Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для 9 класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004, учебного плана МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год, программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2011).


Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как учебного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

В основу литературы как учебной дисциплины положено чтение и изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики, поэтому курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса.


Цели изучения литературы:

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных высказываний.

Достижение поставленных целей планируется посредством использования современных образовательных технологий: уровневой дифференциации; проблемного обучения; ИКТ и активных форм обучения: уроков-диалогов, семинаров, диспутов, интегрированных уроков.


Место предмета в базисном учебном плане.

В соответствии со школьным базисным учебным планом на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа. Из них на развитие речи – 14, на внеклассное чтение - 11 часов. Количество часов в неделю - 3. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

- Г.Р.Державин «Властителям и судиям»,

- Л.Н. Толстой «Юность»,

- И.А.Бунин «Тёмные аллеи»,

- Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков.


Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Кроме того, в программе предусмотрены уроки с использованием национально-регионального компонента/ «Полежаев и родной край»/ и уроки-экскурсии по литературным местам / «Пушкинское Михайловское», «Ясная Поляна Льва Толстого»/, уроки - размышления /«Что такое любовь?» по лирике Пушкина и Лермонтова/.


Результаты освоения курса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/ понимать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.



Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов


- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
































Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Знать: основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.

Уметь: конспектировать статью учебника и лекцию учителя.


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Знать: характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь: анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).


Знать: наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь: анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки из произведений; решать тестовые задания.


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).


Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).


Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).


Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).


Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

ИЗ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.


Знать: наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.


Уметь: анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки из произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.




ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.


ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

hello_html_m65e035fe.gifТеория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).


ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичеhello_html_58258ea9.gifский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.


Знать: наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь: анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.


Прямая соединительная линия 5Вн. чт. Человек и война в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Вн. чт. «У нас нет запасной родины…»/по повести В.Крупина «И вот приходит мне повестка»

Вн.чт. «Чудики» В.М.Шукшина


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.


Итоговый урок (1). Выявление уровня литературного образования обучающихся на этапе завершения основного образования





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Содержание

Кол-во часов

Теорет.

матер.

Разв. Речи

Внекл.

Чт.

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

1



Из древнерусской литературы.

5

4

1


Из литературы XVIII века.

8

8


1

Из литературы XIX века.

53

39

8

6

Из литературы XX века.

28

19

5

4

Из зарубежной литературы.

6

6



Итоги года. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

1



ИТОГО

102

77

14

11












































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование

разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

Плани-

руемая

Факти-

ческая

  1. Введение (1)

1.1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Выявление уровня литературного развития учащихся

Диалог

Тестирование





  1. Из древнерусской литературы (5 ч.)

2.1




«Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы. Художественные особенности. История создания.

Лекция с элементами беседы


1






2.2

«За Русскую землю» Герои и события в «Слове…». «Золотое слово Святослава». Образ Ярославны

Практикум

1

Комментирование текста




2.3

«Тоска разлилась по Русской земле» Языковые особенности «Слова…». Проблема авторства

Практикум

1

Анализ текста



2.4

Подготовка к сочинению

Урок развития речи

1

Написание сочинения



2.5

Урок-викторина /зачет/

Урок-зачёт

1

Самостоятельная работа



  1. Из литературы ХVIII века (8 ч.)

3.1

Классицизм как литературное направление. Русский классицизм. Характеристика русской литературы 18 века


Лекция

1

Составление тезисного плана или выписок (на выбор).



3.2

М.В.Ломоносов – учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (особенности содержания и формы)

Комбинированный урок

1




3.3

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки, просвещения

Аналитическое чтение

1

.



3.4

Г.Р.Державин –поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (Ода «Властителям и судиям»). Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

Комбинированный урок

1



3.5

3.6

Сентиментализм как литературное направление.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе.
Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (сюжет, конфликт, герои, стиль).

Стихотворение «Осень».

Новые черты русской литературы.


Лекция с элементами беседы

2

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм



3.7

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Вн. чтение

1



3.8

Урок-зачёт по теме «Литература XVIII века»


Контроль ЗУН

1

Тест



  1. Из русской литературы Х1Х века (53 ч.)

4.1

«Золотой век» русской литературы. Общая характеристика литературы Х1Х века (поэзия, проза, драматургия)

Лекция

1




4.2

Романтизм и реализм как литературные направления.

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Море», «Невыразимое». Возможности поэтического языка.

Урок развития речи.

1




4.3

Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады.

Комбинированный урок

1

Аналитическое чтение баллады



4.4

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.

Лекция

1




4.5

«Горе от ума». История создания комедии. Обзор содержания.
«К вам Александр Андреич Чацкий…» (Анализ 1 д.)

Аналитическое чтение

1

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).



4.6

«Век нынешний и век минувший…» Фамусов и Чацкий: столкновение «мнения» и «суждения» как выражение социального конфликта в комедии. (Опыт сравнительной характеристики персонажей. 2 действие.)

Урок-диалог

1

Сопоставительный анализ монологов (по плану).



4.7

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия


Беседа с элементами дискуссии

1

Устные сочинения



4.8

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия


Урок-диалог


1

Цитатные рассказы об одном из героев. Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума»




4.9

Критика о комедии. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

Урок развития речи

1

Работа с критической статьёй.

Проверочный тест по содержанию комедии «Горе от ума»




4.10

«Поэты пушкинской поры. Полежаев и родной край»

Урок внеклассного чтения

1




4.11

«Что в имени тебе моём» А.С.Пушкин. Жизнь и творчество

Лекция

1




4.12

Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

Урок-презентация

1




4.13

«Хочу воспеть свободу миру…» Лирика петербургского периода. («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»).


1




4.14

«Что такое любовь?» по любовной лирике Пушкина («На холмах Грузии…», «Я вас любил…»)


Урок-размышление

1

Аналитическое чтение



4.15

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречия двух миров – цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.


Внеклассное чтение

1

Характеристика героев, комментарий текста



4.16

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»)

Урок развития речи

1

Анализ стихотворения



4.17

«Пушкинское Михайловское»


Вн.чт. Урок-экскурсия

1

Сочинение-миниатюра



4.18

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. («Бесы», «Вновь я посетил»


Урок-практикум

1

Проверочный тест по творчеству А.С.Пушкина




4.19

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. Сюжет. Онегинская строфа.

Комбинированный

урок

1

Ответы на вопросы



4.20

4.21

Система образов. Образы главных героев. Типическое и индивидуальное в образах.

Урок-исследование

2

Ответы на проблемные вопросы




4.22

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Лирические отступления в романе.


Урок-исследование

1




4.23

Пушкинская эпоха в романе. Роман «Евгений Онегин»– «энциклопедия русской жизни». Реализм романа.

Семинар

1

Работа в группах



4.24

Роман в зеркале критики. Подготовка к домашнему сочинению

РР

1

Домашнее сочинение по роману «Евгений Онегин»



4.25

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии, их нравственные позиции в сфере творчества

Внеклассное чтение

1

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам



4.26

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор).

Мотивы вольности и одиночества в лирике

( «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»)

Комбинированный

урок

1




4.27

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», «Предсказание»).

Комбинированный

урок

1




4.28

Тема России и её своеобразие («Родина»).

Семинар

1




4.29

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. Образ поэта-пророка («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»)

Урок-практикум

1

Анализ стихотворений.



4.30

«Что такое любовь?» Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

( «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»).

Урок-размышление

1

Проверочный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова



4.31

«Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе. История создания романа. Обзор содержания. Особенности композиции. «Странный человек»/Повесть «Бэла»/

Лекция с элементами беседы


1




4.32

«Что делать? Всякому своя дорога…»/Повесть «Максим Максимыч»/

Комбинированный урок


1




4.33

«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов»

/ «Тамань»/

Комбинированный урок


1




4.34

«За что они все меня ненавидят?» Печорин и «водяное общество»

/ «Княжна Мери»/


Комбинированный урок


1




4.35

«Трагедия жизни Печорина и его поколения» / «Фаталист»/


Комбинированный урок


1




4.36

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Семинар

1

Краткий конспект статьи В.Г.Белинского.



4.37

Классное сочинение

Урок развития речи.

Урок контроля

1

Написание сочинения по роману «Герой нашего времени»



4.38

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор).

«Мертвые души» Н.В.Гоголя. Замысел и его осуществление. Жанр и композиция произведения. Смысл названия.

Лекция


1

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «Памятники Н.В.Гоголю»



4.39

Галерея образов помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

Практикум

1

Характеристика помещиков



4.40

«Город никак не уступал другим губернским городам» /Губернский город и чиновники/

Практикум

1

Характеристика города и чиновников



4.41

«Кто ж он? Стало быть, подлец?» Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Урок-диспут

1

Характеристика героя с использованием цитирования



4.42

«Мертвые души» – поэма о величии России. Тематика и роль лирических отступлений в поэме. Эволюция образа автора в поэме

Семинар

1




4.43

Поэма в оценке В.Г.Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Урок-практикум

1

Работа с критической статьёй



4.44

Деталь как средство создания образов героев. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

Урок контроля

1

Сочинение



4.45

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Комбинированный урок

1

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев



4.46

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии.

Комбинированный урок

1




4.47

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского.


Комбинированный урок

1




4.48

Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира.

Развитие понятия о повести.

Комбинированный урок

1




4.49

«Ясная Поляна Л.Н.Толстого». Слово о писателе.

Внеклассное чтение

1

Сочинение-миниатюра «Ясная Поляна Л. Толстого»



4.50

Автобиографическая трилогия. «Юность». Обзор содержания. Формирование личности героя повести. «Диалектика души» как способ раскрытия внутреннего мира героя.

Комбинированный урок

1




4.51

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе Х1Х века и чеховское отношение к нему.

Комбинированный урок

1

Анализ рассказов: монологические ответы.



4.52

Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа.

Урок-исследование

1

Анализ рассказов



4.53

Из поэзия Х1Х века. Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Развитие представления о жанрах лирических произведений.

Внеклассное чтение

1

Контрольный тест по литературе второй половины 19 века



  1. Из русской литературы ХХ века (28 ч.)

5.1

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.

Урок-беседа

1




5.2

И.А.Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы».

Комбинированный урок

1

Анализ рассказа: монологические ответы



5.3

Мастерство И.А.Бунина в рассказе « Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

Урок развития речи.


1

Анализ рассказа: монологические ответы



5.4

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. (Анализ I-III глав.)

Лекция

1




5.5

Смысл названия. Система образов произведения. Гуманистическая позиция автора.

(Превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Кто создал Шарикова? Анализ IV-V глав.
Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Анализ глав V-IХ.
Конец эксперимента. Главы VIII, IХ, эпилог).

Поэтика повести: художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их роль в произведении.

Комбинированный урок

1

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.



5.6

М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Образ Андрея Соколова.


Устный журнал

1

Рассказ о писателе с презентацией.




5.7

Композиция рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль природы в раскрытии идеи рассказа. Реализм Шолохова

Практикум

1

Анализ рассказа: монологические ответы



5.8

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Жизненная основа рассказа. Образ рассказчика. Картины послевоенной деревни.

Лекция с элементами беседы

1

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии



5.9

Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы. Трагизм судьбы Матрёны. Нравственный смысл рассказа-притчи

Комбинированный урок

1




5.10

Урок-зачёт

Урок контроля

1

Викторина, тест



5.11

Из русской поэзии ХХ века.
Поэзия Серебряного века.
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.


Лекция

1

Конспект лекции



5.12

А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. («Ветер принес издалека…»).
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. («О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»). Своеобразие лирических интонаций.

Урок развития речи

1

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений



5.13

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»).

Урок развития речи

1




5.14

Размышления о жизни. Любви, природе, предназначении человека. («Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»). Народно-песенная основа лирики Есенина.


Практикум

1




5.15

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Маяковский о труде поэта. («А вы могли бы?», «Послушайте!», «Стихи о разнице вкусов»)

Комбинированный урок

1




5.16

Новаторство поэзии В.Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. («Люблю» (отрывок).

Урок развития речи

1




5.17

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. («Идешь, на меня похожий…». …», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку»,«Откуда такая нежность?..») Особенности поэтики.

Образ Родины в лирике Цветаевой. («Родина», «Стихи о Москве»). Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Комбинированный урок

1




5.18

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Ранняя лирика. (Стихотворения из книг «Чётки, «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»). Трагические интонации любовной лирики Ахматовой.

Тема нравственного выбора и тема поэта и поэзии в лирике Ахматовой. (Стихотворения «Молитва», «не с теми я, кто бросил землю…», «муза», «Клятва» и др.) Особенности поэтики стихотворений.

Комбинированный урок

1

Аналитическое чтение



5.19

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…» «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Комбинированный урок

1




5.20

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики Пастернака. («Во всём мне хочется дойти…», «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво…») Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. («Красавица моя, вся стать…», «Весна в лесу»)

Комбинированный урок

1

Сообщение о поэте с презентацией.



5.21

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

Интонация и стиль стихотворений.( «Урожай», « «Весенние строчки») .

Я убит подо Ржевом…». Идея, особенности формы и языка.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений

Урок развития речи

1

Сообщение о поэте с презентацией



5.22

5.23

Анализ любимого стихотворения поэтов 20 века

Урок развития речи

2

Сочинение «Анализ любимого стихотворения»



5.24

Урок-зачёт

Контроль ЗУН

1

Контрольная работа



5.25

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIXXX веков

Внеклассное чтение. Урок-концерт

1




5.26

Человек и война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Внеклассное чтение

1




5.27

«У нас нет запасной родины…»/по повести В.Крупина «И вот приходит мне повестка»

Внеклассное чтение

1

Анализ рассказа



5.28

«Чудики» В.М.Шукшина

Внеклассное чтение

1

Анализ рассказа



  1. Из зарубежной литературы (6 ч.)

6.1

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. А.С.Пушкин как переводчик Катулла. («Мальчику»

Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое твор-чество в системе человеческого бытия. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Комбинированный урок

1

Сообщение о поэте с презентацией.



6.2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Лекция

1




6.3

Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Лекция с элементами беседы

1




6.4

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Комбинированный урок

1




6.5

Иоганн Вольфганг Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Лекция с элементами беседы

1

Ответы на вопросы



6.6

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Комбинированный урок

1




7.1

Итоги года. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Урок контроля

1

Контроль ЗУН (тест)





















































МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА


  1. Перечень оборудования:

ПК, мультимедийный проектор


  1. Наглядный материал:

портреты писателей:


Портреты иностранных писателей.

Портреты русских писателей 17-19 веков.

Портреты русских писателей 20 века


Альбомы:

«А.С.Пушкин»

«М.Ю.Лермонтов

«Н.В.Гоголь»

«Н.А.Некрасов»

«Л.Н.Толстой»

«С.А.Есенин»

«А.А.Блок»

«Н.Г.Чернышевский»

«А.М.Горький»

«М.А.Шолохов»

«Художники-передвижники»

«Жизнь и судьба Пушкина в иллюстрациях художника Иванова»

«Жизнь и творчество Белинского»

«Жизнь и творчество Тургенева»

«Жизнь и творчество Толстого»

«Жизнь и творчество Некрасова»

«Жизнь и творчество Маяковского»

«Жизнь и творчество Шолохова»

«Жизнь и творчество Добролюбова»

Альбом по литературе для 9 класса



















УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

для ученика:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2011.

2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004



для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:

Эскимо, 2008

10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

11. Черных О.Г. Практикум по литературе: учебно-методическое пособие.9 класс.-М.:ВАКО,2010

12. Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11 классы/ Сост.Г.М.Вялкова, Т.А. Чернова. –М.: ВАКО, 2011.


Журналы:


«Литература в школе»,

«Русский язык и литература для школьников»,

«Русский язык и литература. Всё для учителя»;



Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

5. http://slovesnik_oka.narod.ru/index.htm

6. http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm

7. http://www.hist.msn.ru/ER/index.html

8. http://rubook.ru/

9. http://school-collection.edu.ru/

Электронные пособия (диски):

Библиотека Кирилла и Мефодия. Литература. 9 класс. 2009

Фонохрестоматия к учебнику литературы 9 класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая   учебная  программа  по   литературе  составлена  на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  общего  образования  (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года), Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004, учебного  плана МОУ «Стародевиченская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год,   программы  по  литературе  для  общеобразовательных  учреждений  5 - 11  классы  под  редакцией  В. Я. Коровиной (М.: Просвещение,  2008)  и  учебника  для  общеобразовательных  учреждений   под  редакцией  В.Я. Коровиной (Литература.  В 2ч.  М.: Просвещение, 2011). 

 

Автор Марфилова Татьяна Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 245
Номер материала 34204
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓