Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (7 класс)

Рабочая программа по литературе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (7 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4





РАССМОТРЕНО Согласовано УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей зам.директора по УВР Директор школы

гуманитарного цикла

____)____________ ФИО ________________ ФИО _________________ ФИО

Протокол №1 «___» ___сентября 2014 г. «___» ___сентября 2014 г.

«___» __августа 2014 г.






рабочая программа

по литературе

7 класс

на 2014 – 2015 учебный год






Разработала: Е.Д.Маслова

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Предмет литература входит в образовательную область «Филология». Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Реализация цели литературного образования определяется характером задач, которые решаются на уроках литературы. Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения; сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю). В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова. Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова.

Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых жанров.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим учебным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства, на основе общности их тематики, проблематики, идейно эстетических позиций авторов (Русский язык – прямое и переносное значение слова; подробное и выборочное изложение текста публицистического характера, сочинения-рассуждения на морально-эстетическую тему. Изобразительное искусство – А. Опекушин. Памятник А.С. Пушкину; В. Тропинин. Портрет А.С. Пушкина; О. Кипренский Портрет А.С. Пушкина. Музыка «Украинские народные песни и танцы»).

Содержание учебника–хрестоматии «Литература» автора Т. Ф. Курдюмовой направлено на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного понять художественную ценность произведений, определить их место в историко-литературном процессе. В хрестоматии раскрывается жанровая структура литературных произведений, приводятся сведения об истории развития некоторых жанров.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (автор Т.Ф.Курдюмова) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой М.: Дрофа, 2010 и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья помимо основных целей и задач изучения литературы сформулированы следующие коррекционные задачи:

  • развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации, представлений о времени; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

  • развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму, планировать деятельность;

  • развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки;

  • развитие речи: фонематического восприятия, устной и письменной речи, монологической речи; диалогической речи; лексико-грамматических средств языка;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Принципы, на которых базируется программа

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

  • уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью,

  • комплексный подход при разработке уроков,

  • вариативность содержания и форм проведения уроков,

  • научность, связь теории и практики,

  • преемственность,

  • наглядность,

  • систематичность и последовательность,

  • прочность полученных знаний,

  • активность и сознательность обучения.





Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе


Дата

урока

Тема урока/

Элементы содержания

Теория литературы/ Региональный компонент

Тип

урока

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Коррекционная

работа



Виды контроля/ Домашнее задание




Роды и жанры литературы







1

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы

ТЛ: Роды и жанры литературы

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: авторов и героев произведений, изученных ранее; основную проблему изучения литературы в 7 классе (роды и жанры в художественной литературе, их развитие).

Понимать: значение изучения литературы.

Уметь: различать произведения разных литературных родов; рассказывать о про­читанных книгах

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия

Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина/

с. 3-7, записи в тетради выучить



Античная литература







2

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Героический эпос древности. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа

ТЛ: Героический эпос

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: автора и героя произведения;

Понимать: значение героического эпоса

Уметь: использовать материал, изученный на уроках истории

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

многократное чтение: вслух выразительно с переходом на незнакомую часть текста/

Рисунки к произведению/



Фольклор







3

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора

«Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофацы»

ТЛ: Жанры современного фольклора










ТЛ: Жанры народного театра



РК: Былина «Садко и морской царь». Воплощение в былинах духа древнего Новгорода

Комбинированный

Знать: основные жанры фольклора и осо­бенности их развития; жанры народного те­атра; содержание народной драмы «Барин»; содержание народной драмы; осо­бенности пьесы-игры.

Понимать: двойственный характер пьесы-игры; сатирический пафос произведения; открытый характер и творче­скую направленность пьесы-игры. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям; включаться в игру; сатирически изображать актуальные проблемы

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

выразительное чтение по ролям/ с.16-20, чтение по ролям; с.18-19, ответить на вопросы



Литература эпохи Возрождения







4

Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии

ТЛ: Трагедия. Сонет


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира (кратко); сюжет и героев трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия драматическое про­изведение, трагедия, сюжет, вечные темы; особенности жанра трагедии.

Понимать: своеобразие вечных тем в тра­гедии.

Уметь: прослеживать развитие драматургического конфликта; определять элементы сюжета; находить в тексте приметы эпохи

Развитие памяти, восприятия, внимания

Развитие образного мышления

Чтение вслух выразительно с переходом на незнакомую часть текста; релаксация


5

Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.


Комбинированный

Знать: признаки трагедии; сюжеты и героев трагедии «Ромео и Джульетта» и других произведений У. Шекспира; тео­ретико-литературные понятия конфликт, катарсис.

Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; значение творчества У. Шекспира для мировой культуры.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия

Нарисовать иллюстрацию к одному их эпизодов трагедии; подготовить сообщение о сонете (индивидуальное задание)


6

Сонеты. Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А.С.Пушкин. «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И.Ф.Анненский. «Перебой ритма»; К.Д.Бальмонт. «Хвала сонету»; В.Я.Брюсов. «Сонет к форме»; Н.С.Гумилев. «Сонет»; Игорь Северянин. «Бунин» и др. (по выбору учителя)

ТЛ: Сонет


Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие сонет; историю жанра сонета; темы и содержание сонетов У. Шекспира и русских поэтов.

Понимать: лирический пафос сонетов У. Шекспира; авторскую иронию, искренность и глубину чувств; причины популярности и долговечности жанра сонета.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; выразительно читать и анализировать сонеты;

находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать развитие жанра сонета

Развитие творческих способностей


Выразительное чтение / с.335-341, выучить наизусть (на выбор)



Литература эпохи Просвещения







7

Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Сатирический образ господина Журдена

ТЛ: Комедия

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие комедия; краткое содержание комедии Мольера;

Понимать: сатирический образ героя комедии;

Уметь: выразительно читать отдельные сцены комедии

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания


Комментированное чтение по ролям; ответы на проблемные вопросы.

Чтение наизусть/ с.22-23, прочитать




Литература XIX века







8

Самые популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров

ТЛ: Жанры эпоса, лирики, драмы

Урок изучения нового материала

Знать: отличительные черты литературы XIX века; теоретико-литературные поня­тия эпос, лирика, драма; жанровые осо­бенности ранее изученных произведений XIX века.

Понимать: роль XIX века в развитии русской литературы.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Развитие образного мышления

Подготовить выразительное чтение басни (автор и название – на выбор учащегося)


9

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков

ТЛ: Басня и притча


Урок изучения нового материала

Знать: историю развития и отличительные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль

Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.

Уметь: выразительно читать басни

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания


с.23, выучить литературоведческие термины, с.24-31, прочитать


10

Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова


Комбинированный

Знать: историю развития и отличитель­ные черты жанра басни; теоретико-литературные понятия олицетворение, ал­легория, иносказание, эзопов язык, мораль; изученные басни И.А. Крылова наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен; значение басен для развития речи.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать басни; характеризовать героев и их по­ступки; давать сравнительную характери­стику басен разных авторов на один сюжет

Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия, артикуляции


с.32, прочитать;

выучить наизусть басню И.А. Крылова


11

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре

ТЛ: Баллада

Урок изучения нового материала

Знать: признаки жанра баллады;

Понимать: роль В.А. Жуковского в обогащении русской литературы произведениями европейских авторов.

Уметь: выразительно читать балладу; определять эле­менты сюжета и композиции; находить признаки фольклора в балладе

Развитие концентрации и устойчивости внимания

с.37-49, прочитать


12

В.А.Жуковский. Баллады Жуковского. Трагические сюжеты и взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изложении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова.


Урок изучения нового материала

Знать: сюжет и героев баллады «Перчатка»; признаки жанра баллады. Понимать: лексику баллады; позицию ав­тора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, составлять ее план; характе­ризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Развитие творческих способностей

с.32-36, выразительное чтение


13

«Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы


Урок изучения нового материала

Знать: содержание баллады.

Понимать: связь картин природы с ха­рактером героини и общим настроением повествования.

Уметь: выразительно читать и анализиро­вать балладу; характеризовать героиню и ее поступки; определять стихотворные разме­ры; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Развитие словесно-логического мышления

Выразительное чтение баллады; отрывок наизусть (на выбор)


14

А.С.Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», «Туча», «Друзьям», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А.С.Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др.

ТЛ: Жанр лирики

Комбинированный

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина, жанры его лирики. Понимать: роль тропов, звукописи в стихотворениях; чувства и настроения автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать стихотворения; прослеживать изменение настроения в лирических произведениях; определять стихотворные размеры; объяснять значение устаревших слов

Развитие долговременной памяти

Выучить наизусть стихотворение (на выбор)


15

Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта

Урок-концерт сценического мастерства

Комбинированный

Знать: содержание и адресатов лирических посланий А.С. Пушкина. Понимать: совершенство стихотворений А.С. Пушкина о любви; глубину и искренность чувств автора; роль стихотворений в развитии музыкального искусства. Уметь: выразительно читать стихотворения; характеризовать чувства и настроения лирического героя; определять стихотвор­ные размеры, способы рифмовки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять произведения литературы и музыки

Развитие словесно-логического мышления

Выразительное чтение, элементы анализа поэтических текстов, вопросы и задания


16

Жанры прозы А.С.Пушкина.

«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести— Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести

ТЛ: Жанр эпоса (повесть)


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: признаки жанра повести; сюжет и героев повести «Барышня-крестьянка»; теоретико-литературные понятия экспози­ция, завязка, кульминация, развязка.

Понимать: своеобразие жанра и компози­ции повести.

Уметь: пересказывать повесть; определять элементы композиции; анализировать эпизоды повести; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия


С.59-77, ответить на вопросы к повести


17

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. Рассказ или повесть?


Урок-практикум

Знать: сюжет и героев повести.

Понимать: совершенство пушкинской прозы; авторский юмор.

Уметь: анализировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную и групповую ха­рактеристику героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, мышления, экспрессивной стороны речи

Пересказ фрагментов повести


18

«Дубровский». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа

ТЛ: Жанр эпоса (роман)

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: признаки жанра романа; сюжет и героев романа «Дубровский»; теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Понимать: своеобразие жанра и компози­ции произведения.

Уметь: сопоставлять план романа с его воплощением; пересказывать текст; опре­делять элементы композиции; давать сравнительную характеристику героев; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Развитие эмоционально-волевой сферы (оценка поступка и собственное мнение); памяти, восприятия, мышления

с.79-100, ответить на вопросы к роману


19

Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение


Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и героев романа; теорети­ко-литературное понятие романтический герой.

Понимать: роль портрета в характеристике героя; отношение автора к герою.

Уметь: составлять план характеристики

Развитие эмоционально-волевой сферы (оценка поступка (нравственность, благородство, честь) и собственное мнение); памяти, восприятия, мышления

С.99-100, характеристика Владимира Дубровского;

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных персонажей


20

Судьба героев


Урок-беседа, урок-практикум

Знать: сюжет и героев романа; теоретико-литературное понятие романтический герой.

Понимать: роль портрета, пейзажа в характеристике героя; отношение автора к герою.

Уметь: характеризовать героя и объяснять его поступки

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств


С.98, итоговые вопросы и задания, №1


21

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе


Комбинированный

Обсуждение тем сочинения:

  1. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

  2. Какова дальнейшая судьба героев незаконченного романа?

  3. Особенности жанра романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Знать: теоретико-литературное понятие роман; историю жанра романа (кратко).

Понимать: жанровые особенности про­изведений А.С. Пушкина; подвижность жанрового определения романа.

Уметь: определять жанр произведения; строить развернутые высказывания на за­данную тему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Развитие личностных качеств, памяти, экспрессивной стороны речи

Подбор материалов к сочинению, составление плана сочинения, черновик сочинения


22

Сопоставление повести и романа


Урок развития речи

Знать: теоретико-литературные понятия роман, повесть;

Понимать: жанровые особенности романа и повести;

Уметь: определять жанр произведения

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

Ответить на вопросы №2,8, 11; выполнить итоговые задания


23

М.Ю.Лермонтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «эпиграммы и мадригалы», «эпитафия». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма)

ТЛ: Рифма. «Словарь рифм» М.Ю.Лермонтова


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: жанры и основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова; стихотворение «Смерть поэта» наизусть; теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: настроения и чувства лириче­ского героя; осознание поэтом неповтори­мости своего творчества

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жан­ровую принадлежность; характеризовать особенности сюжета и композиции стихо­творений; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия, артикуляции


с.105-113, выразительное чтение стихотворений


24

Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: историю создания и содержание стихотворения «Смерть поэта»; теоретико-литературные понятия эпи­тет, сравнение, метафора, олицетворение.

Понимать: гневный, обличительный пафос стихотворения; роль стихотворения в судьбе поэта.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать стихотворение; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений, экспрессивной стороны речи

Выучить наизусть отрывок из стихотворения


25

«Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета


Урок-беседа

Знать: содержание поэмы «Мцыри».

Понимать: лироэпический характер поэмы; особенности сюжета и композиции произведения; смысл эпиграфа к поэме. Уметь: выразительно читать поэму, составлять ее цитатный план и пересказы­вать по плану; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств


Выразительное чтение на­изусть, элемен­ты анализа тек­ста/подготовить пересказ эпизода «Бой с барсом»


26

Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме


Комбинированный

Знать: содержание поэмы.

Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведения; отношение автора к герою; роль поэмы в развитии русского искусства. Уметь: выразительно читать и анализировать фрагменты поэмы; находить признаки романтизма в произведении; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия, артикуляции


Составление цитатного плана/ Рисунки учащихся к поэме; чтение пьесы «Ревизор»; индивидуальное задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя


27

Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии

ТЛ: Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; историю создания, сценическую судьбу, сюжет и героев комедии «Ревизор».

Понимать: значение эпиграфа к комедии; замысел автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему комедии, элементы композиции; выяснять значение незнакомых слов

Развивать умение оценивать поступки людей

С.141-190, (1-3действ.), сообщения, вопросы и задания 1—4, 6—8


28

Городничий и чиновники города N. Хлестаков

ТЛ: Структура драматического произведения и образ героя

Комбинированный

Знать: сюжет и героев комедии; приемы сатирического изображения (несоответствие, характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретико-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска, речевых харак­теристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ро­лям; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств


С.232, ответить на вопросы № 1-10, чтение по ролям


29

Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии


Комбинированный

Знать: сюжет и героев комедии; теоретико-литературные понятия конфликт, развитие действия.

Понимать: смысл понятия хлестаковщина; в чем загадка образа Хлестакова; сатирический пафос комедии; нравственные идеалы автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; прослеживать развитие комедийного

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.

Владение связной речью, обогащение словарного запаса

Инсценирование эпизодов комедии, вопросы №11-16, с.232


30

Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино)

ТЛ: Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

Обсуждение тем сочинения:

  1. Хлестаков и хлестаковщина.

  2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  3. Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  4. Роль эпизода в драматическом произведе­нии (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

  5. Роль внесценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Знать: сценическую историю комедии «Ревизор»; способы выражения позиции автора в произведении.

Понимать: возможность различных трактовок одного произведения.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; сопоставлять различные трактовки одного драматического произведения; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения


Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

составление плана сочинения, подбор материалов, черновик сочинения


31

Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»


Урок развития речи

Знать: сюжеты и героев прочитанного произведения; особенности портрета героя; этапы работы над сочинением.

Понимать: тему сочинения

Уметь: раскрывать тему сочинения; аргументировать свою точку зрения

Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления

Прочитать статью учебника «И.С.Тургенев и его «стихотворения в прозе»


32

И.С.Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе»

ТЛ: Стихотворение в прозе


Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Тургенева (кратко); историю создания сборника «Стихотворения в прозе»; теоре­тико-литературное понятие стихотворение в прозе; содержание стихотворений «Соба­ка», «Дурак», «Воробей», «Русский язык».

Понимать: идейное своеобразие стихотворений в прозе;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия, артикуляции


Развитие устной речи;

патриотизм и любовь к Родине/

Выучить наизусть стихотворение («Русский язык»)


33

Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений


Комбинированный

Знать: содержание стихотворений в прозе;

Понимать: гуманистический пафос произведений; чувства и настроения автора.

Уметь: выразительно читать стихотворения, определять их темы и жанровую принадлежность

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

С.232-237, ответить на вопросы


34

Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях Н.А.Некрасова

РК: «Страшный год», «На постоялом дворе», «Горе старого Наума». Безотрадные картины подневольного крестьянского труда

Урок изучения нового материала

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; историю создания и со­держание стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Понимать: роль приемов, характерных для устного народного творчества, в стихотворении; гневный, гражданский, сатирический пафос произведения, его нравственную проблематику;

Уметь: выразительно читать сти­хотворение, определять его тему

Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений, экспрессивной стороны речи

С.237-242, выучить наизусть отрывок из стихотворения


35

Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме

ТЛ: Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях


Урок изучения нового материала

Знать: композицию лироэпических произведений Некрасова;

Понимать: позицию автора.

Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

С.258-262, ответить на вопросы и выполнить задания


36

Н.С.Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М.Горький)

ТЛ: Сказ как жанр эпоса


Урок изучения нового материала

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и героев сказа «Левша»; историче­скую основу произведения; способы создания образов.

Понимать: гуманистический пафос про­изведения; отношение автора к героям; комический эффект игры слов.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характери­зовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия

Подбор материала для составления характеристики героев


37

Пафос творческого труда в произведении


Комбинированный

Знать: сюжет сказа.

Понимать: гуманистический, патриотический пафос произведения;

Уметь: пересказывать эпизоды сказа

Развитие концентрации и устойчивости внимания

Продолжить работу над характеристиками героев


38

Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.


Комбинированный

Знать: героев сказа.

Понимать: иронию автора, его отношение к героям.

Уметь: характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов и выражений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств


Ответить на вопросы и выполнить задания №4-6, 9,10,12 учебника;

Прочитать статью «Из истории жанра сатиры». Ответить на вопросы


39

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Карась-идеалист». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа

ТЛ: Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе.


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедринатеоретико-литературные понятия гротеск, сатира;

Понимать: сатирический пафос произведения;

Уметь: выразительно читать текст; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

С.262-273


40

Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сюжет и героев «Повести...»; теоретико-литературные понятия гипербола, гротеск, аллегория, ирония.

Понимать: позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст; давать сравнительную характеристику героев;

Развитие памяти, восприятия

С.273, ответить на вопросы


41

Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира как «гром негодования, гроза духа» (В.Г.Белинский)

ТЛ: Сатира в произведениях русских классиков

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия сатира, гротеск; историю жанра сатиры (кратко).

Понимать: разные значения понятия сатира; роль сатиры в искусстве и в жизни общества.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить признаки сатиры в литературных произведениях

Развитие внимания, восприятия, представлений, ощущений, экспрессивной стороны речи

С.242-257, прочитать


42

Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Америка и ее люди в зеркале сатиры Марка Твена. Произведение «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием

ТЛ: Памфлет

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена; содержание рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»; теоретико-литературные понятия памфлет, гротеск, ирония.

Понимать: сатирический пафос и злободневность произведения; позицию автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выразительно читать и анализировать текст, определять его жанр; характеризовать героев и их поступки

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.

Владение связной речью, обогащение словарного запаса

С.281-290, прочитать; подготовить выразительное чтение диалогов (по ролям) и монологов рассказа.

Прочитать статью учебника «А.П.Чехов»


43

А.П.Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги»

ТЛ: Юмореска


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; содержание рассказов «Жа­лобная книга», «Хирургия»; теоретико-литературные понятия юмор, юмореска, ирония, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка; особенности жанра юморески.

Понимать: жанровое своеобразие рассказов; юмористический пафос произведений; совершенство прозы А.П. Чехова.

Уметь: выразительно читать и анализировать рассказы; определять средства созда­ния комического; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героев и объяснять причины этих изменений; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в рассказах

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

Выразительное чтение, элементы анализа текста, пересказ рассказов (краткий)


44

Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы


Комбинированный

Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет.

Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портретами-иллюстрациями

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия

Вопросы и за­дания с. 288


45

Обучение написанию отзыва о рассказе А.П.Чехова


Урок развития речи

Знать: сюжеты и героев прочитанных рассказов; особенности портрета героя; этапы работы над отзывом.

Понимать: роль портрета в художественных произведениях.

Уметь: раскрывать тему отзыва; аргументировать свою точку зрения

Развитие памяти, восприятия, внимания

Развитие образного мышления.

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса

Прочитать статью учебника «Портрет героя в художественных произведениях разных жанров»



Описания на страницах художественных произведений







46

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров

Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства


ТЛ: Портрет

Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературные понятия портрет, психологический портрет.

Понимать: зависимость портрета героя от замысла автора.

Уметь: определять жанр литературного произведения; находить различия в создании портрета в художественных произведениях разных жанров; сопоставлять портреты литературных героев с портретами -иллюстрациями

Развитие концентрации и устойчивости внимания

Подбор материала из самостоятельно прочитанных художественных произведений на тему «Пейзаж в художественных произведениях различных жанров»


47

Пейзаж в художественных произведениях различных жанров

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях

ТЛ: Пейзаж


Комбинированный

Знать: содержание изученных художественных произведений различных жанров

Понимать: роль образов природы в поэме; гуманистический пафос произведений; роль пейзажа в лирических и эпических произведениях.

Уметь: выразительно читать и анализировать произведения; находить описание пейзажей в произведениях; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

Подготовиться к конференции по теме «Литература XIX века: специфика жанров»


48

Конференция по теме «Литература XIX века: специфика жанров»


Урок внеклассного чтения

Знать: произведения и авторов литературы XIX века, жанры;

Понимать: значение литературы XIX века для современного читателя;

Уметь: анализировать произведения; создавать словесные картины; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления

Иллюстрации к произведениям XIX века



Литература XX века







49

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова


Урок изучения нового материала

Знать: теоретико-литературное понятие Серебряный век; особенности поэзии Серебряного века; содержание стихотворений В.Я. Брюсова «Труд», «Хвала Человеку».

Понимать: идейное своеобразие лирики XX века.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Развитие памяти, восприятия

Сопоставление и анализ различных жанров, с.323-324


50

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике

В.Я.Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И.А.Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К.Д.Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу...»; Р.Киплинг. «Если...» (перевод С.Маршака), «Заповедь» (перевод М.Лозинского); А.Т.Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль— макушка лета». Лирические раздумья поэта; Н.А.Заболоцкий. «Гроза идет»; Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс»; В.С.Высоцкий. «Я не люблю...»; М.Карим. «Европа— Азия» и др.

ТЛ: Тематика лирики. Новые жанры в искусстве.


Урок обучения анализу поэтических текстов

Знать: содержание стихотворений К.Д. Бальмонта, И. Северянина и Р. Кип­линга; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворе­ние, риторические фигуры.

Понимать: роль тропов в стихотворениях; лирический пафос произведений.

Уметь: воспринимать лекцию учителя; анализировать стихотворения, определять

их жанры, темы и идеи; находить в поэ­тических текстах изобразительно-выра­зительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях

Устранение дефектов лексико-грамматической стороны речи, восприятия, артикуляции


Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 47, 48, 51)


51

М. Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Буревестнике». Романтическая песня — призыв. Смысл жизни героя.

Сказка «Старый Год» и ее герои. Элементы притчи в жанре сказки

ТЛ: Разнообразие жанров в творчестве писателя.


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Горького; сюжет и героев «Песни о Буревестнике», сказки «Старый Год»; теоретико-литературные понятия аллегория, олицетворение. Понимать: идею произведения; позицию автора; роль аллегории и олицетворения в сказке.

Уметь: выразительно читать сказку, опре­делять ее тему и идею, элементы компози­ции; характеризовать героев и их поступки

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

Ответить на вопросы и выполнить задания с.345


52

«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений писателя. Сочетание реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» — утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: содержание «Легенды о Дан­ко»; теоретико-литературные понятия ле­генда, романтический герой, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

Понимать: идею произведения (подвиг во имя общего счастья); позицию автора.

Уметь: выразительно читать легенду, определять ее тему и идею, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств


Подготовить художественный пересказ легенды о Данко


53

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Гимн обеду». «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского — мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенности стиха Маяковского

ТЛ: Тонический стих Маяковского


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве В.В. Маяковского; содержание стихотво­рений «Необычайное приключение...», «Гимн обеду»; теоретико-литературные понятия ритмика, рифма, гимн, гипербола, гротеск, метафора, олицетворение, эпи­тет, звукопись.

Понимать: гуманистический и сатириче­ский пафос произведений; роль тропов в создании образов.

Уметь: выступать с сообщениями на ли­тературную тему; воспринимать поэзию В.В. Маяковского; выразительно читать и анализировать стихотворения, опреде­лять их темы и идеи; характеризовать ге­роев и их поступки

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

С.357-361, ответить на вопросы, выучить отрывок наизусть


54

М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием» (новая постановка). Гоголь — любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Участники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» — сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постановки». Необычная связь эпиграфа с текстом


ТЛ: Драматическая сценка


Урок изуче­ния нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Булгакова (кратко); содержание сценки «Ревизор с вышибанием»; теоре­тико-литературные понятия сатира, юмор, драматическая сценка.

Понимать: смысл названия и сатириче­ский пафос произведения.

Уметь: выразительно читать по ролям и анализировать текст, определять его тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Развитие личностных качеств.

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия, внимания

С.361-371, прочитать, ответить на вопросы


55

К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа».

Лирическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса


ТЛ: Замысел и его реализация в произведении искусства


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского; содержание произве­дения «Рождение рассказа»; другие произ­ведения писателя.

Понимать: смысл названия произведения; роль природы в рассказе. Уметь: выборочно пересказывать и ана­лизировать текст, определять его тему и идею; строить развернутые высказыва­ния на основе прочитанного

Развитие словесно-логического мышления

составление плана рассказа/

с.423-431, прочитать, выборочный пересказ


56

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развития связей природы и человека

ТЛ: Сюжет и аллегорические герои

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова (кратко); содержание рас­сказа «О чем плачут лошади».

Понимать: смысл названия рассказа; роль олицетворения в рассказе; аллегорический характер героев; гуманистический пафос произведения; позицию автора.

Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, определять его тему и идею; характеризо­вать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия

Прочитать водевиль А.В. Вампилова «Несравненный Наконечников»


57

А. В. Вампилов. «Несравненный Наконечников». Решение проблемы выбора призвания в водевиле. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля


ТЛ: Водевиль


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Знать: сведения о жизни и творчестве А.В. Вампилова (кратко); теоретико-лите­ратурное понятие водевиль; особенности жанра водевиля; сюжет и героев водевиля «Несравненный Наконечников».

Понимать: юмористический пафос про­изведения; позицию автора; серьезность проблем, поставленных драматургом. Уметь: выразительно читать текст по ро­лям, определять его тему и идею, элемен­ты композиции; характеризовать героев и их поступки; определять средства созда­ния комического

Развитие концентрации и устойчивости внимания

Создание афиши водевиля (краткая характеристика действующих лиц)


58

Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К.Г.Паустовский. «Радость творчества»

ТЛ: Эссе


Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия
эссе, афористичность, субъективность;особенности жанра эссе.

Понимать: позицию автора, его отношение к рассматриваемым проблемам.
Уметь: определять жанр произведения;
вычленять проблемы, п
оставленные авто-
ром; строить развернутые высказывании
на основе прочитанного; аргументировать
свою точку зрения

Развитие словесно-логического мышления

Вопросы и задания с. 142-143



Великая Отечественная война в художественной литературе







59

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема Великой Отечественной войны (повторение с привлечением ранее изученных произведений)

ТЛ: Живой отклик искусства на события войны


Комбинированный

Знать: теоретико-литературные понятия эпос, роман, повесть, рассказ.

Понимать: связь между жанрами эпоса; некоторую условность деления эпических произведений на жанры.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Развитие восприятия, внимания

Чтение рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»


60

А. Н. Толстой. «Русский характер». События и герои Великой Отечественной войны в рассказе. Тема патриотизма.


РК: Орлов. «Земля Новгородская» и др. А.Прокофьев. «Россия» и др. В.Рождественский. «Волховская весна». М.Светлов. «Завет Родины»

Комбинированный

Знать: произведения о Великой Отечест­венной войне; сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова (кратко); историческую основу и содержание глав романа «Они сражались за Родину».

Понимать: роль природы, деталей в про­изведении; смысл названия романа; пат­риотический, гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать главы романа, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять ро­ман и его экранизацию

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.

Владение связной речью, обогащение словарного запаса

Чтение произведений о Великой Отечественной войне


61


62

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину» (фрагменты). Сражения в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии.

ТЛ: Живой отклик искусства на события войны

Комбинированный

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств

Просмотр видеофильма


63

Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.


Комбинированный

Формирование навыков восприятия, умения избегать трудности

Просмотр видеофильма, иллюстрации к эпизодам произведения


64

В. Г. Распутин. «Уроки французского». Трудные военные годы в жизни страны

Война на страницах послевоенной прозы

Комбинированный

Знать: особенности изображения войны на страницах послевоенной прозы; сведе­ния о жизни и творчестве В.Г. Распутина (кратко); историю создания, сюжет и геро­ев рассказа «Уроки французского»; теоре­тико-литературные понятия автобиогра­фическое произведение, рассказ, сюжет.

Понимать: смысл названия произведения; гуманизм рассказа; позицию автора.

Уметь: пересказывать и анализировать
эпизоды рассказа; хара
ктеризовать героев
и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия



65

Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение помочь ученику


Комбинированный

Развитие словесно-логического мышления



66

Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа

ТЛ: Живой отклик искусства на исторические события

Комбинированный

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.

Владение связной речью, обогащение словарного запаса

Примерные темы сочинения:

  1. Нравственный выбор моих ровесников (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).

  2. Уроки доброты и честности в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»




Жанры фантастики








Фантастика и ее жанры в современной литературе







67

Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр рассказа в научно-фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой — Лерой Кливи и обитатели планеты З — М — 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении

ТЛ: Жанры научной фантастики.


Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия фантастика, научная фантастика; жанры научной фантастики; сведения о жизни и творчестве Р.Шекли; содержание рас­сказа «Запах мысли».

Понимать: смысл названия рассказа; юмо­ристический пафос произведения; значе­ние научно-фантастической литературы.

Уметь: пересказывать текст и определять его жанр; воспринимать авторскую иро­нию; определять соотношение реального и фантастического в рассказе

Формирование мотивированной личной позиции при оценке поступков героев. Развитие личностных качеств


Выборочный пересказ, во­просы и зада­ния, с. 185



Жанры детективной художественной литературы







68

Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А.Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей. Особенность композиции новелл о Холмсе. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творческого долголетия главного героя новелл Дойла


ТЛ: Новелла

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия новелла, детективная литература; особен­ности произведений детективного жанра; сведения о жизни и творчестве А. Конан Дойла; сюжет и героев новеллы «Пляшу­щие человечки».

Понимать: особенности детективной ли­тературы, ее значение; роль А. Конан Дой­ла в развитии жанра детективной литературы; причины популярности героя но­велл писателя.

Уметь: пересказывать текст, определять его жанр и элементы композиции; харак­теризовать героев и их поступки

Развитие концентрации и устойчивости внимания



69

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия и ее роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох (от древности до наших дней). Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.


ТЛ: Пародия. Фельетон. Шарж. Карикатура

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Знать: теоретико-литературные понятия ирония, парафраз, пародия, палиндромон (плиндром (чтение от конца к началу) как способ создания пародии, фельетон, шарж; примеры пародий.

Понимать: цель авторов пародий.

Уметь: определять жанр произведения; доказывать совершенство стиха; аргумен­тировать свою точку зрения; определять способы создания пародий

Развитие словесно-логического мышления



70

Итоговая конференция по теме «Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 7 классе»


Урок развития речи, повторительно-обобщающий урок

Знать: произведения современной лите­ратуры и их авторов.

Понимать: необходимость и важность са­мостоятельного чтения.

Уметь: воспринимать и кратко пересказы­вать произведения современной литерату­ры; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления.

Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти, восприятия.

Владение связной речью, обогащение словарного запаса

Списки книг для летнего чтения















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик 7 класса должен

знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.

уметь:

  • видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.




ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.





Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные пособия

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. М. Просвещение. 2011.

  2. Курдюмова Т.Ф. и др. «Выполняем задания учебника-хрестоматии Курдюмовой Т.Ф. «Литература. 7 класс»

  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 кл.- М.: Дрофа, 2010

  4. Курдюмова Т.Ф. «Литература». 7 класс. Методические рекомендации. М. Просвещение. 2011.

  5. Липина Е.Ю. «Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 5—9 классы»

  6. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. М. Дрофа 2008.

  7. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл./Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа

  8. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. М. Дрофа. 2010

  9. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе Урок за уроком. М. Русское слово. 2009.

  10. Финтисова О.А. Литература 7 кл. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. – Волгоград: Учитель. 2010.


Наглядные пособия

  1. Таблицы по литературе 7 класс.

  2. Таблицы демонстрационные «Литература. 5-11 классы. Теория литературы».


Информационно-коммуникативные средства

«Литература. 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий»

Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс. – М.: Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон.опт.диск


Интернет-ресурсы

http://catalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://window.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (единое окно доступа к образовательным ресурсам)

http://www.rusedu.ru - Архив учебных программ и презентаций

http://www.mapryal.org - сайт международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы

http://www.festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.1september.ru – электронная версия газеты «Первое сентября»


Рабочая программа по литературе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (автор Т.Ф.Курдюмова) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой М.: Дрофа, 2010 и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья помимо основных целей и задач изучения литературы сформулированы  следующие коррекционные задачи:

-       развитие отдельных сторон психической деятельности: восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации, представлений о времени; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-       развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

-       развитие основных мыслительных операций: умение сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму, планировать деятельность;

-       развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умений преодолевать трудности, анализировать свою деятельность; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки;

-       развитие речи: фонематического восприятия, устной и письменной речи, монологической речи; диалогической речи; лексико-грамматических средств языка;

-       расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Автор Маслова Елена Дмитриевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 822
Номер материала 35693
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓