Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для 8 класса

Рабочая программа по литературе для 8 класса


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Цнинская средняя общеобразовательная школа №1»




Рассмотрена на заседании Методического

совета школы и рекомендована к утверждению

протокол № __ от ___августа 2013 года


Руководитель МС __________ /___________/


Утверждена

Приказ № ____ от _____ августа 2013 г.


Директор школы ___________/ ________/






Рабочая программа

по учебному курсу «Литература»

для 8 класса

основного общего образования

(базовый уровень)

на 2013-2014 учебный год


Учитель Зотова Татьяна Николаевна







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения. В рабочей программе определен перечень уроков, уроков развития речи, уроков контроля.

Рабочая программа по литературе составлена на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы ( авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2008)

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

  2. Базисный учебный план.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

  4. Стандарт основного общего образования по литературе.

  5. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  6. Конвенция о правах ребенка

  7. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе «В общеобразовательных учреждениях» на 2012 - 2013 учебный год

  8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008 (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2008).

Рабочая программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса русского языка в основной школе.



Структура документа

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование.

Цели

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  5. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

 Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными текстами) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, ЦОР и др.).

  2. Частично-поисковый, основанный на использовании знаний о литературе, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

  3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется для:

    1. приобщения обучающихся к процессу выработки новых знаний;

    2. освоения им одного из нестандартных видов познавательной деятельности;

    3. формирования умения обучающихся пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;

    4. выработки их умения работать с основными компьютерными программами;

    5. получения возможности выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

  4. организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями об основных понятиях и законах русского языка;

  5. обучение наблюдению, применению полученных знаний на практике.


Основные формы и виды организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Организация сопровождения учащихся направлена на:

  1. создание оптимальных условий обучения;

  2. исключение психотравмирующих факторов;

  3. сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

  4. развитие положительной мотивации к освоению программы;

  5. развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Типы урока

  1. Урок усвоения новых знаний или нового материала.

  2. Повторительно-обобщающий урок.

  3. Урок развития речи.

  4. Урок закрепления изученного материала.

  5. Урок контроля.

  6. Урок обобщающего контроля

  7. Интегрированный урок

  8. Урок с применением ЦОР и ЭОР.

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.

  2. Коллективная:

    1. фронтальная;

    2. парная;

    3. групповая.

Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

В образовательном процессе используются как традиционные, так и современные образовательные технологии: игровая технология, технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, технология интенсификации обучения, ИКТ, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, учебное исследование, проблемно-поисковая технология, интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения.

Формы учебных занятий

  1. Традиционные уроки

  2. Практикумы

  3. Мини – лекции

  4. Уроки контроля

  5. Самостоятельные работы

  6. Игры

  7. Диалоги и беседы

  8. Тесты

  9. Уроки развития речи

  10. Проектные работы 

Виды деятельности учащихся по освоению литературных произведений

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение.

  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  5. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  6. Анализ и интерпретация произведений.

  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  8. Написание изложений с элементами сочинения.

  9. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  10. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

  11. Работа с источниками, подготовка устных и письменных сообщений

  12. Творческие работы

  13. Защита презентаций

  14. Защита проектов

  15. Рефлексия

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

В программе выделяют три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:V-VI классы, VII-VIII классы, IX класс.

На 2 этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением).

В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.

Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).

Межпредметные и внутрипредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Реализация программы по литературе на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных и внутрипредметных связей, которые

функционируют в процессе обучения как существенный фактор активации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые качественно преобразуют все ее компоненты.

Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят сопоставительный характер, во втором - связь выступает как первоэлемент для изучения литературы, в третьем – связи выражаются в использование материала того или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности естественного языка и языка науки, в четвертом – обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, и специфику словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.

Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство»).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, предусмотрен резерв свободного учебного времени, который планируется использовать для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 4 часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Количество часов для написания сочинений в V-VI классах за учебный год по программе не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения).

Уроков развития речи по рабочей программе - 16, по базисному плану- 9. По рабочей программе количество сочинений – 8. Уроков тестового контроля – 1, уроков внеклассного чтения – 5.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.




Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Виды контроля

  1. Вводный;

  2. Промежуточный;

  3. Текущий;

  4. Тематический;

  5. Итоговый.

Методы контроля

  1. Письменный

  2. Устный

  3. Компьютерный

Формы контроля

  1. Тесты

  2. Устный опрос

  3. Самостоятельные работы

  4. Творческие работы (сочинения, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода)

  5. Работа с учебником

  6. Пересказ (подробный, сжатый, выборочный)

  7. Выразительное чтение, комментирование

  8. Характеристика литературного героя

  9. Инсценирование

Критерии оценивания

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. V класс— 100—11О слов в минуту,VI класс—110—120 слов в минуту, VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий про­чные знания и глубокое понимание текста изучаемого про­изведения; умение объяснять взаимосвязь событий, ха­рактер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст для аргументации своих выводов, рас­крывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изу­чаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь собы­тий, характеры и поступки героев и роль основных художес­твенных средств в раскрытии идейно—эстетического содер­жания произведения; умение пользоваться основными тео­ретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст про­изведения для обоснования своих выводов; хорошее вла­дение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произ­ведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художествен­ных средств в раскрытии идейно—художественного содержа­ния произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и не­достаточном умении привлекать текст произведений для под­тверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение мо­нологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установлен­ным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий не­знание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных геро­ев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое вла­дение монологической литературной речью и техникой чте­ния, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других пись­менных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, це­лесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):

Объем сочинений должен быть примерно таким: в V классе — 1-1-5 тетрадные страницы, VI классе— 1,5-2,VII классе—2-2,5,VIII классе —2,5-3, IХ классе — 3-4, X классе —4-5, XI классе — 5—7.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требова­ниям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в VVIII и 10 дней в IXXI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

В VXI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Указанный объем сочинений является примерным пото­му, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся. их общего развития и почерка

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языко­вых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим кри­териям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывает­ся: разнообразие словаря и грамматического строя речи; сти­левое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оцени­вается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы пол­ностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсут­ствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) рабо­та отличается богатством словаря, разнообразием использу­емых синтаксических конструкций, точностью словоупотреб­ления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 рече­вых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в ос­новном соответствует теме (имеются незначительные откло­нения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются не­значительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи до­статочно разнообразен; 5) стиль работы отличается единст­вом и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены су­щественные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточ­ности; 3) допущены отдельные нарушения последовательнос­ти изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляе­мые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единст­вом, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) на­рушена последовательность изложения мыслей во всех час­тях работы, отсутствует связь между ними, работа не соот­ветствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выражен­ной связью между ними. часты случаи неправильного сло­воупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 рече­вых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла ученичес­кого сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочине­ние на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соот­ношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставле­нии отметки "5" превышение объема сочинения не прини­мается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетво­рительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных уче­ником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и на­выков учащихся по русскому языку).

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Устное народное творчество.

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Вдоль по улице метелица метет», «Пугачев в темнице»

Частушки как малый песенный жанр.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»

Теория литературы. Народная песня, частушки. Предание.


Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительности и вымышленных событий. Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр литературы.


Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория.

Кондратий Федорович Рылеев. Краткий рассказ о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич – главный герой думы.

Теория литературы. Дума.


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения.

«Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

«История Пугачева».

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой.

«Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Смысл названия повести и эпиграфа к ней.


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Теория литературы. Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Ревизор». История создания и постановки комедии. Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа.

Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героев.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция.




Поэзия родной природы.

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет. «Первый ландыш», А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами…»


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви». История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.


Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева.

Теория литературы. Драматическая поэма.


Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Писатели улыбаются

Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.


М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине.. Новаторский характер Василия Теркина.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат. вернувшихся с войны.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне1941-1945 годов

М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.


Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов.

Н.Оцуп, З. Гиппиус, Дон-Аминадо, И. Бунин.


Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

Сонеты Шекспира.


Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве». Особенности классицизма в комедии.


Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1


Устное народное творчество

3


Литература Древней Руси

2

1

Русская литература ХVIII века

5

1

Из русской литературы ХIХ века

30

6

Русская литература ХХ века.

18

7

Из зарубежной литературы

7

2

Резервные уроки

2


Итого

68

17



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, понятие о классицизме, историзм художественной литературы, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы, конфликт как основа сюжета драматического произведения, герой-повествователь.


Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.





ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 8 класса : В 2 ч. – М: Просвещение, 2008.

  2. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М: Просвещение, 2003.

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…8 класс- М.: Просвещение, 2008.

  4. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Сост. Т.В. Зуева.- М.: Просвещение, 2005.


Для учителя:


  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум, 2004.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.

  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 8 класс.- М.: Просвещение, 2006.

  5. Матвеева Е.И. Литература: 8 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь.- М.: Эксмо, 2009.

  6. Тумина Л.Е. Творческие задания, 5-9 классы.- М.: Дрофа, 2007.

  7. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М.: ООО ТИД «Русское слово- РС», 2000.


Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  2. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru

  3. Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/

  4. «Учительская газета» http://www.ug.ru/

  5. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/

  6. Образовательный сервер «Школы в Интернет»http://schools.techno.ru/

  7. Газета «Первое сентября»http://www.1september.ru/ru/

Оборудование и приборы

  1. Комплект портретов писателей и поэтов для средней школы.

  2. Компьютер.

  3. Телевизор.

  4. DVD.

  5. DVD-диски,CD-диски.



















Календарно-тематическое планирование по литературе

для 8 класса



Тема урока

К-во час

Тип урока

Элементы содержания

Внутрипредметные и межпредметные связи.

Виды и формы контроля


Сроки проведения

Примечание

план

факт

Введение (1 час)

1

Русская литература и история.

1

Урок усвоения новых знаний

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Историко-литературные аналогии.


Опрос, тест, пересказ, творческая работа.





Устное народное творчество (3 часа)

2

Исторические песни. «Пугачев в темнице».

1

Урок усвоения новых знаний

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Вдоль по улице метелица метет», «Пугачев в темнице»

История России.

Восстание Пугачева.

Выразительное чтение, опрос, пересказ.




3

Лирические песни. «В темном лесе…»

1

Урок усвоения новых знаний

Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе».

История.

Опрос, пересказ, выразительное чтение.





4

Предания как исторический жанр русской народной поэзии.

1

Урок усвоения новых знаний

. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Теория литературы. Народная песня, частушки. Предание.

Выразительное чтение.

Историко-литературные ассоциации.

Устный опрос, чтение наизусть, выразительное чтение.





Из древнерусской литературы (2 часа)

5

«Житие Александра Невского».

2

Урок усвоения новых знаний

Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Историко-литературные ассоциации.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.





6

Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века

1

Урок усвоения новых знаний

Изображение действительности и вымышленных событий. Новые литературные герои. Сатира на судебные порядки.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр литературы.

Историко-литературные ассоциации.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест, творческая работа.





Из литературы XVIII века

7

. Д.И. Фонвизин и его время. «Недоросль».

1

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

История литературы.

Теория литературы.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест.





8

Назначение человека и его роль в жизни общества в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Урок усвоения новых знаний


Проблема воспитания истинного гражданина.

Обществознание. Проблемы воспитания.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест.




9

Простакова: «госпожа бесчеловечная» или заботливая мать?

1

Урок усвоения новых знаний

Проблема воспитания в комедии.

Обществознание. Проблемы воспитания.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест, творческая работа.




Из литературы XIX века

10

И.А. Крылов. Басни.

1

Урок усвоения новых знаний

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест.




11

А.С. Пушкин. Любовная лирика. «К…».


Урок закрепления

«Я помню чудное мгновенье…». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Выразительное чтение.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест.




12

Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября»


Интегрированный урок.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.

История.

Выразительное чтение наизусть, опрос.




13

Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Тучи»


Урок с применением ЭОР.


«Туча». Разноплановость содержания стихотворения.

Информатика.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, тест.




14

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. «Капитанская дочка».


Урок усвоения новых знаний

Роман «Капитанская дочка».

История.





15

Формирование характера Петра Гринева.


Урок усвоения новых знаний

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера.


Характеристика литературного героя.




16

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора.


Урок закрепления

Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Смысл названия повести и эпиграфа к ней.

Обществознание. Проблемы воспитания, чести, нравственного выбора.

Устный опрос.





17

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.


Урок закрепления

Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой.

Развитие речи.

Характеристика литературного героя.




18

Тема русского бунта и образ Пугачева.


Урок закрепления изученного материала.

Тема русского бунта и образ Пугачева.

История России.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




19

«Капитанская дочка» - поэтическое завещание потомкам.


Урок обобщающего контроля


Поэтическое завещание потомкам.

Развитие речи.

Устный опрос.




20

Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».


Урок обобщающего контроля


Русский язык.

Тема, проблематика произведения.

Творческая работа




21

М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова


Урок усвоения новых знаний

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве.

Исторические темы и воплощение этих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




22

Судьба свободолюбивой личности в поэме «Мцыри».


Урок усвоения новых знаний

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение, комментирование.





23

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы.


Урок обобщающего контроля

Теория литературы. Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

Теория литературы. Поэма. Романтический герой. Романтическая поэма.

Характеристика литературного героя.




24

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».


Урок развития речи.


Русский язык. Развитие речи.

Устный опрос.




25

Н.В. Гоголь. Слово о писателе.


Урок усвоения новых знаний

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ об отношении писателя к истории и исторической теме в литературе.

Отношение писателя к истории и исторической теме в литературе.

Работа с учебником, доклады, пересказ, опрос.




26

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия.


Урок усвоения новых знаний

«Ревизор». История создания и постановки комедии. Хлестаковщина как общественное явление.

Обществознание.

Хлестаковщина как общественное явление.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




27

Разоблачение чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников.


Урок с применением ЭОР.


Информатика.

Изобразительное искусство.

Характеристика литературного героя.




28

Хлестаков. Понятие о «хлестаковщине»


Урок с применением ЭОР.

Хлестаковщина как общественное явление.

Обществознание.

Хлестаковщина как общественное явление.

Устный опрос.




29

Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению.


Урок обобщающего контроля

Теория литературы.

Строение комедии.

Теория литературы.

Особенности композиционной структуры комедии

Работа с учебником





30

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.


Урок усвоения новых знаний

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Роль фантастики в художественном произведении.

История русской литературы.

Характеристика литературного героя.




31

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга.


Урок усвоения новых знаний

Роль фантастики в художественном произведении.

Образ Петербурга в литературе.

Устный опрос.




32

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака».


Урок развития речи.

Краткий рассказ о писателе. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич – главный герой думы.

Теория литературы. Дума.

История. Тема расширения русских земель.

Теория литературы. Дума.

Работа с учебником .

Выразительное чтение.





33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города»


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе

История создания романа «История одного города».

Устный опрос .





34

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».


Урок развития речи.

Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников.

Теория литературы. Гипербола, гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Русский язык. Анализ текста.

Анализ эпизода.

Характеристика персонажей.




35

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Урок контроля.

Содержание произведений М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Русский язык. Тесты.

Тесты.




36

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа.

Теория литературы. Рассказ. Художественная деталь.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




37

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

Обществознание.

Социально-нравственные проблемы в рассказе.

Работа с учебником.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




38

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа.


Урок усвоения новых знаний

Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героев.

Психология. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героев.

Характеристика литературного героя.





39

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».


Урок усвоения новых знаний

Нравственность в основе поступков героев.

Литература и обществознание.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.






Поэзия родной природы.

40

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова


Урок развития речи.

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет. «Первый ландыш», А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами…»

Выразительное чтение.

Выразительное чтение, комментирование.





41

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «О любви». История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




Из русской литературы XX века

42

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-рассказчика.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.


Человек и общество.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




43

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Теория литературы. Сюжет и фабула.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Выразительное чтение, комментирование.





44

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.


Урок развития речи.

Содержание рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Обществознание. Риторика.

Как правильно спорить?

Урок-диспут.




45

А.А .Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

История России.

Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Выразительное чтение, комментирование.





46

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Теория литературы. Драматическая поэма

История.

Теория литературы. Драматическая поэма

Выразительное чтение, комментирование.





47

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

Рассказ о пути к творчеству.

Работа с учебником.




48

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Теффи. «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко. «История болезни»


Урок усвоения новых знаний

Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




49

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Для самостоятельного чтения.

Выразительное чтение.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




50

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.


Урок контроля.

Контроль знаний по творчеству Л.Н. Толстого, А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Русский язык. Тесты.

Контрольная работа.




51

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в романе.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.

История. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




52

Василий Теркин - защитник родной страны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории.


Урок усвоения новых знаний

Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина.

История. Тема служения Родине.

Выразительное чтение, комментирование.





53

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.


Урок закрепления

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».

Выразительное чтение.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




54

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат. вернувшихся с войны.

История. Человек и война.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




55

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.


Урок развития речи.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне1941-1945 годов

М. Исаковский,

Б. Окуджава,

А. Фатьянов,

Л. Ошанин.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение наизусть.




56

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

История. Отражение военного времени в рассказе.

Работа с учебником,

С текстом произведения,




57

Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».


Урок развития речи.

Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века».

Русский язык.

Творческая работа.




58

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.


Урок развития речи.

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский,

Д. Мережковский, Н. Заболоцкий,

Н. Рубцов.

Н.Оцуп,

З. Гиппиус,

Дон-Аминадо,

И. Бунин.


Выразительное чтение наизусть.

Выразительное чтение наизусть. Пересказ.




59

60

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе .«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

Обществознание.

Семейная вражда и любовь героев.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




61

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.


Урок усвоения новых знаний

Сонеты Шекспира.

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




62

63

Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Общечеловеческий смысл комедии.


Урок усвоения новых знаний

Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве». Особенности классицизма в комедии.

Обществознание.

Общечеловеческий смысл комедии.

Пересказ, выразительное чтение, опрос, работа с текстом.




64

65

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.

Всемирная история.

Сатира на государственное устройство и общество.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




66

67

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».

Исторический роман.


Исторический роман.

Пересказ, выразительное чтение, опрос.




68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.


Урок развития речи.

Урок обобщающего контроля.

Литература и история в произведениях, изученных в течение года.

Литература и история.

Итоговый тест.




69-70

Резервные уроки.













Рабочая программа по литературе для 8 класса
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

   Рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения. В рабочей программе определен перечень уроков, уроков развития речи, уроков контроля.

 

Рабочая программа по литературе составлена на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы ( авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2008)

Автор Зотова Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 432
Номер материала 17411
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓