РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка
Данная рабочая
программа по литературе для 11 А класса составлена на основании следующих
документов:
1.
Федерального компонента государственного стандарта
по литературе.
2.
Примерной программы среднего (полного) общего
образования по литературе,
рекомендованная
Министерством образования и науки РФ. Профильный уровень.
3. Программы для
общеобразовательных учреждений по литературе к УМК для 5-11 классов под
редакцией Коровиной В.Я. Профильный уровень.
Рабочая
программа по литературе (социально-гуманитарный профиль) представляет собой
целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, общую
характеристику предмета, место учебного предмета в учебном плане, содержание
учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые
результаты изучения учебного предмета.
Программа
реализована в учебниках "Русская литература XX века"
в 2-х частях, 11 класс, под редакцией В.П.Журавлёва.
РАЗДЕЛ II.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего
невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного
предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия
в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателя,
приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа литературного образования в 5-11 классах под редакцией
В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И.
Коровин, И. С. Збарский) и учебники данных авторов предлагают реализацию
следующей концепции: построить изучение литературы в школе в системе – от мифов
к устному народному творчеству, от него к древнерусской литературе, от
древнерусской литературы к литературе XVIII, XIX, XX
веков.
Важнейшим
принципом построения курса литературы для 11 класса является принцип
преемственности. XX век стал преемником всех без
исключения традиций русской культуры, а литература отразила все стороны
многогранного русского национального характера
Литература XX века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и
то, что еще недавно находилось в глубоком подполье и известно было лишь узкому
кругу знатоков (литература андеграунда).
Соответственно программа интегрирует все эти направления в единых обзорах,
построенных на принятой ныне большинством ученых «укрупненной» периодизации:
веков (1890 – 19170, 1920 –е годы; 30-е – середина 50-х; 50-90-е годы). Обзоры
включают в себя не столько социально-политические события (хотя без них тоже
нельзя обойтись), сколько собственно литературные явления: формирование тех или
иных художественно-философских концепций мира и человека; становление и
развитие литературных школ и стилевых направлений; художественные открытия
эпохи.
Указанный
принцип предполагает введение в 11 классе таких теоретических понятий, как
неореализм, социалистический реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодерн, а также ряд терминов, углубляющих представление школьников о
художественных приемах в прозе и поэзии (мифологизм, реминисценция, стилизация,
повествовательная перспектива, дольник, верлибр и т.п.).
Отчетливое
понимание перегруженности школьника, его физической неспособности объять
необъятное привело к изменению структуры монографических разделов программы.
Вместо перечисления всех произведений каждого изучаемого писателя,
оборачивающегося на практике схоластическим заучиванием положений учебника о не
прочитанных учеником книгах, предлагается текстуальное изучение небольшого
числа произведений, позволяющих выявить своеобразие художественного мира
писателя в его соотнесенности с литературным процессом, освещенным в обзорах.
Вместе с
тем введение в программу писательских имен и текстов, выходящих за рамки
«Обязательного минимума содержания образовательных программ по литературе», позволяет
учителю более глубоко и широко осветить литературный процесс, расширить
кругозор учеников в соответствии с современной тенденцией обращения к
творчеству писателей русского зарубежья, андеграунда, постмодернизма.
Программа
предназначена для учащихся 11 классов. Их возрастные особенности позволяют
более глубоко рассмотреть вопросы и проблемы, связанные с литературой XX века.
Изучение литературы на
профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение
следующих целей:
·
воспитание духовно
развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического
мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
·
развитие представлений
о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического
мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
·
освоение текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий; создание общего
представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях,
о множественности литературно-художественных стилей;
·
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного
целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с
использованием понятийного языка литературоведения; выявления
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения;
формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных
литературных произведений и их научных, критических и художественных
интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования
необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке,
в ресурсах Интернета и др.
Цель литературного
образования – становление духовного мира человека, создание условий для
формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в
реализации своих творческих возможностей.
Задачи:
·
Содействовать формированию и воспитанию
художественного вкуса.
·
Помочь оформлению духовно-нравственных принципов в
сознании учащихся.
·
Укрепить национальное самосознание, патриотические
чувства.
Ожидаемые результаты:
- Начитанность
школьника, направленность его читательских интересов, круг литературных
явлений, значительных для ученика.
- Умение выделять в
тексте нравственно-идеологические проблемы и активность оценки
прочитанного.
- Способность
применять историко и теоретико-литературных знаний в анализе
художественного текста.
- Успешная сдача
учащимися государственного экзамена по литературе (устно) и письменного
экзамена (сочинение или изложение).
Изучение литературы как искусства слова предполагает
систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с
книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с
литературой (и другими видами искусства) родной страны и мира, постоянном
внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над
поставленными автором проблемами.
Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и
лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует
формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое
отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература
обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью
человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память
учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но
и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко
всему окружающему миру.
Одна из
составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся.
Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и
образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
РАЗДЕЛ III. Место предмета в учебном плане
Согласно действующему в гимназии учебному плану рабочая программа
предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 11 классе
предполагается обучение в объёме 170 часов. Программа рассчитана на 5 часов в
неделю.
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на
войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа).
Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие
зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в
них “вечных” проблем бытия.
Литература конца 19 – начала 20 века
Обзор русской
литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические
события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт
человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская
литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”.
Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических
событий. Проблема “художник и власть”.
И.
А. Бунин
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения: "Забытый фонтан", «Вечер», «Не устану
воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность
и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и
лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в
лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое
дыхание», "Солнечный удар", "Холодная осень", цикл «Темные
аллеи».
Развитие
традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания
"дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”.
Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье
и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).
Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной
детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А.
И. Куприн
Жизнь
и творчество (обзор).
Повести
«Гранатовый браслет»,
"Поединок", "Олеся". Своеобразие сюжета повестей. Споры героев об
истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм
решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей,
поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль
эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы «Старуха Изергиль», "Макар Чудра",
"Челкаш"
Романтизм ранних рассказов Горького. Рассказы
Горького о босяках. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни.
Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и
действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль
пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным
театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы.
Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей.
Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое
столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда
веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских
ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.
Афористичность языка.
Роман "Мать"(обзор).
Поэзия
конца XIX - начала XX века.
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XXвека. Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс".
Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского
символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских
символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача
предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового
искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой
легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К.
Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А.
Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме»,
«Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и
мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в
лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил
уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность
стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и
мыслей.
А. Белый
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь»,
«Родине». Интуитивное постижение действительности.
Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий
как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки
акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма
и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к
“прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея
поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация
действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в
поэзии Гумилева.
А.А. Ахматова
Ранняя лирика.
Футуризм
Манифесты
футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет
формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы,
эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы
футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В.
Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция»,
«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина,
оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом»,
«Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические
эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская
поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в.
в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев, С.
Клычков, П.Орешин
Жизнь и творчество
(обзор).
Стихотворения: «Осинушка»,
«Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской
поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины,
неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания.
Религиозные мотивы.
Литература 20-30 годов XX
века
А.
А. Блок
Жизнь
и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит
лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в
темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы
и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.
Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в
творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и
действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических
стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и
стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История
создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение
конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы,
ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные
символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и
способы ее выражения в поэме.
В.
В. Маяковский
Жизнь
и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой».
Маяковский
и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос
революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма,
неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры,
необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта
и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в
творчестве Маяковского.
Поэмы "Клоп", "Баня".
Сатирические
образы в творчестве Маяковского.
С.
А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…»,
«Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в
есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой
связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и
трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней
лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
А.А.Фадеев
Жизнь
и творчество.
Роман "Разгром".
Народ
и интеллигенция в романе (Морозка и Мечик). Образ Левинсона. Проблема
гуманизма.
М.
И. Цветаева
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так
рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто
создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…»,
«Куст».
Основные
темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия
как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в
лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О.
Э. Мандельштам
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame»,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его
письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и
литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.
А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он
звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так:
какая-то истома…».
Отражение
в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства.
Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и
музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике
Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История
создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и
народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти
над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции
поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Б.
Л. Пастернак
Жизнь и творчество
(обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,
«Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая
эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема
поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба
художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики
Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя.
Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации
романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой
романа.
М.
А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Повесть "Собачье
сердце".
Сатира Булгакова.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации
романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта
и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и
Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе.
Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема
совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей
духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной
главы романа.
Роман "Белая
гвардия".
А.
П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции
Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в
“Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести.
“Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка
и стиля писателя.
Е.И.Замятин
Жизнь
и творчество.
Роман "Мы".
Роман
как образец жанра антиутопии в литературе.
М.
А. Шолохов
Жизнь
и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон».
История
создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции.
Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.
Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской
войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского
укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.
"Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и
масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция
пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы
Шолохова.
Литература второй
половины XX века
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в
русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской
истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.
«Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка
острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема
исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на
войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в
русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие
традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства
человека и природы).
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный
цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение
народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского.
Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Лагерная тема.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы:
«Последний замер», «Шоковая терапия».
История
создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы.
Характер повествования.
А. И. Солженицын
Жизнь
и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие
раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального
характера в контексте трагической эпохи.
Повесть "Матрёнин двор".
"Не
стоит земля без праведника..."
Роман "Архипелаг ГУЛАГ"(главы)
Документально-художественное
исследование.
Литература периода Великой
Отечественной войны
Великая
Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Поэзия периода Великой
Отечественной войны.
В. В. Быков
Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика
произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы
Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в
произведении. Мастерство психологического анализа.
Б.Васильев
Роман "В списках не значился".
Плужников и его борьба с
немецко-фашистскими захватчиками.
Повесть "А зори здесь тихие..."
Подвиг девушек - зенитчит.
В.Распутин
Роман "Живи и помни".
Трагедия Настёны.
С.Алексиевич
Документальная повесть "У войны не женское
лицо".
Воспоминания живых свидетелей
драматических событий. Участие женщин в войне.
Проза второй половины XX века.
Ф.А.Абрамов
"Деревенская проза"
Повесть "Пелагея".
Основные проблемы
произведения.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного
характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе.
Особенности повествовательной манеры Шукшина.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее
связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности
поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека
со своими корнями. Символические образы в повести.
Повесть "Последний срок".
Проблематика повести и её
связь с традициями классической русской прозы.
Поэзия второй половины XXвека.
Литература на современном этапе.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья
осенние.
Своеобразие художественного
мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта.
Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России.
Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Н.Заболоцкий
Стихотворения "Завещание",
"Сентябрь", "Некрасивая девочка", "Не позволяй душе
лениться!"
Человек и природа в поэзии
Н.Заболоцкого.
В.С.Высоцкий
Жизнь и творчество (обзор).
Поэт и время.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»,
«Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического
мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и
мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в
“заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии
60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей
в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие
песен Окуджавы.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной
конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как
художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере
героя. Смысл финала пьесы.
Новейшая русская поэзия.
Четыре основных направления
новейшей русской поэзии: ироническое, концептуальное, неоавангардное,
неоклассическое.
Обзор литературы
последнего десятилетия
Основные тенденции
современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в
журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные
отклики в печати. Современная проза, поэзия.
Литература русского
зарубежья. Обзор.
Творчество С. Довлатова, В. Набокова.
Современная публицистика.
РАЗДЕЛ VI.
Планируемые результаты изучения литературы
в 11 классе
В результате изучения литературы на профильном уровне выпускник должен
знать/понимать:
·
образную природу словесного искусства;
·
содержание изученных литературных произведений;
·
основные факты жизни и творчества
писателей-классиков XX в., этапы их творческой эволюции;
·
историко-культурный контекст и творческую историю
изучаемых произведений;
·
основные закономерности историко-литературного
процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных
направлений и течений;
·
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
·
воспроизводить содержание литературного
произведения;
·
анализировать и интерпретировать литературное
произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, художественного времени и
пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой произведения;
·
соотносить художественную литературу с фактами
общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и
культурном развитии общества;
·
раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать
литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
·
соотносить изучаемое произведение с литературным
направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при
анализе произведения;
·
определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения;
·
сопоставлять литературные произведения, а также их
различные художественные, критические и научные интерпретации;
·
выявлять авторскую позицию, характеризовать
особенности стиля писателя;
·
выразительно читать изученные произведения (или
фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
·
аргументированно формулировать свое отношение к
прочитанному произведению;
·
составлять планы и тезисы статей на литературные
темы, готовить учебно-исследовательские работы;
·
писать рецензии на прочитанные произведения и
сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
создания связного текста (устного и письменного) на
необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
·
участия в диалоге или дискуссии;
·
самостоятельного знакомства с явлениями художественной
культуры и оценки их эстетической значимости;
·
определения своего круга чтения и оценки
литературных произведений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.