Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014 - 2015 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Чирский Советского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Чирская СОШ

Приказ от ___________ № ______

________________ Н.А. Куликова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе

для 6 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Количество часов - 68




Учитель Голованёва Елена Николаевна


Программа разработана на основе


Государственного стандарта общего образования.

Примерной программы основного общего образования по литературе (базовый уровень).

Программы по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин,

В.А. Чалмаев. — Москва: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.



п. Чирский

2014

Содержание.



  • Титульный лист.

  • Пояснительная записка.

  • Содержание учебного предмета.

  • Календарно - тематическое планирование.

  • Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
























Пояснительная записка


Статус документа.

Программа создана на основе:


  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004,

1312;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

  • Примерной государственной программы по литературе, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ростовской области;

  • Сборника нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.


Рабочая программа по литературе 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для 5 – 11 классов Г.С. Меркина, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам

по литературе и входит в состав УМК.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Она реализуется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Основа данной программы – чтение и изучение доступных учащимся произведений, сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе.

Программа ставит следующие задачи:

  • углубление интереса учащихся к чтению и урокам литературы,

  • воспитание нравственного идеала как общечеловеческой ценности,

  • развитие навыков творческого чтения, анализа произведения, устной и письменной речи,

  • овладение литературоведческими терминами,

  • установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 6-го класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.). Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, он старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат учебника серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место в учебнике отведено развитию устной и письменной речи.

Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.

Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания. 

Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  

Механизмы реализации современных подходов к преподаванию литературы заложены в таких разделах программы, как «Развитие речи» (практико-ориентированный и деятельностный подходы), «Связь с другими науками искусства (культуроведческий подход), «Возможные виды внеурочной деятельности» (деятельностный подход).

Особая роль практически на каждом уроке отводится развитию речи. Задания, позволяющие повышать речевую культуру школьников, содержатся в рубриках «Живое слово», «Пофантазируем», «После уроков», «Советуем прочитать» и т.д.

Разговор о творчестве любого писателя сопровождается размышлениями об особенностях языка его произведений и системой упражнений под рубрикой «В мире пушкинского слова», «В мире тургеневского слова» и т.д.

Рубрика «Для вас, любознательные» углубляет знания учащихся по литературе, развивает стойкий интерес к предмету.

Доминантной идеей курса 6 класса является формирование представлений о литературе как искусстве слова. Учащиеся узнают о сложном отношении авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

В круг обязательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составлять план и пересказывать прочитанное, объяснять слово, строку и рассказывать об их роли в тексте.

Исходя из этого, основными целями являются:

воспитательные цели:

- воспитывать любовь к книге как культурной ценности – необходимому элементу в формировании личности;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;

развивающие цели:

- развивать эмоциональное восприятие текста, представления о литературе, писателе и его месте в культуре и жизни общества;

- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;

образовательные цели:

- обучать школьников анализу художественных произведений;

- способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;

  • продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;

  • обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);

  • обучать аргументированно выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;

  • формировать навыки работы с теорией литературы;

  • формировать навыки работы со справочными материалами;

  • способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя;

  • учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.


Программа будет реализовываться при помощи учебника-хрестоматии, составленного Г. С. Меркиным.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебные недели в 6-ых классах, то на программу в 6 классе отводится 68 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по литературе.

Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современной литературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 6 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

В настоящее время современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются главными источниками познания мира и человека. Поэтому особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при чтении и анализе художественного произведения. В хрестоматии-учебнике автора Г.С. Меркина эффективно продуман программный материал. Здесь есть библиографические сведения об авторах произведений, само произведение и литературоведческий словарь. Все это позволяет эффективно подготовиться к уроку ученику.

Виды контроля:

- промежуточный:

пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие):

анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.









Место учебного предмета «Литература» в учебном плане.


Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение литературы.

Программа рассчитана в соответствии с Федеральным базисным (образовательным) учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе:

в 5 классе – 105 часов,

в 6 классе – 70 часов,

в 7 классе – 70 часов,

в 8 классе – 70 часов,

в 9 классе – 105 часов.

Рабочая программа для 6 класса предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с примерным учебным планом, рекомендуемым программой общего образования):

  • общее количество часов – 68,

  • учебных часов в неделю – 2.

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, ориентированный на развитие интеллектуальных и эмоциональных качеств учащихся.

В этом плане особую важность приобретает продуманность форм урока, так как от них зависит структура и методика урока.

Преобладающей является традиционная форма – комбинированный урок.

Кроме того, используются нестандартные формы урока:

-заочная экскурсия, литературная гостиная, урок-конкурс, дуэль, урок-эстафета, урок-деловая игра, урок-экспедиция, викторина

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
















Список научно-методической литературы:


для учителя:

  1. Алымова Н.А. Литература 5-11 классы. Тематические недели.- Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки к учебной хрестоматии В.П. Полухиной, Т.Ф. Курдюмовой. 6 класс.- Москва: ВАКО, 2005.

  3. Ерёмина О.А. Поурочные планы по литературе по учебнику В.П. Полухиной. 6 класс.- Москва: Экзамен, 2003.

  4. Курдюмова Т.Ф. Литература 6 класс. Методические рекомендации для учителя.- Москва: Дрофа, 2008.

  5. Мартемьянова И.К. Поурочные планы по литературе по учебнику Курдюмовой Т.Ф. 6 класс.- Волгоград: Учитель АСТ, 2007.

  6. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Москва: Русское слово, 2010.

  7. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов.- Москва: Просвещение, 1974.

  8. Топтыгина Е.Н. Школьные сочинения. - Москва: Дрофа, 2005.

  9. Большой Российский энциклопедический словарь.- Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005.

  10. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы. – Москва: Просвещение, 2011.

  11. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс».-2 е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009.

  12. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения).- Москва: Просвещение, 2011.

  13. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/автор-составитель Г.С. Меркин – 7 изд. Москва: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.

  14. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.- Москва: Дрофа, 2010.

  15. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной. – Москва: Просвещение, 2005.

  16. Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – Москва: Дрофа, 2006.

  17. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии.- Москва: Большая Российская энциклопедия, 1992.

  18. Энциклопедия для детей. Русская литература.- Москва: Аванта+, 1999.


для учащихся:


  1. Литература.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. Москва: Русское слово. 2008.





Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.



Учащиеся 6 класса должны знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- авторов и содержание изученных художественных произведений:

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- давать характеристику героев;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.






Содержание учебного предмета.


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Планируемые результаты

Элементы содержания разделов

Система оценки

Дата проведения

1.

Введение.

«О литературе, писателе, читателе».

1


Знать:

- цели, задачи обучения литературе в 6 классе;

- роль статей о писателях;

- образную природу словесного искусства.

Уметь:

- пользоваться справочным разделом;

- составлять план и тезисы прочитанного;

- рассказывать о писателях и книгах;

- рассказывать о героях и давать им оценку; отвечать на вопросы.

Литература как искусство слова. Писатель - книга - читатель.




2.

Из мифологии.

3

Знать:
- своеобразие мифологического богатыря в представлении славян;

- особенности внешности, характер, близость к природе, смысл подвигов;

- былички и бывальщины;

- актуализировать знания учеников о героях славянской мифологии.

Познакомить учеников с иллюстрациями к былинам известных художников.

Уметь:

- пересказывать текст;

- составлять характеристику героя;

- определять роль гиперболы и постоянных эпитетов;

- совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста.

Развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение.

Истоки устного народного твор-чества, его основные виды.

Древнегреческие мифы.

Мотив.

Мифологический сюжет.

Мифологический персонаж (развитие представлений).

Деталь.

Своеобразие мифологического бога-тыря в представлении славян. Былички и бывальщины.

Миф.

Проверочная работа №1.



3.

Из устного народного творчества.

4

Актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества.

Знать:

- содержание изучаемых произведений;

- определение понятий «композиция», «сюжет», последовательность событий, изображенных в эпических произведениях;

- художественные средства выразительности.

Уметь:

- определять средства художественной выразительности, объяснять их роль;

- использовать литературоведческие понятия;

- выразительно читать поэтический текст, анализировать лирическое произведение;

- связно рассказывать о героях, сопоставлять их характеры, сравнивать поступки;

- отвечать на вопросы, опираясь на текст, объяснять способы выражения авторской позиции, роль художественной детали;

- выделять основные событийные линии; отбирать материал для сочинения.

Легенда.

Герои художественных произведе-ний.

Сказка и ее художественные особен-ности, сказочные формулы, помощ-ники героев сказки, сказители, соби-ратели.

Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афори-стичность.

Предание, нартский эпос.

Волшебная сказка.

Зачёт №1.


4.

Из древнерусской литературы.

2

Знать:

- содержания, определение основной мысли и особенностей текста, составление простого плана;

Уметь:

- находить описания природы;

- анализировать текст;

- определять средства художественной выразительности, объяснять их роль;

- анализировать лирическое произведение;

- использовать литературоведческие понятия;

- анализировать художественный текст,

- выражать свое мнение к прочитанному;

- анализировать эпизод как часть целого;

- связно рассказывать о героях, характерах;

- отвечать на вопросы, опираясь на текст;

- объяснять способы выражения авторской позиции;

- выделять основные событийные линии; отбирать материал для сочинения.

Поучительный характер древнерус-ской литературы (вера, святость, гре-ховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

Нравственная проблематика житий-ной литературы.

Житие.

Сказание.

Древнерусская повесть; автор и герой.

Поучение.




5.

Из русской литературы XVIII века.

2

Уметь:

- выразительно читать поэтический текст;

- определять средства художественной выразительности, объяснять их роль;

- анализировать текст;

Иносказание.

Многозначность слова и образа. Аллегория.

Риторическое обращение.



6.

Из русской литературы XIX века.

34

Знать:

- факты биографии и творческой деятельности писателей и поэтов XIX века;

- содержание произведений;

- основные сведения об авторах.

Уметь:

- анализировать отдельные эпизоды и произведение в целом;

- писать отзыв о литературном произведении;

- составлять вопросы по особенностям и содержанию произведения;

- выразительно читать поэтический текст;

- определять размер стихотворения.


Баллада.

Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов.

Тема любви в балладе.

Реальное, фантастическое; фабула.

Двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отноше-ние к героям.

Героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипер-бола, сравнение, метафора, ритори-ческие фигуры, инверсия).

Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Контрольная работа №1.


Конкурс чтецов.


Сочинение.


Контрольная работа №2.


7.

Из русской литературы

XX века.

11

Знать:

- факты биографии и творческой деятельности писателей и поэтов XX века;

- содержание произведений;

- основные сведения об авторах.

Уметь:

- анализировать отдельные эпизоды и произведение в целом;

- писать отзыв о литературном произведении;

- составлять вопросы по особенностям и содержанию произведения;

- выразительно читать поэтический текст;

- определять размер стихотворения.

Продолжить работу над развитием речи учащихся

Стили речи и их роль в создании художественного образа.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. Поэтический образ (развитие представлений о понятии).

Цветообраз.

Эпитет.

Метафора.

Художественная идея.

Кольцевая композиция.

Контрольная работа №3.


8.

Из поэзии

о Великой Отечественной войне.

5

Развитие интереса к истории своей семьи и государства, выразительное чтение произве-дений о ВОв.

Активизация читательской активности.

Понимание образности, выразительности сло-ва.

Уметь:

- рассказывать о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

- определять тему, основную мысль, мотивы, стихотворный размер в лирическом произве-дении.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подви-га, долга, жизни и смерти, бес-смертия, любви к родине.


Урок – концерт.


9.

Из зарубежной литературы.

6

Знать:

- особенности содержания и художественной формы произведения;

- как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя.

Уметь:

- составлять план отдельного эпизода;

- распознавать в произведении юмористи-ческое и комическое.

- выявлять авторскую позицию.

Формировать эмоциональную отзывчивость учащихся на сложные жизненные ситуации.

Волшебные, бытовые сказки.

Сказки о животных.

Литературная сказка (развитие представлений).

Гриммовская сказка.

Новелла.

Приемы создания детских харак-теров.

Проверочная работа №2.











Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

I четверть. – 18 часов.

Введение. - 1 час.

1.


О литературе, писателе и читателе.

1

01.09.


Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение.



Из мифологии. – 3 часа.

2.

Из греческой мифологии «Пять веков».

1

03.09.

Характеристика форм проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы.

Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение.

Чтение по ролям.

3.

Из греческой мифологии «Яблоки Гесперид».

1

08.09.

4.

Проверочная работа №1 по разделу «Из мифологии».

1

10.09.

Из устного народного творчества - 4 часа.

5.

Предания и легенды. «Солдат и смерть».

1

15.09.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Участие в коллективном диалоге.

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной.

6.

Из эпоса народов России «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

1

17.09.

7.

«Сказка о молодильных яблоках

и живой воде».

1

22.09.

8.

Зачёт №1 по теме «Устное народное творчество».

1

24.09.

Из древнерусской литературы – 2 часа.

9.

«Сказание о белгородских колодцах».

1

29.09.

Выразительное чтение произведения.

Работа с терминами.

10.

«Поучение» Владимира Мономаха.

1

01.10.

Из русской литературы XVIII века. - 2 часа.

11.

М.В. Ломоносов – гениальный ученый, поэт, гражданин.

1

06.10.

Составление планов статей учебника, работа с таблицами, сообщения учителя и учащихся.

Выразительное чтение произведения.

Работа с терминами.

12.

«Стихи, сочиненные на дороге

в Петергоф…»

1

08.10.

Из русской литературы XIX века. - 34 часа.

13.

В.А. Жуковский.

Краткие сведения о писателе.

1

13.10.

Беседа, составление перечня основных признаков баллады.

Чтение наизусть стихотворений.

Инсценирование отдельных эпизодов.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, письменного высказывания по предложенному началу.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины.



14.

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского. «Светлана».

1

15.10.

15.

Анализ баллады «Светлана».

1

20.10.

16.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

1

22.10.

17.

«Деревня», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

1

27.10.

18.

Конкурс выразительного чтения стихотворений.

1

29.10.

II четверть. – 15 часов.

19.

А.С. Пушкин. «Дубровский». История создания.

1

12.11.

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Выделение этапов развития сюжета.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Выразительное чтение фрагментов произведений (в том числе по ролям).

Участие в коллективном диалоге.

20.

Историческая эпоха в романе.

1

17.11.

21.

Причины ссоры Дубровского

и Троекурова.

1

19.11.

22.

Отец и сын.

1

24.11.

23.

Владимир Дубровский – доблестный офицер, необыкновенный учитель

и благородный разбойник.

1

26.11.

24.

Дубровский и Маша Троекурова.

1

01.12.

25.

Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Творческая работа.

1

03.12.

26.

Краткие сведения

о М.Ю.Лермонтове.

1

08.12.

27.

«Тучи», «Парус», «На севере диком…», «Листок».

1

10.12.

28.

Контрольная работа №1 по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

15.12.

29.

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

1

17.12.

30.

«Бранное, трудное время...» Степь как образ Родины в повести

Н.В. Гоголя.

1

22.12.

31.

Андрий и Остап.

1

24.12.

32.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

1

29.12.

33.

И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1

31.12.




III четверть. – 19 часов.

34.

«Бирюк».

1

12.01.

Различные виды пересказов.

Нравственная оценка героев.

Устная и письменная характеристика героев.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Устная и письменная характеристика героев и их нравственная оценка.

Составление плана и создание письменного высказывания на проблемный вопрос.

Подбор цитат и аргументация их целесообразности для доказательства своих мыслей.

35.

«В дороге».

1

14.01.

36.

Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»

1

19.01.

37.

Л.Н. Толстой в 30-50-е гг. 19 века.

1

21.01.

38,39.

Анализ глав повести «Детство».

2

26,28.01.

40.

Сочинение. Уроки доброты

Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

02.02.

41.

Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе».

1

04.02.

42.

Дружба Васи, Валека и Маруси.

1

09.02.

43.

Дети и взрослые в повести

«В дурном обществе».

1

11.02.

44.

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Шуточка».

1

16.02.

45.

«Толстый и тонкий».

1

18.02.

46.

Контрольная работа №2 по теме «Литература ΧΙΧ века».

1

25.02.

Из русской литературы XX века. - 11 часов.

47.

Мир природы и человека

в стихотворениях и рассказах

И.А Бунина. «Лапти».

1

02.03.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Выразительное чтение произведений.

Художественный пересказ, беседа.

Сообщения учащихся.

Лексическая работа.

Пересказ от другого лица.




48,49.

Краткие сведения об А.И. Куприне. «Тапер».

2

04,09.03.

50.

Краткие сведения о С.А. Есенине. «Песнь о собаке».

1

11.03.

51.

«Разбуди меня завтра рано…»

1

16.03.

52.

Краткие сведения

о М. М. Пришвине.

1

18.03.

IV четверть. – 16 часов.

53.

«Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра.

1

06.04.

Составление устного высказывания по указанному началу.

Работа с терминами.

Конкурс рисунков.

Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной детали.


54.

Настя и Митраша.

1

08.04.

55.

Смысл названия сказки-были.

1

13.04.

56.

А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа», «Родная земля».

1

15.04.

57.

Контрольная работа № 3 по теме «Литература ΧΧ века».

1

20.04.

Из поэзии о Великой Отечественной войне. - 5 часов.

58.

М.В. Исаковский, С.С. Орлов,

К.М. Симонов, Расул Гамзатов – анализ произведений.

1

22.04.

Сообщения учителя и учащихся.

Прослушивание музыкальных композиций.

Выразительное чтение произведений.

Работа с иллюстрациями.

Лексическая работа.

59.

Литературно-музыкальная композиция «Сороковые роковые…»

1

27.04.

60.

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Конь с розовой гривой».

1

29.04.

61.

Бабушка и внук.

1

04.05.

62.

Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Тихая моя родина».

1

06.05.

Из зарубежной литературы. - 6 часов.

63.

«Сказка о Синдбаде-мореходе»

из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

1

11.05.

Пересказ.

Работа с учебником.

Составление плана статьи учебника.

Работа с терминами.

Художественный пересказ с привлечением иллюстраций.

Самостоятельная исследовательская работа.

Создание словесного портрета.

64.

Краткие сведения о братьях Гримм.

1

13.05.

65.

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С. Пушкина.

1

18.05.

66.

О.Генри «Дары волхвов».

1

20.05.

67.

Джек Лондон «Любовь к жизни».

1

25.05.

68.

Проверочная работа №2 разделу «Из зарубежной литературы».

1

27.05.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.


Список учебно - наглядных пособий по литературе.


Наименование пособия

Кол-во

Видеокассеты.

2

Писатели России.

1

Писатели Серебряного века.

1

DVD - диски.

6

Античность. Литература и искусство.

1

Библиотека русской классики. Выпуск первый.

1

Библиотека русской классики. Выпуск третий.

1

Видеоэкскурсия по Мамаеву Кургану

1

Русская литература от Нестора до Маяковского.

1

Русская литература ΧΙΧ века в классических разборах. От Белинского до Лотмана.

1

Художественные фильмы на DVD - дисках.

25

«Барышня – крестьянка».

1

«Вишнёвый сад».

1

«Война и мир».

1

«Волшебное кольцо».

1

«Гроза».

1

«Горе от ума».

1

«Дубровский».

1

«Князь Серебряный».

1

«Мастер и Маргарита».

1

«Нахалёнок».

1

«Несколько дней из жизни Обломова».

1

«Онегин».

1

«Отцы и дети».

1

«Очарованный странник».

1

«Преступление и наказание».

1

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

1

«Ревизор».

1

«Русский бунт» (по повести «Капитанская дочка»).

1

«Снежная королева».

1

«Собачье сердце».

1

«Страницы журнала Печорина».

1

«Судьба человека».

1

«Тарас Бульба».

1

«Тихий Дон».

1

«Удивительные приключения Робинзона Крузо».

1

«Шинель».

1






















таблицы

Наглядные пособия по литературе.

5 – 11 классы.

20

1

Роды литературы.

1

2

Художественные системы в литературе.

1

3

Классицизм. Сентиментализм.

1

4

Романтизм. Модернизм.

1

5

Реализм как литературное направление.

1

6

Темы и мотивы в лирике.

1

7 - 8

Жанры лирики.

2

9

Рифма.

1

10

Принципы ритмической организации стихотворения.

1

11

Строфа.

1

12 - 13

Виды строф в лирике.

2

14

Твёрдые стихотворные формы.

1

15

Стихосложение.

1

16

Лирический герой.

1

17 - 19

Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы.

3

20

Изобразительно – выразительные средства языка. Стилистические фигуры.

1




















Комплект портретов для кабинета литературы.

Русские писатели XVIII-XIX веков.

15

Гоголь Н.В.

1

Грибоедов А.С.

1

Достоевский Ф.М.

1

Крылов И.А.

1

Лермонтов М.Ю.

1

Лесков Н.С.

1

Ломоносов М.В.

1

Некрасов Н.А.

1

Островский А.Н.

1

Пушкин А.С.

1

Салтыков-Щедрин М.Е.

1

Толстой Л.Н.

1

Тургенев И.С.

1

Тютчев Ф.И.

1

Чехов А.П.

1

Русские писатели XX века.

15

Ахматова А.А.

1

Блок А.А.

1

Булгаков М.А.

1

Бунин И.А.

1

Горький М.

1

Есенин С.А.

1

Замятин Е.И.

1

Куприн А.И.

1

Маяковский В.В.

1

Пастернак Б.Л.

1

Солженицын А.И.

1

Твардовский А.Т.

1

Цветаева М.И.

1

Шмелёв И.С.

1

Шолохов М.А.

1

Портреты.

21

Адам Мицкевич.

1

Александр Дюма.

1

Анри Мари Бейль Стендаль.

1

Виктор Мари Гюго.

2

Гюстав Флобер.

1

Джанни Родари.

1

Джонатан Свифт.

1

Джек Лондон.

1

Жан Батист Мольер.

1

Жюль Верн.

1

Карел Чапек.

1

Мигель де Сервантес Сааведра.

1

Оноре де Бальзак.

1

Ромен Роллан.

2

Франсуа Рабле.

1

Христо Ботев.

1

Чарльз Диккенс.

1

Эмиль Золя.

1

Якоб Гримм.

1






































Наличие технических средств обучения.


Телевизор,

видеомагнитофон,

музыкальный центр, CD, DVD

объясняю новый материал, способствую самостоятельному изучению материала

Компьютер

использую ресурсы Интернет при проведении занятий (он-лайн тесты при подготовке учащихся 9 классов к ГИА, 11 классов к ЕГЭ, участие в Интернет-конкурсах, дидактические разработки уроков, поиск информации и т.д.)

Мультимедийная доска, проектор, аудиоколонки,

использую при проведении занятий, просмотре презентаций

Сканер

подбираю информацию для презентаций к урокам, к внеклассным мероприятиям

Цифровой фотоаппарат

использую фотографии при создании презентаций к урокам, внеклассным мероприятиям


























Образовательные электронные ресурсы.


Название сайта

Адрес сайта

Античная литература.

http://pergam.chat.ru/

Биографии великих русских писателей и поэтов.

http://writerstob.narod.ru/

Булгаковская энциклопедия.

http://www.bulgakov.ru/

Газета "Литература". 

http://lit.1september.ru/index.php

Денис Давыдов.

http://www.denisdavydov.org.ru/index.html

Древнерусская литература.

http://www.pisatel.org/old/

Древнерусская литература.

http://drevne.ru/lib/

Кабинет русского языка и литературы.

http://ruslit.ioso.ru/

Классика.

http://www.klassika.ru/

Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского.

http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html

Леонид Андреев.

http://www.andreev.org.ru/index.html

Мир слова русского.

http://www.rusword.org/rus/index.php

Мифологическая энциклопедия.

www.myfhology.ru

Официальный сайт Академии

www.apkpro.ru

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart

Официальный сайт Федерального государственного образовательного стандарта

http://standart.edu.ru/

Поговорим о русском...

http://www.denlen.da.ru/

Пушкинъ.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm

Русская литература и фольклор

http://www.feb-web.ru/

Русский писатель И.С. Тургенев.

http://www.turgenev.org.ru/

Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп

http://asa.my1.ru/

Сайт для учителей

http://www.proshkolu.ru/

Сайт учителя русского языка и литературы Боровлевой С.В.

http://sv.ucoz.ru/

Система сайтов «Репетитор».

http://www.repetitor.org/

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»

www.gramota.ru

Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.wikipedia.ru

Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.krugosvet.ru

Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер.

http://mlis.ru/

Филолог.ру.

http://www.philolog.ru/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.feb-web.ru

Электронные словари

www.slovari.ru

Энциклопедии и библиотеки

http://www.school.edu.ru/catalog

Энциклопедия «Рубикон»

www.rubricon.ru

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УМР

Методического совета ______________ Голованёва Е.Н.

МБОУ Чирская СОШ

от ____________ № ____

__________________









Рабочая программа по литературе для 6 класса на 2014 - 2015 учебный год
  • Русский язык и литература
Описание:

        Рабочая программа по литературе 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы для 5 – 11 классов Г.С. Меркина, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе  и входит в состав УМК.

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Она реализуется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

 

Основа данной программы – чтение и изучение доступных учащимся произведений, сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе.

Автор Голованёва Елена Николаевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1109
Номер материала 4271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓