Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Г.С. Меркина.

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Г.С. Меркина.














Рабочая программа по литературе для 5 класса

учителя русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 2 п. Бобровский на 2014-2015 уч. год



























24 июля 2014 года.



Рабочая программа по литературе для 5 класса


Пояснительная записка


Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 5 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по литературе:. – 2-е изд. – М.:Дрофа, 2008г .

-Авторской программы к учебникам под редакцией Г.С.Меркина «Литература» для 5–11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008


Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г.


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

  • обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

  • формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

Место предмета в учебном плане

Количество учебных часов в год – 70 ч. (в неделю – 2 часа)





Предполагаемые результаты освоения программы по литературе в 5классе


Предметные результаты:

- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

- знание изученных текстов;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.


Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

-умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

-овладение навыками литературных игр;

-формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Важнейшими умениями в 5 являются следующие:

умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

умение объяснять роль художественных особенностейпроизведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

умение владеть монологической и диалогической речью;

умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

умение выявлять авторское отношение к героям;

умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях

.



Количество часов по программе – 70 ч, в. неделю – 2 часа:на изучение произведений – 52 ч, на развитие речи –11 ч, на внекл.чтение – 7 ч. Планирование составлено на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» Авторы – составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: «Русское слово»,- 2011 год.

Учебник: Г.С.Меркин. Литература, 5 класс, – М.: «Русское слово», – 2010 год


В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • наблюдение, беседа,

  • фронтальный опрос,

  • опрос в парах,

  • чтение наизусть,

  • тесты,

  • анализ текста,

  • исследовательские работы,

  • устные рассказы по плану,

- сочинения.



Технологии для организации учебного процесса

-технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова;

-технология личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, Ш.Амонашвили и др.;

-технология проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер и др.), что позволяет педагогу развивать познавательные и творческие способности учащихся;

-технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), что позволяет учителю развивать умственные способности учащихся через возможность выбора индивидуального темпа обучения;

технология развития критического мышления через чтение и письмо (С. Уолтер, Ч. Темпл и др.);


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ- ПО ЛИТЕРАТУРЕ



Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.



В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


  1. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2012г.


  1. Соловьёва Ф. Е. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь: В 2ч. (к учебнику Г. С. Меркина). - М.: «Русское слово», 2012г.


  1. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин):методическое пособие/ Ф. Е. Соловьёва; под ред Г. С. Меркина. – М.: «Русское слово», 2012 г.


  1. Универсальная энциклопедия «Википедия»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org


  1. Универсальная энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru


  1. Энциклопедия «Рубрикон»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rubricon.com


  1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru


  1. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru


  1. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru


Мифологическая энциклопедия: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mifolog.ru



Учебно-тематический план по литературе в 5 классе




Раздел, количество часов

Тема

Содержание образования в соответствии с ФК ГОС

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

Введение (1 ч)

Книга-твой друг.

Литература как искусство слова Писатель - книга - читатель

Знать : образную природу словесного искусства, понимать значение книги, ее роль в жизни человека

Уметь: владеть различными видами пересказа ,находить в учебнике необходимый материал.

Беседа

Мифология (3 ч)

Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп

Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира

Знать: содержание текстов, что такое мифы, отличие мифа от сказки

Уметь: владеть различными видами пересказа

Тест


Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского «Рождение эпоса»


Знать: содержание текстов.

Уметь: владеть различными видами пересказа, понимать язык мифов.

Составление плана легенды, устное словесное рисование.


Мифы древних славян как форма познания действительности

Схожесть славянских мифов со сказками и былинами. «Рождение мира» - славянский миф о происхождении богов и Земли.

Основные боги и силы, в которые верили наши далекие предки

Знать: содержание мифа.

Уметь: делать художественный пересказ эпизода.

Подробный пересказ

Устное народное творчество (4 ч)

Малые жанры УНТ: загадки, пословицы, поговорки


Знать художественные отличия малых жанров

Иметь представления о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора

Беседа


Русские сказки.

Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика. Народные представления о долге жены, о ее духовном облике

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам


Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»


Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам


Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает

Эстетика волшебной сказки. Нравоучительный и философский смысл сказок.

Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев

Знать: особенности бытовой сказки и волшебной.

Уметь: находить сходства и различия между сказкой и мифом.

Сочинение собственных сказок

Древнерусская литература (3 ч

Литература Древней Руси.

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы

Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе

Знать: о древнерусской литературе, о летописи.

Уметь: определять позицию автора, анализировать текст.

Пересказ отрывка по выбору


Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы

Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека

Уметь: определять позицию автора, анализировать текст

Пересказ


Р.р. Подробное изложение по «Повести временных лет»



изложение

Басни(5ч)

Из басен народов мира.

Раскрытие характера персонажей в басни Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»

Краткие сведения об авторах. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы

Знать: о творчестве Эзопа и Лафонтема.

Уметь: воспринимать и анализировать текст басни.

Словарная работа


Нравственная проблематика и злободневность русских басен

Русские басни. Русские баснописцы XVDI в. Нравственная проблематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса». «Бродячие сюжеты в баснях». Различные способы реализации одного итого же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы).

Иметь представление о развитии жанра басни в русской литературе

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение басни


И. А.Крылов -великий русский баснописец

Жанр басни в творчестве Крылова. Народные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества в баснях Крылова


Знать биографию И.А. Крылова

Уметь: выразительно читать басни, составлять собственные басни

Чтение наизусть, инсцениро

вание


Басни И.А.Крылова

Динамизм и многозначность характеров в баснях. Защита баснописцем

нравственных устоев общества

Осмысливать конфликтные ситуации, лежащие в основе басен

Чтение басни


Предшественники и последователи

И. Крылова в жанре басни

Жанр басни в мировой литературе. Знаменитые предшественники И.А. Крылова:

а) античность (Эзоп и
Федр);

б) французские баснописцы эпохи классицизма (Лафонтен, Буало);

в) русские баснописцы XVIII в. (Сумароков, И. Хменицев,
И. Дмитриев) Русская басня в 20 веке.

С.В.Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало»


Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Выразительное чтение басни

Литература XIX века (25 ч.)

А. С. Пушкин

Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»


Знать: сведения о поэте, историю создания стихотворения.

Уметь: отбирать материал для характеристики героев.

Выразительное чтение стихотворения


Литературная сказка.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Родственность сказки Пушкина и мифа об Амуре и Психее. Поэтичность, музыкальность сказки

Знать: сюжет и образную систему сказки, отличие литературной сказки и народной.

Уметь: давать оценку действиям героев

беседа


Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки





Сказочные традиции в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, i мотивы народного творчества.

Мотивы народного творчества в поэме. Богатство выразительных средств. Сказочная основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке.

Поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке

Знать: определение понятий «ритм»,,«строфа», «эпитет».

Уметь: видеть разницу между прозаическим и поэтическим текстом

Чтение наизусть


Сказки с одинаковым сюжетом

Повествование, описание и рассуждение в художественном произведении. Сопоставительный анализ народной сказки, сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Знать: содержание текста.

Уметь :давать характеристику героям и давать оценку их поступков.

Подробный пересказ


М.Ю. Лермонтов. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино»

Детские годы поэта. Родное гнездо Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Начало литературной деятельности, интерес к истории России. История создания «Бородино». Бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Их достоверность. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом

Знать: сведения о детских годах Лермонтова.

Уметь: работать со статьей учебника.

Вопросы.


М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».


Знать: историческую основу стихотворения, содержание.

Уметь: работать с художественным текстом, создавать устную картину.

Чтение наизусть отрывка


«Война и дети» Урок внеклассного чтения по фрагменту романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Война и дети. Война и взрослые. «Петя Ростов» (фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир».) Петя Ростов в партизанском отряде. Любовь к родине, верность долгу. Последний бой. Гибель Пети Ростова как кульминация подвига

Уметь: работать с художественным текстом, создавать устную картину

Выборочный пересказ


Сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова»


Уметь последовательно излагать мысли

Сжатое изложение


Н.В. Гоголь. Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством»

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Фантастика народных сказок в произведении. Отражение в повести славянских преданий и легенд. Реалистическое и фантастическое. Образы и события. Яркость и выразительность народной речи в повести


Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Пересказ


Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством

Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая сила в произведении. Поэтизация чистой и светлой любви. Суеверие, злая сила, победа добра. Юмор в повести. Сочетание комического и лирического, светлого и мрачного

Знать: определение темы, сюжета.

Уметь: определять тему, следить за развитием сюжета, пересказывать эпизоды

Беседа, пересказ.


Изложение с творческим заданием по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством


Уметь логически излагать мысли, высказывать свою точку зрения.

Изложение с творческим заданием


И.С. Тургенев. Обличение крепостного права в рассказе «Муму»


Знать: сведения о Тургеневе.

Уметь: работать со статьей учебника, находить дополнительный материал.

Беседа


Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью

Герасим и барыня. Герасим и дворня. Нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе любви автора к русскому народу

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Пересказ эпизодов


Р.Р«Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление

Письменный отзыв на эпизод


Знать: принципы построения сочинения.

Уметь: писать сочинение, работать с художественным текстом, отбирать материал.

Сочинение.


Н.А. Некрасов. Труд, судьба и народные страдания в стихотворениях «Орина, мать солдатская» и «Забытая деревня»

Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики в поэме. Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя, работать со статьей учебника.

Чтение наизусть


Тема детства в стихотворении

Н. Некрасова «Крестьянские дети»

Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа


Л.Н. Толстой. Нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник

Краткие сведения о писателе.

Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Творческая история рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета

Знать: сведения о писателе.

Уметь: работать со статьей учебника, пересказывать.

Пересказ


Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Осуждение в рассказе трусости и слабости духа. Прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости.

Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Авторское отношение

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Тесты


Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»


Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Отношения людей разных национальностей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Отношение писателя к событиям

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам


Письменный ответ на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Классное сочинение

Уметь логически мыслить, связно излагать свои мысли.

сочинение


Вн.чтение. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»: своеобразие рассказа


Знать: содержание текста, сатирические средства.

Уметь: пересказывать, читать по ролям.

Беседа по вопросам, выборочный пе ресказ


А. П. Чехов. Высмеивание страха и трусости в рассказе «Пересолил»

Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова.

Тема рассказа «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций.

Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа

Знать: о писателе Чехове.

Уметь: работать со статьей учебника. Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героям

беседа


Написание юмористического рассказа


Знать основы написания юмористического рассказа

Написание рассказа


Любовь к родной природе в поэзии А. Блока


Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока.

Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворения «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом...». Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей. Художественное своеобразие стихотворения

Знать: сведения о детских годах Блока.

Уметь: работать со статьей учебника Знать: содержание стихотворений.

Уметь: определять тему и основную мысль стихотворения, находить изоб.-выраз. средства.

Пересказ, вопросы Чтение наизусть

Литература XX в. (17 ч)

И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...»

Детские годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.Бунина. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой...»


Знать: сведения о жизни Бунина, содержание стихотворения.

Уметь: определять основную тему через лексический анализ, следить за развитием темы.

Анализ стих.


Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне»


Живописание природы как эстетической ценности. Восприятие главным героем природы и окружающего мира:

Слияние мальчика с
природой, нравствен-
но-эмоциональное

состояние персонажа

Знать: содержание текста.

Уметь: пересказывать, определять литературные приемы, давать оценку действиям героя.

Беседа, пересказ.


С.А. Есенин.

Единство человека и природы в лирике

Детские годы Есенина.

В есенинском Константинове

«Ты запой мне ту песню, что прежде…»

«Нивы сжаты, рощи голы…».

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха.


Знать: сведения о детских годах Есенина.

Уметь: работать со статьей учебника, анализировать стихотворение.

Беседа Выразительное чтение «Ты запой…», «Нивы сжаты..».


Родная природа в лирике поэтов XX в.

A. Блок «На лугу...»,

B. Боков «Поклон», И. Бунин «Сказка», Н. Рубцов «Северная береза», К. Бальмонт «Фейные сказки»,

C. Есенин «Черемуха». Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему миру. Отражение красоты природы в стихах

Знать: содержание стихотворения.

Уметь: сравнивать стихотворения. определять лирические образы , определение выразительных средств

Наизусть «Поет зима…».


Обучение анализу поэтического текста

Стихотворение по выбору учителя

Знать: содержание стихотворения.

Уметь:. определять лирические образы , определение выразительных средств.



А.Н. Андреев. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче»

Краткие сведения о писателе. Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта).

Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика. Значение финала

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам


А.И. Куприн. Детские впечатления и их отражение в рассказе «Детский сад»

Краткие сведения о писателе. «Детский сад». Личная цель и общественная.

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам


Тема милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

Рассказ о новогодней ночи и неожиданном спасении семьи Мерцаловых. Герой рассказа. Название рассказа

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Составление викторины


А. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита»

Краткие сведения о Платонове А.П. Тема рассказа. Беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья.

Оптимистическое восприятие окружающего мира

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам Пересказ фрагментов


П.П. Бажов. Человек труда в сказе «Каменный цветок»

Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства


Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя Знать: что такое сказ.

Уметь: анализировать лексику сказа, находить средства отличия сказа от сказки.

Беседа по вопросам ,словесное рисование


Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»

Краткие сведения о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном

Знать: приемы создания художественного образа, содержание текста.

Уметь: работать с художественным текстом.

Пересказ эпизодов.


Ю.В. Сотник. Умение сопереживать -основная тема рассказа «Гадюка»

Краткие сведения о писателе.

Диалог - основная художественная форма рассказа. Образы Бори и пассажиров вагона. Способность к пониманию, сочувствию, готовности прийти на помощь

Знать: содержание текста, что такое диалог.

Уметь: давать оценку действиям героя, характеристику речи героя.

Беседа по вопросам, чтение по ролям Инсценированное чтение.


Н.А. Заболоцкий и его отношение к природе в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...»

Краткие сведения о писателе.

Диалог - основная художественная форма рассказа. Образы Бори и пассажиров вагона. Способность к пониманию, сочувствию, готовности прийти на помощь

Знать: сведения о поэте, содержание стихотворений.

Уметь: делать анализ стихотворения ( тема, литературные приемы), создавать словесные картины.

Анализ стих, устное словесное рисование


А. Твардовский. Чувство любви к родине в стихотворении «Станция Починок»

Детские годы поэта, «заветная книга». «Станция Починок»: любовь к родине. Малая и большая родина

Знать: сведения о поэте.

Уметь: делать анализ поэтического текста с точки зрения изоб.-выраз.средств, определения темы, основной мысли.

Беседа, анализ стихотворения.


Вн.чтение. В.Астафьев «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля».2 урока

.

Знать: содержание рассказов.

Уметь: пересказывать, создавать устные словесные картины.

Беседа, пересказ, устное словесное рисование


Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо 2 урока

Краткие сведения о жизни талантливого писателя Д. Дефо.

Черты характера

главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие)

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя, пересказывать эпизоды.

Беседа по вопросам, пересказ

Зарубежная литература (10ч)

Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена

Слово о писателе, его детстве. Библейские, мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении


Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам, тесты


Победа добра, любви и дружбы над злом и коварством в сказке Андерсена «Снежная королева»

Кай и Герда - главные герои сказки. Добро и зло, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта; жестокость и предательство в сюжете сказки. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам,словесное рисование


Внешняя и внутренняя красота в сказке «Снежная королева»

Победа Герды в неравной борьбе. Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внешней и внутренней. Роль Снежной королевы в развитии сюжета. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Составление викторины


Сочинение сказки, рассказанной цветком Герде


Знать: принципы построения сказок.

Уметь: сочинять сказку.

Сочинение.


М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера 3 урока

Краткие сведения о писателе. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков, их смелость, фантазия и авантюризм. Бэкки Тетчер и Том. Внутренний мир героев М: Твена, черты характера Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным

Знать: содержание текста, что такое ирония.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам, анализ эпизода, чтение по ролям, составление плана, сжатый пересказ.


Ж. Рони Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь»

Краткие сведения о писателе. Гуманистическое изображение доисторического человека. Человек и природа, борьба за выживание

Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Пересказ эпизодов


Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише»

Краткие сведения о писателе. Его детские впечатления. Период раннего взросления. Характер мальчика -смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудной жизни. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа


Знать: содержание текста.

Уметь: давать оценку действиям героя

Беседа по вопросам


А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Краткие сведения о писателе. Жизнелюбие, доброта - основные мотивы произведения

Уметь выделять главное в прослушанном сообщении, выявлять качества характера героя произведения

Подготовленные сообщения учащихся,участие в викторине, беседа


«Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок)


Знать содержание произведений. Уметь рассказывать о книге, обосновывать свое мнение, ориентироваться в художественном тексте

Викторина.







Календарно- тематическое планирование по литературе для 5 класса

Тема урока

Дата

1 Книга -твой друг 2.09.2014

2

Античный миф. Происхождение мира богов

в античных мифах «Рождение Зевса», 4.09 2014

«Олимп»

3

Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

9. 09


4

Мифы древних славян как форма познания действительности

11. 09

5

Малые жанры УНТ: загадки, пословицы, поговорки

16. 09

6

Русские сказки.

Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»

18. 09

7

Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

23. 09

8

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает

25. 09

9

Литература Древней Руси.

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы

30. 09

10

Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы

2.10

11

Р.р. Подробное изложение по «Повести временных лет»

7.10

12

Из басен народов мира.

Раскрытие характера персонажей в басни Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»

9.10

13

Нравственная проблематика и злободневность русских басен

14.10

14

И. А.Крылов -великий русский баснописец

16.10

15

Басни И.А.Крылова


16

Предшественники и последователи

И. Крылова в жанре басни

21.10

17

А. С. Пушкин

Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»

23.10

18

Литературная сказка.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

28.10

19

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

30.10

20

Сказочные традиции в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

11.11

21

Сказки с одинаковым сюжетом

13.11

22

М.Ю. Лермонтов. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино»

18.11

23

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

20.11

24

«Война и дети» Урок внеклассного чтения по фрагменту романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

25.11

25

Сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова»

27.11

26

Н.В. Гоголь. Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством»

2.12

27

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством

4.12

28

Изложение с творческим заданием по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством

9.12

29

И.С. Тургенев. Обличение крепостного права в рассказе «Муму»

11.12

30

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью

16.12

31

Р.Р«Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление

18.12

32

Н.А. Некрасов. Труд, судьба и народные страдания в стихотворениях «Орина, мать солдатская» и «Забытая деревня»

23.12

33

Тема детства в стихотворении

Н. Некрасова «Крестьянские дети»

25.12

34

Л.Н. Толстой. Нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник

30.12

35

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

12.01

36

Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»


15.01

37

Письменный ответ на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

19.01

38

Вн.чтение. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»: своеобразие рассказа

22.01

39

А. П. Чехов. Высмеивание страха и трусости в рассказе «Пересолил»

26.01

40

Написание юмористического рассказа

29.01

41

Любовь к родной природе в поэзии А. Блока


2.02

42

И.А. Бунин. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...»

5.02

43

Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне»


9.02

44

С.А. Есенин.

Единство человека и природы в лирике

12.02

45

Родная природа в лирике поэтов XX в.

16.02

46

Обучение анализу поэтического текста

19.02

47

А.Н. Андреев. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче»

24.02

48

А.И. Куприн. Детские впечатления и их отражение в рассказе «Детский сад»

26.02

49

Тема милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

2.03

50

А. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита»

5.03

51

П.П. Бажов. Человек труда в сказе «Каменный цветок»

10.03

52

Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»

12.03

53

Ю.В. Сотник. Умение сопереживать -основная тема рассказа «Гадюка»

16.03

54

Н.А. Заболоцкий и его отношение к природе в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...»

19.03

55

А. Твардовский. Чувство любви к родине в стихотворении «Станция Починок»

2.04

56

Вн.чтение. В.Астафьев «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля».

6.04

57

Краткие сведения о Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо

9.04

58

Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо

13.04

59

Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена

16.04

60

Победа добра, любви и дружбы над злом и коварством в сказке Андерсена «Снежная королева»

20.04

61

Внешняя и внутренняя красота в сказке «Снежная королева»

23.04

62

Р.р. Сочинение сказки, рассказанной цветком Герде

27.04

63

Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена

30.04

64

М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера

7.05

65

Жизнерадостность, неутомимфый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера

14.05

66

Ж. Рони Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь»

18.05

67

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише»

21.05

68

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

25.05

69

«Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок)

27.05

70

Что читать летом

29.05





График контрольных работ по литературе 5 класса на 1 и 2 полугодие 2014-2015 уч. года



ФИО учителя

Класс,предмет

Форма контроля

Дата





Скворцова З.М.

Литература 5 кл.

1.Сочинение собственных сказок

19.09



2.Р.р. Подробное изложение по «Повести временных лет»

7.10



3.Сжатое изложение по отрывку из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» «Первый бой Пети Ростова»

27.11



4.Изложение с творческим заданием по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством

9.12



5.Сочинение«Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление

18.12



6.Написание юмористического рассказа

29.01



7 Сочинение сказки, рассказанной цветком Герде

27.04


























.




Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Г.С. Меркина.
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 5 класса составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерсва  образования РФ от 05.03. 2004 года № 1089; Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5- 9 классов ( опубликована в сборнике " Примерные программы по литературе:. - 2-е издание - М.: Дрофа, 2008 год.",авторской программы к учебникам под редакцией Г.С. Меркина " Литература для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО " ТИД " Русское слово - РС", 2008 год.

Программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю) 

Автор Скворцова Зоя Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2990
Номер материала 23896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓