
Чтение вслух выразительно с переходом на незнакомую часть текста; релаксация
|
|
5
|
Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала
трагедии. Понятие о катарсисе.
|
|
Комбинированный
|
Знать:
признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и
Джульетта» и других произведений У. Шекспира; теоретико-литературные понятия
конфликт, катарсис.
Понимать:
гуманистический пафос произведения; значение творчества
У. Шекспира для мировой культуры.
Уметь: выразительно
читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев
и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и
определять их роль
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
Нарисовать иллюстрацию к одному их эпизодов трагедии; подготовить
сообщение о сонете (индивидуальное задание)
|
|
6
|
Сонеты. Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.
Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе
разных стран на протяжении нескольких столетий: А.С.Пушкин. «Сонет»
(«Суровый Дант не презирал сонета...»). И.Ф.Анненский. «Перебой ритма»;
К.Д.Бальмонт. «Хвала сонету»; В.Я.Брюсов. «Сонет к
форме»; Н.С.Гумилев. «Сонет»; Игорь Северянин. «Бунин» и
др. (по выбору учителя)
|
ТЛ: Сонет
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: теоретико-литературное
понятие сонет; историю
жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.
Понимать:
лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию,
искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета.
Уметь: выступать
с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать
сонеты;
находить
в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их
роль; прослеживать развитие жанра сонета
|
Развитие творческих способностей
|
Выразительное чтение / с.335-341, выучить наизусть (на выбор)
|
|
|
Литература эпохи Просвещения
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического
произведения. Сатирический образ господина Журдена
|
ТЛ: Комедия
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: теоретико-литературное
понятие комедия; краткое
содержание комедии Мольера;
Понимать:
сатирический образ героя комедии;
Уметь: выразительно
читать отдельные сцены комедии
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
Комментированное чтение по ролям; ответы на проблемные вопросы.
Чтение наизусть/ с.22-23, прочитать
|
|
|
Литература XIX века
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Самые популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет
жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.:
роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров
|
ТЛ: Жанры эпоса, лирики, драмы
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать:
отличительные черты литературы XIX века;
теоретико-литературные понятия эпос, лирика, драма; жанровые особенности ранее изученных произведений XIX
века.
Понимать:
роль XIX века в развитии русской литературы.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного
|
Развитие образного мышления
|
Подготовить выразительное чтение басни (автор и название – на выбор
учащегося)
|
|
9
|
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни
Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская
басня XVIII в. А. П. Сумароков
|
ТЛ: Басня и притча
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные
понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов
язык, мораль
Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.
Уметь: выразительно читать басни
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
с.23, выучить литературоведческие термины, с.24-31, прочитать
|
|
10
|
Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов.
Басни Козьмы Пруткова
|
|
Комбинированный
|
Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные
понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов
язык, мораль; изученные басни
И.А. Крылова наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.
Уметь: выразительно читать и анализировать басни;
характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику
басен разных авторов на один сюжет
|
Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия,
артикуляции
|
с.32, прочитать;
выучить наизусть басню И.А. Крылова
|
|
11
|
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в
современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв.
Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве,
в том числе в школьном фольклоре
|
ТЛ: Баллада
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: признаки жанра баллады;
Понимать: роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями
европейских авторов.
Уметь: выразительно читать балладу; определять элементы сюжета и
композиции; находить признаки фольклора в балладе
|
Развитие концентрации и устойчивости внимания
|
с.37-49, прочитать
|
|
12
|
В.А.Жуковский. Баллады Жуковского. Трагические сюжеты и взыскательность
нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка».
Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в
переводах Жуковского и Лермонтова.
|
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: сюжет
и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику
баллады; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно
читать и пересказывать балладу, составлять ее план; характеризовать героев и
их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и
определять их роль
|
Развитие творческих способностей
|
с.32-36, выразительное чтение
|
|
13
|
«Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа
баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром
природы
|
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: содержание баллады.
Понимать:
связь картин природы с характером
героини и общим настроением повествования.
Уметь: выразительно читать и анализировать балладу;
характеризовать героиню и ее поступки; определять стихотворные размеры;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Развитие словесно-логического мышления
|
Выразительное чтение баллады; отрывок наизусть (на выбор)
|
|
14
|
А.С.Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***»
(«Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»,
«Я вас любил: любовь еще быть может...», «Туча», «Друзьям», «19 октября»
(Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия»). Богатство тематики и
разнообразие жанров в творчестве А.С.Пушкина. Жанры лирики поэта: послание,
элегия, стансы, эпиграмма и др.
|
ТЛ: Жанр лирики
|
Комбинированный
|
Знать: сведения
о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль
тропов, звукописи в стихотворениях; чувства и настроения автора.
Уметь: выступать
с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения;
прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять
стихотворные размеры; объяснять значение устаревших слов
|
Развитие долговременной памяти
|
Выучить наизусть стихотворение (на выбор)
|
|
15
|
Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта
|
Урок-концерт сценического мастерства
|
Комбинированный
|
Знать: содержание
и адресатов лирических посланий А.С. Пушкина. Понимать: совершенство
стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искренность чувств автора; роль
стихотворений в развитии музыкального искусства. Уметь: выразительно
читать стихотворения; характеризовать чувства и настроения лирического героя;
определять стихотворные размеры, способы рифмовки; находить в поэтических
текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять
значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять
произведения литературы и музыки
|
Развитие словесно-логического мышления
|
Выразительное
чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания
|
|
16
|
Жанры прозы А.С.Пушкина.
«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести—
Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести
|
ТЛ: Жанр эпоса (повесть)
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: признаки жанра
повести; сюжет и героев повести «Барышня-крестьянка»; теоретико-литературные
понятия экспозиция, завязка,
кульминация, развязка.
Понимать: своеобразие жанра и
композиции повести.
Уметь: пересказывать
повесть; определять элементы композиции; анализировать эпизоды повести;
объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
С.59-77, ответить на вопросы к повести
|
|
17
|
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. Рассказ или повесть?
|
|
Урок-практикум
|
Знать: сюжет и героев повести.
Понимать: совершенство
пушкинской прозы; авторский юмор.
Уметь: анализировать
эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную и
групповую характеристику героев; находить в тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, мышления,
экспрессивной стороны речи
|
Пересказ фрагментов повести
|
|
18
|
«Дубровский». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные
особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки
любовного и социального романа
|
ТЛ: Жанр эпоса (роман)
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: признаки жанра романа;
сюжет и героев романа «Дубровский»; теоретико-литературные понятия экспозиция,
завязка, кульминация, развязка.
Понимать: своеобразие жанра и
композиции произведения.
Уметь: сопоставлять план
романа с его воплощением; пересказывать текст; определять элементы композиции;
давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений,
встретившихся в тексте
|
Развитие эмоционально-волевой сферы (оценка поступка и собственное мнение);
памяти, восприятия, мышления
|
с.79-100, ответить на вопросы к роману
|
|
19
|
Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение
|
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Знать: сюжет и героев
романа; теоретико-литературное понятие романтический
герой.
Понимать:
роль
портрета в характеристике героя; отношение автора к герою.
Уметь: составлять план
характеристики
|
Развитие эмоционально-волевой сферы (оценка поступка (нравственность,
благородство, честь) и собственное мнение); памяти, восприятия, мышления
|
С.99-100, характеристика Владимира
Дубровского;
Пересказ эпизода «Обед в
Покровском» от лица разных персонажей
|
|
20
|
Судьба героев
|
|
Урок-беседа, урок-практикум
|
Знать: сюжет и героев
романа; теоретико-литературное понятие романтический
герой.
Понимать:
роль
портрета, пейзажа в характеристике героя; отношение автора к герою.
Уметь: характеризовать
героя и объяснять его поступки
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
С.98, итоговые вопросы и задания, №1
|
|
21
|
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра.
Споры о его роли в современной литературе
|
|
Комбинированный
Обсуждение
тем сочинения:
1.
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать
разбойником?
2.
Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?
3.
Особенности жанра романа А.С. Пушкина «Дубровский»
|
Знать: теоретико-литературное
понятие роман; историю жанра романа
(кратко).
Понимать:
жанровые особенности произведений А.С. Пушкина;
подвижность жанрового определения романа.
Уметь: определять
жанр произведения; строить развернутые высказывания на заданную тему;
составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
|
Развитие личностных качеств, памяти, экспрессивной стороны речи
|
Подбор материалов к
сочинению, составление плана сочинения, черновик сочинения
|
|
22
|
Сопоставление повести и романа
|
|
Урок развития речи
|
Знать: теоретико-литературные
понятия роман, повесть;
Понимать:
жанровые особенности романа и повести;
Уметь: определять
жанр произведения
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
Ответить на вопросы №2,8, 11; выполнить итоговые задания
|
|
23
|
М.Ю.Лермонтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я
другой...», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва»
(«В минуту жизни трудную...»), «эпиграммы и мадригалы», «эпитафия». Различные
жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения
(баллада, поэма)
|
ТЛ: Рифма. «Словарь рифм» М.Ю.Лермонтова
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: жанры
и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; стихотворение «Смерть поэта» наизусть;
теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение.
Понимать:
настроения и чувства лирического героя; осознание поэтом
неповторимости своего творчества
Уметь: выразительно
читать и анализировать стихотворения, определять их жанровую принадлежность;
характеризовать особенности сюжета и композиции стихотворений; находить в поэтических
текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия,
артикуляции
|
с.105-113, выразительное чтение стихотворений
|
|
24
|
Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности
композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора
|
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: историю
создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»; теоретико-литературные понятия
эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Понимать:
гневный, обличительный пафос стихотворения; роль стихотворения
в судьбе поэта.
Уметь: выступать
с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать
стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
|
Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений, экспрессивной
стороны речи
|
Выучить наизусть отрывок из стихотворения
|
|
25
|
«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета
|
|
Урок-беседа
|
Знать: содержание поэмы «Мцыри».
Понимать: лироэпический
характер поэмы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа
к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, составлять ее
цитатный план и пересказывать по плану; объяснять значение слов и выражений,
встретившихся в тексте
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
Выразительное чтение наизусть, элементы анализа
текста/подготовить пересказ эпизода «Бой с барсом»
|
|
26
|
Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме
|
|
Комбинированный
|
Знать: содержание поэмы.
Понимать: роль образов природы
в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль
поэмы в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать
и анализировать фрагменты поэмы; находить признаки романтизма в произведении;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и
музыки
|
Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия,
артикуляции
|
Составление цитатного плана/ Рисунки учащихся
к поэме; чтение пьесы «Ревизор»; индивидуальное задание: подготовить
сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
|
|
27
|
Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Отражение
России XIX в. в сюжете и героях комедии
|
ТЛ: Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом
произведении
|
Урок изучения нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю
создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».
Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему
комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов
|
Развивать умение оценивать поступки людей
|
С.141-190,
(1-3действ.), сообщения, вопросы и задания 1—4, 6—8
|
|
28
|
Городничий и чиновники города N. Хлестаков
|
ТЛ: Структура драматического произведения и образ героя
|
Комбинированный
|
Знать: сюжет и героев комедии; приемы сатирического изображения
(несоответствие, характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии);
теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.
Понимать: роль гротеска, речевых характеристик в создании образов;
отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.
Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать
героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
С.232, ответить на вопросы № 1-10, чтение по ролям
|
|
29
|
Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии
|
|
Комбинированный
|
Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные понятия конфликт,
развитие действия.
Понимать: смысл понятия хлестаковщина; в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос
комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям.
Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие
комедийного
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.
Владение связной речью, обогащение словарного запаса
|
Инсценирование эпизодов комедии, вопросы №11-16, с.232
|
|
30
|
Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в
пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр,
кино)
|
ТЛ: Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.
|
Обсуждение тем сочинения:
1.
Хлестаков и хлестаковщина.
2.
Образ города в комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор».
3.
Характеристика одного из героев
комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
4.
Роль эпизода в драматическом
произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя
«Ревизор»).
5. Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
|
Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения
позиции автора в произведении.
Понимать: возможность различных трактовок одного произведения.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставлять
различные трактовки одного драматического произведения; составлять план и
подбирать материалы по теме сочинения
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
составление
плана сочинения, подбор материалов, черновик сочинения
|
|
31
|
Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
|
|
Урок развития речи
|
Знать: сюжеты
и героев прочитанного произведения; особенности портрета героя; этапы работы
над сочинением.
Понимать: тему
сочинения
Уметь: раскрывать
тему сочинения; аргументировать свою точку зрения
|
Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления
|
Прочитать статью учебника «И.С.Тургенев и его «стихотворения в прозе»
|
|
32
|
И.С.Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский
язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание».
Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества
и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая
лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе»
|
ТЛ: Стихотворение в прозе
|
Урок изучения нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю
создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоретико-литературное понятие стихотворение
в прозе; содержание стихотворений
«Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык».
Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе;
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и
определять их роль
|
Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия,
артикуляции
|
Развитие устной речи;
патриотизм и любовь к Родине/
Выучить наизусть стихотворение («Русский язык»)
|
|
33
|
Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений
|
|
Комбинированный
|
Знать: содержание стихотворений
в прозе;
Понимать: гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора.
Уметь: выразительно читать стихотворения, определять их темы и
жанровую принадлежность
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
С.232-237, ответить на вопросы
|
|
34
|
Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного
подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и
лироэпических произведениях Н.А.Некрасова
|
РК: «Страшный год», «На постоялом дворе», «Горе старого Наума».
Безотрадные картины подневольного крестьянского труда
|
Урок изучения нового материала
|
Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания
и содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества,
в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос произведения, его
нравственную проблематику;
Уметь: выразительно читать стихотворение,
определять его тему
|
Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений, экспрессивной
стороны речи
|
С.237-242, выучить наизусть отрывок из стихотворения
|
|
35
|
Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои.
Позиция автора. Стиль, отвечающий теме
|
ТЛ: Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях
|
Урок изучения нового материала
|
Знать: композицию лироэпических произведений Некрасова;
Понимать: позицию автора.
Уметь: выразительно читать стихотворение,
определять его тему
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
С.258-262, ответить на вопросы и выполнить задания
|
|
36
|
Н.С.Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности
стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту»
(М.Горький)
|
ТЛ: Сказ как жанр эпоса
|
Урок изучения нового материала
|
Знать: сведения
о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и
героев сказа «Левша»; историческую основу произведения; способы создания образов.
Понимать: гуманистический
пафос произведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов.
Уметь: выступать
с сообщениями на литературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С.
Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и
их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
Подбор материала для составления характеристики героев
|
|
37
|
Пафос творческого труда в произведении
|
|
Комбинированный
|
Знать: сюжет
сказа.
Понимать: гуманистический,
патриотический пафос произведения;
Уметь: пересказывать
эпизоды сказа
|
Развитие концентрации и устойчивости внимания
|
Продолжить работу над характеристиками героев
|
|
38
|
Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники
разных рангов. Сценическая история постановок сказа.
|
|
Комбинированный
|
Знать: героев
сказа.
Понимать: иронию
автора, его отношение к героям.
Уметь: характеризовать
героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить
в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
Ответить на вопросы и выполнить задания №4-6, 9,10,12 учебника;
Прочитать статью «Из истории жанра сатиры». Ответить на вопросы
|
|
39
|
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Сатирические сказки
писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и
художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа
|
ТЛ: Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.
|
Урок
изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: сведения
о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедринатеоретико-литературные понятия гротеск,
сатира;
Понимать: сатирический
пафос произведения;
Уметь: выразительно
читать текст; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
С.262-273
|
|
40
|
Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка
названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет
сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик
|
|
Урок
изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: сюжет
и героев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола,
гротеск, аллегория, ирония.
Понимать: позицию
автора, его отношение к героям.
Уметь: выразительно
читать текст; давать сравнительную характеристику героев;
|
Развитие памяти, восприятия
|
С.273, ответить на вопросы
|
|
41
|
Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев
сказок («Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира
и гротеск. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г.Белинский)
|
ТЛ: Сатира в произведениях русских классиков
|
Урок
изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: теоретико-литературные
понятия сатира, гротеск; историю
жанра сатиры (кратко).
Понимать: разные
значения понятия сатира; роль
сатиры в искусстве и в жизни общества.
Уметь: определять
жанр литературного произведения; находить признаки сатиры в литературных
произведениях
|
Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений, экспрессивной
стороны речи
|
С.242-257, прочитать
|
|
42
|
Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету».
Америка и ее люди в зеркале сатиры Марка Твена. Произведение «Как я
редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры
Марка Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием
|
ТЛ: Памфлет
|
Урок
изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: сведения
о жизни и творчестве М. Твена; содержание рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную
газету»; теоретико-литературные понятия памфлет,
гротеск, ирония.
Понимать: сатирический
пафос и злободневность произведения; позицию автора.
Уметь: выступать
с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать
текст, определять его жанр; характеризовать героев и их поступки
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.
Владение связной речью, обогащение словарного запаса
|
С.281-290, прочитать; подготовить выразительное чтение диалогов (по
ролям) и монологов рассказа.
Прочитать статью учебника «А.П.Чехов»
|
|
43
|
А.П.Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника».
Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии».
Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги»
|
ТЛ: Юмореска
|
Урок
изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: сведения
о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание рассказов «Жалобная книга», «Хирургия»;
теоретико-литературные понятия юмор, юмореска, ирония,
сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка; особенности
жанра юморески.
Понимать: жанровое
своеобразие рассказов; юмористический пафос произведений; совершенство прозы
А.П. Чехова.
Уметь: выразительно
читать и анализировать рассказы; определять средства создания комического;
характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении
героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов и
выражений, встретившихся в рассказах
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
Выразительное
чтение, элементы анализа текста, пересказ рассказов (краткий)
|
|
44
|
Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным
героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка.
Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы
|
|
Комбинированный
|
Знать: теоретико-литературные
понятия портрет, психологический портрет.
Понимать: зависимость
портрета героя от замысла автора.
Уметь: определять
жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных
произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с
портретами-иллюстрациями
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
Вопросы
и задания с. 288
|
|
45
|
Обучение написанию отзыва о рассказе А.П.Чехова
|
|
Урок развития речи
|
Знать: сюжеты
и героев прочитанных рассказов; особенности портрета героя; этапы работы над
отзывом.
Понимать: роль
портрета в художественных произведениях.
Уметь: раскрывать
тему отзыва; аргументировать свою точку зрения
|
Развитие памяти, восприятия, внимания
Развитие образного мышления.
Развитие связной речи, обогащение словарного запаса
|
Прочитать статью учебника «Портрет героя в художественных
произведениях разных жанров»
|
|
|
Описания на страницах художественных произведений
|
|
|
|
|
|
|
46
|
Портрет
героя в художественных произведениях разных жанров
Искусство портрета в творчестве писателей XIX в.
Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом
произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах
искусства
|
ТЛ: Портрет
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать: теоретико-литературные
понятия портрет, психологический портрет.
Понимать: зависимость
портрета героя от замысла автора.
Уметь: определять
жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных
произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с
портретами -иллюстрациями
|
Развитие концентрации и устойчивости внимания
|
Подбор материала из самостоятельно прочитанных художественных произведений
на тему «Пейзаж в художественных произведениях различных жанров»
|
|
47
|
Пейзаж в художественных произведениях различных
жанров
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и
автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа
в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и
других произведениях
|
ТЛ: Пейзаж
|
Комбинированный
|
Знать: содержание изученных
художественных произведений различных жанров
Понимать: роль образов природы
в поэме; гуманистический пафос произведений; роль пейзажа в лирических и
эпических произведениях.
Уметь: выразительно читать
и анализировать произведения; находить описание пейзажей в произведениях;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и
музыки
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
Подготовиться к конференции по теме «Литература XIX
века: специфика жанров»
|
|
48
|
Конференция по теме «Литература XIX века: специфика жанров»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
Знать: произведения и авторов
литературы XIX века, жанры;
Понимать: значение литературы XIX века для современного
читателя;
Уметь: анализировать произведения;
создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и
музыки
|
Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления
|
Иллюстрации к произведениям XIX века
|
|
|
Литература XX века
|
|
|
|
|
|
|
49
|
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в.
Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как
основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и
телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств
и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова
|
|
Урок изучения нового
материала
|
Знать:
теоретико-литературное понятие Серебряный
век; особенности поэзии Серебряного
века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку».
Понимать: идейное
своеобразие лирики XX века.
Уметь: воспринимать
лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи;
находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и
определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в
стихотворениях
|
Развитие памяти, восприятия
|
Сопоставление и анализ различных жанров, с.323-324
|
|
50
|
Отражение духовных поисков человека XX
века в лирике
В.Я.Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И.А.Бунин. «Изгнание», «У птицы
есть гнездо...»; К.Д.Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь
Северянин. «Не завидуй другу...»; Р.Киплинг. «Если...» (перевод С.Маршака),
«Заповедь» (перевод М.Лозинского); А.Т.Твардовский. «Как после мартовских метелей...»,
«Июль— макушка лета». Лирические раздумья поэта; Н.А.Заболоцкий. «Гроза
идет»; Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс»; В.С.Высоцкий. «Я не люблю...»;
М.Карим. «Европа— Азия» и др.
|
ТЛ: Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.
|
Урок
обучения анализу поэтических текстов
|
Знать: содержание
стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Киплинга; теоретико-литературные
понятия сравнение, эпитет, метафора,
олицетворение, риторические фигуры.
Понимать: роль
тропов в стихотворениях; лирический пафос произведений.
Уметь: воспринимать
лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять
их жанры, темы и
идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства
и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в
стихотворениях
|
Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия,
артикуляции
|
Выразительное
чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 47, 48, 51)
|
|
51
|
М. Горький, его
творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике».
Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя.
Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки
|
ТЛ: Разнообразие жанров в творчестве писателя.
|
Урок изучения нового материала,
урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве М. Горького; сюжет и героев «Песни о Буревестнике», сказки «Старый
Год»; теоретико-литературные понятия аллегория,
олицетворение. Понимать: идею произведения; позицию автора; роль
аллегории и олицетворения в сказке.
Уметь: выразительно читать
сказку, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать
героев и их поступки
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
Ответить на вопросы и выполнить задания с.345
|
|
52
|
«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя.
Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о
Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в
произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ
Данко
|
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: содержание «Легенды
о Данко»; теоретико-литературные понятия легенда,
романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.
Понимать: идею произведения
(подвиг во имя общего счастья); позицию автора.
Уметь: выразительно читать
легенду, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать
героев и их поступки
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
Подготовить художественный пересказ легенды о Данко
|
|
53
|
В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема
творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского —
мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых
жанров. Особенности стиха Маяковского
|
ТЛ: Тонический стих Маяковского
|
Урок изучения нового материала,
урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотворений «Необычайное приключение...»,
«Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика,
рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпитет, звукопись.
Понимать: гуманистический и
сатирический пафос произведений; роль тропов в создании образов.
Уметь: выступать с сообщениями
на литературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно
читать и анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; характеризовать
героев и их поступки
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
С.357-361, ответить на вопросы, выучить отрывок наизусть
|
|
54
|
М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка).
Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета
«Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» —
сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная
связь эпиграфа с текстом
|
ТЛ: Драматическая сценка
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»;
теоретико-литературные понятия сатира,
юмор, драматическая сценка.
Понимать: смысл названия и
сатирический пафос произведения.
Уметь: выразительно читать
по ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать
героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом
|
Развитие личностных качеств.
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания
|
С.361-371, прочитать, ответить на вопросы
|
|
55
|
К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа».
Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества.
Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа
и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса
|
ТЛ: Замысел и его реализация в произведении искусства
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и
творчестве К.Г. Паустовского; содержание произведения «Рождение рассказа»;
другие произведения писателя.
Понимать: смысл названия
произведения; роль природы в рассказе. Уметь: выборочно пересказывать
и анализировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания
на основе прочитанного
|
Развитие словесно-логического мышления
|
составление плана рассказа/
с.423-431, прочитать, выборочный пересказ
|
|
56
|
Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные
и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с
рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека
|
ТЛ: Сюжет и аллегорические герои
|
Урок изучения нового материала,
урок-беседа
|
Знать:
сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова
(кратко); содержание рассказа «О чем плачут лошади».
Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе;
аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию
автора.
Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и
идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений,
встретившихся в тексте
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
Прочитать водевиль А.В. Вампилова «Несравненный Наконечников»
|
|
57
|
А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников». Решение проблемы
выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая
точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого
жанра. Замысел незавершенного водевиля
|
ТЛ: Водевиль
|
Урок изучения нового материала,
урок-беседа
|
Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко);
теоретико-литературное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев водевиля «Несравненный
Наконечников».
Понимать: юмористический пафос произведения; позицию автора; серьезность
проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ролям, определять его тему и
идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; определять
средства создания комического
|
Развитие концентрации и устойчивости внимания
|
Создание афиши водевиля (краткая характеристика действующих лиц)
|
|
58
|
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе.
К.Г.Паустовский. «Радость творчества»
|
ТЛ: Эссе
|
Урок изучения нового материала,
урок-беседа
|
Знать: теоретико-литературные понятия
эссе, афористичность, субъективность;особенности жанра эссе.
Понимать: позицию автора, его отношение к рассматриваемым проблемам.
Уметь: определять жанр произведения;
вычленять проблемы, поставленные авто-
ром; строить развернутые высказывании
на основе прочитанного; аргументировать
свою точку зрения
|
Развитие словесно-логического мышления
|
Вопросы
и задания с. 142-143
|
|
|
Великая Отечественная война в художественной
литературе
|
|
|
|
|
|
|
59
|
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ.
Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на
протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны
(повторение с привлечением ранее изученных произведений)
|
ТЛ: Живой отклик искусства на события войны
|
Комбинированный
|
Знать:
теоретико-литературные понятия эпос,
роман, повесть, рассказ.
Понимать: связь
между жанрами эпоса; некоторую условность деления эпических произведений на
жанры.
Уметь: строить
развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку
зрения
|
Развитие восприятия, внимания
|
Чтение рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»
|
|
60
|
А. Н. Толстой. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной
войны в рассказе. Тема патриотизма.
|
РК: Орлов. «Земля Новгородская» и др. А.Прокофьев. «Россия» и др.
В.Рождественский. «Волховская весна». М.Светлов. «Завет Родины»
|
Комбинированный
|
Знать: произведения
о Великой Отечественной войне; сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова
(кратко); историческую основу и содержание глав романа «Они сражались за
Родину».
Понимать: роль
природы, деталей в произведении; смысл названия романа; патриотический,
гуманистический пафос произведения.
Уметь: выразительно
читать и анализировать главы романа, определять его тему и идею; находить в
тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; строить
развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять роман и его
экранизацию
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.
Владение связной речью, обогащение словарного запаса
|
Чтение произведений о Великой Отечественной войне
|
|
61
|
|
62
|
М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в
первые месяцы войны. Трагические события отступления армии.
|
ТЛ: Живой отклик искусства на события войны
|
Комбинированный
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
Просмотр видеофильма
|
|
63
|
Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников
сражений.
|
|
Комбинированный
|
Формирование навыков восприятия, умения избегать трудности
|
Просмотр видеофильма, иллюстрации к эпизодам произведения
|
|
64
|
В. Г. Распутин. «Уроки французского». Трудные военные годы в жизни
страны
|
Война на страницах послевоенной прозы
|
Комбинированный
|
Знать:
особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведения о
жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и героев
рассказа «Уроки французского»; теоретико-литературные понятия автобиографическое
произведение, рассказ, сюжет.
Понимать: смысл
названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора.
Уметь:
пересказывать и анализировать
эпизоды рассказа; характеризовать героев
и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия
|
|
|
65
|
Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение
помочь ученику
|
|
Комбинированный
|
Развитие словесно-логического мышления
|
|
|
66
|
Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа
|
ТЛ: Живой отклик искусства на исторические события
|
Комбинированный
|
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.
Владение связной речью, обогащение словарного запаса
|
Примерные
темы сочинения:
1. Нравственный выбор моих ровесников (по рассказу В.Г.
Распутина «Уроки французского»).
2. Уроки доброты и честности в рассказе В.Г. Распутина «Уроки
французского»
|
|
|
Жанры фантастики
|
|
|
|
|
|
|
|
Фантастика и ее жанры в современной литературе
|
|
|
|
|
|
|
67
|
Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр рассказа в
научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой
Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою
рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом
произведении
|
ТЛ: Жанры научной фантастики.
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: теоретико-литературные понятия фантастика,
научная фантастика; жанры научной
фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рассказа
«Запах мысли».
Понимать: смысл названия рассказа; юмористический пафос произведения;
значение научно-фантастической литературы.
Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую
иронию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе
|
Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков
героев. Развитие личностных качеств
|
Выборочный
пересказ, вопросы и задания, с. 185
|
|
|
Жанры детективной художественной литературы
|
|
|
|
|
|
|
68
|
Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и
читатель детектива.
А.Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок
Холмс в оценке читателей. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет
«Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия
главного героя новелл Дойла
|
ТЛ: Новелла
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: теоретико-литературные понятия новелла,
детективная литература; особенности
произведений детективного жанра; сведения о жизни и творчестве А. Конан
Дойла; сюжет и героев новеллы «Пляшущие человечки».
Понимать: особенности детективной литературы, ее значение; роль А.
Конан Дойла в развитии жанра детективной литературы;
причины популярности героя новелл писателя.
Уметь: пересказывать
текст, определять его жанр и элементы композиции; характеризовать героев и их
поступки
|
Развитие концентрации и устойчивости внимания
|
|
|
69
|
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от
древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество».
Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.
|
ТЛ: Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура
|
Урок изучения нового материала, урок-беседа
|
Знать: теоретико-литературные понятия ирония,
парафраз, пародия, палиндромон (плиндром (чтение от конца к началу)
как способ создания пародии,
фельетон, шарж; примеры
пародий.
Понимать: цель авторов пародий.
Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство
стиха; аргументировать свою точку зрения; определять способы создания пародий
|
Развитие словесно-логического мышления
|
|
|
70
|
Итоговая конференция по теме «Авторы, сюжеты и герои произведений,
изученных в 7 классе»
|
|
Урок развития речи, повторительно-обобщающий
урок
|
Знать: произведения
современной литературы и их авторов.
Понимать: необходимость
и важность самостоятельного чтения.
Уметь: воспринимать
и кратко пересказывать произведения современной литературы; характеризовать
героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе
прочитанного; аргументировать свою точку зрения
|
Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.
Владение связной речью, обогащение словарного запаса
|
Списки книг для летнего чтения
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.